Что такое надстройка на судне
Надстройка судовая
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
С корпусом судна надстройки прочно связаны наружной обшивкой, а также внутренними выгородками и переборками. Переход от главной палубы к надстройке подкреплен особо, так как из-за концентрации напряжений в нем существует опасность возникновения трещин.
Надстройки подразделяются на:
Количество, расположение и форма надстроек определяют архитектурно-конструктивный тип судна — одно-, двух- и трёхостровные. Трёхостровные суда имеют бак, ют и среднюю надстройку.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков машинного отделения на судах со средним расположением машинного отделения.
Судно, не имеющее бака и юта, называют гладкопалубным.
Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 30 % длины судна, называют колодезными.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.
Надстройка (судостроение)
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Надстройки разделяются на:
* в зависимости от протяженности:
* в зависимости от высоты:
* по месту расположения:
* промежуточная (смещенная в корму приблизительно на ¾ длины судна);
* а также комбинации вышеназванных (средняя надстройка сливается с носовой или кормовой):
* удлинённый бак (не менее 25 % длины судна);
* по функциональному назначению:
* жилая (обычно многоярусная; служит для расположения жилых, бытовых и служебных помещений);
нежилая (например, высокий бак, предназначенный для повышения мореходности судна).Количество, расположение и форма надстроек определяют архитектурно-конструктивный тип судна — одно-, двух- и трёхостровные. Трёхостровные суда имеют бак, ют и среднюю надстройку.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков машинного отделения на судах со средним расположением машинного отделения.
Судно, не имеющее бака и юта, называют гладкопалубным.
Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 30 % длины судна, называют колодезными.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.
Что такое надстройка на судне
Надстройки и рубки
Надстройка — палубная конструкция, ширина которой равна ширине судна. Надстройка может не доходить до бортов на величину не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Надстройки и рубки (рис. 58) служат для размещения различных судовых помещений. Длинные надстройки и рубки могут принимать участие в обеспечении общей продольной прочности, снижая при этом напряжения в палубе до 30 %. На современных судах надстройки и рубки, как правило, многоярусные, кроме надстройки бака.
Надстройки разделяются на:
в зависимости от протяженности:
в зависимости от высоты:
по месту расположения:
а также комбинации вышеназванных (средняя надстройка сливается с носовой или кормовой):
по функциональному назначению:
В процессе эксплуатации судна на надстройки действуют силы тяжести различных устройств и вышележащих ярусов, удары волн при заливании палубы, усилия от общего продольного изгиба корпуса. Надстройки и рубки обычно стальные. В последнее время на многих судах получили распространение надстройки и рубки из легких сплавов, что уменьшает массу корпуса и понижает ЦТ судна, при этом улучшается остойчивость. Чтобы избежать контактной коррозии между стальным комингсом рубки и ее стенкой из легких сплавов, между ними устанавливают диэлектрическую прокладку из резины или тиоколовой ленты.
Шпангоуты надстройки или стойки рубки ставят на каждом основном шпангоуте с учетом расположения различных вырезов в стенках и палубах надстроек и рубок. К палубам шпангоуты и стойки крепят кницами. В плоскости поперечных переборок устанавливают рамные шпангоуты и рамные бимсы или выгородки. Толщина переборок и палуб надстроек и рубок колеблется в пределах 3—10 мм. Наибольшую толщину имеют фронтальные (носовые) переборки.
В последнее время стенки надстроек и рубок на некоторых судах стали делать гофрированными, что дает выигрыш в массе и уменьшает коробление при сварке. Гофры располагаются вертикально или горизонтально. Горизонтально расположенные гофры улучшают внешний вид надстройки, но требуют постановки рамных стоек, которые занимают много места. Все вырезы в переборках и палубах выполняются со скругленными углами во избежание появления толщин. С этой же целью углы длинных надстроек или рубок к палубе и борту не приваривают, а приклепывают.
Набор надстройки аналогичен набору в междупалубных помещениях, только более легкий. Шпангоуты надстроек и бортовые стойки рубок устанавливают на каждом основном шпангоуте, учитывая расположение вырезов в стенках и палубах надстроек и рубок. В плоскости поперечных переборок корпуса судна устанавливают рамные шпангоуты и бимсы или выгородки. Из поперечных переборок надстроек наиболее прочными делают концевые носовые переборки средней надстройки и юта. Бортовые стенки надстроек швартующихся в море судов отстоят от борта не менее чем на 0,1 своей высоты либо имеют уклон не менее 0,1 в сторону ДП судна. По концам надстроек наблюдается концентрация напряжений, поэтому места окончания надстроек усиливают. Листы нижнего пояса бортовой обшивки надстройки имеют толщину большую, чем листы средней части надстройки.
Надстройки и рубки обычно стальные, однако на некоторых промысловых судах рубки изготовлены из алюминиевых сплавов, что уменьшает массу и понижает ЦТ судна. Для предотвращения контактной коррозии между стальным комингсом надстройки (рубки) и ее стенкой из алюминиевых сплавов устанавливают прокладку из резины или тиоколовой ленты и выполняют заклепочное соединение.
Углы соединения боковых стенок рубок с концевыми переборками выполняют закругленными. Для предотвращения концентрации напряжений в углах оконных и дверных вырезов и появления трещин углы вырезов скругляют, вырезы подкрепляют обделочными рамками. Вырезы для дверей в рубках, расположенных в средней части судна, подкрепляют утолщенными листами, вырезы для иллюминаторов и окон подкрепляют горизонтальными ребрами.
Литература
Надстройка судна
129. Надстройка судна
Конструкция, образованная продолжением бортовых перекрытий основного корпуса судна, палубой и поперечными переборками, находящаяся выше верхней палубы.
1. На кораблях надстройкой является всякая конструкция, расположенная на верхней палубе и образованная продольными и поперечными переборками и палубами
2. На судах надстройкой является также конструкция, боковые стороны которой образовываются не бортовыми перекрытиями, а продольными переборками, если эти переборки отстоят от бортов не более чем на 0,04 ширины судна
3. На судах внутреннего плавания надстройкой является конструкция, продольные переборки которой отстоят от бортов не более чем на 1/3 ширины судна
Смотреть что такое «Надстройка судна» в других словарях:
надстройка судна — Конструкция, образованная продолжением бортовых перекрытий основного корпуса судна, палубой и поперечными переборками, находящаяся выше верхней палубы. Примечания 1. На кораблях надстройкой является всякая конструкция, расположенная на верхней… … Справочник технического переводчика
БАК (носовая надстройка судна) — БАК (нидерл. bak), носовая надстройка судна для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, для повышения непотопляемости (закрытый бак), размещения служебных помещений. На баке находятся якорное и швартовное устройства … Энциклопедический словарь
Надстройка (кораблестроение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Надстройка. Судно с баковой и средней (промежуточной) жилой многоярусной надстройкой … Википедия
Надстройка — Надстройка: В строительстве процесс достройки объекта (обычно здания) вверх; Надстройка (судостроение) закрытое сооружение на верхней палубе судна, расположенное от борта до борта; Надстройка (подводные лодки) лёгкая конструкция … Википедия
Надстройка — всякая конструкция, расположенная на верхней палубе корабля и образованная продольными и поперечными переборками и палубами. По месту расположения различают надстройки носовую (баковую), среднюю (спардечную) и кормовую (ютовую). Надстройки с… … Морской словарь
Надстройка (судостроение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Надстройка. Судно с баковой и средней (промежуточной) жил … Википедия
НАДСТРОЙКА судовая — закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся по ширине от борта до борта или отстоящее от обоих бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Аналогичные надпалубные сооружения, отстоящие от бортов на большие расстояния,… … Морской энциклопедический справочник
НАДСТРОЙКА — судовая закрытое помещение, располагающееся на палубе от борта до борта. Надпалубные помещения, не доходящие до бортов, в отличие от Н., наз. рубками. По месту расположения различают Н.: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют). Н. с непроницаемыми … Большой энциклопедический политехнический словарь
надстройка — и; мн. род. строек, дат. стройкам; ж. 1. к Надстроить надстраивать. Н. жилых домов. Н. мансард. 2. То, что надстроено над чем л. // Мор. Закрытые помещения, расположенные на верхней палубе судна. 3. Совокупность общественных идей и взглядов… … Энциклопедический словарь
надстройка — и; мн. род. стро/ек, дат. стро/йкам; ж. см. тж. надстроечный 1) к надстроить надстраивать. Надстро/йка жилых домов. Над … Словарь многих выражений
Надстройка (судостроение)
Надстро́йка судова́я — закрытое сооружение на верхней палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Надстройки разделяются на:
Количество, расположение и форма надстроек определяют архитектурно-конструктивный тип судна — одно-, двух- и трёхостровные. Трёхостровные суда имеют бак, ют и среднюю надстройку.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков машинного отделения на судах со средним расположением машинного отделения.
Судно, не имеющее бака и юта, называют гладкопалубным.
Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 30 % длины судна, называют колодезными.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.