Что такое лэмпворк мастер класс
Что такое лэмпворк мастер класс
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Уроки лэмпворк для начинающих: делаем украшения из стекла по пошаговым видео
Лэмпворк (буквально с английского «работа с лампой») – искусство создания стеклянных бусин для бижутерии вручную. Художественное «жарение» стекла с помощью горелки – ювелирный вид рукоделия, требующий тонкой моторики и тотальной аккуратности. Новичкам стоит начать с простых элементов круглой и овальной формы, со временем совершенствуя мастерство и выплавляя более сложные детали.
Бесплатные пошаговые видео уроки по лэмпворку для начинающих на ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН помогут научиться пользоваться газовой горелкой, придавать плавленому стеклу различную форму и создать первые поделки и украшения из стекла.
История
Изготовление стеклянных бусин – одно из самых древних видов искусства, возникшее около тридцати тысяч лет назад. В Древних государствах Египта, Месопотамии, Финикии и Сирии амулеты, обереги, декор для посуды и бижутерия из прозрачного стекла считались предметами роскоши. История современного стеклодувного дела связана с островом Мурано близ Венеции, который на протяжение многих веков славился множеством фабрик и неподражаемых мастеров. Утонченные ювелирные изделия из хрупкого цветного материала получили название «муранское» или «венецианское» стекло.
Лэмпворк для начинающих
Этот мастер-класс по лэмпворку отснят для самых начинающих, кто собирается овладеть искусством лэмпворк (хендмейд) и заниматься сборкой эксклюзивных украшений ручной работы.
Основы лэмпворка.
Для первой бусины вам понадобится следующее:
1. Сепаратор (Bead release).
2. Мандель (спицы). На которую нанесен сепаратор.
3. Род стекла любого цвета.
4. Лопаточка или любой инструмент, который будет удобен, для вас (Это может быть обыкновенный столовый нож).
Первое, что мы делаем — прогреваем спицу с сепаратором нанесенным на нее. Разогреваем очень медленно и равномерно, чтобы сепаратор не треснул. И одновременно в правой руке начинаем разогревать от кончика род стекла, медленно занося его примерно в середину пламени.
Убедившись, что род стекла разогет и сепаратор засветился немного красным, мы переходим к тому, что накладываем стекло на спицу. Спицу все время крутим в одну сторону. Стекло в огне, а спица чуть чуть ниже пламени. Спицу вращать не перестаем.
У нас должен получиться вот такой примерно диск. Расплавляем получившийся диск и получается бусина-ронделька.
Если неоходимо, поправляем лопаткой края бусины для придания ей правильной формы.
Вот такие простые кругленькие бусинки получаются в итоге.
Рассказ начинающего лэмпворкера
Почему-то показалось, что кому-нибудь это будет интересным. Особенно тем, кто собирается или только начал заниматься лэмпворком.
Ну а у тех, кто работает со стеклом давно, наверное, вызовет некоторую ностальгию и улыбку 🙂
Вообще-то я собиралась заниматься фьюзингом.
Откладывала стартовый капитал, читала литературу, собирала информацию в Интернете, съездила на выставку стекла в Экспо-центре. Присмотрела мастер-класс в Москве и уже почти собралась туда съездить, но вдруг.
Несколько раз в процессе поиска информации натыкалась на упоминания о лэмпворке, восхищалась замечательными стеклянными цветами небезызвестной фирмы из Тольятти, а потом стала рассматривать бижутерию – и пропала. Восхитительные формы, игра цветов, бесконечная фантазия и невероятные возможности стекла – всё это меня заворожило. Однажды мне встретилось объявление о проведении мастер-класса по лэмпворку и я тут же записалась на ближайшую неделю. Так я оказалась в студии на Тверской.
За ту неделю, что я ожидала занятий, я перерыла кучу информации, пересмотрела множество доступных в Интернете мастер-классов, изучила всё, что нашла о стартовых наборах для лэмпворкеров, о горелках, о стеклах – и уже твердо решила, что заниматься я этим буду. А когда приехала в потрясающую мастерскую Лены Раппопорт и сама села за горелку – убедилась, что решение правильное. Тем более что учителя у меня оказались интересные и очень разные, все невероятно щедро делились знаниями.
К концу занятий у меня уже появилось желание пусть свернуть горы, но оборудовать себе рабочее место и начать творить чудеса своими руками.
Я так боялась, что у меня что-нибудь не получится! Что не найдется места, что не получится купить оборудование в России – все таки лэмпворк ещё не так сильно развит у нас. Но всё получилось.
Стартовые затраты оказались больше, чем я предполагала до мастер-классов, главным образом потому, что я практически сразу отказалась от мысли работать на Хот-Хэде. У меня и так основная работа очень вредная, добровольно гробить здоровье показалось неразумным. Зато рабочее место я получила бесплатно, мой замечательный начальник, привыкший к тому, что у его подчиненной шило в одном месте, выделил мне уголок в промышленной зоне.
Десять дней я ждала, пока мне привезут горелку и концентратор, установят вытяжку – а тем временем закупила 5 кг стекла и кучу всяких вспомогательных приспособлений. Окружающие относились по-разному. Кое-кто называл меня авантюристкой, кое-кто добродушно подшучивал, кое-кто предрекал, что я потеряю кучу денег и ничего у меня не выйдет, потому что в кризис никому не нужны украшения. Я в ответ говорила, что деньги я потерять готова, они для того и откладывались, да и не такая уж это сногсшибательная сумма. Ну, шмоток можно было бы на них накупить – и что? А если даже не получится сделать лэмпворк своим бизнесом, у меня будет совершенно потрясающее, увлекательное хобби. По-настоящему меня поддержали только муж и дочка. Впрочем, это главное, не так ли?
Наконец оборудование было установлено, куча стеклянных палочек (мне казалось, что у меня такоооое огромное количество стекла, что у меня практически вся палитра))) разложена по местам, я зажгла горелку и.
Я не боялась обжечься, не боялась что-нибудь испортить – я в себе уверена. А вот чего я всерьёз боялась – это пропановых баллонов. Малейший запах газа, а он всё-таки иногда возникает, вгоняет меня в панику. Всё-таки мне оказали любезность, предоставив рабочее место, я не могу подставлять начальника. В первые дни я даже с утра смотрела на окна своей рабочей комнатки – не сгорело ли там всё за ночь? Хорошо, что один из моих коллег работает с газовым оборудованием, причем не только с пропаном, но и с гораздо более опасными газами. Так что он и успокоить меня смог, и баллоны менять научил. В общем, мне везет.
Я многое узнала и перепробовала за эти два месяца, хотя, наверное, опытный лэмпворкер посмеется над моим «богатым опытом». Теперь я знаю, что пять килограмм стекла – это очень мало, цветов не хватает, не всегда находятся нужные оттенки. Зато я уже попробовала смешивать свои цвета, это очень интересно. Особенно мне понравилось, что можно чуть-чуть «недомешать» стекло, получаются очень красивые разводы на бусине.
Я уже выдула первые шарды с помощью куска топливной трубки от жигулей. И украсила ими свои бусины.
Мне очень понравилось работать с прессом. Я делала твисти и муррини.
Я попробовала сделать кошку, лягушку, рыбку, черепашку – и у меня получилось, пусть не шедевры, но всё-таки. оказывается, не Боги горшки обжигают. 🙂 Вообще я пока множество идей таскаю из Интернета.
Я осознала на собственном опыте то, что говорили мне с первого дня: бесполезно торопиться, перегревать бусину, слишком быстро вращать мандрель. Можно всё испортить. А я по натуре человек нетерпеливый и порывистый. Так хочется поскорее сделать очередную бусину!
Оказалось, что многие синие цвета очень легко горят, наверное, из-за меди в составе. И черный тоже. А прозрачные – очень легко мутнеют, и это бывает так обидно!
Я обнаружила, что даже в стандартной палитре Ветрофонда и Моретти есть очень интересные стекла, дающие красивые реакции. Забавно, когда натыкаешься на такие реакции случайно, и остывшая бусина оказывается совсем не такой, как предполагалось. И ещё очень трудно дождаться утра, чтобы достать из одеяла бусинки и посмотреть, что получилось вчера. Придя на работу, я с трудом дожидаюсь первой свободной минутки, чтобы посмотреть на вчерашние бусинки (мои коллеги тоже изо всех сил любопытствуют). А потом снятые с мандрели бусинки весь рабочий день перекатываются в кармане моего рабочего халата и завораживающе позвякивают. И ещё они просто чудесны на ощупь.
Кстати, бывает, что бусина, которая, как мне казалось, должна была получиться очень красивой, наутро оказывается блеклой, кривоватой и неинтересной. И наоборот, казавшаяся средненькой – на следующий день обнаруживает в своей глубине чудесные цветовые переходы. И хотя у меня всё чаще получается задуманная форма и цветовое сочетание, я предполагаю, что такие сюрпризы ожидают меня и тогда, когда мой лэмпворкерский опыт будет исчисляться годами.
Ещё я узнала, что, оказывается, можно влюбиться в какое-то определённое стекло. Первая (и до сих пор самая сильная) влюблённость случилась у меня ещё на первом мастер-классе, когда выбирала род для своей первой бусинки и увидела ivory. Цвет ванильного пудинга меня просто заворожил. Хапнула я эту палочку, хотя преподаватель мне сказал, что это стекло трудное для начинающих. Так что первая моя бусинка в жизни – цвета слоновой кости. А когда я узнала, как замечательно это стекло реагирует с серебром и стеклами, содержащими серебро, я была окончательно покорена. Я до сих пор учусь на этом стекле: терпению, чуткости, спокойствию, чувству меры. Совершенно оно не терпит спешки и перегрева, сразу течет.
Кроме ivory совершенно потрясающими оказались «криптонит» и «слива» от Messy, «морская раковина» от Ветрофонда, «copper green». Но вообще-то мне нравятся все мои стекляшечки, перед началом работы я с удовольствием перебираю разноцветные палочки, выбирая цвета для сегодняшних бусин.
А ещё я столкнулась со странным фактом: часто бусины, которые я считаю откровенно не получившимися, особенно нравятся моим друзьям. Гораздо больше, чем ровные, красивые бусины, которыми я горжусь.
Пока примерно половину, если не две трети, своих бусин я считаю не получившимися. Не выбрасываю, правда, но и не собираюсь их использовать в украшениях. Так, лежат, наводят на идеи.
Мне очень нравится моё новое занятие. Я уверена, что это надолго. И мои украшения уже потихоньку начали покупать – в основном знакомые, но есть и посторонние покупатели. Это ужасно приятно – когда вещи, сделанные твоими руками, нравятся кому-то настолько, что он готов за них заплатить.
Лэмпворк. Необходимое оборудование для успешного старта
Создавать бусины из стекла — увлекательнейшее занятие, это магия, которую вы творите своими собственными руками.
Однако необходимо обязательно помнить о том, что это занятие, при несоблюдении правил техники безопасности, может быть весьма опасным. Во-первых, вы будете работать с газовой горелкой и баллоном пропана, во-вторых, с расплавленным до жидкого состояния стеклом, которое при неравномерном или быстром нагреве «стреляет» и осколки его разлетаются во все стороны. Кроме этого, нужно обязательно учитывать, что при нагревании стекла выделяются вредные для здоровья вещества, поэтому совершенно необходима система вентиляции помещения с хорошей вытяжкой. Порезы и ожоги, прожженная одежда, обувь и полы, на первом этапе, тоже, к сожалению, неизбежны. Вот именно поэтому, прежде чем начать работу, нужно принять все возможные меры безопасности.
Самое лучшее — разместить ваше рабочее место в нежилом помещении, загородном доме или гараже.
Что понадобится в первую очередь?
Расскажем о стартовом наборе немного подробнее.
Горелка. Начинать легче и проще на горелке, которая «питается» только 1 видом газа – пропаном. Лучшая и зарекомендовавшая себя на рынке горелка такого типа – ХотХед ( HotHead ). Она недорогая и соединяется с помощью шланга с пропановым баллоном.
Защитные очки. Очки нужны обязательно! Именно они защитят ваши глаза от осколков стекла и слепящего пламени горелки. Работать за горелкой без специальных очков нельзя!
Керамическое одеяло. Небольшой кусок спецматериала, похожего на стекловату, в котором мы будем остужать бусину.
Набор инструментов. Обычно это графитовая лопатка, помогающая формировать бусину, набор всяких крючков-поверхностей (похож на инструменты стоматолога J ), рабочая поверхность (металлическая) для самой горелки.
Металлические стержни ( mandrels ). Похожие на спицы металлические пруты разной толщины, на которые мы и наматываем стекло. Для новичков рекомендуется брать мандрели размера 3/32 (средний размер).
Сепаратор. Стекло нельзя наносить просто так на металлический прут, сначала необходимо смазать его сепаратором (вещество с добавлением глины), которое создает прослойку между стеклом и металлом. В стартовых наборах обычно не очень хороший сепаратор, поэтому покупать его лучше отдельно.
Стекло. Набор цветных стеклянных стержней, также обычно включается в стартовый набор. Если же нет, то его можно заказать отдельно. Я рекомендую заказать Ассортимент Моретти или Ветрофонд (около 40 стеклянных палочек по 1 каждого цвета).
Все перечисленное выше нужно заказывать за рубежом. А вот баллон для пропана (на 5 литров), редуктор (лучше с манометром), шланг и пару хомутов свободно можно приобрести и у нас. Заправляют баллоны пропаном на любой газозаправочной станции.
Когда приедет горелка, вы скорее всего обнаружите, что разъемы американские и наши – разные, поэтому для того, чтобы подключить горелку к нашему баллону необходим переходник.
Именно такой я заказала к своей первой горелке и он идеально лег под наш обычный газовый шланг. Если прибрести переходник в магазине нет возможности, то, скорее всего, придется искать токаря, который возьмется его выточить.
Обязательное требование — проводите подключение и тестирование оборудования только со специалистом! Пусть он проверит все соединения, научит вас правильно обращаться с горелкой и баллоном, а также познакомит вас с основными правилами техники безопасности.
Перепечатка текста возможна только с письменного разрешения автора.
Стекло: история материала. Чудеса лэмпворка
Песнь стекла и пламени
Лэмпворк — едва ли найдется тот, кто ни разу в своей жизни не сталкивался с этим понятием и не любовался притягивающими взгляд украшениями (да и не только украшениями) из стекла. Казалось бы, просто бусины. Но нет, не просто бусины, и не просто созданные вручную, а единственные и неповторимые в своем роде. Воссоздать точную копию изделия невозможно даже при очень сильном желании и высоком уровне мастерства.
Что же такое лэмпворк и с чем его «едят»?
Лэмпворк — художественная техника обработки стекла, результатом которой становится рождение в пламени стеклянных бусин или изделий с уникальным рисунком и различными эффектами. А названием своим (от английского lamp — лампа и work — работа) техника обязана самой специфике обработки. До появления современных горелок стекольных дел мастера использовали лампу на животном жире. Она давала низкую температуру для плавки, процесс создания требовал много времени, результат его было трудно предсказать, а себестоимость изделия била рекорды.
Charles Frederic Ulrich (1858-1908) — художники по стеклу
Red Max, Современная горелка — как маленький огнемет!
С течением лет главная «помощница» художника по стеклу — лампа —претерпела серьезные изменения. На первых порах для создания нужной для плавления температуры мастера просто подавали воздух через специальную трубочку. На смену ей пришли кузнечные меха (ручные, а потом и ножные). В современном же лэмпворке используются пропановые и кислородно-пропановые горелки, пламя которых достигает температуры 800-1200 градусов Цельсия. Пальма первенства в использовании пламени водородного газа вместо пламени лампы на животном жире принадлежит итальянскому мастеру XIX века Доменико Буссолини. Благодаря этому открытию стало возможным контролировать температуру горения и ускорить процесс изготовления.
Не горелкой единой: инструментарий и материал для лэмпворка
Трудно переоценить роль горелки в создании разных красот, но все же для творческого процесса мастеру необходимо еще очень многое. Щипцы, пинцеты и металлические штампы, ножницы, иглы, графитовые площадки и лопатки, огнеупорное одеяло и даже специальный сепаратор. Именно с помощью этого раствора бусина не прилипает к мандрели — спице, на которую наматывается расплавленное в пламени горелки стекло и формируется будущее изделие. От диаметра мандрели зависит диаметр отверстия у бусины. Только вот отверстие у бусины бывает далеко не всегда.
Рабочее место лэмпворкера
Но все же главным «фигурантом» лэмворка является стекло. Типы стекол, используемых в работе, — мягкое и боросиликатное (твердое), а их главная характеристика — коэффициент теплового расширения. Основная заповедь мастера по лэмпворку — не смешивать стекла с разным коэффициентом, иначе изделие при остывании обязательно треснет.
Фабрика стекла Uroboros
Многослойное стекло Uroboros — не бывает одинаковых листов!
За качественным мягким стеклом отправляйтесь к производителям в Италию — «Effetre» (Moretti) и «Vetrofond», в Японии вы не найдете лучше «Satake», а в Соединенных Штатах популярна продукция компании «Bullseye» и «Uroboros Glass Studio». Те же, кто любит работать с боросиликатным стеклом, отдают предпочтение американским «Pyrex», «Glass Alchemy» и «Northstar».
Стекло компании Kugler
Производство листового стекла на фабрике «Bullseye»
Серебросодержащие стекла «Double Helix»
Человеком, во многом благодаря которому лэмпворк обрел статус искусства, стал немецкий художник Ганс Годо Фрабель. На момент открытия им в 1968 году собственной студии в Атланте (Джорджия, США), стекло абсолютно не воспринималось общественностью как поле для творчества, которое можно было бы признать высоким. Ситуацию коренным образом изменила международная выставка «New Glass Art» 1978 года, на которой скульптура Фрабеля «Молоток и гвозди», выполненная в стиле поп-арт, была признана лучшей.
,
Ганс Годо Фрабель «Молоток и гвозди»
Именно эта выставка открыла художнику двери во многие музеи мира и привлекла к нему внимание международной аудитории. Его работы хранятся и в частных коллекциях, в том числе принадлежащих и сильным мира сего, — королеве Великобритании Елизавете II и императору Японии Акихито.
Такой разный лэмворк: формы и направления
На первый (и то не очень внимательный) взгляд может показаться, что все крутится вокруг пресловутой круглой бусины. Но если присмотреться к лэмпворку, то окажется, что и бусины бывают самые удивительные, и направления особые, и конечный результат — ошеломительно многогранным.
Вот только некоторые художники и их работы: