Что такое образование 5 класс
Презентация к уроку обществознания 5 класс по теме «Образование в жизни человека»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОБРАЗОВАНИЕ в жизни человека
Узнать какую роль играет школа в жизни человека Выяснить, что значит быть учеником Вспомнить, как правильно высказывать своё мнение и слушать мнение других
Кто такой школьник? Что такое образование? Чему учат в школе? Где можно получить образование? ВОПРОСЫ:
ОБРАЗОВАНИЕ – это получение знаний, умений и навыков.
Общее (школьное) образование Начальная школа Средняя (полная) школа Основная школа 10-11 класс 5-9 класс 1-4 класс ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Общее (школьное) образование Высшее образование Послевузовское образование Среднее профессиональное образование Начальная школа Средняя (полная) школа Основная школа
В каких учебных заведениях человек может получить образование? ВОПРОС: школа училище институт академия аспирантура техникум Дошкольные образовательные учреждения колледж лицей
Грамота Церковное пение Грамматика Арифметика Геометрия География и космогония Иностранный язык История «Дворянские науки» с XVIII века (изящные манеры, фехтование, верховая езда, танцы и пение, стихотворство и рисование)
Когда ты садишься за уроки? Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашних заданий? В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор? Готовишь ли ты рабочее место или не обращаешь на это внимание? Делаешь задания сначала на черновике или сразу в тетради? Включаешь радио, телевизор или работаешь в тишине? Задание. Ответьте на вопросы.
Рассмотри рисунки. Можно ли сказать, что эти школьники правильно организуют свой труд? Ответ поясни.
Рефлексия: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-241472
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):
Урок обществознания в 5 классе «Образование»
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx
Урок обществознания в 5 классе № 14.Образование в жизни человека.
Цели: познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий образование, школа, алгоритм.
предметные : учащиеся научатся характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования.
Греческий философ Эпиктет утверждал: «Только знающий человек истинно свободен». Справедливо ли это высказывание, узнаем на нашем уроке.
Вспомните, как вы в первый раз пошли в школу.
Какое у вас было настроение?
Похоже ли на то, которое описано в стихотворении В. Кодрян «31 августа»?
Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно все готово — и форма, и бант,
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Все ли в порядке?» —
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья —
Коту вместо каши он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать,
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь —
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдешь в первый раз.
Все завтра меняется в жизни у нас».
Тема нашего урока: «Образование в жизни человека».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
О чем рассказала бабушка.
Проблемные вопросы. Почему успешная учеба в школе важна не только для вас самих, но и для общества? Кого бы вы назвали хорошим учеником?
Работа по теме урока.
Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные впустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личности старт? Поговорим об этом на наших уроках.
Школа — это дорога в большой мир, именно школа помогает вам приобрести новые знания.
Возможно, кто-то из вас подумает: «Подумаешь, знания. Мне бы денег побольше, и я все смогу».
Предлагаю вам послушать притчу.
Путники ночевали в заброшенном оазисе. Водоем высох, но в оазисе была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил новость, а купец негодовал:
Подлец украл все. Тебе лучше, старик. У тебя не было товаров, только мешок с едой. Даже его забрал вор.
У меня есть знания. Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает, — заметил старик.
Что толку в знаниях?! Мы умрем в пустыне без воды, — сердился купец.
В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе за пустыней, — сказал старик.
Ты видишь воду в этом сухом водоеме? — съязвил купец.
Старик молча вынес из хижины большое стеклянное блюдо и чашку.
Затем он выкопал в песке узкую яму глубиной полметра, положил на дно ямы чашку и накрыл яму блюдом. К изумлению купца, в чашку стала капать вода со дна блюда.
Песок внутри влажный. Солнце светит сквозь стекло и выпаривает влагу из стенок ямы. Она оседает на блюде и стекает в чашку, — объяснил старик.
Затем старик срезал полый стебель сухого тростника. Он воткнул стебель в дно водоема и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.
На дне водоема вода прячется на маленькой глубине, — объяснил старик удивленному купцу.
Пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки.
Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику денег и сказал:
Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает.
(А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых»)
Приведите примеры из жизни, доказывающие, что знание — сокровище.
Откуда люди могут черпать знания?
Какие качества характера помогают человеку приобретать знания?
Что еще в жизни, кроме знаний, можно назвать сокровищем?
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
— Внимательно изучите предложенную схему и расскажите, какие ступени школьного образования вы уже преодолели и чему научились.
Согласно Конституции в нашей стране основное общее образование (девять классов) является обязательным для всех.
Совсем недавно вы стали учениками основной школы. Что нового появилось у вас в вашей школьной жизни?
Нравятся ли вам перемены?
Уверена, что уже с первых дней учебы в 5 классе вы начали понимать, насколько интересно и одновременно непросто постигать новые науки.
Проблемный вопрос. Но только ли новые знания приобретает человек в школе? Выскажите свои предположения.
(Ответы учеников, составление схемы (см. с. 89).
Работа с учебником.
Рассмотрите схему на с. 51 учебника. Какие ступени образования на ней отражены?
На основе знаний об образовании в Российской Федерации и личного опыта вашей семьи дайте характеристику этих ступеней образования.
(Проверка выполнения задания.)
А какие ассоциации возникают у вас при слове образование?
(Ученики отвечают, а учитель записывает ассоциации на доске, после чего ранжирует их по степени значимости.)
Таким образом, образование — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, род занятий, мы всю жизнь обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира.
О чем рассказала бабушка.
Однако такая система образования была не всегда. Интересно ли вам заглянуть в прошлое?
Разделитесь на группы. Изучив предложенный материал, составьте рассказ о старой русской системе образования.
Первая группа изучает дополнительный материал.
Вторая группа изучает текст в рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 51—52 учебника.
Третья группа изучает и анализирует иллюстрации учебника на с. 52—53 учебника.
Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам правильно организовать работу с иллюстрациями.
Как работать с иллюстрацией
Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
Опишите, что вы видите на ней. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем — что изображено на заднем.
Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
Определите, правдиво ли это изображение.
Предположите, в чем ценность информации, которую несет в себе данная иллюстрация.
Четвертая группа изучает текст «О чем рассказала бабушка» на с. 52 учебника.
Пятая группа изучает текст в рубрике «Жил на свете человек» на с. 54 учебника .
О древнерусских школах и учителях
Принятие христианства (988 г.) имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с его принятием кардинально изменились их цели, содержание, методы, отношения между учителями и учениками.
Образование в это время складывается в определенную систему, которая включает в себя:
начальные школы (ученье грамоте)’,
школы, дающие более высокий уровень образования: княжеские и монастырские (ученье книжное)’,
Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви. В школах книжного ученья главным предметом была грамматика, здесь учили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи.
Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалась в том, чтобы обнаружить скрытый смысл текста.
Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам, и государственным деятелям.
И завершалось обучение знакомством с философией — наукой о мудрости, которая была связана с богословием. Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборники поучений (например, «Пчела»), право («Русская Правда»), история («Повесть временных лет»), литературные произведения и т. д.
В этих школах учили иностранным языкам, прежде всего древнегреческому и латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов.
Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке (древнем счетном приборе). Первоначальное содержание обучения включало в себя письмо: вначале по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), а затем на бересте. Также обучались пению, которое являлось излюбленным занятием наших предков.
Термин школа отсутствовал. От глагола учить образуется более удобный термин училище.
Вся училищная дисциплина была основана на евангельской кротости и любви. Учителю запрещалось принимать строгие меры и впадать в ярость. Это обстоятельство имеет для нас важность не только потому, что показывает дух, господствовавший в древнерусских школах, но и потому, что оно резко отличает их от монастырских школ, существовавших в то же время на Западе, где жестокие наказания были непременным условием обучения.
В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовали примера: поведение учителя, все его действия являлись для учеников образцом для подражания.
Слово учитель в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении — наставник на жизненном пути, человек, проповедующий учение. А термин мастер грамоты (или просто мастер) применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества.
В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражались благодарность родителей и их уважение.
Вопросы для первой группы
Когда зародилась русская педагогика?
Какая система образования сложилась на Руси с принятием христианства?
Какие предметы изучались на разных ступенях образования?
Как проходило обучение?
Что вы узнали о термине школа?
Какую роль в процессе обучения играл учитель в истории Древней Руси?
Вопросы для второй группы
Какую роль в образовании сыграл первопечатник Иван Федоров?
Какую первую книгу и когда он напечатал?
Какие изменения в системе образования произошли при Петре I?
Вспомните, почему царь так много внимания уделял преобразованиям в школе.
Какие предметы изучали в XVIII в.?
Сравните предметы, которые изучали в школе XVIII в., с теми, которые изучают в начальной школе теперь. Какое образование можно считать более широким?
Вопросы для третьей группы
Что изображено на картине художника Б.М. Кустодиева?
Что изображено на иллюстрации, представленной на с. 52 учебника?
Какие сведения о системе образования России в прошлом вы почерпнули при анализе иллюстративного материала?
Опишите земскую школу, изображенную на картине Б.М. Кустодиева, используя памятку.
Чем школа Московской Руси отличается от современной?
Что делают ученики?
Что делает учитель?
Вспомните, когда, где и кем был основан первый университет в России.
Вопросы для четвертой группы
О каком периоде идет речь в рассказе бабушки?
Как бабушка описывает систему образования XIX в. в России?
Что собой представляло обучение в образовательных учреждениях?
Как оценивали успехи и неудачи учеников?
За что применяли физические наказания?
Кто не считал утверждение: «Не бьют розгой, значит, ничему не научат» — верным?
Что вам понравилось в системе образования XIX в.? Что вызвало неприятие? Чему вы удивились?
Вопросы для пятой группы
Что вы узнали о Н.И. Пирогове?
Что нового внес Пирогов в педагогическую науку?
Что вам представляется наиболее ценным в педагогических взглядах знаменитого русского врача, педагога и общественного деятеля?
Презентация работ и подведение итогов работы.
Задавание домашнего задания.
Объясните письменно слова философа: «Геометрия, если я ее изучил и понял, — моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука».
Выбранный для просмотра документ вопросы.docx