Что такое красота в искусстве

Красота в искусстве

Гениальный художник сплетает венок из цветов земной и Небесной красоты! Об этом свидетельствуют «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» И.Гёте.

Искусство ткёт гобелен красоты. Таким красочным гобеленом является вся европейская живопись от Джотто до В. Кандинского!

В гениальном произведении искусства красота проста, скромна, по-ангельски чиста и нежна. Её светлый лик присутствует в картинах Джотто и А.Рублева.

В произведениях искусства одной и той же эпохи существует разное соотношение красоты и правды: в картинах Леонардо да Винчи преобладает красота, в творениях Микеланджело главенствует правда, в живописи Рафаэля достигается гармония между красотой и правдой.

Красота – плод зрелого искусства. Живопись В. Тициана венчает эпоху Ренессанса величественной красотой!

Красота восходит от плоти к духу, от духа к Всевышнему. Божественная красота воплощается в музыке Дж. Палестрины и И.С. Баха.

В центре великих произведений искусства находится духовно красивый человек: даже безрассудный рыцарь Дон Кихот М. Сервантеса внутренне целостен и прекрасен!

В трагедиях У. Шекспира незримо присутствует дух отрицания добра и красоты. Дявольским интригам противостоят гуманистические идеалы и вера в человека.

Небесная красота озаряет музыку К. Монтеверди, А. Вивальди, В. Моцарта!

Красивым искусством наслаждаются как добрые, так и злые люди: каждому человеку оно дарит надежду на счастье. С этим мы сталкиваемся уже в детстве, когда читаем прелестные сказки Ш. Перро и Х. Андерсена.

Красота природы распахивает земные окна навстречу Божественной красоте. Сравните скрипичную музыку А. Вивальди, всецело растворяющуюся в земном мироздании с органной музыкой И.С. Баха, звуки которой уносят нас в царство Отца Небесного.

Солнечная красота в искусстве – это золотой дождь Зевса, проливающийся на Данаю. Небесный свет озаряет музыку А. Вивальди и Дж. Россини.

Во имя красоты художники в своей музыке не раз умирают и не раз воскресают. Такого рода метаморфозы происходят с музыкой А. Вивальди, Г. Персела, И.С. Баха и его сыновей.

Прекрасное искусство не увядает. Картины А. Ватто и Ж. Энгра навсегда останутся по-весеннему свежими.

В красоте искусства проявляется божественный лик Иисуса Христа. Это мы видим не только в церковной музыке И.С. Баха, но и в светской музыке В. Моцарта, Ф. Шопена и даже С. Прокофьева!

Логика – надёжная опора красоты в искусстве. Величественные оратории Г. Генделя одновременно соразмерны и прекрасны.

Искусство воссоздаёт божественную красоту, в чём заключается его непреходящее значение и ценность. Восхитительна музыка К. Глюка и В. Моцарта!

Искусство – неиссякаемый источник красоты. Из поэзии великого И. Гёте люди будут черпать красоту до скончания веков.

Красота в искусстве – знак его вечной молодости. Не потому ли произведения В. Моцарта ассоциируются у большинства людей с безоблачной юностью?

Искусство – это художественное воплощение красоты, существующей в природе и человеке. Подтверждает эту истину музыка В. Моцарта, Дж. Россини, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона-Бартольди.

Великий композитор сохраняет «верность образу прекрасного» (Теодор Адорно). В гениальной музыке красота утверждает себя через правду, правда – через красоту. Особенно остро чувствуют это Л. ван Бетховен, Дж. Верди, Ж. Бизе, П. Чайковский, С. Прокофьев.

Красивое искусство целомудренно. Утренней свежестью дышит музыка Ф. Шуберта, В. Беллини, М. Глинки.

Красивое искусство отличается идеальным совершенством. В качестве примера можно назвать роман в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина, картину «Миссия» А.Иванова, Шестую симфонию П. Чайковского.

Искусство помогает разглядеть красоту в природе и жизни. В этом смысле бесценны романы В. Гюго и Жорж Санд.

Искусство преломляет жизнь и природу сквозь призму красоты. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно прочитать романы В. Гюго, И. Тургенева Л. Толстого.

Красота ведет к Богу. Светлая музыка юного Ф. Мендельсона-Бартольди в его зрелые годы поднимается до величественных библейских ораторий.

В драматической музыке Дж. Верди, Ж. Бизе, М. Мусоргского красота прозрачна и тверда, как алмаз!

Без стремления к духовной красоте Ф. Достоевский опустился бы до серого натурализма, и тогда, быть может, Россия потеряла бы гения!

В живописи В. Серова – солнечная красота, в полотнах М. Врубеля – сумеречная. Разве могут найти общий язык друзья-антиподы?

Красота делает искусство бессмертным. Не исключение – монументальные симфонии Г. Малера.

Музыка Г. Малера и поэзия А. Блока сияет мерцающей красотой символизма.

И. Стравинский – гений художественных изобретений, С. Прокофьев – художественной красоты.

Экспериментируя с красотой, И. Стравинский не создаёт, а придумывает новую музыку. За ним следуют Д. Шостакович и А. Шнитке.

Экспрессионистский натурализм А. Берга и натуралистический экспрессионизм Д. Шостаковича одинаково бесплодны, ибо изгоняют из оперы красоту.

Абстрактную музыку А. Веберна озаряет свет красоты. Поэтому она никогда не поблекнет!

Зачастую натурализм в музыке оборачивается своей противоположностью – эстетизмом. Такая смена «декораций» происходит в ранних прокофьевских операх «Игрок» и «Любовь к трем апельсинам».

Реалистическая эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова обнажает грязную изнанку жизни. Это действие совершается на фоне первозданной красоты природы.

Художник – жрец красоты: без красоты искусство непристойно. Изъян тривиальности обесценивает музыку Д. Шостаковича.

Искусство совершает поступательное движение к высшей, божественной красоте. К ней стремится гениальный композитор XX века О.Мессиан.

Выдающиеся произведения искусства «расширяют эстетические горизонты» людей (Т. Адорно), чего нельзя сказать о музыке катастроф К. Пендерецкого или экспериментальной музыке К. Штокхаузена. Всё созданное в их стиле звучит однообразно и тягостно! Одухотворённая красота Седьмой симфонии С. Прокофьева, выводит музыку из заколдованного круга модернизма и постмодернизма, беспомощного стилизаторства и позёрства.

Безобразное в искусстве создаётся рукой дьявола. Поняв это, К. Пендерецкий отвергает диссонансную музыку ради неоромантической красоты.

Любить земной мир как прекрасное Божье творение, вовсе не означает потворствовать злу. К сожалению, А. Шнитке не всегда ограждает себя от бесовщины.

Источник

Красота в искусстве Красота в жизни и в искусстве. Как вы понимаете красоту в искусстве?

Красота- способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Есть ли у красоты свои законы?

. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. 4. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

— Cамое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному. И у каждого свой ее идеал. Но есть такая, при виде которой у всех нас захватывает дух…

Красота… Пока существует голубое небо, восходы и закаты, пока бьется человеческое сердце и властвует любовь до тех пор в душе человека будет жить мечта о красоте и желание разгадать это удивительное и магическое понятие.

Источник

Что есть красота в искусстве?

Красота в глазах смотрящего – популярное высказывание, датируемое 3-им веком нашей эры. Каждый, кому посчастливилось быть созерцателем, думаю, убедился в этом.

Шекспир, гений литературы, идеально выразил эту мысль в своей пьесе «Бесплодные усилия любви» 1588 года:

Хоть красота посредственна моя,
Я в похвале цветистой не нуждаюсь.
Она оценивается глазами, –
Язык барышника тут ни при чем.

(перевод М. А. Кузмина)

Когда речь идет об искусстве, некоторые люди могут утверждать, что оно не всегда прекрасно, но на самом деле одно и то же произведение не должно быть прекрасным для всех. Ведь взгляды одного человека чрезвычайно отличаются от взглядов другого во многих аспектах жизни, у всех различное понимание мира, надежды, любви и счастья. И взгляд на одно и то же произведение искусства даже у двух очень близких людей может быть разным. Значит ли это, что все основано на индивидуальном мнении или нет?

Что есть мир? Славный спокойный день, проведенный в кругу семьи, или мирное небо над головой? Что есть вера? Это глубокая убежденность в чем-либо глобальном, в мироустройстве или же это просто убежденность в том, что сегодня тебя ждет замечательный день?

Сколько людей, столько и мнений. Все же данные понятия основываются на особенностях интерпретации.

Дебаты о красоте можно продолжать до бесконечности. Но мы можем обратиться к истории, чтобы понять, что же она такое и есть ли ей место в искусстве.

Самые известные значения слова «красота»

Лев Толстой, великий русский писатель, однажды сказал фразу, в которой кратко изложил мысль о красоте в искусстве: «Вот на этой-то способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства. Если человек заражает другого и других прямо непосредственно своим видом или производимыми им звуками в ту самую минуту, как он испытывает чувство, заставляет другого человека зевать, когда ему самому зевается, или смеяться, или плакать, когда сам чему-либо смеется или плачет, или страдать, когда сам страдает, то это еще не есть искусство. Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его ».

Что же представляет собой красота в искусстве?

Воздействие искусства может быть поистине сильным, да настолько, что мы можем воодушевиться на создание собственного произведения. Некоторые люди могут достигать чувства благополучия, прибегая к искусству как к терапии. Оно позволяет им не только расслабиться, но и очищает мысли, что в разы упрощает решение трудных вопросов. Однако встреча с произведениями искусства может иметь и обратный эффект. Например, какие-то из них могут вызвать у некоторых людей чувство злости или даже ярости. Реакция людей, подвергнутых воздействию искусства, непредсказуема. Оно выражает наши внутренние переживания, имеет власть над нашими эмоциями, побуждает к определенным действиям и даже открывает нам глаза на то, чего мы не замечали ранее.

Иоганн Винкельман (Johann Winckelmann), немецкий искусствовед, настаивал на том, что красота имеет три основных уровня:

Известный журналист и беллетрист, Виктор Шербюлье (Victor Cherbuliez), рассматривал искусство как деятельность, которая

Опираясь на эту точку зрения, можно сказать, что красота – это иллюзия. Возможно, красоты вообще не существует, не говоря уже об абсолютной красоте.

Искусство прекрасно

Так или иначе, ты уверен, что красота в искусстве имеет место быть, и любые ее проявления, так или иначе, влияют на тебя. Очевидно, это трудно до конца объяснить и понять.

Каждое произведение искусства, будь то картина, ваза или статуя, имеет свои уникальные характеристики – цвета, линии и текстуры, которые находят отзыв в твоем сердце и твоей душе.

Те чувства, которые вызывает у тебя произведение искусства, в свою очередь, помогут тебе решить, прекрасно оно или нет.

Источник

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Факультет дистанционных технологий

Красота как сущность истории

Выполнил студент гр.

Что же является сущностью искусства? Многие деятели искусства считают этот вопрос неуместным, полагая, что на вопрос о сущности искусства те, кто его практикует, дают ответ самим результатом своей деятельности. Конечно, если представлять искусство как некое трансцендентное тело или пространство со своими границами, постановка вопроса о том, что прячется за этими границами, выглядит как посягательство на святые права вещи в себе. Впрочем, самая взыскательная стыдливость не обязательно требует категорического отказа отвечать на этот вопрос, ее вполне могут устроить уклончивые, метафорические, апофатические высказывания.

Вот некоторые мнения о том, что такое сущность искусства [12]:

Основная часть

Происхождение искусства

Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил красками, и другие люди поняли его монолог.

Человек взялся за кисть потому, что не мог сказать то, что хотел, другим способом. Так родилось искусство.

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Источник

Красота

Как древние греки и римляне украшали себя и жизнь вокруг

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Калитеевская, я редактор сайта Arzamas, и мы продолжаем курс «Что такое античность».

Каждый из нас знает, как выглядела Античность. Для того чтобы ее увидеть, не нужно идти в античный зал какого-нибудь музея. Доста­точно просто посмотреть по сторонам. Например, архитектурные элементы, придуманные в Античности, можно увидеть почти в лю­бом городском пейзаже, и не важно, смотрите ли вы на венецианские палаццо или на сталинское метро. Но откуда взялись те каноны кра­соты, которые восхищают нас уже много тысяч лет? Что греки и рим­ляне считали красивым и как они украшали мир вокруг? С этими вопросами мы пришли к Вите Мухановой — филологу, автору лек­ционного курса «История античного искусства» на филфаке МГУ.

Понятие красоты в Античности было гораздо шире, чем в наше время. Понятие это включало не только статуи, картины, но и добродетели человека, его по­ступки, мысли — то есть не только эстетическую красоту в прямом смысле, но и красоту внутреннюю, нравственную. Так, например, греческий философ Сократ, не блиставший внешней красотой (что мы знаем по изобра­жениям, дошедшим до нас), обладал, по мнению греков, высшей красотой, в которой главными были внутренние, духовные и моральные, качества. И только позд­няя Античность выделяет красоту в более узком современном смысле, красоту действительно видимых вещей.

Таким же широким было понятие «искусство»: и греки, и затем римляне не раз­­личали слова «искусство» и «ремесло» (греческое tekhne, латинское ars): они могли применяться к труду, например, ученого, если результатом этого труда было то, что сделано правильно, то, что сделано согласно заранее установленным или предполагаемым принципам.

Понятия «красота» и «искусство» были связаны друг с другом в самом широ­ком смысле. Если утверждалось, что искусство должно стремиться к красоте, то только в том смысле, что всякое производство некоего объекта искусства или ремесла должно стремиться к красоте, должно стремиться к совершенству.

Для греков весьма важным было понятие космоса. Kosmos изначально имеет зна­чение первоначального порядка, упорядоченности, затем — значение кра­соты, затем — значение мирового порядка и Вселенной. Этот окружающий греков мир, «космос», был устроен так, что всё было в нем соразмерно и гар­монично. И те пропорции, та соразмерность, та гармония, которая присуща внешнему миру, для греков были главными критериями оценки красоты неза­висимо от того, что оценивалось: это могла быть статуя, это мог быть храм или постройка, это мог быть заяц, на которого предполагалась охота, это могла быть собака, которая должна была охотиться на этого зайца, и вообще что угодно.

В этой лекции мы поговорим, во-первых, о разных видах искусства, которые должны были соответствовать этим критериям оценки красоты, а во-вторых — о том, что такое для греков и римлян кра­сивое человеческое тело.

Начнем с архитектуры, ведь архитектурные каноны и формы, задан­ные Антич­ностью, сохранялись в Европе практически до самого не­давнего времени, да и до сих пор архитекторы то и дело прибегают к античным архитектурным стандартам и изобретениям, чтобы добиться ощущения некой идеальной, бес­спорной, классической красоты. Что же открыли античные архитекторы? Как, с точки зре­ния греков и римлян, должно было выглядеть красивое здание? В архи­тектуре красота — это правильные пропорции всех частей зда­ния. То, что затем в теории архитектуры будет называться словом «ордер», от латин­ского ordo — «порядок».

Что такое архитектурный ордер? Ну, прежде всего это некий порядок. Ордер — это правильное соотношение вертикальных и горизонтальных частей любой постройки, любого здания, то есть правильное соотношение несущих и несо­мых частей. Если опоры — неважно, стены это или колонны — будут тоньше, чем положено, или будут расположены не так, как положено, по­стройка рух­нет, потому что верхняя часть своей тяжестью задавит несущие части. Вот, собственно говоря, ордер — это и есть правильное, математически выверенное соотношение.

За единицу расчета должна браться мельчайшая деталь. Такой мель­чайшей деталью при строительстве храма является, судя по всему, диаметр колонны внизу. То, что человек видел в первую очередь. Нижний диаметр колонны также служил мерой для вычисления, например, пролетов между колоннами, поскольку, если колонны расставлены слишком близко или сли­шком широко, восприятие человека, который смотрит на эту постройку, иска­жается, и храм выглядит непропорционально.

Так что устойчивость — не единственное, что принимали в расчет греческие архитекторы. Конечно, важна была и сама по себе красота, то есть эффект, который здание могло произвести на зрителя.

При создании скульптуры или архитектурного сооружения греки обязательно учитывали оптическое восприятие. В архитектуре это приводит к тому, что ли­нии искривлены, колонны не параллельны: они немного накло­нены к центру. Крайние колонны всегда были чуть шире, чем остальные, потому что крайние колонны оказываются более освещенными, чем внутрен­ние, и эта освещен­ность искажает их реальные размеры. Для этого же греки делали небольшое утолщение посередине колонны: с одной стороны, оно предохраняло колонну от разрушения, потому что нагрузка несомых каменных частей была доста­точно серьезной, но в то же время оно создавало ощущение стройности и пря­мо­ты колонны.

Выработанные греками стандарты будут влиять на мировую архи­тектуру на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Конечно, эти каноны возникли не сразу.

Понятно, что для того, чтобы достичь совершенства, выработать каноны, про­порции, греческое искусство должно пройти период. Примером таких попыток могут служить храмы, которые находятся на юге Италии, в горо­де Пестум — это бывшая греческая колония, которая называлась Посей­донией. Там сохранились три храма разной степени сохранности, которые демонстри­руют еще несовершенный порядок соотношения колонн и несомых частей, несо­вершенный ордер: они кажутся немного толстоватыми, пузаты­ми и при­земистыми. И в качестве примера уже совершенной греческой архите­ктуры мы можем привести Парфенон на афинском Акрополе, главный храм Афин, посвященный главной богине — покровительнице города, Афине. В Парфе­ноне колонны выше и стройнее, чем в архаических храмах, высота колонны пример­но равна пяти с половиной диаметрам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *