Что такое лиселя и брамселя
Брамсель
Бра́мсель (нидерл. bramzeil ) — прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брамсель соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель.
Парус, поднимаемый над брамселем, называется бом-брамселем (соответственно грот-бом-брамсель, фор-бом-брамсель, или крюйс-бом-брамсель).
Брамсель называется летучим, если его рей не вооружён топенантами и брасами.
На больших современных парусных судах конструкцией могут быть предусмотрены два брамселя — верхний и нижний.
Расположение брамселей
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Брамсель» в других словарях:
БРАМСЕЛЬ — (Topgallant sail) прямой парус, подымаемый на брам стеньге над марселем. Для определения принадлежности Б. к той или иной мачте ему присваиваются дополнительные наименования: на фок мачте он носит название фор брамсель, на грот мачте грот… … Морской словарь
БРАМСЕЛЬ — (гол.). Парус на брам стеньге. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАМСЕЛЬ Парус на брам стеньге. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка
брамсель — сущ., кол во синонимов: 2 • брамзель (1) • парус (54) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
брамсель — брамсель, брамсельный … Орфографический словарь-справочник
Брамсель — БРАМСЕЛЬ, прямой парусъ, крѣпящійся къ брамъ рею, т. е. третій снизу. (См. Парусное вооруженіе и П. маневрированіе) … Военная энциклопедия
Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок мачте фор бом брамсель, на грот мачте грот бом брамсель и на бизань мачте крюйс бом брамсель … Морские узлы
брамсель — брамзель – вид паруса, из голл. bramzeil; см. Мёлен 46; см. там же многочисленные сложения: форбрамсель Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Брамсель — третий снизу парус, поднимаемый над марселем, имеет форму трапеции. Смотря по тому, к какой мачте принадлежит, называется: на передней мачте фор Б.; на средней грот Б. и на задней крюйс Б. Снасти Б. для уборки: два брам штова и брам бычок; для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Брамсель — м. Самый верхний прямой парус парусного судна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Бегучий такелаж
Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка) ) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.
Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.
Содержание
Бегучий такелаж рангоута
Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги.
При обычном порядке вооружения судна такелажем начинали с бушприта. Затем оснащали нижние мачты и стеньги. Затем ставили нижние и марса-реи. После окончания этих такелажных работ на судно привозили брам-стеньги, устанавливали их и оснащали штагами и вантами. В конце оснастки ставили брам- и бом-брам-реи.
Бушприт
— Самойлов К. И. Т.I. С. 484
В начале XVIII века краги представляли собой замкнутое тросовое кольцо, в которое был ввязан юферс, причём сплесень на краге всегда находился напротив юферса. Это соблюдалось на всех крагах бушприта. Краги обычо были оклетневаны или обшиты кожей.
В верхнюю часть кольца ввязывали штаг-блок, соответствующий крагу. Их найтовили тонким тросом, тем самым соединяя краг и ватер-штаг в единое целое.
На континентальных судах юфрс или штаг-блок часто заменяли блоком. Во французском такелаже этот блок был пристроплен вблизи княвдигеда. Тарлеп ватер-штага пропускали через блоки княвдигеда и крага, а лопарь вели по правой стороне (рядом с бушпритом) к штевню, где заканчивали талями.
По данным, приводимым Рёдингом (в отличие от Левера и Пари) блок крага является лонг-такель-блоком (а не обычным блоком).
Утлегарь
Бом-утлегарь
Блинда-рей
Блинда-блинда-рей
Нижние мачты
Стеньги
Нижние реи
К этой группе относят фока-, грота- и бегин-реи, гафель и гик. В России гафель и гик к реям не относят.
Фока- и грота-реи
Бегин-рей
Бизань-рю
Гафель
Бизань-гик
Драйвер-гик
Грот- и фор-марса-реи
Крюйс-марса-рей
Брам-стеньги
Брам-рей
Бом-брам-стеньги
Бом-брам-реи
Лисель-спирты
Прежде, чем поставить лисели, проводили ряд предварительных мероприятий.
Ундер-лисель-спирты
Марса-лисель-спирты
Брам-лисель-спирты
Галс-боканец (выстрел фока-галса)
Брасы нижних реев и нижних марсареев обычно составляют из коротких шкертелей с одношкивными блоками и талей, ходовой конец которых идёт к брасовой лебёдке, коренной к кофель-планке.
Фалы подвижных реев тянут самотормозящимися ручными лебёдками или непосредственно гинями.
Шкоты гика бизани заводят попарно между одно и двухшкивными блоками или между двумя двухшкивными блоками в зависимости от размеров гика.
Топенанты верхних, поднимаемых реев делаются глухими, то-есть закрепляются постоянно. При опущенном вниз рее они принимают на себя часть его веса, а при поднятом — свободно провисают. Топенанты нижних, неподвижных реев заведены шкентель-топенантами за нок рея и пропущены через отводной блок у топа мачты к топенант-талям, у кофель-планки, расположенной вблизи мачты. Бизань-гика-топенанты(верхие, нижние и средние) служат для фиксации заданного наклонного или горизонтального положения рангоута. Их изготовляют из стального полужёсткого троса с цепными стропками на концах для регулирования длины топенанта и проводят от топа стеньги к нокам гафелей и гику.
Эрнс-бакштаги(снасти, которыми удерживаются за нок верхний и нижний гафели, когда трисель и бизань убраны) заводятся длинными шкентелями и заканчиваются талями, расположенными между одно и двухшкивными блоками.
Бегучий такелаж парусов
Бегучий такелаж парусов предназначен для работы непосредственно с парусами и управления ими. На крупных парусных судах изготавливается из растительных, синтетических тросов и особо гибких стальных тросов малого диаметра. К бегучему такелажу парусов относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-коты парусов, галсы, гордени и гитовы.
Фалы кливеров и стакселей изготовляют из гибкого стального троса. Фалы крепятся скобой к фаловому углу паруса, проводятся параллельно штагу вверх к отводному блоку и вниз к горденю, выведенному к борту у кофель-планки. Крепятся попеременно с правого и левого бортов начиная с бом-кливера. С появлением синтетических парусов их такелаж изготавливается также из синтетических тросов.
Фалы трисельных парусов, убирающихся к мачте с глухо закреплёнными гафелями, проводят от нок-бензельного угла к блоку у пятки гафеля и вниз к кофель-планке у мачты.
Ниралы
Ниралы, которыми убирают косые паруса (противостоят фалам), изготовляют из растительного или синтетического троса. Крепятся коренным концом к фаловому углу паруса и пропускаются через две-три биготки или барашки (точёные деревянные колодки, служащие для отвода снастей), закреплённые у раксов, выводятся параллельно штагу к мачте на палубу.
Ниралы парусов бушприта выводят к специальной кофель-планке на четыре нагеля у шпора бушприта.
Ниралы трисельных парусов проводятся по гафелям к нокам и блокам аналогично фалам, но с противоположной стороны гафеля. С их помощью убирают нок-бензельный угол паруса к мачте.
Шкоты
Шкоты нижних парусов(фока и гротов) больших современных парусных судов изготавливаются из гибкого стального троса и крепятся коренным концом к шкотовому углу паруса, далее через шкив-гат — к ручной палубному шпилю для обтягивания и крепления на кнехте.
Шкоты нижних марселей, брамселей и бом-брамселя выделывают из стального гибкого троса, иногда в отдельные участки шкотов вставляют такелажные цепи и оснащают талями.
Шкоты верхних марселей и брамселей обычно делают глухими, шкотовые углы паруса крепят специальными стропками и скобами крепят к ниже расположенному рею.
Шкоты кливеров и стакселей — парные, по одному на каждый борт. На крупных судах с парусами большой площади к шкотовому углу крепят сначала шкентели с грушевидными шкот-блоками, через который проводят обычный гордень, закрепив его коренной конец за обух в палубе или в фальшборте, а ходовой — за нагель на кофель-планке.
Галсы
Галсы нижних парусов должны удерживать в нужном положении наветренный угол паруса и шкаторину в натянутом виде. Они изготовляются из гибкого стального троса с вплетённым, для удобства работы руками, в ходовой конец растительным тросом. Коренной конец галса крепится скобой к нижним углам паруса вместе со шкотом. Ходовой конец пропускают через канифас-блок на палубу и направляют к шпилям или на кнехты.
Нижние углы фока и гротов, имеющие с каждого борта по одному галсу и шкоту, попеременно выполняют функции галсового или шкотового угла в зависимости от того, каким галсом по отношению к ветру идёт судно.
Галсы кливеров и стакселей выполняют глухими в виде коротких стропок, заведённых от галсового угла паруса к обуху штага.
Гордени
Гордени прямых парусов выделывают из гибких стальных, либо растительных тросов. Нок-гордени подтягивают боковую шкаторину к рею при уборке паруса. Бык-гордени подбирают при уборке паруса к рею. Они делятся на каждой половине паруса на внутренние, средние и наружные и закрепляются коренными концами за кренгельсы нижних шкаторин. Их ходовые концы через гордень-блоки направлены к марсу и далее к бортовым кофель-планкам.
Гитовы
Гитовы парусов (нижнего марселя, нижнего брамселя и бом-брамселя) подтягивают шкотовые углы парусов к нокам реев.
У верхнего марселя и верхнего брамселя шкоты закрепляются наглухо. Поэтому здесь гитовы заменены ниралами и крепятся коренными концами за обух нок-бугеля нижерасположенного рея. При уборке паруса и спуске рея, подвижного в данном случае, на штатное место эти рей-ниралы позволяют осаживать рей книзу.
Что такое лиселя и брамселя
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
кругосветка
7 Бом-брамсель 2-го грота
8 Верхний брамсель 2-го грота
9 Нижний брамсель 2-го грота
10 Верхний марсель 2-го грота
11 Нижний марсель 2-го грота 12 2-й грот
15 Бом-брамсель 1-го грота
16 Верхний брамсель 1-го грота
17 Нижний брамсель 1-го грота
18 Верхний марсель 1-го грота
19 Нижний марсель 1-го грота
20 1-й грот
23 Фор-бом-брамсель
24 Верхний фор-брамсель
25 Нижний фор-брамсель
26 Верхний фор-марсель
27 Нижний фор-марсель
28 Фок
1 Гаф-топсель
2 Верхняя бизань
3 Нижняя бизань
4 Крюйс-брамстень-стаксель
5 Крюйс-стень-стаксель
6 Апсель
13 Брам-стень-стаксель 2-го грота
14 Стень-стаксель
21 Брам-стень-стаксель 1-го грота
22 Стень-стаксель
29 Бом-кливер
30 Мидель-кливер
31 Кливер
32 Форстень-стаксель
33 Рекламные паруса, которые не входят в парусное вооружение «Седова»
34 Бизань-мачта
35 2-й грот
36 1-й грот
37 Фок-мачта
Николай Зорченко
Капитан корабля:
«Из порта чаще всего выходим под машиной, то есть при помощи двигателя. Работа с парусами начинается, когда появляется подходящий ветер. Вначале ставят марсели, затем — брамсели. Последними ставят фок и гроты. Далее поднимают косые паруса: первыми — стеньстаксели, апсель, брам-стаксели, кливера и крюйс-стень-стаксель.
Убирают паруса в обратном порядке. Все паруса позволяют ловить ветер, необходимый для движения. Тяговое усилие приходится на прямые паруса, косые — помогают. Марсели и брамсели ловят верховой ветер, сила которого меняется с высотой: чем выше, тем сильнее.
Во время шторма остаются только марсели и стеньстаксели. Все паруса несем, когда сила ветра меньше шести баллов. Если ветер поднимается до восьми баллов и выше, то оставляем те же паруса, которые используем при шторме. При поворотах корабля брасопят реи, то есть разворачивают их так, чтобы паруса были направлены максимальной площадью к ветру. Делается это вручную, хотя иногда осаживаем шкоты или подбираем другие снасти при помощи лебедок. Но это занимает больше времени и поэтому используется крайне редко.
БРАМСЕЛЬ
Смотреть что такое «БРАМСЕЛЬ» в других словарях:
БРАМСЕЛЬ — (Topgallant sail) прямой парус, подымаемый на брам стеньге над марселем. Для определения принадлежности Б. к той или иной мачте ему присваиваются дополнительные наименования: на фок мачте он носит название фор брамсель, на грот мачте грот… … Морской словарь
БРАМСЕЛЬ — (гол.). Парус на брам стеньге. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАМСЕЛЬ Парус на брам стеньге. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка
брамсель — сущ., кол во синонимов: 2 • брамзель (1) • парус (54) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
брамсель — брамсель, брамсельный … Орфографический словарь-справочник
Брамсель — БРАМСЕЛЬ, прямой парусъ, крѣпящійся къ брамъ рею, т. е. третій снизу. (См. Парусное вооруженіе и П. маневрированіе) … Военная энциклопедия
Брамсель — Бом брамсели и разрезные брамсели барка «Крузенштерн» (выделены красным). Следует отметить, что у барка нет крюйс брамселей, так как его бизань мачта не несёт пр … Википедия
Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок мачте фор бом брамсель, на грот мачте грот бом брамсель и на бизань мачте крюйс бом брамсель … Морские узлы
брамсель — брамзель – вид паруса, из голл. bramzeil; см. Мёлен 46; см. там же многочисленные сложения: форбрамсель Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Брамсель — третий снизу парус, поднимаемый над марселем, имеет форму трапеции. Смотря по тому, к какой мачте принадлежит, называется: на передней мачте фор Б.; на средней грот Б. и на задней крюйс Б. Снасти Б. для уборки: два брам штова и брам бычок; для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Брамсель — м. Самый верхний прямой парус парусного судна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
БРАМСЕЛЬ
Найдено 1 изображение:
брамсель м. Самый верхний (прямой) парус парусного судна.
брамсель
м. мор.
topgallant sail
Брамсель — третий снизу парус, поднимаемый над марселем, имеет форму трапеции. Смотря по тому, к какой мачте принадлежит, называется: на передней мачте — фор-Б.; на средней грот-Б. и на задней — крюйс-Б. Снасти Б. — для уборки: два брам-штова и брам-бычок; для постановки два брам-шкота. Парус, подымаемый над Б., называется бам-Б. и, смотря по тому, какой мачте принадлежит, принимает ее название: фор-бам-Б. на передней мачте; грот-бам-Б. на средней и крюйс-бам-Б. на задней. Снасти бам-Б. для постановки: два бам-брам-шкота; а для уборки, только в том случае, если бам-Б. постоянный, основывается два бам-брам-штова. Большей частью бам-Б. летучие, т. е. подымаются на время постановки, а по миновании надобности ставятся у стеньвант; убираются и скатываются бам-Б. на марсах. Б. и бам-Б. обшиваются по шкаторинам ликтросом. Прежде у Б. были брам-булиня — теперь не употребляются (см. Булинь).
(Topgallant sail) — прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. Для определения принадлежности Б. к той или иной мачте ему присваиваются дополнительные наименования: на фок-мачте он носит название фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель, на бизань-мачте — крюйс-брамсель. Парус, подымаемый на бом-брам-стеньге над брамселем, называется бом-брамсель.В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель.