Что такое лицейский класс
Чем отличается школа от гимназии и лицея
Школа — это учебное заведение для получения общего образования. Гимназия и лицей — это школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но только ли этим отличаются три типа образовательных организаций; школа, лицей и гимназия: в чем их разница.
Отличие гимназии от школы
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов различия постепенно стираются, но пока еще присутствуют. Чем отличается гимназия от обычной школы:
Таблица: сравнение школ и гимназий
Что сравниваем | Школа | Гимназия |
Нагрузка в школе | В соответствии с возрастом учеников | Повышенная |
Длительность уроков | 40-45 минут | Пары из сдвоенных уроков по 45 минут |
Наличие углубленного изучения предметов | Только в старших классах в некоторых школах | Есть |
Вступительные экзамены | Собеседование для определения уровня знаний. Отказать в приеме на основании плохо пройденного испытания нельзя | Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание |
Переводные экзамены | Нет | Есть. В случае неудачно сданного экзамена из гимназии могут отчислить |
Выпускные экзамены | ЕГЭ | ЕГЭ, иногда внутренние экзамены по профильному предмету |
Программа обучения | Единая, разработана Минобразования | Собственная на основе программы Минобразования |
Гимназия и школа: сходство
И в гимназии, и в школе ребенок может получить хорошие знания. В обоих случаях результат зависит от желания ученика, от его мотивации (в этом значительную роль играют родители). Новые ФГОС уменьшили разницу в образовательных программах между двумя видами учреждений: каркас знаний, которые даются ученикам, теперь одинаковый.
Куда отдать своего ребенка
Специалисты советуют не спешить. К моменту поступления в первый класс не всегда можно определить, к чему склонен малыш. Кто он? Будущий технарь, а может, гуманитарий? Захочется ли ему углубленно изучать в гимназии те или иные предметы? Выход простой: начальную школу лучше освоить в обычном общеобразовательном учреждении. Наблюдайте за успеваемостью вашего ребенка; за тем, что его больше интересует; находите для него тесты, с помощью которых можно определить наклонности. А уже потом решайте: оставить его в школе или отдать в гимназию.
Чем лицей отличается от школы
Есть и еще один тип ОУ: лицей. Обычно считают, что это то же самое, что и гимназия. Но это не так. Отличие гимназии от лицея и школы в том, что в гимназии углубленное изучение гуманитарных предметов. Лицей же имеет больше техническую направленность: математическую, например. Иногда лицеи открываются при вузах, некоторые уроки там ведут преподаватели из университета.
Положение лицейских классах государственного образовательного учреждения
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
государственного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 546
Лицейские классы создаются с целью:
обеспечить овладение учащимися содержания образования на повышенном уровне в определенной области знаний;
подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
создать условия для творческой деятельности в области профильных дисциплин;
максимально использовать возможности естественнонаучных дисциплин для формирования интеллектуальной сферы личности;
обеспечить непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования;
Лицейские классы могут функционировать в составе 8 – 11 классов (II и III ступени образования), формируются в 8 и 10 параллелях.
1.1 Настоящее положение регулирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность государственного образовательного учреждения с естественнонаучным профилем № 546 с лицейскими классами.
Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением «Об общеобразовательной школе России», Положением «О статусе лицейских классов в общеобразовательной школе», Уставом школы.
1.2 Школа в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Законом РФ «Об образовании», указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, решениями Департамента образования г. Москвы, распоряжениями и приказами Южного окружного управления образования.
1.3 Школа, имеющая лицейские классы, несет ответственность перед учащимися, родителями, органами управления за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психолого-педагогическим особенностям детей, качественное обучение, воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
1.4 Лицейские классы открываются на базе классов, показавших высокую результативность и спрофилированных на ВУЗ.
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразователь- ная школа с естественнонаучным профилем № 546:
осуществляет образовательный процесс на принципах уровневой и профильной дифференциации в соответствии с типами и видами реализуемых программ;
обеспечивает потребность учащихся в обучении на повышенном уровне сложности и получении дополнительного образования;
создает условия для раскрытия творческих способностей детей; их ранней профилизации;
формирует у учащихся навыки самостоятельной жизни, способность к осознанному выбору профессии;
Лицейские классы организуются на второй и третьей ступени среднего (полного) общего образования в составе старших классов (8-11 классов).
2. Порядок приема, выпуска и отчисления учащихся лицейских классов:
2.1 Комплектование лицейских классов осуществляется на основании Положения о зачислении учащихся в лицейские классы государственного образовательного учреждения с естественнонаучным профилем.
Для комплектования лицейских классов создается приемная комиссия, в которую входят представители ВУЗа, утверждаемая приказом директора школы.
Комиссия организует свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии по зачислению учащихся в лицейские классы школы № 546.
Комиссия определяет сроки и порядок приема учащихся в лицейские классы.
Порядок приема обучающихся в лицейские классы должны быть доступными для общественности и своевременно доводиться до сведения родителей (или законных представителей).
При приеме обучающихся в лицейские классы должны учитываться результаты итоговой аттестации претендентов, окончивших 7,9-ый класс
В особых случаях комиссия вправе освободить их от вступительного конкурсного отбора.
Комплектование лицейских классов проводится на конкурсной основе независимо от места жительства учащихся. Условия конкурса должны способствовать зачислению учащихся, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня.
За учащимися лицейских классов сохраняется право перехода в общеобразовательные классы школы № 546 или любой другой школы.
При условии неуспеваемости обучающихся лицейских классов по профильным дисциплинам, они могут быть аттестованы по общеобразовательной программе и переведены в общеобразовательный класс средней школы.
В случае несогласия родителей (или законных представителей) с результатами аттестации обучающихся, вопрос об уровне их подготовки
Решает независимая аттестационная комиссия.
Повторный курс обучения в лицейских классах возможен в случае неуспеваемости обучающихся по болезни, при условии их хорошей успеваемости в предыдущие годы.
Выпускникам лицейских классов, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдается документ о среднем (полном) общем образовании с указанием предметов профильных дисциплин.
Одновременно с документом об образовании выпускникам лицейских классов могут быть вручены квалификационные удостоверения о профессии, освоенной в ходе обучения в школе.
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
Особенностью обучения в лицейских классах является создание максимально благоприятных условий для осознанного выбора будущей профессии, что дает возможность подвести ученика к самостоятельному изучению наук.
3.1Образовательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей и самостоятельной работы.
Учащимся лицейских классов предоставляется право заниматься по индивидуальным учебным планам и программам.
Лицейские классы реализуют принцип личностно-ориентированного развивающего обучения. Основные цели и задачи лицейских классов:
предоставить наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для получения среднего (основного и полного) общего образования:
дать повышенную подготовку по профильным дисциплинам;
осуществить раннюю профилизацию;
создать условия для развития творческих способностей учащихся;
обеспечить непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования;
Процесс обучения строится с использованием гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности учащихся и их развитие через различные виды деятельности.
Используются системы опережающих поисковых и проблемных методик. Применяются технологии, связанные с использованием в учебном процессе вычислительной техники.
Личностная ориентация учащихся лицейских классов обеспечивается социально-психологической службой школы.
Лицейские классы работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим расширенное или углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на ВУЗ.
Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает базовую подготовку по непрофильным предметам, отвечающую образовательному государственному стандарту.
В учебном плане выделяется базово-инвариативная часть (обязательная к изучению область знаний), которая включает в себя предметы, изучаемые углубленно.
В инвариативной части плана выделяется область знаний «Естественнонаучный цикл», куда включены личностно-ориентированные спецкурсы, позволяющие осуществлять допрофессиональную подготовку.
В учебном плане выделяется блок предметов по выбору естественнонаучной направленности.
Учебная нагрузка инвариативной профильной части учебного плана складывается из часов, обозначенных в базовом компоненте регионального московского учебного плана, и необходимого количества часов школьного компонента.
Учебные занятия в лицейских классах проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторных и практических работ, конференций, поточных лекций, зачетных уроков.
Классы наполняемостью 25 человек и более делятся на две подгруппы при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным дисциплинам. Деление на подгруппы по другим дисциплинам производится по решению Совета школы в пределах имеющихся ассигнований.
Развитие творческих способностей учащихся лицейских классов во внеурочное время осуществляется в научных обществах, факультативах, кружках, студиях, на кафедрах высших учебных заведений.
Программы внеурочной деятельности по профильным предметам связаны с учебными программами повышенного уровня и создают условия для самоопределения учащихся и реализации их творческих способностей.
4. Управление и кадровое обеспечение школы, имеющей лицейские классы:
Деятельность лицейских классов организуется в соответствии с настоящим Положением, Уставом школы и правилами внутреннего трудового распорядка.
Управление лицейскими классами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Директор школы несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом за свою деятельность в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом школы.
С учетом специфики содержания и организации учебно-воспитательного процесса в лицейских классах корректируется Положение о педагогическом совете, вносятся изменения в его состав.
С целью осуществления коррекции поведения учащихся с учетом психофизического состояния и для изучения специфики развития, для обеспечения психолого-педагогической поддержки образовательного процесса, в лицейских классах предполагается создание социально-психологической службы, в штатном расписании должна быть предусмотрена ставка психолога.
Ставки заработной платы учителей, работающих в лицейских классах, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю, из которых 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.
Педагогический коллектив для работы в лицейских классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели ВУЗов.
Отношения работника и администрации школы должны регламентироваться трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству.
Учебные планы, программы, количество обучающихся по данным программам рассматриваются и утверждаются методическим советом школы.
Контроль за выполнением программ осуществляется администрацией школы.
Организационная структура управления должна обеспечивать все уровни, звенья развития школы и ее жизнедеятельности, вовлекая каждого члена коллектива в процесс самоуправления.
5. Финансово-экономическое и правовое обеспечение деятельности:
5.1 Финансирование лицейских классов осуществляется в порядке, установленном Закон Российской Федерации «Об образовании», Положением об общеобразовательной школе, Положением «О статусе лицейских классов в общеобразовательной школе», нормативными документами и приказами Департамента образования г. Москвы и Южного окружного управления образования.
5.2 Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования, выделяемые по нормативам на учащегося, установленным вышестоящими организациями, а также средства от дополнительной образовательной деятельности по оказанию услуг населению и организациям по договорам, добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и частных лиц.
Наряду с бюджетным финансированием деятельность лицейских классов может осуществляться за счет целевых ассигнований ВУЗов и других организаций, что должно быть отражено в договоре между сторонами.
Школа может осуществлять предпринимательскую деятельность, доход от которой может использоваться только на развитие школы.
Ставки заработной платы учителей, работающих в лицейских классах, повышаются на 15%.
Для организации работы лицейских классов могут быть дополнительно выделены две ставки учителей для занятий кружков, клубов, научных обществ и 0,5 ставки учителя для оплаты отдельных лекций, курсов на основе договора со специалистами высшей квалификации.
6. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность школы с лицейскими классами:
6.2 Настоящее положение;
6.3 Приказы директора;
6.4 Годовой учебный план;
6.5 Положение о Педагогическом совете;
6.6 Положение о методическом совете;
6.7 Положение о методических объединениях;
6.8 Положение о приемной комиссии;
6.9. Положение о порядке приема учащихся в лицейские классы;
6.10 Правила внутреннего трудового распорядка;
6.11 Коллективный трудовой договор;
6.12 Инструкции по технике безопасности;
6.13 Должностные инструкции;
6.14 Положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся;
6.15Договора с Лицеем № 1580 и ВУЗами.
6.16 Положение о научном обществе лицеистов.
7. Реорганизация и ликвидация лицейских классов:
7.1 Ликвидация и реорганизация лицейских классов осуществляется приказом Департамента образования г. Москвы на основании представления Южного окружного управления образования.
При закрытии лицейских классов данное Положение утрачивает свою силу.
8. Внесение изменений и добавлений в Положение:
8.1 Дополнения и изменения к настоящему Положению принимаются на Совете школы.
Положение о лицейских классах в общеобразовательной школе
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.09 г.
Директор ГОУСОШ № 000
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССАХ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, с Законом Российской Федерации « Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 000 и от 01.01.01 года № 38.
Основные цели и задачи лицейских классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность лицеев:
— лицейские классы предоставляют наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования,
— дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам,
— осуществляют раннюю профилизацию,
— создают условия для развития творческих способностей учащихся,
— обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования.
1.3. Школа, имеющая лицейские классы, несет ответственность перед учащимися, родите-лями (законными представителями), органами управления за реализацию конститу-ционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психолого-педагогическим особенностям детей. Качественное обучение, воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
1.4. Лицейские классы открываются на базе классов, спрофилированных на ВУЗ, показавших высокую результативность.
1.5. Лицейские классы открываются приказом по Департаменту образования г. Москвы на основании представления окружного управления образования и заключения экспертной комиссии округа о результативности работы в соответствии с заявленным статусом.
1.6 Лицейские классы организуются на третьей ступени основного общего и среднего (полного) общего образования в составе старших классов: 10-11 кл.
2. Порядок приема и выпуска учащихся лицейских классов.
Комплектование лицейских классов проводится на конкурсной основе независимо от места жительства учащихся. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня.
Для организации приема учащихся приказом директора создается приемная комиссия, которая организует свою деятельность в соответствии с положением о приемной комиссии, утверждаемым коллегиальным органом образовательного учреждения. В состав комиссии могут входить преподаватели ВУЗов, с которыми сотрудничает образовательное учреждение. Сроки и порядок приема учащихся определяются данной комиссией.
Порядок приема своевременно доводится до сведения родителей (законных представителей).
Преимущественным правом при зачислении в лицейские классы пользуются учащиеся, с высоким уровнем базовой подготовки по основным предметам, победители олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов и т. д.
За учащимися, обучающимися в лицейских классах, остается право перехода в параллельный класс школы, работающий по типовой программе.
Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по общегосударственной программе, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем (полном) образовании.
В случае несогласия родителей (законных представителей) с результатами аттестации обучающегося вопрос об уровне подготовки по общеобразовательной программе решает независимая аттестационная комиссия.
Повторный курс обучения в лицейских классах возможен в случае неуспеваемости учащегося по болезни, при условии его хорошей систематической успеваемости в предыдущие годы обучения.
При наличии свободных мест приемная комиссия может принять решение о зачислении обучающихся в 10-11 лицейские классы. Приоритетным правом при зачислении пользуются обучающиеся, поступающие из других общеобразовательных школ с лицейскими классами.
Выпускникам лицейских классов, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдается документ о среднем (полном) общем образовании с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
З. Организация учебно-воспитательного процесса.
3.1. Обучение в лицейских классах осуществляется на повышенном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов. Содержание образования в лицейских классах ориентировано на формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ в отдельных областях знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
3.2. Лицейские классы работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающий углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированного на подготовку обучающегося к поступлению в ВУЗы определенной направленности.
3.3. Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей и самостоятельной работы. Учащимся предоставляется право заниматься по индивидуальным учебным планам и программам
3.4. Развитие творческих способностей учащихся лицейских классов во внеурочное время осуществляется в научных обществах, факультативах, кружках, на кафедрах ВУЗов.
3.5. Личностная ориентация учащихся лицейских классов обеспечивается содержанием и организацией образовательного процесса при поддержке психологической службы.
3.6. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на 2 группы при проведении уроков и практических занятий по профильным дисциплинам. Деление на подгруппы по другим дисциплинам производится по решению школы в пределах имеющихся ассигнований.
4. Управление школой, имеющей лицейские классы.
4.1. Деятельность лицейских классов, открытых в общеобразовательной школе, организуется в соответствии с Законодательством Российской Федерации, уставом школы и правилами внутреннего распорядка и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются методический совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выбора органов самоуправления и их компетенция определяются уставом школы.
4.2. Директор школы с лицейскими классами несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом за свою деятельность в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом школы.
4.3. По усмотрению руководства школы в штатном расписании может быть предусмотрена должность заместителя директора, курирующего работу лицейских классов. С учетом специфики содержания и организации учебно-воспитательного процесса в лицейских классах корректируется положение о педагогическом совете, вносятся изменения в его состав.
4.4. С целью осуществления коррекции поведения учащихся с учетом психофизиологического состояния и для изучения специфики развития в штатном расписании должна быть предусмотрена ставка психолога
4.5. Педагогический коллектив для работы в лицейских классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин могут привлекаться преподаватели ВУЗов.
5. Правовое положение и финансовая деятельность.
5.1. Финансирование общеобразовательной школы с лицейскими классами осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг, в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента или новых курсов и предметов. Школа вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые ресурсы за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.5. Финансирование определяется органом управления в индивидуальном порядке после издания приказа Департамента образования.
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.09 г.
Директор ГОУСОШ № 000
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ.
Разработано на основании положения о лицейских классах и положения о наборе. Директор школы приказом ежегодно определяет персональный состав приемной комиссии и ее функционал. Функционал приемной комиссии.
§ Прием заявлений учащихся, поступающих в лицейские классы, осуществляется в июне
после получения учащимися документа об окончании основного общего образования, при формировании 10 классов.
§ Для учащихся, поступающих из других ОУ города Москвы проводятся конкурсные испытания (собеседования по физике и математике )в устной или в письменной форме.
§ Проведение конкурсных испытаний (собеседования) до 25 июня.
§ Итоги каждого вступительного испытания заносятся в протокол не позднее 3-х дней после проведения испытания.
§ По окончании вступительных испытаний рассматриваются их итоги и производится зачисление в лицейские классы, что оформляется протоколом, являющимся основой для издания приказа о зачислении в лицейские классы.
§ Приемная комиссия знакомит с итогами вступительных испытаний не позднее 3-х дней после проведения испытаний (собеседования).
§ Приемная комиссия принимает и рассматривает аппеляции в спорных случаях.
§ Учащиеся и их родители (законные представители) знакомятся с итоговым протоколом приемной комиссии спустя 3 дня после окончания работы приемной комиссии.
§ Учащиеся и их родители (законные представители) знакомятся с приказом о зачислении в лицейские классы.