Что такое кредитный модуль
Кредитно-модульная система и её функции
2.1 Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц.
Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная система действия и взаимодействия.
Внимание в кредитно-модульной системе сосредоточено на двух её характеристиках:
— на самостоятельной работе студентов;
— на ведении кредитно-модульной системы организации учебного процесса и рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов [5].
Много кто считает, что система образования Украины была сформирована в условиях информационного дефицита и ограниченных возможностях доступа к информации. Поэтому деятельность педагога в ВУЗах сводилась, прежде всего, к информационным, или лучше сказать информирующим, функциям. Преподаватель играл роль самого важного источника информации.
Так как студент является объектом учебного процесса и одновременно объектом восприятия и усвоения информации, то планирование учебного процесса совершалось таким образом, что основная доля работы ложилась на аудиторное обучение.
Современное положение развития информационного обеспечения открывает широкие возможности доступа к источникам информации и поэтому частично смешивает акценты в планировании учебного процесса в сторону самостоятельной работы [5].
Кредитно-модульной системе, как неотъемлемому атрибуту Болонской декларации, предоставляются две основные функции:
1. Содействие мобильности студентов и преподавателей и упрощения переходов из одного университета в другой.
2. Четкое определение объемов проведенной студентом работы с учетом всех видов учебной и научной деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, который учится по той или другой программе [2].
В Украине кредитно-модульная система начала вводиться в ВУЗы с 2005/2006 годов.
Внедрение кредитно-модульной системы является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента.
2.2 Понятие модуля и кредита
Модули конструируются как системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Последний рассматривается как некоторый объем учебной информации, который имеет самостоятельную логическую структуру и содержание, что позволяет оперировать этой информацией в процессе умственной деятельности студента.
Модульная организация содержания учебной дисциплины менее за все является механическим перенесением разделов программы к учебным модулям, поскольку требует глубокой аналитико-логической работы над смысловым наполнением дисциплины, структуризации ее как системы, а не произвольному конгломерату научной информации.
При кредитно-модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на содержательные модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей [2, 6].
Вторым условием реализации модульного принципа организации содержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральные сквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направлен каждый модуль.
Для студента — будущего специалиста — важно не только осмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее практического применения и принятия решений.
При таких условиях уменьшается частица прямого, снаружи нанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя (тьютора) и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционной образования.
Создание системы кредитов должно облегчить сравнение законченных курсов и способствовать максимальному расширению мобильности студентов.
Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельной дисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит — минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение на протяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).
Под системой кредитов понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса [2, 6].
Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.
Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болонской декларации систем кредитов была признана система ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачёта кредитов) [3].
В процессе педагогического эксперимента, который проводили ведущие высшие учебные заведения, в Украине был установлен объем кредита ECTS — 36 академических часов и была установлена годовая учебная нагрузка студента — 60 кредитов ECTS. Это исходит из того, что учебный год в среднем продолжается примерно 40 недель.
Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется делением общего объема часов, запланированных на изучение дисциплины на цену кредита (с округлением до 0,5 кредита). Например, если для изучения дисциплины выделяется 108 часов, то это соответствует трем кредитам. В этом случае дисциплина формируется из трех модулей [6].
Наиболее удобно определять удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке по количеству аудиторных часов и пропорционально распределить 30 кредитов, зарабатываемых за семестр, между дисциплинами, изучаемыми в данном семестре.
Рекомендуется пересчитывать учебную нагрузку в кредиты путём математического деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки в семестре на коэффициент 36 (36 часов общей нагрузки) [3, 6].
Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра [3].
Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц.
Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная система действия и взаимодействия.
Внимание в кредитно-модульной системе сосредоточено на двух её характеристиках:
— на самостоятельной работе студентов;
— на ведении кредитно-модульной системы организации учебного процесса и рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов.
Много кто считает, что система образования Украины была сформирована в условиях информационного дефицита и ограниченных возможностях доступа к информации. Поэтому деятельность педагога в ВУЗах сводилась, прежде всего, к информационным, или лучше сказать информирующим, функциям. Преподаватель играл роль самого важного источника информации.
Так как студент является объектом учебного процесса и одновременно объектом восприятия и усвоения информации, то планирование учебного процесса совершалось таким образом, что основная доля работы ложилась на аудиторное обучение.
Кредитно-модульной системе, как неотъемлемому атрибуту Болонской декларации, предоставляются две основные функции:
1. Содействие мобильности студентов и преподавателей и упрощения переходов из одного университета в другой.
2. Четкое определение объемов проведенной студентом работы с учетом всех видов учебной и научной деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, который учится по той или другой программе.
В Украине кредитно-модульная система начала вводиться в ВУЗы с 2005/2006 годов.
Внедрение кредитно-модульной системы является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента.
Понятие модуля и кредита
Модули конструируются как системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Модульная организация содержания учебной дисциплины менее за все является механическим перенесением разделов программы к учебным модулям, поскольку требует глубокой аналитико-логической работы над смысловым наполнением дисциплины, структуризации ее как системы, а не произвольному конгломерату научной информации.
Вторым условием реализации модульного принципа организации содержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральные сквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направлен каждый модуль.
Для студента — будущего специалиста — важно не только осмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее практического применения и принятия решений.
При таких условиях уменьшается частица прямого, снаружи нанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя (тьютора) и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционной образования.
Создание системы кредитов должно облегчить сравнение законченных курсов и способствовать максимальному расширению мобильности студентов.
Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельной дисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит — минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение на протяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).
Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.
Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болонской декларации систем кредитов была признана система ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачёта кредитов) [3].
В процессе педагогического эксперимента, который проводили ведущие высшие учебные заведения, в Украине был установлен объем кредита ECTS — 36 академических часов и была установлена годовая учебная нагрузка студента — 60 кредитов ECTS. Это исходит из того, что учебный год в среднем продолжается примерно 40 недель.
Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра.
Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы
По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начисляться за написание рефератов и курсовых работ, которые предполагают изучение студентами значительного количества источников, соответственно, и академическая трудоёмкость этих видов работ весьма высока.
Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть 100 баллов — это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний студента за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов.
Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов.
Оценка знаний студентов по дисциплинам, по которым по учебному плану предусмотрен экзамен, осуществляется на основе результатов текущего модульного контроля и итогового модульного контроля (экзамена).
Текущий модульный контроль состоит из содержательных модулей и осуществляется преподавателем, который проводит практические, лабораторные занятия или семинары. Текущий (модульный) контроль включает в себя:
— элементы теоретических знаний и практических действий в ходе усвоения учебного материала;
— контрольные срезы (тесты, устный опрос, письменная контрольная работа).
В начале семестра преподаватель обязан довести до сведения студентов виды заданий, перечень вопросов, охватывающих содержание программы дисциплины, а также критерии оценки знаний текущего и итогового модульного контроля.
В случае невыполнения основных заданий текущего модульного контроля по объективным причинам студент имеет право по разрешению декана пересдать их. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.
По решению преподавателя студентам, которые выполняли творческие задания, брали участие в научно-исследовательской деятельности, в работе конференций, в научных семинарах, могут присуждаться дополнительные баллы по результатам итогового модульного контроля (экзамена).
В итоговый модульный контроль входят:
— научная работа студента по дисциплинам;
— выполнение индивидуального творческого задания;
Общая итоговая оценка по дисциплине включает:
— баллы, полученные по результатам текущего модульного контроля;
— баллы, полученные за выполнение заданий (индивидуальное творческое задание, научно-исследовательская деятельность, участие в работе конференций, научных семинарах, подготовка научных публикаций), которые выносятся на итоговый модульный контроль (экзамен);
Студент, который набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность:
— не сдавать экзамен или зачет и получить набранное количество баллов как итоговую оценку;
— сдавать экзамен с целью повышения своего рейтинга по дисциплине.
По учебным дисциплинам, где итог оценивания уровня знаний студентов, осуществляется по результатам текущего модульного контроля (т.е. зачет), задания текущего модульного контроля оцениваются в диапазоне от 0 до 100 баллов.
Итоговый балл по результатам текущего модульного контроля является основой для выставления зачета по этому предмету.
Академические успехи студента определяются при помощи системы оценивания знаний, которая используется в ВУЗе, но с обязательным приведением оценок к национальной шкале и шкале ECTS.
Модульно-рейтинговая система оценивания представлена в таблице
Модульно-рейтинговая система оценивания
Оценка по шкале ECTS | Оценка по бальной шкале | Оценка по национальной шкале |
A | 90-100 | 5 (отлично) |
B | 80-89 | 4 (хорошо) |
C | 70-79 | 4 (хорошо) |
D | 60-69 | 3 (удовлетворительно) |
E | 50-59 | 3 (удовлетворительно) |
FX | 30-49 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи дисциплины |
F | 0-29 | 2 (неудовлетворительно) с обязательным повторным изучением дисциплины |
Основные критерии оценивания:
«Отлично» — выставляется студентам, которые показали разносторонние системные знания программного материала, умение безупречно выполнять задания определенные программой обучения, продемонстрировали творческие способности.
«Хорошо» — заслуживают студенты, которые показали полные знания программного материала, успешно выполнили задания, предусмотренные учебной программой, усвоили содержание основной литературы.
«Удовлетворительно» — выставляется студентам, которые показали знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по выбранной профессии, выполнили задания, предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой.
«Неудовлетворительно» — получают студенты, которые показали пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, сделали принципиальные ошибки в ходе выполнения заданий [4].
Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой:
— индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
— стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
— формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
— предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;
— экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
— формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.
Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.
В качестве основных принципов педагогического менеджмента можно выделить:
— четко поставленные идеалы и цели образования;
— педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;
— оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
— объективное отношение к студентам;
— взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
— оценка (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного выполнения заданий;
— взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации украинского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах.
Можно выдвинуть следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:
— формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в высшем образовании проведение эксперимента по организации образовательного процесса в ВУЗах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;
— разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;
— обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;
— обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;
— выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования.
Достоинства и недостатки кредитно-модульной системы
Использовать время: зачем ВТБ новый кредитный конвейер на микросервисах
«Успешные люди вырываются вперёд, используя то время, которые остальные используют впустую», — говорил (так пишут в интернете) изобретатель конвейера Генри Форд. Как микросервисы и графовая платформа помогают экономить время в новом кредитном конвейере ВТБ, читайте под катом.
Почему конвейер
Процесс формирования предложений по кредитам и одобрения заявок клиентов включает несколько стадий. Банку нужно проанализировать потребности клиента, кредитную историю, риски, оценить, нужен ли клиенту продукт, справится ли он с кредитной нагрузкой, какую сумму и какие условия можно ему предложить.
За каждую стадию отвечает определённый модуль, вместе они образуют кредитный конвейер.
оценку кредитной истории (основные источники: БКИ, внутренние данные банка);
оценку платёжеспособности (зарплатные зачисления, транзакционные и иные внутренние данные);
определение уровня риска (вероятности дефолта);
расчёт лимита кредитования;
определение ценовых условий;
выбор продукта для клиента с использованием моделей склонности (в случае формирования предодобренных предложений).
Основной кирпичик в построении архитектуры кредитного конвейера — статистические модели, использующие для оценки всю доступную информацию. На первом этапе запуска конвейера ВТБ внедрил модели оценки кредитного риска клиента и модели склонности к кредитному продукту.
Уникальность кредитного конвейера ВТБ в том, что модели обрабатываются с помощью обращения к централизованной платформе исполнения моделей.
Платформа исполнения моделей
В кредитном конвейере ВТБ мы реализовали платформу исполнения моделей на микросервисах, она позволяет предоставлять различным потребителям модель-как-сервис (MaaS) с использованием различных фреймворков обработки данных как в режиме онлайн с малым временем ответа и высокой нагрузкой, так и в пакетном режиме для обработки практически любых объёмов данных.
Описывающие бизнес-процесс модели обращаются к единой платформе, в ней осуществляются необходимые расчёты и предоставляются результаты для дальнейшего использования в процессе.
С кредитным конвейером платформа связана через набор интеграционных адаптеров, что даёт возможность гибко настраивать процессы конвейера и взаимодействовать с ней на различных этапах обработки заявки.
В процессе работы платформы все данные о работе системы сохраняются, что позволяет их использовать в дальнейшем для мониторинга работы и обучения моделей.
Вскоре мы дополним её централизованной системой управления моделями, которая позволит вести полный независимый реестр используемых в банке моделей, их версий, оперативно поставлять обновлённые модели и даже автоматически переобучать их без участия человека.
Платформа исполнения дополняется новыми специализированными компонентами — графовой платформой и геоплатформой.
Графовая платформа
Графовая платформа служит для выявления и предупреждения мошенничества. Она состоит из графовой СУБД и удобного интерфейса для работы пользователей. СУБД интегрирована с хранилищем данных на базе Hadoop и служит для построения связей (рёбер) между различными вершинами. Интерфейс используется для дополнительного анализа построенных пользователями графов.
Выявление потенциального кредитного мошенничества может производиться как в режиме реального времени, так и в рамках offline-мониторинга (выявление и расследование реализованных случаев кредитного мошенничества, анализ концентраций уровня риска на предмет возможного кредитного мошенничества и т. д.).
Выявление, расследование и противодействие кредитному мошенничеству осуществляется с применением методов графовой аналитики, анализа связей и установления противоречий. Результаты расследования признаков кредитного мошенничества могут влиять на маршрутизацию кредитной заявки и уровень принятия кредитного решения.
Геоплатформа
Удобным инструментом для анализа потребностей и интересов клиента в процессах банка выступает геоплатформа. Она представляет собой совокупность геослоёв различных обезличенных данных, на основе анализа которых с применением методов автоматического машинного обучения (Auto ML) можно прогнозировать спрос, потоки клиентов и другие факторы для принятия решений. Продукты геоплатформы служат для оценки и прогноза потока покупателей и для размещения таргетированной рекламы.
Собранные в единую геосетку данные позволяют использовать методы Аuto ML, что ускоряет процесс вывода продуктов на рынок. Геоплатформа вмещает 170 слоёв обезличенных данных из банковской сферы, телекома и digital-сервисов. Такой модуль позволяет учитывать в моделях оценки клиентов широчайший спектр географических особенностей — от уровня региона и ситуационной конфигурации расположения офисов до локаций проживания и работы отдельного клиента.
Модель оценки дохода
При выдаче кредита одной из главных задач является определение платёжеспособности клиента. В современных банках эта задача чаще всего решается вручную, в то время как в кредитном конвейере на помощь снова приходят статистические модели. Модели оценки дохода позволяют оценить потенциальный доход клиента по всей доступной по нему информации:
информация о ранее поданных заявках на кредитные и некредитные продукты;
информация по депозитам и счетам;
платёжная дисциплина по ранее выданным кредитам и т. д.
Использование этой модели в процессе кредитования позволяет формировать полноценные предодобренные предложения и определять оптимальную кредитную нагрузку, как если бы клиент обратился в банк сам, без запроса дополнительной информации на момент оценки.
Технологический стек под капотом
Для реализации расчётного кредитного конвейера мы использовали микросервисную архитектуру с оркестрацией посредством bpm-движка Camunda. Camunda представляет собой набор библиотек, которые позволяют выполнять описанные процессы. Такой подход позволил разработать гибкую и масштабируемую архитектуру и помимо этого имел следующие плюсы:
возможность восстановления процесса ровно с того места, где произошел сбой, причём это доступно из коробки;
наличие GUI, позволяющего увидеть, что происходит с процессом;
возможность написания юнит-тестов не только на логику и интеграцию, но и на сам процесс.
Микросервисы, осуществляющие этапы работы конвейера, реализованы как java-компоненты с использованием каркаса Spring и конфигурируются при помощи Spring Boot. Компоненты имеют собственные источники данных, построенные на базе СУБД PostgreSQL. Поскольку конвейер должен принимать решение за несколько минут, доступ к БД осуществляется посредством Spring ORM с оптимизацией для быстрых и высоконагруженных запросов. Взаимодействие между компонентами системы асинхронное и реализовано посредством Apache Kafka.
Кроме этого, микросервисы интегрируются с внешними системами, используя различные технологии и протоколы, такие как REST API, IBM MQ, Apache Kafka.
Для чего всё это нужно
На данный момент кредитный конвейер уже формирует предодобренные предложения по кредитам наличными и кредитным картам, это начальный этап его внедрения.
Технологическая основа конвейера в перспективе позволит формировать предодобренные кредитные предложения для 30 млн клиентов менее чем за 4 дня. Входящие заявки клиентов будут переведены на новую платформу до конца 2021 года.
В 2022 году он позволит нам принимать 95 % решений о выдаче кредитов розничным клиентам за 1–3 минуты. Что касается остальных 5 % заявок, они приходятся на те случаи, когда к проверке заявки необходимо подключать андеррайтера. Полностью исключать сотрудников банка из процесса андеррайтинга мы не планируем, поскольку их участие крайне важно для выявления новых схем мошенничества.
Кроме того, с 20 до 5 % снизится доля клиентов, которые для получения кредита предоставляют подтверждающую доход и занятость справку.
Новый конвейер позволит оперативно подключать новые источники информации о клиентах, что сделает точнее оценку рисков и позволит предложить лояльным клиентам более низкую ставку.