Что такое музей эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Эрмитаж

Общая информация

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Кареты возле входа в Эрмитаж Зал Рубенса Георгиевский зал

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

Оформление залов Зимнего дворца

История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.

Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны

Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э. Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв. до н. э. Зал, посвященный искуству Древней Греции Скульптурный портрет Вольтера Экспозиция, посвященная искусству Древней Индии Старинный фарфор Зал французского искусства XVIII в.в. Триптих «Поклонение волхвов». Ниделанды. XV век Малая столовая

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико «Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским» Советская лестница Росписи и лепнина на потолке еонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478-1480 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.

Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажа

Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша «Царица чаш» Зал Диониса Зал Юпитера

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.

Оформление Малого итальянского просвета

Эрмитажный театр

Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Меньшиковский дворец Потолочная роспись Большой зал Секретер Комод Старинные шахматы Убранство покоев Серебряная посуда Гобелены на стенах

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца и других зданий ансамбля Зимней канавкой. Чтобы попасть во дворец Меншикова, нужно перейти Неву по Дворцовому мосту и, минуя Кунсткамеру, пройти около полукилометра к юго-западу по Университетской набережной. Музей Императорского фарфорового завода расположен возле станции метро «Ломоносовская».

Время посещения и стоимость билетов

Комплексный билет для осмотра всех зданий Эрмитажа стоит 400 рублей для граждан РФ и Беларуси, для гостей из других стран – 700 руб. Дети, студенты, пенсионеры проходят бесплатно. Каждый третий четверг месяца в музее действует акция – бесплатный день. Кроме того, безвозмездно посетить Эрмитаж можно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.

В разгар туристического сезона с мая по октябрь посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо прохода через «главный турникет», в Эрмитаж есть еще несколько входов для посетителей с разными видами билетов и групп. Музей не работает по понедельникам, на Новый год и в День Победы.

Билеты в Эрмитаж Очередь в кассы

Образовательные программы музея

Для детей в Эрмитаже проводятся квесты, работает изостудия, клубы и кружки, тематика которых выстраивается с учетом школьной программы. Для взрослых организованы тематические экскурсии, для студентов и старших школьников – виртуальные обучающие экскурсии. В школьные каникулы ученикам предлагают посетить «Неделю квестов» с десятком маршрутных листов.

Источник

Эрмитаж в городе Санкт-Петербург

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

Эрмитаж – грандиозный музей мирового масштаба. Он стоит в одном ряду с такими грандами, как французский Лувр, американский Метрополитен и Британский музей в Лондоне.

Изначально, французское слово ermitage означало «место уединения». Однако история распорядилась так, что это слово приобрело совершенно иное значение и теперь оно понятно без перевода любому жителю планеты.

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

История Эрмитажа

Комфорт — это все, что хотела получить Екатерина II, когда приказала выстроить рядом с Зимним дворцом небольшой особняк, где она могла бы уединиться от многочисленных придворных.

В 1764 г. началось строительство дворца по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота. Когда в 1775 г. он был построен, в нем часто устраивались чаепития, театральные представления и поэтические вечера. Екатерина II называла эти развлечения «малыми эрмитажными собраниями», поэтому и особняк стали называть Эрмитажем.

В 1764 г. императрица приобретает у немецкого купца И.Э. Гоцковского первую коллекцию живописи из 225 полотен известных фламандских, голландских и итальянских художников (точнее, немецкий купец предложил их в счет уплаты своего долга российской казне).

Идея создания музея

Когда картины развесили на стенах, императрица, увидев их великолепие, решила создать лучший выставочный комплекс изобразительного искусства в Европе. Она издала указ о покупке художественных шедевров мирового значения и специально обученные люди отправились на поиски ценностей искусства и культуры для пополнения сокровищ.

Новое значение слова

Выполнение указа вскоре стало приносить ощутимые плоды – в Россию начали поступать художественные произведения исключительной ценности. Например, в 1769 г. в Дрездене была выкуплена богатая подборка полотен. Она насчитывала свыше 600 полотен европейских живописцев, в их числе были полотна Тициана и Белотто. Эрмитаж Екатерины II перестал быть уединенным местом.

Знаковое значение имело приобретение великолепной коллекции барона Кроза — свыше 400 полотен, среди которых работы таких мастеров 16-18 вв. Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Дейк.

Рекорд! Эрмитаж является самой большой картинной галереей в мире.

Развитие императорской коллекции

В дальнейшем скупались не только картины, но и скульптуры, античные древности и редкая нумизматика. Каталог картин насчитывал к тому времени 2080 полотен. Дворец больше не вмещал все это великолепие, и императрица приказала строить здание для достойной презентации всех шедевров.

Интересно! Сейчас общая протяженность залов составляет 24 километра.

Архитектор Ю.М. Фельтен в 1771 г. взялся за это почетное поручение. Поскольку новый особняк был больших размеров, логичным стало и его название – Большой Эрмитаж.

В 1787 г., когда строительство завершилось — художественные сокровища получили великолепную шкатулку для своего содержания. Здание органично вписалось в архитектурный ансамбль Дворцовой площади и само по себе стало шедевром русского зодчества в стиле классицизма 18 века.

Папское благословение

Екатерина II всегда хотела иметь в своей сокровищнице самые лучшие произведения искусства. К ним, несомненно, относились знаменитые лоджии Рафаэля в папском дворце в Ватикане.

Императрица была очарована их красотой и решила создать достойную копию в России. С папского благословения русские живописцы отправились в Ватикан. Они создали точнейшие копии всех фресок и смогли создать росписи, практически не отличимые от оригинала.

Сделано было, что называется, «один в один» и теперь в России есть свои лоджии Рафаэля. Находится эта красота в зале 227 Большого Эрмитажа.

Государственный Эрмитаж

Создание частной императорской коллекции приобрело масштабы государственного проекта. Начал формироваться целый музейный комплекс.

В 1783 г. Екатерина II приказала построить Эрмитажный театр, и к 1787 г. он был построен. Между и Большим Эрмитажем был сделан арочный переход.

В этот период были приобретены полотна Рембрандта и Рубенса, а также статуи, созданные Кановой – «Психея и Амур», «Геба», «Танцовщица».

Когда же все строения оказались заполнены музейным ассортиментом, вновь поступающие шедевры стали размещать в загородных резиденциях.

Выход на новый уровень

К середине 19 века количество картин, скульптур, художественных сокровищ и артефактов достигло критической массы. Экспонаты музея перестали быть частной царской собственностью и стали национальным богатством и достоянием всего государства.

В итоге было решено сделать произведения искусства доступными для всех представителей общества, а для размещения экспозиций и выставок к 1851 г. был построен Новый Эрмитаж.

В 1852 г. Николай 1 издал указ о создании публичного Императорского музея Эрмитаж. В этом же году состоялось торжественное открытие, которое сопровождалось банкетом на 600 персон и театрализованным представлением в Эрмитажном театре.

Современный выставочный комплекс

В Новом Эрмитаже музей просуществовал до 1925 г. После Октябрьской революции произошла национализация всех частных художественных сокровищ, в результате чего количество эрмитажных ценностей увеличилось в четыре раза.

Государственный Эрмитаж сейчас – это сложнейший музейно-выставочный комплекс. Количество эрмитажных экспонатов превышает 3 000 000 единиц.

Структура музейного комплекса

Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:

посторйкиСтильСоставитель проекта/

архитекторКто основалСтроительствопримечанияЗимний дворецбароккоФ.РастреллиИмператрица Елизавета1754—1762 гг.Эта постройка дворца — пятая по счетуЭрмитажный театрклассицизмДжакомо КваренгиЕкатерина II1783—1787 гг.Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф ОрбелиБольшой Эрмитаж (Старый)классицизмЮ.М. ФельтенЕкатерина II1771—1787 гг.В нем планировалось размещать только художественные коллекцииМалый ЭрмитажклассицизмЖ.Б. Валлен-Деламот,

Ю.М. ФельтенЕкатерина II1764—1775 гг.В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей ШуваловНовый Эрмитаж

неогрекЛео фон Кленце/

В.П. СтасовНиколай I1842—1851 гг.Знаменит: портиком и фигурами атлантовЗапасной дом Зимнего дворца

классицизмН.Ф. Беккер

Д. ТрезиниФеодосей Скляев/ инициатор перестройки —

Великий князь Алексей Александрович1720—е/перестройка — 1877-1878 гг.В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте.

Название филиалаМесто нахожденияРежим работы
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле)Дворцовая площадь, 6/8с 10.30 до 18.00
музей Императорского фарфорового заводапросп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4
Меншиковский дворецУниверситетская наб., 15с 10.30 до 17.00
РХЦ «Старая деревня»ул. Заусадебная, 37с 10.30 до 19.00

Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.

Малый Эрмитаж

Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

Интересно! В Малом Эрмитаже появилась первая художественная презентация картин и предметов искусства.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Большой Эрмитаж

Это величественное здание в духе раннего классицизма построено в 1771–1787 гг. Главный фасад продолжает одну линию достопримечательностей Дворцовой набережной. После того, как был возведен Новый Эрмитаж, название Большого изменилось, теперь это — Старый Эрмитаж.

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

Архитектор Ю.М. Фельтен выдержал дизайн сооружения в строгом и лаконичном духе кондового классицизма с целью подчеркнуть пышность и значимость Зимнего дворца, как основного сооружения дворцового ансамбля.

На втором этаже Старого Эрмитажа располагается самая значительная и, пожалуй, самая ценная часть сокровищ. Здесь, в Двусветном зале, выставлены такие знаменитые шедевры, как «Мадонна с цветком» и «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи.

До второй половины 19 в. считалось, что в фондах находятся 24 творения Леонардо да Винчи. Однако с развитием искусствоведения тест на подлинность прошли только эти две красавицы. Остальные оказались написаны учениками и последователями гениального мастера. Их стали называть леонардесками. Яркий пример этих подражаний – известная «Донна Нуда», лицо которой — чистая Мона Лиза.

Надворная анфилада богата презентациями итальянской акварели. В зале Тициана представлены «Даная», «Кающаяся Мария Магдалена» и «Святой Себастьян». Это одни из главных работ автора и они, по праву, являются гордостью фондов.

В павильоне искусства Италии 16 в. можно полюбоваться холстами венецианских живописцев этого периода – Якола Пальма, Лоренцо Лото, Джованни Батиста Чима де Конельяно. Но, самым значительным шедевром здесь считается, несомненно, произведение «Юдифь» Джорджоне – одно из немногих подлинных полотен автора.

Таким образом, залы Большого Эрмитажа отведены под:

Новый Эрмитаж

Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.

Этаж I

Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.

Этаж II

Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):

Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.

Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:

Интересный факт! «Мадонна Конестабиле» — это женщина, представляющая собой собирательный образ прекрасных современниц автора. Но, впоследствии, Рафаэль встретил в своей жизни реальную женщину с такими чертами, и она стала его единственной музой, чей лик красуется на всех его последующих работах.

Интересно! Среди этих творений есть полотно, выделяющееся не только гениальным исполнением, но и ошибкой великого художника. Это – «Портрет Карла Первого», где у короля обе перчатки правые.

Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:

Зимний дворец

Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

Интересный факт! Изящные статуи на крыше скрывают… печные дымоходы.

Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.

Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.

Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.

Эрмитажный театр

Построен в 1787 году зодчим Джакомо Кваренги в стиле русского классицизма.

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

Раньше на этом месте возвышался Зимний дворец Петра 1.Однако строение обветшало и цокольный фундамент послужил основой для стен Эрмитажного театра. Его величественный фасад с изящной и стройной колоннадой второго яруса прекрасно дополнил линию построек Дворцовой набережной.

Сейчас в Эрмитажном театре размещена экспозиция — небольшая, но очень показательная. В восстановленных помещениях кабинета, столовой и токарной мастерской можно ознакомиться с подлинными вещами Петра I и предметами императорского быта.

Меншиковский дворец

Это первое каменное здание города, возведенное в 1714 г. в духе петровского барокко. Музею дворец передан в 1981 г. и в ходе восстановительных работ было решено воссоздать в нем интерьеры начала 18 века. Это, прежде всего, парадные залы и Ореховый кабинет.

Что такое музей эрмитаж. Смотреть фото Что такое музей эрмитаж. Смотреть картинку Что такое музей эрмитаж. Картинка про Что такое музей эрмитаж. Фото Что такое музей эрмитаж

Сейчас во дворце размещена экспозиция «Культура России первой трети 18 века». На ней представлены произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного творчества этого периода. Из интерьеров особенно выделяются изразцовые комнаты, отделанные кафелем в голландском духе. Таких цельных образцов подобного жанра не существует даже в Европе.

Для знакомства с этим филиалом лучше подойти к строению со стороны стрелки Васильевского острова. С этого ракурса оно выглядит во всей красе.

Здание Главного штаба

Главный штаб — внушительное строение признано лучшим образцом архитектуры в стиле ампир. Возведенное по проекту талантливого зодчего Карло Росси в 1832 г., оно символизирует непоколебимую мощь российской армии.

Сейчас в части сооружения продолжают располагаться некоторые отделы военных ведомств, а часть отдана под демонстрационные площадки.

Каждый из четырех этажей музейного комплекса отличает собственная тематика. Первый отведен под магазины, лекторий и служебные помещения.

На втором расположилась презентация, рассказывающая о финансовых достижениях финансового министерства и экспозиция предметов быта народов Африки.

Третий богат холстами европейских художников 19 в., Гвардейским музеем и коллекцией Фаберже.

Четвертый этаж самый значительный. Здесь царствуют импрессионисты. На персональных выставках представлены легендарные полотна Ван Гога, Ренуара и Моне, Гогена, Пикассо и Кандинского. В холлах размещены выставки художников 20 в.

В целом, штабной филиал – интереснейший выставочный комплекс, где наряду с постоянными экспозициями, регулярно проводятся новые выставки современного творчества. Это цельное тематическое арт-пространство, а во время проведения современных презентаций – настоящий молодежный центр, объединяющий всех любителей креативного творчества.

РХЦ «Старая деревня»

Это современный музейный комплекс, где при осмотре тематически подобранных экспонатов Фондового корпуса можно изучить историю русской культуры и Востока, ознакомиться с западноевропейским творчеством и археологическими находками Восточной Европы и Сибири.

Однако экспонаты Эрмитажа, представленные в реставрационно-хранительском центре, на этом не заканчиваются. Здесь размещен необычный театр шпалер, где демонстрируются экземпляры конных экипажей и старинных гобеленов, а также линейка царских, дворянских и почтовых карет.

Увидеть все это возможно недалеко от станции метро «Старая Деревня», по ул. Заусадебная, 37А.

Музей Императорский фарфоровый завод

Музей функционирует с 1844 г., когда Николай I решил собрать коллекцию образцов русского фарфора. За это время в нем скопилось больше 30 000 экземпляров фарфора не только из России, но и из Японии и Китая. Среди них есть предметы, не имеющие аналогов во всем мире.

Выставочный комплекс располагается на проспекте Обуховской обороны, 151 (территория завода).

Эрмитажные коты

В штате сотрудников Эрмитажа есть особенная должность – должность эрмитажного кота. Да, именно так — по Эрмитажу важно расхаживают сотни пушистых служителей музея.

История их появления берет свое начало в середине 18 века. Тогда только строился Зимний дворец, но уже было очевидно, что его сожрут мыши и крысы еще до окончания строительства.

Стены представляли собой дуршлаг в результате мышиного господства. И тогда императрице Елизавете Петровне рассказали историю о казанских котах, избавивших город от мышей. Императрица тут же приказала привезти 30 котов из Казани для борьбы с Петербургскими грызунами.

Коты очистили Зимний от мышей и по ходу строительства филиалов постепенно завладели всеми его зданиями. Теперь они официально находятся в штате и пользуются всеми привилегиями ценных сотрудников.

Для любознательных. Ежегодно 1 апреля для Эрмитажных крысоловов устраивается настоящий пир, который работники музея называют «Днем мартовского кота».

Государственный Эрмитаж – жемчужина в коллекции шедевров России, является местом притяжения миллионов посетителей. Он радушно встречает гостей из разных стран и совершенно точно не служит «местом уединения», в соответствии с первоначальным значением этого слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *