Что такое международная конференция
Понятие международной конференции
Целью международной конференции может являться не только формальное решение какой-либо проблемы, но и создание предпосылок для этого: например, обмен официальными мнениями или сближение позиций государств по данному вопросу. В подобных случаях непросто отличить международную конференцию от многосторонних переговоров. Для последних характерно частое отсутствие четко сформулированной задачи, имеющей общее для всех участников значение.
В некоторых случаях международные соглашения могут предусматривать проведение регулярных конференций по одному и тому же вопросу. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит положение о проведении Конференции по обзору за выполнением части XI Конвенции. Регулярное проведение конференций не устраняет их временного характера, если каждая из них преследует собственные локальные цели. Если же цель проведения всех конференций одна и между ними прослеживается тесная организационно-правовая связь (например, общие органы), такие периодические конференции приобретают признаки международной организации.
Классификация международных конференций в известной степени сходна с классификацией международных организаций. В частности, по кругу участников конференции делятся на универсальные, региональные, межрегиональные и локальные. По характеру обсуждаемых вопросов международные конференции бывают политическими, военными, научно-техническими, по правам человека, по разоружению и т.п. Особую категорию составляют дипломатические международные конференции, целью которых является выработка и принятие текста многостороннего международного договора. Такие конференции играют большую роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права. Большинство ныне действующих универсальных конвенций были приняты в ходе специально созванных конференций.
По порядку доступа международные конференции подразделяются на открытые и закрытые. Участие в закрытых международных конференциях предполагает согласие всех остальных участников, которые, как правило, получают данное право в силу определенного юридического факта (например, участия в действующем договоре или в проводящей конференцию международной организации). Вообще, критерий, по которому осуществляется отбор приглашенных на конференцию государств, определяется оргкомитетом конференции. Последний может носить как национальный (особенно если инициатором проведения конференции является конкретное государство), так и международный характер. Если конференция проводится под эгидой или по инициативе международной организации, в роли оргкомитета выступает одно из ее подразделений.
Можно также классифицировать конференции по уровню, на котором представлены участвующие в них государства. В частности, различают конференции на уровне (с участием) глав государств, глав правительств, руководителей министерств и ведомств и т.д.
По такому признаку, как организационно-правовая форма деятельности, наряду с обычными конференциями можно выделить сессионные конференции, работа которых состоит из ряда последовательных этапов (сессий).
Что касается названия международной конференции, то оно может быть различным: собственно конференция, конгресс, форум, саммит, совещание, съезд и т.п. Важно лишь, чтобы для данного мероприятия были характерны перечисленные выше признаки.
В научной литературе высказывается точка зрения о международной правосубъектности международных конференций1. В принципе, если считать международную конференцию временно действующей международной организацией, то данная точка зрения имеет под собой правовые основания. Вместе с тем, действующие международно-правовые документы ничего не говорят прямо о международной правосубъектности конференций. В частности, не существует практики заключения международных соглашений с участием конференций, наделения их процессуальной или финансовой правоспособностью, привлечения к юридической ответственности и т.д.
Активное участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве включает достаточно интенсивное использование в качестве средства многосторонней дипломатии международных конференций.
Международные конференции
(англ. international conference) — международные съезды представителей государств, международных организаций для обсуждения определенных вопросов, выработки и принятия совместных решений (рекомендаций). М.к. могут иметь разные наименования (конференции, конгрессы, совещания, коллоквиумы, форумы и т.п.).
Правила процедуры, вопросы финансирования, применения рабочих и официальных языков, правила работы секретариата и др. организационные вопросы решаются самими М.к. Решения М.к. принимаются по правилам, определенным конференцией: путем голосования с применением простого большинства или квалифицированного большинства голосов, путем консенсуса, аккламации и т.п. М.к., проводимые под эгидой ООН, обычно руководствуются правилами процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.
Смотреть что такое «Международные конференции» в других словарях:
Международные конференции — (англ. international conference) международные съезды представителей государств, международных организаций для обсуждения определенных вопросов, выработки и принятия совместных решений (рекомендаций). М.к. могут иметь разные наименования… … Энциклопедия права
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ — см. Конференция межправительственная … Энциклопедия юриста
Международные конференции марксистско-ленинских партий и организаций — Международные конференции марксистско ленинских партий и организаций международный союз по координации деятельности коммунистических организаций. Имеет выраженную маоистскую идеологическую окраску, хотя отдельные участвующие партии не… … Википедия
Международные конференции (international conferences) — М. к. стали в противовес официальным учеб. заведениям такой новой отраслью образования, в к рой происходит междунар. обмен знаниями. М. к. делятся на те, чьей целью является обмен информ. (напр., научные конгрессы и семинары), и на те, чья… … Психологическая энциклопедия
Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию — совещания представителей государств и международных организаций, а также ученых и иных лиц для обсуждения проблем охраны окружающей среды и устойчивого развития; наиболее известными являются: Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Международные медико-санитарные правила — (ММСП) международный договор (международный закон), устанавливающий глобальные правила в области общественного здравоохранения с целью усиления медико санитарной безопасности на национальном, региональном и международном уровнях. Один из базовых… … Википедия
Конференции международные — см. Международные конференции … Энциклопедия права
Конференции НКВД СССР и гестапо — Конференции НКВД и гестапо серия встреч между представителями НКВД и гестапо, которые, согласно версии Роберта Конквеста, состоялись в конце 1939[1] начале 1940 года, с целью начать и укрепить сотрудничество этих организаций. По… … Википедия
Международные связи мусульманских организаций в России — В годы, предшествовавшие Октябрьской революции 1917, мусульманские орг ции России имели достаточно широкие контакты с мусульманами зарубежных стран. Ежегодно мн. тысячи российских мусульман совершали паломничество к св. местам в Саудовской… … Религии народов современной России
Международные метрологические организации — организации, созданные на основе международных соглашений для осуществления и хранения основных единиц физических величин и для достижения международного единства мер. В области метрологии, измерительной техники и приборостроения имеется… … Большая советская энциклопедия
Международные конференции: понятие, круг участников, порядок работы, юридическое значение принимаемых решений. Международные конференции и международные организации.
Международные конференции являются очень распространенной формой межгосударственного сотрудничества и созываются для решения политических, экономических, военных и других проблем. Как институциональный механизм международного права и международных отношений они появились во второй половине XIX столетия. В настоящее время ежегодно на различных уровнях международных отношений проводится более 1000 конференций. По мнению некоторых специалистов, в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций.
Следует иметь в виду, что различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.
Вместе с тем следует учитывать, что как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями:
· они представляют собой собрание представителей государств;
· для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии);
· эти органы действуют на основе правил, установленных государствами-участниками конференции.
Кроме того, обычно целями международной конференции есть:
§ разработка и принятие текста международного договора (например, принятия Конвенции о праве международных договоров на Венской конференции 1968-1969 годов);
§ обсуждения определенной актуальной международной проблемы или проблем и принятия совместного заявления (например, Декларация Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде);
§ обмен мнениями и информацией по определенной международной проблеме или проблемах и выработки рекомендаций (например, Хельсинкский документ 1992 года «Вызов времени перемен», принятый в рамках Конференции СБСЕ).
Конференции различают по разным основаниям:
В зависимости от субъекта, который созывает конференцию:
а) конференции, созываемые в рамках международных организаций (например, кодификационные конференции);
б) конференции, созываемые вне международных организаций;
В зависимости от представительства участников конференции:
б) региональные конференции;
В зависимости от уровня представительства государств, принимающих участие в конференциях:
а) конференции с участием высших руководителей государств;
б) конференции министров иностранных дел;
в) конференции послов и т.д.;
В зависимости от вопросов, входящих в повестку дня:
а) конференции мирные;
В зависимости от периодичности созыва конференций:
а) периодические, созываемые через определенный период времени (например, конференции, проводимые в рамках СБСЕ);
Следует отметить, что в современном международном праве право международных конференций не кодифицировано. Его источниками являются обычные нормы и акты международных организаций.
Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут принимать участие наблюдатели (без права решающего голоса).
Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами международной организации, которая созывает. Регламенты включают в себя правила процедуры, нормы которых принадлежат внутреннему законодательству конференций.
Правила процедуры обычно состоят из следующих основных положений:
Представительство и полномочия. Делегация каждого государства-участника конференции включает полномочных представителей, их заместителей и советников. В начале работы конференции назначается комитет по проверке полномочий, выполнив свою функцию, немедленно представляет доклад конференции.
Должностные лица. Конференция избирает из числа представителей государств-участников конференции должностных лиц (председателя, трех заместителей председателя и докладчика).
Секретариат конференции. Он обеспечивает устный перевод выступлений на заседаниях; получает, переводит, размножает, выдает и распространяет документы, осуществляет звукозаписи заседаний и обеспечивает их хранение, обеспечивает сохранение и целостность документов конференции в архивах ООН; выполняет всю другую работу, которая необходима для подготовки и проведения конференции.
Открытие конференции. На своем первом заседании конференция избирает председателя; подтверждает правила процедуры, повестку дня; выбирает должностных лиц конференции, принимает решение об организации своей работы. Порядок ведения заседаний. Никто не может выступать на конференции, не получив предварительного разрешения конференции. Слово ораторам председатель предоставляет в том порядке, в котором они заявили о своем желании выступить. Составление списка выступающих поручается секретариату. Конференция может установить временный регламент для выступления. Предложения и поправки по существу вопросов представляются в письменной форме в секретариат конференции, рассылает их всем делегациям.
Принятие решений. Решение конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация на конференции один голос.
Вспомогательные органы. На конференции обычно создаются следующие комитеты:
· по проверке полномочий;
· по обеспечению работы конференции;
· из обсуждаемых проблем;
· редакционный комитет по подготовке решения и др.
Языки и отчеты о заседаниях. Обычно языком всемирной межправительственной конференции является английский, французский и язык государства, на территории которого осуществляется конференция. При проведении конференций под эгидой ООН ее языками будут официальные и рабочие языки ООН. Но любой представитель может выступать на языке, который не является языком конференции, если соответствующая делегация обеспечивает устный перевод на один из таких языков.
Акты конференции могут содержать тексты международных договоров (конвенции), разработанных на конференции, или быть самостоятельными источниками международного права.
Таким образом, деятельность конференции определяется действиями и взаимодействием трех ее основных компонентов:
· управляющими должностными лицами
· секретариатом и его исполнительным главой
9) Международные неправительственные организации: понятие роль, роль и значение в современном мире.
· Международные Неправительственные Организации:
· а) отсутствие целей извлечения прибыли;
· б) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях:
· в) получение денежных средств более чем из одной страны:
· г) осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
· Международные Неправительственные Организации. Они подразделяются на три категории:
· к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета;
· Международные Неправительственные Организации. которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консультироваться с Секретариатом ООН.
· Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса. Так, Международная морская организация(ИМО) предоставляет консультативный статус тем Международные Неправительственные Организации. которые могут внести существенный вклад в ее работу, если целя и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО.
· Дополнение к 9 вопросу из другого источника:
· Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).
· Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.
· Международные неправительственные организации, будучи особой формой международного общения, являются предметом изучения и исследования различных научных дисциплин — международного права, политической науки, истории, социологии и т.д. Начиная с 1970-х годов исследования неправительственных организаций оформляются в относительно самостоятельное комплексное научное направление, хотя, вплоть до сегодняшних дней, МНПО рассматривают и в контексте исследований международных межправительственных организаций. Это связано прежде всего с тем, что до 1990-х годов неправительственным организациям отводилась второстепенная роль по сравнению с международными межправительственными организациями.
· Обратимся к вопросу о возникновении и эволюции неправительственных организаций. Как отмечают некоторые исследователи, «тенденция развития международного сотрудничества по негосударственной линии наметилась еще в глубокой древности, хотя в ту пору оно и имело весьма ограниченные масштабы: определялись места традиционных торговых ярмарок, происходили встречи ученых и т.д.». Как следствие возрастающие потребности в международном общении привели к тому, что количество неправительственных контактов множилось, а формы их усложнялись и видоизменялись.
· В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории: неправительственные организации, организованные правительствами. Образование таких неправительственных организаций было характерно для периода «холодной войны»; неправительственные организации; неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.
· Главным органом большинства неправительственных организаций является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.
· Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.
· В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством.
· Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).
· Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа: состоящие из физических лиц; объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.
· Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладают мнения о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений.
· Учитывая практический вклад неправительственных организаций в развитие современных международных отношений и права, разные ученые признают за ними субъектов международного права со специальной.
· Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве, как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.
· Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них:
· Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например, Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.
· Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 году), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.
Международные конференции: понятие, виды и этапы прохождения
Международные конференции – это встреча официальных представителей стран для диалога о вопросах, которые представляют взаимный интерес. Важно отметить, что различные варианты наименований конференций, будь то конгресс, совещание, встреча, и так далее, не несут в себе особого юридического значения.
Можно провести аналогию между международными конференциями и международными организациями, которые имеют много сходств как правовые институты: в обоих событиях присутствуют официальные представители стран. Для правильного функционирования конференций создаются рабочие органы, такие как комитеты и комиссии. Главным же отличием конференций от международных организаций является временность существования конференций.
Виды конференций
Существует несколько видов конференций:
Международные конференции и международное право, не являются кодифицированными. Источниками этого института являются различные соглашения, нормы, и акты, созданные международными организациями. Среди последних можно отметить Правила процедуры для созыва международных конференций государств от 3 декабря 1949 года, а также Правила общей классификации различных категорий совещаний, созываемых ЮНЕСКО, основанные в Париже в 1966 году.
Совещания, в свою очередь, можно поделить на несколько групп: совещания представительного характера и совещания непредставительного характера.
Совещания представительного характера также делятся на несколько видов:
Совещания непредставительного характера представляют собой собрания, на которых участники лично себя представляют. Основными участниками принято считать тех, кто пользуются личными правами и имеют право голоса, если того может требовать случай.
Категорий непредставительного вида совещаний больше, чем представительного:
Неправительственные конференции
На собраниях подобного типа можно увидеть представителей международных неправительственных организаций, межправительственных организаций, решения которых будут представлены либо организациям, являющимися участниками конференции, либо членам конференций.
Инициаторами конференций обычно являются одна/несколько стран или международная организация. Перед созывом конференции проходят переговоры, определяющие время и место проведения конференции, круг участников, и обсуждается основная повестка дня. Во время конференции могут принимать участие наблюдатели, которые, впрочем, не будут иметь права решающего голоса.
Порядок и регулирование конференций
Процедура проведения конференции регулируется регламентами, которые были утверждены участниками конференции, или же органами, созвавшими международную конференцию.
Обычно, для проведения конференции, создаются необходимые комитеты, такие как комитет по проверке полномочий, комитет по обеспечению должного функционирования, комитет по обсуждаемой повестке собрания, комитет по подготовке решения, и другие. Решения, предложенные на конференции, принимаются в ходе голосования и достижения консенсуса. Каждая делегация/представительство имеет право на один голос.
Акты конференции могут содержать договоры в текстовом виде, подготовленных в ходе конференции. К примеру, Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (созданная в Стамбуле 21 ноября 1997 года) принята Конференцией полномочных представителей стран, являющихся членами ОЭСР. Стоит отметить, что некоторые документы, созданные на конференциях, являются независимыми источниками МП (к примеру, Заключительных акт конференции государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1999 года).