Что такое ктд в педагогике

Статья: «Понятие коллективной творческой деятельности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья: «Понятие коллективной творческой деятельности»

Коллективно-творческая деятельность (КТД) – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей.

Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

Продолжил педагогическое наследие А. С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят, как о “педагогике сотрудничества”, называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Коллективное творческое дело это:

Методы подготовки дел

Каждый метод основывается на особом способе формирования групп детей — организаторов отрядного дела и особом способе работы групп.

1) Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами конкретного дела.

· сами предлагают провести отрядное дело;

· сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, подарки победителям и т.д.);

· сами проводят дело;

· анализируют дело сами и совместно с отрядом.

2) Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных в определённом вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу (например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах).

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

3) Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.

· привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;

· разрабатывает конкретный сценарий дела;

· организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;

· контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идёт работа;

· руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;

· анализирует проведённое дело со всеми ребятами отряда.

Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.

Перемешать спортивные и интеллектуальные конкурсы.

И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков).

В своей практической деятельности каждый педагог может использовать и другие варианты, способы подготовки дел.

Но всегда нужно помнить:

· общее мнение вырабатывается из предложений каждого;

· соблюдение принципа «сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем» даёт возможность развивать инициативу и самостоятельность детей;

· отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;

· обязательным для каждого из вариантов подготовки дел должен стать анализ проведённого дела, когда все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и определяют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Что такое коллективно творческое дело. Формы КТД и его отличительные признаки».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

а). Итак, давайте вспомним, что же такое КТД? А поможет нам в этом Антоненкова О.В.……

Понятие «Коллективное Творческое Дело» или КТД- как мы привыкли его называть, было введено в обиход профессором Игорем Петровичем Ивановым, положившим в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.

КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Именно через КТД происходит социализация личности ребенка, то есть его интеграция с обществом, формулируемая самим ребенком как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации интересов детей и формирования потребности в самосовершенстве, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Кроме того КТД позволяет реализовывать идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни, раскрытия индивидуальных творческих способностей школьников.

Давайте разберём на составляющие КТД

Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и педагогами.

Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.

Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.

Но не всякое коллективное дело является КТД.

Отличительными признаками КТД могут стать:

совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

его социальный характер (для кого это нужно?),

высокая мотивация создателей.

Развитие творческих способностей.

Развитие интеллектуальных способностей.

Реализацию коммуникационных потребностей.

Обучение правилам и формам совместной работы.

Автор методики выделил несколько основных идей КТД:

повседневная забота друг о друге;

общие дела на пользу себе и другим людям;

учитель – друг и советчик;

основная работа в микроколлективах;

весь процесс воспитания носит деятельностный характер;

формирование микроколлективов происходит только через открытие

укрепление содружества старших и младших;

чередование традиционных и творческих поручений.

Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД.

КТД дают возможность: (слайд)

реализовать и развить свои способности;

расширить знания об окружающем мире;

приобрести навыки проектирования;

проявить организаторские умения;

закрепить коммуникативные навыки;

формировать способности к рефлексии (анализу).

развивать творческий потенциал;

совершенствовать организаторские способности;

объединить воспитанников, педагогов, родителей;

управлять процессом развития личности школьников;

развивать рефлексивные способности.

В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Источник

«Что такое КТД?»- в помощь классному руководителю.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Коллективные Творческие Дела

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

· его социальный характер (для кого это нужно?),

· высока мотивация создателей.

· Развитие творческих способностей.

· Развитие интеллектуальных способностей.

· Реализацию коммуникационных потребностей.

· Обучение правилам и формам совместной работы.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

· Потребность в коммуникации

· Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах

· Желание выиграть (дух соревнования)

· Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных)

· Осознание развивающей роли КТД

· Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других)

Существует три основных типа КТД:

· Малое творческое дело.

· Большое творческое дело.

БТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.

· Концертные номера + игры с залом.

· Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).

Малое Творческое Дело

· Перемещение по станциям.

· Несценарные ролевые игры.

Большое Творческое Дело

· Конкурс или набор постановок.

· Сценарные ролевые игры.

Алгоритм организации КТД

1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или Социальной цели (для детской группы).

То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).

Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?

2. Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определение содержания дела.

4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5. Определение типа и формы дела

Форма определяет, как будет проходить это дело.

Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: познакомить ребят с «Островом» можно через представление на сцене и через перемещение по станциям, обсудить проблему отношений с родителями можно на диспуте и посредствам листка «Я хочу всем сказать».

6. Решение организационных проблем

Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

8. Подведение итогов КТД.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).

· Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.

· Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.

· Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.

· Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для «Зарницы»).

4. Оформление места проведения дела.

5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жури (к примеру таблички с оценками на КВН).

6. Подготовка призов победителям.

7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.

· Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).

· Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.

От диагностики до коллективного анализа

Коллективное планирование. Его результат общий коллективный, неиндивидуализированный план. В предлагаемом нами подходе сохраняется общая идея: от предложений каждого к плану действий коллектива, но в то же время вносятся новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений; планирование не только на основе проектов, предложений микрогрупп, но и индивидуальных проектов; подчеркнутое признание ценности, особенностей как принятых, так и непринятых идей; признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполняющих другие роли: критиков, организаторов, технических работников; возможность разработки альтернативных проектов для альтернативных дел, «работающих» на общую идею.

Подготовка коллективного творческого дела включает в себя те же акценты, что и в планировании, плюс добровольность принятия на себя поручений по подготовке дела вплоть до исключения из общего дела тех фрагментов, деталей, на которые не нашлось добровольцев (что не исключает коллективного осмысления данных ситуаций на совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников.

Проведение коллективного творческого дела. Те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Расскажем о нашем товарище» и т.п.); сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности, не носящую характер морального принуждения).

Позиция педагога. Личностно-ориентированное коллективное творческое воспитание невозможно без определенной позиции педагога. Суть этой позиции в соответствии педагогических убеждений, установок учителя характеристикам способа воспитательной работы. Это означает, во-первых, искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков, во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы, в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников. Диапазон «тактических» ролей педагога, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк. Вот только некоторые из этих ролей. Жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!). Генератор идей (но не навязывающий их насильно). Мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости). Координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех авторов идей и участников дел). Рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее). «Тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительной необходимости). Наблюдательно делающий это не ради любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач). Психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе). Посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).

Комплекс целей

Любое грамотно организуемое коллективное творческое дело направлено не на одну какую-то воспитательную цель, а на комплекс целей. Но все-таки в каждом можно выделить центральную цель, его ведущие линии.

1) Диагностика: путем бесед или анкетирования воспитатель узнает о том, что интересует ребят в себе и друг в друге.

3) Коллективное планирование (в форме анкет, «мозговой атаки», работы микрогрупп и т.п.) отвечает на два вопроса: «Что мы хотим узнать о товарищах?», «Кого мы предлагаем в редколлегию?»

4) Проведение дела. Редколлегия на основе коллективного планирования отбирает соответствующие вопросы, раздает задания ребятам, группам, берет на себя оформление газеты. За школьниками остается право не участвовать в газете или даже выпустить альтернативное издание.

5) Коллективный анализ возможен в форме «читательской конференции», на которую выносится три темы: как было организовано дело, что мы узнали друг о друге, какое возможно продолжение проведенного дела. Педагогический подтекст обсуждения: придание значимости познания себя и взаимопонимания; открытие ребятами друг друга.

«Творческий день». Педагогическая цель- создание возможностей творческого проявления ребят на основе самоопределения в отношении групп и деятельностей.

2) Целеполагание возможно через обсуждение того, как сделать так, чтобы личные интересы стали общими. Необходимо прийти к двум идеям: значимости, важности всякого минимально положительного интереса и нахождении такой формы дела, которая позволяла бы каждому определиться, с кем и в какой деятельности он будет участвовать.

4) Проведение дела. Оргкомитет определяет общую схему: работающие одновременно художественные, научно-технические, спортивные и «ни на что не похожие» студии. Группам (а может быть, и индивидуально) раздаются задания по подготовке студий. Оргкомитет берет на себя «старт» и «финиш» Дня и координацию работы студи и.

5) Коллективный анализ. Основные вопросы: как мы организовали День творчества? Что лично тебе дало участие в нем? Педагогический подтекст обсуждения: придание значимости в глазах ребят всякого позитивного интереса, увлечения, подчеркивание важности для человека ответственного выбора в своих интересах и интересах других людей.

3) Коллективное планирование. Вносятся предложения по организации дела и выясняется: кого хотели бы видеть в роли «Совы», о чем можно спрашивать человека, что такое внутренний мир человека и насколько он может быть открыт другим. Идет речь и о том, чем отличается любопытство от внимания, как оформить класс, кто какую роль взял бы на себя и с кем бы хотел работать?

4) Проведение дела. Оргкомитет обобщает предложения, доводит их до общего сведения, ведет разговор с предполагаемой «Совой», определяет ведущего. Роль «Совы» может быть предложена ученикам, учителю, кому-то из приглашенных (разумеется, с их согласия). Все располагаются в кругу (видят глаза друг друга). Условия игры: за один раз задается только один вопрос (он может быть либо обобщенным, либо индивидуальным), каждый может задать не более трех вопросов (чтобы спросить мог каждый желающий). Вопросы должны быть четко сформулированными, не допускаются бестактные вопросы, излишняя настойчивость и любопытство.

Ответы должны быть ясными и по возможности краткими. В некоторых случаях «Сова» имеет право уклониться от ответа.

5) Анализ дела. В ходе коллективного анализа «Сова» отмечает, чей вопрос показался наиболее интересным, кто из «корреспондентов» был самым тактичным. Все остальные участники могут отметить самый неожиданный, остроумный, откровенный, интересный ответ. Наиболее важными в ходе обсуждения будут вопросы: «Что нового ты открыл в себе?», «Что дала тебе данная игра?», «Какие качества помогли вам отвечать, задавать вопросы?», «Что нового ты открыл в своих товарищах?». Педагогический подтекст обсуждения: признание значимости и ценности внутреннего мира каждого; раскрытие нового в знакомом человеке; необходимость знаний о культуре общения.

С учетом возрастных особенностей

Личностная ориентация воспитания невозможна без учета возрастных особенностей школьников. Каковы особенности применения методики коллективного творческого воспитания в младшем школьном возрасте? Прежде всего необходимо преобладание всего, что направлено на пользу, радость близким людям (ребятишкам из детсада, родителям, шефам-старшеклассникам, учителям). Важно учить младших школьников осознавать эти дела именно как заботу об окружающих людях. Наиболее приемлемы игровые формы КТД: игры-путешествия, ролевые игры, игры-эстафеты и т.п. Наиболее непросто осуществить с ребятами младшего школьного возраста коллективное целеполагание. Но и здесь возможно в той или иной мере привлечение их к обсуждению, выбору целей, деятельности, правил и норм коллективной жизни.

Ведущие тактические роли педагога: руководитель, генератор идей, координатор. Методические особенности коллективных творческих дел в подростковом возрасте состоят в том, что идею «общей заботы» (выражение И. П. Иванова) необходимо развивать в двух направлениях: расширение круга заботы на неблизких людей (участие в акциях «Милосердие», помощь детдомам, участие в гуманитарных кампаниях и т.п.) и развитие интереса к самовоспитанию (забота о своем развитии).

Две группы сложностей

Отрицательное отношение школьников к педагогу. Причины могут быть разными, но проявляются на эмоциональном уровне они прежде всего в недоверии ребят. Уменьшить такое недоверие весьма непросто. Помогут формы работы, в том числе КТД, направленные на большее взаимное узнавание. (Та же стенгазета «Я и Мы», в которой педагог отвечает на вопросы школьников).

Есть осложнения в применении коллективного творческого воспитания, связанные с теми или иными особенностями понимания и освоения этого способа работы. Это, во-первых, проблема «догматизма», которая обычно встает перед педагогами, использующими КТД достаточно давно, знакомыми с историей их развития, с традиционным содержанием, которое было в значительной степени разработано в 50-60-е годы И. П. Ивановым. Привыкнув работать по этой методике в традиционном ключе (что приводило раньше к успеху!), они не видят ее теперешних противоречий и не желают «дробления наличности», превращая тем самым теорию КТВ в непогрешимую догму и тем не менее сталкиваясь с неумолимым падением ее эффективности. Проблема «высокой планки» более присуща педагогам, проявившим интерес к КТВ сравнительно недавно и возлагающим на эту, новую для них, методику неоправданно большие надежды, полагая, что она может (и должна) решить все проблемы воспитания сразу же и целиком. Ожидания должны быть оправданными и реальными, тем более что с этой проблемой тесно связана и проблема «технологистов». Многие учителя успешно осваивают «механическую», «техническую» стороны КТВ, но оставляют неизменным содержание воспитательной работы, стиль отношений с ребятами, т. е. видят цель не в гуманизации образования, а в решении каких-то сиюминутных задач: делаю, потому что все так делают, или, наоборот, хочу выделиться и показать, что иду в ногу со временем, и т.п. Не понимая сути этой методики, такие педагоги тем не менее через некоторое время начинают обвинять ее в полной несостоятельности и с большим облегчением отходят «на прежние позиции» (с которых фактически и не сдвигались).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *