Что такое корпус в лагере
Спальные корпуса
Корпуса
На территории детского лагеря Орлёнок располагаются 9 тёплых, комфортабельных корпусов:
Год проведения капитального ремонта лагеря – 2010. Допустимое число койко-мест в 1 смену – 350.
Комнаты
В комнатах от 5 до 7 человек.
Проживают дети отдельными отрядами, которые формируются по возрасту, что позволяет детям быстро сплотиться и социализироваться в новом коллективе.
Кровати одноярусные с ортопедическими матрасами и гипоалергенными подушками.
Бытовые условия
Состав каждого корпуса в детском лагере Орлёнок:
Для проведения досуговых отрядных мероприятий в корпусах лагеря имеются просторные холлы, в которых отряды проводят репетиции сценических мероприятий, занятия творческими видами деятельности (рисование, лепка), организационные и педагогические собрания, вечерние свечки.
Каждую смену корпуса детского лагеря в Подмосковье художественно оформляются отрядными уголками силами детей, при помощи вожатых.
В корпусах дети могут пить горячий чай, смотреть телевизор, слушать музыку.
Безопасность в корпусах
Пожарную безопасность в детском лагере Орлёнок обеспечивает централизованная сигнализация, каждый корпус снабжен необходимыми средствами пожарной безопасности.
В каждом корпусе лагеря вместе с детьми в отдельных комнатах проживают от 4 до 8 взрослых вожатых-воспитателей, которые круглые сутки обеспечивают безопасность детей.
Расселение
Вожатому желательно заранее.
1. Для детей проводится экскурсия по корпусу: где туалет, умывальники.
Объяснение оргвопросов: Где разместить вещи: что в тумбочке, что в чемодане, что в шкафу. Если чемоданы хранятся в камере хранения, то на чемодане наклеить ярлычки цвета своего отряда с фамилиями, особенно для маленьких детей.
Расселение по палатам. Не заселять всех «старичков» вместе, чтобы не было противостояния палата на палату. Если интересы ребят по выбору кроватей пересекаются, то распределить по жребию.
Операция «Уют» по благоустройству палаты: перестановка кроватей, тумбочки, размещение вещей, показать, как застилать постель, график дежурств (кстати по нему хорошо запоминать имена детей), на дверях вывесить название палаты и список живущих в ней. Можно сделать коллаж о себе или о всей палате, можно провести конкурс интерьеров палат.
! На стенах ничего не рисовать и не клеить на клей лучше на скотч (только малярный скотч, он следов не оставляет в отличие от канцелярского скотча) или мокрое мыло.
Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и детям объясняется количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и дается им возможность самим разбиться на кучки (т.е. по палатам), но кучки должны оставаться в холле и ждать вашего утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, но в данном случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог конечно, какого-нибудь тихоню замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. К тому же их легче будет контролировать.
Буйную палату мальчиков желательно определить напротив своей вожатской, а неспокойную палату девочек напротив вожатской напарницы. Но конечно бывают моменты когда не удается полюбовно распределить детей, ибо не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят), например всем девочкам можно сказать, что если они сами не решат всё полюбовно с распределением по палатам, то вы отменяете их все переделы и устраиваете слепой жребий, и тогда девочки понимают, что лучше самим все решить (но естественно под присмотром вожатого, а то они могут кому-нибудь и в глаз дать, решая непреодолимую проблему). C девочками в этом плане вообще работать традиционно проще: девочки в палатах сразу знакомятся, симпатии-антипатии выявляют быстро и тут же сообщают о них взрослым. Переселить неужившихся не составляет труда. А вот особенности психологии мальчиков таковы, что они в первые три дня вполне могут обходиться обращением «эй!» и о том, что их не устраивает, предпочитают молчать. А когда конфликт разгорелся и стал явным, проходит неделя после начала смены, а иногда и больше — и расселить детей уже не всегда получается.
Хорошо завести себе блокнот, куда будете записывать детей, когда распределяете их по палатам. Напротив фамилии можно нарисовать себе рожицу ребенка, записать забавные приметки, которые бросились Вам в глаза, чтобы поскорее запомнить. Можно, конечно, запоминать по расположению кроватей в палате, но если забудешь, не кричать: «Мальчик с кровати у окна из пятой палаты, подойди сюда!».
3. Итак распределив детей по палатам даете им время обжиться (не более пол-часа), при этом категорически запрещаете им выходить из корпуса. Стоит оставить детей на на это время в покое, чтобы они привыкли к обстановке, но не оставлять их без внимания. Далее. Напарницу или смышленных девчонок с хорошим почерком (это если на старших отрядах) сажаете писать списки, а сами строите детей и идете знакомить с лагерем и его окрестностями.
4. В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво обьяснит и ничего не будет упущенно, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса. См. Хоз. сбор
5. После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например «Снежный ком».
6. И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться.
Что такое корпус в лагере
Какие объекты были на территории лагеря?
я помню такие:
— Столовая
— Корпуса (поню что вроде 5, но точно не помню с какой стороны от площади 3, а с какой 2)
— Площадь с флагом, где делали зарядку
— Клуб где были кино и дискотеки. Также с торца, насколько я помню была библиотека
— Столовая
— Медицинский корпус. Возможно называли по другому) Там же обычно жил директор лагеря со своими детьми.
— Еще был какой то корпус напротив медкорпса. У речных ворот(которые вели к реке). Вроде один раз в нем собирались, но про него както мало знаю.
— Сушилка
— Душевая
— Палатки напротив душевой, справа от сушилки вроде две, слева наверно 4.
— Летняя площадка(где были дискотеки)
— Бассейн под открытым небом.
— Карусель, но я что то ее смутно помню, может один раз работала)
— За территорией лагеря была еще баня, ходили в нее раз в сезон в “банный день” но он был почему то не каждый сезон.
— Железные веранды. Видел на фотках но не помню их
— Туалеты))
Из более мелкого
— Умывальники)
— Волейбольная площадка. Турник)
— Забор вокруг лагеря, кроме двух основных в нем вроде еще двое ворот были.
— Основных ворот двое, центральные и речные.
— Вроде бы были памятники пионерам-героям, ну или как минимум стенды с текстом)
может у кого есть схема? или нарисовать ее..
Что такое корпус в лагере
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Пионерские лагеря. Нормы проектирования
Дата введения 1969-03-01
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 ноября 1968 г.
Глава СНиП II-Л.12-68 «Пионерские лагеря. Нормы проектирования» разработана ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Проектным институтом Министерства здравоохранения РСФСР.
С введением в действие настоящей главы утрачивают силу «Нормы проектирования пионерских лагерей» (Н 131-55).
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых пионерских лагерей.
Нормы не распространяются на проектирование санаторных пионерских лагерей и детских санаториев.
Примечания: 1. При проектировании зданий и сооружений пионерских лагерей надлежит также руководствоваться другими главами СНиП и нормативными документами, содержащими требования по размещению пионерских лагерей на курортах и в пригородных зонах, по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, противопожарного, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными Госстроем СССР.
2. При проектировании реконструкции зданий и сооружений пионерских лагерей допускаются отступления от требований настоящих Норм при надлежащем технико-экономическом обосновании и согласовании с местными органами санитарно-эпидемиологической службы и государственного пожарного надзора.
1.2. Пионерские лагеря подразделяются на два типа:
1.3. Вместимость пионерских лагерей следует принимать:
Примечание. Проектирование групповых пионерских лагерей вместимостью более 1600 чел. допускается в исключительных случаях при надлежащем технико-экономическом обосновании и по согласованию с ВЦСПС и республиканскими органами санитарно-эпидемиологической службы.
1.4. Пионерские лагеря следует проектировать с учетом возрастных групп детей согласно табл.1.
Возрастные группы детей в пионерских лагерях
2. Наименование коллектива
3. Структурная единица и ее численность
Октябрятская группа 25-30 чел.
4. Наименьшее подразделение и его численность
«Звездочка» не более 10 чел.
1.5. Здания и сооружения в пионерском лагере подразделяются на:
а) летние лагерные сооружения;
б) павильоны и здания;
1.6. Выбор типа зданий и сооружений должен производиться в зависимости от их назначения, возрастных групп детей и строительно-климатических зон.
Помещения для сторожа и помещения медицинского назначения, а также спальные помещения для октябрят (при неблагоприятных летних климатических условиях) следует размещать в отапливаемых зданиях.
Рекомендации по выбору типов зданий и сооружений приведены в приложении 1.
1.7. Пионерские лагеря наряду с их прямым назначением для отдыха детей в летние каникулы при наличии надлежащих технико-экономических обоснований допускается использовать круглогодично в качестве постоянной оздоровительной или учебной базы для школьников, спортивно-тренировочной базы для рабочей молодежи и других учреждений отдыха.
Примечания: 1. Проектирование отапливаемых зданий круглогодичного использования, кроме указанных в п.1.6, допускается с разрешения инстанции, утверждающей проект.
2. При проектировании пионерских лагерей с учетом использования зданий и сооружений в зимний и переходные периоды года для учреждений отдыха трансформацию их помещений следует предусматривать с помощью простейших сборно-разборных элементов и перегородок, тип которых принимается в зависимости от степени огнестойкости зданий и исключает необходимость реконструкции зданий.
2. РАЗМЕЩЕНИЕ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
2.1. Пионерские лагеря следует размещать на специально выделенных территориях в пригородных зонах населенных мест, в курортных зонах, в лесных массивах, вблизи водоемов (рек, озер, прудов, морей), источников водоснабжения и электроснабжения.
При выборе участка для пионерского лагеря следует учитывать необходимость удобных железнодорожных и автомобильных подъездных путей, отвода канализационных вод и устройства очистных сооружений.
2.2. Земельные участки пионерских лагерей должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям в отношении: чистоты почвы, инсоляции, проветривания, микроклимата, уровня грунтовых вод, стока атмосферных осадков и наличия зеленых насаждений.
При застройке территории, отведенной для нескольких пионерских лагерей различных ведомств и предприятий, проект застройки каждого лагеря должен выполняться в увязке с общей застройкой, намечаемой проектом детальной планировки данной территории.
Пионерские лагеря следует располагать с наветренной стороны от источников шума и загрязнения атмосферного воздуха и выше по течению реки относительно источников ее загрязнения.
2.3. Участки пионерских лагерей в районах с преобладающими ветрами силой свыше 5 м/сек должны быть защищены от них полосой высокорастущих деревьев и кустарников шириной не менее 50 м или располагаться на склонах, обращенных в подветренную сторону.
2.4. Санитарно-защитные зоны от границ участка пионерского лагеря до границ селитебной территории, промышленных предприятий и других объектов должны быть не менее указанных в табл.2.
1. До границ селитебной территории населенных мест (кроме курортных)
2. До границ селитебной территории курортных населенных мест или отдельных учреждений для отдыха взрослых
3. До полосы отвода железных дорог I и II категории
4. До полосы отвода автомобильных дорог общего пользования
5. До промышленных предприятий
В соответствии с «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий» (СН 245-63), но не менее 1000 м
6. До анофелогенных водоемов
7. До границы другого пионерского лагеря
Примечание. Пионерские лагеря, как правило, не допускается размещать в непосредственной близости от мест массового отдыха взрослых (пляжей, парков отдыха, санаториев и других учреждений отдыха) и в курортных зонах для взрослых. Размещение пионерских лагерей в курортных зонах для взрослых может быть допущено с разрешения ВЦСПС и по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы.
Примечания: 1. В указанные нормы площадей земельных участков не входят водоемы и пляжи, площади участков, отводимые для подсобного хозяйства и очистных сооружений, а также земельные участки, не пригодные для застройки и устройства спортивных площадок (обрывистые овраги, осыпи, карьеры, скальные или заболоченные участки, полосы отвода под линии электропередач).
2. При размещении пионерских лагерей в горных районах и курортных зонах, где имеется возможность использования курортных парков, садов и лесопарков, примыкающих к участку пионерского лагеря, норму площади участка допускается уменьшать, но не более чем до 100 м на 1 чел.
2.6. Земельный участок пионерского лагеря следует делить на зоны согласно приложению 2, при этом архитектурно-планировочное решение пионерского лагеря должно обеспечивать создание выразительной объемно-пространственной композиции с выявлением общелагерного центра и отдельных зон лагеря при широком использовании природных условий.
2.7. Зоны пионерского лагеря следует отделять друг от друга защитными полосами зеленых насаждений шириной не менее 25 м.
2.8. Состав и площади сооружений физической культуры и спорта на участке пионерского лагеря следует принимать согласно приложению 3.
2.9. Размеры общелагерных и отрядных «линеек» следует принимать:
Площадка для пионерского костра устраивается из расчета 0,3-0,4 м на 1 чел.
2.10. Участок пионерского лагеря должен быть огражден. В качестве ограждения рекомендуется использовать кустарниковые насаждения, исключающие возможность травмирования детей и отравления их плодами.
2.11. Пионерские лагеря надлежит проектировать с учетом рельефа местности и ландшафта, не допуская вырубки существующих зеленых насаждений или перемещения земляных масс по территории лагеря. Вся свободная от построек, спортивных и игровых площадок, дорог и проездов территория лагеря должна быть озеленена. Площадь зеленых насаждений должна быть не менее 50% площади всего участка.
2.12. Участок пионерского лагеря должен иметь не менее двух въездов: главного (для пионеров и школьников) и хозяйственного.
2.13. Санитарные разрывы между зданиями и сооружениями пионерских лагерей следует принимать согласно табл.3.
Санитарные разрывы между зданиями и сооружениями
Разрыв в м не менее
1. Между продольными сторонами спальных корпусов и павильонов
2. Между торцами зданий и павильонов, не имеющими окон из спальных помещений
3. Между спальными палатками
4. Между спальными зданиями (сооружениями) и кухней
5. Между спальными зданиями (сооружениями) и изолятором
6. Между спальными зданиями (сооружениями) и хозяйственной зоной
7. Между спальными зданиями (сооружениями) для пионеров и жилыми зданиями для персонала
8. Между спальными зданиями (сооружениями) и надворными уборными
25 (но не более 50 м)
9. Между столовой и надворными уборными
10. Между спальными зданиями (сооружениями) для пионеров и границей участка пионерского лагеря, проходящей у автомобильных дорог общего пользования
11. Между спальными зданиями (сооружениями) для пионеров и границей участка пионерского лагеря в случаях, не указанных в п.10
Примечание. При сокращении территории участка согласно примечанию 2 к п.2.5 допускается сокращение разрывов, указанных в п.1 настоящей таблицы, до двух высот наиболее высокого здания, но не менее 15 м.
Как мой ребенок поехал во всероссийский детский лагерь «Орленок» по бесплатной путевке
И стоило ли это таких усилий
От отдыха сына в «Орленке» летом 2021 года у меня остались странные и сомнительные впечатления.
Мы получили путевку в этот лагерь бесплатно: сын победил в общероссийском конкурсе и в качестве награды ему подарили эту поездку. Друзья-родители постоянно спрашивали меня, как сын съездил и как все прошло.
В статье я расскажу, за что все равно нужно платить, как дети проводят время в лагере и стоит ли туда стремиться. Статья пригодится родителям, которые хотят отправить ребенка в «Орленок» или думают об этом.
Курс о больших делах
Как мы выбираем детские лагеря
В детстве я сам каждое лето ездил в разные лагеря. Мне нравилось: я общался с интересными людьми, заводил новые знакомства, посещал разные кружки и секции, узнавал что-то новое. Когда сын повзрослел, мы тоже предложили ему поехать в лагерь.
Сейчас сыну 14 лет. Он каждое лето отдыхает в лагерях с 9 лет. При этом каждый раз мы стараемся искать лучшие лагеря страны, где обязательно есть развивающие программы, а жизнь во время смены очень насыщенная. Лагеря ищем по рекомендациям других родителей и отзывам в соцсетях.
Например, в 2018 году мы долго искали и нашли подмосковный лагерь «Цивилизация» всего в 100 км от Москвы в лесу на берегу реки. Жизнь в лагере строилась по образовательно-развлекательной игре, которую создали профессиональные педагоги специально для этого лагеря. Каждый день сын знакомился со взрослыми профессиями, а его день был занят разными мероприятиями, конкурсами и исследованиями.
На тот момент путевка стоила 35 000 Р за 12 дней. Сын был в восторге от интересной жизни и ярких мероприятий. Мы приехали в родительский день, и нас тоже впечатлила организация: были конкурсы, концерт и спортивные мероприятия.
Еще нас удивило, что из-за насыщенной жизни лагеря сыну вообще не был нужен телефон! Хотя в обычной жизни он с ним не расстается.
Стоила такая смена дороже, около 50 тысяч рублей, но, на наш взгляд, это было оправданно. За короткий промежуток времени ребенок не только отдохнул, но и получил опыт, который многие набирают за годы. В дальнейшем это стало сильным толчком в развитии, он стал участвовать в конкурсах по видеопроизводству и выиграл несколько наград всероссийского масштаба.
Кроме этого, сын ездил и в другие лагеря. Обычно мы выбирали их по следующим критериям.
Лагерная жизнь. Нам важно, чтобы в лагере проводили много мероприятий — и обязательно не просто развлекательных, а именно развивающих и образовательных. Я хорошо помню советские лагеря, где мы были предоставлены сами себе, так что этот параметр один из самых важных.
Безопасность. Хорошо, когда лагерь на закрытой территории, оттуда нельзя просто выйти, а организаторы понимают серьезность этого момента.
Удаленность от дома. Это самый некритичный момент, но тоже важный. Мы живем в Москве и, если есть возможность, обязательно приезжаем в родительский день. Однако если лагерь по отзывам очень хороший, но далеко от дома, мы готовы не приезжать. Главное, чтобы ребенку в лагере нравилось и было интересно.
Чем знаменит «Орленок»
«Орленок» — это большой детский центр на берегу Черного моря в районе Туапсе, который построили в 1960-х годах. Его считают одним из лучших детских лагерей России наравне с «Артеком».
В «Орленке» работают десять базовых детских лагерей, у каждого есть свое название: «Солнечный», «Звездный», «Стремительный», «Штормовой» — круглогодично; «Дозорный», «Комсомольский», «Олимпийский», «Юнармеец», «Олимпийская деревня» и «Солнышко» — только в летний период.
Учредители лагеря — Правительство РФ и Министерство просвещения, поэтому, естественно, родители ожидают, что количество и качество мероприятий в лагере будет на высоком уровне.
Инфраструктура для этого есть: огромные концертные залы, летние веранды, разные учебные аудитории, спортивная база со своим бассейном и даже стадион. Все это оснащено самым современным оборудованием, поэтому можно проводить мероприятия всероссийского и международного уровней. В лагере каждый месяц выходит тематическая газета, есть свой медиацентр, телеканал, радио и журнал, музеи, библиотека и многое другое.
В «Орленке» ежегодно проходят разные фестивали, спортивные соревнования, а также образовательные программы различной направленности. Смены часто бывают тематические. Например, в августе 2021 года проходила смена «Юный казначей», а в июне — смена «Океанавтика».
Дети в «Орленке» встречаются со звездами кино, театра, телевидения, олимпийскими чемпионами, космонавтами, деятелями искусства, политиками, писателями и художниками. Например, летом 2021 года приезжала заслуженная артистка России Анна Ардова, участники и финалисты проекта «Голос. Дети», известный путешественник Федор Конюхов и космонавты.
Сына в «Орленке» зачислили в лагерь «Звездный». Туда попадают победители конкурсов, чемпионатов и другие творческие дети со всей страны. Такое название лагерь получил в 1964 году в честь активного покорения человеком космоса. Ежегодно на встречу с ребятами сюда приезжают космонавты и специалисты, которые работают в сфере космических технологий.
Как попасть в «Орленок»
Попасть в «Орленок», как и в «Артек», можно двумя способами: бесплатно, если победить во всероссийском конкурсе, и платно — купить путевку самостоятельно.
Бесплатно. Для этого нужно выбрать конкурс на сайте лагеря и принять в нем участие. Лучше сразу определиться со сменой, интересующей программой и прочитать условия конкурса. Прием заявок на конкурс обычно завершается за 50 дней до начала смены. К самим работам еще прикладывают портфолио об успехах и достижениях — обычно это грамоты, дипломы, сертификаты и иные награды за последние три года, которые показывают, что ребенок участвовал или победил в конкурсах или соревнованиях.
Критерии оценки и требования к работам организаторы тоже указывают в положении о конкурсе. В целом чем больше высоких призовых мест ребенок занимал в разных соревнованиях, тем выше шансы, что он пройдет в финал.
Но деньги для поездки в «Орленок» все равно понадобятся: как минимум нужно будет оплатить дорогу до лагеря и обратно, потому что призерам оплачивается только путевка без дороги. Подробнее об этом способе я расскажу в следующем разделе.
Платно. Платные путевки предлагают разные уполномоченные агентства — их список есть на сайте лагеря.
Стоимость путевки — в среднем 55 000—100 000 Р в зависимости от смены и типа лагеря внутри. Тут нет никаких сложностей: родители выбирают понравившийся лагерь, покупают путевку и собирают документы по списку, который тоже есть на сайте. Проезд оплачивают отдельно.
минимальная стоимость путевки в лагерь
Как мой сын попал в «Орленок»
Мой сын четыре года занимался в кружке по видеопроизводству, где делал видеоработы и участвовал с ними в разных конкурсах. Однажды мы узнали, что на сайтах лагерей «Орленок» и «Артек» можно тоже участвовать во всероссийских конкурсах. Тематики конкурсов разные, за победу давали призовые бесплатные путевки в лагерь на 21 день.
В 2020 году на сайте «Орленка» сын нашел свое направление, видеопроизводство, и решил участвовать. Он выбрал тематику «Космос», потом долго искал интересную тему и в итоге снял специально для конкурса мини-фильм о достижениях России в космосе.
Тема оказалась серьезная, и для сына на тот момент это стало внутренним вызовом: раньше он снимал только небольшие и учебные ролики. Основная сложность была в том, что сын приступил к съемкам одновременно с началом пандемии. На наших глазах стали закрываться музеи и выставки, то есть пропал доступ к любой очной информации. А нам нужно было снять фильм, который бы смог конкурировать в общероссийском масштабе.
Для максимального эффекта сын решил сам быть и ведущим, и оператором, и видеомонтажером. Сам искал интересные виды и выставлял камеру, стоял в кадре и рассказывал факты о космосе, а потом полностью самостоятельно смонтировал весь фильм. На тот момент ему было всего 12 лет!
В течение двух месяцев сын монтировал фильм. На производство всего видео от начала и до премьеры ушло около трех с лишним месяцев. Я был безумно рад, когда сын вышел в финал и стал победителем этого конкурса. Его как призера наградили путевкой в лагерь «Орленок». Сколько всего было участников в конкурсе, я не знаю, как и сколько призеров: вся информация была закрыта.
Сертификат победителя конкурса нам прислали по почте. По правилам «Орленка» такие сертификаты подтверждают победу в конкурсе и гарантируют, что ребенка внесут в списки на соответствующую смену. Смена должна была состояться летом 2020 года, но из-за пандемии поездку перенесли на лето 2021 года.
Пока сын ждал поездку в «Орленок», он снял еще серию мини-фильмов на другие тематики и стал лауреатом государственной премии по видеопроизводству. Причем впервые такую премию вручили ребенку.
Подготовка к поездке: справки и билеты
Для заезжающих в «Орленок» нужно собрать пакет документов. Кроме разных согласий родителей требуются еще медицинские справки:
Из-за коронавируса список может быть дополнен. В поликлиниках, как правило, знают про необходимый пакет справок для «Орленка» и помогают с ним.
Все эти документы действительно строго проверяют и контролируют. Особенно это актуально в период пандемии. Нас заранее предупредили, что любая неточность — и ребенка могут не взять в лагерь. Например, в обычном лагере на дату выдачи справки об эпидокружении могут и не обратить внимания, а в «Орленке» это важно. Если написано, что справку о контактах нужно взять за три дня до выезда, а вы ее взяли за четыре, ребенка могут не принять в лагерь.
Добраться до лагеря из Москвы можно своим ходом или трансфером через уполномоченные агентства на поезде или самолете.
мы заплатили агентству за дорогу в обе стороны
Наша трансферная компания рекомендовала нам привезти все документы заранее в их офис, чтобы в аэропорту не было сюрпризов. Бывает, что такой возможности у родителей нет, поэтому документы смотрят уже в аэропорту или около поезда. Если обнаружат, что что-то не в порядке, ребенка дальше не допустят, несмотря на оплаченные билеты. В свою очередь, трансферная компания гарантирует, что если она приняла все документы, то и лагерь их примет точно.
Подготовительные мероприятия создали впечатление, что будущий отдых сына пройдет в полной безопасности. По сбору документов нас проинформировали заранее. Кроме того, на сайте трансферной компании я нашел все контакты сопровождающих, которым можно было задать любой вопрос по времени и месту встречи.
Еще на сайте лагеря есть большой раздел «Родителям». Это очень удобно: там есть все ответы на главные вопросы и подробности, что взять, как доехать, распорядок дня, информация о питании и так далее.
Со слов организаторов, в основном карманные деньги могут понадобиться на платные услуги: катание на банане по морю или лазертаг, поездку во внешний аквапарк или посещение экскурсий и так далее. Все это не входит в стоимость путевки.
В самолете с детьми летел сопровождающий. Он принял каждого ребенка и документы от родителей в аэропорту и потом также все сдал лично в лагере. На обратной дороге все происходило аналогично.
Впечатления о полете и трансфере у сына были хорошие.
Лагерная жизнь
Когда детей заселили в лагерь, сын сразу же в ужасе позвонил нам несколько раз. С учетом его опыта предыдущих поездок по другим лагерям первое впечатление от «Орленка» его шокировало. Расскажу подробнее, что удивило.
Переполненные комнаты. Сын бывал в разных лагерях, и везде организаторы отмечали как существенный плюс то, что комнаты небольшие, максимум на 3—4 человека. Так детям комфортнее жить.
В «Орленке» все совершенно иначе. Сына заселили в комнату на 15 или 16 человек. Как выяснилось, это стандартная традиция лагеря еще с советских времен.
Все санитарные удобства были только на этаже. Со слов сына, корпус, в котором они жили, был большой и состоял из двух больших крыльев. В части, где жил сын, даже не было нормального туалета, только дырка в полу, как в советских лагерях. Сын впервые встретил такой туалет в лагере. Из-за этого детям приходилось ходить в другое крыло с нормальными туалетами.
Разновозрастные дети в одной комнате. В комнатах на 15 человек жили дети с большой разницей в возрасте. В нашем случае — подростки с 14 до 17 лет. По опыту знаю, что у детей даже год разницы очень сказывается: у них разный уровень физподготовки и круг интересов. А разница в три года — это очень много.
Я не знаю, есть ли об этом что-то в санпинах, но мне кажется, что при таком разбросе возрастов старшие начинают автоматически давить на младших и может даже начаться дедовщина.
По рассказам сына, во время смены в лагере проводили огромное количество разных мероприятий. Каждый день по отрядам проходили конкурсы и соревнования, несколько раз в неделю были встречи разных лагерей внутри и совместные игры. Сыну запомнилась игра «Зарница» и посещение местного космического музея, вечерние дискотеки и встреча с космонавтом.
Однако мой сын — обычно очень активный и энергичный — просидел большинство мероприятий в комнате. Он брал пример со старших, которые практически никуда не ходили. Например, по вечерам часто были масштабные дискотеки. Сын сходил туда пару раз, а дальше по примеру старших сидел в комнате. При этом, например, в школе среди ровесников сын, наоборот, лидер по активности.
Отсутствие командной жизни. «Орленок» известен огромным количеством ярких мероприятий. Однако никто не пытался детей как-то завлечь, заинтересовать или даже заставить присоединиться к мероприятиям.
Со слов сына, на протяжении смены все было спокойно: все сидели в комнатах, играли в телефоны и редко ходили на какие-то мероприятия или занятия. В их отряде было немного девочек, видимо, только они везде и ходили.
Пассивные вожатые. В отряде на 25 человек было двое вожатых — девушки 18—20 лет. Они никого ни к чему не принуждали, просто ходили по комнатам и предлагали детям пойти с ними. Если ребята отказывались, они уходили с теми, кто хотел, а остальные оставались в корпусе.
В других лагерях у сына никогда не было возможности просто сидеть в комнате и ничего не делать. Или другой была подготовка вожатых, или другие программы, но факт: сын никогда ранее столько не сидел в комнате без активности! Получается, дети в «Орленке» были предоставлены сами себе.
Оставленные детям телефоны. На сайте «Орленка» написано, что телефоны в лагере выдают в строго определенные часы. Но на деле все оказалось не так: вся комната сына спокойно 24/7 сидела в телефонах.
Со слов сына, формально телефоны собирали, но по факту их можно было и не отдавать, что они и делали. Вожатые, две молоденькие девушки, ничего менять и не пытались.
Ларьки на территории. На территории лагеря есть ларьки и что-то типа рынка, где ребенок может купить чипсы, газировку и другую подобную еду, а также разные приспособления для гаджетов, зарядок и прочее. Рядом с корпусом сына стояли две такие палатки, а в центре лагеря была даже целая площадь палаток, где можно было отовариться чем угодно.
Об этом мы узнали прямо перед заездом на общем собрании, когда нам сказали дать детям с собой карманные деньги. Никакого контроля за тем, сколько и чего ребенок купит, нет. Наш сын почти никуда не ходил, поэтому практически все деньги он привез назад. Другие дети постоянно ели фастфуд и пили газировку.
Для нас это стало неприятным сюрпризом: у сына иногда бывает пищевая аллергия, и нам повезло, что он сознательный и ничего лишнего не покупал. Но ребенку сложно контролировать себя, поэтому лучше, если бы таких соблазнов на территории не было. Кроме того, одним детям родители дали с собой много денег, другим — мало, потому что дети приехали из разных семей и финансовые возможности у всех разные.
Еще дети рассказывали про случаи воровства в соседних отрядах. Мы об этом также услышали от ребят с других смен, которые советовали не брать ценные вещи или дорогую одежду с собой. Нам повезло, и нас это не коснулось.
Отсутствие безопасности. После серьезной подготовки и проверки документов для поездки нам и в голову не могло прийти, что в лагере могут быть сложности с безопасностью.
Через неделю после заезда нам позвонили из администрации лагеря и сказали, что сын ходил в местный магазин за территорией лагеря и его поймали на обратной дороге. При этом цель звонка была не успокоить нас и не сообщить, что все в порядке и лагерь принял меры, чтобы дети больше не могли выйти за территорию, а наоборот: нам сразу предложили забрать ребенка домой за нарушение дисциплины.
Как выяснилось, сын с друзьями из отряда беспрепятственно вышли за территорию лагеря через одно из КПП, прошли по автомобильной трассе и сходили в местный магазин — просто для прогулки. Сын рассказал, что они шли через КПП мимо трех охранников, которые ничего у них не спросили и никак на это не отреагировали. Когда возвращались, их решили заметить и поймали.
Мы не оправдываем сына, но как такое вообще возможно, нам никто объяснить не смог. Я тоже ездил в детстве в лагеря, но выбраться за территорию там было практически невозможно: мешали заборы и внимательная охрана.
Позже оказалось, что наш пример не единичный. Я нашел в сети много роликов, в которых дети рассказывают, как беспрепятственно выйти за территорию лагеря «Орленок». Причем длится это уже несколько лет.
Впечатления от лагеря
Сын вернулся из «Орленка» без эмоций от поездки. Нас это сильно удивило: обычно после других лагерей у него горели глаза, он взахлеб рассказывал о их насыщенной жизни в лагере и плотном графике. Тут же он смог рассказать только про пару вечерних дискотек, встречу с космонавтом, посещение лагерных музеев — авиации и космонавтики, а также музея «Орленка» — и игры на пляже. Это была та малость мероприятий, на которую он ходил и которая ему понравилась.
Самое печальное, что из-за всего вышеописанного сын абсолютно не понял «духа „Орленка“», не почувствовал его многолетнюю историю и энергетику, о которой говорят.
Как и другие дети-призеры, сын прошел гигантский путь, чтобы выиграть сложнейшие соревнования и путевку в долгожданный лагерь. А в итоге почти всю смену просидел в комнате в телефоне, поскольку брал пример со старших.
И мне жаль, что ему не хочется туда вернуться.
Кратко о поездке в «Орленок»
Какая-то армия, а не детский лагерь. Казарма так точно один в один.
Валерий, а где вы армию увидели? Полная свобода. Хочешь- ходишь на мероприятия и занимаешься интересными делами. Не хочешь- сидишь в комнате. Только чтобы сидеть в комнате в телефоне совсем не обязательно в лагерь ехать. Вот в Артеке- да, казарменный режим. Нет выбора. На все мероприятия ходить надо всем, хочешь-не хочешь. Устал- не устал. На все приемы пищи, на все перекусы и полдник тоже все должны ходить всем отрядом. Даже если есть не будешь. Вот где шаг влево- шаг вправо.
Елена, и чего в этом хорошего?
русалка, в чем? В казарменной системе как раз хорошего ничего. А если у детей есть выбор идти/не идти на кружок, занятие, мероприятие, есть возможность выбрать что он будет есть и пить- это гораздо лучше. Вот я об этом.
Елена, очевидно Валерий имел в виду современную Армию
Валерий, или тюрьма
Сам в лагерях никогда не отдыхал, но, будучи студентом, около 10 лет назад отработал 5 смен в «Звездном». До сих пор все и всех вспоминаю с теплотой. Кое-с-кем периодически общаюсь до сих пор. Когда увидел фото корпуса «Звездного», аж сердце немного защемило, минут 5 сидел с дебильной улыбкой счастья на лице от внезапно нахлынувших воспоминаний =)