Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Составляем модель нарушителей: на что обратить внимание

Оператору персональных данных для корректной работы в правовом поле необходимо выполнить ряд требований законодательства. Одно из них – составление моделей угроз и нарушителей информационной системы. В этой статье мы рассмотрим модели нарушителей, а в следующей поговорим о модели угроз. ( ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА ТЕКСТ ПРО МОДЕЛЬ УГРОЗ ).

Правильно построенные модели угроз позволяют построить эффективную систему обеспечения ИБ. Система информационной защиты строится с опорой на них. Модель нарушителя – составная часть модели угроз.

Что такое модель нарушителя?

Модель нарушителя – это перечень вариантов действий одного или нескольких возможных нарушителей ИБ, их квалификации, рабочей техники и пр.

Учреждения разработали свои рекомендации:

Также полезными для оставления модели нарушителей будут эти документы:

Учитывая, что подходы у ведомств различаются, разработчики моделей угроз обычно составляют два документа: под требования обеих служб.

Модель нарушителя по ФСБ

В соответствии с требованиями ведомства по контролю использования средств криптографической защиты и среде их использования, выделяются шесть категорий возможностей, которыми могут обладать нарушители. Согласно им нарушители могут атаковать:

Модель нарушителя по ФСТЭК

Как было сказано выше, ФСТЭК рассматривает различные виды нарушителей, их возможности и потенциал. Потенциал может быть низким, средним и высоким.

Нарушители с высоким потенциалом вносят закладки в программно-техническое обеспечение системы, применяют особые средства проникновения в систему и проводят специальные исследования. Эта категория выделена под иностранные спецслужбы;

Нарушители со средним потенциалом могут проводить анализ кода прикладного ПО, сопоставлять данные, находить уязвимости и использовать их. В эту категорию попадают конкуренты, системные администраторы и разработчики программного обеспечения, криминальные и террористические группы;

Нарушители с низким потенциалом используют для осуществления атак только доступные источники. К ним причисляются рядовые сотрудники организации, пользователи системы и люди, не имеющие отношение к компании.

Отсеять лишнее

После анализа данных необходимо определить, какие нарушители представляют для информационной системы угрозу и как их нейтрализовать. Для этого необходимо хотя бы предварительно классифицировать ИС. ( поставить ссылку на Что на счет защиты: определяем необходимый уровень защищенности персональных данных)

— ИС 1 класса система защиты должна нейтрализовать угрозы нарушителей высокого потенциала;

— ИС 2 класса – угрозы от нарушителей среднего потенциала;

— ИС 3 и 4 классов – угрозы от нарушителей низкого потенциала.

— угрозы 1 типа связаны с наличием недекларированных возможностей в системно ПО;

— угрозы 2 типа связаны с наличием недекларированных возможностей в прикладном ПО;

— угрозы 3 типа не связаны с наличием недекларированных возможностей в ПО.

После определения ИС нужно составить описание нарушителей, подходящих под модель, исключив нарушителей с более высоким потенциалом.

Объединение нарушителей

— Нарушители с низким потенциалом по классификации ФСТЭК – это нарушители 1, 2, 3 типов по ФСБ;

— Нарушители со средним потенциалом у ФСТЭК – это нарушители 4,5 типов по классификации ФСБ;

Источник

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Рустехинновации» (ЗАО «Рустехинновации»), Закрытым акционерным обществом «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»), Ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности «Транспортная безопасность»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях установления единой терминологической базы и общих требований к деятельности субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. с изменениями и дополнениями.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность по оценке уязвимости ОТИ и ТС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 56461 Безопасность транспортная. Общие требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56461, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акт незаконного вмешательства; АНВ: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3.2 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (инженерные сооружения ТБ): Части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.

3.3 категорирование ОТИ и ТС: Отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.

3.4 критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент): Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

3.5 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.6 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.7 модель нарушителя: Описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.

3.8 нарушитель: Лицо (группа лиц), совершившее(ая) или пытающееся(аяся) совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее(ая) содействие в этом, в том числе с использованием ТС.

3.9 непосредственная угроза: Совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

3.10 опасные грузы: Вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения ТС, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц [1].

3.11 уровень безопасности транспортного комплекса: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

3.12 элементы технологического комплекса и объекты вида транспорта: Сооружения и устройства вида транспорта.

4 Обозначения и сокращения

5 Общие требования

При проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС общими являются требования:

— по учету результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС;

— по организации, точности, своевременности и скорости данного вида обслуживания [2];

— к унифицированной документации по 7.11.4 ГОСТ 1.5-2001.

5.1 Требование учета результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС

При проведении оценки уязвимости учитывают результаты категорирования ОТИ и/или ТС. При проведении оценки уязвимости ОТИ и/или ТС учитывают видовые особенности ОТИ и ТС. Особое внимание на видовые особенности следует обращать на этапах изучения их технических и технологических характеристик и изучения системы принятых на ОТИ и/или ТС мер по защите от АНВ.

На этапах изучения способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя и определения рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения ТБ необходимо дополнительно учитывать эксплуатационные особенности и характеристики ОТИ и/или ТС.

5.1.1 Автомобильный транспорт

ОТИ: автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса (включая городской наземный электрический транспорт) здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

— для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

— перевозки пассажиров и багажа по заказу;

— перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение [3].

5.1.2 Воздушный транспорт

ОТИ: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС являются: воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения [4].

5.1.3 Морской и речной транспорт

ОТИ: внутренние водные пути, вокзальные комплексы, морские порты, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами [5].

5.1.4 Железнодорожный транспорт

5.1.4.1 Первая группа ОТИ:

Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры вида транспорта.

5.1.4.2 Вторая группа ОТИ

ОТИ: железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).

5.1.4.3 Третья группа ОТИ

ОТИ: ИССО, в том числе железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала); путепроводы; эстакады; селеспуски; тоннели.

5.1.4.4 Четвертая группа ОТИ

отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов;

— объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:

— линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте,

Источник

Модели нарушителей и транспортная безопасность

Защита транспортного комплекса и обеспечение безопасности объектов имеют огромное значение для безопасности страны, поддержания социальной стабильности общества. При решении этой задачи немаловажную роль играют знания о потенциальных угрозах и преступниках, совершающих акты незаконного вмешательства. В статье рассматриваются различные модели нарушителей, изучаются способы реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасностиАвторечвокзал «Ханты-Мансийск», тренировка проноса тест-предмета

Наш мир находится в постоянном движении, изменяются и совершенствуются все сферы жизнедеятельности общества. не отстают, а зачастую и разрабатываются опережающими темпами методы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность транспортного комплекса. И хотя технологии обеспечения антитеррористической защищенности и транспортной безопасности не стоят на месте, так называемая гонка вооружений будет длиться еще не одно поколение. Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, чем быстрее становятся скорости передвижения и чем больше пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходиться решать в области обеспечения транспортной безопасности [1].

Объекты транспортной инфраструктуры – одна из важнейших целей преступников

Транспортный комплекс является одним из основных объектов, подверженных совершению правонарушений. Его составляющие нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения противоправных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения [2]. Никогда не следует забывать о том, что среди всех практически возможных мест массового скопления людей наиболее часто террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех случаев.

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания соответствующих силовых структур и специалистов к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной для общества деятельности, которая и постоянно совершенствуется в плане извращенности своих разрушительных действий, при этом типы и формы использования транспортных средств для претворения в жизнь преступных асоциальных намерений террористов систематически трансформируются. Соответственно, статистика транспортного терроризма приобретает особую и все возрастающую актуальность как в научном, так и в прикладном аспектах [3].

Потенциальные угрозы объектам транспортной инфраструктуры

Обеспечение транспортной безопасности – научная задача

Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяют выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту [4].

Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» [5].

Одним из исследуемых факторов являются модели нарушителей, каждая из которых представляет собой совокупность сведений о численности нарушителей, их оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также потенциальных действиях.

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Проблемы разработки моделей нарушителей

Получается, что по умолчанию на каждый конкретный ОТИ возлагаются требования по нейтрализации любых угроз АНВ, реализуемых любыми типами нарушителей. Естественно, что без конкретизации сбалансированных и всеобъемлющих мер обеспечения транспортной безопасности между государственными силовыми структурами и субъектами транспортной инфраструктуры невозможно говорить о доверительном сотрудничестве между ними и достижении выполнения задач, поставленных в ФЗ-16 [6]. Несмотря на это, на основании накопленного опыта в обеспечении оценки уязвимости объектов транспорта сформируем основные составляющие базовой модели нарушителя.

Типология нарушителя

Типология нарушителя характеризуется его отношением к защищаемому объекту, количественным составом и его возможности по преодолению системы охраны:

Оснащенность нарушителя

Согласно определению Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Совершение АНВ любым указанным типом нарушителя характеризуется оснащенностью последнего различными вспомогательными средствами.

Категория «транспортная безопасность», являясь одним из объектов уголовно-правовой охраны, представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Иначе говоря, акт незаконного вмешательства – это имеющаяся или реализованная угроза безопасному и устойчивому функционированию транспортного комплекса [7]. Нарушитель может быть оснащен:

Подготовленность нарушителя

Одним из решающих факторов в совершении АНВ является подготовленность нарушителя к воздействию на систему безопасности охраняемого объекта:

1. Физическая подготовленность нарушителя к совершению АНВ:

Физическая подготовленность нарушителя

Физическая подготовленность нарушителя характеризуется развитостью его физических возможностей перемещения на объекте, преодоления препятствий. Соответствующие психологические особенности и физическое состояние позволяют определить высокоподготовленного нарушителя как осторожного, решительного, физически развитого человека. Слабый уровень психофизической подготовленности характеризуется плохим физическим развитием, высоким уровнем тревожности нарушителя, неуверенностью в себе. между ними промежуточное положение занимает средний уровень психофизической подготовленности.

Техническая подготовленность нарушителя

Уровень технической подготовленности нарушителя характеризуется наличием у него технических средств для проникновения и навыками обращения с ними. Высокая степень технической подготовленности характеризуется наличием специального набора инструментов, оборудования и высокой квалификацией по их применению. для технически среднеподготовленного внешнего или внутреннего нарушителя это может быть подобранный под задачу набор самодельных или усовершенствованных технических средств. Нарушитель с низким уровнем технической подготовки использует подручные, бытовые легкодоступные средства или не использует их вообще [8].

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасностиАнтитеррористические учения в Краснодарском крае, 2019 г.

Осведомленность нарушителя

На уровень подготовленности нарушителя существенно влияет его осведомленность об ОТИ и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности. можно выделить три уровня осведомленности:

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Тактика действий нарушителя

Для реализации одной из потенциальных угроз совершения АНВ, указанных выше, и в зависимости от конкретных целей, которые нарушитель ставит перед собой, можно выделить следующие тактики его действий:

Формирование базовой модели нарушителя

Все вышеуказанные характеристики нарушителя являются не более чем составными частями единого целого – базовой модели нарушителя, которая формируется благодаря анализу многих факторов и разрабатывается специально для конкретного типа ОТИ.

Созданная модель нарушителя принимается как базовая, и применительно к ней проходит разработка модели угроз. Здесь могут быть полезными натурные испытания для количественной оценки возможностей «базового» нарушителя, например времени преодоления инженерных средств защиты и технической укрепленности объекта, возможностей обхода системы охранной сигнализации. Завершающим этапом разработки модели угроз является формирование требований к возможностям будущей системы охраны и безопасности объекта в виде списка сценариев действий для проникновения нарушителя «базовой» модели, которые она должна обнаружить. При этом необходимо учитывать также возможные воздействия внешних и внутренних случайных факторов, которые могут способствовать достижению нарушителем своей цели [8].

Как упоминалось выше, формирование базовой модели нарушителя и разработка мер по защите объекта в зависимости от сформированной модели лежат целиком и полностью на субъекте транспортной инфраструктуры, что вызывает определенную реакцию у работников транспортных предприятий, которые, в отличие от представителей силовых ведомств, не обладают опытом и знаниями в области антитеррористической защищенности.

Необходимость системного подхода к обеспечению безопасности транспортного комплекса страны

Анализ национальных интересов России, включая национальную безопасность, указывает на особую роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Эта роль обусловлена наличием задач государственной важности, необходимым условием решения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее по сравнению с другими отраслями экономики развитие [9].

Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском, побуждают федеральные и региональные органы исполнительной власти системно подходить к обеспечению антитеррористических мер. Данный подход заключается во всестороннем анализе и прогнозе развития ситуации, раннем обнаружении планируемых террористических актов, оперативном сопровождении поступающей информации и заблаговременном упреждающем воздействии на террористическую угрозу [10].

Источник

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Смотреть картинку Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Картинка про Что такое модель нарушителя в транспортной безопасности. Фото Что такое модель нарушителя в транспортной безопасностиОбзор документа

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 535 «Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта»

В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта».

Врио руководителяА.Л. Рыбас

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии
«Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта»
(РБ-120-16)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 535)

I. Общие положения

6. Способы (методы) проведения анализа уязвимости могут отличаться от рекомендованных в настоящем Руководстве по безопасности при обосновании выбранных способов (методов) для достижения цели проведения анализа уязвимости.

II. Проведение анализа уязвимости

7. Результаты анализа уязвимости служат исходными данными для создания (совершенствования) системы физической защиты радиационных объектов в организации.

8. Руководителю организации рекомендуется проводить анализ уязвимости в следующих случаях:

1) при создании (совершенствовании) системы физической защиты радиационных объектов;

2) при изменении основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей на федеральном и региональном уровнях на основании информации, полученной от территориальных органов безопасности;

3) при изменении условий эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и обращения с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами;

4) при реконструкции радиационных объектов, изменении их расположения и количества в организации.

9. Для проведения анализа уязвимости руководителю организации рекомендуется создать рабочую группу, в состав которой включить:

1) представителей персонала физической защиты, включая представителей руководства подразделения сил охраны;

2) специалистов организации, компетентных в вопросах функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов;

3) представителей специализированной организации, выполняющей анализ уязвимости (в случае привлечения такой организации по решению руководителя организации);

4) специалистов в области радиационной, технической (технологической), пожарной безопасности, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

В состав рабочей группы также могут включаться представители территориальных органов внутренних дел и территориальных органов безопасности.

10. Рекомендуется разработать план (программу) проведения анализа уязвимости, устанавливающий сроки его проведения.

11. Рекомендуется, чтобы основными этапами проведения анализа уязвимости были:

1) обследование организации;

2) определение угроз;

3) определение модели нарушителей.

12. Рекомендуется, чтобы руководитель рабочей группы, ее состав, задачи и план (программа) проведения анализа уязвимости утверждались руководителем организации.

13. По результатам анализа уязвимости рекомендуется разрабатывать документы, определяющие перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, и модель нарушителей.

14. В случае если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, анализ уязвимости может проводиться в рамках анализа уязвимости ядерного объекта. Результаты анализа уязвимости рекомендуется включать в отчет по анализу уязвимости ядерного объекта в виде отдельного раздела или ссылок на соответствующие документы.

III. Рекомендации по обследованию организации

15. Обследование организации проводится для определения мест, где размещаются или могут находиться радиоактивные вещества, радиационные источники и пункты хранения, выявления уязвимых мест и установления перечня радиационных объектов и их границ.

16. Обследование организации представляет собой процесс изучения проектной документации в организации, визуального осмотра ее территории, мест использования или хранения радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и элементов систем и оборудования радиационного источника или пункта хранения, документирования результатов обследования в виде описания организации и последующей подготовки документа, определяющего перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации.

17. При обследовании организации рекомендуется документировать (описывать) следующий состав сведений:

1) общие сведения об организации:

тип организации (например, медицинское учреждение, промышленное предприятие, исследовательский институт);

основные характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения (наименование источника ионизирующего излучения, радиоактивный элемент в основе источника, его активность, назначение и технические особенности радиационных источников и пунктов хранения);

2) особенности территориального расположения организации (тип местности, удаленность от населенных пунктов, особенности рельефа и растительности, особенности прилегающей акватории (в случае ее наличия), климатические и погодные условия, а также иные природные особенности на территории расположения радиационных объектов и прилегающей местности);

3) сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, в которых размещаются или могут размещаться радиоактивные вещества, радиационные источники, пункты хранения, пункты управления системы физической защиты и силы охраны:

размеры здания (сооружения), количество этажей, поэтажные планы, планы помещений;

описание мест прохода в здание (например: количество входов/выходов, в том числе аварийных, места их размещения, типы дверных конструкций);

особенности конструкции оконных проемов, наличие усиления их решетками и другими физическими барьерами;

особенности систем вентиляции, трубопроводов, канализации (в том числе кабельной), тоннелей, шахт, через которые могут проникать нарушители;

факты применения дополнительных конструкций на фасадах зданий и сооружений (например, эвакуационные пожарные лестницы, архитектурные строительные элементы);

характеристики помещений, в которых размещаются или могут размещаться радиоактивные вещества, радиационные источники, пункты хранения (например, расположение входов/выходов, тип прочности строительных конструкций, от которого зависит возможность проделывания в конструкциях нарушителями отверстий-лазов, количество окон);

сведения о мерах по ограничению доступа к радиоактивным веществам и радиационным источникам в местах их хранения и использования (например, применение специальных упаковок, контейнеров, сейфов);

4) перечень радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в организации, с указанием мест их размещения;

5) перечень выявленных уязвимых мест (может совпадать с местами размещения радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения); примеры выявления уязвимых мест приведены в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности;

6) особенности примененных на данном объекте систем радиационной, пожарной, технической (технологической) безопасности, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

7) сведения о сторонних организациях, расположенных или выполняющих работы на территории организации, с указанием мест их размещения и помещений, зданий, сооружений, в которые разрешен доступ персоналу этих организаций.

18. При обследовании организации рекомендуется описывать в том числе сооружения и площадки, на которых нет радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, но действия нарушителей на которых могут представлять для них угрозу.

19. Указанный в пунктах 17, 18 настоящего Руководства по безопасности состав сведений рекомендуется не рассматривать как исчерпывающий при проведении обследования организации. По решению рабочей группы могут фиксироваться дополнительные характеристики и особенности радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения и мест их размещения.

20. На основании обследования организации рабочей группой устанавливаются перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации (рекомендуется включать в границы радиационных объектов не только места, в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения, но и иные выявленные уязвимые места).

21. По результатам обследования организации готовится документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, утверждаемый руководителем организации, в который рекомендуется включать:

1) наименование радиоактивных веществ, радиационного источника и пункта хранения (например, гамма-терапевтический аппарат «Агат-Р», гамма-нож «Leksell Gamma Knife», пункт хранения радиоактивных веществ N 33-2);

2) наименование радиационного объекта (например, здание N 17, помещение N 401 здания N 21-э);

3) краткое описание границы радиационного объекта (например, граница радиационного объекта помещения N 3 корпуса Б проходил по периметру помещения N 3, граница радиационного объекта помещения N 17-а здания N 12 проходит по периметру здания N 12).

22. Рекомендуется составить и привести в приложении к документу, определяющему перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, схему в масштабе с указанием:

1) периметра территории организации;

2) границ и состава радиационных объектов;

3) дорог и типа их покрытия;

4) в случае, если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, указываются средства управления доступом и ограждения на периметре охраняемых зон ядерного объекта, в пределах которых располагаются радиационные объекты.

IV. Определение угроз

23. Угрозы рекомендуется определять на основании перечня основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

24. Под угрозой для радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения понимается совокупность условий и факторов, создающих возможность совершения хищения радиоактивных веществ или радиационных источников либо диверсии.

25. При определении угроз для радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения рассматриваются угрозы, связанные с преднамеренными целенаправленными действиями нарушителей, определенных в модели нарушителей.

26. Угрозы рекомендуется определять по отношению к каждому конкретному радиационному объекту и документировать в виде перечня угроз для конкретного радиационного объекта.

27. При определении каждой угрозы рекомендуется установить следующий набор характеристик исходя из собранной информации о радиационных объектах и находящихся на них радиоактивных веществах, радиационных источниках, пунктах хранения:

1) результат в случае реализации угрозы нарушителями (хищение радиоактивных веществ, радиационных источников или диверсия);

2) вероятный способ осуществления хищения или диверсии (например, взлом, подрыв, скрытое изъятие, повреждение элементов, систем, оборудования, устройств радиационных источников и пунктов хранения);

3) местоположение внутренних и внешних нарушителей, необходимое для реализации хищения или диверсии;

4) действия нарушителей, необходимые для совершения хищения или диверсии (рекомендуется учитывать результаты выявления уязвимых мест);

6) перечисление необходимых для реализации хищения или диверсии инструментов и приспособлений;

7) указание необходимого нарушителям времени для совершения диверсии или хищения.

Пример описания угроз приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.

28. Указанный в пункте 27 настоящего Руководства по безопасности состав характеристик рекомендуется не рассматривать как исчерпывающий при определении угроз. По решению рабочей группы могут определяться дополнительные характеристики и особенности угроз.

29. Результаты определения угроз рекомендуется использовать при подготовке модели нарушителей.

V. Определение модели нарушителей

30. Модель нарушителей для конкретной организации в соответствии с пунктом 6 НП-034-15 определяется на основании перечня основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

31. При установлении модели нарушителей рекомендуется определять сведения и характеристики, необходимые и достаточные для реализации хищения или диверсии с учетом возможностей действий нарушителей.

32. Для формирования модели нарушителей рекомендуется собрать информацию обо всех случаях совершения преступлений на близлежащих объектах, аналогичных тем, которые могут произойти в организации.

Рекомендуется документировать используемые источники информации, а также принятые допущения при их анализе.

33. Рекомендуется в модель нарушителей включать несколько типов потенциальных нарушителей. Для каждого типа потенциальных нарушителей рекомендуется:

1) по признаку права доступа в защищенную зону и на радиационные объекты выделить:

внутренних нарушителей, имеющих право доступа в защищенную зону и на радиационные объекты, к радиоактивным веществам и радиационным источникам;

внешних нарушителей, не имеющих указанных прав доступа;

внешних нарушителей, действующих в сговоре и с помощью внутренних нарушителей (совместно);

2) для внутренних нарушителей выделять группы нарушителей, имеющих санкционированный доступ в определенные защищенные зоны и на радиационные объекты, для каждой группы внутренних нарушителей рекомендуется указывать порядок доступа в рабочее и нерабочее время, выходные и праздничные дни, в штатных и чрезвычайных ситуациях;

4) определить следующие характеристики нарушителей:

виды мотивации нарушителей: политические, идеологические, экономические (получение материальной выгоды), экологические, личные;

максимальное количество в группах внешних и внутренних нарушителей;

тип вооружения, которым могут пользоваться нарушители соответствующих типов, групп и категорий;

инструменты и приспособления, которые могут использовать нарушители при преодолении физических барьеров и вскрытии защитных конструкций;

транспортные средства, которые могут использовать нарушители при движении к объекту и на его территории;

степень осведомленности нарушителей (о расположении зданий, сооружений, дорог (дорожек) и физических барьеров; о характере радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения и их размещении в зонах, зданиях, помещениях; о системе физической защиты, размещении сил охраны, порядке доступа на объект, в его здания, помещения и сооружения);

степень подготовленности нарушителей к совершению хищения или диверсии: уровень обычной подготовки, основанный на изучении открытой информации и на самоподготовке, уровень общей военной подготовки воинских подразделений общего назначения или частных охранных предприятий, уровень подготовки войск специального назначения или специальной подготовки в террористических организациях;

5) установить тактику действий нарушителей, которая включает следующие характеристики:

формы совершения хищения и диверсии (например, открытое нападение на объект с прорывом через физические барьеры физической защиты, подавлением или уничтожением оказывающих сопротивление сил охраны и персонала объекта; скрытое совершение хищения или диверсии с преодолением контрольно-пропускных пунктов обманным путем, со скрытым преодолением физических барьеров физической защиты ухищренными способами, с обходом средств обнаружения, блокированием выдачи сигналов тревоги и телевизионных изображений, с маскировкой от распознавания телевизионными средствами наблюдения, со скрытым уходом с объекта после совершения хищения или диверсии; комбинированная форма, включающая скрытое проникновение на радиационные объекты и к местам размещения сил охраны (зданиям караулов) с последующим открытым нападением, подавлением или уничтожением сил охраны, открытый прорыв за территорию объекта после совершение хищения или диверсии);

возможные способы преодоления физических барьеров физической защиты;

возможные способы прохода, проезда через контрольно-пропускные пункты;

возможность захвата средств и приспособлений, а также транспортных средств, расположенных на территории организации;

возможность проникновения нарушителей через прилегающую акваторию на плавсредстве или с использованием аквалангов;

тактика ведения боя.

Пример описания модели нарушителей приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

34. Указанный в пункте 33 настоящего Руководства по безопасности состав характеристик рекомендуется не рассматривать как исчерпывающий при определении модели нарушителей. По решению рабочей группы могут определяться дополнительные характеристики и особенности типов потенциальных нарушителей.

35. По результатам определения модели нарушителей рекомендуется готовить документ, устанавливающий модель нарушителей, который в соответствии с пунктом 6 НП-034-15 утверждается руководителем организации и направляется для согласования с территориальным органом безопасности.

36. В документе, устанавливающем модель нарушителей, рекомендуется привести описание угроз согласно пунктам 27, 28 настоящего Руководства по безопасности, описание каждого типа потенциальных нарушителей согласно пунктам 33, 34 настоящего Руководства по безопасности, а также привести сводную таблицу, в которой для каждого типа потенциальных нарушителей из модели нарушителей указываются радиационный объект, на котором нарушитель способен совершить хищение или диверсию, и реализуемые им угрозы. Типовая сводная таблица модели нарушителей и пример ее заполнения приведены в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

37. Документ, устанавливающий модель нарушителей, рекомендуется пересматривать не реже, чем раз в пять лет.

Приложение N 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Рекомендации по проведению анализа
уязвимости радиационного объекта»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 декабря 2016 г. N 535

Примеры выявления уязвимых мест

Пример 1

В организации в помещении одного из зданий организован пункт хранения, в котором хранятся радиоактивные вещества в специальных контейнерах.

В таком случае уязвимыми местами являются места расположения контейнеров, а границами радиационного объекта можно установить границы либо помещения, либо всего здания.

Пример 2

В организации в одном из зданий в помещении N 1 эксплуатируется радиационный источник, содержащий радионуклидные источники, из помещения N 2 осуществляется управление, в помещении N 3 во время обслуживания радиационного источника (при перезагрузке) могут временно храниться радионуклидные источники. Специалисты организации, компетентные в вопросах функционирования и устройства данного радиационного источника, подтверждают невозможность действиями с пульта управления радиационного источника вызвать такую ситуацию, которая создала бы угрозу здоровью либо жизни людей или привела бы к радиоактивному загрязнению.

Так же, как и в примере 1, уязвимыми местами являются место установки радиационного источника в помещении N 1, а также место хранения радионуклидных источников в помещении N 3. Границами радиационных объектов можно установить либо границы помещения N 1 и N 3, либо всего здания.

Пример 3

В приведенных примерах 1 и 2 пункт хранения и радиационный источник не имели сложных элементов, систем, оборудования, устройств и поэтому уязвимыми местами являлись непосредственно их места размещения. В случаях, когда радиационные источники и пункты хранения сложны, что может касаться промышленных установок с радиационными источниками, которые могут располагаться в нескольких помещениях или на нескольких этажах здания, иметь ряд систем безопасности, иметь различные эксплуатационные состояния, при которых возможно перемещение блока с радионуклидными источниками, их уязвимые места могут оказаться не очевидными. При этом их выявление будет представлять длительный и сложный процесс, так как повреждение какого-либо одного случайно выбранного элемента или нескольких элементов может не привести к угрозе здоровью либо жизни людей в результате воздействия радиации или к радиоактивному загрязнению окружающей среды (чрезвычайной ситуации) или к возможности хищения радиоактивных веществ и радиационных источников.

Для такого процесса может потребоваться привлечение ряда специалистов, в том числе специалистов организации, компетентных в части функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов, и специалистов в области радиационной, технической (технологической), пожарной безопасности, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

В таких случаях для упрощения процесса выявления уязвимых мест рекомендуется применять логические схемы (логические деревья), описывающие хищение радиоактивных веществ и радиационных источников или диверсию (см. рисунок).

В качестве исходных событий рекомендуется рассматривать воздействие потенциальных нарушителей (например, отключение, взлом, подрыв, вмешательство в управление радиационным источником) на отдельные элементы систем, оборудования радиационного источника или пункта хранения (обозначены на рисунке как «Э1», «Э2»).

Промежуточные события рекомендуется вводить в логическую схему для описания технического состояния радиационного источника или пункта хранения, положения радионуклидных источников, работ систем безопасности и других событий.

На основе анализа логических схем, описывающих хищение радиоактивных веществ и радиационных источников либо диверсию, рекомендуется составлять группы элементов, воздействие на которые может привести соответственно к хищению либо диверсии. После этого каждый элемент рекомендуется соотнести с его местоположением, при этом для нескольких элементов местоположение может совпасть. На основе полученных таким образом местоположений рекомендуется определить уязвимые места, при этом в качестве уязвимых мест могут устанавливаться не все местоположения, а лишь некоторые из них, физическая защита которых будет достаточной для предотвращения совершения конечного события (хищения радиоактивных веществ и радиационных источников либо диверсии).

Например, в ходе анализа логических схем на диверсию было выявлено, что для ее совершения является достаточным воздействие на любую группу элементов из следующих четырех групп:

Следовательно, в качестве уязвимых мест можно определить местоположения М1 и М2, или местоположения М1 и М3. Физическая защита указанных уязвимых мест будет достаточной для предотвращения диверсии. Рекомендуется при определении радиационных объектов включить эти уязвимые места (или М1, М2, или М1, М3) в их границы.

Приложение N 2
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Рекомендации по проведению анализа
уязвимости радиационного объекта»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 декабря 2016 г. N 535

Пример описания угроз

Радиационный объект N

Пункт хранения. Помещение N NN с клетью, в которой располагаются контейнеры с радиоактивными веществами.

Угроза N N.1

Результат реализации угрозы

Хищение радиоактивных веществ.

Вероятный способ осуществления хищения

Скрытное или открытое изъятие контейнеров с радиоактивными веществами.

Двое нарушителей внутри помещения N NN.

Вскрытие входной двери в помещение: открытие замка при помощи ключей или взлом замка или двери при помощи специальных инструментов.

Вскрытие клети: открытие двери клети при помощи ключей, взлом навесного замка или вскрытие при помощи специальных инструментов.

Погрузка контейнеров с радиоактивными веществами на тележку (находится в том же помещении).

Вывоз радиоактивных веществ из здания и погрузка в автотранспорт.

Для перемещения контейнера с радиоактивными веществами необходимо использовать тележку. Для погрузки контейнера на тележку и в автотранспорт необходимо 2 человека.

Необходимые инструменты и приспособления

Ключи от входной двери помещения и от замка клети или инструменты для вскрытия замка входной двери или взлома самой двери и вскрытия (спиливания) навесного замка клети.

Угроза N N.2

Результат реализации угрозы

Вероятный способ осуществления хищения

Подрыв контейнеров с радиоактивными веществами и наружной стены помещения.

Нарушитель внутри помещения N NN.

Вскрытие входной двери в помещение: открытие замка при помощи ключей или взлом замка или двери при помощи специальных инструментов.

Установка взрывных устройств и их подрыв.

Необходимые инструменты и приспособления

Ключи от входной двери помещения или инструменты для вскрытия замка входной двери или взлома самой двери.

Приложение N 3
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Рекомендации по проведению анализа
уязвимости радиационного объекта»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 декабря 2016 г. N 535

Пример описания модели нарушителей

1. Тип потенциальных нарушителей N 1:
одиночный внутренний нарушитель

1.1. Имеет право доступа в защищенную зону и на радиационный объект, к радиоактивным веществам и радиационным источникам в рабочее время в штатных ситуациях.

1.2. Любой из работников, работающих в организации, за исключением персонала физической защиты, который проходит специальную проверку службой безопасности, рассматривается как потенциальный внутренний нарушитель. Для внутреннего нарушителя предполагается наличие права доступа на любой радиационный объект (но не на все сразу).

1.4. Мотивация: идеологическая (религиозная).

1.6. Используемые инструменты и приспособления: отмычки, ручные инструменты.

1.7. Транспортные средства: легковой автомобиль.

1.8. Степень осведомленности:

хорошая осведомленность о режиме работы организации, расположении зданий и сооружений в организации, радиационных объектов и радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на них, порядке доступа;

общие представления о системе физической защиты, размещении сил охраны.

1.9. Степень подготовленности нарушителя: отсутствует профессиональная военная подготовка.

1.10. Тактика действий нарушителя.

Формы совершения хищения и диверсии: проход на радиационный объект с использованием права доступа и последующим скрытым или открытым (с использованием оружия) покиданием территории организации.

Возможными способами прохода через контрольно-пропускные пункты являются:

открытый проход через контрольно-пропускной пункт без взрывчатых веществ и оружия;

Возможны попытки скрытого преодоления физических барьеров путем обхода технических средств охранной сигнализации при проникновении на объект и открытого преодоления физических барьеров, минуя контрольно-пропускные пункты при покидании организации за счет хорошей осведомленности об объекте.

Возможно использование нарушителем средств и приспособлений, а также транспортных средств, расположенных на территории организации.

2. Тип потенциальных нарушителей N 2:
внешний нарушитель в сговоре с внутренним нарушителем

2.1. Внутренний нарушитель имеет право доступа в защищенную зону и на радиационный объект, к радиоактивным веществам и радиационным источникам в рабочее время в штатных ситуациях.

Внешний нарушитель прав доступа не имеет, действует в сговоре с внутренним нарушителем.

2.2. Любой из работников, работающих в организации, за исключением персонала физической защиты, который проходит специальную проверку службой безопасности, рассматривается как потенциальный внутренний нарушитель. Для внутреннего нарушителя предполагается наличие права доступа на любой радиационный объект (но не на все сразу).

2.5. Количество нарушителей: 1 внешний и 1 внутренний.

2.7. Используемые инструменты и приспособления: сотовые телефоны, отмычки, ручные инструменты, лестницы.

2.8. Транспортные средства: легковой или грузовой автомобиль.

2.9. Степень осведомленности:

хорошая осведомленность о режиме работы организации, расположении зданий и сооружений в организации, радиационных объектов и радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на них, порядке доступа;

хорошая осведомленность о принципах работы технических средств физической защиты, общие представления о системе физической защиты объекта, размещении сил охраны.

2.10. Степень подготовленности нарушителя:

2.11. Тактика действий нарушителей.

Возможными способами прохода через контрольно-пропускные пункты для внутреннего нарушителя являются:

открытый проход через контрольно-пропускной пункт без взрывчатых веществ и оружия;

Возможны попытки скрытого преодоления физических барьеров путем обхода технических средств охранной сигнализации при проникновении на объект и открытого преодоления физических барьеров, минуя контрольно-пропускные пункты при покидании организации за счет хорошей осведомленности об объекте.

Возможно использование нарушителями средств и приспособлений, а также транспортных средств, расположенных на территории организации.

Возможен захват заложников, а также выполнение роли заложника внутренним нарушителем.

3. Тип потенциальных нарушителей N 3:
группа внешних нарушителей

3.1. Внешние нарушители прав доступа не имеют.

3.3. Мотивация: идеологическая (религиозная).

3.4. Количество нарушителей: группа из 2 человек с возможным разделением для проникновения на объект из разных мест.

3.5. Используемые инструменты и приспособления: радиостанции, сотовые телефоны, отмычки, ручные инструменты, лестницы.

3.6. Транспортные средства: легковой или грузовой автомобиль.

3.7. Степень осведомленности: общее расположение зданий и сооружений, хорошая осведомленность о принципах работы технических средств физической защиты.

3.8. Степень подготовленности нарушителя: уровень подготовки войск специального назначения или специальной подготовки террористических организаций.

3.9. Тактика действий нарушителей.

Формы совершения хищения и диверсии: открытое нападение на объект (прорыв через физические барьеры физической защиты, подавление или уничтожение оказывающих сопротивление сил охраны и персонала объекта).

Возможны проникновение и покидание объекта путем открытого преодоления физических барьеров.

Возможно использование нарушителем средств и приспособлений, а также транспортных средств, расположенных на территории организации.

Возможен захват заложников.

Приложение N 4
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Рекомендации по проведению анализа
уязвимости радиационного объекта»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 декабря 2016 г. N 535

Типовая сводная таблица модели нарушителей

N
п/п
Модель нарушителейРадиационный объектУгроза
1234
1
2
3
4
5

Пример заполнения сводной таблицы модели нарушителей

N
п/п
Модель нарушителейРадиационный объектУгроза
1234
1Тип потенциальных нарушителей N 1 (одиночный внутренний нарушитель)Помещение N 1 здания N 1Угроза N 1.1 (хищение радиоактивных веществ)
Угроза N 1.2 (диверсия)
2Тип потенциальных нарушителей N 2 (внешний нарушитель в сговоре с внутренним нарушителем)Помещение N 1 здания N 1Угроза N 1.1 (хищение радиоактивных веществ)
Угроза N 1.2 (диверсия)
Угроза N 1.3 (диверсия)
Угроза N 1.4 (хищение радиационного источника)
Здание N 2Угроза N 2.1 (диверсия)
3Тип потенциальных нарушителей N 3 (группа внешних нарушителей)Помещение N 1 здания N 1Угроза N 1.2 (диверсия)
Угроза N 1.3 (диверсия)
Угроза N 1.5 (диверсия)
Здание N 2Угроза N 2.1 (диверсия)
Здание N 2Угроза N 2.2 (диверсия)
Здание N 3Угроза N 3.1 (диверсия)

Обзор документа

Приведены рекомендации Ростехнадзора по анализу уязвимости объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых работают с радиоактивными веществами либо размещается и/или эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения.

Такой анализ включает организованное руководителем организации выявление уязвимых мест; определение угроз, вероятных способов их выполнения и моделей нарушителей.

Под уязвимыми понимаются места использования, хранения радиоактивных веществ и отходов, а также элементов систем, оборудования радиационного источника или пункта хранения, действия с которыми могут привести к ЧС, угрожающей здоровью и жизни людей; радиоактивному загрязнению окружающей среды; хищению таких веществ.

Например, если в организации организован пункт хранения, где радиоактивные вещества хранятся в специальных контейнерах, то уязвимыми местами являются места расположения последних.

Способы (методы) анализа могут отличаться от рекомендуемых при обосновании их выбора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *