Что такое методологические проблемы
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения внутринаучной методологической рефлексии (пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования).
В современном научном знании термином «методология»обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.
2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.
3. Методология – как совокупность конкретных приемов исследования. Подразделяется на: методи методику.
Выявляя черты современного научного исследования, важно конкретно определить вопросы данного научного исследования. Главными чертами научного исследования являются:
1. оно имеет дело с конкретными объектами;
2. в нем дифференцированно решаются эмпирические, логические и теоретические познавательные задачи;
3. для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;
4. его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и их предсказание.
Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Для соц-й психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.
1 проблема – проблема эмпирических данных.
Данными в соц-й психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо, данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Источником любых данных в соц-й псих-и является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований.
Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа:
а) корреляционные (основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции;
б) экспериментальные (исследователь работает с ограниченным объемом данных и смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними).
Вторая черта научного исследования – интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий.
Важное место в научном исследовании занимает гипотеза, умение правильно формулировать ее: она представляет теоретическую форму знания.
Более доступной в настоящее время является разработка специальных теорий – теорий среднего ранга, которые охватывают более узкую сферу знания, отдельные стороны соц-но-психологич-й реальности.
Третья черта – проверяемость гипотезы.
Качество социально – психологической информацииопределяется рядом факторов:
В соц-й псих-и выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные.
Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. Выделяют три характеристики надежности (по Ядову):
1 – обоснованность (валидность);
Обоснованность (валидность) инструмента – его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.
Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Иногда это качество информации называют «достоверностью».
Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент.
Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит вопрос о репрезентативности. Это новая проблема построения выборки ( по квоте, случайная, типичная и т.д.). Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно определить по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.
Методологические проблемы исследования
Методологические проблемы в современной науке.Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в эпоху научно-технической революции, когда крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которые используются в исследовательской практике. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения так называемой внутринаучной методологической рефлексии, т.е. особого вида деятельности ученых ― пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования, не передоверяя эту работу лишь специальной философской дисциплине ― логике и методологии научного исследования.
Все сказанное относится и к социальной психологии [Методология и методы социальной психологии, 1979], причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии ― своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух различных терминологических словарей.
Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология ― некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует наиболее общие принципы, которые ― осознанно или неосознанно ― применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы. Естественно, философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии.
2. Частная (или специальная) методология ― совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.
В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом, именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек ― субъект ― определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, таким образом, «открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса ― и полюс объекта, и полюс субъекта» [Леонтьев, 1975. С. 159]. В процессе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир, удовлетворяет свои потребности. В этом же процессе рождаются новые потребности, и таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.
Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования ― группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи (например, коммуникативные); б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) этим открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты коллективного субъекта деятельности ― потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве итога следует недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста» ― данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
3. Методология ― как совокупность конкретных приемов исследования, что, в свою очередь, иногда подразделяется на метод (стратегия исследования) и методику (способы фиксации эмпирических данных, иногда также называемые техникой или техниками) [Корнилова, 2002. С. 39]. Впрочем, термин метод употребляют в русском языке и для обозначения двух более высоких уровней методологии, в то время как в ряде других языков, например в английском, отсутствует термин «методика», поэтому иногда весь обозначенный блок приемов обозначается также термином «методология».
Естественно, такой разнобой в использовании терминов, что, впрочем, характерно не только для социальной психологии [Там же. С. 5-6], не может удовлетворять, но тем не менее предложенная «иерархия» различных методологических уровней весьма полезна: ее суть заключается именно в том, чтобы не допускать сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием ― анкета, тест, социометрия ― всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Вместе с тем эта «зависимость» не является абсолютной: конкретные методические приемы могут применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.
Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современном науковедении под выражением «научное исследование». Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на «исследования», а не на «спекуляции». Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением «исследование ― теория». Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования:
1) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, собозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;
2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;
4) его цель ― не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.
Значение методологических проблем в современной науке
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии — внутринаучная методологическая рефлексия.
Все сказанное относится и к социальной психологии (Методология и методы социальной психологии, 1979), причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.
Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.
1.Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.
2.Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек – субъект – определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, таким образом, «открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса – и полюс объекта, и полюс субъекта» (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.
Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста» – данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
3.Методология – как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Суть внедрения предложенной «иерархии» различных методологических уровней заключается именно в том, чтобы не допускать в социальной психологии сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием – анкета, тест, социометрия – всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.
Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современной логике и методологии науки под выражением «научное исследование». Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на «исследования», а не на «спекуляции». Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением «исследование – теория». Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования:
оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;
в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;
его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Методология занимает важнейшее место в науке. Это место обусловлено тем, что сама возможность существования науки определяется не вопросом «Что?», а вопросом «Как?», т.е. не предметом, а методами исследования.
Метод в отечественной литературе определяется как форма теоретического (созерцательного) и практического освоения действительности, которая исходит из закономерностей движения исследуемого объекта, как система регулятивных принципов познавательной, преобразующей, практической деятельности, как совокупность, сумма, набор методов. Наряду с таким пониманием методологии используются и другие: методология — это наука о методах и методология — это особая область науки, всесторонне исследующая научные методы. В этом случае методология есть философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение мировоззренческих принципов к процессу познания, духовному творчеству и практике. Именно в этом значении мы и используем термин «методология».
Методология — это учение о методах, способах, приемах познания, применяемых в тех или иных науках для постижения своего предмета. Методологию не следует путать с методами — инструментами, совокупностью приемов научного исследования и выражения их в виде категорий и законов.
Методология является также общим подходом к исследованию экономических явлений, основанным на определенных принципах построения и способах постижения реальности. Она предполагает целостное понимание действительности, единую философскую основу. Экономические явления при этом необходимо исследовать как в статике, так и в динамике. К методологическим проблемам экономической науки относятся:
• определение экономики как науки;
• сфера экономики с точки зрения ее методов;
• фундаментальные принципы и исследовательское значение экономической теории;
• методологический индивидуализм и его сопоставление с холизмом в экономическом познании;
• логические посылки, в том числе теории рационального выбора и максимизации прибыли, в основаниях экономической теории и в практическом использовании с целью объяснения и предсказания феноменов;
• научный статус экономики;
• соотношение философского (теоретического) и эмпирического подходов;
• эксперимент и его роль в экономическом познании;
• роль математической экономики и математики в экономике;
• отношения между экономической теорией и хозяйственной практикой.
В методологии экономической науки выделяются несколько подходов: субъективистский, позитивистский, рационалистический, диалектический, структуралистский и синтетический.
При субъективистском подходе исходным пунктом исследования экономических отношений является экономический субъект, преобразующий окружающий мир. При этом экономическое «я» рассматривается независимым, а все экономические субъекты равны друг перед другом. Объектом экономического исследования является поведение экономического субъекта, определяемое его потребностями. Главными категориями при таком подходе являются потребность, полезность с точки зрения экономического субъекта.
Позитивистский подход основывается на «положительной» философии, признающей данные конкретных (эмпирических) наук, которые не нуждаются в методологическом обосновании, в качестве главного источника познания. Данный подход на первое место ставит технический аппарат исследования, а результатом изучения являются экономические модели, которые выступают в роли основных категорий. В экономической науке позитивистский подход наглядным образом проявляется в ориентации на изучение конкретных функциональных связей, широкое использование математического моделирования и т.д.
Рационалистический подход нацеливает на исследование экономической системы в целом, на открытие законов развития человеческой цивилизации, которые регулируют производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Вершиной этого подхода являются экономические таблицы Ф. Кенэ. Данный подход признает классовое деление общества, главное внимание уделяет проблемам стоимости, цены, экономическим законам.
Диалектический подход ставит перед собой цель выявления внутренних, глубинных причинно-следственных связей. В его основе лежит объективный анализ, характеризующий внутренние связи явлений, существующие в реальности. В рамках данного подхода используются два
основных метода познания реального мира: метод восхождения от абстрактного к конкретному и, наоборот, от конкретного к абстрактному и метод единства логического и исторического.
Структуралистский подход представляет собой методологическое направление, которое акцентирует внимание на выявлении экономической структуры общества, его внутреннего строения, совокупности отношений между его элементами. В экономической науке этот подход проявляется в способах разграничения разного рода экономических элементов, в разделении экономической системы на два уровня — макро- и микроэкономику, в разграничении функций экономических институтов, в определении современной экономики как смешанной и анализе ее конкретных параметров и т.п.
Синтетический подход, получивший в настоящее время широкое распространение в экономической науке, объединяет различные методологии. Это своего рода «новая эклектика», признающая методологический плюрализм. Характерной чертой данного подхода является конвенционализм, который положил в основу взаимодействия различных экономических теорий соглашения между учеными и научными школами на основе принципов удобства, простоты и толерантности.
Будучи способами связи человека с действительностью, методы подразделяются на методы духовно-теоретической и материально-практической деятельности. Являясь способами познания человеком окружающего мира и самого себя, они делятся на теоретические и эмпирические. По степени общности и проникновения в различные отрасли знания они делятся на всеобщие, общенаучные и частнонаучные. При этом формы их взаимосвязи многообразны. Ко всеобщим методам относятся философские методы, принципы и законы материалистической диалектики.
Философская методология — это методология высшего уровня генерализации (обобщения).
ровоззренческое значение, не в состоянии придать мировоззрению философски обоснованный характер, т.е. представить его в обобщенном, теоретически оформленном виде. Философская методология призвана разрабатывать наиболее рациональные способы мышления, формулировать принципы, на которые следует опираться исследователю, изучать роль познания в исследовании мира.
Основными философскими методами являются диалектический и метафизический методы. Диалектический метод — это метод, согласно которому материальный мир находится в постоянном развитии. Его развитие подчиняется трем законам диалектики: закону единства и борьбы (точнее, взаимодействия) противоположностей, закону перехода количественных изменений в качественные и обратно, закону отрицания отрицания. Важнейшим принципом развития является диалектическое противоречие, под которым понимается соотношение двух обусловленных друг другом и вместе с тем отрицающих друг друга противоположностей (сторон), которые присущи предмету в целом или его отдельным частям. «Разрешение» противоречия приводит к возникновению нового качества. Сущность диалектического метода, его место и функции в частных науках, взаимосвязь тех и других методов определяются всеобщностью законов развития природы, общества и мышления. Диалектический характер методов проявляется в единстве и взаимодействии, например, анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и ограничения и т.п. Для всех наук значение всеобщности имеют также принципы развития, историзма, детерминизма и др.
Метафизический метод — это метод, согласно которому в материальном мире имеются неизменяемые вещи (сущности). Принципами метафизики являются: независимость, самостоятельность законов бытия; значимость внешних, а не внутренних связей; источник движения — вне вещей (внешняя сила, внешний толчок); характер развития проявляется в постоянном катастрофизме; развитие возможно в форме прогресса, регресса или по кругу; мир состоит из отдельных явлений и вещей; бытие в своих сущностных свойствах и развитии непознаваемо, познаваемы только явления.
Далее по степени общности располагаются общенаучные методы, применяемые во всех науках: наблюдение, анализ, синтез, дедукция, индукция, исторический и логический методы, эксперимент, моделирование и др. Они используются в различных объектных областях исследования. Проявляясь в частных, общенаучные методы, как и всеобщие, наполняются конкретным содержанием, определяемым свойствами и
процедурами исследования объекта. Частнонаучные методы, хотя и строятся на основании общенаучных методов, вместе с тем применяются обычно только в определенной отрасли научного знания и предназначены для изучения особенностей той или иной группы объектов. Поэтому методы включают в себя понятия и процедуры, обусловленные структурными и функциональными особенностями исследуемой группы объектов.
Экономическая наука использует широкий спектр методов научного познания, как общих, так и частных, как теоретических, так и эмпирических. Отправным пунктом экономических исследований являются эмпирические методы. Это предполагает в первую очередь наблюдение экономических явлений и процессов и сбор фактов. Наблюдение — метод научного исследования, заключающийся в систематическом, целенаправленном, планомерном и достаточно длительном изучении объекта, в ходе которого приобретается знание о его внешних сторонах, свойствах и отношениях. Например, посредством наблюдения и собирания фактов можно выявить, как изменились цены на товары за определенный период времени.
Метод абстрагирования заключается в исключении из анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Цель этого метода состоит в том, чтобы выразить их в рациональной форме. Данный метод используется с целью выработки научных понятий или категорий, таких как рынок, товар, цена, рента и т.д. При этом необходимо отвлечься от второстепенных свойств изучаемого объекта и выявить главные, первостепенные свойства. Например, для определения такой экономической категории, как товар, требуется абстрагироваться от размеров, веса, цвета и других характеристик, второстепенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать существенное их свойство: все эти вещи — продукты труда, которые предназначены для продажи.
Анализ — это метод научного исследования явлений и процессов, посредством которого целое разделяется на составные части, элементы изучаемой системы. С помощью анализа мы раскрываем существенное в явлении. В экономической науке анализ используется с целью выявления сущности, законов, закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов, экономической деятельности различных субъектов. Анализ является исходным пунктом прогнозирования, планирования и управления экономическими объектами. Он призван научно обосновать решения и действия в экономической сфере общества, формиро-
вать социально-экономическую политику, содействовать выбору лучших вариантов развития как экономики в целом, так и отдельных отраслей народного хозяйства.
Синтез — это метод научного исследования явлений и процессов, целью которого является мысленное объединение расчлененных при анализе частей, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез совершается при движении нашей мысли от абстрактного к конкретному, при котором познаваемое явление изучается во взаимосвязи всех составляющих его сторон, в единстве и целостности, в разрешении противоречий.
Дедукция — это метод научного исследования, при котором частные и единичные суждения логическим путем выводятся из общих знаний о явлениях и процессах действительности. Дедукция представляет собой способ восхождения от абстрактного к конкретному, от общего, уже имеющегося умозаключения или положения, к единичным, конкретным случаям. Напротив, индукция является научным методом исследования, при котором на основе правил логики осуществляется переход от единичных утверждений к общим выводам и положениям. При индукции характерен процесс познания действительности путем движения мысли от конкретного к абстрактному. Дедукция и индукция, равно как анализ и синтез, должны использоваться в единстве.
Метод единства логического (теоретического) и исторического. Логическое (теоретическое) и историческое не противостоят друг другу. Они также должны применяться в единстве. В конкретно-исторических условиях любой страны существуют экономические явления, которые не являются типичными для их экономической системы. В логическом (теоретическом) исследовании подобными явлениями можно пренебречь, но, согласно историческому методу, их необходимо описать. Следует обратить внимание на то, что логическое (теоретическое) исследование не всегда является тождеством исторического процесса. Это связано с тем, что теоретическое исследование осуществляется на основе формально-логических законов, а исторический процесс происходит в соответствии с общественными законами. Не решает данную проблему и диалектическая логика, согласно которой в нашу эпоху совершается всемирный переход к коммунистической общественно-экономической формации, а исторический процесс по отношению к странам социализма «сработал» в обратном направлении: от социализма к капитализму. Применяя исторический метод, экономическая наука стремится изучать экономические явления и процессы в хронологическом порядке, начиная с момента их возникновения. Данный метод позволяет ясно и четко представить всю специфику различных экономических систем.
Не менее важную роль в экономической науке играют методы эмпирической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количественных моделей и гипотез на основе достоверных экономических данных благодаря использованию методов теории вероятности и математической статистики. Причем эти данные являются основанием для обнаружения и подтверждения эмпирических закономерностей. В связи с этим в экономической науке большое распространение получили математические и статистические методы исследования, позволяющие определить количественную сторону экономических явлений и процессов, их изменение и приобретение ими новых качеств. При этом широко используется компьютерная техника, где большую роль играет метод моделирования, с помощью которого создаются экономические модели, представляющие собой формализованное описание экономических явлений или процессов. Экономические модели позволяют выявлять особенности функционирования экономических субъектов и на этой основе предсказывать их поведение при изменении каких-либо параметров. Для всякого экономического субъекта способность прогнозирования той или иной ситуации создает, например, возможности получение большей прибыли или избежание значительных потерь.
Особое место в моделировании принадлежит компьютерному моделированию, которое заключает в себе наглядность, точность, возможность анализа разного рода следствий различных воздействий на имитируемый объект. Компьютерное моделирование находит применение как при изучении экономической науки, так и для ее развития, решения теоретических и практических задач, в частности, компьютерные модели экономики позволяют создать различные проекты экономической политики, смоделировать ее наиболее эффективные варианты, которые способствовали бы достижению желаемого экономического благосостояния.
При разработке экономических моделей, формулировании теорий, открытии экономических законов широко применяется метод функционального анализа, отражающий взаимозависимость экономических явлений и процессов. Например, функция спроса определяет потребность людей в чем-либо в зависимости от влияющих на них факторов (аргументов): уровня доходов, желаний, предпочтений, вкусов, цен товаров- заменителей и т.д. В экономической науке наиболее часто устанавливается функциональная зависимость между двумя аргументами, а остальные рассматриваются как несущественные.
Это обусловлено тем, что одновременный анализ всех или большей части аргументов чересчур усложнил бы процесс научного исследования настолько, что он стал бы фактически невозможным.
Эксперимент — это метод искусственного воспроизведения различных явлений и процессов с целью их изучения в идеальных, специально созданных условиях и дальнейшей практической реализации. Экономический эксперимент не может проводиться вне непосредственной экономической деятельности, вне экономических субъектов. Экономический эксперимент необходим, хотя далеко не всегда представляется возможным предвидеть его результаты. Проверка истинности полученных экономической наукой выводов и положений происходит в ходе хозяйственной практики, которая выступает решающим критерием их истинности. Благодаря успешно проведенному экономическому эксперименту подтверждается или опровергается не только та или иная гипотеза, но и появляется новый материал для развития экономической науки.
В экономической науке широкое применение имеет графический метод отображения экономических явлений и процессов. Он основывается на использовании графиков, чертежей, диаграмм, таблиц и т.п. С их помощью обеспечиваются наглядность и компактность в изложении теоретического материала. Например, если на графике отображается зависимость между ценами на товар и предложением, то можно определить, что чем выше цены, тем больше предлагающих товар.
Аналогия — это метод познания, с помощью которого производится перенос свойств с известных явлений и процессов на неизвестные. При этом часто используются знания из различных областей философии и науки. В частности, экономическая наука сравнивает денежное обращение с кровообращением в человеческом теле, а равновесие на рынке уподобляется равновесию в физическом мире.
При анализе экономических явлений и процессов часто используют позитивный и нормативный анализы. Позитивный анализ дает нам представление о том, какими экономические явления и процессы являлись, являются и будут являться в действительности, и отвечает на вопросы «Что было?», «Что есть?» и «Что может быть?». Позитивные суждения рассматриваются с точки зрения истинности или ложности. Их истинность можно установить посредством проверки фактов. Нормативные суждения, отвечающие на вопрос «Что должно быть?», наоборот, нельзя рассматривать с точки зрения истинности или ложности. Относительно нормативных суждений мы можем давать только оценки: плохо или хорошо, справедливо или несправедливо, допустимо или недопустимо.