Что такое мимика и пантомимика
Основы диагностики психических расстройств (9 стр.)
Глава 2
Мимика, пантомимика и их патология
….дорога мимики ведет в самую глубину человеческой личности.
Мимические мышцы, будучи рудиментом кожной мускулатуры животных, получили у человека более дифференцированное развитие, вплоть до появления новых мышц (смеха, сморщивания брови и других). Непроизвольно-инстинктивная деятельность мимических мышц заменилась преимущественно деятельностью экспрессивной, коммуникативной, усиливающей, дополняющей, а иногда и заменяющей речь. Богатство, тонкость и многообразие мимических нюансов во многом зависит от структуры личности. В частности, от темперамента, специально-человеческого типа нервной деятельности (художественный, мыслительный, средний), от пола, возраста, воспитания, профессии, этнических особенностей, а также от мимической (экстрапирамидной и фронтальной) одаренности (например, у актеров, артистов балета, цирка).
У ребенка мимика отличается выраженностью экспрессии, но бедна оттенками, нюансами и выражается в виде примитивных, элементарных врожденных реакций (крики, плач и другие). В процессе взросления и воспитания расширяется диапазон мимических проявлений, увеличивается возможность сознательного контроля над мимическими реакциями. Затем становится возможным подавление и сокрытие внешних мимических проявлений эмоций.
На экспрессивность мимики оказывают влияние различные соматические факторы. Так, например, голодание сказывается не только на физических характеристиках мышц, подкожной клетчатки и кожи больных, но и на выраженности, динамике мимических проявлений (ослабление экспрессивности). Мимика является не только рефлекторным ответом на любой болезненный процесс, но и проявлением психической реакции на факт болезни. В мимическом ансамбле получает отражение внутренняя картина болезни, ее опасности, угрозы благополучию и жизни больного.
При описании мимики и пантомимики необходимо обращать внимание не только на макромимические особенности (тонус мышц, выразительные особенности мимики, вазомоторика лицевой мускулатуры и кожных покровов в целом), но и на микромимические особенности. Последние выражаются в особом сокращении определенной мышцы или групп мышц, мышц вокруг определенных отверстий на лице (окологлазничная, околоротовая, околоушная мускулатура), в сегментных изменениях мышечного ансамбля верхней, средней и нижней части лица, в наличии мимических диссоциаций и асимметрий. Это особенно важно для таких нозологических единиц, как шизофрения, энцефалит, маниакально-депрессивный психоз и другие.
При галлюцинациях и иллюзиях кроме субъективного отчета (сообщения) о них имеют место и их объективные признаки с характерной мимической игрой: широко открытые глазные щели (при зрительных галлюцинациях), растерянное выражение лица, мимика вслушивания и ожидания (при слуховых галлюцинациях), гримаса отвращения (при обонятельных, вкусовых галлюцинациях, ротоглоточных галлюцинациях инородного тела) и другие.
Алфавит мимики и пантомимики не находится в однозначной жесткой зависимости от нозологического алфавита (от определенных, конкретных болезней). Зависимость определяется и такими особенностями заболеваний, как клиническая форма, синдром, симптомы, степень их выраженности. Однако наряду с общими (изоморфными нозологической единице, синдрому, симптому) признаками в структуре алфавита мимико-пантомимической выразительности получают отражение и индивидуальные особенности личности заболевшего. И всё же для диагностики особое значение имеет знание типичного для нозологических единиц рисунка мимических проявлений (например, лицо больных с прогрессивным параличом, с аментивной формой инфекционного психоза и так далее). Кроме клинического опыта в этом плане существенную помощь может оказать использование психологических и психиатрических атласов, фотоиллюстраций, учебных кинофильмов.
Ставя перед собой задачу исследования мимики и пантомимики конкретного больного, целесообразно варьировать тему беседы, гибко переключая ее от нейтрального к печальному и веселому, наблюдая при этом за мимико-пантомимическими реакциями. Полезно наблюдение за изменениями мимического ансамбля в различных бытовых ситуациях (встречи с родными, близкими, с медицинскими работниками, в процессе труда, игры, культурных мероприятий).
Иногда о психическом состоянии больного, глубине и стойкости его аффективных расстройств можно судить по результатам наблюдения за мимикой во сне (особенно в депрессивной и маниакальной фазах маниакально-депрессивного психоза).
Кроме наблюдения за мимикой и пантомимикой в естественной обстановке (непроизвольные проявления) информативными могут быть и некоторые экспериментальные приемы: просьба зажмурить глаза, оскалить зубы, а также исследование мимических реакций при раздражении вкусовых и обонятельных анализаторов различными пищевыми и пахучими веществами. Для оценки динамики мимических проявлений могут быть использованы сведения, сообщаемые родственниками, сослуживцами.
Мимика, жесты, другие мимико-пантомимические эмоциональные реакции относятся к наименее объективно верифицируемым психофизическим феноменам. Поэтому с целью уменьшения степени субъективизма в их отражении можно использовать, например, фотографии (при возможности сравниваются фотографии до и после заболевания), кино- и видеосъемки в динамике. Можно провести электромиографию, окулографию, а также сделать биометрию мимики (ее количественную оценку, вычислить мимические индексы).
Систематическое организованное наблюдение за мимикой и пантомимикой больного важно не только для врача-психиатра, но и для врача любого профиля. Это необходимо для оценки настроения пациента и выбора в связи с этим рациональной психотерапевтической тактики, а также для оценки его соматического состояния, динамики болезни, отношения к врачу, для выявления суицидных тенденций. На большую диагностическую и прогностическую значимость мимических расстройств в терапевтической и хирургической практике указывали Гиппократ, И. Л. Сикорский, И. П. Ковалевский, Э. Крепелин и многие другие.
Изучение мимики больного целесообразно начинать с выявления на лице малых аномалий развития (дизэмбриогенетических стигм): гипертелоризм, эпикант, микроофтальмия, седловидный нос, прогнатия, микрогнатия, деформация ушей, зубов и так далее.
Гипермимия характеризуется появлением гиперемии лица, блеском глаз, улучшением тургора кожи (гиперсимпатикотонии), исчезновением кожных складок, приподнятостью углов рта, оживлением мимики, быстрой динамической сменой ярких интенсивных экспрессивных проявлений и так далее. Гипермимия типична для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза, маниакальных синдромов различной этиологии, для гиперстенического синдрома.
Мимика, взгляд, поза и жесты
Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.
Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.
Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
Взгляд и глаза
Людей обычно выдают:
В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.
Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.
Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:
Поза и ее детали
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:
Жесты и телодвижения
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в психологии. Система невербальных знаков
Механизм человеческого общения включает далеко не только речь и письменность. Люди с древних времён прибегают к альтернативным способам выразить свою мысль или показать отношение к чему-либо. Такие невербальные средства контакта как жесты, мимика и пантомимика также могут служить показателями реакции собеседника или говорить о его эмоциональном состоянии.
Согласно мнению психологов и специалистов наук, изучающих общение людей, более половины содержания информационного взаимообмена передаётся невербальным путём.
Понятие невербального общения в психологии
Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются методами невербального контакта или способом говорить без помощи слов. Во многих материалах на эту тему определения невербальных поведения, коммуникации и общения употребляются в качестве синонимов, однако специалисты разделяют эти близкие по смыслу понятия.
Невербальная коммуникация выражает эмоциональные состояния контактирующих и характер их общения. В неё входят независящие от социальных и психологических свойств личности невербальные коды, знаки и символы, в значительной степени повышающие точность передаваемой информации.
Невербальное поведение заключается в телодвижениях, жестах, взглядах, мимике и пантомимике, которые могут показывать отношение человека, его реакцию или сигнализировать о чём-либо.
Общение невербальным путем объединяет поведение и коммуникацию как основные способы воздействия на собеседника, налаживания взаимодействия с ним, создания образа и представления о партнёре.
Эти средства информационного обмена, в которые входят жесты, мимика и пантомимика, также называют:
Происхождение невербальных способов общения
В истории нет чётких указаний на время и подробности появления и развития невербальной коммуникации. Её официальными источниками считаются особенности культуры различных народов и физическая эволюция человека.
Ещё в трактатах Квинтилиана и Цицерона, бывших знатоками ораторского искусства Древнего Рима, жесты характеризовались как стандарты наделения значением движений лица, корпуса и конечностей.
Коммуникации невербального общения
В основном изучением невербальных средств обмена информацией занимаются психологи, однако существуют и более узкие специализации. К примеру, посвящённой языку тела дисциплиной является кинесика, хотя и её исследования подразделяются на отдельные направления, изучающие сигнальные движения, жесты конечностей и головы, позы и мимику.
Невербальные коммуникации имеют широкое применение в массмедиа, спорте, политике, маркетинге, бизнесе, театре, рекламе, педагогике, также они востребованы в работе государственных силовых структур.
Механизм, объединяющий виды неречевого информационного обмена для придания им какого-то значения, называется кодированием.
Оно имеет следующие характеристики:
Виды невербального общения
Жесты, мимика, пантомимика как средства общения, помимо его обогащения могут служить для выражения эмоций, согласия или несогласия, наделения ситуации дополнительным значением, выхода контактирующих на другой уровень взаимопонимания и направления толкования речи.
Их часто используют в сфере образования и для общения со страдающими от нарушения слуха. Благодаря методам неречевого обмена информацией можно как усилить, так и ослабить влияние речевого воздействия.
Некоторые специалисты приравнивают виды невербальной коммуникации к обычным языкам за счёт их информационной насыщенности. Их классифицируют в зависимости от типов человеческого восприятия и того, как происходит обработка получаемой информации.
Всего выделяют 9 типов информационного взаимообмена без помощи слов, однако это число может меняться из-за того, что его смежные виды иногда объединяют в одно направление.
Язык невербального общения | |
Вокалика | Особенности звучания речи и её интонации |
Хаптика | Также зовётся такесикой и обозначает имеющие значение прикосновения |
Артефактика | Такие атрибуты внешнего вида как косметика, украшения и одежда |
Ольфактика | Запахи |
Физикатика | Такие физические показатели как цвет волос, телесные формы и габариты |
Эстетика | Цвет, музыка |
Хрономика | Восприятие, обусловленное временем |
Кинесика | Движения тела и жесты |
Проксемика | Восприятие общего и личного пространства |
Жесты
В перечень коммуникаций без использования речи входит большое количество жестов, с помощью которых можно охарактеризовать настоящие мысли и намерения человека. Далее перечислены самые распространённые сочетания жестов, являющиеся признаками тех или иных состояний.
Недоверие:
Критический настрой:
Превосходство:
Неуверенность:
Скука:
Сосредоточение:
Неодобрение:
Доброжелательность:
Положительный настрой:
Положение тела является одним из определяющих критериев в оценке отношения собеседника и его намерений. Характеризировать мысли и восприятие человеком происходящего можно с помощью следующих поз.
Нехватка откровенности и полноты в диалоге с собеседником:
Спешка или нетерпение:
Агрессивный настрой, уверенность в себе, решимость отстаивать свою позицию и дать отпор:
Недоверие к собеседнику или волнение:
Чувство превосходства или уверенность в себе:
Агрессивное выражение уверенности в себе (также может трактоваться как проявление полового влечения по отношению к противоположному полу):
Мимика и пантомимика
Особую важность в невербальной коммуникации имеет мимика. В большинстве случаев лицевые мышцы отражают эмоции и мысли человека. Понять чувства собеседника можно при помощи следующих положений мышц лица.
Счастье:
Гнев:
Страх:
Грусть:
Отвращение:
Удивление:
Более обширный раздел пантомимики охватывает движения тела и лицевых мышц, жестикуляцию, а также особенности осанки и походки. Помимо использования в психологии пантомимика имеет широкое применение в театре.
Актёры осваивают искусство пантомимики на ранних этапах обучения, приобретая навык установления незримой связи с партнёром и взаимодействуя только с внутренними ощущениями человека.
Направление пантомимики иногда называют телесной мимикой. Благодаря сложным сочетаниям её признаков можно составить предварительную характеристику человека, руководствуясь лишь его походкой и обычными физическими действиями. Кроме текущего состояния индивидуума так можно оценить его обучаемость, характер, подверженность гипнозу и прочие качества.
Наиболее точное понимание пантомимики вне психологической среды имеют представители одного пола или профессии.
Взгляд
Направление зрачков и положение век тоже поддаются классификации средств невербальной коммуникации. Далее представлены их самые распространённые трактовки.
Жесты, мимика, пантомимика — это не только средства общения, но и способы уличить на лжи
Спокойный взгляд:
Взгляд в упор:
Взгляд сверху вниз:
Взгляд «сквозь» собеседника:
Взгляд сбоку:
Выпученные глаза:
Взгляд «в себя»:
«Сверкание глазами»:
Взгляд снизу:
Веки находятся в прикрытом положении:
Глаза немного прищурены:
Дистанция
Проксемика изучает отношение собеседников к дистанции между ними. Люди ощущают пространство вокруг себя как сферу, чей размер обусловлен их текущим состоянием, культурой и социальной средой. Запас пространства между контактирующими определяет характер их общения, на которое также влияет просторность среды, где находятся собеседники.
Дистанция при коммуникациях делится на 3 вида:
Нормы близости собеседника различаются в зависимости от культурной принадлежности человека.
В европейской культуре определены следующие стандарты:
Интонация
Значение слов существенно дополняет тон, в котором произнесены, а также их интонация и громкость.
На состояние говорящего или его отношение к чему-либо могут указать следующие признаки:
Одежда
То, во что одет человек, является главным критерием артефактики, которая в этом отношении может пересекаться с физикатикой. Для невербальной коммуникации важно не только соответствие одежды обстановке, стилю и социальному статусу, но и физическим характеристикам носящего её. Восприятие людьми того или иного наряда может быть индивидуально и во многом зависит от ситуации.
Особенности невербального общения
В отличие от обычного общения информация, передаваемая невербальным путём, обрабатывается на подсознательном и бессознательном уровнях.
В связи с этим некоторые психологи и специалисты посвящённых невербальным коммуникациям дисциплин зовут подобный взаимообмен информацией не общением, а подвергающимся оценке невербальным поведением. Оно может быть как осознанным, так и неосознанным.
Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в сравнении с языковым и речевым контактом имеют следующие ключевые отличия:
Вербальный контакт | Невербальный контакт |
Служащие элементами информации предложения и слова имеют строгое определение и используются в соответствии с конкретными правилами. | В невербальной информации сложно выделить её элементы и упорядочить её согласно какой-то закономерности. |
Люди начинают учиться вербальному общению в раннем возрасте. | Умение вести невербальную коммуникацию появляется естественным путём или за счёт подражания. |
Вербальное общение обычно осознанно, благодаря чему им легко управлять и подвергать оценке. | Невербальные признаки в большинстве случаев проявляются неосознанно и спонтанно, из-за чего их сложнее контролировать. Для правильной трактовки могут понадобиться специализированные знания и опыт. |
Изложенную вербально информацию можно запомнить и пересказать в отсутствии поделившегося ей. | Информационный обмен осуществляется исключительно в процессе невербального контакта. |
Контакт посредством невербальной коммуникации обусловлен многими факторами, среди которых:
Благодаря признакам невербального поведения можно охарактеризовать человека, направление его мыслей и текущие стремления, однако они не всегда могут трактоваться строго. В некоторых ситуациях они являются лишь непроизвольным физическим проявлением эмоционального напряжения или стресса.
Определённые движения и положения тела могут быть привычными и не иметь невербального подтекста. Похожие на невербальные признаки явления также могут быть следствием различных недугов или физических недостатков.
Для правильного толкования методов неречевого контакта полезна эмпатия. Какие-либо выводы следует делать на основе не одного, а нескольких смежных пантомимических признаков.
Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов
Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются оптико-кинетическими видами обмена информацией. В них имеет значение дистанция, движения тела, интонация и внешний вид. Согласно психологическим исследованиям, женщины точнее выражают свои чувства и лучше улавливают чувства других.
Похожим по точности восприятием обладают люди, занятые в таких связанных с общением профессиях как преподавание, психология и актёрское мастерство.
Среди распространённых характеристик различных эмоций и чувств человека можно выделить следующие комбинации невербальных признаков:
Благодаря жестам, мимике и интонациям можно существенно разнообразить общение и придать своим словам соответствующую эмоциональную окраску, сделав их доступнее для понимания собеседником.
Невербальные средства общения способны менять значение и силу эффекта речи, за счёт чего они пользуются повышенным интересом среди политиков, сотрудников массмедиа, бизнесменов и карьеристов. Пантомимика и прочие средства оценки состояния, намерений человека и влияния на него востребованы в психологии и работе силовых структур.
Некоторые толкования различных невербальных показателей могут быть как совпадением, так и следствием не относящихся к ситуации факторов. Разумное применение средств неречевого информационного обмена может послужить для развлечения и обогащения человеческих взаимоотношений.
Видео о невербальном общении
Невербальное общение. Сигналы тела: