Что такое нечаянная коррупция

Для чего в России разрешили «нечаянную коррупцию»

Что такое нечаянная коррупция. Смотреть фото Что такое нечаянная коррупция. Смотреть картинку Что такое нечаянная коррупция. Картинка про Что такое нечаянная коррупция. Фото Что такое нечаянная коррупция

Рассуждая о коррупции, стоит начать с ее определения, данного в законе «О противодействии коррупции» от 2008 года:

После прочтения сразу возникает закономерный вопрос, а что же тут может быть «нечаянного», что необходимо легализовывать? Коррупция является одной из основных проблем России, которая входит в список 50 самых коррумпированных стран мира. Многие россияне так или иначе сталкивались с ее проявлениями в реальной жизни. Это и вымогание взяток чиновниками за выполнение ими своих служебных обязанностей, и трудоустройство «блатных» детей чиновников на «хлебные» должности, и неслыханные бизнес-преференции, предоставляемые родственникам и друзьям высокопоставленных госслужащих, на которых потом переоформляются активы, и т.д. Также необходимо отметить те общепризнанные способы, что считаются необходимыми для борьбы с коррупцией. К ним относятся: реальное разделение ветвей власти, реальная независимость судебной системы, создание настоящего социально-ориентированного государства, снижение «засекреченной» доли федерального бюджета, а также избавление законодательства от «дыр», лазеек и двусмысленностей. С этими вводными данными идем далее.

Итак, за что же там проголосовали накануне депутаты Госдумы? Из пояснительной записки к законопроекту следует, что некое физическое лицо может быть освобождено от ответственности за нарушение законов о противодействии коррупции, если несоблюдение введенных ими ограничений и запретов стало следствием независящих от него обстоятельств. Под последними понимаются стихийные бедствий, землетрясения, ураганы и наводнения, пожары и забастовки, теракты и военные действия, а также массовые заболевания, иначе говоря, форс-мажоры. Новый закон «прикрывает» широкий круг государственных и муниципальных служащих, к которым относятся: депутаты, прокуроры, судьи, военнослужащие, полицейские, таможенники, сотрудники ФСИН, Совбеза, Счетной палаты и Банка России. В соответствии с законодательной новеллой, все они могут быть освобождены от ответственности за «нечаянную коррупцию».

Звучит крайне интригующе и, на первый взгляд, совершенно непонятно. Однако депутат Государственной думы Эрнест Валеев все-таки пояснил, что конкретно имелось в виду. С его слов, некоторые граждане РФ, проживающие в Крыму и Севастополе, не могут получить доступ к сведениям о своих банковских счетах, оставшихся на Украине, из-за чего не в силах выполнить требования антикоррупционного законодательства России по предоставлению налоговой декларации. Теперь стало чуть яснее, что имелось в виду. Правда, пример с Украиной кажется немного притянутым за уши. Несколько более реалистичным представляется возросший риск государственных чиновников попасть под западные санкции. Например, у «слуги народа» имеется некая недвижимость в Италии или счет в швейцарском банке, но сам он попал в санкционные списки Европейского союза и США и лично полететь получить справку не в состоянии, а местные юристы с ним работать опасаются. Таким образом, «государев муж», который своевременно не предоставляет декларацию об имуществе, превращается в нарушителя антикоррупционного законодательства. Новый закон о «нечаянной коррупции» как раз и призван его прикрыть.

Также обратим внимание на такой вид форс-мажора, как массовое заболевание. Очевидно, что из вынужденного «локдауна», когда государственные органы и учреждения не могли нормально работать, были сделаны определенные выводы. Всем перечисленным в законопроекте чиновникам предоставляется месяц для устранения нарушений после прекращения действия форс-мажорных обстоятельств. Все, на этом острый вопрос исчерпан?

Нет, не совсем. Дело в том, что данная законотворческая инициатива носит явно избыточный характер. Правовые нормы, требующие от дисциплинарных комиссий при определении наказания учитывать все обстоятельства, причины и факторы, приведшие к нарушению антикоррупционного законодательства, существовали и ранее. Вместо того чтобы способствовать устранению «лазеек» и двусмысленностей, новый закон может их только добавить. Помимо требований о своевременном предоставлении деклараций, существует, например, еще и проблема конфликта интересов. Это ситуация, при которой прямая или косвенная заинтересованность чиновника влияет на надлежащее исполнение им своих служебных обязанностей. Вот что по этому поводу сказано на сайте Госдумы:

Источник

Госдума одобрила законопроект о «нечаянной» коррупции

Что такое нечаянная коррупция. Смотреть фото Что такое нечаянная коррупция. Смотреть картинку Что такое нечаянная коррупция. Картинка про Что такое нечаянная коррупция. Фото Что такое нечаянная коррупция

Депутаты Государственной думы одобрили в первом чтении законопроект, который освобождает чиновников, судей, прокуроров, военнослужащих и другие категории граждан от наказания за нарушение антикоррупционных норм, если оно произошло по не зависящим от госслужащих обстоятельствам. Информация о прохождении законопроекта № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» опубликована в законодательной базе нижней палаты парламента.

В пояснительной записке к документу говорится, что «физическое лицо освобождается от ответственности» за нарушение законов о противодействии коррупции, если «несоблюдение ограничений и запретов признается следствием не зависящих от него обстоятельств».

Человеку дается месяц на устранение нарушений «со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению указанных ограничений».

К обстоятельствам, которые могут стать уважительной причиной для нарушения антикоррупционного законодательства, относятся стихийные бедствия, в том числе землетрясения, наводнения, ураганы, а также пожары, массовые заболевания, забастовки, военные действия, террористические акты. Кроме того, «нечаянная» коррупция возможна в условиях введенных органами власти ограничительных мер.

Однако к не зависящими от физического лица обстоятельствам не могут быть отнесены регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также действия самого чиновника, судьи и т.д.

Что такое нечаянная коррупция. Смотреть фото Что такое нечаянная коррупция. Смотреть картинку Что такое нечаянная коррупция. Картинка про Что такое нечаянная коррупция. Фото Что такое нечаянная коррупция

В июне 2020 года генпрокурор Игорь Краснов сообщил, что число коррупционных преступлений, выявляемых в России, растет второй год подряд. По его словам, за год на 17% выросло число преступлений, совершенных организованными преступными группами, на 74% — связанных с откатами в сфере госзакупок, на 11% — фактов взяточничества.

В 2019 году у чиновников изъяли не подтвержденное доходами имущество на сумму более 20 млрд руб., также рассказал Краснов. По сравнению с 2018 годом показатель вырос почти в 70 раз — тогда изъяли имущества на 311 млн руб., уточнил тогда генпрокурор.

В марте 2021 года начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктор Балдин назвал регионы — лидеры по уровню коррупции. По числу выявленных случаев взяточничества в прошлом году первое место заняла Москва. «Далее — Республика Татарстан, Ставропольский край, Московская область», — сказал представитель Генпрокуратуры. В лидерах по числу выявленных преступлений коррупционной направленности оказались также Башкирия и Краснодарский край, следом за ними идут Челябинская и Ростовская области, Республика Дагестан, а также Пермский край.

По словам Балдина, наименьшее число взяток в 2020 году зарегистрировали на Чукотке, в Еврейской автономной области, Республике Марий Эл, Адыгее, Ингушетии, Туве и Хакасии, а также в Мурманской, Костромской и Магаданской областях. При этом в Генпрокуратуре отметили, что в коррупционных сводках «всегда будут лидировать регионы, где сосредоточено обращение финансовых активов».

Источник

В Минюсте объяснили смысл законопроекта о «нечаянной коррупции»

Что такое нечаянная коррупция. Смотреть фото Что такое нечаянная коррупция. Смотреть картинку Что такое нечаянная коррупция. Картинка про Что такое нечаянная коррупция. Фото Что такое нечаянная коррупция

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Поправки в закон о противодействии коррупции призваны исключить случаи необоснованного увольнения госслужащих, непричастных к коррупционным правонарушениям. Так замглавы Минюста Андрей Логинов объяснил смысл так называемого законопроекта о «нечаянной коррупции». Об этом сообщает ТАСС.

Замминистра пояснил, что цель документа заключается в определении «порядка действий в случае несоблюдения обязанностей, запретов, требований по урегулированию конфликта интересов и других антикоррупционных обязанностей», когда чиновник или должностное лицо не исполнили их по независящих от них причинам.

«Мы коррупционеров данным законом никоим образом не прячем. Законопроект не несет никаких освобождений от ответственности в случае действительного правонарушения», — подчеркнул Логинов. Он указал на тренд в российском законодательстве, направленный на усиление ответственности за коррупционные правонарушения.

По словам замминистра, законопроект касается лишь процедуры установления факта, что чиновник подлежит или может быть привлечен в дальнейшем к уголовной или административной ответственности, и не касается ситуации, «когда лицо признано подлежащим этой ответственности». Логинов добавил, что речь в документе речь идет о дисциплинарной ответственности в виде увольнения, когда чиновник по независящим от него обстоятельствам вовремя не сдал документы, подтверждающие его непричастность к правонарушению.

Законопроект о «нечаянной коррупции» Госдума приняла в первом чтении 10 марта. Речь в документе идет о нарушении антикоррупционных запретов, допущенных по не зависящим от чиновников обстоятельствам. В частности, к ним предлагается отнести стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты. При этом регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события подобными обстоятельствами признаны быть не могут. Разбирать каждый конкретный случай будет специальная комиссия. Под действие законодательной инициативы попадают государственные и муниципальные служащие, федеральные, региональные и муниципальные депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры.

Источник

Небрежность законодателей привела к «нечаянной коррупции»

Госдума на днях приняла в первом чтении законопроект, который якобы освобождает чиновников от ответственности за коррупционные деяния, совершенные вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Во всяком случае, именно так законопроект интерпретировали некоторые СМИ, и такая постановка вопроса, естественно, вызвала очень живой интерес у публики (кстати, проект закона был внесен в Госдуму еще в декабре 2020 г. и в тот момент никакого ажиотажа вокруг него не было).

Речь в документе действительно идет о «нарушении антикоррупционных запретов, допущенных по не зависящим от чиновников обстоятельствам». К таким обстоятельствам предлагается отнести стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия и террористические акты. Как результат, в медиасреде законопроект был подан как оправдывающий «нечаянную коррупцию». Это словосочетание СМИ многократно транслировали и повторяли, что, конечно, не могло не вызвать некоторого замешательства у обычного человека: слово «коррупция» ассоциируется в первую очередь со взятками и откатами и мозг отказывается рационально сопоставить слова «нечаянная» и «коррупция» – это оксюморон.

Но если вчитаться в текст документа, то выяснится, что возможности безнаказанно брать взятки и пилить бюджет под влиянием обстоятельств непреодолимой силы законопроект, конечно, не предполагает. И вообще, само понятие «непреодолимой силы» (форс-мажор, force majeure) к уголовному праву отношения не имеет и в нем не применяется. Это термин гражданского права, означающий чрезвычайное событие, которое нельзя было ни предвидеть, ни предотвратить и которое может служить, например, основанием для освобождения предпринимателя от ответственности за неисполнение обязательств по договору, если такое событие прямо препятствовало его исполнению.

А со злосчастным законопроектом дело вот в чем. Пребывание на госслужбе предполагает соблюдение служащим неких правил и ограничений, нарушение которых чревато наказанием вплоть до увольнения. Эти правила и ограничения установлены как общими законами о государственной гражданской службе, о муниципальной службе, о противодействии коррупции, так и законами, регулирующими деятельность того или иного государственного органа или лица: «О статусе судей», «О прокуратуре», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы». Перечислять все эти правила, ограничения и запреты смысла нет, их много (достаточно сослаться, например, на статьи 15–18 закона о гражданской госслужбе), и большинство из них, кстати, выглядит на бумаге вполне обоснованно. Нарушение всего этого рассматривается как проступок и имеет следствием применение к нарушителю санкций со стороны работодателя, т. е. государства (для простоты приравняем в данном случае депутатов и судей к прочим служащим). Некоторые служебные нарушения относятся к так называемым коррупционным – так их характеризует закон. Но это совсем не обязательно взятка – к коррупционным действиям относится, к примеру, непредставление сведений о расходах в установленный срок. На день позже представил сведения вследствие пожара – вот и «коррупция». Отсюда и термин, который вызвал столько эмоций.

Не очень понятно, зачем законодатель решил уточнить и так очевидное правило о том, что если нарушение допущено под влиянием обстоятельства непреодолимой силы, то наказывать за него нельзя. Причем сделал это наш законодатель, по обыкновению, довольно небрежно, поместив институт гражданского права, применимый к коммерческой деятельности, в сферу регулирования государственной службы. Мало того что это не слишком корректно, так еще и совершенно избыточно: по общему правилу санкция следует за виновный проступок, а непреодолимые обстоятельства, впрямую препятствующие исполнению того или иного служебного предписания, как раз исключают вину.

Резюме: указанный в законопроекте форс-мажор распространяется только на несоблюдение госслужащими установленных в отношении них служебных ограничений и запретов. Не более. К административно и тем более уголовно наказуемым деяниям госслужащих это совершенно никак не относится. При этом такой форс-мажор не разрешает служащим совершать правонарушения, а лишь освобождает от ответственности за нарушение предписаний – и только на период своего действия. Кончилось действие форс-мажора – будь добр исполняй предписанное, иначе может и «прилететь». Вот этому и посвящен законопроект. А вовсе не «нечаянному» или «вынужденному» получению взятки.

Источник

Госдума одобрила законопроект о «нечаянной» коррупции для чиновников

Что такое нечаянная коррупция. Смотреть фото Что такое нечаянная коррупция. Смотреть картинку Что такое нечаянная коррупция. Картинка про Что такое нечаянная коррупция. Фото Что такое нечаянная коррупция

Госдума приняла в первом чтении законопроект о случаях, когда чиновники могут не нести ответственность за нарушение антикоррупционных запретов, ограничений и требований.

В законопроекте перечислены обстоятельства, освобождающие чиновников от ответственности за «нечаянную» коррупцию. Это «чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть»: стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами, в том числе иностранными.

Если события регулярно повторяются или их можно было спрогнозировать, а обстоятельства зависели от воли и действий физлица, то это не освобождает его от ответственности за коррупцию. Определить, виновен ли чиновник, должна комиссия по соблюдению требований к служебному поведению.

Комиссия должна установить связь между возникновением обстоятельств непреодолимой силы и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений. Только в этом случае чиновник может быть освобожден от ответственности. Госслужащий должен в течение месяца со дня прекращения непреодолимых обстоятельств вновь соблюдать указанные ограничения, запреты и требования.

Изменения коснутся судей, сенаторов и депутатов Госдумы, генпрокурора РФ и прокурорских работников, сотрудников таможни, военнослужащих, лиц, замещающих госдолжности субъектов РФ, членов избиркомов с правом решающего голоса, главы и служащих Банка России, глав муниципальных образований и местных администраций, депутатов заксобраний и выборных органов местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих.

Также их действие предлагается распространить на заместителя председателя и секретаря Совета Безопасности, главу и сотрудников СК РФ, сотрудников ОВД, на председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты, уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, сотрудников федеральной противопожарной службы, послов и постпредов РФ при международных организациях, финансовых уполномоченных и других. Аналогичные положения вводятся в отношении работников госкорпораций, госкомпаний и государственных внебюджетных фондов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *