Что такое констатирующий этап в дипломной работе
Разработка констатирующего и формирующего этапа исследования
Написание курсовой работы предполагает выполнение определенного плана действий, который призван продемонстрировать знания и навыки выпускника, полученные в ходе обучения. В зависимости от направления деятельности, специализации выполнение ВКР имеет некоторые особенности. В частности, в ходе написания дипломных проектов по психологии выделяют несколько видов эмпирических исследований (экспериментов): констатирующее, формирующее и контрольное. Рассмотрим специфику каждого из них.
Написание курсовой работы предполагает выполнение определенного плана действий, который призван продемонстрировать знания и навыки выпускника, полученные в ходе обучения. В зависимости от направления деятельности, специализации выполнение ВКР имеет некоторые особенности. В частности, в ходе написания дипломных проектов по психологии выделяют несколько видов эмпирических исследований (экспериментов): констатирующее, формирующее и контрольное. Рассмотрим специфику каждого из них.
Констатирующий этап исследования
На этой стадии автор ВКР должен изучить психологические феномены в конкретной области, выборке. Важно, чтобы на анализируемые явления не оказывалось влияние иных факторов, любое воздействие должно быть исключено. Фактически наблюдают за теми же явлениями, но этот эксперимент самый простой, так как допустимы погрешности.
В ходе констатирующего исследования проводят различные виды анализа. В частности, рассматривают отличия и взаимосвязи отдельных явлений или психологических показателей.
Цель констатирующего этапа – установить наличие или отсутствие конкретных факторов, явлений в строго контролируемых условиях. Для достижения этой цели используются следующие методы:
— метод поперечного среза.
Он предполагает анализ конкретной группы, явления. Например, дети дошкольного или школьного возраста. Здесь исследуют конкретные аспекты: уровень развития интеллекта, показатели физической активности и пр.
— лонгитюдный метод («продольное исследование»).
Данный способ предполагает изучение конкретного действия, явления в динамике. Такие исследования нацелены на выявление закономерностей, тенденций развития, отклонений и изменений в определенный период времени.
Формирующий этап исследования
На этой стадии исследователь изучает явление с учетом воздействия на него иных факторов. Воздействие должно быть оценено автором ВКР: приносит пользу или вред, требуется ли вмешательство для улучшения поведения или явления. Формирующий этап призван оценить ситуацию «до» и «после», определить степень воздействия на него отдельных элементов.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Формирующее исследование предполагает полный контроль над состоянием анализируемых объектов, создание специфических условий, качественную и количественную оценку изменений.
На этом этапе проводят:
— лабораторный эксперимент, который предполагает анализ группы или объектов в конкретных условиях;
— естественный эксперимент, который проводится по ходу развития событий, в естественных условиях (с учетом вносимых исследователем изменений в рамках конкретного плана).
Формирующий этап исследования предполагает выполнение следующего алгоритма действий: определение цели – планирование эксперимента – реализация эксперимента – анализ полученных данных – формирование результатов (выводов).
Сбор данных для анализа может происходить путем анкетирования лиц, тестирования, моделирования ситуации и пр.
Контрольный этап исследования
Зачастую формирующий эксперимент проводится совместно с контрольным. Миссия контрольного этапа заключается в оценке эффективности проведенного исследования, эксперимента. Установить эффект можно, если повторно организовать и провести мероприятия предшествующих этапов, сравнить их с первоначальными данными (результатами первого эксперимента).
Таким образом, выполнение ВКР по психологии предполагает прохождение три этапа, каждый из которых обладает спецификой. На констатирующей стадии оценивается конкретный объект в конкретных условиях без учета воздействия на него иных факторов. На формирующей стадии автор должен проанализировать изменения с учетом влияния на явление, группу всех возможных элементов. Контрольный этап призван оценить эффективность эксперимента, определить динамику и степень зависимости объекта от различных факторов.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ полученных в результате данных, его описание.
На этом этапе работы на выбранной базе исследования проводится подготовленная исследовательская методика. Затем она обрабатывается, и на основании полученных данных делаются выводы о наличном состоянии проблемы. Порядок проведения констатирующего этапа эксперимента и полученные здесь результаты описываются в соответствующем параграфе дипломной работы. Об особенностях описания констатирующего этапа смотри выше.
Написание теоретических параграфов дипломной работы.
На основе собранного теоретического материала, после его систематизации и классификации пишутся теоретические параграфы диплома. Особенности их написания так же раскрыты выше. Нужно помнить, что к теоретическим параграфам относятся не только те, где раскрываются сущность и содержание изучаемого в дипломном исследовании явления, но и параграфы (если они есть), показывающие как решалась данная проблема другими исследователями, раскрывающие различные подходы к ее решению.
Подготовка к осуществлению формирующего этапа экспериментальной работы.
Проведение формирующего этапа эксперимента.
Это непосредственная деятельность исследователя с участниками экспериментальной работы по разрешению выявленной проблемы, т.е. проведение системы игр, бесед и т.п., отобранных на предыдущем этапе.
Формирующий этап должен быть достаточно длительным по времени. Нужно помнить, что эксперимент, проводимый в течение месяца, не даст объективных положительных результатов. Лишь систематически проводимая работа на протяжении не менее полугода может принести плоды.
На всем протяжении рассматриваемого этапа работы необходимо вести записи, во всех подробностях отражающие ход проводимой работы, особенности поведения участников эксперимента, изменения, дополнения к запланированному, непременно возникающие в процессе работы. Только на основании этих записей можно написать затем соответствующий параграф диплома.
Описание формирующего этапа эксперимента.
На основе записей, сделанных в процессе проведения формирующего этапа эксперимента,пишется соответствующий параграф дипломной работы. Особенности его написания раскрыты выше.
Проведение контрольного этапа эксперимента и анализ полученных в результате данных, его описание.
Контрольный этап эксперимента не требует подготовки, так как здесь с участниками экспериментальной работы (нужно помнить, что их состав постоянен от начала до конца исследования) проводятся те же самые методики, что и на констатирующем этапе.
Затем методики обрабатываются, и на основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенного исследования. Если в соответствии с гипотезой исследования произошли изменения в лучшую сторону, то можно говорить об эффективности выполненной работы.
Порядок проведения контрольного этапа эксперимента и полученные здесь результаты описываются в соответствующем параграфе дипломной работы. Об особенностях описания контрольного этапа смотри выше.
Компоновка подготовленных текстов параграфов в главы.
На основании плана дипломной работы, параграфы группируются по главам, при этом план диплома может меняться.
Написание выводов по главам.
Для того, чтобы написать выводы, необходимо еще раз внимательно прочитать, а затем проанализировать текст главы. Специфика написания выводов раскрыта выше.
Написание введения.
Введение пишется после того, как дипломная работа готова. Это обусловлено тем, что методологические характеристики, прописываемые во введении (актуальность, предмет, объект, гипотеза и т.д.) уточняются, изменяются в процессе проведения дипломного исследования.
Их окончательный вариант может быть сформулирован только после проведения исследовательской работы. Как показывает опыт, при написании введения студенту часто требуется помощь научного руководителя. Выше подробно показаны особенности написания введения.
Написание заключения.
Здесь подводятся итоги работы над дипломным исследованием. Об особенностях написания заключения также смотри выше.
17. Составление окончательного варианта библиографии.
Предварительный список литературы, которую предполагается использовать в процессе написания дипломной работы, как говорилось выше, составляется на начальном этапе исследования, однако не все источники из этого списка войдут в окончательный вариант библиографии. Последний содержит только наиболее значимые для данного исследования. Подробности оформления библиографии представлены выше.
Оформление приложений.
Окончательно оформляются приложения, содержащие таблицы, схемы, исследовательские методики, планы-конспекты уроков и т.д.
Оформление титульного листа.
Образец оформления титульного листа дипломной работы представлено в Приложении № 3.
Оформления листа содержания.
Образец оформления листа содержания дипломной работы представлен в Приложении №4.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Типы эмпирических исследований
В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии можно выделить три типа эмпирических исследований, или экспериментов:
Использование термина «эксперимент» в данном случае не вполне корректно, но в практике используются именно такие формулировки.
Констатирующий эксперимент
Констатирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Констатирующий эксперимент», предполагает изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. Само по себе тестирование есть воздействие на испытуемых, но этим пренебрегают.
В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Как правило, содержание подавляющего большинства курсовых и дипломных работ по психологии исчерпывается проведением именно констатирующего эксперимента. Такого рода исследование лишь констатирует некоторое положение вещей, никак на него не влияя.
Формирующий эксперимент
Формирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Формирующий эксперимент», предполагает некоторое воздействие на выборку испытуемых с целью развития у них чего-то хорошего, либо коррекции чего-то плохого. Темы исследований такого типа могут звучать примерно так: «Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников», «Снижение тревожности старших дошкольников средствами сказкотерапии», «Повышение групповой сплоченности сотрудников торговой организации с помощью тренинга» и пр.
Таким образом, формирующие исследования отличает от констатирующих наличие следующих ключевых слов «Развитие», «Повышение», «Снижение», «Коррекция», «Формирование» и пр.
Если в дипломе по психологии присутствует формирующий эксперимент, то в практической главе должен быть отельный раздел с кратким описанием программы развития, тренинга и пр. В этом случае в приложении помещается более подробное описание этой программы или тренинга.
Как правило, формирующее исследование проводится совместно с контрольным экспериментом.
Контрольный эксперимент
Таким образом, в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирическое исследование может быть организовано двумя способами:
1. Только констатирующее исследование.
2. Последовательная реализация трех видов эмпирических исследований: констатирующего, формирующего и контрольного.
В магистерских диссертациях по психологии часто реализуется максимально обширное эмпирическое исследование, включающее три этапа:
Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Структура педагогического исследования
В курсовых и дипломных работах по методике преподавания и воспитания, педагогике и возрастной психологии обязательно присутствует практическая часть. Обычно это самостоятельная работа студента: педагогический эксперимент или исследование по теме курсовой или дипломной работы. Все педагогические исследования и эксперименты, которые выполняются в рамках курсовых и дипломных работ, имеют общую структуру.
Я познакомлю вас со структурой подобных работ как можно более подробно. Мои пометки выделены курсивом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
1.2.
1.3.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ или ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1. Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап
2.3. Контрольный этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель исследуемого воспитания или обучения
Специфика или проблема образования в этой отрасли
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Методы исследования: для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент; наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.
На первом этапе выполнения курсовой работы осуществлялось изучение литературы по проблеме исследования; разрабатывались идеи, гипотеза, задачи исследования, основные теоретические положения.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Есть два варианта построения педагогического эксперимента.
Первый – когда в эксперименте участвуют две группы детей, одна из которых занимается по экспериментальной программе, а вторая – по традиционной. На третьем этапе исследования будут сравниваться уровни знаний и умений обеих групп.
Второй – когда в эксперименте участвует одна группа детей, и на третьем этапе сравнивается уровень знаний до формирующего эксперимента и после.
В соответствии с гипотезой и задачами исследования был разработан план педагогического эксперимента, который включал три этапа.
Анализ выполнения задания.
Результаты анализа заданий стоит разместить в таблицах. В таблицах указывают кол-во детей или процент от общего их количества. В таблицах можно указывать уровни развития данного умения у детей, или кол-во выполненных заданий, и т.д. Пример таблиц:
Или такая таблица: (в этом случае необходимо указать, по каким критериям дети относятся к тому или иному уровню)
В таблице № представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по уровням.
Уровень знаний/умений |
Уровень знаний/умений | |||
Экспериментальная группа (№№ чел.) | Контрольная группа (№№ чел.) | ||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % |
1 уровень (высокий) | |||
2 уровень (средний, или достаточный) | |||
3 уровень (низкий) |
Если группа одна, то сравниваются показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Таблица может выглядеть следующим образом:
Уровень знаний/умений | |||
До эксперимента | После эксперимента | ||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % |
Высокий (или знания/умения) | |||
Средний (или знания/умения) | |||
Низкий (или знания/умения) |
Выводы, указывающие на подтверждение гипотезы в результате эксперимента.
Теоретические выкладки из первой главы о проблеме исследования.
Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы. Выводы по второй главе.
В приложении обычно помещают диаграммы, построенные по результатам контрольного этапа исследования.
Можно так же добавить для красоты «эксклюзивные» материалы, которые использовались во время проведения эксперимента – сценарии, наглядный или дидактический материал – пару страниц, не более.
Авторизация на сайте
Методические указания по дипломному проектированию
Этапы работы над дипломом:
Условно можно выделить следующие этапы работы над дипломом:
· Выбор темы, составление плана работы; постановка проблемы, формулирование гипотезы;
· Работа над литературой (подготовка первой главы);
· Проведение эксперимента (составление плана, подготовка и осуществление) и его описание;
· Работа над окончательным вариантом основной главы (глав) на основе подготовленных материалов, соединение отдельных фрагментов в единое целое;
· Завершение работы над введением и заключением;
· Оформление дипломной работы;
· Подготовка к защите и защита дипломной работы
Выбор темы дипломной работы
Работа над дипломом начинается с определения темы исследования, точнее, области исследования. (Если на кафедре предлагается примерный перечень тем дипломных работ, необходимо выбрать из него). На этом этапе начинается работа с научным руководителем.
Тема дипломной работы обсуждается с руководителем и заявляется на кафедре.
Работа над литературой
Работая с литературой нужно помнить, что правильные названия и выходные данные книг и статей вам пригодятся, поэтому в библиографических списках должны быть точные названия источников (правила указания источников см. в разделе «Библиографический список»).
Практика показывает, что студенты на этом этапе работы ждут от своего научного руководителя прямых указаний на литературу, которую нужно анализировать, а зачастую даже целой подборки книг. Научный руководитель может вам назвать несколько источников, с просмотра которых следует начать ознакомление с литературой. Однако в обязанности руководителя это не входит, так как дипломированный психолог должен уметь самостоятельно работать с библиографическими списками, с тематическим каталогом, подбирать литературу по любой теме.
Библиографический список можно пополнять и из тех работ, которые вы начнете просматривать. В большинстве из них есть списки литература сноски на другие источники, еще не известные вам. На этом этапе удобно использовать тематические хрестоматии по психологии.
Не стоит пользоваться литературой, написанной педагогами, а не психологами. При близости названий, тем, терминологии, обычно педагогическая литература написана иным стилем и языком, близким к художественному, что совершенно не соответствует научному стилю дипломной работы.
Поможет в подборе литературы и обращение к реферативному журналу «Психология», в котором публикуются не только названия выходящих книг и статей по тематическим разделам, но и дается их краткая аннотация, которая вполне может пригодиться вам при написании первой главы. Реферативные журналы находятся в реферативном зале областной библиотеки, и посмотреть их можно без заполнения требований в каталоге.
Если у вас есть возможность, обратитесь к ресурсам Интернета. В Интернете можно найти библиографические подборки и авторефераты диссертаций, в которых отражены последние исследования по близкой тематике, статьи из редких журналов и работы на иностранных языках, которые также можно включать в обзор литературы. Рекомендуем вам адреса некоторых русскоязычных сайтов по психологии:
Библиографический этап работы тесно переплетен с этапом работы с литературой. Работу можно начать с имеющихся учебников. Здесь вы получите общее представление о вашей теме. Однако конспектировать учебники не следует по нескольким причинам: во-первых, в них очень малое ссылок на авторов излагаемых материалов, во-вторых, ваша работа лишается индивидуальности, так как учебники слишком часто мелькают на страницах дипломных работ. При ознакомлении с работой текст учебников сразу виден, и кроме того, фундаментальных и основательных учебников немного. Таким образом, в учебнике вы можете получить лишь некую общую схему рассмотрения вашей темы.
После этого можно написать план теоретической части вашей работы, а затем вы можете уже «наполнять» отдельные параграфы — это сильно сокращает работу с литературой, так как задает содержательные рамки и сдерживает вас от желания включить в диплом все накопленные психологические знания.
Вам не следует подробно знакомиться с десятками книг. Достаточно проработать три-четыре основных, остальные источники вы просматриваете только в тех частях, которые относятся к вашей теме. Даже если вам ничего не удалось выписать из книги, вы можете о ней упомянуть в работе. Пример такого упоминания: «Проблемами развития личности занимались Л.И. Анцыферова (1), Л.И. Божович (2), И.О. Кон (14), о них писали С.Л. Рубинштейн (21), В.И. Слободчиков (24) и др.».
Вам придется сделать довольно много выписок из литературы- это позволит не только написать реферативный обзор литературы, но и обобщить прочитанный материал, и провести его анализ, при котором объем текста сильно сокращается. Старайтесь выписывать из книг не столько то, что вам интересно, сколько то, что относиться к теме, ее раскрывает. Не стоит использовать в дипломе те места из проработанной литературы, которые выглядят очень научно, но вам непонятны.
Работа над литературой должна позволить вам сформировать собственную позицию по поводу изучаемой проблемы, сформулировать гипотезу (в первом приближении), наметить план эксперимента, выбрать, методы исследования.
К работе с анализом литературы обычно возвращаются после этапа проведения эксперимента. Для проведения экспериментальной работы необходимо оставить как можно больше времени, так как это организационно наиболее сложный этап, даже если все испытуемые легко вам доступны или вы собираетесь обобщить проделанную работу (свою, или вашего центра, вашей организации, других специалистов).
Экспериментальная часть дипломной работы может быть по ее содержанию условно разделена на два типа: а) мониторинг существующих в реальности процессов, то есть психологическая диагностика; б) организация психологической практики (коррекция, консультирование, тренинг, развивавшие занятия и пр.) и оценка ее результативности.
Экспериментальная работа потребует умения проводить диагностику, правильно оформлять протоколы тестирования, делать сводные таблицы данных, обобщать собранную информацию, подвергать данные математической и статистической обработке, интерпретировать полученные результаты и делать логические выводы, наглядно представлять результаты эксперимента в таблицах, графиках, диаграммах.
Практика показывает, что большинство студентов испытывает трудности при выполнении всех видов работы с экспериментальными данными, кроме проведения собственно диагностики. Для психологов читается курс «Математические методы в психологии», который позволяет получить алгоритмы обработки данных. Безусловно, можно и самостоятельно разобраться с помощью специальной литературы. Однако это потребует больше времени.
Завершающим этапом работы над экспериментом будет подготовка второй главы диплома.
Работа над окончательным вариантом основной главы
Соединение разных частей дипломной работы в единое целое является достаточно важным и трудоемким этапом работы. Как правило, все части подготавливаются вначале в совершенно разных стилях, с разной терминологией. На этом этапе практически готовую работу необходимо несколько раз перечитать, чтобы привести в соответствие терминологию, используемую в теоретической и в экспериментальной частях работы, а так же в выводах и введении. Здесь возможны изменения названий параграфов, изменение или подчеркивание, или добавление тех акцентов в обзоре литературы, которые оказались «высвеченными» в экспериментальной работе, и так далее.
Пример такой работы: В экспериментальной части вы для диагностики тревожности из всех методик выбрали методику Спилбергера, предусматривающую определение уровней ситуативной и личностной тревожности. В теоретической части у вас был параграф, посвященный психологическому рассмотрению тревожности, рассмотрены ее факторы, проявления, указаны психологи, которые занимались ее изучением, однако ничего не говорилось о том, что возможно разделение тревожности на личностную и ситуативную, не был указан Спилбергер. Вам это нужно вписать в текст, желательно даже в подытоживающие абзацы по первой главе.
Кроме того, просматривая экспериментальную часть, особенно полученные данные, вы теперь их можете представлять как иллюстрацию к уже написанной теоретической части, либо к отдельным ее положениям.
Пример 1. «Из таблицы 2 видно, что у женщин ситуативная тревожность оказалась несколько выше, чем у их коллег мужчин. Это соответствует исследованиям тревожности, проведенным Спилбергером (8) и др. (3). (6).»
Пример 2. «В экспериментальном классе дети значимо чаше используют прием сравнения. По данным, полученным Р.Бернсом (43), А.А. Бодалевым (52), доля сравнений и соотнесений себя и своих качеств с другими людьми и явлениями в самоописаниях с возрастом увеличивается. Таким образом, мы делаем вывод о благоприятном влиянии использованной программы на умственное развитие детей экспериментального класса».
Работа над введением и заключением
Выделяется четыре типа дипломных работ:
1. Теоретическое исследование.
2. Эмпирическое исследование.
3. Проект коррекционной (тренинговой) методики.
4. Проект диагностической методики.
В последнее время наиболее частыми являются дипломы второго и третьего типов. Остальные два типа встречаются крайне редко из-за сложности и трудоемкости их выполнения.
Теоретическим называется исследование, в котором дается обзор и критический анализ литературы, имеются собственные теоретические положения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
В основу эмпирического, или опытного исследования, положены не данные из специальной научной литературы, а реальные, полученные автором исследования факты. Автор исследования такого типа наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходил в жизни (например, исследование умственного развития детей, определение факторов умственного развития), то есть из связей и зависимостей между психическими процессами или личностными особенностями. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В описательном исследовании опытным путем добываются и описываются новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. В объяснительное эмпирическое исследование входит еще и объяснение полученных фактов, включающее в себя выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами.
Проект коррекционной (тренинговой) работы — такое исследование можно назвать развивающим или формирующим экспериментом. В эксперименте создается специальная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, оцениваются следствия этих причин ( формирующий эксперимент ).
Предмет исследования — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные ( с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Например, «выявление и экспериментальная проверка. », «изучение психолого-педагогических факторов, влияющих. » и т.д.
Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели исследования. В ходе работы гипотеза будет неоднократно уточняться, дополняться, изменяться. Это не должно смущать вас.
При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования весьма желательно учесть одно существенное обстоятельство. Строго говоря, гипотеза может и не подтвердиться. И хотя говорят, что в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный, все же лучше построить гипотезу таким образом, чтобы было необходимо проверить несколько вариантов, хотя бы два, или сформулировать многокомпонентную гипотезу, охватывающую разные аспекты, разные стороны исследуемых явлений, процессов, тем самым вы обогатите свою работу, укрепите свои позиции и сможете четко заявить: что- то получилось, и вот почему, а что-то нет.
Нередки случаи, когда дипломник, добросовестно исследуя свою проблему, получает наряду с положительными результатами и отрицательные. Но поскольку он стремиться выглядеть «как все», а у «всех» принято описывать только положительные данные, он описания этих отрицательных моментов в текст дипломной работы не включает. И зря! Как раз это обогащает работу, придает ей достоверность и убедительность. А, кроме того, это научный долг ученого предостеречь возможных последователей от тех ошибочных вариантов, которые вами уже опробованы. Гипотеза не должна быть тривиальной!
Например, гипотеза исследования состоит в предположении, что «Существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем психологической готовности дошкольника к обучению в школе». Лучше «формированию готовности ребенка к обучению в школе препятствует воспитание по типу «кумир семьи» и по типу « гипопротекция».
Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях, проверки сформулированной гипотезы.
В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.
Например, тема дипломной работы «Персональный компьютер как средство развития логического мышления младших школьников». Задачи исследования:
· выявить особенности развития логического мышления младших школьников;
· выявить возможности использования персонального компьютера в
развитии логического мышления младших школьников;
· разработать программное средство по формированию одной из логических операций у младших школьников;
· проверить эффективность разработанной программы в формирующем эксперименте.
Выбор методов исследований должен быть связан с поставленными целями, задачами, предметом и объектом исследований. Следует показать, почему автор использовал те или другие методики, не следует приводить их подробного описания и тем более стимульного материала (за исключением авторских методик).
Кроме того, в этом разделе надо указать, как предполагается обработать результаты исследований (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.).
Например, «исследование опиралось на концепцию проблемно- развивающего обучения (А.М. Матюшкин, А.А. Занков), а. так же теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). В исследовании применялись методы диагностического и формирующего эксперимента, а также методы наблюдения, анкетирования, метод экспертных оценок».
В дипломном исследовании принято выделять три основных группы методов:
1. Организационные: сравнительный (метод контрольных групп), лонгитюдный, близнецовый, комплексный (в частности, использование медицинских, педагогических, физиологических и пр. данных).
2. Эмпирические: все диагностические методы и методики, а так же
метод развивающего или формирующего эксперимента (тренинги,
занятия по различным программам). Использованные методики
должны быть названы правильно, их стандартными названиями,
которые можно уточнить в специальных справочниках.
3. Методы обработки данных: метод математико-статистического анализа (использование критериев значимости, дисперсионного, факторного, корреляционного анализа и пр.) и метод качественного описания (описание полученных типов, классификация эмпирического материала на группы и пр.)
Если использованы только диагностические методы, то в тексте так и указывают: «Методы исследования: тест школьной зрелости Я. Йирасека, программа диагностики психологической готовности к школе Н.И. Гуткиной».
Глава 1 (теоретическая)
Первая (или первые две) главы посвящены теоретическому обоснованию вашей гипотезы, а так же плана последующего эксперимента. Для этого в них раскрываются практически все содержащиеся в названии дипломной работы понятия. В этих главах нужно описать и систематизировать то, что сделано вашими предшественниками. Здесь можно давать обзор подходов к рассмотрению исследуемого феномена в историческом плане или разграничивая отечественные и зарубежные подходы.
Параграфы можно начинать с тех определений описываемого феномена, которые приводятся в психологических словарях. Лучше свой обзор основывать на работах тех авторов, которые считаются классиками в исследовании данной темы, а дополнять полученный материал современными сведениями из периодических журналов, новейших монографий и сборников.
Этот раздел дипломной работы заканчивается подведением итогов (выводами), которые теоретически обосновывают выдвинутую гипотезу и избранные методы исследования.
Глава 2 (эмпирическое исследование)
Во второй главе должны быть представлены описания выборки, методов, хода эксперимента, а также полученные результаты и их психологическая интерпретация. Таким образом, структура этой главы и названия параграфов достаточно стандартные ( см. Приложение 3). Отличаться будут только те дипломы, где готовилась программа занятий, тренинга и пр’. Описание этой программы составляет еще один параграф или целую главу (вторую), а эксперименту в таком случае посвящается третья глава.
Выборка должна быть репрезентативной, то есть «представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность означает, что с некоторой погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению».
Описание хода эксперимента или его этапов делается не всегда. Это необходимо в тех случаях, когда диагностика проводиться неоднократно, когда в эксперименте принимают участие разные контингенты испытуемых, то есть когда удобнее описывать эксперимент частями. Приведем примеры.
«Эксперимент был проведен в четыре этапа:
Подготовка программы по развитию креативности,
Проведение диагностики уровня развития творческих способностей,
Проведение занятий по программе развития креативности.
Проведение повторной диагностики уровня развития творческих способностей».
«Эксперимент проходил в четыре этапа:
Диагностика учащихся и формирование экспериментальной группы.
Диагностика родителей учащихся экспериментальной группы.
Проведение занятий с родителями по программе.
Повторная диагностика учащихся экспериментальной и контрольной группы».
Психодиагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценить величину всех факторов (обычно до и после эксперимента).
Во введении вы уже назвали методы, которые планировали использовать. В этом параграфе вы снова указываете их, но при этом даете краткую характеристику каждой методики. Если используемая методика не является очень распространенной, характеристика должна быть более подробной. При характеристике методик необходимо указать ее автора (и автора той модификации, которую вы используете), источник, откуда взят вариант методики в виде ссылки), дать краткое описание, привести инструкцию испытуемому, показатели, которые определяет методика, их краткую интерпретацию. В описание методики входит указание назначения методики, формы и условий проведения, характеристика стимульного материала (количество вопросов или утверждений), сведения о том, на кого рассчитана методика, данные о валидности и пр.
Практика показывает, что методики часто называются скорее бытовым языком, чем научным (например, «тест Векслера», вместо «шкала интеллекта для детей Д. Векслера WISC в модификации А.Ю. Панасюка»). Избегайте этих недочетов.
Приступая к опытно-экспериментальной части своего исследования, дипломник должен самым серьезным образом подойти к подбору критериев оценки эффективности предполагаемых развивающих или тренинговых программ.
Еще до проведения основного эксперимента необходимо, точно определить основные критерии оценки эмпирических данных, прикинуть, сколько классов, групп или школ необходимо будет включить в опытно- экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные окончательные результаты.
Параграф 2.2 обычно включает в себя описание выборки, полученное с помощью психодиагностических методов. Здесь дается характеристика того, что вы получили в начале работы по тем показателям, которые предусматривают ваши психодиагностические методики. Вы указываете средние значения, разброс данных, доли (процентные) выборки от общего числа участников эксперимента, имеющие высокие, средние или низкие уровни изучаемого признака. Описание будет смотреться более выигрышно, если вы проиллюстрируете его таблицами, графиками или диаграммами.
Использование компьютера очень облегчает задачи обсчета и представления данных. Однократное введение данных, например, в программу ЕХСЕ L позволяет быстро провести все расчеты, рассмотреть полученные результаты с разных сторон и представить их наиболее выигрышно.
Сводная таблица, то есть таблица, в которой представлены все исходные или первичные данные, помещается в приложении, так как она обычно бывает громоздкой. В тесте параграфа помещается таблица, в которой представлены ваши данные в свернутом виде — или средние значения, или процентные доли.
Существуют определенные правила размещения таблиц в тексте.
— Слово «таблица» пишется справа, под ним в середине таблицы располагается ее содержательное название.
В таблице 5 представлено соотношение количества супругов с разной степенью удовлетворенности браком по подгруппам.
Удовлетворенность браком в разных подгруппах (в %)
Как видно из приведенной таблицы, в каждой подгруппе наибольшее число человек имеют средние показатели удовлетворенности браком. Несколько больше человек имеют высокие показатели удовлетворенности браком в подгруппе с супружеским стажем более семи лет, а в подгруппе с меньшим стажем несколько большее количество человек с низким показателем удовлетворенности браком».
Другой способ представления экспериментальных данных графический (диаграммы, графики). Эти иллюстрации называются рисунками. Они имеют собственную нумерацию в тексте.
Правила их оформления:
Слово «Рис.» ставиться под иллюстрацией, далее следует номер, а затем название, отражающее содержание рисунка. Оси, на которых расположен график, должны быть обозначены. Линии графика также должны быть названы на самом графике или в примечаниях к нему, следующих после названия графика.
Эти критерии являются разными по своему смысловому содержанию, поэтому вполне возможно использование двух критериев одновременно, так как выводы, сделанные с их помощью, могут быть различны.
Г). Частоту изменений, произошедших в одной группе, оценивают с помощью биноминального критерия знаков (наиболее простого), а также коэффициента сопряженности.
Обычно в психологических исследованиях принимается достаточным 95 % уровень достоверности различий. Соответствующие формулы и таблицы для оценки достоверности различий приводятся во всех пособиях по математической статистике. Там же можно найти и достаточно просто сформулированные правила, формулы вычисления среднего, моды и медианы распределения, дисперсии.
На основании проделанных расчетов делаются выводы о подтверждении гипотезы полностью или частичною, по отдельным показателям.
Возможно, что выдвинутая гипотеза не подтверждается. В этом случае существует два варианта работы с дипломом: 1) либо вы видоизменяете гипотезу исследования, обращая внимание на то, чтобы новая гипотеза соответствовала подготовленному вами тексту; 2) либо в выводах констатируете то, что гипотеза не подтвердилась, поясняя возможные причины (маленькая выборка, противоречивые литературные данные не позволили выдвинуть гипотезу, подтверждающуюся практикой, теоретические положения не находят практического подтверждения в эмпирических исследованиях и пр.). Следует знать, что факт подтверждения или не подтверждения гипотезы никак не сказывается на оценке работы.
Кроме вывода о гипотезе, вы формулируете выводы по всем найденным вами закономерностями, тенденциям, фактам.
Выводы о влиянии на развитие личности должны быть осторожными, достаточно конкретными: старайтесь избегать необоснованно расширенных толкований ( например, при получении психологического эффекта при работе с одной, двумя группами школьников можно говорить, что в данном случае программа была эффективна, а ее использование другими специалистами и на других группах, возможно, будет также эффективно). Условность результатов, опытно-экспериментальной работы в психолого- педагогических исследованиях обусловлена, например, тем, что как бы ни выравнивались начальные условия, в контрольных и экспериментальных группах, как бы ни подбирался одинаковый состав педагогов, учащихся, реальные процессы все равно будут иметь личностную обусловленность. Наиболее выразительные иллюстрации из этого параграфа уместно использовать при защите дипломной работы.
В этот раздел выносятся выводы, которые уже сделаны в ходе описания экспериментальных данных. Они могут быть повторены дословно или в более общем виде. Раздел пишется в тезисной форме, то есть без словесных связок. Каждый вывод является отдельным абзацем, возможно, пронумерованным. Таких абзацев не должно быть много, обычно достаточно трех-четырех. Один из выводов должен обязательно относиться к гипотезе, практически повторять ее дословно, или быть несколько более подробным. (Пример. Предложенная программа способствует адаптации первоклассников в первые недели учебного года: у них снижается ситуативная и личностная тревожность. Гипотеза исследования подтвердилась. Или : Гипотеза исследования подтвердилась частично. Уровень тревожности у пятиклассников к концу первой четверти снижается. Однако,. значимые изменения отмечаются только по показателям ситуативной тревожности. Личностная тревожность снижается только у мальчиков).
Утверждения, подобные следующему: «после проведения эксперимента уровень общительности (успеваемости, интеллектуального развития, креативности) увеличился в 2 раза (повысился на 15%), выглядят достаточно смешными.
Трудность формулировки выводов состоит в том, что они должны быть и не совсем конкретными (как в тексте экспериментальной главы) и не очень обобщенными, так как в этом случае они будут выглядеть слишком тривиальными, неинтересными.
В заключении подводятся итоги сделанного в исследовании уже не по содержанию, а по форме. Здесь следует написать о том, что поставленные задачи выполнены, проведен анализ работ по избранной теме, подобраны методы исследования, проведено экспериментальное исследование и т.п. Подводятся итоги достижения цели исследования.
Чтобы подчеркнуть то, что автор понимает, что в дипломном исследовании невозможно полностью раскрыть тему, а тем более разрешить поставленную проблему, нужно сформулировать некоторые возможные пути дальнейших исследований.
В заключении можно остановиться на научной новизне и практической значимости исследования, описать возможные способы использования полученных данных, выводов и пр.
Здесь же уместно остановиться на том, как уже использованы материалы дипломной работы, где и перед кем сделаны доклады или сообщения о полученных результатах, кто еще использует разработанную программу, какие рекомендации и кому выданы, следует ли кто- либо этим рекомендациям и пр.
Библиографический список составляется из тех работ, которые вы просматривали и на которые есть ссылки в тексте. Это обязательное требование. Все «дополнительные» включения легко проверяются опытными рецензентами или членами комиссии даже «на глаз». При просмотре текста очень заметно, насколько часто встречаются ссылки на литературу в скобках. Причем заметно, цитируется в основном 2-3 источника или множество источников.
Оформление библиографического списка подчиняется определенным правилам:
§ литература располагается в алфавитном порядке;
§ первой пишется фамилия автора (если он указан), затем его
инициалы, название произведения, место издания, название
издательства, год издания, количество страниц в источнике;
Примеры библиографического описания:
Для статьи в журнале:
Дня статьи в сборнике:
Правильные выходные данные книги легче всего найти на второй (или последней) странице, где дается ее краткая аннотация. Образцы оформления списков литературы вы можете найти в настоящем издании (раздел «Использованная литература»), а так же в списках литературы к статьям в научных журналах и книгах.
Приложения помещаются в самом конце работы. В приложение обычно выносится тот материал, который служит иллюстрацией содержащемуся в главах тексту, но не может быть размещен в основном тексте, так как затрудняет его чтение.
Обычно приложения содержат:
· текст использованных методик, если они малоизвестны или в них
имеются авторские модификации;
· образцы бланков ответов, которые предлагались испытуемым;
· сводные таблицы данных, полученных в ходе первичной обработки
тестовых или других экспериментальных результатов;
· таблицы, содержащие данные, полученные в ходе математической
обработки первичных данных (средние значения, дисперсии,
процентные соотношения и пр.).
· графики или диаграммы, отражающие полученные данные.
Правила оформления приложений:
1. Страницы, на которых напечатаны приложения, продолжают общую
нумерацию.
2. Каждое приложение в верхнем правом углу листа имеет надпись
«Приложение» с соответствующим номером.
3. Каждое приложение должно иметь свое название. Например: «Бланк
ответов к опроснику №3».
Подготовка к защите и защита дипломной работы
Готовность содержания дипломной работы определяет ее научный руководитель. Однако автор работы должен еще раз внимательно посмотреть ее оформление и грамотность текста. При перепечатывании в тексте, особенно в фамилиях психологов, в терминах, появляется множество ошибок и опечаток, которые часто бросаются в глаза при знакомстве с работой и ухудшают общее впечатление.
В рецензии отмечается актуальность проделанной работы, ее новизна, практическая значимость, а так же полнота обзора литературы, обоснованность выводов, правильность постановки и интерпретации эксперимента, то есть соответствие требованиям к дипломным работам. В правильно написанной рецензии обязательно содержаться замечания или вопросы, оставшиеся, по мнению рецензента, нерешенными.
Замечания рецензентов надо тщательно проанализировать и подготовить на них развернутые ответы: «Мы не согласны с замечанием уважаемого И.П. Иванова по следующим соображениям. »; « Этот вопрос полемичен, профессор Петров считает. а мы вслед за В.В. Давыдовым придерживаемся иного мнения» и т.д. Таким образом, целесообразно на те замечания, с которыми вы не согласны, ответить, объясняя свою позицию, а с теми замечаниями, которые вам кажутся оправданными, согласиться, объяснив причину недоработки (отсутствие опыта, увлеченность другими аспектами и пр.).
До защиты собственной работы рекомендуется посетить защиты своих однокурсников или защиты дипломных работ в других вузах. Это помогает выбрать нужную линию поведения, увидеть возможные ошибки при выступлениях, построить собственную защиту в более выигрышном варианте.
Итак, за несколько дней до защиты у вас должно быть: два переплетенных и один скрепленный экземпляр дипломной работы; одна или две рецензии, на которых подпись рецензента заверена печатью учреждения, где он работает; отзыв научного руководителя.
К защите должен быть подготовлен текст вашего выступления и ответы на замечания, высказанные рецензентом. Ответы на замечания дипломант готовит заранее, консультируясь у научного руководителя.
Доклад на защите длится 8-10 минут. Регламент обычно выдерживается довольно строго, поэтому, если вы не хотите, чтобы председатель комиссии прервал ваше выступление на полуслове, тщательно подготовьте доклад, внося в него самое важное и интересное.
Готовясь к защите, лучше несколько раз прочитать доклад своим близким. Доклад должен быть им в целом понятен, то есть предложении нужно строить короткие, легко воспринимающиеся на слух.
Желательно сопровождать доклад презентациями или другими средствами наглядности, которые в известной мере украшают защиту, облегчая восприятие вашего доклада. Презентации надо готовить очень тщательно, соблюдая правила оформления графиков, диаграмм, таблиц.
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.
Порядок защиты дипломной работы таков:
2. Ответы дипломанта на вопросы членов ГАК и других
заинтересованных лиц, присутствующих на защите.
3. Оглашение решений.
4. Ответы дипломанта на высказанные рецензентами замечаниями.
5. Отзыв руководителя.
6. Обсуждение работы и высказывание членов ГАК.
7. Заключительное слово дипломанта.
Вопросы, задаваемые на защите, как правило, можно отнести к одному из трех типов:
· Вопросы, задаваемые с целью уточнить ваши научные позиции, отдельные положения диплома, определения понятий, факты и т.п.;
· Вопросы, задаваемые с целью поддержать вас, дать вам возможность детализировать наиболее интересные, сильные стороны вашей работы;
· Вопросы, вызванные неудовлетворенностью членов ГАК от просмотра диплома или заслушивания вашего доклада. Вопросы этого типа легко отличить от других по интонациям, с какими они задаются, направленности и т.п. И здесь выступающему необходимо быть особенно внимательным, по возможности дать исчерпывающие ответы.
В любом случае, какими бы «несоответствующими» вашей теме ни казались вам задаваемые вопросы, ни в коем случае нельзя раздражаться,, отвечать следует уважительно, и даже если какой- то вопрос задан повторно, не говорить «я об этом уже сказал», а попытаться спокойно вновь ответить на вопрос другими словами, построить ответ по другому. Отзыв научного руководителя касается не содержания работы, а деловых и личных качеств студента, характера сотрудничества в процессе работы: степени самостоятельности, заинтересованности темой, настойчивости в овладении материалом и пр.
В подавляющем большинстве (по крайней мере чаще, чем в 95 % случаев) защита заканчивается благополучно.
Оценка дипломной работы
Оценка дипломной работы слагается из многих критериев. Нужно иметь в виду, что оценке подлежит не только содержание работы, но и способ его письменного и устного представления, оформление работы.
Подробнее всего с работой знакомится рецензент, который пишет письменную рецензию. Члены ГАК знакомятся с дипломной работой в течение того времени, пока автор выступает и отвечает на вопросы, поэтому так важна форма представления проведенного дипломного исследования.
К исследованию предъявляются следующие требования: полнота списка изученной литературы; глубина проработки первичных литературных источников; систематичность изложения имеющихся литературных данных: логичность и грамотность текста, точность определения исследуемых понятий, логичность и непротиворечивость рассуждений, точность формулировки основных методологических характеристик диплома: грамотность проведения эксперимента; легкость владения материалом па защите.
Чего ждать от научного руководителя
Научный руководитель помогает студенту на всех этапах дипломного исследования. Но он выступает, прежде всего, в качестве консультанта, то есть специалиста, который отвечает на вопросы дипломника, и поэтому вся ответственность за содержание работы лежит на студенте.
Научный руководитель помогает в выборе темы исследования с учетом собственных и ваших научных интересов. Тема дипломного исследования утверждается только с его согласия.
В работе с литературой руководитель может подсказать несколько источников, но уже после того, как вы выполните библиографический поиск.
После работы с литературой по теме вы согласовываете с руководителем план первой и второй глав.
Затем идет согласование текста дипломной работы. Руководитель может помочь в формулировке основных характеристик работы, выводов, и способов интерпретации полученных результатов.
Дипломная работа считается законченной после того, как к этому выводу придет научный руководитель.
Дипломант может и должен иметь собственную точку зрения, отстаивать ее в беседах с руководителем. Однако нужно помнить, что у руководителя несравнимо больший опыт в подготовке дипломных работ к защите, поэтому к его совету стоит внимательно прислушаться.
Ошибки студентов в сотрудничестве с научным руководителем бывают двух типов.
Некоторые студенты воспринимают научного руководителя лишь как контрольную, проверяющую инстанцию, поэтому советуются с кем угодно, кроме него.
Другая категория студентов наоборот пытается всю ответственность и работу переложить на научного руководителя, что выражается в жалобах на нехватку времени, на очереди в библиотеке или отсутствие навыков работы с ней. Они боятся любого самостоятельного действия, не пробуют сами анализировать, обобщать, интерпретировать и пр.
Если студенту удается избежать этих двух крайностей, то его сотруд ничество с научным руководителем становится обоюдно приятным, интересным, развивающим, приносящим хорошие результаты.
Дипломная работа представляется на кафедру не позднее чем за две недели до начала ГАК.
Список рекомендуемой литературы
Организация и оформление исследования
15.Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии 1975.-№2.
16.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
22.Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии: Уч. пос- М. 1979.-155 с.
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПИ им. В.Г. Белинского
Факультет педагогики, Кафедра прикладной психологии
психологии и социальных наук
Студент _____________________________________________________________ ФИО
Научный руководитель ________________________________________________________ученое звание, должность, ФИО
Рецензент ______________________________________________________ ученое звание, должность, ФИО
Зав.кафедрой _______________________________________________________ученое звание, должность, ФИО
Требования к рецензии
1. Актуальность темы.
2. Соответствие работы заданию.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Как в дипломной работе реализованы знания и умения, полученные в процессе обучения в ВУЗе.
5. Замечания по работе.
6. Практическая значимость работы.
7. Оценка работы и возможность присвоения квалификации «педагог-психолог»
Адрес:
440026, гор. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус 12, 4-й этаж, ауд. 407-408
Телефон: +7 (8412) 99-80-70
E-mail: kafpp@pnzgu.ru
При использовании материалов портала активная ссылка на источник обязательна
Учредитель
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире