Что такое крен автомобиля
Что такое крен автомобиля?
Каким может быть крен автомобиля? Виды крена
Важно учитывать, что крен автомобиля может быть как постоянным, так и временным. Но в каждом из случаев следует осторожно относиться к этому явлению, ибо наличие даже небольшого отклонения от нормы существенно снижает уровень безопасной и комфортной езды и может стать причиной аварии на дороге.
Начнем с временного явления. Часто его можно наблюдать на грузовых автомобилях, когда произведена неравномерная загрузка кузова. В таких случаях вероятность того, что транспортное средство может опрокинуться, существенно возрастает. При этом возникнуть такие ситуации могут не только в процессе движения по неровным дорогам (особенно со стороны наклона), но и при выполнении маневров на поворотах (особенно в случае движения на большой скорости). Исправляется очень просто – достаточно правильно распределить груз по кузову – это снижает риски аварии, а также существенно уменьшает нагрузку на отдельные детали и узлы автомобиля.
Постоянный крен также может отличаться. Если, к примеру, автовладелец самостоятельно, сознательно поднимает заднюю часть автомобиля немного выше передней, тем самым усиливая устойчивость транспортного средства во время скоростных поворотов – это одно. В таком же ключе можно отметить и небольшой подъем передней части, благодаря чему повышается управляемость машиной даже в экстремальных ситуациях (как пример, можно обозначить движение по скользкой либо же неровной дороге).
Искусственный крен может также практиковаться, если за рулем легковой машины находится достаточно тучный человек. В этом случае, для поддержания баланса в процессе езды можно немного поднять водительскую часть.
Хуже если крен стал причиной длительной эксплуатации и износа, либо же некачественно выполненной работы по сборке и креплению одного из узлов колес или подвески. В этом случае существенно повышается износ деталей и узлов, находящихся в области наибольшей нагрузки (по сути, в самой нижней точке).
Важно понимать, что комфорт езды и безопасность в таких случаях остаются под вопросом (часто автомобиль с таким «недугом» просто начинает «вести» в сторону наклона машины, а на больших скоростях вероятность аварии увеличивается в разы).
Как бы это не случилось, сделали крен вы сознательно, либо же он возник из-за износа узлов, в одном можете быть уверенны, износ резины на колесах, расположенных в нижней части будет существенно выше. Поэтому практиковать отклонение транспортного средства от нормальной оси нужно с умом и желательно временно. Иначе «понты» в конечном итоге станут вполне реальными неприятностями в виде повреждённого автомобиля, либо же существенных затрат на замену отдельных его частей, которые преждевременно вышли из строя.
Какого крена: как узнать, что пора менять стойки стабилизатора
Мы часто в материалах о подержанных автомобилях пишем что-то вроде «стойка стабилизатора – это расходник». Наверняка вы встречали такую фразу, например, в обзорах Бориса Игнашина. Говорит он так не потому, что не считает стойку дорогой или важной деталью, а потому что это факт: стойки стабилизатора выходят из строя чаще других деталей ходовой части, а цены на них обычно невысокие. Отсюда и отношение к ним как к расходникам. Однако это не значит, что деталь эта неважная. Она ещё какая важная, хотя при желании можно ездить и вовсе без неё. Но лучше так не делать.
Теория крена
Задача стоек стабилизатора – держать сам стабилизатор. Поэтому начнём с него.
Логично, что в повороте машина вынуждена крениться (центр тяжести у неё расположен всё-таки не в точке контакта колёс с дорогой, а значительно выше, так что от центробежной силы никуда не деться). Сам по себе крен – штука не самая приятная. И не из-за того, что в салоне качающейся машины всех быстро начнёт тошнить, а из-за того, что во время крена сильно изменяется нагрузка на внутренние и наружные по отношению к центру поворота колёса. А это влияет не столько на комфорт, сколько на управляемость. Стабилизатор поперечной устойчивости должен эту проблему решать.
Особенно актуально это для самой распространённой передней подвески типа МакФерсон. Теоретически углы развала колёс у неё постоянные, но как раз в крене, при большой разнице нагрузки на колёса, угол развала меняется. Вроде бы ничего с этим сделать нельзя – такая особенность конструкции, но стабилизатор всё-таки делает. Если возникает крен, противоположные концы стабилизатора начинают перемещаться в противоположных же направлениях. В средней части возникает момент, который препятствует относительному перемещению колёс. В итоге не только перестаёт расти крен, но и более равномерно распределяется нагрузка на внутреннее и внешнее колесо. Так что стабилизатор полностью соответствует понятию гениальности: очень простая, но эффективная железка. Конечно, бывают и сложные стабилизаторы, жёсткость которых регулируется автоматически или по команде ЭБУ, но это другая история. Сегодня речь идёт об обычных «стабах».
Стойки стабилизатора – это детали, которые крепят его к кузову. Конечно, приварить его было бы проще, но стабилизатор не может быть неподвижным. Его задача – шевелить концами для создания вращающего момента, который прижимал бы отрывающееся колесо обратно к дороге. Поэтому сам он стоит во втулках (чтобы немного вращаться), а его стойки имеют подвижные соединения. Иначе они бы просто отломились, а сама конструкция не смогла бы работать. Соединения бывают разными: с шаровыми шарнирами или со втулками. С одного конца у них может быть резьба, но с другого обязательно будет что-то подвижное. Наиболее распространённое крепление – шаровое соединение. Штука очень подходящая по своим возможностям, но, к сожалению, не вечная. Особенно в случае со стойкой, которая постоянно испытывает переменные нагрузки. Со временем шаровое соединение начинает люфтить, скрипеть и стучать. И это неизбежно.
Смазка, пыльник, но не ШРУС
Понятно, что именно это соединение и становится со временем причиной появления непотребных звуков. А конструкция здесь абсолютно типичная для многих других автомобильных шаровых соединений: стальной шаровый палец стоит в пластиковом посадочном месте, всё это обмазано смазкой и закрыто пыльником. Ничего нового. Нечто подобное есть и в наконечниках рулевых тяг, и в ШРУСах (кроме самого пальца), и во многих других местах. Основное преимущество такого соединения – дешевизна конструкции.
Почему стойка разваливается? Первая причина, конечно, обусловлена особенностью работы стойки. Стабилизатор её постоянно пытается то сжать, то растянуть. И при этом немного проворачивает. Само собой, во временем пластик стачивается, и шаровая начинает скрипеть (как, например, и шаровая опора колеса – тут тоже много общего).
Вторая причина – это естественное старение смазки. Тут объяснять нечего.
Третья – это порванный пыльник. Смазка из соединения вымывается, зато вместо неё туда попадают пыль, песок и вся остальная дорожная грязь.
Четвёртая причина – это наши дороги, помноженные на особенность управления автомобилем некоторыми личностями. Нет в ходовой части машины такой детали, которая относилась бы благосклонно к ямам и ухабам. И стойка стабилизатора – не исключение. Интересно, что часто мы их убиваем специально. Например, когда переезжаем рельсы или лежачие полицейские под углом. Это, конечно, бережёт другие детали, более дорогие, но заметно снижает ресурс стоек стабилизатора. Потому что они изнашиваются сильнее всего именно при диагональной нагрузке, которую пытаются всеми силами компенсировать. Кстати, именно поэтому на некоторых серьёзных внедорожниках стабилизатор можно отключать: это позволяет увеличить ходы подвески, ограниченные именно этим стабилизатором.
Разумеется, к этой же опере относится и скоростное прохождение поворотов. С одной стороны, стабилизатор со стойками для этого нужен, с другой, нагрузка при таком манёвре максимальная. С этим надо просто смириться.
Что и как?
Каждый владелец, который проехал на своей машине достаточно много, знает, как распознать износ стоек стабилизатора. Они издают такие неповторимые звуки, что перепутать их с чем-то другим очень сложно. А вот если пришлось сесть в незнакомую машину (например, после покупки на вторичном рынке), можно немного растеряться. Поэтому напомню, как понять, что стойки придётся менять.
Скажу сразу: определить износ стойки по поведению машины достаточно сложно. Часто говорят о том, что машина начинает сильнее крениться в поворотах, становится хуже управляемость, на трассе машина начинает рыскать. По-моему, это всё не так однозначно и может быть последствием очень разнообразных поломок, так что полагаться на эти признаки я бы не стал. Тем более что есть более однозначные – звуки.
Сильнее всего стойки стабилизатора реагируют на поперечные нагрузки (стабилизатор не зря называется стабилизатором поперечной устойчивости). Чаще всего они начинают скрипеть и стучать при попытке диагонального вывешивания. Если в машине ничего не стучит, но при медленном проезде глубоких ям слышен скрип или даже стук – это стойки стаба. Звук бывает довольно громким, но глухим. Его локализация изнутри салона часто затруднительна, но если покачать машину, источник выдаст себя скрипом в районе колеса. Похожим образом может скрипеть и шаровая опора, но обычно она ведёт себя тише (если ещё не совсем раздолбана).
Хороший способ убедиться в том, что источник звука определён верно – это не торопясь дважды проехать через «лежачего полицейского». Сначала это надо сделать строго перпендикулярно, потом – под углом. Если в первом случае ходовая молчала, а во втором заскрипела – это точно стойки стабилизатора.
Если рядом есть верный товарищ, можно пойти другим путём: вывернуть колеса в сторону и взяться за стойку рукой. Товарищ (не только верный, но и сильный) должен машину покачать. Чувствуете люфт – меняете стойки. Исправные стойки люфтить не должны.
Другой хороший способ поможет, если слышен только скрип. Можно попробовать брызнуть на шаровое соединение «вэдэшкой». Если звук после этой операции пропадёт или станет тише, то это опять-таки стойка. Кстати, звук может пропасть и на неделю, так что если он бесит, но менять стойки пока некогда, можно протянуть некоторые время на «вэдэшке».
Большого повода бояться стуков стоек нет. Машина может ездить вообще без них (и без самого стабилизатора тоже). Хуже, конечно, но может. Ломаются окончательно стойки тоже редко. Чаще они ломаются в самом тонком и, соответственно, слабом месте стержня стойки. Но и это тоже нестрашно, хотя стук будет сводить с ума. Кстати, сам стабилизатор тоже может сломаться. Но такое бывает у совсем старых машин, где в силу возраста стабилизатор просто сгнивает.
Жаль, но срок службы стоек действительно ограничен. Где-то они служат вообще по 20-30 тысяч километров, где-то могут прослужить и сто. В любом случае при первых звуках, которые начнут раздаваться из-под днища новой машины, первым делом нужно проверить именно стойки – деталь с наименьшим ресурсом.
Ну и последнее: стойка стабилизатора – не та деталь, которую можно ставить только оригинальной. Обычно есть большой выбор аналогов, которые ничем не уступают оригиналу, но стоят намного дешевле. И это прекрасно.
avtoexperts.ru
Ответы (1)
Крены – это повороты кузова автомобиля вокруг его продольной оси. Это очень важная характеристика, которая учитывается при настройке подвески автомобиля. Существуют два центра крена – передний и задний, которые, соответственно, находятся в центре передней и задней оси. Центр крена сам по себе представляет теоретическую точку, вокруг которой кренится подвеска автомобиля. Кроме того, существует такое понятие, как ось крена – это воображаемая линия, соединяющая передний и задний центры крена. Угол крена автомобиля в повороте зависит от того, как расположена ось крена относительно центра тяжести машины. Чем она ближе к центру тяжести, тем меньшие углы крена будут у кузова автомобиля в поворотах. И, естественно, чем дальше от центра тяжести находится ось крена, тем больше автомобиль будет поворачивать вокруг его продольной оси. Регулировкой центров крена и положения их относительно центра тяжести каждой модели занимаются конструкторы на предприятиях-производителях автомобилей. Передний центр крена отвечает за поворачиваемость при ускорении во время прохождения середины виража и при выходе автомобиля из него. Чем ниже передний центр крена, тем лучше у автомобиля поворачиваемость при ускорении, но отзывчивость ее меньшая. Такое размещение центра переднего крена подходит для авто, перемещающихся по ровным трассам с затяжными поворотами. При высоком размещении переднего центра крена у автомобиля меньшая поворачиваемость при ускорении, но само авто лучше управляется. Такой центр крена подходит для перемещения по трассам с множеством поворотов.
Задний же центр крена отвечает за управляемость автомобилем при ускорении и со сброшенным газом во всех стадиях поворота (вхождение, середина и выход из виража). При низком расположении заднего центра крена автомобиль имеет отличное сцепление с дорогой при ускорении, но плохое – при торможении. Такое расположение центра крена способствует увеличению сцепления шин с дорогой, а также предотвращает быстрый износ самих задних покрышек. При высоком заднем центре крена авто обладает меньшей поворачиваемостью при ускорении, но авто лучше управляется.
Что такое крен автомобиля?
Как осуществляется строительный мониторинг?
Крен дома или наклон дымовой трубы может прогрессировать быстро или постепенно и незаметно, в течение многих лет. Чтобы заметить наклон сооружения и следить за процессом его развития необходимо специальное оборудование. Определение кренов сооружений осуществляется при помощи измерительных теодолитов, а также специальных датчиков и диспетчерских центров, куда собирается информация от них. Они дают сигнал о необходимости своевременного принятия мер к стабилизации конструкции и помогают оценить во времени эффективность таких мер.
Датчики крена крепятся на опорных несущих конструкциях, в лифтовых шахтах, на фундаменте. Такие приборы позволяют осуществлять наблюдение деструктивных процессов в динамике, замерять скорость крена. Их данные передаются на диспетчерские устройства, обрабатываются при помощи компьютерных программ и в результате получается отчет о состоянии здания.
Таким способом мониторинг деформаций может осуществляться на постоянной или длительной основе. Система мониторинга собирает, анализирует и хранит всю полученную от датчиков информацию, благодаря чему она может использоваться для составления любого вида отчетности.
Наклон сооружения
Смещение поверхностей объекта относительно его проектных величин – серьезная проблема, которая может обернуться разрушением здания. Своевременное выявление дефектов и их контроль помогают предотвратить аварийные ситуации.
Наклон сооружения возможен по ряду причин:
Один или несколько перечисленных факторов могут вызвать наклон здания. Кроме того, крен возможен по причине сейсмической активности или нового строительства в непосредственной близости к объекту.
Экспертная помощь и услуги специалистов по мониторингу деформаций
Компания СМИС Эксперт разрабатывает и реализует современные решения для мониторинга состояния строительных сооружений и инженерных конструкций. При помощи них возможно делать точное определение угла крена, обнаруживать любые деформации, которые могут быть опасными и привести к разрушениям, осуществлять контроль и наблюдение за кренами.
Предлагаемые нами системы, состоящие из измерителей, датчиков и диспетчерского оборудования, способны эффективно справляться с отслеживанием образования любых видов дефектов (кренов, смещений, сдвигов, перекосов, трещин и т.д.) и помогают вовремя предотвратить связанные с ними критические последствия. Осуществляем отдельные поставки приборов и оборудования, а также можем организовать систему мониторинга полностью под ключ.
Наши специалисты производят контрольные и сервисные работы на различных строительных и промышленных объектах. Используем новейшее инновационное оборудование и технологии. Обеспечиваем гарантию качества и точность результатов.
Доверьте безопасность вашего строительства профессионалам.
Причины образования кренов:
Мониторинг кренов необходим с самого начала строительства и должен вестись все время, пока оно продолжается. Так как происходит первоначальная осадка и этот процесс нужно постоянно контролировать, чтобы вовремя заметить возможный крен фундамента и несущих опор.
Но и после завершения строительных работ следует продолжать наблюдение до того момента, пока процесс осадки окончательно не прекратится. Она должна быть равномерной для того, чтобы не возникло дефектов и разрушений в стенах постройки. Кроме того, со временем грунты под зданием могут перемещаться из-за воздействия на них проточных вод или производящихся рядом строительств других зданий. Все это должно контролироваться, так как создает опасность того, что образуется наклон здания.
Объекты повышенного риска
Особенно опасен крен для высотных башенных домов с небольшой площадью основания, дымовых труб, связных вышек и опор линий электропередач. Они могут подвергаться риску обрушений даже из-за незначительных кренов. Поэтому перед началом и во время строительства, а также при эксплуатации таких зданий и конструкций необходим геодезический мониторинг деформаций зданий и сооружений и проведение внимательных профессиональных исследований.
Крен башни может происходить благодаря свойству ее конструкции – большой высоты и малого основания. Центр тяжести такой постройки находится наверху, на нее особенно действуют ветровые и вибрационные нагрузки. Высотная застройка помогает экономить городские территории, но при этом необходим особенно тщательный контроль за деформационными процессами при их эксплуатации и своевременное определение крена башенных сооружений на ранних стадиях, когда возможно их устранение и укрепление сооружения. Позже это может стать необратимым или потребовать больших финансовых затрат.
Крен дымовой трубы может говорить о том, что деформации подверглось все здание, на котором она распложена, и его обнаружение служит поводом для тщательного мониторинга такого сооружения. Своевременное выявление и определение крена трубы при помощи технической диагностики и мониторинга деформаций позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию промышленных и коммунальных объектов.
Каким может быть крен автомобиля? Виды крена
Важно учитывать, что крен автомобиля может быть как постоянным, так и временным
Но в каждом из случаев следует осторожно относиться к этому явлению, ибо наличие даже небольшого отклонения от нормы существенно снижает уровень безопасной и комфортной езды и может стать причиной аварии на дороге
Начнем с временного явления. Часто его можно наблюдать на грузовых автомобилях, когда произведена неравномерная загрузка кузова. В таких случаях вероятность того, что транспортное средство может опрокинуться, существенно возрастает. При этом возникнуть такие ситуации могут не только в процессе движения по неровным дорогам (особенно со стороны наклона), но и при выполнении маневров на поворотах (особенно в случае движения на большой скорости). Исправляется очень просто – достаточно правильно распределить груз по кузову – это снижает риски аварии, а также существенно уменьшает нагрузку на отдельные детали и узлы автомобиля.
Постоянный крен также может отличаться. Если, к примеру, автовладелец самостоятельно, сознательно поднимает заднюю часть автомобиля немного выше передней, тем самым усиливая устойчивость транспортного средства во время скоростных поворотов – это одно. В таком же ключе можно отметить и небольшой подъем передней части, благодаря чему повышается управляемость машиной даже в экстремальных ситуациях (как пример, можно обозначить движение по скользкой либо же неровной дороге).
Искусственный крен может также практиковаться, если за рулем легковой машины находится достаточно тучный человек. В этом случае, для поддержания баланса в процессе езды можно немного поднять водительскую часть.
Хуже если крен стал причиной длительной эксплуатации и износа, либо же некачественно выполненной работы по сборке и креплению одного из узлов колес или подвески. В этом случае существенно повышается износ деталей и узлов, находящихся в области наибольшей нагрузки (по сути, в самой нижней точке).
Важно понимать, что комфорт езды и безопасность в таких случаях остаются под вопросом (часто автомобиль с таким «недугом» просто начинает «вести» в сторону наклона машины, а на больших скоростях вероятность аварии увеличивается в разы). Как бы это не случилось, сделали крен вы сознательно, либо же он возник из-за износа узлов, в одном можете быть уверенны, износ резины на колесах, расположенных в нижней части будет существенно выше
Поэтому практиковать отклонение транспортного средства от нормальной оси нужно с умом и желательно временно. Иначе «понты» в конечном итоге станут вполне реальными неприятностями в виде повреждённого автомобиля, либо же существенных затрат на замену отдельных его частей, которые преждевременно вышли из строя
Как бы это не случилось, сделали крен вы сознательно, либо же он возник из-за износа узлов, в одном можете быть уверенны, износ резины на колесах, расположенных в нижней части будет существенно выше. Поэтому практиковать отклонение транспортного средства от нормальной оси нужно с умом и желательно временно. Иначе «понты» в конечном итоге станут вполне реальными неприятностями в виде повреждённого автомобиля, либо же существенных затрат на замену отдельных его частей, которые преждевременно вышли из строя.
Поделитесь информацией с друзьями:
КРЕН И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
До тех пор, пока вы вращаете неподвижный каяк на спокойной воде, вы чувствуете себя достаточно уверенно. Но как только вы начинаете делать повороты в движении, вы обнаруживаете, что каяк ведет себя неустойчиво и норовит опрокинуться. Более того, если вы будете достаточно внимательны, то заметите, что он всегда начинает переворачиваться на внешнюю сторону поворота (хотя ваша излишне бурная реакция вполне может окончиться оверкилем и внутрь поворота). Чтобы ваш маневр не вернул вас в начало данной главы, вы должны управлять креном каяка, причем желательно — до того, как он начнет крениться самостоятельно. На практике это означает, что контролировать крен необходимо всегда.
Общее правило задания крена следующее: «дном к струе». Иначе говоря, вы должны всегда наклонять каяк таким образом, чтобы вода, движущаяся поперек каяка, встречала нижнюю часть борта и дно, а не весь борт и деку. Чем больше скорость этого потока относительно каяка, тем больший крен необходим. Применительно к повороту в движении это правило означает, что каяк должен иметь крен внутрь поворота. Именно такое положение является устойчивым, и такой крен называется положительным.
Иногда можно увидеть, как опытные гребцы, особенно профессиональные слаломисты, задают крен наружу поворота; такой крен называется обратным. По существу, они преднамеренно вводят лодку в неустойчивое положение, поскольку именно неустойчивые системы более чувствительны к управлению. Обратный крен — очень мощный, но обоюдоострый инструмент для управления лодкой, и не стоит браться за освоение этой техники прежде, чем вы научитесь делать эскимосский переворот.
Задание крена играет в технике сплава такую же роль, как закантовывание — в горных лыжах. Большинство технических приемов просто неосуществимы без эффективного управления креном. Инструмент этого управления — и другое оборудование кокпита. Фиксация нижней части вашего тела в каяке столь же важна, как и фиксация ноги в горнолыжном ботинке.
|
При наклоне верхняя часть вашего корпуса вывешивается вбок, оставаясь перпендикулярной каяку. Этот способ очень медлителен, и вы легко можете перевернуться либо потому, что не успели вовремя задать крен, либо потому, что не успели его вовремя убрать. Поэтому основной крен на каяке почти всегда задается изгибанием поясницы. Наклон добавляется к этому крену только в двух случаях: