Что такое налоговый мониторинг и как его проводят
Что такое налоговый мониторинг и кто имеет на него право
Госуслуги, возможность подать декларацию в ФНС через онлайн-портал, теперь и возникновение налогового мониторинга – все это процесс становления цифровой эпохи.
Долгий и сложный путь каждого предпринимателя начинается одинаково: с регистрации бизнеса, открытия расчетного счета и попыток выстроить систему прибыли. Те немногие, кто достигает высоких результатов, сталкиваются со сложностями в заполнении налоговой отчетности.
Чем выше оборот, тем больше документов, отчетности и деклараций необходимо заполнять. С недавних пор в России действует система налогового мониторинга, которая упрощает гигантам рыночной экономики взаимодействие с органами ФНС.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг (НМ) – это система, по которой ФНС отслеживает деятельность организации через онлайн-доступ ко всей ее финансовой документации и бухгалтерии.
НМ стал важным этапом цифровизации органов государственного контроля. Теперь для того, чтобы анализировать деятельность предприятий, налоговой службе не нужно проводить камеральные проверки. Достаточно наблюдать за процессами с помощью определенного алгоритма и обращать пристальное внимание только на те операции, которые выглядят подозрительными.
Регулирует систему статья 105.26 НК РФ «Общие положения о налоговом мониторинге», где указаны правила предоставления новой схемы налогового надзора.
К кому применяется мониторинг
Существуют правила, по которым можно подключить налоговый мониторинг, но они часто меняются. Смягчаются условия, согласно которым можно перейти на взаимоотношения с ФНС по системе НМ.
Так, согласно Федеральному закону от 29.12.2020 № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», чтобы перейти на НМ необходимо:
Система мониторинга стала более доступной, однако очевидно, что НМ предназначен для предприятий-гигантов.
Описываемый способ налогового контроля удобен и ФНС, и организациям. Налоговая значительно облегчает процесс анализа финансовой деятельности обществ с большим объемом документации, транзакций и бухгалтерии.
Предприятия получают возможность быстрого взаимодействия с налоговой, мотивированное мнение ФНС и ведение официального диалога со службой.
Как перейти на систему мониторинга
Чтобы перейти на систему НМ, необходимо убедиться в состоятельности собственной организации, соответствии всем финансовым критериям.
Далее важно выбрать способ, с помощью которого будет происходить общение с налоговой. Можно выбрать один из трех:
Организация сама решает, какой способ взаимодействия с органами налоговой службы выбрать: все зависит от возможностей каждого предприятия, развития его электронного документооборота и технического обеспечения.
Подать документацию для перехода на НМ можно до 1 сентября.
Если вы хотите перейти на мониторинг в следующем году, заявление и все необходимые данные должны поступить в налоговую службу не позднее 31 августа 2021 года. До 1 ноября вы узнаете, какое решение приняли в ФНС.
Федеральная налоговая служба может и отказать компании в переводе на налоговый мониторинг.
Если в следующем году положение компании изменится, ее финансовые показатели увеличатся, документы будут поданы в правильном порядке, ФНС будет не вправе отказать в переходе на налоговый мониторинг.
Как проводится мониторинг
Порядок произведения НМ описывается в Налоговом кодексе РФ. Так, контроль проводят сотрудники ФНС, которые следят за тем, чтобы цифры в налоговых отчетах соответствовали реальности.
В случаях, когда система распознает несоответствие проверяемых сведений, то запрашивает у компании информацию о том, почему случилась ошибка, либо обязует исправить конкретные пункты отчетов. На это у организации есть 5 дней.
Также НМ вводит понятие мотивированного мнения. Это отношение и позиция, которые формирует налоговая относительно добросовестности налоговых выплат, верности предоставляемых отчетов и оформления страховых взносов за сотрудников, после проведения НМ, аудита.
Мотивированное мнение поможет в краткие сроки оформить налогообложение сделок, которые либо совершает, либо планирует организация.
Налоговая составляет мнение самостоятельно в течение всего периода мониторинга, но иногда компания может попросить об этом органы ФНС.
Существует схема, которая используется при определении мнения, разберем ее по шагам.
Если организация не выполняет мотивированное мнение, ФНС имеет право выехать с проверкой по юридическому адресу компании.
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Плюсы
Минусы
Решение перейти на НМ, безусловно, правильное, ведь глобализация и развитие технологий рано или поздно приведут к онлайн-контролю данных предпринимателей и организаций. Возможность быстро решать проблемы с нарушениями и взаимодействовать с налоговой напрямую позволяет оптимизировать процессы, связанные с бухгалтерией.
Что такое и для чего необходим налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – это вид контроля расчетов и переводов налоговых отчислений. Актуален с 1 января 2015 года. Регламентируется статьями 1-2 ФЗ №348. Проводится по собственной инициативе фирмы.
Понятие и цели мониторинга
Мониторинг – это проверка, осуществляемая инспекторами, на которую компания соглашается добровольно. Для начала мероприятия нужно создать заявление. Мониторинг осуществляется со следующими целями:
В процессе инспекторы осуществляют проверку этих аспектов:
На протяжении мониторинга выявляются ошибки, допущенные компанией. Проверка позволяет вовремя исправлять ошибки. Следование рекомендациям инспекторов поможет избежать санкций в дальнейшем.
Кто может подать заявление о мониторинге?
Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:
При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.
Особенности подачи заявки
Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2018 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.
Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2017 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2018 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2017 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2017 года.
Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:
Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.
В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?
Ответ на заявление налогоплательщика о реализации мероприятия поступает до 1 ноября. Если пришел отказ, он должен быть обоснованным. Рассмотрим основания для отказа:
ВАЖНО! Решение об осуществлении мероприятия направляется компании в течение 5 дней с даты его принятия.
Выездные и камеральные проверки
Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:
Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.
Порядок проведения мероприятия
Мониторинг можно разбить в три этапа:
Мнение налоговой относительно состояния дел в структуре основывается на ранее предоставленных документах.
Итоги мониторинга
Мнение относительно итогов мероприятия является мотивированным. Рекомендации даются только относительно обнаруженных фактов неверного исчисления налогов, несвоевременной их оплаты и прочего. Мнение инспекторов направляется в фирму в течение 5 дней после его составления. Составлено оно должно быть не позже 3 месяцев с даты завершения мониторинга.
Мнение формируется как по инициативе инспекции, так и по желанию самой компании. Во втором случае фирма направляет запрос. Делать это имеет смысл в тех случаях, когда у руководителей есть сомнения в верности исчисления, начисления налогов. В запросе нужно указать, чем именно вызвана инициатива руководства.
Запрос отправляется не позже 1 июля года, который следует за годом проведения мониторинга. Мнение передается фирме в течение 30 дней с даты получения запроса.
Иногда, для формирования мнения, инспекция запрашивает прочие документы. В этом случае срок направления ответа может быть увеличен на 30 дней. Об увеличении срока фирма извещается в течение 3 дней с даты принятия решения. Извещение создается в письменной форме.
ВАЖНО! В течение месяца с даты получения мнения компания должна направить свое согласие относительно рекомендаций в налоговый орган. К нему прилагаются бумаги, свидетельствующие о выполнении всех рекомендаций.
К СВЕДЕНИЮ! Преимущества мониторинга очевидны. Это поможет снизить налоговый контроль, избежать дальнейших проверок, предотвратить санкции, не оплачивать большие штрафы в будущем. Поэтому, если есть возможность направить заявку, сделать это нужно.
Что такое налоговый мониторинг и как его проводят
НК РФ Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 5 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.
5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.
В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на три месяца.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на шесть месяцев.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
Решение о продлении срока проведения налогового мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае продления срока проведения налогового мониторинга налоговый орган направляет организации решение о продлении срока проведения налогового мониторинга в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 6 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) в части представления документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи не применяется при проведении налогового мониторинга за периоды начиная с 2024 г.
6. В регламенте информационного взаимодействия указываются в частности:
1) сроки и порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) порядок предоставления доступа к таким документам (информации) через информационные системы организации по выбору такой организации;
2) порядок ознакомления должностных лиц налогового органа с подлинниками документов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
3) время доступа к указанным в подпункте 1 настоящего пункта документам (информации) в течение срока проведения налогового мониторинга за соответствующий период и следующих трех лет со дня окончания срока его проведения (в случае предоставления доступа к таким документам (информации) налоговому органу через информационные системы организации);
4) состав и структура раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, используемых в информационных системах организации, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, порядок внесения изменений (дополнений) в регламент информационного взаимодействия, требования к информационным системам организации, в том числе к порядку получения и обработки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формат документов, к которым предоставляется доступ налоговому органу, и порядок получения доступа к таким информационным системам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
Переход на налоговый мониторинг с Контуром
Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля. Предоставляйте данные вашей организации для целей налогового мониторинга. Вместо проведения традиционных камеральных и выездных проверок налоговая будет взаимодействовать с вами в режиме онлайн.
Критерии перехода
на налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года стал доступен не только для крупнейших налогоплательщиков, но и для многих компаний — теперь действуют новые критерии для вступления в налоговый мониторинг.
Сумма налогов от 100 млн
Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей
Сумма дохода от 1 млрд
Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей
Активы
от 1 млрд
Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей
Преимущества для участников
налогового мониторинга
Взаимодействие с налоговой онлайн
Признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком.
Информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени.
Возможность получать мотивированное мнение налогового органа по сложным вопросам.
Упрощение
процессов
Сокращение срока проведения налоговой проверки с 4,5 лет до 1 года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год.
Снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов.
Уменьшение
расходов
Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок и снижение затрат, связанных с их администрированием.
Ускоренное возмещение НДС и акцизов при заявительном порядке в рамках проведения налогового мониторинга.
Предупреждение рисков, снижение вероятности получить штрафы и пени.
Переходите на налоговый
мониторинг с Контуром
Гибкая настройка структуры раскрытия данных
Взаимодействие с ФНС
Взаимодействие с налоговым органом: ответы на запросы документов и представление пояснений.
Хранение информации
Хранение документов в течение сроков, соответствующих требованиям налогового мониторинга.
Загрузка и анализ данных
Загрузка и раскрытие регламентных документов и данных системы внутреннего контроля (СВК).
Анализ и контроль загруженных данных и показателей отчетности, в том числе сопоставление данных бухгалтерского и налогового учета.
Сравнение версий (корректировок) деклараций с возможностью анализа и пояснений причин расхождений.
Контур.Налоговый мониторинг — удобное решение для перехода на налоговый мониторинг
Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.
Взаимодействие с налоговым органом можно организовать за счет внедрения и настройки сервиса, который будет получать необходимые сведения из источников данных, или через разработанный сервис («коробочный» продукт).
Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.
Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.
Переход на налоговый мониторинг — это просто
Для этого не придется серьезно менять учетную систему, а для доступа ко всем документам можно интегрировать программу сразу в несколько информационных систем и хранилищ данных. Вы можете настроить сервис по своим параметрам или пользоваться «коробочным» продуктом со стандартными настройками.
Вопросы
и ответы
Основная функция — упростить проверки. Налоговый мониторинг инспекция проводит онлайн по предоставленным организацией данным. Обо всех спорных моментах проверяющие сообщают в реальном времени в виде мотивированного мнения, это помогает быстрее исправлять недочеты. А еще ускоряется возмещение НДС и акцизов, уменьшаются сроки проверки и количество запрашиваемых документов.
Стандартные камеральные и выездные проверки за периоды мониторинга не проводят, если он не прекращен досрочно.
Налоговый мониторинг доступен крупному и среднему бизнесу. По итогам года, предшествующего году подачи заявления, должны выполняться условия перехода на налоговый мониторинг:
Календарный год. Если подать заявление до 1 сентября 2021 года, налоговая будет проверять период с 1 января по 31 декабря 2022 года.
Срок мониторинга — 1 год и 9 месяцев. Он начинается 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября следующего года.
Чтобы перейти на мониторинг со следующего года, нужно до 1 сентября подать заявление в ИФНС по месту нахождения. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. К заявлению прикладываются документы: регламент информационного взаимодействия, информация об участниках, учетная политика, документы СВК.
Заявление и документы налоговая рассмотрит до 1 ноября. Мониторинг проводится на основании принятого налоговой решения о проведении с 1 января следующего года. В следующем году заявление не понадобится, мониторинг продлят автоматически, если вы от него не откажетесь.
Общая схема проведения мониторинга такая:
Мониторинг предполагает постоянный контроль со стороны налоговой, поэтому в течение всего периода есть риск, что налоговые платежи вырастут из-за выявления неучтенных операций. В первую очередь это касается сокрытых доходов.
От пеней и штрафов мониторинг не освобождает. Их могут наложить за непредставление документов и сведений по ст. 126 и 126.1 НК РФ, за выявленные нарушения срока уплаты и пр.
Когда во время налогового мониторинга инспекторы находят противоречия в сведениях налоговой и организации, просрочки в представлении отчетности и уплате налогов, они уведомляют об основаниях для составления мотивированного мнения. Если исправить нарушения до получения мнения или в установленные сроки после, штрафов не будет.
Когда ошибки и недоимки возникли при выполнении ошибочного мотивированного мнения налоговой, пени и штрафы не начисляются. Но освобождения от них не будет, если налоговая вынесла неверное мнение из-за неполной или недостоверной информации, полученной от налогоплательщика.