Что такое лигал в баннере
Договоры-комиксы. Развлекают, но не решают задач
Лигал-дизайн вошёл в моду! Юристы полюбили о нём писать, и это хороший знак. Значит, скоро начнут разбираться.
Одна из популярных тем — неизменно договоры-комиксы. Выглядят в меру провокационно и эффектно. Ещё сегодня плодим договоры с разделом-свалкой “права и обязанности”, а уже завтра перескочим на право в картинках — и так повернёмся к пользователю лицом.
Сегодня предлагаю посмотреть на несколько популярных примеров договоров-комиксов и порассуждать, насколько эффективно они решают конкретные задачи пользователя документа и это ли лигал-дизайн.
Кейс № 1: Договор об апельсинах
По интернету активно ходит пример договора с работником, собирающим апельсины. Авторы декларируют задачу сделать понятным договор даже людям, не владеющим языком. Конечно, можно было продублировать английский текст испанским и сделать его реально простым — и тогда проблема была бы решена. Но дизайнеры сделали комикс.
Давайте посмотрим на результат. Перед нами ребусы. Тут ты идёшь к забору, дальше если у тебя зелёная голова + рука с гантелей, то крестик, и ты идёшь мимо апельсинов грустный и сгорбленный. Стало проще?
Ребусы даже авторам даются нелегко. Ниже попытка разобраться с выходным днём. Когда ты собираешь апельсины, зонт с морем не очень вяжутся, поэтому пришлось всё-таки написать на английском про Public holiday. Это, по сути, первый пример капитуляции дизайнеров — становится понятно, что картинками не обойтись.
Ещё немного примеров упрощения.
Здесь предлагается оставить за скобками нюансы: например, какую конкретно дополнительную работу должен выполнять работник или в обязанности входит всё, что делается граблями и лопатой, если человек с планшетом прикажет; оплачивается ли эта работа дополнительно.
Вот задачка со звездочкой:
Кстати, если приглядеться, можно заметить: на одной из пачек денег изображена пунктирная линия. Чтобы понять ее значение, пользователь должен был не только внимательно читать договор, но и обязательно заметить, что ранее такой же линией обозначались собранные апельсины и отсутствующий работник.
Этот договор — всего лишь пародия на хороший документ, который не имеет ничего общего с лигал-дизайном. Разработка загадочных сюжетов, вырисовывание купюр, апельсинов и грустных людей — пустая трата денег и времени: на создание загадок и их разгадывание.
Кейс № 2 (более сложный): Инвестиционный договор
Здесь значительно усложняются правоотношения. Стороны должны сделать что-то большее, чем просто собрать урожай и получить зарплату. Одна из сторон договора — физическое лицо и, судя по всему, мало что смыслящее в инвестировании и финансах.
Предполагаем, что стояла задача сделать договор понятным для неквалифицированного пользователя. Но вместо качественной инфографики, авторы предлагают посмотреть на абсолютно бессодержательные картинки.
“Мы не возьмем деньги, если вы придете к нам в маске и с мешком”, — примерно так воспринимается смысл этого сюжета. Текст возле картинки подсказывает, что инвестируемые средства должны быть получены только из легальных источников и с учетом уплаты всех налогов. Но это никаким образом не следует из картинки. Итог: еще одно неясное условие.
На всякий случай напоминаем: инфографика — не текст, сопровождаемый случайными изображениями. Это способ переработки сложной или объемной текстовой информации при помощи графических инструментов для того, чтобы облегчить ее понимание.
Это тоже не инфографика:
О примерах настоящей инфографики обязательно ещё расскажем отдельно.
При этом лучшее создатели комикса оставили на десерт. Через 18 страниц картинок и ребусов, читатель узнает правду: настоящие условия содержатся в другом документе — нормальном Terms and Conditions. Он полноценный и юридический, вот его и придётся теперь читать. Это похоже на капитуляцию авторов.
Кроме того, что такой подход обнуляет идею, он ещё создаёт новую проблему: когда люди видят чудовищный кредитный договор, они его, по крайней мере, опасаются. Иногда даже пытаются прочитать. А после наслаждения картинками желания читать всё ещё тяжёлый Terms and Conditions уже гарантированно не останется.
Рабочие варианты для договоров-комиксов
Однако зачастую для описания юридических концепций естественный язык просто более выразителен и понятен, чем графика. А кейсы, где она применима, исключительно редки.
Бонус: 5 задач лигал-дизайна
Команда Симплоера провела масштабное исследование документооборота в России. В опросах приняли участие юридические команды крупнейших компаний, которые рассказали о проблемах оптимизации внутреннего документооборота и об опыте их решения.
В результате сформулировали 5 задач лигал-дизайна в бизнесе.
1. Скорость
Это один из главных эффектов внедрения лигал-дизайна. Ускоряется время от подготовки документа, его внутренней проверки и согласования до включения в документооборот.
Пользователь намного быстрее прочтет несколько коротких, но емких предложений или проанализирует качественную инфографику, чем целую страницу текста в сочетании со сложными картинками и ребусами. В договоре-комиксе читателю нужно одновременно улавливать смысл текстов и заглядывать в картинки, а параллельно с этим тратить время на уяснение неоднозначных сцен.
2. Точность
Лигал-дизайн снижает шанс допустить ошибку. Выбор неправильного шаблона или ненужной опции, заполнение не тех полей, самостоятельное придумывание пользователем противоречивых формулировок, неоднозначное толкование.
Договор-комикс сохраняет необходимость заполнять многочисленные пустые поля. Эту ситуацию усугубляют картинки, которые вызывают неодинаковое понимание условий контрагентами.
3. Экономия
Внедрение лигал-дизайна влечет снижение издержек на договорный процесс и минимизирует убытки от затянутого согласования документа. Бизнес ожидает, что затраты на лигал-дизайн окупятся в краткосрочной перспективе.
С договором-комиксом не уменьшается количество шаблонов, договоры будут продолжать согласовываться месяцами, а проекты запускаться с опозданием. Окупятся ли деньги и усилия компании, вложенные в такой лигал-дизайн? Вряд ли.
4. Удобство
Документ должен быть user-friendly и не вызывать раздражения от использования. Качественный лигал-дизайн позволяет быстрее искать в документе нужную информацию и не тратить лишнее время на настройку форматирования.
В договоре-комиксе сложнее найти нужный пункт из-за множества отвлекающих элементов, крупные смысловые части блекнут на фоне ярких картинок. Пространство документа используется неэффективно из-за акцента на декоративность, а не функциональность.
5. Масштабируемость
Настоящий лигал-дизайн позволяет использовать одни и те же документы в долгосрочной перспективе. Такие документы проще поддерживать в актуальном состоянии, они оперативнее реагируют на изменения и всегда готовы к автоматизации.
Договор-комикс сложно подстраивать под изменяющееся регулирование. Чтобы добавить новые положения, нужно нарисовать целую картинку или перерисовывать по несколько страниц, в то время как можно просто дописать два-три предложения. Договор-комикс рассчитан только на простейшие B2C-договоры, которые не требуют согласования воли сторон. Но это — микроскопическая часть всех правоотношений, в которые вступает бизнес.
Лигал-дизайн — это не случайные иконки из интернета, ребусы или эксперименты со шрифтами. Лигал-дизайн — это то, как документ работает, а не только выглядит.
Для тех, кто интересуется настоящим лигал-дизайном, оставляем ссылку на исследование. А если вы захотите дать обратную связь по исследованию, то сделайте это тут.
Общие положения. Требования к рекламным материалам
Яндекс оказывает услуги по размещению рекламы с географическим таргетингом на территории Казахстана при условии соблюдения рекламодателем следующих требований:
Требования к содержанию рекламных материалов:
1. Рекламные материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
В частности, Яндекс не принимает рекламу, которая:
1.1. использует бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальных категорий, возраста, религиозных символов, официальных государственных символов;
1.2. является ненадлежащей: недобросовестной, недостоверной, неэтичной, вводит потребителя в заблуждение, в том числе:
содержит недостоверные сведения о товаре/услуге,
содержит недостоверные сведения о скидках/акциях/распродажах, об их сроках и правилах,
содержит стандартные элементы пользовательского графического интерфейса, не обладающие соответствующими функциональными возможностями непосредственно в рекламном материале, и/или элементы дизайна страниц Яндекса,
не дает четкого представления о том, кто является источником информации, содержащейся в рекламном сообщении;
1.3. побуждает к совершению противоправных действий и/или призывает к насилию и жестокости, изменению конституционного строя; разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости и насилия;
1.4. представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.
Особенности рекламы отдельных видов товаров изложены в «Правилах размещения рекламы на Яндексе» (https://yandex.kz/legal/adv_rules), которые являются частью настоящего документа.
2. Яндекс не принимает рекламу, связанную с трагическими событиями, если такие объявления направлены на привлечение внимания к соответствующим новостям/публикациям (в т.ч. к шокирующему контенту).
3. Текст рекламы должен быть составлен на русском или казахском языке.
3.1. Допускается использование в рекламе, наряду с текстом на русском или казахском языке, текста на иностранном языке при условии, что данный текст идентичен по своему содержанию и техническому оформлению тексту на русском или казахском языке.
3.2. В случае если сайт или иной ресурс (веб-страница, виртуальная визитка), на который ведет ссылка, включенная в рекламу («рекламная ссылка»), составлен на языке, отличающемся от языка рекламного объявления, обязательно наличие информации об этом в тексте рекламы
4. Реклама должна соответствовать содержанию той страницы сайта или иного ресурса (веб-страницы, виртуальной визитки), на которую ведет рекламная ссылка. Например, если реклама содержит информацию о скидке, то рекламная ссылка должна вести на ту страницу сайта рекламодателя, где эта скидка явно указана.
4.1. Реклама новостных ресурсов, содержащая информацию о новостной статье, опубликованной на сайте или ином ресурсе (веб-странице, виртуальной визитке) рекламодателя, должна вести на ту страницу сайта или иного ресурса (веб-страницы, виртуальной визитки), где данная статья опубликована. При этом текст рекламного объявления должен соответствовать по смыслу заголовку и содержанию новостной статьи. В случаях когда текст рекламы содержит провокационные заявления, имеет неоднозначную трактовку, может ввести пользователя в заблуждение, Яндекс вправе потребовать полного соответствия заголовка статьи тексту рекламы.
4.2. Из текста рекламного объявления должно быть понятно, что оно рекламирует источник, на котором можно ознакомиться с новостной статьей.
4.3. Если заголовки новостей (статей) используются в медийном баннере, то указание на источник должно размещаться на одном слайде с самим заголовком, при этом размер шрифта этого текста должен быть не меньше, чем размер шрифта самого заголовка.
5. Использование в рекламе превосходной степени имен прилагательных и/или сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами допускается, если указанная информация подтверждена соответствующими исследованиями (заключениями и т.п.) третьих лиц.
6. Рекламные материалы должны соответствовать техническим требованиям, предъявляемым, в зависимости от вида рекламы, к баннерной (https://yandex.kz/legal/banner_adv_rules) и текстовой (https://yandex.kz/legal/text_adv_rules) рекламе.
Требования к сайту или иному ресурсу (веб-странице, виртуальной визитке) рекламодателя:
7. На странице сайта или иного ресурса (веб-страницы, виртуальной визитки) рекламодателя, на которую ведет рекламная ссылка, не должны открываться дополнительные окна (PopUp или PopUnder).
8. Страница, на которую ведет рекламная ссылка, должна корректно открываться в браузере и не содержать ошибок скриптов и программ.
9. Не допускается реклама, ведущая на сайт или иной ресурс (веб-страницу, виртуальную визитку), основной целью которого является показ рекламы. К таковым, например, относятся сайты или иные ресурсы (веб-страницы, виртуальные визитки), содержащие страницы, где более половины площади первого экрана занимают рекламные блоки. Рекомендуем также ознакомиться с документом «Чем отличается качественный сайт от некачественного с точки зрения Яндекса?» (https://yandex.ru/support/webmaster/yandex-indexing/webmaster-advice.xml).
10. Запрещена реклама ресурсов, основной деятельностью которых является заполнение анкет и тестов для получения денег или контактных данных пользователей.
11. Если страница сайта или иного ресурса (веб-страницы, виртуальной визитки), на которую ведет рекламная ссылка, при размещении или в ходе рекламной кампании не отвечает или открывается некорректно, размещение будет приостановлено до исправления ошибки.
Иные требования:
12. Яндекс может не размещать рекламу проектов третьих лиц, которые аналогичны сервисам, перечисленным на странице https://www.yandex.ru/all, на той же странице, где стоит ссылка на один из этих сервисов.
13. Яндекс оставляет за собой право отклонить любой рекламный материал без объяснения причин. Яндекс оставляет право в одностороннем порядке прекратить размещать Рекламные материалы с геотаргетингом на Казахстан, в случае, если Рекламные материалы противоречат данным Требованиям.
14. При размещении Рекламных материалов в период с 1 июля по 31 декабря 2016 г., таргетированных на Республику Беларусь, стоимостные показатели в белорусских рублях должны показываться в денежных знаках образца 2000 и 2009 г., после 31 декабря 2016 г. – только в денежных знаках 2009 г.
Legal Design – просто модные слова или супероружие юристов?
Выпускник Moscow Digital School Ефим Казанцев рассказывает о юридическом дизайне и его практической ценности для юристов.
Последние несколько лет в России много говорят о Legal Tech, но не так давно на юридических форумах появилось еще одно модное словосочетание – Legal Design. Давайте попробуем разобраться с тем, что это такое и зачем оно нужно.
Если мы спросим любой онлайн-переводчик, он нам с радостью сообщит, что Legal Design– это юридический дизайн. Однако, что означает это словосочетание, никто вам точно не скажет. Практически каждый специалист по Legal Design вкладывает в это понятие какое-то свое собственное представление. При этом кто-то сводит юридический дизайн к инфографике и комиксам, а кто-то рассматривает это явление намного шире, например, как искусство мыслить творчески при решении юридических задач.
Не вдаваясь в дискуссию о том, какое определение самое правильное, рассмотрим LegalDesign с точки зрения его практической применимости.
Итак, как Legal Design может помочь простым гражданам и предпринимателям?
1. С его помощью можно сделать юридические документы понятнее или наоборот максимально их усложнить.
В зависимости от цели, которую преследует создатель документа, с помощью оформления документ можно сделать понятнее, а можно переусложнить, чтобы максимально замаскировать какие-то его положения среди лабиринтов сложных скучных формулировок.
Для этого можно воспользоваться несколькими приемами Legal Design.
Во-первых, одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Например, если есть желание угостить кого-нибудь апельсином, можно просто сказать ему «Пожалуйста, угощайтесь!», а можно сформулировать эту мысль несколько сложнее: «Настоящим я передаю вам все принадлежащие мне права, требования, преимущества и другие интересы на собственность, именуемую апельсином, совместно со всей его кожурой, мякотью, соком и семечками, с правом выжимать, разрезать, замораживать и иначе употреблять, используя для этого любого рода приспособления, как существующие в настоящее время, так и изобретенные позднее, или без использования упомянутых приспособлений, а также передавать ранее именованную собственность третьим лицам с кожурой, мякотью, соком и семечками или без оных».
Мысль при этом будет в целом одна и та же, но форма ее выражения, ее дизайн сильно отличаются. И если в первом случае выбранная форма призвана выразить мысль максимально просто, то во втором наоборот – присутствует множество дополнительных уточнений и оговорок.
Так и при подготовке юридических документов с помощью правильно подобранных формулировок можно сделать документ простым и понятным, а можно максимально его усложить для понимания.
При этом далеко не всегда автор хочет сделать текст документа простым и понятным. В жизни сплошь и рядом встречаются ситуации, когда документ целенаправленно стараются сделать максимально сложным. Например, если юристу заказали текст договора, он скорее всего будет использовать сложные формулировки, внушающие уважение заказчику. Ведь если юрист сформулирует заказанный договор максимально просто, заказчик может быть недоволен, мотивируя это тем, что так и он сам мог бы написать. Вот и приходится юристу выжимать из себя сложные обороты, доводя формулировки до уровня, недоступного лицам без юридического образования.
Иногда причина повышенной сложности текста может заключаться в необходимости замаскировать какое-то неудобное положение документа. Повысив сложность документа и обернув нужное положение в множество юридических терминов, можно повысить шансы того, что неудобное положение будет пропущено контрагентом незамеченным просто потому, что он не сможет его распознать в этом юридико-терминологическом лесу.
Во-вторых, можно соответствующим образом текст документа отформатировать.
Часть текста в договоре, напечатанная мелким шрифтом и содержащая какие-то не очень хорошие для одной из сторон условия, давно стала мемом. Это как раз пример Legal Design, примененного в деструктивных целях.
Что-то похожее можно увидеть и в шаблонных договорах, заключаемых, например, операторами сотовых услуг. Стараясь максимизировать свою прибыль, некоторые из таких операторов включают в договор множество условий, предполагающих дополнительные траты со стороны потребителя. Если напечатать все эти условия большими буквами на первой же странице договора, процент потребителей, приобретающих этот продукт, резко упадет. Поэтому недобросовестные операторы печатают условия договора малюсеньким текстом, щедро разбавляя текст графическими излишествами и формами для вписывания различных данных.
Они применяют дизайн для усложнения процесса чтения и осознания условий договора, в расчете на то, что большая часть потребителей при заключении договора не будет внимательно читать его текст. Зато в случае возникновения конфликтных ситуаций всегда можно сослаться на условия такого договора, указав на соответствующую строчку, напечатанную четвертым шрифтом и раскрашенную цветом, сливающимся с цветным фоном документа.
Можно еще вспомнить банки и микрокредитные компании, которые тоже любят применять юридический дизайн с целью спрятать непопулярные условия кредитных договоров и договоров займа от потенциальных заемщиков. Или письма с обещаниями «бесплатных» туристических путевок или ценных призов, в которых действительные условия акции напечатаны светло-серым мелким шрифтом на внутренней стороне конверта, с целью запутать получателей, но при этом избежать уголовной ответственности за мошенничество. Ведь в случае чего можно ссылаться на то, что полные условия акции были предоставлены получателю, а то, что он их не увидел – это его проблемы. Все это примеры Legal Design, используемого в деструктивных целях.
2. С помощью Legal Design можно превратить юридические положения в визуальные образы.
Обычно те, кто пишут о визуализации в юридическом дизайне, приводят в пример договоры в виде комиксов или юридические брошюры с картинками. Но на самом деле, так далеко ходить не нужно. Визуализация давно применяется в праве там, где она действительно необходима. Ярким примером визуализации юридических норм являются правила дорожного движения, включающие в себя графические образы в виде дорожных знаков и дорожной разметки.
Мы каждый день можем наблюдать визуализацию правовых норм на дорогах общего пользования. Запрещающие, обязывающие и рекомендующие знаки – это продукт юридического дизайна правил дорожного движения. Теоретически, можно было обойтись и без визуализации, и просто писать на каждом знаке словами «Поворот направо запрещен!» или «Уступи дорогу!», но знаки удобнее, т.к. они интернациональны (не зависят от какого-либо конкретного языка), лаконичны и хорошо различимы. В области дорожного движения, где цена ошибки слишком велика, юридический дизайн помогает определить правила поведения участников дорожного движения.
Российское законодательство содержит и другие примеры юридически значимой визуализации. Например, обязательная маркировка. Отдельные виды товаров подлежат обязательной маркировке специальными знаками. Форма и вид таких знаков закреплены нормативно, а их отсутствие на соответствующих товарах может повлечь за собой наступление юридической ответственности.
3. Legal Design можно использовать для того, чтобы выделить главное, обратить внимание читателя документа на важные моменты.
Прием выделения текста жирным начертанием, подчеркиванием или другими чисто графическими способами широко применяется большинством юристов.
Практически в каждом исковом заявлении или отзыве на иск можно увидеть многочисленные выделения, призванные убедить судью в правильности изложенных в документе мыслей.
Нередко юристы злоупотребляют этой техникой юридического дизайна, превращая подготовленный документ в месиво из выделенных разными стилями кусков текста. В этом случае вместо облегчения восприятия смысла документа он теряется в многочисленных выделениях.
Используя этот прием Legal Design, необходимо соблюдать разумный баланс в применении графических средств выделения текста.
4. Вызвать доверие к тексту документа
Далеко не всегда перед юридическим дизайном стоит задача как-то по особенному оформить документ. Наоборот, зачастую документ должен быть оформлен максимально стандартно.
Во-первых, законодательством предусмотрены многочисленные случаи, когда определенные документы должны заполняться строго по установленной форме. В этом случае применение каких-то дополнительных графических средств может повлечь за собой неблагоприятные последствия.
Во-вторых, привычные по своей форме документы могут вызывать у адресата больше положительных эмоций, чем документы незнакомого вида, да еще и с каким-нибудь оригинальным оформлением.
Например, на одном из юридических форумов действующая судья арбитражного суда, отвечая на вопрос о том, как лучше форматировать процессуальные документы, рассказала, что ей удобно читать стандартно оформленные документы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). И это вполне объяснимо. Судье приходится изучать огромный объем документов, большая часть которых оформлена в соответствии с правилами делопроизводства суда. Мозг судьи уже привык к определенному начертанию и интервалам в тексте. Такие стандартные документы он воспринимает легко и без каких-либо дополнительных усилий, в отличие от документов, выполненных нестандартным мелким текстом через одинарный интервал. Очевидно, что отношение судьи к «правильно оформленным» документам будет изначально более положительным, чем к «неправильно оформленным». Само по себе это, конечно, не сможет предопределить исход спора, но в случае каких-то пограничных ситуаций даже самый незначительный фактор может стать последней каплей и склонить весы правосудия в нужную сторону.
Использование средств Legal Design позволяет добиться того, чтобы юридические документы было приятно читать. Но и про содержательную сторону документов забывать не стоит.
В юридическом документе все должно быть прекрасно – и форма, и содержание!