Что такое левкас в живописи

Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.

Происхождение слова

Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».

Левкас – что это такое

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.

Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.

Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.

Рельеф и украшения

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.

Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.

Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.

Нанесение красок на левкас

Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).

Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Стенной левкас

Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.

Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.

В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.

Левкас в западной традиции

Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.

Левкас в современном строительстве

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.

Багет для живописи

Источник

Создаем живописную работу в технике «левкас»

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

На этом мастер-классе я научу вас старинной технике левкаса на дереве. Левкас — (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Основа для такого грунта – деревянная доска. В наше время технику левкаса художники используют, сохраняя технологии, но заменив некоторые ингредиенты современными материалами. На моём мастер-классе я научу вас создать живописную работу в технике левкаса с момента подготовки доски до окончательной полировки готового произведения.

1. Начнём с доски. Она может быть любого размера. Сегодня мы берём обычную сосновую доску размером 25Х40 см. Пусть она будет не совсем гладкой, с шершавостями на местах спила, с такими вот фактурами — для нас это не имеет значения.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

2.Обычной марлей из аптеки проклеиваем на ПВА нашу досточку. Следим, чтобы и торцы были хорошо заклеены марлей. Кладём ткань ровно, без складок. И кисточкой промазываем сверху уже приклеенной марли ещё раз. Просушиваем.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

3. Теперь берём обыкновенный гипс из строительного магазина, пва и воду из-под крана. Смешиваем ПВА и гипс в пропорции 1 Х2, добавляем воду, чтобы получилась масса, по консистенции похожая на жидкую сметанку. Для этого подойдёт пластиковый стакан большой. Когда вы насыпите гипс в стакан, плюхнете туда пва, перемешайте и сразу добавляйте воды, перемешайте. Помните, что гипс очень быстро затвердевает. Поэтому не пейте чай в перерывах и не болтайте долго по телефону — действуйте сразу. Добавьте в полученную массу немного коричневого пигмента (тоже из строительного магазина, чтобы она равномерно окрасилась). Это и есть готовый левкас, который описан в древних рецептах иконописцев. Только рыбий клей и прочие старинные ингредиенты мы заменили на гипс и ПВА. Кстати, не подпускайте котов близко к процессу — они нюхают гипс, а это вредно для их чувствительных носиков. Я Сёму не могла отогнать, он любопытный и лезет во все мои дела.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

5. Когда первый слой подсохнет, наложите ещё один. Старайтесь аккуратно промазывать и торцы вашего будущего произведения.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Всё, ждите теперь, когда всё хорошо просохнет. Теперь можно принять ванну, выпить чашечку кофе. Покормите кота!
6. Вот перед вами готовая поверхность, на которую вы нанесёте в последствии свою картину. Всё ли хорошо просохло? Важно, чтобы всё было сухо. Ведь вам предстоит ещё отполировать эту поверхность.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

8. Для того, чтобы хорошо отполировать поверхность, вам понадобится наждачная бумага — погрубее для того, чтобы прошкурить основные неровности и нулёвочка — для придания окончательного лоска. Не увлекайтесь чересчур, не трите до посинения. Помните, что под слоем левкаса — ткань, которую при грубом нажатии наждачкой лекго взлохматить. Движения должны быть лёгкими. Главное, чтобы поверхность стала однородной. Ну всё, сдуйте остатки счищенного гипса, протрите отполированный левкас чуть влажной тряпочкой.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

9. Всё, можно приступать к живописанию. Заранее придуманную картинку, эскиз — перенесите карандашом на левкас. Подмалёвок, основную прокраску можно сделать акриловыми красками — они быстро сохнут и по ним писать маслом — одно удовольствие. А маслом вы будете прорабатывать детали — глазки, усики, ротики, складочки, ракушки.

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

10. И вот, готово! Осталось чуть сбрызнуть матовым лаком IDEA, который вы купите в магазине для художников. Вам хватит его на 100 таких картин! Моя картинка в технике левкас, масло — посвящена всем счастливым, добрым и весёлым. Будь то кот, русалка или человек. Да здравствует творчество!

Источник

СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Издательство «Летучая мышь»

1. Техника фрески: левкас. Н.М. Михайлова. «Химия и жизнь» №6 1969

Н. КОЛОВРАТ — псевдоним. Автор — Н.М. Михайлова

Что такое левкас в живописи. Смотреть фото Что такое левкас в живописи. Смотреть картинку Что такое левкас в живописи. Картинка про Что такое левкас в живописи. Фото Что такое левкас в живописи

Обложка журнала «Химия и Жизнь». 1969 № 6 Левкас

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ФРЕСКИ: ЛЕВКАС

Зимой Ферапонтов монастырь безлюден. В церквах чисто, холодно и полутемно. Праздничность и торжественность росписи, покрывающей все стены храма, не оставляет равнодушным даже непосвященного в тонкости фрески и содержание библейских сюжетов. Кажется, стена покрыта легким ковром из цветного камня.

«Дионисий иконник со своими чады» расписал храм Рождества Богородицы более четырех столетий тому назад. Стенные росписи пережили расцвет и запустение обители, избегли разрушительного действия пожаров и войн. До сих пор они поражают зрителя свежестью красок, тонкостью колорита и хорошей сохранностью грунта..

Ферапонтовские росписи исполнены на штукатурке техникой фрески.

Фресками нередко называют любые стенные росписи. Но это неверно. Стенные росписи могут быть выполнены на различном грунте — камне, гипсе, штукатурке, бетоне, и краски могут быть разведены по-разному— на масле, на яичном желтке, на воде. Существуют довольно строгие соот­ветствия между грунтом, красками и способом их нанесения; отсюда возникают различные техники настенной живописи.

Фресковая живопись использует в качестве грунта известь, штукатурку. Основной принцип техники фрески угадывается в самом названии. По-итальянски слова «fresco», «alfresco» означают «свежий», «по свежему» и подразумевают живопись разведенными на воде красками по сырой шту­катурке. На Руси этот способ живописи назывался «стенным письмом по сырому левкасу», а название «фреска» было заимствовано у итальянских художников.

Этот род живописи отличается удивительной долговечностью. Если пойти против потока времени и проследить традицию фрески до ее источников, то наградой нашей любознательности послужит то большое удовольствие, которое человек получает от обозрения различных стран, религий и культурных эпох.

Из русских лесов перенесемся сначала в базилики Святого Марка и Святого Ангела доминиканских и францисканских общин, где мастера итальянского Возрождения «благородным и прекрасным способом фрески» (по выражению Поля Бодуэна) рассказывали прихожанам о возвышенной жизни основателей общин.

В Испании увидим фрески церквей XIXII веков, которые пережили ужасы инквизиции, а во Франции — кровавую борьбу католиков и гугенотов.

Первые настенные изображения Иисуса из Назарета освещались в римских катакомбах пламенем факелов на тайных собраниях гонимых христиан.

Изящные декоративные росписи, украшавшие виллы аристократии Помпеи и Геркуланума, являют ту степень технического совершенства, которой достигла античная фреска со времен эгейской культуры.

Росписи этрусских гробниц переносят нас на две с половиной тысячи лет назад.

И, может быть, к той же технике следует отнести «наскальные рисунки», выполненные в пещерах на тонком слое влажного грунта, что и обеспечило их сохранность на тысячелетия.

Ссылка: Иллюстрации см. ниже в ПРИЛОЖЕНИИ

Каждая страна и эпоха создавали свои приемы в технике фрески, и это разнообразие объясняется разницей в климатических условиях, качестве природных материалов и художественных вкусах. Но все эти приемы объединены основным принципом — нанесением разведенных на воде минеральных красок на сырую штукатурку («левкас»); и в этом принципе заложены и трудности, и достоинства фресковой живописи.

Трудоемкость и тщательность составления грунта под живопись вполне искупается его прочностью и стойкостью к действию влаги, ветра и тепла. Выбор красок ограничен, но скупая палитра фресок создает ту простоту колорита, которая позволяет назвать этот способ самым прекрасным и благородным.

По влажному левкасу можно писать только один день: штукатурка быстро высыхает. Живопись по влажному грунту вырабатывает у художника твердую, уверенную манеру письма, так как исправ­ления написанного (после высыхания левкаса) невозможны.

Эти три стихии фрески — левкас, краски и нанесение рисунка — определяют сохранность и красоту фрески. Пользуясь практическими указаниями старых мастеров и современными объяс­нениями сущности химических процессов, которые протекают при подготовке левкаса, во время его затвердевания и при взаимодействии между ним и красками, попробуем описать основные приемы фресковой живописи.

Для этого вернемся назад, в монастырский двор, где иконописная артель приступила к росписи храма. Воображению читателя предоставляем воссоздать картину полного жизни и утренних забот монастыря, со стен которого открывается озерная гладь, темные леса вдали, мельницы на холмах и серые крыши монастырских деревень.

Храм уже год как окончен постройкой. Стены просохли, и подмастерья тщательно промывают их перед нанесением первого слоя левкаса. Во дворе, в творилах, закрытый от доступа воздуха и света лежит левкас, к составлению которого артель приступила два года назад.

Два года ежедневно левкащики создавали тело фрески, тщательно соблюдая «состав старых мастеров», чтобы душа фрески — стенное письмо — вечно радовала людей и досадная небрежность или неопытность не послужила причиной ее гибели и забвения.

Искусство фрески начинается со знания того, как правильно приготовить грунт для живописи. Если не соблюсти правила, творение мастера обречено на гибель. Поэтому руководства по технике фрески всех времен — от скупых рецептов античных авторов (Плиния и Витрувия) до подробных трактатов о живописи эпохи итальянского Возрождения — уделяют чрезвычайное внимание способам приготовления грунта под фреску и выбору материалов. Художники фрески часто всю жизнь работали с одним штукатуром, разбиравшимся во всех тонкостях фресковой живописи, понимавшим ее требования.

Ремесло штукатура известно с древнейших времен — несколько тысяч лет тому назад человек освоил способ покрытия стен смешанным с песком известняком, который защищал стены от разрушения.

ОБЖИГ. Этот способ замечателен тем, что нерастворимый в воде природный известняк после обжига превращается в бурно реагирующую с водой едкую известь.

ГАШЕНИЕ. Соединение едкой извести с водой называется «гашением», и этот процесс позволяет получить пластичное известковое тесто — гидрат окиси кальция.

НАПОЛНИТЕЛЬ. В гашеную известь добавляют песок (две части песка на одну часть извести) и наносят ровным тонким слоем на поверхность стены.

КАРБОНИЗАЦИЯ. Со временем вода испаряется, гидрат окиси кальция реагирует с углекислым газом воздуха, карбонизируется, и превращается в известняк, нерастворимый в воде.

Таким образом, известь после цикла технологических превращений — обжига, гашения и карбонизации — вновь возвращается в свою природную устойчивую форму.

Процесс карбонизации весьма сложен и до конца еще не изучен. Он протекает медленно, неравномерно. Сначала на поверхности образуется тонкая пленка СаСОз, которая препятствует доступу углекислого газа в толщу штукатурки. Когда эта пленка высыхает, она становится пористой, через поры доступ С02 возобновляется, и затвердевают и более глубокие слои. Крупные, по сравнению с зернами гидрата окиси кальция, частицы песка помогают проникновению воздуха в глубь слоя и служат опорой для пластичного известкового теста.

Известь, предназначенную под фрески, обжигают на древесном топливе, свободном от сернистых примесей. Затем гашением с избытком воды получают жирную известь, состоящую из крупных рыхлых зерен гидрата Са(ОН)2; часть гидрата растворяется.

Итальянские и византийские мастера брали пролежавшую не менее года жирную гашеную известь, затем просеивали ее и промывали, чтобы избавиться от грубых не погасившихся частиц и растворимых солей, и смешивали ее с песком. Затем тщательно мешали, пока штукатурка не стано­вилась похожей на масло. Но эти сравнительно простые рецепты оказались непригодными в нашем русском климате. Поэтому, у нас применялась более сложная обработка известкового теста.

Искусство фрески пришло на Русь из Византии вместе с распространением христианства. Уже в XI—XII веках русские мастера расписывали киевские и новгородские церкви. Сложная техника стенного письма передавалась от учителя к ученику, от отца к сыну «по преемству тайны». Многие секреты ремесла оставались достоянием узкого круга мастеров и с их смертью были утеряны.

Однако некоторые рецепты сохранились в более поздних письменных руководствах XVI века. К этому времени техника стенного письма достигла той творческой зрелости и мастерства, которые основаны на практике многих поколений искусных живописцев, горьком опыте их ошибок и разочарований, на их вере в необходимость совершенства.

Чтобы прочувствовать всю сложность состава старых мастеров и важность выполнения каждой мелочи в составлении левкаса, обратимся к тексту «Указа стенному письму» из «Иконописного подлинника» XVI века.

Левкас стенного письма начинай составляти после великой недели.

А известь была бы стара, лет пяти или десяти; а что старее, то лучше.

С течением времени в гашеной извести изменяется структура зерен гидрата окиси кальция. Характер этих изменений недостаточно ясен, но предполагается, что при вылеживании уменьшается объем зерен гидрата и известь становится более плотной.

А известь высевать решетом, первое редким, а после частым, чтобы были чисты и мягки, как мука пшеничная

Просеивают известь для того, чтобы избавиться от грубых не погасившихся частиц.

И высевать та известь в творило, да наливать водою,

да размешивать с водою нажидко гораздо да покрыто чтобы она,

и стоять ей покрытой часов пять или шесть;

и как пройдут урочные часы, и тогда раскрыть

и та известь падает на дно вся в творило, а вода устоится наверху, а поверх воды выдет емчюга. Емчюгу снимать и бросать на землю,— а емчюга, что лед; и воду тое слить на землю с емчюгою, чтобы осталась одна известь…

Так начинается промывание извести. Вода, которая «устоится наверху», — это раствор минеральных солей, сохранившихся в извести после обжига. Эти соли уже в сухой штукатурке могут раствориться под действием влаги из воздуха, а при выпадении из раствора образовать кристаллические «выпоты» на поверхности живописного слоя.

В жирной извести небольшая часть гидрата окиси кальция растворяется водой. Соединяясь с углекислым газом, она превращается в углекислый кальций, который мастера называли «емчугой» и сравнивали с образующимся на поверхности воды льдом.

А на известь наливать свежая вода, и размешивать ее с водою нажидко по-прежнему и мешать, покрыть и стоять по-прежнему часов пять или шесть. И так чредить левкас по всю дни и ночи недель семь.

«И так чредить»… День и ночь, все лето… Русские мастера вынуждены были столь долго промывать известь, потому что, кроме растворимых солей, они стремились вывести из извести всю «емчюгу». А на это одного нашего северного лета не хватало…

К зиме огрести левкас в кучу да погрести с рогозами. И тою зимою левкас вымерзнет и отлежится и выступит из него достальная емчюга. И на новую весну с велика дня вскоре наливати его водою попрежнему все так же, и наливать, нацеживать недель шесть.

Если же этого не сделать, то «левкас не важен бывает», потому что

Русские левкащики готовили левкас плотный, с мелкими зернами гидрата окиси кальция, и даже не всегда добавляли в него песок. Поэтому в сыром и холодном воздухе он затвердевал медленно. Раствор Са (ОН)2 постепенно поднимался из внутренних слоев к поверхности уже высохшей фрески и, соединяясь с углекислым газом воздуха, превращался в углекислый кальций, белые кристаллы которого покрывали фреску порошкообразным налетом — «мороком» (от слова «мрак»).

Старые мастера старались искусственно «отощить» жирную известь: удалить растворенную часть гидрата (промыванием), уменьшить величину зерен (при вылеживании и вымораживании).

В жирной извести водный раствор Са(ОН) служил минеральным клеем для нерастворенных зерен Са(ОН)2 и частиц песка. Обедненный или даже вовсе лишенный этого естественного клея левкас искусственно «обогащали» органическими скрепляющими составами: поливали «клеем сильным» из еловой коры с ячменным отваром, посыпали «мукою овсяною чистою». Вместо песка русские мастера чаще всего использовали мелко изрубленный лен или солому.

И вот только теперь левкас становился «вечен, крепок и чист»…

Этот древний рецепт может привести в недоумение мешкотностью и необъяснимостью некоторых действий, но, с другой стороны, строгость языка, емкость образов и основательность рассказа внушают доверие (так же, как и в некоторых других «загадочных» рецептах). Ведь необъяснимо, но для дегустаторов несомненно, что вино становилось лучше, пролежав десятки лет в погребах старинных замков, а чай — особенно душист и крепок после долгого плавания в трюмах старых парусных клиперов.

Но с приготовлением левкаса не кончаются заботы левкащиков. Перед нанесением его на стену необходимо убедиться в том, что стены осели и больше не впитывают влагу из грунта, что кирпичная кладка хорошо просохла. Необходимо также тщательно промыть стену, а потом

«по суставам гвозди бить меж кирпичами полутесовые, по мере, да часто водой поливать и полевкасить по гвоздям, и как высохнет, еще полевкасить под краски лопаткой железною нагладко».

Вода, в которой разведены краски, попадая на поверхность влажного левкаса, проникает в известь, и частицы краски оказываются окруженными насыщенным известковым раствором. После образования на поверхности левкаса тонкой кристаллической пленки углекислого кальция внутри ее остаются зерна краски. Получается новый материал — окрашенный известняк.

Румынский фресковый живописец Петреско сравнивал создание фрески с природным процессом образования цветного мрамора. А веселый рыцарь фрески Мартин Кноллер в своем манускрипте о живописи со свойственной ему живостью восклицает:

«А что же такое фресковая живопись, как не просто крашение извести?

Разумеется, известь должна быть хорошо выкрашена…»

И то верно… Болгары называют художников-стенописцев изографами, малороссы – малярами. Это слово до конца XVIII в. и у нас обозначало «художник, живописец», но постепенно оно приобрело значение «красить грубо», малевать, и теперь мы называем малярами тех, кто «просто красит» стены, покрытые штукатуркой.

Если бы маляры красили стены не по сухой, а по влажной и чистой штукатурке, и не масляными, а минеральными растворенными на воде красками, соблюдая правила техники фрески, то им бы не пришлось так часто перекрашивать стены домов. Такая крашеная известь сохраняется веками, несмотря на дождь и снег.

Выбору красок под фресковую живопись уделяется не меньшее внимание, чем составлению левкаса. О красках и работе живописца речь пойдет в следующей части статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *