Что такое межрегиональная агломерация

Российские регионы нанижут на «шампур» агломераций

Укрупнение регионов стало темой апреля в дискуссиях властей и экспертов. Чиновники склоняются к мысли о непригодности для России «агломератизации» пространств.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Но пока разговоры идут именно о них. Как пишет журналист Дмитрий Смирнов, в рамках проекта «Агрессивное развитие инфраструктуры» предлагается образовать в России к 2030 году шесть агломераций мирового уровня и 14 — общенационального масштаба.

Сама идея у многих вызывает скепсис. Как отметил обозреватель «Царьграда» Юрий Пронько, «если подобное станет реальностью, то Россия превратится в самую настоящую пустыню, а может быть, даже и исчезнет с карты мира».

В проекте «Реальная демократия» высказали мнение, что при таком подходе отчётливо видна логика суверенной колонии: «Народ есть балластный объект, мешающий власти-субъекту осваивать ренту. В агломерации его удобнее и подавлять, и вообще держать в узде«.

С этим согласны и у «Прохорова»: «Конечно, человеческий ресурс в агломерациях эксплуатировать легче. Но на самом деле стране, чтобы она не развалилась, нужен индустриально-муниципальный каркас, а не агломерационный «шампур». Концентрация ресурсов в рамках так называемых агломераций усиливает и без того разительный дисбаланс между ареалами городов-миллионников и остальными территориями.

Аналитики напоминают, что изначально реформа оправдывалась экономией на госаппарате. Но помимо этого «пространственное развитие» удобнее осуществлять в рамках крупных территорий. Особенно при появлении нового типа — федеральных территорий.

Хотя перспективы этой затеи достаточно предсказуемы. расти будут только три метрополии:

Деньги и активные люди так и будут стекаться в них.

«Хинтерланд так и будет пустеть и постепенно умирать», — считает «Толкователь».

Впрочем саму идею реализовывать всё равно будут, поскольку в данном случае цель — это сокращение административной нагрузки на бюджет. Вторая цель — кадровый голод. Федеральная власть расписывается в том, что не смогла подготовить региональных лидеров-профессионалов.

Текущая логика распределительных механизмов создаёт избыточную нагрузку на центр и формирует в региональных администрациях дотационных субъектов отчётно-иждивенческие настроения. По мнению «Незыгаря», возможное укрупнение регионов решит эту проблему.

К тому же сокращение региональных администраций означает сокращение влияния региональных игроков и этому, безусловно, будут противиться местные игроки. Плюс может быть использована тема локального патриотизма, добавил у себя в паблике эксперт «Друида».

В качестве возможной альтернативы аналитики канала «Алехин» озвучили мысль, что давно назрела реформа в виде объединения муниципальных образований — районов и малых городов, в которых численность населения за последние годы значительно снизилась. Именно это уже снизит нагрузку на бюджеты регионов.

«Толкователь» развивает тему в таком ключе, что идеальным развитием для большинства регионов будет сервисная экономика, а также промыслы. Люди могли бы функционировать внутри небольших коллективов, сформированных на основе семей, родственников и ближнего круга друзей.

«Если представить, что вдруг нами начала править профессиональная и более гуманная власть, то видны две новые точки роста. Первая — взрывной рост пригородов, жизни в частных домах. Вторая — взрывной рост Сахалина-Приморья», — резюмировал эксперт.

Проблема в том, что нынешняя Россия отличается отсутствием проекта развития и сверхзадачи, а механизм федерализации страны был ликвидирован. Усиление централизации идёт наперекор тому, что требуется стране.

Но какие-то попытки изменить ситуацию предпринимаются. В России хотят в два раза сократить количество моногородов — с таким предложением выступил глава минэка Максим Решетников.

В настоящее время в России насчитывается 321 моногород, однако до конца 2021 года такой статус должен остаться лишь у 163 муниципалитетов. Около 30 российских моногородов, по мнению чиновников, развивать нецелесообразно — они должны войти в агломерации вокруг региональных столиц.

Напомним, сейчас в РФ только Московская агломерация входит в мировой топ городов (26% ВВП страны). Наличие только одной агломерации с постиндустриальной экономикой снижает конкурентоспособность страны в глобальной экономике.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

В 37 регионах России будут объединять города

Губернаторы воспользуются этим, чтобы забрать власть у мэров

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

В российских регионах начнут создавать межгородские агломерации. Как сообщил близкий к правительству источник URA.RU, проект коснется 37 субъектов страны. Губернаторы уже включились в процесс интеграции территорий. Однако эксперты считают, что агломерации могут создать проблемы с властями на местах.

По словам источника URA.RU, полный список агломераций (в том числе четыре межрегиональные) будет прописан в поправках в закон об общих принципах организации местного самоуправления, которые разрабатывает Минфин. «Закон создаст условия для создания межгородских агломераций и будет стимулировать регионы и муниципалитеты к тому, чтобы они заключали соглашения о сотрудничестве и совместном развитии инфраструктуры», — объяснил собеседник.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

По данным инсайдера, в закон войдут территории, которые указаны в проекте Фронтальной стратегии развития, разрабатываемой правительством РФ. В центре России это Ярославская, Тульско-Новомосковская, Липецкая и Воронежская агломерации. На Северо-Западе — Калининградская. В Приволжье — Нижегородская, Чебоксарская, Пензенская, Саратовская, Пермская, Самаро-Тольяттинская, Уфимская, Оренбургская, Ульяновская, Удмуртская и Кировская. В Южном федеральном округе — Ростовская, Волгоградская, Сочинская и Астраханская. На Кавказе — Ставропольская, Кавминводская и Махачкалинская. В УрФО — Екатеринбургская, Челябинская и Тюменская. В Сибири — Омская, Новосибирская, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Новокузнецкая, Красноярская, Иркутская и Улан-Удэнская. В ДФО — Владивостокская и Хабаровская.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Концепцию кабмина в общих чертах озвучивал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер Марат Хуснуллин (он считается главным вдохновителем агломерационного процесса). По его словам, развитие агломераций решит проблему отсталости регионов. Их будут развивать там, где есть университеты, а численность населения — более 500 тысяч человек. По прогнозам Хуснуллина, к 2030 году в агломерациях будут жить 60 млн человек (почти половина населения России). В 15 агломерациях, как ожидается, темп роста экономики будет выше среднероссийских, а регионов-доноров станет в 1,5 раза больше.

В каждом из регионов появится «15-30 опорных пунктов, в которых качество жизни будет выше», отметил Хуснуллин. Это «хорошо благоустроенные малые города и села», в которых есть коммунальная инфраструктура, доступны образование, медицина, культура и до которых можно добраться на общественном транспорте из поселений, расположенных максимум в 50 км от них. «Мы считаем, что надо [финансово] поддерживать существующие населенные пункты, а все допресурсы направлять на развитие агломераций и опорных пунктов», — заявил чиновник.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

В некоторых регионах начали работать над созданием агломераций, не дожидаясь принятия федерального закона. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сказал URA.RU, что в его субъекте действует соответствующий региональный закон и создано профильное министерство. В агломерацию входят населенные пункты вокруг Нижнего Новгорода, которые «связаны с ним единым логистическим каркасом». Частью ее, по словам Никитина, станет Арзамас, мимо которого пройдет новая трасса М-12 «Москва — Казань — Екатеринбург». «При принятии управленческих решений мы учитываем не один муниципалитет, а взаимосвязи муниципалитетов — наши программы [развития] построены на этом принципе», — отметил Никитин.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил URA.RU, что сейчас агломерации внутри регионов «складываются сами по себе». Но для их успешного развития власти должны участвовать в процессе — создавать единую транспортную систему, обеспечивать доступ к социальной инфраструктуре и т. д. Так, Самарско-Тольяттинская агломерация насчитывает 2,7 млн жителей. Ее связующим звеном, или, как отметил Азаров, «хребтом», станет сеть «городских электричек», которая обеспечит условие «40-минутной маятниковой миграции». То есть те, кто проживают в Тольятти, а работают в Самаре, потратят на дорогу в одну сторону не больше 40 минут.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Укрупнение территорий внутри регионов — процесс неизбежный, «политическими решениями урбанизацию и создание агломераций не остановить», заявил URA.RU глава Якутии Айсен Николаев. «В Якутске уже сосредоточено 35% населения. При этом очень много людей, которые не хотят никуда уезжать из своих сел. При развитии агломераций, мы не будем забывать о сельских территориях и малых городах», — отметил он.

Директор департамента экономики и стратегического развития мэрии Тюмени Сергей Толстых сообщил URA.RU, что создание агломерации учтено в региональной стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Но для реализации проекта нужен федеральный закон.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

В мэрии Челябинска с вопросом об агломерации попросили обратиться в гордуму, но там не ответили на запрос URA.RU. Ранее сообщалось, что в челябинскую транспортную агломерацию вместе с областным центром могут войти город-спутник Копейск и ближайшие Аргаяшский и Красноармейский районы.

По словам автора проекта «Наземка — наземное метро Краснодарской агломерации» Евгения Змиева, жители агломераций получат «возможность более быстрого перемещения, выбора места работы, пользования лучшей инфраструктурой». «Человек будет получать благ больше, а затраты на проживание в своем населенном пункте будут ниже, чем в крупном городе», — пояснил эксперт.

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Создание межмуниципальных агломераций «придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий», согласен с коллегой руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. По его мнению, жить в депрессивных муниципальных образованиях станет комфортнее.

Одним из главных вопросов создания агломераций станет управленческая проблема, считает гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. По его словам, если губернаторы заберут муниципальные полномочия на уровень региона, чтобы контролировать процесс, то местные власти потеряют интерес к объединению. А именно мэриям нужно будет реализовывать совместные проекты вроде строительства школ и больниц. «Но опыта такого горизонтального сотрудничества пока в стране нет», — добавил эксперт.

Источник

Татьяна Голикова

Вице-премьер РФ

Бесконечные города: агломерации – развитие или угроза?

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Принятый правительством нацплан восстановления экономики, как считают эксперты, может стать началом процесса создания агломераций в России. Кроме того, правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть разработку комплексных планов по развитию таких территорий. Авторы Telegram-каналов опасаются, что процесс создания гигантских агломераций может привести к гибели малых и средних городов. Такой вероятности не исключают и собеседники РК. Также они обращают внимание на необходимость решения проблем уже существующих агломераций. Подробности – в нашем обзоре.

Первый шаг?

Национальный план восстановления экономики был принят кабмином 23 сентября, отмечает URA.RU. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, проект включает в себя 30 ключевых стратегий до 2024 года, одна из которых – развитие крупнейших инфраструктурных проектов.

Опрошенные изданием эксперты полагают, что это первый шаг к созданию агломераций.

По их версии, первые агломерации появятся на базе следующих городов: Краснодар – Ростов-на-Дону – Ставрополь – Минеральные Воды (туризм); Екатеринбург – Челябинск – Пермь (промышленность); Новосибирск – Красноярск – Кемерово (промышленность и общее развитие территорий); Иркутск – Улан-Удэ – Чита (туризм и общее развитие территорий); Хабаровск – Владивосток (общее развитие территорий).

Параллельно с этим правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть создание комплексных планов по развитию таких территорий. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, передает ТАСС.

Согласно законопроекту, городская агломерация – территория городского округа или города федерального значения, которая объединена с другими муниципалитетами «устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями». Транспортная доступность: до административного центра агломерации и обратно можно добраться в течение рабочего дня. Городские агломерации могут быть образованы муниципалитетами, которые расположены в граничащих друг с другом регионах России, отмечается в тексте.

В документе прописано, что муниципалитеты, входящие в городскую агломерацию, должны заключить соглашения по сотрудничеству, а также сформировать межмуниципальный координационный совет по развитию агломерации. В его состав будут входить представители органов местного самоуправления, а также ключевых предприятий и организаций. Агломерации смогут создавать межмуниципальные компании.

По мнению авторов законопроекта, принятие данного документа создаст благоприятную правовую среду для реализации в том числе крупных инфраструктурных проектов, строительства и эксплуатации новых социально-культурных и бытовых объектов. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в крупные и средние города России и на прилегающие к ним территории.

Есть ли ресурсы?

Перспектива создания крупных агломераций не вызывает воодушевления у авторов Telegram-каналов.

«Сарма» подчеркивает, что между большинством городов, которые, по данным СМИ, могут объединить в агломерации, «сотни километров малообитаемой пустоши с плохими дорогами и полным отсутствием инфраструктуры».

«Для справки: между Улан-Удэ и Читой 600 км диких забайкальских степей и тайги, где медведя можно встретить чаще, чем человека», – скептически замечают авторы.

Канал общественного движения «Родительское всероссийское сопротивление» опасается, что создание агломераций приведет к гибели малых и средних городов, откуда люди будут уезжать в поисках работы и социальных благ.

Авторы также перечисляют минусы мегаполисов, которые стали особенно очевидны в период пандемии коронавируса.

«Лифты без вентиляции в домах, где лишь в одном подъезде насчитывается до нескольких сотен квартир, давка в общественном транспорте и социальных учреждениях. Не они ли внесли свою немалую лепту в количество зараженных COVID-19? – размышляют блогеры. – Разрушение устойчивых общественных связей. Какие связи можно создать в этих тянущихся на десятки километров «человейниках»? Как следствие, депрессии и букет прочих психиатрических заболеваний. Снижение рождаемости. Экологические проблемы».

«Замполит Татарии» отмечает, что агломерации выгодны с точки зрения рыночной экономики: формируется емкий рынок с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки).

«Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным», – добавляют авторы.

Они также напоминают, что Россия испытывает острый недостаток населения, которое к тому же сокращается. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций, считают авторы.

«Ведь главный ресурс – это люди, которых и так не хватает. Создавать агломерации на отдельных территориях – это значит ставить крест на развитии остальных пространств страны. И потом, ставка на развитие агломераций противоречит планам развития дорожно-транспортной сети. Обширные пространства России необходимо увязать в единую и относительно плотную дорожную сеть. Такая сеть является каркасом, сохраняющим экономическое и политическое единство страны. Но эту дорожно-транспортную сеть необходимо обслуживать, то есть поддерживать в рабочем состоянии. А это означает необходимость более-менее равномерного размещения населения по стране», – резюмируют авторы.

Решить проблемы существующих агломераций

Идея развития сверхагломераций в России не нова. В 2017 году экс-министр финансов и бывший вице-премьер РФ Алексей Кудрин, который на тот момент возглавлял Центр стратегических разработок, предложил создать 10−15 городов-агломераций. В июле этого года, уже будучи главой Счетной палаты, Кудрин выступил за формирование Уральской агломерации, в которую вошли бы Екатеринбург, Пермь, Челябинск и другие крупные города.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций Дмитрий Орлов ранее отмечал, что подобные процессы могут привести к «запустению остальной России».

Между тем региональные эксперты не исключают, что процесс подготовки к созданию гигантских агломераций уже начался.

Так, политолог Илдус Ярулин обратил внимание, что на Камчатке, Сахалине и в Хабаровске обновляются управленческие команды: местную «руководящую публику» заменяют выходцы из центральной части России. Политолог опасается, что это может быть связано с возобновившимися разговорами о создании новых агломераций или макрорегионов.

По мнению политтехнолога Михаила Казанкова, создание агломераций, куда входили бы города, которые разделяют сотни километров, – сложная задача. Скорее, здесь может идти речь не об агломерации, а об укреплении межрегионального сотрудничества и о выстраивании инфраструктуры, предположил Казанков.

Для развития уже существующих агломераций, например, Московской, Нижегородской, Екатеринбургской, необходимо преодолеть разногласия между муниципальными властями, добавил собеседник РК.

«У каждого из них свой бюджет, и в случае необходимости прокладывания дороги из одного муниципального образования в другое возникает вопрос, за чей счет будет осуществляться строительство. Если данные вопросы будут решены на законодательном уровне, то такие агломерации будут развиваться гораздо эффективнее и станут драйверами экономического развития. Однако это очень сложная задача, учитывая разные интересы входящих в агломерацию субъектов. В таком случае необходимо создание единого органа управления – каких-то надмуниципальных управленческих структур, которые будут координировать инфраструктурное развитие внутри агломераций», – пояснил Казанков.

Источник

Российская Федерация уменьшится в два раза

Зачем правительство задумало самое грандиозное укрупнение регионов

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть фото Что такое межрегиональная агломерация. Смотреть картинку Что такое межрегиональная агломерация. Картинка про Что такое межрегиональная агломерация. Фото Что такое межрегиональная агломерация

Российские власти планируют вернуться к политике укрупнение регионов, в результате чего в России должна остаться 41 мегатерритория.

Как сообщает URA.RU. власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Теперь планируется использовать мягкий механизм создания агломераций. По словам источника URA.RU., первыми участниками проекта станут восемь субъектов страны. Впоследствии этот опыт будет распространен на другие регионы.

Собеседник издания рассказал, что в правительстве в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которая разрабатывается под руководством Марата Хуснуллина, объединение субъектов РФ будет вестись в виде создания межрегиональных агломераций. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер объяснил, что «мегаполисы должны развиваться в первую очередь», так как там сосредоточены «наибольшие точки роста». Эта позиция основана наопыте работы чиновника в московской мэрии, где он работал в 2010—2020 годах и занимался градостроительной политикой (в том числе Новой Москвы — бывшей территории Подмосковья), развитием Московского железнодорожного узла.

По данным инсайдера, уже определены «приоритетные агломерации первого порядка» — Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.

Самой крупной в России является столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, в которой проживает более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути это давно единый макрорегион с разными органами управления.

В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Северная столица и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.

В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.

На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размере 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.

— Об изменении федеративной структуры России говорится уже давно, — рассказывает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Фёдор Бирюков. — Так, например, идею объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область уже много лет продвигает партия «Родина» в Ленобласти. А власть только с недавнего времени всерьёз заинтересовывалась этим вопросом. Но лучше поздно, чем никогда.

Административно-территориальное устройство досталось РФ ещё от советского времени. В первую очередь это касается так называемых национальных республик, «нарезанных» когда-то коммунистами совершенно произвольным образом. Эта производная «нарезка» служила и до сих пор служит основой для различных тенденций, сепаратистских в том числе. Да само количество субъектов федерации делает неизбежной чрезмерно громоздкую структуру управления территориями, создаёт ненужные административно-экономические препятствия для развития регионов.

«СП»: — Инициативы власти решат эти противоречия?

— Создание крупных агломераций путём объединения — лишь самый популярный на сегодняшний день вариант решения проблемы, но отнюдь не панацея. При объединении властям придётся проявить максимум своего социально-политического творческого потенциала, чтобы создать принципиально новую и эффективную систему управления. Неизбежны здесь и «клановые» войны за влияние и власть в новой системе региональных координат. И конфликты экономического характера между корпорациями, крупным бизнесом — за раздел сфер влияния.

Тем не менее создание агломераций — процесс стратегически важный и перспективный. Он позволит наконец-то уйти от порочного деления регионов на «донорские» и «дотационные», перезапустить и социализировать экономические механизмы на местах. Но для этого государству необходимо изменить и экономическую модель. Вместо корпоративно-олигархического старого порядка нам нужен новый экономический порядок — экономика национальных интересов, социальной справедливости и солидарности. Деньги — народу!

— В проекте, который разрабатывался под руководством Хуснуллина, речь идет не столько об изменении административных границ регионов, сколько о создании межрегиональных городских агломераций вокруг 8 крупнейших мегаполисов, — отмечает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин. — Очевидно, что такие агломерации будут обладать собственными бюджетами, что позволит ускоренными темпами развивать транспортную инфраструктуру как в мегаполисах, так и в примыкающих к ним районам. Очевидно, что в таком случае строительные корпорации, связанные с властью, смогут получить дополнительные заказы.

Кроме того, власти регионов, где будут образованы агломерации, получат возможность контролировать развитие тех территорий, которые в настоящее время относятся к иным субъектам федерации. Так, Москва и Петербург получат контроль над прилегающими районами областей, а Краснодарский край — над Адыгеей. Это также откроет перед строительными корпорациями и девелоперскими компаниями новые перспективы.

«СП»: — Есть ли в таком уплотнении реальная экономическая выгода? Кто это лоббирует и с какими целями?

— Как мне кажется, это делается для того, чтобы строительные магнаты могли компенсировать неизбежное снижение спроса на жилье и коммерческую недвижимость благодаря участию в реализации проектов, связанных с развитием межрегиональных городских агломераций. Поэтому, если говорить об экономической выгоде от объединения регионов, то приближенные к власти строительные корпорации точно ее получат. Скорее всего, жители мегаполисов и прилегающих к ним районов также почувствуют изменения к лучшему, прежде всего в сфере транспортных коммуникаций.

Но что касается тех граждан России, которым не посчастливится оказаться в новых межрегиональных агломерациях, то их социально-экономическое положение станет заметно хуже. Чем крупнее будут становится агломерации мегаполисов, тем больше там будет разрыв в доходах между агломерациями и остальной страной. Соответственно, отток населения в эти агломерации из других населенных пунктов будет усиливаться. Причем уезжать будут главным образом наиболее трудоспособные и социально активные. Экономическая активность и финансовые ресурсы будут все больше концентрироваться в агломерациях. Вследствие этого число депрессивных городов и регионов будет увеличиваться, а межрегиональное неравенство, и без того чрезвычайно высокое, продолжит расти.

«СП»: — Власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Почему?

— Нежелание жителей более благополучных регионов объединяться с более бедными и стремление региональной элиты небольших регионов сохранить свою самостоятельность мешало корпорациям зарабатывать на возведении объектов инфраструктуры, развитии транспортных коммуникаций, строительстве жилья и коммерческой недвижимости.

Теперь правительство нашло способ удовлетворить запросы корпораций без проведения референдумов. Думаю, что создание межрегиональных агломераций будет проходить по образцу расширения Москвы за счет присоединения так называемой «новой Москвы». Подобная процедура позволит получить нужный результат, не вступая в соглашения с региональной элитой и не учитывая мнение жителей тех территорий, которые войдут в агломерации.

«СП»: — Кстати, есть ли у вопроса политическая составляющая?

— С одной стороны, новый проект объединения регионов, на мой взгляд, направлен главным образом на извлечение экономической выгоды. С другой, его реализация была бы невозможной, если бы руководство страны не проводило политический курс, снижающий влияние региональной элиты и помогающий обеспечить доминирование корпораций во всех выгодных экономических нишах. Поэтому хотя этот вопрос не является политическим, он неразрывно связан с внутриполитической стратегией власти.

«СП»: — Есть ли положительный опыт создания таких агломерации в других странах? Насколько можно сравнивать с Россией?

— Вероятно, самой известной агломерацией в мире является Токио — Иокогама, население которой составляет 37 миллионов человек. В агломерациях самих по себе, на мой взгляд, нет ничего плохого. Но нельзя допустить, чтобы их формирование происходило за счет выкачивания людских и финансовых ресурсов из всей остальной страны. В России в агломерациях вокруг мегаполисов сосредотачивается экономическая, социальная и культурная жизнь, а на развитие территории всей остальной страны ресурсов практически не остается. И правительство собирается ускорить этот опасный процесс.

«СП»: — По итогу проекта число субъектов РФ сократится в два раза. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория. К чему это может привести? Какие могут проявиться «побочные эффекты»?

— Прежде всего, значительно сократится средний бизнес, который сегодня во многом выживает благодаря близости к региональной элите. А она в процессе укрупнения регионов неизбежно утратит свои позиции. Кроме того, существенно ухудшится положение тех средних городов, которые перестанут быть малыми центрами, а деградация малых городов, находящихся вдали от мегаполисов, существенно ускорится. В результате усилится отток населения в мегаполисы, что приведет к повышению в них социальной напряженности и понижению уровня оплаты труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *