Что такое лопата у грузовика
Гидроборт – незаменимый подъёмник или ненужный довесок? 13:03, 5 февраля 2021 Версия для печати
Всё самое основное о гидробортах: характеристики, требования безопасности и почему гидроборт может стать обузой.
Гидроборт – это грузоподъемное устройство с платформой, установленное на автомобиль, прицеп или полуприцеп. Иногда его называют гидролифтом, микролифтом или гидрофицированным бортом, но по сути это является одним и тем же.
С помощью гидравлического механизма он позволяет осуществлять подъём-опускание грузов (в отдельных случаях и людей) без эстакады и вилочного погрузчика и подъём-опускание вилочного погрузчика, когда на нём необходимо въехать внутрь фургона.
Основные характеристики гидробортов
Гидроборты могут иметь гидравлический, пневматический или механический привод, но наиболее популярны гидравлические подъёмники. Система управления осуществляется с пульта.
Питание привода осуществляется от бортовой сети грузового автомобиля, аккумуляторных батарей автономного питания (АКБ), заряжающихся от стационарной электросети, самого автомобиля или от коробки отбора мощности. В случае с питанием от АКБ, когда гидролифт установлен на прицеп, у водителя появляется возможность уехать на другой объект, пока работает подъёмник, заряда которому хватит на 5-6 часов.
Платформы рычажных (консольных) гидробортов приводятся в действие несколькими (двумя–четырьмя) цилиндрами подъема и наклона. Они перемещаются от уровня пола грузовика до земли за счёт рычагов, закрепленных шарнирами на раме автомобиля. Это решение позволяет поднимать и наклонять платформу гидроборта, превращая её в трап для заезда техники, загона скота в кузов и т.д. — это одно из главных преимуществ гидрофицированных бортов рычажного типа.
В нерабочем положении платформа рычажного гидролифта может располагаться вертикально, закрывая задний дверной проём фургона. У отдельных моделей ширина специально сделана размером примерно в половину дверного проема, что позволяет водителю открывать дверь прямо с поднятым гидробортом.
Микролифты-слайдеры складываются и убираются под свес кузова. Это удобно при погрузке с пандуса, когда гидроборт не нужен — таким образом конструкция не мешает процессу. Более того, эти гидроборты можно выдвигать из-под кузова на необходимую длину.
Ещё одна популярная конфигурация — вертикальный гидролифт. Такой гидроборт крепится вдоль борта на вертикальных направляющих и может подниматься вверх на 10 м. Он используется на разгрузочно погрузочных работах для погрузки товаров в несколько ярусов, а также подходит для высотных работ. Из-за своей специфической конструкции вертикальный гидрофицированный борт в рабочем состоянии располагается исключительно под прямым углом (90°), что существенно ограничивает сферу его применения.
Грузоподъёмность гидробортов варьируется от 500 кг до 16 тн. Но будьте готовы к тому, что гидролифт «съест» до 10% грузоподъёмности машины.
Многие модели гидрофицированных бортов крепятся на болты, благодаря чему их можно переустанавливать с одного автомобиля (прицепа) на другой.
Безопасная эксплуатация гидробортов
Большинство несчастных случаев во время работы с гидролифтами связаны с несоблюдением техники безопасности: превышением допустимой нормы грузоподъёмности, элементарным падением людей и грузов с платформы из-за отсутствия защитных ограждений (перил) и других специальных элементов, которые не всегда предусмотрены производителем и тогда в идеале их должен оборудовать сам владелец.
Техобслуживание гидроборта относительно простое. Достаточно проверять его раз в полгода, попутно подвергая осмотру всё дополнительное, защитное оборудование. Также владельцам гидролифтов рекомендовано ежегодно менять масло в гидросистеме перед наступлением зимнего периода. В среднем срок эксплуатации такого подъёмника — 10-12 лет.
Мнение перевозчика: этот подъёмник может быть обузой
О минусах гидробортов нам рассказывает автор YouTube-канала «Перевозчик РФ», владелец «Валдая» Олег:
— Частники, газелисты их почти не ставят. Вообще всё зависит от вида, в некоторых случаях он может мешать. Если это «лопата», которая опускается ровно, то во время выгрузки на РЦ она помешает встать под пандус. Часто происходит так, что водитель машины с гидробортом долго мучается, чтобы попасть под пандус.
В основном, они распространены на «Мерседесах», DAF-ах, MAN-ах, пятитонниках. Но по факту они не так часто и нужны на загрузках. Среди перевозчиков есть даже те, кто снимает заводские гидроборты, сдаёт их в утиль или продаёт.
На иностранных автомобилях гидроборт может быть установлен на заводе, но сотрудники ГИБДД всё равно придираются, что он не вписан отдельно…
Вес гидроборта сказывается на грузоподъёмности транспортного средства: плюс-минус 300 кг сразу прибавляется за счёт него.
«Медведка», бутылки и цепи. 7 примочек для грузовиков, о которых многие не слышали 09:21, 6 ноября 2020 Версия для печати
Недавно в Сеть попало несколько видео, снятых в так называемых ловушках для грузовиков с отказавшими тормозами. Впечатлившись этим эффективным и полезным решением, журналисты взялись изучать, какие ещё удивительные гаджеты существуют в мире грузовиков.
Автоматические цепи противоскольжения
Цепи — отличное средство для повышения проходимости автомобиля, особенно зимой. Только вешать их — сущее мучение: расправить, правильно установить, чтобы они не съехали набок, всё затянуть, проехать, снова подтянуть ослабшие замки и провисшие звенья… По себе знаем, что пока их натянешь, весь перемажешься и всё проклянёшь. А цепи на грузовые колёса вешать ещё муторнее, ведь они намного больше и тяжелее! Впрочем, под зимнюю езду для грузовиков и автобусов уже давно придумана альтернатива этой каторге — автоматические цепи противоскольжения!
Устройство несложное: на ведущую ось ставятся два пневмоцилиндра, которые после нажатия водителем кнопки прижимают к колёсам диск с десятком коротких цепей. Машина едет, колёса вращаются и крутят этот диск, за счёт чего цепи и забрасываются под колёса, повышая «зацеп» шин примерно на 30–40%. Такие «роторные» цепи работают на скорости до 50 км/ч и призваны помогать на обледенелых подъёмах и дорогах.
«Медведка»
«Медведка» — это не только жутковатое насекомое или российский ракетный противолодочный комплекс РПК-9, но и жаргонное название весьма необычного привода колёс. По-научному он называется привод Робсона (Robson drive) — это стальной зубчатый барабан на подъёмном механизме. Ставится на грузовики с задней двух- или трёхосной тележкой, где ведущим является только один мост: то есть с колёсной формулой 6х2 или 8х2. С помощью гидро- или пневмоцилиндра «медведка» опускается между колёс, плотно к ним прижимается, а дальше всё до гениальности просто: ведущий мост крутит барабан, а тот уже крутит колёса неведущего моста, превращая схемы 6х2/8х2 в подобие 6х4/8х4.
Впрочем, из-за снега и льда на колёсах «медведка» может пробуксовывать, снижая крутящий момент от ведущего моста на ведомые колёса. Да и пользоваться ей постоянно нельзя, чтобы стальные «зубы» барабанов не погрызли покрышки. Но в качестве временной помощи грузовику на скользком подъёме, лесосеке или стройплощадке это решение дешевле, легче и экономичнее по топливу, чем ещё один полноценный ведущий мост.
«Медведки» популярны в Скандинавии, поставить их можно почти на любой трак, а финская компания Sisu и вовсе предлагает «медведки» в виде заводского оснащения своих грузовиков. Кстати, привод Робсона часто используется и на снегоболотоходах, вроде российского аппарата «Тром».
Портальный шнековый снегоочиститель
Уже совсем скоро нас ждут «дни жестянщика» и всем знакомые грузовики с «шапками» снега на фургонах и прицепах, откуда он будет щедро сыпаться на крыши легковых соседей по потоку. Впрочем, чистить после сильного снегопада здоровенную фуру — это не с «девяточки» снежок смахнуть. Например, у стандартного европейского 3-осного 13,6-метрового полуприцепа площадь крыши около 33 квадратных метров! И снега, в зависимости от его толщины и консистенции, там может скопиться от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн. А ведь бывают прицепы и сцепки ещё длиннее…
Чистить столько снега вручную долго и муторно. Поэтому придумали П-образные стойки для грузовиков, на которых подвешен опускаемый на тросе на крышу фургона или прицепа снежный отвал.
Опрокидыватель для автосцепок
В мире грузоперевозок сыпучие грузы (от песка и щебня до древесной щепы и зерна) возят не только на самосвалах, но и на обычных грузовиках и полуприцепах. Но как разгрузить такую технику, если у неё нет подъёмного кузова? Легко — надо поднять целиком грузовик или автопоезд и запрокинуть назад!
В Соединённых Штатах для разгрузки в бункеры или прямо на площадку применяют подъёмные рампы длиной до 30 метров: как раз под местные длиннющие автосцепки и грузовики. В зависимости от модели платформы поднимают грузовики и автопоезда полной массой до 82 тонн, задирая их на угол до 63 градусов!
Водитель в процессе подъёма выходит из кабины, но можно представить, что это были бы за ощущения — как у космонавта на старте. Кстати, аналогичные платформы (только короче) применяются и в России. Например, на зерносортировочных станциях.
Складной погрузчик «из коробки»
Перевозчики в Европе и Америке часто вешают на заднюю часть фургона или прицепа небольшой вилочный погрузчик и возят его с собой. Он пригодится для самостоятельной погрузки или разгрузки там, где нет высококлассных специалистов по разгрузке или грузового пандуса. Но весьма увесистый аппарат заметно удлиняет габариты грузовика, изрядно нагружает заднюю ось, а в непогоду его щедро поливает водой и заваливает снегом. И не забываем про криминальную составляющую: его попросту могут украсть.
Поэтому производители подъёмного оборудования уже придумали вариант поинтереснее — вроде погрузчика, который целиком помещается в запираемый ящик под прицепом!
Чтобы аппарат получился таким компактным, поставили складную грузовую стрелу и отказались от водительского места, заменив его дистанционным управлением. Зато погрузчик с трёхцилиндровым 35-сильным дизелем разгоняется до 6 км/ч, разворачивается почти на месте за счёт шарнирно-сочленённой рамы, имеет полный привод (в колёсах стоят гидромоторы) и гидравлические опоры. Сам погрузчик, в зависимости от модели, весит 1,5–1,8 тонны, а поднимает 1,5 или 2,1 тонны на высоту до 2,85 метра. Кстати, существует не только колёсный, но и гусеничный вариант.
Локомобиль
А вы знали, что грузовики могут ездить по железным дорогам? Специализированные фирмы выпускают направляющие стальные катки, которые опускаются на рельсы и не дают машине свалиться с путей. А количество вариантов исполнения позволяет поставить на «железку» практически любой автомобиль — хоть пикап, хоть здоровенную фуру. Такую технику удобно использовать для ремонта и обслуживания железнодорожных путей. Причём грузовик универсален: на рельсы он может заехать с любой стороны, а когда катки не нужны, они снимаются и машина работает на других объектах.
А ещё грузовик может работать на железной дороге маневровым локомотивом, ведь коэффициент сцепления резинового колеса с рельсами в несколько раз выше, чем у стальных колёс. И самым известным локомобилем в мире считается вездеход Mercedes-Benz Unimog, который за счёт полного привода и мостов с портальными редукторами может тащить железнодорожный состав массой до 1000 тонн! Правда, ценник на такой локомобиль получается заоблачный и может исчисляться сотнями тысяч евро.
Бутылки на колёсах
Самое крутое и «высокотехнологичное» решение для грузовиков мы оставили напоследок. Встречали зимой грузовики, у которых на колёса прицепов надеты разноцветные пластиковые бутылки, выступающие за боковины? Выглядит странно, но на деле это простейший самодельный индикатор того, что колёса… крутятся!
А чего бы им не крутиться, спрашивается? Причин может быть несколько. Так, после долгой стоянки или ночёвки на морозе тормозные колодки стояночного тормоза прицепа могут элементарно примёрзнуть. Когда под колёсами снег, лёд или мёрзлый асфальт, грузовик даже не почувствует, что колесо идёт юзом. В зеркало это можно не увидеть, а вот крутящиеся бутылки куда заметнее.
Точно так же зимой на ходу по скорости вращения бутылок можно понять, не подклинивают ли (износ, забились грязью) механизмы подвода колодок, из-за чего после торможения колодки не отходят до конца, греются и замедляют колесо.
Ну а если на ходу бутылка вдруг вообще остановилась, то это «привет» от энергоаккумулятора, который работает и как стояночный, и как аварийный тормоз. Как только «энергач» теряет воздух из-за утечек (например, обрыв пневмошланга снаружи или рабочей мембраны внутри), стоящая в нём мощнейшая разжимная пружина начинает прижимать колодки к тормозам, вплоть до полной блокировки колеса. И вот такая водительская хитрость поможет это вовремя заметить.
Смеяться после слова «лопата»: как ездить на «пузотерке» по бездорожью
Ставшим модными «псевдовнедорожникам» бездорожье противопоказано, однако тысячи людей регулярно штурмуют на всяких переднеприводных кроссоверах, «кросс-седанах» и «кросс-хэтчбеках» раскисшие колеи поселковых грунтовок, лесные и полевые тропинки, берега озер и речек. Мы собрали воедино все рекомендации, которые позволят владельцу моноприводной и низкой легковушки иногда осознанно съезжать с асфальта без фатальных последствий.
Б езусловно, мы прекрасно понимаем, что для забивания гвоздей предназначен молоток, а не пассатижи, и лучше всего задача решается тем инструментом, который для нее изначально спроектирован… Хотите на бездорожье – покупайте полный привод и тюнингуйте его, увеличивая потенциал проходимости. Но также мы знаем и многочисленные примеры компромиссных решений. «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое», говаривал знаменитый путешественник Филеас Фогг. Давайте посмотрим, какой набор максимально бюджетных покупных или вовсе сделанных своими руками приспособлений и инструментов нужно иметь в моноприводной «пузотерке», если на ней планируется иногда перемещаться по лесам и полям.
Колесные цепи
Нам нужен самый простой «советский» вариант типа «лесенка», выполненный из цепей с крупными заваренными звеньями и с мощным эксцентриковым замком. В конструкции не должно быть тросиков, резиновых и проволочных натяжных крючков и прочей мишуры, облегчающей установку. Все это свойственно современным цепям, сделанным по европейскому образцу и предназначенным в основном для относительно чистой, но покрытой льдом или укатанным снегом дороги. «Европейские» цепи, в отличие от «старосоветских», тонкие и слабые, плохо гребут на реальном бездорожье и легко рвутся на раскисшей лесной дороге, когда в грязи попадается мощный корень дерева или булыжник.
Альтернативный вариант — «браслеты» на колеса. Лучше, чем ничего, но гаджет этот нежный и хлипкий. Его слабым местом является замок натяжки ленты (его лучше выбирать не литым из цинкового сплава, а штампованным из толстой стальной пластины), да и сама цепь часто слишком тонкая и хилая. К тому же «браслеты» затруднительно использовать на штампованных дисках, где они задевают за тормозной суппорт, а ремень может оказаться разрезанным кромкой отверстия в диске.
Главный минус цепей – «грязная история» с их монтажом и демонтажем и вызванное этим желание максимально оттянуть момент, когда нужно лезть за ними в багажник. Часто такая тактика кончается застреванием в грязи, где надевать цепи уже и невозможно, и бессмысленно.
Рывковый трос
Если вы целенаправленно лезете на бездорожье на не предназначенной для этого городской машине, категорически важно иметь при себе качественный правильный трос, за который вас смогут в случае чего выдернуть добрые и отзывчивые люди. Увы, в багажниках подавляющего большинства легковых автомобилей лежит хилая буксирная 5-метровая «ленточка», которой можно дотащить заглохшую машину до сервиса или бензоколонки по ровному и чистому асфальту, но выдернуть из грязи застрявшее авто почти нереально – дешевый буксировочный тросик лопается даже при легком рывке.
Для правильного выдергивания застрявших автомобилей нужен так называемый рывковый трос (также называемый динамической стропой) длиной 8-10 метров. Буксирный трос дает жесткий рывок с риском обрыва или выламывания проушины, динамический же эластично удлиняется в процессе рывка, плавно накапливая энергию, а в момент, когда запас удлинения исчерпан, резко сжимается. Поймав миг прекращения удлинения, водитель автомобиля-буксира жмет на тормоз, и сокращающаяся стропа по сути сама выдергивает застрявшую машину. Таким образом удается даже вытаскивать тяжелый автомобиль более легким.
Главная трудность в работе с динамической стропой – ловля того самого момента, когда водителю автомобиля-буксира нужно бросить газ и тормознуть. Без знания и опыта это непросто, но еще сложнее, когда за рулем буксира сидит посторонний человек, не имеющий понятия о работе динамической стропы. Так или иначе, бюджетный тысячерублевый рывковый трос российского производства даже в отсутствие навыков его использования будет надежнее и правильнее трехсотрублевой китайской «ленточки» из набора автомобилиста с красивыми блестящими крючочками на концах.
Кстати, крюками хорошие тросы оснащаются редко, обычно на их концах петли. Для крепления тросов к буксировочным проушинам удобна скоба-шакл, и многие приобретают их в хозмагах, радуясь привлекательной цене в 50-70 рублей за штуку. Но безымянные китайские шаклы, отлитые из переработанного стального мусора, нередко лопаются и выстреливают на тросе с энергией пушечного снаряда, грозя искалечить людей и машины. Чтобы не случилось беды, нужно либо покупать высококачественные шаклы, или, как вариант, те же беспородные китайские, но с заведомо избыточными габаритами, рассчитанные на нагрузку вдвое больше разрывного предела троса. Или же использовать скобу так, чтобы ее кольцо не подвергалось прямому разрывающему усилию, и при обрыве рывкового троса она не отправилась бы в полет.
Сэндтраки
Сэндтраками именуют подкладываемые под колеса автомобиля панели, призванные помочь преодолеть рыхлый грунт или препятствие — выползти из песка, грязи, уменьшить углы въезда и съезда, грозящие повреждением бампера, проехать через глубокую, но неширокую канаву. Серьезные джиперы возят с собой 2-3 пары сэндтраков, но пара штук — крайне полезная вещь и для «пузотерки», которая попала в чуждую для нее среду.
Сэндтраки легко приобрести в любом в «офф-роудном» магазине, но для городской моноприводной машины их однозначно целесообразно не покупать, а изготовить самостоятельно без лишних затрат. Берем обрезную доску сечением 150х40 мм и отпиливаем от нее два куска длиной примерно 1,2-1,5 метра. Отрезки длиной 1,2 метра влезут в багажник большинства легковушек, более длинные лучше перевозить привязанными к накрышному багажнику.
В принципе, в самом простейшем варианте пары мощных досок вполне достаточно. Если же хочется повозиться, то можно использовать доску чуть пошире, насверлить вдоль по кромке отверстий с шагом 15-20 сантиметров и «прошнуровать» ее крепкой веревкой, сделав поверхность доски более зацепистой для протекторов колес.
Лебедка
Электролебедку, встроенную в силовой бампер, принято считать аксессуаром серьезно подготовленного внедорожника. Однако простейшая ручная рычажная лебедка в паре с удлинительной веревкой длиной 8-10 метров позволит вытащить на более-менее твердый грунт застрявший в лесной колее седан, хэтчбек или переднеприводный городской кроссовер, и даже развернуть его на месте в обратную сторону.
Главное, чтобы вокруг было достаточное количество деревьев, за которые можно «лебедиться». Ибо в отличие от джиперской электролебедки, ручная рычажная имеет барабан небольшой емкости и короткий рабочий отрезок троса, обычно ограниченный двумя-тремя метрами. В чистом виде её использовать не получится – только с дополнительным удлиняющим тросом, привязанным к дереву (причем вышеупомянутый динамический трос не подойдет – нужна именно жесткая буксировочная веревка или стропа). Вытаскивать машину придется в несколько приемов, постепенно подматывая и укорачивая закрепленную за дерево веревку после того, как лебедка протащила машину пару метров, выбрав весь свой запас троса.
Якорь
Якорь незнаком большинству асфальтовых автолюбителей. Это традиционный джиперский инструмент. Если вы решили пересечь поле, дабы добраться с удочками до заветного озерца, но сели на брюхо, лебедка не поможет – цеплять ее просто не к чему. Когда вокруг никого, а до ближайшей трассы или деревни с трактором – с десяток «кэмэ», якорь для самовытаскивания станет спасением и для владельца «пузотерки».
Массивные якоря заводского изготовления типа «плуг» в магазинах джиперского снаряжения стоят достаточно дорого. Для редких выездов на природу на седане, хэтчбеке или переднеприводном «кроссовке» их приобретать нерационально. Но если вы обладаете навыками работы с болгаркой и сваркой, то стоит погуглить популярный у полноприводной публики так называемый «грузинский якорь». Он является «конструкцией выходного дня», не занимает много места в багажнике и легко изготавливается из подручного металлолома. Якорь представляет собой заостренный стержень с приваренными крыльями и куском стального троса. Забиваем его кувалдочкой в грунт под углом так, чтобы трос выходил на поверхность ниже уровня земли через прокопанную лопатой канавку, и успешно «лебедимся».
«Смеяться после слова лопата»
Съезжая с дороги, не забудьте про три главных инструмента – один шанцевый и два плотницких: лопату, топорик и ручную пилу по дереву с крупным зубом. Стоит заранее убедиться, что топорик не болтается на топорище, а пила остра: они помогут вам разрезать упавшее поперек дороги дерево, нарубить веток, чтобы заполнить глубокую колею, и так далее. Лопату желательно иметь с поперечной рукояткой на черенке – именно такой удобнее всего подкапывать грунт под колесами и порогами. Не ленитесь хорошенько выровнять ямы-канавы под колесами и на пути вытягивания машины, даже если на помощь идет тяжелый внедорожник с мощным тросом. Это избавит от повреждений порогов, бамперов и защиты двигателя.
Заранее проверьте буксировочную проушину на своей машине на предмет острых кромок, и если они есть, обработайте их наждачкой. Задняя проушина часто выполнена из отштампованного металла, и ее кромки способны перерезать синтетический трос, если он закрепляется петлей или узлом. Переложите съемную переднюю резьбовую проушину из ниши под полом багажника в доступное место в салоне, чтобы не выкладывать на землю гору вещей и снаряжения, добираясь до нее, когда потребуется.
Ну и главный совет – если уж съезжаете с шоссе на «пузотерке», трезво оценивайте ограниченные возможности своего автомобиля вне асфальта. Промеряйте глубину штурмуемых луж с помощью резиновых сапог и палки, не ленитесь заранее пускать в ход цепи, сэндтраки и лопату, не надейтесь на великое русское «авось». Едва ли ведро подберезовиков или килограмм плотвы стоят оторванного бампера, промятого порога или многочасового кормления комаров в ожидании помощи.