Что такое номенклатурное дело в полиции это значит

Сотрудниками полиции без надлежащей проверки было списано в номенклатурное дело заявление гражданина

В адрес Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае поступило обращение В. о бездействии правоохранительных органов.

Гражданин сообщил, что в квартире, доставшейся ему в наследство от брата, с разрешения директора управляющей компании проживают посторонние лица. Усмотрев в данной ситуации факт самоуправства, В. обратился в отдел полиции.

Без проведения полной проверки, ограничившись лишь опросом директора управляющей компании и жильцов вышеупомянутой квартиры, должностными лицами отдела полиции материалы были приобщены в номенклатурное дело в связи с отсутствием признаков правонарушения.

Уполномоченным была инициирована проверка с привлечением районной прокуратуры, в ходе которой списание материалов в номенклатурное дело признано необоснованным. Прокурором в адрес руководителя органа внутренних дел внесено требование об устранении нарушений закона. Заявление гражданина было изъято из номенклатурного дела для проведения дополнительной проверки.

В свою очередь, Уполномоченным был направлен запрос в УМВД России по Хабаровскому краю для организации служебной проверки по данному факту. По результатам проверки были установлены лица, допустившие нарушение, однако гражданином В. было подано заявление с просьбой не привлекать сотрудников полиции к дисциплинарной ответственности.

Во время проведения проверки гражданином В. также была достигнута договоренность с семьей, проживающей в принадлежащей ему квартире, согласно которой, данные лица освободят жилое помещение при его продаже.

Таким образом, в результате предпринятых мер право заявителя на унаследованное жилье было восстановлено.

Источник

Что такое номенклатурное дело в полиции это значит

Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть картинку Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Картинка про Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть картинку Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Картинка про Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть картинку Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Картинка про Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значитОбзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N АКПИ13-474 Об оспаривании отдельных положений Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 1 марта 2012 г. № 140

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Александрове В.О.

с участием прокурора Степановой Л.E.,

Пункт 22.9 Административного регламента предусматривает, что конечным результатом предоставления государственной услуги является приобщение заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела.

Сотрудник, которому поручено проведение проверки по заявлению (сообщению) о происшествии в соответствии с Административным регламентом обязан: в случае выявления признаков преступления у лица, сообщившего о нем, отобрать (составить) соответствующее заявление о преступлении (пункт 79.4.1); в случае выявления поводов к возбуждению дела об административном правонарушении составить соответствующий рапорт (пункт 79.4.2); в случае неподтверждения поступившей первоначально информации, а именно: отсутствия признаков преступления либо поводов к возбуждению дела об административном правонарушении составить соответствующий рапорт (пункт 79.4.3).

Если по результатам рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии признаки преступления, административного правонарушения не установлены, то в соответствии с пунктом 96 Административного регламента сотрудником органов внутренних дел составляется рапорт на имя руководителя территориального органа о результатах проведенной проверки. Руководитель территориального органа принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело (приложение № 9 к Административному регламенту).

Гражданка Сайтова Р.Х обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 16.1.3, 22.9, 79.4, 96 Административного регламента. Как указывает заявитель, оспариваемые положения Административного регламента содержат неопределенное понятие «заявление (сообщение) о происшествии», не соответствующее понятию «сообщение о преступлении», установленному пунктом 43 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, допускают приобщение заявления о преступлении к материалам специального номенклатурного дела без проверки в порядке, установленном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и нарушают принадлежащие ей и ООО «Добрый день» права на государственную защиту потерпевших от преступлений, на проверку заявлений о преступлении.

Сайтова Р.Х. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Зайцева С.С., Марьян Г.В., Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Административного регламента изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан и юридических лиц.

Выслушав объяснения представителей МВД России Зайцевой С.С., Марьяна Г.В., Минюста России Костецкой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 140 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный номер 24633, опубликован в «Российской газете» от 1 августа 2012 г.

Полномочия МВД России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по принятию Административного регламента установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248. Согласно подпункту 4 пункта 12 данного Положения МВД России осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 1 часть 1 статьи 12).

Доводы заявителя о том, что пункты 16.1.3, 79.4 и пункт 96 Административного регламента противоречат Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, так как допускают смешение использованных в них понятий заявления (сообщения) о происшествии с понятием сообщения о преступления, установленным пунктом 43 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.

Административный регламент определяет сроки, последовательность действий при осуществлении полномочий по приему, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В пункте 16.1.3 Административного регламента содержится определение заявления о происшествии, которое дано уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для целей оказания государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений о происшествиях, что не может рассматриваться как противоречие нормам уголовно-процессуального законодательства.

Заявление о происшествии содержит сообщения о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях при отсутствии признаков преступления либо повода для возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 96 Административного регламента сотрудник органов внутренних дел составляет рапорт на имя руководителя территориального органа о результатах проведенной проверки и руководитель принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

Такое правовое регулирование осуществлено МВД России в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует как Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так и Федеральному закону «О полиции».

Пункт 22.9 Административного регламента предусматривает, что конечным результатом предоставления государственной услуги является приобщение заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела. Из содержания данной нормы Административного регламента не следует, что она допускает приобщение заявления о преступлении к материалам специального номенклатурного дела без проверки заявления.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Сайтовой Р.X. о признании недействующими пунктов 16.1.3, 22.9, 79.4, 96 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 140, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РФРоманенков Н.С.

Обзор документа

Оспаривались нормы о порядке приема, регистрации и разрешения в органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации.

Имеется в виду информация о преступлениях, о административных правонарушениях, о происшествиях.

Как указал заявитель, эти положения незаконны, поскольку содержат неопределенное понятие «заявление (сообщение) о происшествии».

Данный термин не соответствует понятию «сообщение о преступлении», установленному УПК РФ.

Тем самым положения допускают приобщать заявления о преступлении к материалам специального номенклатурного дела без проверки в порядке, установленном УПК РФ.

ВС РФ не согласился с такой позицией и указал следующее.

В УПК РФ для целей уголовного судопроизводства дано определение сообщения о преступлении, (каковым могут быть заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления как поводы к возбуждению уголовного дела).

УПК РФ определяет порядок рассмотрения органами предварительного расследования таких сообщений о преступлениях и закрепляет виды решений, принимаемых по результатам их рассмотрения.

В то же время акт, нормы которого оспариваются, определяет лишь сроки, последовательность действий при осуществлении полномочий по приему, регистрации и разрешению указанных заявлений и сообщений. Это не может рассматриваться как противоречие УПК РФ.

Положения определяют последовательность действий сотрудника полиции, которому поручено проведение проверки по заявлению (сообщению) о происшествии.

Причем из содержания норм не следует, что они позволяют приобщать заявление о преступлении к материалам специального номенклатурного дела без проверки.

Источник

Заявление о преступлении списали в специальное номенклатурное дело, законно ли это?

Мною было написано ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ в умвд своего города.

После чего мне пришел ответ в котором сообщается что мое заявление списано в специальное номенклатурное дело в связи с отсутствием в обращении конкретных обстоятельств о совершении какого-либо преступления.

Законны ли эти действия?

Добрый вечер, Андрей. Данные действия законны в том случае, если Ваше заявление действительно не содержало сведений о совершении какого-либо преступления, оно (заявлении) было зарегистрировано и рассмотрено как обращение в соответствии с Инструкцией об организаций рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707.

Данное решение в любом случае Вы можете обжаловать в прокуратуру или в суд.

А иные заявления ( например просто заявление, жалоба на решение суда, жалоба на соседа в подьезде, обращение) можно списывать в номенклатурные дела.

Вы же сами указываете что моё заявление о преступлении было рассмотрено как обращение. Но оно ведь не обращение а заявление о преступлении.

я не понимаю как сотрудник полиции без проведения проверки в соотвествии с ст. 144 упк рф сообщить что в заявлении не содержится признаков преступлений.

Почему то я пологаю что по любому заявлению о преступлении в котором я прошу привлечь к уголовной отвественности человека должна быть проведена проверка в соответствии с требованиями ст. 145 упк рф и вынесено решение в соответствии с положениями ч.1. ст. 145 упк рф. А иные заявления ( например просто заявление, жалоба на решение суда, жалоба на соседа в подьезде, обращение) можно списывать в номенклатурные дела. Вы же сами указываете что моё заявление о преступлении было рассмотрено как обращение. Но оно ведь не обращение а заявление о преступлении. Я пологаю что должно было быть вынесено решение в соответствии с ч.1. ст. 145 упк рф о возбуждении, об отказе в возбуждении уголовного дела.
андрей

Сотрите какое дело. Не достаточно назвать обращение заявлением о преступлении. Оно должно содержать указания на совершение преступления (место, время, способ, мотив и т.д.). Должны минимально вырисовываться все признаки состава преступления (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект). В противном случае был бы просто завал доследственных проверок. Их и так очень много.

В органах Следственного комитета РФ такой же подход, не только в системе МВД России.

Я не могу сказать, что Ваше обращение не являлось заявлением о преступлении, так как не знаю его содержания. Может оно действительно на 100% было зпаявлением о преступлении, а сотрудники полиции не желая выполнять свои должностные обязанности, зарегистрировали его как обращение и списали дав Вам отписку.

Источник

Номенклатура дел организации

Каждая организация в процессе своей работы накапливает огромное количество разнообразных документов. Для того, чтобы их систематизировать, «разложить по полочкам» существует специальный документ под названием «Номенклатура дел».

На сегодняшний день его ведение не является строго обязательным, тем не менее, он имеет определенное распространение. Обычно номенклатура дел используется на крупных предприятиях, имеющих разветвленную структуру, множество подразделений и, как следствие, большой документооборот, небольшие фирмы использует её в зависимости от потребности.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Роль документа

Все документы и важные бумаги предприятия раскладываются в отдельные папки, в зависимости от темы или структурного подразделения к которому они относятся. Каждая такая папка называется «Дело». Как правило, оно имеет свой номер и наименование. Номенклатура дел фиксирует их, распределяя определенным образом. Параллельно документ отражает сроки хранения тех или иных бумаг и количество томов в деле.

Таким образом, документ «Номенклатура дел» позволяет достичь сразу нескольких целей:

Номенклатура дел часто помогает в тех случаях, когда необходимо провести «фильтрацию» документов на предмет выявления тех, которым пора в архив или на уничтожении в связи с закончившимся периодом хранения.

Какие дела включать в номенклатуру

В номенклатуре регистрируются все дела, имеющие отношение к деятельности фирмы, невзирая на то, к головному офису они относятся или ее филиалам и представительствам (учредительные бумаги, приказы, должностные инструкции, исходящие и входящие документы и т.п.), сюда же вносятся секретные бумаги, содержащие конфиденциальную информацию или коммерческую тайну. Дела ликвидированных компаний, правопреемником которых является предприятие, также необходимо включать в номенклатурный перечень.

Исключение составляют печатные издания, к которым в числе прочего относятся книги и журналы учета, а также различного рода заявления сотрудников, внутренняя переписка между отделами и т.п. Дела, заведенные в профсоюзе, при условии, что он зарегистрирован как отдельное юридическое лицо, в номенклатуру дел организации включать тоже не нужно.

Как правило, номенклатура содержит несколько разделов, включающих основной, в который входит полный спектр учредительной документации и сопутствующих регистрации фирмы бумаг, а также другие части, включающие список дел, относящихся к различным структурным подразделениям.

Когда формируется документ

Документ является периодическим, и составляется один раз в год в конце отчетного периода (декабрь). Это позволяет точно подсчитать количество документов, с которыми компания входит в новый год.

Кто ведет номенклатуру дел

Ведение документа может находиться в компетенции делопроизводителя, секретаря, сотрудника/руководителя отдела канцелярии или архива, кадровика – все зависит от распределения должностных обязанностей в организации. Но в любом случае, после составления номенклатура передается на подпись руководителю компании.

Правила составления

Несмотря на несколько «громоздкое» название, данный документ имеет довольно простую и понятную структуру. На сегодняшний день нет его унифицированного образца, поэтому предприятия могут писать его в произвольной форме, добавляя необходимые разделы и пункты. При этом существуют некоторые сведения, которые должны быть в нем обязательно:

В документе также следует отметить количество томов, которое имеет то или иное дело, а также в электронном или бумажном виде оно ведется. Если дело ведется в электронном виде, нумерацию страниц нужно вести по файлам и это же значение отмечать в номенклатуре.

Надо отметить, что некоторые организации те дела, которые ведутся в электронном виде, заносят в отдельный раздел документа или же формируют под них отдельную номенклатуру.

Правила оформления

Строгих правил по оформлению документа нет, это значит, что он может вестись как вручную, так и в печатном виде. Второй вариант более удобный, поскольку документ зачастую имеет довольно внушительный объем, да и составлять его и вносить правки так гораздо удобнее. Документ можно оформлять на стандартных чистых листах формата А4 или на фирменном бланке организации.

Если бланк содержит несколько листов, их следует скрепить между собой, пронумеровать и надлежащим образом проштамповать в конце, проставив дату составления, отметив количество страниц и заверив все подписью ответственного лица.

Документ составляется в единственном экземпляре, который после утраты актуальности передается на хранение в архив предприятия.

Образец составления номенклатуры дел

Тут же отводится несколько строк под утверждение руководителем (сюда вписывается его должность, фамилия-имя-отчество, дата подписи).

Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Смотреть картинку Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Картинка про Что такое номенклатурное дело в полиции это значит. Фото Что такое номенклатурное дело в полиции это значит

Источник

Что такое номенклатурное дело в полиции это значит

9.2. Формирование номенклатурных дел и их текущее хранение

9.2.2. Завершенные в делопроизводстве документы в 10-дневный срок сдаются исполнителем в подразделение делопроизводства или работнику, ответственному за ведение делопроизводства, для формирования их в дела в соответствии с номенклатурой дел.

9.2.3. Порядок формирования дел:

в дело помещаются только исполненные документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;

запрещается помещать в одно дело документы с разными сроками хранения, копии, черновики, документы, подлежащие возврату;

по объему дело не должно превышать 250 листов. При наличии в деле нескольких томов (частей) к номеру (индексу) и заголовку дела на каждом томе добавляются пометки «т. 1», «т. 2» и т.д.;

документы внутри дела располагаются в хронологической, вопросно-логической последовательности или их сочетании.

9.2.4. Приказы и распоряжения группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями.

9.2.5. В отдельные дела по хронологии, в зависимости от вида документов, формируются копии федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и выписки из соответствующих протоколов заседаний Правительства Российской Федерации.

9.2.6. Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу.

9.2.7. Протоколы в деле располагаются в хронологическом порядке по номерам. Документы к протоколам, сгруппированные в отдельные дела, систематизируются по номерам протоколов.

9.2.8. Утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от проектов.

9.2.9. Переписка группируется, как правило, за период календарного года и систематизируется в хронологической последовательности; документ-ответ помещается за документом-запросом.

9.2.10. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года.

9.2.11. Номенклатурные дела оформляются (готовятся к хранению) не позднее последнего месяца текущего календарного года.

9.2.12. Оформление дел постоянного и временного сроков хранения (до 10 лет включительно и свыше 10 лет) предусматривает:

Приложение N 45 к Инструкции не приводится.

заполнение реквизитов обложки дела (приложение N 45 к Инструкции);

проставление нумерации листов в деле (карандашом в правом верхнем углу листа);

Приложение N 46 к Инструкции не приводится.

составление листа-заверителя и внутренней описи документов дела по установленной форме (приложение N 46 к Инструкции);

подшивку или переплет дела.

На обложке дела указываются: наименование подразделения центрального аппарата Следственного комитета, следственного органа, учреждения и организации Следственного комитета, номенклатурный индекс, заголовок и дата дела (тома, части); крайние даты документов дела; количество листов в деле (томе, части); срок хранения и архивный шифр дела. На делах постоянного срока хранения помещается надпись «Хранить постоянно». Архивный шифр дела состоит из номера фонда, номера описи и номера дела по описи, помещается на обложках дел постоянного срока хранения после включения их в годовые разделы сводных описей, утвержденных Экспертно-проверочной комиссией Росархива.

В листе-заверителе, помещаемом в конце дела, цифрами и прописью указывается количество листов, особенности отдельных документов.

Лист-заверитель подписывает его составитель, с указанием должности, даты составления и расшифровки подписи. Количество листов в деле помечается на его обложке в соответствии с итоговой надписью.

Приложение N 47 к Инструкции не приводится.

9.2.13. Для учета документов определенных категорий постоянного и временного сроков хранения, учет которых вызывается спецификой данной документации (особо ценные, личные дела и т.д.), составляется внутренняя опись документов дела (приложение N 47 к Инструкции).

Внутренняя опись документов дела составляется также на дела постоянного и временного срока хранения, если они сформированы по разновидностям документов, заголовки которых не раскрывают конкретное содержание документов.

Необходимость составления внутренней описи документов дела определяется Инструкцией.

Внутренняя опись составляется на стандартном листе бумаги формата A4 по установленной форме и содержит сведения о порядковых номерах документов дела, их индексах, датах, заголовках и номерах листов дела, на которых расположен каждый документ.

К внутренней описи составляется итоговая запись, в которой указывается цифрами и прописью количество включенных в нее документов и отдельно количество листов внутренней описи. Внутреннюю опись подписывает ее составитель с указанием должности, даты составления и расшифровкой подписи. Заверенная составителем внутренняя опись помещается в начале дела.

Приложение N 49 и N 48 к Инструкции не приводится.

9.2.14. Дела, находящиеся на архивном хранении, при необходимости выдаются работникам Следственного комитета по решению соответствующего руководителя с оформлением карточки-заместителя (приложение N 48 к Инструкции). Движение дела учитывается по карточке передачи и хранения дела (приложение N 49 к Инструкции) и книгам учета.

Приложение N 50 к Инструкции не приводится.

Документы при необходимости изымаются из дел работниками Следственного комитета по решению соответствующего руководителя с оформлением листа-заместителя (приложение N 50 к Инструкции).

9.2.15. Дела временного срока хранения допускается помещать в скоросшиватели, не проводить пересистематизацию документов в деле, листы дела не нумеровать, заверительные надписи не составлять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *