Что такое методологические проблемы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения внутринаучной методологической рефлексии (пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования).

В современном научном знании термином «методология»обозначаются три различных уровня научного подхода.

1. Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

3. Методология – как совокупность конкретных приемов исследования. Подразделяется на: методи методику.

Выявляя черты современного научного исследования, важно конкретно определить вопросы данного научного исследования. Главными чертами научного исследования являются:

1. оно имеет дело с конкретными объектами;

2. в нем дифференцированно решаются эмпирические, логические и теоретические познавательные задачи;

3. для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

4. его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и их предсказание.

Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Для соц-й психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.

1 проблема – проблема эмпирических данных.

Данными в соц-й психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо, данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Источником любых данных в соц-й псих-и является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований.

Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа:

а) корреляционные (основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции;

б) экспериментальные (исследователь работает с ограниченным объемом данных и смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними).

Вторая черта научного исследования – интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий.

Важное место в научном исследовании занимает гипотеза, умение правильно формулировать ее: она представляет теоретическую форму знания.

Более доступной в настоящее время является разработка специальных теорий – теорий среднего ранга, которые охватывают более узкую сферу знания, отдельные стороны соц-но-психологич-й реальности.

Третья черта – проверяемость гипотезы.

Качество социально – психологической информацииопределяется рядом факторов:

В соц-й псих-и выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные.

Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. Выделяют три характеристики надежности (по Ядову):

1 – обоснованность (валидность);

Обоснованность (валидность) инструмента – его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.

Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Иногда это качество информации называют «достоверностью».

Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент.

Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит вопрос о репрезентативности. Это новая проблема построения выборки ( по квоте, случайная, типичная и т.д.). Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно определить по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.

Источник

Методологические проблемы исследования

Методологические проблемы в современной науке.Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в эпоху научно-технической революции, когда крайне усложняются задачи, которые приходится решать на­уке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользует­ся. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации на­уки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри ко­торых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием информа­ционных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от ис­следователей все в большей степени контролировать свои познава­тельные действия, анализировать сами средства, которые использу­ются в исследовательской практике. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения так называе­мой внутринаучной методологической рефлексии, т.е. особого вида дея­тельности ученых ― пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования, не передоверяя эту работу лишь специаль­ной философской дисциплине ― логике и методологии научного ис­следования.

Все сказанное относится и к социальной психологии [Методоло­гия и методы социальной психологии, 1979], причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководство­ваться в исследовательской практике одновременно методологически­ми принципами двух различных научных дисциплин: психологии и со­циологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психоло­гии ― своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики чело­века. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух различных терминологических словарей.

Прежде чем более конкретно говорить о методологических пробле­мах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.

1. Общая методология ― некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая мето­дология формулирует наиболее общие принципы, которые ― осоз­нанно или неосознанно ― применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопро­са о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы. Естественно, философские принципы не мо­гут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии.

2. Частная (или специальная) методология ― совокупность методо­логических принципов, применяемых в данной области знания. Част­ная методология есть реализация философских принципов примени­тельно к специфическому объекту исследования. Это тоже определен­ный способ познания, но адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации мето­дологических принципов как психологии, так и социологии.

В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом ши­роком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социо­логии деятельность интерпретируется как способ существования че­ловеческого общества, как реализация социальных законов, кото­рые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятель­ность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом, именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психоло­гии деятельность рассматривается как специфический вид человечес­кой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек ― субъект ― определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, таким образом, «от­крывается теперь в своей действительной полноте в качестве объем­лющей оба полюса ― и полюс объекта, и полюс субъекта» [Леонть­ев, 1975. С. 159]. В процессе деятельности человек реализует свой ин­терес, преобразуя предметный мир, удовлетворяет свои потребности. В этом же процессе рождаются новые потребности, и таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к ос­новному предмету своего исследования ― группе. Поэтому в соци­альной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой воз­никают совершенно особые связи (например, коммуникативные); б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельнос­ти; это позволяет исследовать реальные социальные группы как оп­ределенные системы деятельности; в) этим открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты коллективного субъекта дея­тельности ― потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве итога следует недопустимость сведения любого исследования к про­стой констатации актов индивидуальной деятельности вне опреде­ленного «социального контекста» ― данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция спе­циальной методологии.

3. Методология ― как совокупность конкретных приемов исследова­ния, что, в свою очередь, иногда подразделяется на метод (стратегия исследования) и методику (способы фиксации эмпирических данных, иногда также называемые техникой или техниками) [Корнилова, 2002. С. 39]. Впрочем, термин метод употребляют в русском языке и для обозначения двух более высоких уровней методологии, в то время как в ряде других языков, например в английском, отсутствует термин «методика», поэтому иногда весь обозначенный блок приемов обо­значается также термином «методология».

Естественно, такой разнобой в использовании терминов, что, впрочем, характерно не только для социальной психологии [Там же. С. 5-6], не может удовлетворять, но тем не менее предложенная «иерархия» различных методологических уровней весьма полезна: ее суть заключается именно в том, чтобы не допускать сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого поня­тия. Какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием ― анкета, тест, социометрия ― всегда применяется в опреде­ленном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Вместе с тем эта «за­висимость» не является абсолютной: конкретные методические при­емы могут применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор мето­дик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методо­логическую нагрузку.

Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современном науковедении под выражением «научное исследование». Следует по­мнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаива­ла на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на «исследования», а не на «спекуляции». Противопоставление иссле­дования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением «исследование ― тео­рия». Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования:

1) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, собозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделе­ние фактов, разработка методов измерения), логические (вы­ведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принци­пов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

3) для него характерно четкое разграничение между установлен­ными фактами и гипотетическими предположениями, посколь­ку отработаны процедуры проверки гипотез;

4) его цель ― не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собран­ных данных, объединение их в принципы, проверка и исполь­зование этих принципов в предсказаниях.

Источник

Значение методологических проблем в современной науке

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии — внутринаучная методологическая рефлексия.

Все сказанное относится и к социальной психологии (Методология и методы социальной психологии, 1979), причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.

Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.

1.Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2.Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек – субъект – определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, таким образом, «открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса – и полюс объекта, и полюс субъекта» (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста» – данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

3.Методология – как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Суть внедрения предложенной «иерархии» различных методологических уровней заключается именно в том, чтобы не допускать в социальной психологии сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием – анкета, тест, социометрия – всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.

Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современной логике и методологии науки под выражением «научное исследование». Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на «исследования», а не на «спекуляции». Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением «исследование – теория». Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования:

оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

Источник

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Методология занимает важнейшее место в науке. Это место обу­словлено тем, что сама возможность существования науки определяется не вопросом «Что?», а вопросом «Как?», т.е. не предметом, а методами исследования.

Метод в отечественной литературе определяется как форма теорети­ческого (созерцательного) и практического освоения действительности, которая исходит из закономерностей движения исследуемого объекта, как система регулятивных принципов познавательной, преобразующей, практической деятельности, как совокупность, сумма, набор методов. Наряду с таким пониманием методологии используются и другие: мето­дология — это наука о методах и методология — это особая область науки, всесторонне исследующая научные методы. В этом случае мето­дология есть философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение мировоззренческих принципов к про­цессу познания, духовному творчеству и практике. Именно в этом зна­чении мы и используем термин «методология».

Методология — это учение о методах, способах, приемах познания, применяемых в тех или иных науках для постижения своего предмета. Методологию не следует путать с методами — инструментами, совокуп­ностью приемов научного исследования и выражения их в виде катего­рий и законов.

Методология является также общим подходом к исследованию эко­номических явлений, основанным на определенных принципах построе­ния и способах постижения реальности. Она предполагает целостное по­нимание действительности, единую философскую основу. Экономиче­ские явления при этом необходимо исследовать как в статике, так и в динамике. К методологическим проблемам экономической науки отно­сятся:

• определение экономики как науки;

• сфера экономики с точки зрения ее методов;

• фундаментальные принципы и исследовательское значение эконо­мической теории;

• методологический индивидуализм и его сопоставление с холиз­мом в экономическом познании;

• логические посылки, в том числе теории рационального выбора и максимизации прибыли, в основаниях экономической теории и в прак­тическом использовании с целью объяснения и предсказания фено­менов;

• научный статус экономики;

• соотношение философского (теоретического) и эмпирического подходов;

• эксперимент и его роль в экономическом познании;

• роль математической экономики и математики в экономике;

• отношения между экономической теорией и хозяйственной прак­тикой.

В методологии экономической науки выделяются несколько подхо­дов: субъективистский, позитивистский, рационалистический, диалек­тический, структуралистский и синтетический.

При субъективистском подходе исходным пунктом исследования экономических отношений является экономический субъект, преобразу­ющий окружающий мир. При этом экономическое «я» рассматривается независимым, а все экономические субъекты равны друг перед другом. Объектом экономического исследования является поведение экономиче­ского субъекта, определяемое его потребностями. Главными категори­ями при таком подходе являются потребность, полезность с точки зре­ния экономического субъекта.

Позитивистский подход основывается на «положительной» филосо­фии, признающей данные конкретных (эмпирических) наук, которые не нуждаются в методологическом обосновании, в качестве главного ис­точника познания. Данный подход на первое место ставит технический аппарат исследования, а результатом изучения являются экономические модели, которые выступают в роли основных категорий. В экономиче­ской науке позитивистский подход наглядным образом проявляется в ориентации на изучение конкретных функциональных связей, широкое использование математического моделирования и т.д.

Рационалистический подход нацеливает на исследование экономи­ческой системы в целом, на открытие законов развития человеческой ци­вилизации, которые регулируют производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Вершиной этого подхода явля­ются экономические таблицы Ф. Кенэ. Данный подход признает классо­вое деление общества, главное внимание уделяет проблемам стоимости, цены, экономическим законам.

Диалектический подход ставит перед собой цель выявления внут­ренних, глубинных причинно-следственных связей. В его основе лежит объективный анализ, характеризующий внутренние связи явлений, су­ществующие в реальности. В рамках данного подхода используются два

основных метода познания реального мира: метод восхождения от аб­страктного к конкретному и, наоборот, от конкретного к абстрактному и метод единства логического и исторического.

Структуралистский подход представляет собой методологическое направление, которое акцентирует внимание на выявлении экономиче­ской структуры общества, его внутреннего строения, совокупности от­ношений между его элементами. В экономической науке этот подход проявляется в способах разграничения разного рода экономических эле­ментов, в разделении экономической системы на два уровня — макро- и микроэкономику, в разграничении функций экономических институтов, в определении современной экономики как смешанной и анализе ее кон­кретных параметров и т.п.

Синтетический подход, получивший в настоящее время широкое распространение в экономической науке, объединяет различные методо­логии. Это своего рода «новая эклектика», признающая методологиче­ский плюрализм. Характерной чертой данного подхода является конвен­ционализм, который положил в основу взаимодействия различных эко­номических теорий соглашения между учеными и научными школами на основе принципов удобства, простоты и толерантности.

Будучи способами связи человека с действительностью, методы подразделяются на методы духовно-теоретической и материально-прак­тической деятельности. Являясь способами познания человеком окружа­ющего мира и самого себя, они делятся на теоретические и эмпириче­ские. По степени общности и проникновения в различные отрасли зна­ния они делятся на всеобщие, общенаучные и частнонаучные. При этом формы их взаимосвязи многообразны. Ко всеобщим методам относятся философские методы, принципы и законы материалистической диалек­тики.

Философская методология — это методология высшего уровня ге­нерализации (обобщения).

ровоззренческое значение, не в состоянии придать мировоззрению фи­лософски обоснованный характер, т.е. представить его в обобщенном, теоретически оформленном виде. Философская методология призвана разрабатывать наиболее рациональные способы мышления, формулиро­вать принципы, на которые следует опираться исследователю, изучать роль познания в исследовании мира.

Основными философскими методами являются диалектический и метафизический методы. Диалектический метод — это метод, согласно которому материальный мир находится в постоянном развитии. Его раз­витие подчиняется трем законам диалектики: закону единства и борьбы (точнее, взаимодействия) противоположностей, закону перехода количе­ственных изменений в качественные и обратно, закону отрицания отри­цания. Важнейшим принципом развития является диалектическое про­тиворечие, под которым понимается соотношение двух обусловленных друг другом и вместе с тем отрицающих друг друга противоположностей (сторон), которые присущи предмету в целом или его отдельным частям. «Разрешение» противоречия приводит к возникновению нового каче­ства. Сущность диалектического метода, его место и функции в частных науках, взаимосвязь тех и других методов определяются всеобщностью законов развития природы, общества и мышления. Диалектический ха­рактер методов проявляется в единстве и взаимодействии, например, анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и ограничения и т.п. Для всех наук значение всеобщности имеют также принципы развития, историзма, детерминизма и др.

Метафизический метод — это метод, согласно которому в матери­альном мире имеются неизменяемые вещи (сущности). Принципами ме­тафизики являются: независимость, самостоятельность законов бытия; значимость внешних, а не внутренних связей; источник движения — вне вещей (внешняя сила, внешний толчок); характер развития проявляется в постоянном катастрофизме; развитие возможно в форме прогресса, ре­гресса или по кругу; мир состоит из отдельных явлений и вещей; бытие в своих сущностных свойствах и развитии непознаваемо, познаваемы только явления.

Далее по степени общности располагаются общенаучные методы, применяемые во всех науках: наблюдение, анализ, синтез, дедукция, ин­дукция, исторический и логический методы, эксперимент, моделирова­ние и др. Они используются в различных объектных областях исследо­вания. Проявляясь в частных, общенаучные методы, как и всеобщие, наполняются конкретным содержанием, определяемым свойствами и

процедурами исследования объекта. Частнонаучные методы, хотя и строятся на основании общенаучных методов, вместе с тем применяются обычно только в определенной отрасли научного знания и предназна­чены для изучения особенностей той или иной группы объектов. По­этому методы включают в себя понятия и процедуры, обусловленные структурными и функциональными особенностями исследуемой группы объектов.

Экономическая наука использует широкий спектр методов научного познания, как общих, так и частных, как теоретических, так и эмпириче­ских. Отправным пунктом экономических исследований являются эмпи­рические методы. Это предполагает в первую очередь наблюдение эко­номических явлений и процессов и сбор фактов. Наблюдение — метод научного исследования, заключающийся в систематическом, целена­правленном, планомерном и достаточно длительном изучении объекта, в ходе которого приобретается знание о его внешних сторонах, свой­ствах и отношениях. Например, посредством наблюдения и собирания фактов можно выявить, как изменились цены на товары за определенный период времени.

Метод абстрагирования заключается в исключении из анализа не от­носящихся к исследованию конкретных фактов. Цель этого метода со­стоит в том, чтобы выразить их в рациональной форме. Данный метод используется с целью выработки научных понятий или категорий, таких как рынок, товар, цена, рента и т.д. При этом необходимо отвлечься от второстепенных свойств изучаемого объекта и выявить главные, перво­степенные свойства. Например, для определения такой экономической категории, как товар, требуется абстрагироваться от размеров, веса, цвета и других характеристик, второстепенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать существенное их свойство: все эти вещи — про­дукты труда, которые предназначены для продажи.

Анализ — это метод научного исследования явлений и процессов, посредством которого целое разделяется на составные части, элементы изучаемой системы. С помощью анализа мы раскрываем существенное в явлении. В экономической науке анализ используется с целью выявле­ния сущности, законов, закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов, экономической деятельности различных субъек­тов. Анализ является исходным пунктом прогнозирования, планирова­ния и управления экономическими объектами. Он призван научно обос­новать решения и действия в экономической сфере общества, формиро-

вать социально-экономическую политику, содействовать выбору луч­ших вариантов развития как экономики в целом, так и отдельных отрас­лей народного хозяйства.

Синтез — это метод научного исследования явлений и процессов, целью которого является мысленное объединение расчлененных при анализе частей, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез совер­шается при движении нашей мысли от абстрактного к конкретному, при котором познаваемое явление изучается во взаимосвязи всех составляю­щих его сторон, в единстве и целостности, в разрешении противоречий.

Дедукция — это метод научного исследования, при котором част­ные и единичные суждения логическим путем выводятся из общих зна­ний о явлениях и процессах действительности. Дедукция представляет собой способ восхождения от абстрактного к конкретному, от общего, уже имеющегося умозаключения или положения, к единичным, конкрет­ным случаям. Напротив, индукция является научным методом исследо­вания, при котором на основе правил логики осуществляется переход от единичных утверждений к общим выводам и положениям. При индук­ции характерен процесс познания действительности путем движения мысли от конкретного к абстрактному. Дедукция и индукция, равно как анализ и синтез, должны использоваться в единстве.

Метод единства логического (теоретического) и исторического. Ло­гическое (теоретическое) и историческое не противостоят друг другу. Они также должны применяться в единстве. В конкретно-исторических условиях любой страны существуют экономические явления, которые не являются типичными для их экономической системы. В логическом (теоретическом) исследовании подобными явлениями можно прене­бречь, но, согласно историческому методу, их необходимо описать. Сле­дует обратить внимание на то, что логическое (теоретическое) исследо­вание не всегда является тождеством исторического процесса. Это свя­зано с тем, что теоретическое исследование осуществляется на основе формально-логических законов, а исторический процесс происходит в соответствии с общественными законами. Не решает данную проблему и диалектическая логика, согласно которой в нашу эпоху совершается всемирный переход к коммунистической общественно-экономической формации, а исторический процесс по отношению к странам социализма «сработал» в обратном направлении: от социализма к капитализму. При­меняя исторический метод, экономическая наука стремится изучать эко­номические явления и процессы в хронологическом порядке, начиная с момента их возникновения. Данный метод позволяет ясно и четко пред­ставить всю специфику различных экономических систем.

Не менее важную роль в экономической науке играют методы эмпи­рической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количе­ственных моделей и гипотез на основе достоверных экономических дан­ных благодаря использованию методов теории вероятности и математи­ческой статистики. Причем эти данные являются основанием для обна­ружения и подтверждения эмпирических закономерностей. В связи с этим в экономической науке большое распространение получили мате­матические и статистические методы исследования, позволяющие опре­делить количественную сторону экономических явлений и процессов, их изменение и приобретение ими новых качеств. При этом широко исполь­зуется компьютерная техника, где большую роль играет метод модели­рования, с помощью которого создаются экономические модели, пред­ставляющие собой формализованное описание экономических явлений или процессов. Экономические модели позволяют выявлять особенно­сти функционирования экономических субъектов и на этой основе пред­сказывать их поведение при изменении каких-либо параметров. Для вся­кого экономического субъекта способность прогнозирования той или иной ситуации создает, например, возможности получение большей прибыли или избежание значительных потерь.

Особое место в моделировании принадлежит компьютерному моде­лированию, которое заключает в себе наглядность, точность, возмож­ность анализа разного рода следствий различных воздействий на имити­руемый объект. Компьютерное моделирование находит применение как при изучении экономической науки, так и для ее развития, решения тео­ретических и практических задач, в частности, компьютерные модели экономики позволяют создать различные проекты экономической поли­тики, смоделировать ее наиболее эффективные варианты, которые спо­собствовали бы достижению желаемого экономического благососто­яния.

При разработке экономических моделей, формулировании теорий, открытии экономических законов широко применяется метод функцио­нального анализа, отражающий взаимозависимость экономических яв­лений и процессов. Например, функция спроса определяет потребность людей в чем-либо в зависимости от влияющих на них факторов (аргу­ментов): уровня доходов, желаний, предпочтений, вкусов, цен товаров- заменителей и т.д. В экономической науке наиболее часто устанавлива­ется функциональная зависимость между двумя аргументами, а осталь­ные рассматриваются как несущественные.

Это обусловлено тем, что одновременный анализ всех или большей части аргументов чересчур усложнил бы процесс научного исследования настолько, что он стал бы фактически невозможным.

Эксперимент — это метод искусственного воспроизведения различ­ных явлений и процессов с целью их изучения в идеальных, специально созданных условиях и дальнейшей практической реализации. Экономи­ческий эксперимент не может проводиться вне непосредственной эконо­мической деятельности, вне экономических субъектов. Экономический эксперимент необходим, хотя далеко не всегда представляется возмож­ным предвидеть его результаты. Проверка истинности полученных эко­номической наукой выводов и положений происходит в ходе хозяй­ственной практики, которая выступает решающим критерием их истин­ности. Благодаря успешно проведенному экономическому эксперименту подтверждается или опровергается не только та или иная гипотеза, но и появляется новый материал для развития экономической науки.

В экономической науке широкое применение имеет графический метод отображения экономических явлений и процессов. Он основыва­ется на использовании графиков, чертежей, диаграмм, таблиц и т.п. С их помощью обеспечиваются наглядность и компактность в изложении тео­ретического материала. Например, если на графике отображается зави­симость между ценами на товар и предложением, то можно определить, что чем выше цены, тем больше предлагающих товар.

Аналогия — это метод познания, с помощью которого производится перенос свойств с известных явлений и процессов на неизвестные. При этом часто используются знания из различных областей философии и науки. В частности, экономическая наука сравнивает денежное обраще­ние с кровообращением в человеческом теле, а равновесие на рынке упо­добляется равновесию в физическом мире.

При анализе экономических явлений и процессов часто используют позитивный и нормативный анализы. Позитивный анализ дает нам пред­ставление о том, какими экономические явления и процессы являлись, являются и будут являться в действительности, и отвечает на вопросы «Что было?», «Что есть?» и «Что может быть?». Позитивные суждения рассматриваются с точки зрения истинности или ложности. Их истин­ность можно установить посредством проверки фактов. Нормативные суждения, отвечающие на вопрос «Что должно быть?», наоборот, нельзя рассматривать с точки зрения истинности или ложности. Относительно нормативных суждений мы можем давать только оценки: плохо или хо­рошо, справедливо или несправедливо, допустимо или недопустимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *