Что такое межполушарная асимметрия
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Что такое межполушарная асимметрия
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
Нужны занятия с логопедом?
Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.
Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.
Результат — отличная успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.
Межполушарные связи — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей:
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:
Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания.
Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
Причины
В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Другими причинами могут быть:
Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Специальные упражнения
Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.
Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.
Приемы для детей от 2 лет и старше:
Нейродинамическая гимнастика
Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.
Упражнения:
Игры для дошкольников
Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:
В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.
Руководство по функциональной межполушарной асимметрии
Ред.: Фокин В.Ф., Боголепова И.Н., Гутник Б., Кобрин В.И., Шульговский В.В.
М.: Научный мир, 2009. 836 с.
Руководство содержит материалы по фундаментальным основам функциональной межполушарной асимметрии, являющейся базовым принципом системной организации головного мозга человека и животных.
Комплексное исследование функциональной межполушарной асимметрии включает в себя широкий круг научных дисциплин. В руководстве последовательно рассматриваются эволюционный аспект функциональной асимметрии (от беспозвоночных до высших млекопитающих), закономерности изменения функциональной асимметрии при развитии и старении организма, морфологическая асимметрия мозга человека, биохимические, эндокринологические и некоторые генетические механизмы функциональной асимметрии, нейрофизиологические проявления межполушарной асимметрии и межполушарных отношений в норме и при патологии, клинические вопросы функциональной межполушарной асимметрии, а также теоретические вопросы происхождения функциональной асимметрии.
В руководстве представлены как классические представления о природе асимметрии, так и современные концепции, основанные, в первую очередь, на достижениях молекулярной биологии, генетики, эндокринологии и других дисциплин.
Руководство рассчитано на научных сотрудников, преподавателей и студентов биологических и медицинских специальностей.
ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Глава 1. Роль билатеральной симметрии в прогрессивной эволюции нервной системы и пластичности поведения беспозвоночных. Переход от симметрии к асимметрии
А.Я. Карась
Глава 2. Асимметрия у беспозвоночных животных
Т.П. Удалова
Глава 3. Эволюционные особенности функциональной асимметрии мозга и роль нейропептидов в ее регуляции
Т.Н. Соллертинская
Глава 4. Формирование и организация моторного предпочтения у крыс
К.С. Сташкевич
ОНТОГЕНЕЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Глава 5. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как объект репродуктивного системогенеза
А.В. Черноситов, В.И. Орлов, В.В. Васильева
Глава 6. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез
В. Ротенберг
Глава 7. Межполушарное взаимодействие при нормальном и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности
М.С. Ковязина, Е.Ю. Балашова
Глава 8. Нейроактивные стероиды и формирование полового диморфизма латеральной организации мозга
Э.Д. Моренков, Л.П. Петрова
ЦЕНТРАЛЬНО-ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Глава 9. Особенности цитоархитектонического строения корковых и подкорковых образований мозга у мужчин и женщин
И.Н. Боголепова, Л.И. Малофеева, В.В. Амунц, К.С. Оржеховская
Глава 10. Функциональная асимметрия иммунной, кроветворной и нейроэндокринной систем
В.В. Абрамов, Т.Я. Абрамова, А.Ф. Повещенко, В.А. Козлов
Глава 11. Зрительное узнавание: специфика психофизиологических механизмов доминантного и субдоминантного полушария мозга человека
В.М. Кроль
Глава 12. Асимметрия амплитудно-временных свойств целенаправленных саккад у приматов
А.В. Латанов, Л.В. Терещенко, О.В. Колесникова, В.В. Шульговский
Глава 13. Асимметрия рук: центральное или периферическое происхождение?
Б. Гутник, В.И. Кобрин, Р. Дегабриль
СТАЦИОНАРНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Глава 14. Стационарная и динамическая организация функциональной межполушарной асимметрии
В.Ф. Фокин, А.И. Боравова, Н.С. Галкина, Н.В. Пономарева, И.А. Шимко
Глава 15. Функциональная асимметрия мозга и незавершенная адаптация
В.П. Леутин, Е.Ж Николаева, Е.В. Фомина
Глава 16. Популяционная структура полиморфизма функциональной межполушарной асимметрии
В.В. Аршавский
Глава 17. Функциональная асимметрия мозга и эмоции
М.Н. Русалова, В.М. Русалов
Глава 18. Гормоны и динамика функциональной межполушарной асимметрии
М.П. Чернышева, Р.И. Коваленко
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ
Глава 19. Речевые дезинтеграции и их мозговые механизмы с позиции межполушарной асимметрии мозга
Т.Г. Вшель
Глава 20. Уменьшение и реверсия межполушарной асимметрии мозга человека в результате воздействия ионизирующей радиации
Л.А. Жаворонкова, Н.Б. Холодова
Глава 21. Специфика проявлений дефектов мышления в повседневной активности больных с очаговыми поражениями правого и левого полушария
О.А. Кроткова
ПРИКЛАДНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Глава 22. Приемы исследования и оценки функциональной асимметрии мозга человека в норме и патологии
Е.В. Шарова, Е.В. Ениколопова, О.С. Зайцев, Г.Н. Болдырева, Е.М Трошина, Л.Б. Окнина
Глава 23. Диагностика леворукости и латеральных признаков
А.П. Чуприков, P.M. Гнатюк
Глава 24. Функциональные асимметрии и спорт
Е.М. Бердичевская, А.С. Тройская
Глава 25. Межполушарная функциональная асимметрия и проблема индивидуального здоровья
К.В. Ефимова, Е.В. Будыка
Луценко Е.Л. Особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма у студентов
Особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма у студентов
Е.Л. Луценко
Украина, г. Харьков, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассмотрены особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма в затылочных областях. Прослежены связи между коэффициентом межполушарной асимметрии, темпераментом и способностью к саморегуляции с помощью БОС. В исследовании приняли участие 40 студентов университета. Обнаружено, что большинство имеют левополушарную асимметрию, что объясняется вероятным стрессовым состоянием.
The paper describes the features of alpha rhythm asymmetry index in the occipital brainregions. It was researched the relationships between the coefficient of asymmetry, temperament and ability to self-regulation with biofeedback. The study involved 40 students of the university. Found that most of participants have left hemisphere asymmetry that explains by the probable stress state.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, альфа-ритм, темперамент, саморегуляция, биологичесая обратная связь
В настоящее время появляется все больше работ, в которых различные показатели межполушарной асимметрии головного мозга используются как своего рода маркеры функциональных состояний, личностных особенностей, когнитивных процессов и психических нарушений [2, 7, 9]. Понимание и выработка методов регуляции межполушарных отношений открывает возможности управления функциональными состояниями человека. В этом смысле большой интерес представляет асимметрия основного ритма ЭЭГ человека – альфа-ритма, а также ее взаимосвязь с особенностями саморегуляции и базовой психологической характеристикой – темпераментом.
Альфа-ритм – наиболее часто встречающийся ритм, который состоит из волн синусоидальной формы, с частотой 8-13 Гц и амплитудой 50-100 мкВ. Наблюдается в состоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотонной деятельности. В первую очередь появляется в затылочных областях [6]. Десинхронизация альфа-ритма возникает при интенсивном поступлении сенсорных стимулов, активной деятельности. Депрессия альфа-ритма и повышение сенсорной чувствительности являются двумя компонентами ориентировочной реакции (реакции активации) [1].
Индекс ритма – время наличия определенного ритма (активности) по отношению ко всему времени регистрации ЭЭГ, выраженное в процентах. Асимметрия – отсутствие соразмерности, сходства, соответственности размерности потенциала в одноименных структурах двух полушарий мозга [5].
Низкий индекс альфа-ритма в затылочных областях соответствует невротическим и неврозоподобным расстройствам [5]. Повышение индекса альфа-ритма в затылочных областях благодаря альфа-стимулирующему тренингу с биологической обратной связью вызывает устойчивость к стрессу, развитие навыков глубокой психической релаксации, улучшение творческих способностей и памяти [3].
В норме наблюдается наличие функциональной асимметрии с незначительным превышением амплитуды в правом полушарии, что является следствием функциональной асимметрии мозга, связанной с большей активностью левого полушария [5]. Есть сведения, что противоположная левосторонняя асимметрия альфа-ритма в затылочной области у девочек-подростков связана со склонностью к суицидам и агрессивности, что объясняется в терминах сниженной левосторонней задней активации [12]. Программа тренинга с биологической обратной связью (БОС), обучающая способности увеличивать альфа-активность в правом полушарии при одновременном снижении альфа-активности в левом полушарии, может быть использована в терапии депрессивных расстройств у подростков [3]. Отличающийся паттерн ЭЭГ-асимметрии наблюдается у маленьких детей с высоким риском аутизма по сравнению с детьми с низким риском этого расстройства [11]. Доминирование правого полушария в противоположность наиболее распространенному доминированию левого полушария достоверно чаще встречается у больных алкоголизмом [2]. Некоторые исследователи говорят о циклах переключения доминантности полушарий, например, важную роль нарушения переключения полушарий головного мозга играют в патогенезе биполярного расстройства (маниакально-депрессивного психоза) [там же].
Таким образом, межполушарная асимметрия, и в частности, асимметрия альфа-ритма, является значимой физиологической характеристикой, имеющей отношение к психическому статусу человека. Однако специфика этого отношения не является достаточно ясной. Исходя из этого, нам показалось интересным проследить взаимосвязи межполушарной асимметрии альфа-ритма в областях его наибольшей представленности с базовыми свойствами психики – темпераментом, и со способностью к саморегуляции как необходимому условию успешной адаптации человека в окружающей среде.
Способность к саморегуляции в широком смысле состоит в сознательном умении управлять своими психическими, физическими состояниями и поведением в процессе достижения жизненных целей [10].
Темперамент рассматривается в качестве «относительно устойчивой, врожденной базовой диспозиции, определяющей вариативность многих поведенческих черт» [цит. по 8, с. 32]. Многочисленные исследования доказывают значительно большую, чем для других психологических характеристик, связь темперамента с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека [там же].
Цель данного исследования – выявить связь межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма со свойствами темперамента, психофизиологическими особенностями и способностью к саморегуляции с помощью БОС у студентов.
1. Предполагается, что особенности асимметрии индекса альфа-ритма могут быть связаны со свойствами темперамента, как базовыми психологическими особенностями, наиболее сильно «привязанными» к материальной основе психики – нервной системе.
2. Так как, согласно литературным данным, от асимметрии альфа-ритма зависят особенности доминирующего эмоционального фона (депрессивность, агрессивность, тревожность), она может быть ассоциирована с физиологическими проявлениями стресса и со способностью к саморегуляции. В качестве физиологических проявлений стресса были выбраны рекурсия дыхания и потенциал кожи. Показателями саморегуляции выступали способность к увеличению объема диафрагмального дыхания по сравнению с грудным и снижению потенциала кожи с помощью БОС-тренинга.
1. Измерить индекс альфа-ритма в затылочных областях и коэффициент межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма.
2. Измерить рекурсию грудного и диафрагмального дыхания, и потенциал кожи пальцев руки до и после БОС-тренингов по рекурсии дыхания и снижению ПК.
3. Проследить связь кМПА со свойствами темперамента.
4. Выявить связь кМПА с психофизиологическими особенностями исследуемых лиц – рекурсией грудного и диафрагмального дыхания и способностью к снижению ПК.
Материал и методы исследования
Выборку исследования составили 40 студентов 2 курса факультета психологии ХНУ им. В.Н. Каразина (медиана возраста 18 лет, диапазон возраста 17-20 лет), из них 34 девушки и 6 юношей.
Для диагностики темперамента использовался психометрический тест – «Опросник формально-динамических характеристик поведения» Я. Стреляу, измеряющий следующие свойства темперамента: динамичность, настойчивость, сенсорную чувствительность, эмоциональную реактивность, выносливость, активность). Шкалы содержат по 20 пунктов, поэтому максимально возможный балл по каждому свойству темперамента – 20, минимальный – 0 [8].
Для оценки психофизиологических показателей использовались:
1. Двухканальная монополярная ЭЭГ в затылочных отведениях А1-О1 и А2-О2 по международной системе 10-20 [6] с автоматизированной количественной обработкой индексов мощности основных ритмов. Коэффициент межполушарной асимметрии (кмпа) подсчитывался по формуле кМПА=((П-Л)/(П+Л))*100%, где П – значение спектральной плотности мощности альфа-ритма ЭЭГ в правом полушарии, а Л – в левом полушарии [13]. Положительное значение кМПА соответствует правостороней асимметрии индекса альфа-ритма, а отрицательное – левосторонней.
3. Потенциал кожи (ПК) измерялся по методу Тарханова, от крайних фаланг 2-го и 3-го пальцев левой руки. Ранее электрический потенциал кожи и электрическая проницаемость кожи (метод Ферре) объединялись общим термином – кожно-гальванический рефлекс (КГР).
Запись физиологических показателей производилась на программно-аппаратном комплексе «РЕАКОР» (Медиком мтд, г. Таганрог, РФ) с четырьмя полиграфическими каналами и возможностью предъявления сигнала биологической обратной связи. При записи электрических сигналов (ЭЭГ, ПК), кроме основных датчиков, применялся референтный электрод, одеваемый на руку испытуемых [3].
Исследование со студентами проводилось после занятий с 13.30 до 17.00. Доминирующее субъективное состояние испытуемых – легкое утомление и расслабление. Запись ЭЭГ производилась сидя в кресле с закрытыми глазами в течении 2-х минут. Лаборатория не являлась звуко- и светоизолированной. Запись рекурсии дыхания и ПК производилась во время прохождения БОС-тренингов в тех же условиях с открытыми глазами. Респираторный тренинг был направлен на увеличение рекурсии диафрагмального дыхания и уменьшение рекурсии грудного, так как этот способ дыхания является более физиологическим, способствующим релаксации, снижению гипервентиляции и невротических состояний. Ритмическое диафрагмальное дыхание используется в большинстве техник саморегуляции – йоге, медитации, аутотренинге и т.п. Во время БОС-тренинга испытуемые старались дышать согласно задаваемому ритму. Увеличение РДД и уменьшение РГД подкреплялось улучшением аудио-визуальной стимуляции. БОС-тренинг по ПК состоял в задаче расслабиться и уменьшить демонстрируемый в виде графика на экране потенциал кожи во время появления неприятных аудиостимулов. ПК возрастает при эмоциональном напряжении, что выражается в усилении потоотделения кистей рук. Психологический тест темперамента выполнялся дома в свободное время. Все испытуемые добровольно и с интересом приняли участие в исследовании.
Для обработки данных использовались: критерий Колмогорова-Смирнова для проверки данных на нормальность, критерий значимости различий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона и Спирмена. Обработка выполнена с помощью программы STATISTICA 6.0.
Проверка данных на нормальность показала, что все показатели, кроме рекурсии дыхания являются нормально распределенными. Показатели теста темперамента измеряются в ранговой шкале. Поэтому для обработки показателей рекурсии дыхания и темперамента использовался непараметрический корреляционный анализ Спирмена, а для остальных данных – вышеуказанные параметрические методы.
В среднем индекс мощности альфа-ритма в общем спектре ЭЭГ у исследуемых лиц в левом затылочном отведении (А1-О1) составил 38,3% и в правом (А2-О2) – 35,1%. Согласно t-тесту Стьюдента для зависимых выборок различия по индексу альфа-ритма между полушариями значимы: для выборки студентов-психологов характерен значимо более высокий индекс альфа-ритма в левом полушарии: n=40; df=39; t=2,79; р=0,008.
Хотя в целом в выборке и преобладала левосторонняя асимметрия, она была свойственна не всем: 65% (26) участников исследования имели левостороннюю асимметрию и 35% (14) – правостороннюю, которая считается более благоприятной. Сравнение средних значений выраженности альфа-ритма в полушариях по группам исследованных с левополушарным и правополушарным доминированием показывает, что значимые различия по группам наблюдаются только по индексу альфа-ритма в левом полушарии. В группе с левополушарной асимметрией средний индекс альфа-ритма в левом полушарии составил 42,6%, а в группе с правополушарной асимметрией – 30,4% (n=40; df=39; t=2,6; р=0,012). В правом полушарии индекс альфа-ритма в группах с разным межполушарным доминированием практически одинаков: 35,2% и 34,8% соответственно (n=40; df=39; t=0,1; р=0,92). Для этого анализа применялся t-тест Стьюдента для независимых выборок.
Основные статистические параметры изучаемых психофизиологических показателей отражены в таблице.
Таблица. Статистические параметры изучаемых психофизиологических показателей
Показатели
Сред.
Макс.
Ст. откл.
Динамичность (св. темперамента)
Настойчивость (св. темперамента)
Сенсорная чувствительность (св. темперамента)
Эмоциональная реактивность (св. темперамента)
Выносливость (св. темперамента)
Активность (св. темперамента)
Индекс альфа-ритма в левом полушарии
Индекс альфа-ритма в правом полушарии
РГД, исходный уровень
РГД, итоговый уровень (после БОС-тренинга)
Разница между исходной/итоговой РГД
РДД, исходный уровень
РДД, итоговый уровень(после БОС-тренинга)
Разница между исходной/итоговой РДД
ПК, исходный уровень
ПК, итоговый уровень(после БОС-тренинга)
Разница между исходным/итоговым ПК
При проверке корреляционных связей кМПА альфа-ритма и характеристик темперамента студентов обнаружена прямая связь между кМПА альфа-ритма и сенсорной чувствительности, как формально-динамической характеристикой темперамента: rs=0,42; p=0,008. То есть, чем больше выражена правополушарная асимметрия альфа-ритма в затылочных областях – тем больше сенсорная чувствительность и наоборот, чем больше левополушарная асимметрия – тем меньше сенсорная чувствительность. Не обнаружено достоверных связей кМПА с другими свойствами темперамента (динамичностью, настойчивостью, эмоциональной реактивностью, выносливостью и активностью).
Корреляционный анализ кМПА альфа-ритма и респираторных показателей позволил выявить достоверную обратную связь между кМПА альфа-ритма и итоговой рекурсией грудного дыхания после дыхательного БОС-тренинга: rs=-0,57; p
Обнаружена прямая связь между кМПА альфа-ритма и способностью к угашению потенциала кожи в результате прохождения БОС-тренинга по данному параметру: кМПА связан со степенью снижения ПК (разницей между исходным и итоговым уровнем ПК после БОС-тренинга)r=0,48; p=0,004. Это означает, что чем больше у исследуемых лиц выражена правополушарная асимметрия спектральной мощности альфа-ритма в затылочных областях – тем лучше они могут угасить кожный потенциал с помощью БОС, и, наоборот, чем более у испытуемых выражена левополушарная асимметрия альфа-ритма, тем меньше они могут произвольно снизить такой показатель симпатической активации НС как кожный потенциал.
Наличие левосторонней асимметрии индекса альфа-ритма в затылочных областях у большинства студентов можно объяснить возможным пребыванием их в трессовом состоянии по различным причинам. Стресс может менять межполушарные отношения, так как уже есть сведения об асимметричной представлености волокон вегетативной НС в полушариях (преимущественой представленности волокон симпатической НС в правом полушарии и парасимпатической НС – в левом), а также преимущественной связи правого полушария с диэнцефальными структурами и левого полушария – с мезенцефальными (ретикулярной формацией). При стрессе активируются диэнцефалические системы, а также симпатическая нервная система, которые приводят чаще всего к увеличению активности правого полушария [4]. А так как альфа-ритм – это ритм покоя, то активизация правого полушария приводит к снижению индекса альфа-ритма в правом полушарии и соответственно он оказывается более выраженным в левом полушарии.
Сенсорная чувствительность в тесте темперамента Я. Стреляу понимается как способность субъекта реагировать на слабовыраженную стимуляцию, например, на стимулы с низкими показателями интенсивности. В частности, лица с высокой сенсорной чувствительностью сразу замечают на себе ползающее насекомое, чувствуют слабые запахи цветов, кофе, косметики, дыма, бытовой химии, замечают мерцание звезд, мелкие дефекты предметов, различают вкус воды из разных источников и т.п. Люди с низкой чувствительностью плохо ощущают вкус и запах пищи, с трудом разбирают шепот, оттенки красок, не ощущают слабое движение воздуха (легкий сквозняк) и п.д.
Прямая корреляция между сенсорной чувствительностью и кМПА означает, что правостороннее доминирование альфа-ритма связано с более высокой сенсорной чувствительностью к слабым раздражителям, а левостороннее доминирование альфа-ритма характерно для лиц с низкой чувствительностью к слабым стимулам.
Обратная связь кМПА альфа-ритма с рекурсией грудного дыхания после респираторного БОС-тренинга показывает, что лицам с левосторонней асимметрией затылочного альфа-ритма хуже удается уменьшить амплитуду грудного дыхания в результате БОС-тренинга и перейти к другому стереотипу дыхания – диафрагмальному. Чем более у испытуемого выражена правосторонняя асимметрия – тем меньше у него амплитуда грудного дыхания после тренинга, а значит, он лучше научился методу дыхательной саморегуляции. Грудное дыхание связано с повышением симпатической регуляции организма и свойственно тревожным лицам [3]. Интенсивное поверхностное (грудное) дыхание наблюдается во время панических атак. Оно приводит к гипервентиляции, нарушениям мозгового кровообращения, судорожной активности. Вероятно, поэтому левосторонняя асимметрия альфа-ритма и устойчивость стереотипа грудного дыхания связаны.
Способность к угашению потенциала кожи связана с большей правополушарной асимметрией альфа-индекса. То есть более высокий индекс альфа-ритма в правом полушарии характерен для лиц, способных к произвольному снятию такого физиологического показателя стресса как потливости рук методами саморегуляции, в частности методом БОС.
Заключение. Для большинства студентов-психологов (преимущественно девушек) характерна левополушарная асимметрия индекса альфа-ритма, что может объясняться стрессовым состоянием. Количество участников с левополушарной асимметрией по отношению к участникам с правополушарной асимметрией составляет примерно 2:1. Правополушарная асимметрия альфа-индекса в затылочных областях связана с более высокой сенсорной чувствительностью как характеристикой темперамента и с большими способностями к саморегуляции. Напротив, лица с левосторонней асимметрией имеют более низкую чувствительность к слабым сенсорным стимулам, меньшую способность к снижению потенциала кожи и изменению стереотипа дыхания на более эффективный, то есть имеют пониженную способность справляться с эмоциональным напряжением. Таким образом, правополушарная асимметрия альфа-ритма в затылочных областях сопровождается более тонким восприятием мира и является преимуществом для выработки способности к саморегуляции и управлению стрессом с помощью метода БОС. С другой стороны, для лиц с левополушарной асимметрией БОС-тренинг на изменение межполушарных отношений может стать резервом для коррекции психологических проблем.
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Речь, 2011. – 635 с.
2. Егоров А.Ю. Нейропсихология и паттерны аддиктивного поведения / А.Ю. Егоров // В кн.: Руководство по аддиктологии. Наркология и аддиктология. / Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. – СПб: Речь, 2007.
3. Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «РЕАКОР»: методические указания. – Таганрог: НПКФ «Медиком МТД», 2007. – 162 с.
4. Левашов О.В. Современные подходы к изучению функциональной асимметрии полушарий мозга / О.В. Левашов // Асимметрия. – 2012. – №4. – С. 40-50.
5. Поворинский А.Г. Пособие по клинической электроэнцефалографии / А.Г. Поворинский, В.А. Заболотных. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. –64 с.
6. Психофизиология. Учебник для вузов / Под. ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001. – 496 с.
8. Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): учебно-методическое пособие / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. – М.: Смысл, 2009. – 104 с.
9. Фокин В.Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний / В.Ф. Фокин // Асимметрия. – 2007. – №1. – С. 4–9.
10. BoekaertsM. Handbookofself-regulation/ M. Boekaerts, P. Pintrich,M.Zeidner.–ElsevierAcademic Press. – 2005.
11. Gabard-DurnamL. Patterns of Hemisphere Asymmetry in EEG Activity in Infants at High Risk for Autism / L. Gabard-Durnam,A. L. Tierney,C. A. Nelson,H. Tager-Flusberg// Proceedingofthe International Meeting for Autism Research. May, 2010, Philadelphia, USA.URL: https://imfar.confex.com/imfar/2010/webprogram/Paper6954.html
12. GraaeF. AbnormalityofEEGAlfaAsymmetryinFemaleAdolescentSuicideAttempters/ F. Graaeetal. // Biol Psychiatry. – 1996. – Vol. 40.–P. 706-713.