Что такое общий конкурс и по договору
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.
Что такое конкурс в вузе
Подавая документы в высшее учебное заведение, абитуриенты не всегда могут разобраться в тонкостях системы поступления. Например, не всем понятно, что такое конкурс в вузе и какие факторы оказывают на него влияние. Не зная правил приема, можно упустить шанс попасть на бюджетное место по выбранной специальности.
Что значит «конкурс на место в вузе»
Количественно конкурс при поступлении в вуз – это отношение общего числа абитуриентов и контрольных цифр приема (КЦП).
К примеру, если подано 200 заявлений, а вуз может зачислить 50 человек, конкурс составляет 4 человека на место: 200 ÷ 5 = 4.
Существующая система приема заявлений в некоторой степени искажает реальную картину конкурса на место в вузах, так как каждый выпускник вправе подать документы сразу в 5 учебных заведений и на 3 специальности. В итоге количество заявок на поступление в разы превышает число абитуриентов, и формально конкурсы практически всегда завышены.
Данные, более объективно отражающие реальную картину, можно увидеть в узко специализированных вузах:
Основная масса выпускников, выбравших военные, медицинские, спортивные, артистические профессии, подает вместе с заявлениями аттестаты, а это значит, что количество заявок примерно отражает истинное число претендентов на место.
В системе высшей школы есть две основные формы обучения:
Кроме того, учиться можно на дневном отделении, очно-заочно (раньше эта форма обучения называлась вечерней) и заочно.
Конкурс на поступление всегда проводится отдельно:
На бюджет
Всем высшим учебным заведениям с государственной аккредитацией программ выделяются бюджетные места. Именно на них всегда самый большой конкурс.
По квотам
В рамках контрольных цифр, установленных для приема на бюджетную форму обучения, выделяют не меньше 10 % для льготников:
Для них бюджетные места предоставляются по квотам, каждая из них заполняется по отдельному конкурсу.
Особая
Выделенные 10 % бюджетных мест (точное количество устанавливает учебное заведение, обычно по распоряжению ведомства – учредителя вуза, например Минобрнауки или Минздрава, Минобороны и т. д.) отводятся для абитуриентов, претендующих на зачисление по особой квоте. Она предназначена для категорий поступающих, перечисленных в п. 7 приказа Минобрнауки № 1147.
Абитуриенты, поступающие по особой квоте, включаются в отдельные списки. Для них проводится «свой» конкурс, в котором учитываются результаты ЕГЭ, баллы за индивидуальные достижения.
Целевая
Еще одна квота в общем количестве всё тех же бюджетных мест – целевая. Прием на обучение по направлениям организаций и предприятий проводится в рамках контрольных цифр, утверждаемых правительством. Эта цифра не входит в 10 %, выделенных для тех, кто может поступать по особой квоте. Абитуриенты зачисляются по результатам отдельного конкурса, для участия в котором тоже надо представить баллы ЕГЭ. Возможен и контрактный вариант целевого обучения, когда образовательный курс оплачивает частное предприятие.
Общий
При поступлении на места, оставшиеся после вычета квот, проводится общий конкурс. В нем участвуют:
Список участников общего конкурса ранжируется в соответствии с преимущественными правами на поступление. То есть в первую очередь зачислят победителей олимпиад, затем на оставшиеся места попадут абитуриенты, набравшие в сумме наибольшее количество баллов на ЕГЭ (или внутренних вступительных экзаменах) и за индивидуальные достижения.
Есть и еще один вид общего конкурса при поступлении. Некоторые вузы принимают заявления, в которых абитуриент указывает несколько специальностей, но в рамках одного факультета (это считается заявлением на одно направление). Если при поступлении на приоритетную не хватает баллов, его могут зачислить на одну из следующих в списке предпочтений абитуриента.
На платное обучение
Конкурс при поступлении на контрактную (по договорам) учебу проводится отдельно от общего на бюджет. Количество платных мест тоже ограничено – вузы не могут принимать всех желающих без снижения качества образовательных услуг, поэтому Минобрнауки лимитирует число договорных мест.
Если поданных заявок больше, чем предусмотрено планом приема, растет проходной балл. Конкурс на платное обучение в престижных вузах часто ненамного ниже, чем на бюджет. Многие абитуриенты, не прошедшие порог в общем конкурсе, предпочитают поступить в выбранный университете или институт на конкретную специальность на коммерческой основе, а не нести аттестат в менее престижный вуз без конкурса, где гарантированно возьмут на непопулярное направление. Однако в большинстве учебных заведений зачисление на контрактное обучение возможно при невысоких результатах ЕГЭ. Главное условие – преодолеть минимальный вузовский порог по баллам.
Как узнать конкурс на место
До 1 октября года, предшествующего началу вступительной кампании, каждый вуз выкладывает на своем сайте данные:
Узнать точно, какой будет конкурс на место в вузе, исходя только из информации о количестве бюджетных или платных мест, невозможно. Но анализ ситуации за прошлые годы в некоторой степени прояснит перспективы будущей вступительной кампании – обычно университеты указывают, сколько в прошлом году было подано заявлений и сколько человек зачислили.
Сведения о КЦП и количестве поданных заявлений с сайта СПбГУ
Реально оценить свои шансы поможет информация, которая размещается на официальном сайте вуза во время приема документов на поступление. В пик приема заявлений она обновляется каждый час (а вообще, согласно приказу Минобрнауки – ежедневно, до начала рабочего дня). В ней представлены данные о количестве:
Список выстраивается по степени приоритетности зачисления:
Шансы на поступление зависят от того, на какой строчке списка окажется претендент после подачи оригинала.
Как проходит
После завершения приема документов составляются окончательные списки кандидатов на зачисление, по каждому конкурсу – отдельный. Перечень включает:
Каждый список ранжируется по статусу абитуриентов. Сравниваются:
Поступающие по целевой квоте и БВИ должны подать подлинники документов на выбранное направление до 29 июля, иначе они потеряют свою льготу. 27 июля на сайте каждого вуза размещаются списки, ранжированные по количеству баллов, набранных абитуриентами. По позиции в рейтинге можно примерно оценить свои шансы на поступление. Окончательно ситуация прояснится только после того, как заберут заявления (или не предоставят оригиналы аттестатов и согласия) те, кто решил поступить в другой вуз.
После 30 июля, когда будут зачислены льготные категории, проходит конкурс на поступление в вуз по результатам ЕГЭ. В это время можно посчитать количество оставшихся бюджетных мест и оценить свою позицию в рейтинге.
Как работает целевое обучение?
Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?
Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.
Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.
Что такое целевое обучение
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.
Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.
Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.
Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.
Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:
Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:
Как победить выгорание
Договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.
Вот как это работает на примере из медицинской сферы:
В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.
Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.
Надо ли возвращать деньги за учебу
Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:
Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.
Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.
Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:
Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.
Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.
Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.
Что в итоге
Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.
Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.
Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают