Что такое модах у армян
Что такое модах у армян
Мата́х (арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «палец соль» — мат (палец) и ах (соль). Главный смысл матаха — проявление милосердия через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия.
Традиция матаха возводится к словам Господа:
» Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.» (Лук.14:12-14)
Важно знать:
1. Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль.
2. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными.
3. Закалывать животное должен мужчина.
4. Голову и внутренности необходимо предавать земле
5. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
6. Поскольку матах это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли (символом чистоты и освящения).
7. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.
8. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
9. Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста
10. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим.
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.
Что такое матах у армян
Древнейшая армянская традиция жертвоприношения, сохранившаяся по сей день, называется мадах (или хурбон). Переводится это слово, как «вознесение соли». Принадлежит этот обряд тем временам, когда процветало язычество, но традицией он стал после принятия армянами христианства. Передается от рода к роду, соблюдается в разных уголках мира, заселенных армянской диаспорой.
Этот обычай берет свои истоки в раннем язычестве. Матах у армян является культовым для большинства верующих. Смысл обряда заключался в подношении даров жертвоприношения животных Богу за его милосердие, дарование здоровья, благосклонность, покровительство в благих делах и помыслах. Этот ритуал настолько укоренился в каждой армянской семье, что стал наследием даже при Апостольской церкви.
Яндекс картинки
В истории зафиксирован факт: сразу после принятия Арменией христианской веры, победы над гуннами, царь Трдат со своими приемниками, произвел обряд матаха. В знак благодарности Богу, царь принес в жертву большое количество животных. А мясо раздал всем нуждающимся. После этого случая, у армян установилась традиция устраивать массовые трапезы в праздничные дни.
Жертвоприношение было двух видов:
Правила совершения матаха
Помимо вареного мяса на стол подавался хлеб, красное вино, брынза, соль (освященная), много свежей зелени. Перед началом застолья еда освещалась священнослужителем. При его отсутствии, участники трапезы самостоятельно читали молитву «Отче наш». Эта же молитва читалась и после завершения традиционного обеда. Разговоры в процессе еды носили религиозный, духовный характер: благодарность Богу за помощь в разрешении сложных жизненных ситуациях, исцеление от серьезной болезни, успокоение усопших душ.
Яндекс картинки
Это интересно! Запрещалось хранить жертвенное мясо или приготовленную из него еду, несколько дней. Оно должно было быть съедено в этот же день.
Принимать участие в обряде имели право только крещенные. Перед общей трапезой должны были быть разрешены все ссоры и недомолвки, улажены семейные проблемы. Желательно было подержать пост за неделю до обряда. В ближайшее к матаху воскресенье — исповедаться, причаститься. При соблюдении всех этих действий, церемония считалась правильной и принятой Богом.
В наши дни
В современное время армянский матах сохранился во многих семьях, передаваясь из поколения в поколение. Наиболее распространено соблюдение старых традиций в провинциальных населенных пунктах. Реже подобные традиционные церемонии проводятся в больших городах.
Часто современный мадах имеет исключительно символический характер. Голубь не приносится в жертву, а выпускается в небо. Но подобная традиция не будет считаться актом благотворительности — нуждающиеся не получают от данного обряда милостыни. Соль также не освещается.
В церкви советуют не тратить деньги на покупку голубей, а отдать эти средства нуждающимся напрямую в руки. Это будет более правильно и милосердно.
Также принято жертвовать одежду, деньги, любые другие продукты питания. Особенно это актуально в постные дни, когда запрещено употреблять в пищу мясные продукты, но следует заниматься благотворительностью, совершать милосердные поступки.
В наши дни, некоторые полагают, что эта традиция является кровной жертвой, подобием языческих жертвоприношений. Многие ошибочно сравнивают обряд с неправильными языческими обрядами, обычаями: ходят вокруг храма с животным перед закалыванием, обмазываются жертвенной кровью, разбрызгивают ее на стены церкви. Подобные манипуляции не имеют с обычаем милосердия матахом ничего общего. Современная Армянская церковь категорически не поддерживает подобные действия, призывает не делать подобного.
Древний армянский обряд жертвоприношения — Матах
Матах (Хурбон) — одна из древнейших сохранившийся до наших дней армянских традиций, которая идёт со времен язычества и соблюдается из поколения в поколение армянами в разных уголках мира.
Обряд жертвоприношения уходит глубоко корнями в язычество. Он сохранился, как культовый: подношение даров и жертвенных животных Богу за его великое милосердие с просьбой дать здоровье, защитить, покровительствовать в помыслах и делах. Насколько эта традиция укоренилась в быту армянского народа, что нашла свое продолжение в Армянской апостольской церкви.
Матах в ААЦ совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или просьбой о помощи. Чаще всего матах используется как обет за благополучный исход чего-либо, например, возвращение из армии сына или выздоровление от тяжёлой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой.
Однако принято совершать матах и в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освещением церкви.
Вместо мяса животного может быть принесёт любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т.д. Пиршество или вкушения мяса пожертвованного животного не является смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимушим, тем самым исполняя заповедь
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо хурбона нельзя хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть или раздать неимущим. При приготовлении использовалась только соль, никаких специй, остатки — кости, шкура, кишечник — предавались земле.
Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — 3. Голубя выпускают в небо.
Обычно в жертву приносят животных и птиц мужского рода, обязательно здоровых
Хурбон проводит старший сын или ближайший родственник среднего возраста, на рассвете. Данный обряд до сих пор сохранился во многих семьях, особенно в небольших населённых пунктах. Но и так же используется в больших городах где есть армянские диаспоры.
Матах
Мата́х (арм. Մատաղ ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «подносить соль» — мато (մատո) и ах (աղ). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Содержание
Порядок совершения
Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не доставались в пищу другим животным. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
Вместо мяса животного, может быть совершено любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т. д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим. Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — в 3 дома. Голубя выпускают в небо.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия. Сама сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета и не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для больных и неимущих.
Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных |
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
История
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий. [2]
Аналогичные обряды других христианских народов
Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.
Армянская национальная одежда
Армянский народ является одним из самых древних на нашей планете. Их официальная история насчитывается более двух тысяч лет. У народа очень богатая культура, интересные обычаи и традиции.
Не менее интересны и национальные костюмы этого народа. Они отличаются самобытностью, красотой, особенным отношением к деталям.
Яндекс картинки
Женская
Национальный армянский костюм получил название тараз. Армянские народные костюмы насчитывают многовековую историю. Они выполняли эстетическую функцию, несли особый смысл. Армянский тараз свободных и замужних девушек немного отличалась. Семейные женщины с помощью костюма демонстрировали свой статус, а свободные — привлекали внимание яркими одеждами.
Женские платья были сатиновыми, шелковыми или более теплыми — бархатными. Гардероб армянской женщины состоял из: платья (свободного или более зауженного фасона), безрукавки, жилеты. Платье имело прорезь в рукаве, завязывалось на запах. Обязательно подвязывалось поясом с традиционным орнаментом.
Жительницы западных районов страны носили разнообразные платья (хатифа, хрхна, антифа, джуппа). Отличались модели выбором ткани для шитья. Хатифа (хрха, путали) имели фасон с широким рукавом и без боковых разрезов.
Поверх платья надевался фартук. Его орнамент, цвет, форма могли рассказать о принадлежности хозяйки к определенному району страны.
Цветовая гамма женского костюма основывалась на красных, синих, желтых и изумрудных оттенках.
Представительницы зажиточных семей вышивали свою одежду серебряными или золотыми нитками. Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Женщины любили украшать себя серьгами, браслетами, дорогими поясами, аксессуарами для висков. Существовала традиция наследовать драгоценности от одного поколения другому.
Еще одним основным аксессуаром женского и мужского национального костюма Армении являлись теплые носки (голпа). Очень редко это были однотонные изделия, чаще полосатые или с узором. Они входили в основной список приданного девушки, выходящей замуж. Часто их дарили на праздник крестин.
Яндекс картинки
В некоторых частях страны было принято вставлять в нос бирюзовые украшения.
Нательная
Под любую одежду надевалось нижнее белье — длинная рубашка, которая называлась халав. Она имела достаточно простой крой. Цветовая гамма могла иметь белый или красный оттенок.
Еще одна деталь нижнего белья — шаровары похан. Шились они из хлопковой ткани алого цвета. Манжеты похана были обшиты золотыми нитками или узорной тесьмой.
Яндекс картинки
В армянской культуре считалось, что использование в армянской национальной одежде сочетания красных и золотых оттенков приносит благополучие и жизненные силы.
Верхняя
Различные виды распашных и нераспашных платьев являлись верхней одеждой армянок. Отличались наряды только материалом, из которого пошита одежда. Изделия были плюшевыми, бархатными, шелковыми.
Кафтан из бархата — наиболее популярная укороченная верхняя одежда армянских женщин. Он обязательно расшивался золотом.
Яндекс картинки
Более зажиточные женщины утепляли воротники своих кафтанов или длинных пальто натуральным куньим мехом. В некоторых местностях принято было носить утепленные безрукавки.
Головные уборы
Поша — популярный женский головной убор. Представлял из себя небольшую бархатную шапку — тюбетейку с бисерной, золотой расшивкой. В отдельных районах было принято свои длинные косы украшать золотистыми кисточками и подвязывать волосы под поясной шарфик на спине. Пошу было принято обматывать платочком из шелка в виде тюрбана.
Яндекс картинки
В Южных районах страны головные уборы имели более сложную конструкцию. На виски, лоб девушки свисали длинные украшения, прикрепленные к шапочке.
В других краях было принято носить платок, который закрывал еще и нижнюю часть лица. Делалось это из-за восточных традиций, религиозных соображений.
Не последнюю роль в женском армянском костюме играли высокие ободки из дерева. Было принято оборачивать такую конструкцию бархатной тканью и вышивать разнообразные орнаменты: звезда, солнце, небо (котик). Или украшать ободок золотыми монетами, большими пуговицами. Одевается на красную шапочку с кисточками. Называется такой головной убор вард.
Девушки любили вплетать в многочисленные косички шерстяные нитки, по цвету совпадающие с оттенком волос. На нитки крепились золотые шарики и колечки. Это придавало прическе дополнительный объем и привлекательность.
Яндекс картинки
При выходе на улицу женщина накрывала голову большим покрывалом с вышитым орнаментом (каймой). У пожилых дам вышивка была в синих тонах, а у молодых — в белых.
Обувь
Основой обуви у армян были плотные высокие вязаные носки (голпа). Одевали их как мужчины, так и женщины. В зависимости от региона проживания и материального состояния, чулки были хлопковыми, шерстяными или шелковыми.
Расцветка была очень разнообразной, яркой. В некоторых частях страны голпы было принято шить однотонными.
Яндекс картинки
Традиционной обувью были кожаные лапти — поршни. Использовалась кожа крупного рогатого скота. Подвязывались поршни шерстяными, кожаными шнурками. Носили такую обувь все крестьяне, независимо от возраста и пола.
Еще один вариант женской обуви — туфли, сшитые из двух одинаковых кожаных кусочка. Это была выходная обувь. Для молодых девушек — желтого цвета, а для дам в возрасте — желтого или красного.
Чмушк — женская обувь с длинным загнутым носом. У этого вида обуви не было задника. Женский вариант изготавливался в зеленом цвете. Основная часть таких тапочек была расшита разнообразными орнаментами. Была предназначена для зимнего сезона.
Яндекс картинки
В конце 19 века в обиход армянских женщин вошла обувь, изготовленная на фабрике. Это были туфли со шнуровкой или тремя пуговками. Такую закрытую обувь могли позволить себе женщины из зажиточных слоев населения.
Мужская
Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи. Рубашка была пошита из ситца или шелка, имела одну обязательную деталь — воротничок-стойка с боковой пуговицей. Передняя часть рубахи украшалась длинными кисточками (хвостами) — полосками из бахромы с разноцветной вышивкой.
Более обеспеченные городские жители могли себе позволить пошив арлауха — кафтан, который одевается поверх рубахи. От женской модели он отличался своей длиной. Мужской был более укороченным. Выбор цвета арлауха зависел от района проживания.
Яндекс картинки
Выбор цвета, ткани мужского армянского тараза зависел от региона проживания. Чаще всего верхняя армянская одежда была шерстяной, суконной, сатиновой. Нижняя — шелковой и хлопковой.
Поясня
Армянские мужчины отдавали предпочтение штанам темных оттенков. Носились они в комплекте с арлаухом, имели свободный фасон.
Еще один вид мужской одежды — шалвары. При пошиве использовались хлопчатобумажные или шерстяные материалы. Этот предмет гардероба был распространен в Западных частях страны. Шалвары имели широкий покрой и затягивались на поясе с помощью шнурка. Распространенными оттенками были коричневый и белый. Иногда использовалась более яркая ткань с узорами. Боковую часть украшали лампасы. Шалвары было принято заправлять в высокие сапоги или носки.
Яндекс картинки
Самым ярким аксессуаром мужского костюма был пояс. Эта деталь могла рассказать о статусе, материальном положении, месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне обвязывались более простым материалом, но обязательно яркого цвета.
Верхняя
Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды была чуха. Этот напоминающий черкеску распашной кафтан, было принято носить круглый год.
Еще один вариант верхней одежды — бурка. Изготавливалась она из валяной овечьей шерсти и являлась традиционным элементов всех кавказских народов. Носили, накинув на плечи без застежек и прочих фиксирующих элементов. Наиболее популярна бурка была среди пастухов, наездников.
Еще один вариант верхней одежды для холодного времени года — безрукавки, утепленные овечьим мехом.
Яндекс картинки
Головные уборы
Для теплого времени года использовались тюрбаны, обмотанные яркой однотонной тканью или шарфами с бахромой. Шились они из войлока, сукна.
Носили вязаные или хлопковые тюбетейки (плоские шапочки, прикрывающие макушку) с разнообразными орнаментами, вышивкой.
Яндекс картинки
В комплекте с чухой надевались меховые папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов. Папаху носили как каракулевую, так и с длинным ворсом.
Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при посещении церкви, встрече похоронного шествия или в знак уважения к собеседнику.
Обувь
Наиболее распространенным видом обуви у армян были лапти из грубой кожи (трех). Обувались они на высокие носки (ноговицы). Вязались из разноцветных шерстяных или хлопковых ниток. Одевались на носки, фиксировались с помощью длинного шнурка под коленкой.
Городские мужчины носили сапоги с загнутым носком. Эта обувь имела толстую подошву, каблук. При изготовлении использовалась мягкая кожа красного цвета — джзма.
На Западе страны на гулпу обували туфли с невысоким каблуком (солер). Мужские модели изготавливались в черных и красных цветах.
Яндекс картинки
Орнамент
Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Узоры располагались вокруг рукавов, подола, шейных вырезов. Считалось, что узор защищает от неблагоприятного энергетического воздействия. Традиционным орнаментом были украшены пояса, фартуки, вязаные носки, нагрудники.
Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:
Вязке и вышивке уделялось особое внимание. Считалось, что орнамент, нанесенный данными техниками, защищал от нечистой силы.
Яндекс картинки
При нанесении узоров, тщательно подбиралась цветовая гамма. Женская палитра была более разнообразной, яркой. Мужская — сдержанной, с преобладанием однотонных темных, белых оттенков. Каждый цвет нес в себе особое значение:
Женщины украшали свою одежду разнообразными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными из моря.
Яндекс картинки
Орнамент костюма делился на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.
Растительный (флора)
Выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, силу духа изображали в виде длинной зигзагообразной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.
Яндекс картинки
Цветы украшали одежду молодых невинных девушек. Узоры миндалевидной формы оберегали от плохого взгляда, злых людей.
Зооморфный (фауна)
Редкий орнамент, передавался в виде характерных отличительных признаков животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного скота (овен, корова, бык). Считалось, что эта деталь приносит богатство, повышает плодородие.
Яндекс картинки
На оружии, подносах, украшениях, одежде часто изображали змею. Она символизировала семейное счастье, мудрость, приносила удачу в делах.
На свадебной атрибутике можно было увидеть изображение петуха. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшался перьями этой птицы для поддержания мужской силы.
Геометрический
Самыми популярными геометрическими фигурами в орнаменте были:
Сохранилось большое количество археологических материалов, подтверждающих существование армянской национальной одежды много веков назад. Благодаря фрескам, скульптурам, горельефам, щитам и шлемам, ученые смогли восстановить все детали национального костюма.
Современные дизайнеры часто выпускают коллекции с использованием этнических направлений, традиционных орнаментов и цветовых сочетаний.