Что такое одежда сцены
Одежда сцены: что это и как выбрать производителя?
Одежда сцены… На первый взгляд, этот термин кажется довольно странным непосвященному человеку – рядовому зрителю. Как правило, оказываясь в театральном зале или дворце культуры, мы не задумываемся, за счет чего еще до начала представления или спектакля появляется ощущение приближающегося праздника и
За это волшебство отвечает одежда сцены – убранство сценического пространства, включающее занавес, арлекин, падуги, разделители планов, кулисы и задник. Каждый из этих элементов выполняет важную функцию. Занавес не только скрывает до поры происходящее на сцене – смену декораций, подготовку звуковой и световой техники и т.п., – но и «отвечает» за торжественную встречу зрителей, ведь эта деталь – первое, что видят вошедшие в зал. Арлекин (передняя горизонтальная часть одежды сцены, находящаяся перед занавесом) благодаря своему торжественному виду выполняет эстетическую функцию на протяжении всего спектакля, даже когда поднят занавес. Падуги скрывают световую аппаратуру и механизмы крепления элементов одежды сцены, находящиеся под потолком. Кулисы разделяют пространство по бокам сцены, позволяя артистам незаметно для зрителей готовиться к выходу. Задник является фоном всего спектакля и своеобразной декорацией, и в крупных учреждениях культуры нередко его заказывают под конкретную постановку.
Сфера применения одежды сцены огромна. Это крупные государственные и любительские театры, дворцы культуры, актовые залы учебных заведений, развлекательные клубы и дома творчества – везде, где есть сцена, которую необходимо украсить и сделать функциональной. Помимо эстетической и практической стороны вопроса, при организации зрительного зала возникает еще и вопрос безопасности, поскольку подобные помещения предназначены для проведения массовых мероприятий. Современные противопожарные нормы предъявляют высокие требования к способности материалов не поддерживать распространение огня. В отличие от салонов штор, не работающих со специальными тканями, ГК «Аванта» предлагает пошив одежды сцены из негорючих бархата (заказать можно здесь), вуали, подкладочных тканей, прилагая к выполненному заказу все необходимые противопожарные сертификаты.
Кроме того, заказ напрямую у крупного производителя поможет сэкономить ваш бюджет. За счет чего? Во-первых, вы не переплачиваете за посредничество продавцу. Во-вторых, комплект одежды сцены для вашего зала будет пошит индивидуально, с учетом размеров и пропорций сцены, ее назначения и интерьера помещения. Таким образом, вы сможете избежать сильного разочарования от неудачного результата и воплотить в жизнь любые идеи по оформлению сцены.
Конструктор сцены
Оформление сцены является одним из важнейших элементов шоу-бизнеса: театральных постановок, концертов, показов мод, фестивалей и праздников. Особенно высокие требования предъявляются сегодня к одежде сцены – текстильному оформлению сценического пространства. Одежда сцены выполняет не только техническую, но и декоративную функцию, так как именно она создает у зрителей неповторимый образ театрального зала и формирует особую, праздничную атмосферу. Удивить современного зрителя непросто, поэтому внешнему виду и качеству сценического текстиля сегодня уделяется большое внимание.
Одежда сцены
Главный занавес театра или концертного зала (он называется антрактовым занавесом) относится к постоянному оборудованию сцены. Это основной элемент одежды сцены, поэтому для его изготовления чаще всего применяются тяжелые ткани: бархат, велюр и т.п. По форме антрактовый занавес бывает нескольких типов.
Кроме занавеса на театральных и концертных сценах используется больше количество декорационных элементов, изготовленных из различных текстильных материалов: натуральных и синтетических тканей, тюлей, сеток и т.п. Все эти элементы называются одеждой сцены. Технология изготовления текстильных декораций зависит от их назначения, требуемого внешнего вида и характера использования.
Основными элементами одежды сцены являются занавесы, кулисы, падуги, панорамы, горизонты, аппликационные и живописные задники, тюлевые и сетчатые занавесы и сценический линолеум. Одежда сцены может быть стационарной (постоянной для данной сценической площадки – ее называют «дежурная одежда») или специальной, которая используется только для определенного спектакля.
Для изготовления дежурной одежды сцены используются качественные и хорошо драпирующиеся ткани нейтральных тонов, чаще всего из хлопка или шерсти: бархат, велюр и т.д. Особую группу одежды сцены составляет комплект из черного бархата, который используется практически во всех театрах.
Элементы одежды сцены театра
Арлекин – это короткий горизонтальный занавес, который располагается перед главным (антрактно-раздвижным) занавесом и изготавливается из того же материала, что и занавес.
Основная функция арлекина – скрыть от глаз зрителей пожарный занавес, который находится в поднятом состоянии над сценой. Если высота колосников недостаточна для того, чтобы пожарный занавес полностью скрылся в пространстве над сценой, то арлекин перекрывает нижний край пожарного занавеса. Арлекин очень часто используется в театрах старой архитектуры, где портал сцены выполнен в виде арки. В таких театрах арлекин вешается за арочной частью, и с его помощью портал сцены кадрируется и становится прямоугольным.
Сейчас для изготовления живописных задников используются практичные и долговечные современные ткани для цифровой печати, которые производятся из огнестойких материалов. Транспарантные задники изготавливаются из полупрозрачных материалов, которые с обратной стороны можно подсвечивать или проектировать на них какие-либо изображения.
Падуги – это полоски ткани, которые крепятся к штанкетным подъемам. Падуги бывают мягкими и жесткими и служат для маскировки софитов и других приборов, используемых во время сценического действия. Еще одна разновидность падуг – это падуги «со смывом», которые изготавливаются из нескольких слоев неровно обрезанного тюля. Они создают эффект отсутствия падуг, но при этом выполняют свои функции, т.е. маскируют световое оборудование.
Планшетом сцены называется горизонтальный или с уклоном в сторону зрительного зала пол сцены, который изготавливается из палубного бруса. Планшет должен быть очень прочным и выдерживать большие нагрузки.
Панорама – это задник, но котором нанесено изображение. Если панораму передвигать с одной стороны сцены на другую на глазах у зрителей, то возникает иллюзия движения актеров или декораций, которые стоят на сцене. Панорамы изготавливаются специально для каждого спектакля и относятся к категории сценических эффектов.
Сценический линолеум – это покрытие планшета сцены, которое маскирует доски настила и придает напольному покрытию определенный цвет и фактуру. Он обладает высокой огнестойкостью, превосходными акустическими и эксплуатационными характеристиками, прекрасным внешним видом, повышенной износоустойчивостью и способностью противостоять лучам софитов.
В зависимости от того, где находится сцена – в музыкальном, драматическом или кукольном театре, концертном зале, актовом зале учебного заведения (детского сада, школы или вуза), конференц-зале отеля, доме культуры, клубе и т.п. – одежда сцены может изготавливаться в эксклюзивном или бюджетном варианте. Современные ткани для изготовления одежды сцены выпускаются негорючими, поэтому они не требуют дополнительной огнезащитной обработки на протяжении всего срока эксплуатации. В настоящее время наиболее популярными тканями для одежды сцены считаются следующие.
Одежда сцены премиум-класса
Чтобы оформление сцены было эффектным, уникальным и запоминающемся, для изготовления элементов одежды сцены используются эксклюзивные ткани: бархат, алюшейп, театральная сетка, трасчехол, сценический линолеум.
Главный сценический занавес чаще всего изготавливают из бархата, а для утяжеления с обратной стороны занавеса добавляют один или несколько слоев бюджетной ткани: габардина, адверты или сатена. Бархат используется для изготовления арлекина, обрамления сцены или оркестровой ямы и портьер (в театральных ложах, на входе в зрительный зал и т.п.).
Бархат можно применять для изготовления кулис, декораций, обивки мебели, изготовления знамен. Ультра-черный бархат используется для светомаскировки или изготовления задника. Бархат изготавливается из хлопка и полиэстера, при этом каждый вид бархата доступен в широкой цветовой гамме. Плотность от 270 до 600 г/кв.м, класс огнестойкости М1, ширина 140 см.
АлюШейп (AluShape)
Современный высокотехнологичный материал алюшейп – последняя инновация в области трехмерных сценических скульптур. Уникальный материал для изготовления эффектных декораций.
Ткани Алюшейп могут использоваться многократно. Полотна адаптируются под любые поверхности и могут подвергаться покраске или печати. Производятся в трех вариантах: АлюШейп блеск, АлюШейп дерево, АлюШейп земля. АлюШейп блеск – ткань из алюминия и люрекса. Трехмерная поверхность этого отражающего материала хорошо улавливает свет. Выпускается плотностью 335 или 400 г/кв.м и шириной 135 см. Ткань устойчива к нагреву (класс огнестойкости M1). АлюШейп дерево и АлюШейп земля – ткани из алюминия и хлопка плотностью 410 или 550 г/кв.м и шириной 137 см. Класс огнестойкости М2. Подходят для печати или покраски.
Театральная сетка и тюль
Негорючие сценические материалы для одежды сцены с сетчатой или плетеной структурой могут использоваться для изготовления театральных занавесов и тянущихся потолков в местах проведения массовых мероприятий, а также для создания определенных сценических эффектов «исчезновения» или «повторного появления» (в зависимости от фронтальной или тыловой подсветки) и изготовления ажурных или прорезных декораций.
На театральную сетка можно наносить надписи или изображения и делать на ней аппликации из букв или различных фигур, а для создания на сцене определенной цветовой атмосферы можно использовать тюль разного цвета. В некоторых случаях тюль можно использовать в качестве проекционного экрана.
Гобелен «Тюль» плотностью 85 г/кв.м производится шириной от 4,5 м до 11,8 м и применяется для создания сценических эффектов, а благодаря отличной акустической проницаемости его можно использовать для покрытия или маскировки крупногабаритных динамиков.
Суперширокая тюль «Карре» (шириной 12 м) подходит для оформления широких потолков с системой разбрызгивания. Ультратонкий тюль «Лазер» шириной 3 м идеален для создания проекций. Суперширокая (шириной 9,8 м) крупноячеистая сетка «Тигр» используется для частичного покрытия оркестровых ям. Для небольших потолков можно использовать бюджетную ткань «Спринклер Тюль CS» шириной 5,2 м.
Трасчехол
Трасчехол – это огнеупорный синтетический материал многоразового использования для покрытия ферм и других рамочных конструкций. Материал хорошо тянется, поэтому его легко натянуть на треугольные и квадратные рамы размером 30/30 или 40/40 см.
Трасчехол выпускается в разных цветах, его можно стирать и перфорировать, а при необходимости и раскраивать. С помощью трасчехла можно маскировать кабели и сценические рамы. При подсветке изнутри рамы, затянутые трасчехлом, превращаются в эффектные световые колонны: благодаря рифленой структуре ткани свет на поверхности распределяется равномерно. Обтянутые трасчехлом рамы и конструкции являются оригинальными декорациями и создают удивительный сценический эффект.
Микровуаль
Микровуаль Эксклюзив – это негорючее полиэфирное полотно, которое может использоваться для театральных занавесов и других элементов одежды сцены. Полотно хорошо пропускает свет, прекрасно гармонирует с однотонными и жаккардовыми элементами интерьера и является идеальным компаньоном для классических портьер.
Ткань не линяет, не топорщится, легко стирается и гладится. Выпускается в белом и бежевом цвете, подходит для печати термотрансфером. Ширина ткани 300 см, плотность 50 г/кв.м.
Сценический линолеум
Такое решение позволяет создать эксклюзивное оформление сценического пространства даже при небольшом бюджете. В этом случае самыми подходящими тканями для изготовления одежды сцены являются габардин, адверта, сатен, атлас и блекаут. Эти ткани также выпускаются негорючими и не требуют дополнительной огнезащитной обработки на протяжении всего срока эксплуатации.
Габардин
Адверта
Это мягкая ткань сатинового переплетения производится из негорючих полиэфирных волокон, которая подходит для термотрансферной печати. Адверта может использоваться для изготовления занавесов, портьер, декораций и мобильных конструкций. Ткань охраняет свои свойства на протяжении всего срока эксплуатации, ее можно использовать под прямыми солнечными лучами, стирать без ограничений и каландрировать.Плотность ткани 172 г/кв.м, ширина 160 см.
Сатен
Блекаут
Подходит для термотрансферной печати: печать можно осуществлять с двух сторон, при этом изображения не будут накладываться друг на друга даже при самом интенсивном освещении. В зависимости от артикула подходит для термотрансферной, ультрафиолетовой или латексной печати. Плотность ткани может быть от 250 до 350 г/кв.м, ширина от 150 до 305 см.
Одежда сцены как способ привлечь внимание зрителя
Неважно, являетесь вы руководителем сельского ДК или директором драматического театра, одной из ваших задач является привлечение внимания зрителей к сцене. Это создание особой атмосферы, когда гости находятся в предвкушении интересного выступления, независимо от того, с каким настроением они переступили порог зала. Организовать такой настрой помогает одежда сцены.
Где нужна одежда сцены?
Драпировка сценической коробки используется везде, где происходят выступления, проводятся конференции, показы:
Комплектация
Одежда сцены — это ее текстильное оформление. Но это не просто шторы или занавес, а сложный комплект, в котором каждый предмет играет свою важную роль. Одежда сцены состоит из элементов:
Зачем нужна одежда сцены?
Текстильная драпировка сцены является частью интерьера зрительного зала и выполняет как практические, так и эстетические функции. Ее задачи:
Скрыть все ненужное от глаз зрителя. Драпировка должна скрывать людей, готовящихся к выступлению и их передвижения, а также маскировать технику и софиты, тросы. Кулисы скрывают боковую часть сцены. Осветительное оборудование маскируют падуги и арлекин. Кроме этого, за арлекином скрывается нижняя часть пожарного занавеса, который разделяет зрительный зал и сценическую коробку при пожаре.
Подчеркивать освещение софитов.
Разделять первый, средний и задний планы сцены во время выступления. Эту задачу выполняют кулисы.
Особенности сценической драпировки
Учет главных особенностей одежды сцены поможет правильно составить заказ на ее изготовление:
Тип ткани
К материалу, из которого изготавливают одежду сцены, есть несколько требований: она должна быть огнеупорная, плотная, но легко драпирующаяся и удобная в эксплуатации. Ткань должна быть прочная, чтобы выдерживать многоразовое использование и стирку. Для изготовления занавесов и декораций используют негорючие ткани премиум и эконом-класса: бархат, блэкаут, димаут, софт, шенил, габардин, сатен, алюшейп, микровуаль, адверту, вуаль, театральную сетку, сукно. Алюшейп – эффектное полотно с микрочастицами алюминия, которое может принимать любую объемную форму. Для маскировки кабелей и сценических рам используют трасчехол – негорючий синтетический материал.
Тип сценического занавеса
По способу раскрытия занавесы можно разделить на три большие группы:
Отдельно стоит упомянуть проходной тип занавеса, закрывающего сцену. Актеры проходят сквозь нитяное полотно, полоски ткани или световой занавес.
Управление
Регулировать занавеси можно вручную, если сцена небольшая и шторы не тяжелые. Кроме ручного, есть стационарное электрическое управление (устанавливают пульт на стене) и дистанционное (управление пультом ДУ),
Итак, если вам нужно:
Понятие одежды сцены и ее компоненты.. Понятие одежды сцены и ее компоненты
ГПОУ ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»
раздел 1.2. Техника сцены и сненография
МДК 02.01 Основы режиссерского и сценарного мастерства
ПМ.02 Организационно-творческая деятельность
Выполнила: студентка 4 курса
По виду организация и постановка КММ и ТП
Проверила: Кирюхина Лидия Александровна
Материалы и технологии пошива……………………………………………..4
Театральный тюль, его особенности и способы использования в декорационном оформлении…………………………………………………..9
Аппликация на тюле и сетке………………………………………………….11
Одежда сцены неотъемлемая часть спектакля, театрализованного представления, и тд. С помощью одежды сцены мы вводим зрителя в предлагаемые обстоятельства, а так же помогаем актеру раскрывать содержание каждой сцены, осуществлять заданные ему действия и выявлять через них свои переживания.
Одеждой сцены называют мягкие декорации — драпировки, перекрывающие закулисные пространства сцены и формирующие игровую площадку. В комплект одежды входят кулисы, падуги, занавесы. Одежда сцены может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены (это так называемая «дежурная одежда») и являться частью декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается материал, способ окраски или живописной обработки.
Одежда сцены никогда не должна заключать в себе все, из чего состоит живущий в воображении режиссера образ. Всегда следует оставлять кое-что на долю творческого воображения зрителя. Вещественный мир, находящийся на сцене, должен будить фантазию зрителя в нужном направлении, чтобы она могла создать целое на основании тщательно подобранных режиссером характерных признаков.
Цель: цель данной работы состоит в том, что бы рассмотреть понятие одежды сцены в целом, узнать все её способы и приспособления.
Задачи: Познакомиться с материалами и технологиями пошива; Узнать все виды занавесов; Рассмотреть виды аппликаций и половиков.
Понятие одежды сцены.
Одеждой сцены называют мягкие декорации — драпировки, перекрывающие закулисные пространства сцены и формирующие игровую площадку. К мягким декорациям относятся бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов — тканей натурального и синтетического волокна, тюлей, сеток, синтетических пленок и т. д. В число мягких декораций входят: кулисы, падуги, занавесы, горизонты, панорамы, живописные и аппликационные задники, тюлевые занавесы, половики. Приемы пошивки и обработки мягких декораций зависят от их назначения, характера использования и требуемого внешнего вида.
В комплект одежды входят кулисы, падуги, занавесы. Одежда сцены может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены (это так называемая «дежурная одежда») и являться частью декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается материал, способ окраски или живописной обработки. Для изготовления дежурной одежды применяются хорошо поддающиеся драпировке и химической окраске хлопчатобумажные, реже шелковые и шерстяные ткани: тарная ткань, байка, молескин, бархат, полубархат, репс, плательная шерсть и некоторые другие. Самым распространенным материалом для пошивки кулис и падуг является хлопчатобумажная тарная ткань. Она обладает приятной фактурой, хорошо воспринимает окраску, красиво драпируется в мягкие, глубокие складки. Дежурная одежда окрашивается в неяркие, нейтральные тона — серый, зеленоватый, кремовый и т. д. Особую группу одежды составляет комплект из черного бархата. Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т. д. и т. п.
Как и все ткани, идущие на изготовление декораций, материал одежды сцены пропитывается огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна пропитанная, огнестойкая подкладка. Развеска одежды сцены производится двумя способами: по классической схеме и так называемым кабинетом. Классический способ предполагает размещение кулис по планам сцены так, чтобы перед каждой парой кулис находилась падуга, прикрывающая их верхнюю часть. Кулисы прикрепляются либо к штанкетам, либо к специально предназначенным для этой цели брускам ручных подъемов без применения противовесов. В процессе монтировки декораций на сцене высота, на которой должна находиться падуга, может изменяться против расчетной, и поэтому, для свободы маневра, падуги всегда монтируются отдельно от кулис на «своих» штанкетных подъемах. При кабинетной системе бока сцены перекрываются широкими кулисами, подвешенными перпендикулярно рампе, вдоль рабочих галерей. На последних планах сцены боковые кулисы замыкаются задником, образуя павильонную выгородку. Такая подвеска одежды позволяет полнее использовать площадь сцены, четко ограничивая сценическое пространство. Антрактовый занавес относится к категории одежды сцены.
Для изготовления занавесов чаще всего применяются тяжелые ткани шелковой группы — бархат и плюш. Процесс изготовления начинается с подготовки и раскроя лицевого и подкладочного материалов. Бархат подбирается так, чтобы направление ворса во всех кусках шло в одну сторону — сверху вниз. Иначе каждая полоса будет выделяться фактурой и оттенками. Кроме того, могут встретиться неодинаково окрашенные куски. Раскроенная и подобранная ткань укладывается на полу мастерской по заданным размерам и проверяется со смотрового мостика или высокой стремянки. Отдельные полотнища сшиваются между собой, отступая от фабричной кромки не менее чем на 1 см. Для того чтобы избежать стягивания ткани в швах, фабричная кромка через небольшие промежутки надрезается ножницами. Лицевой материал раскраивается вертикальными полосами по размерам портала с припусками на посадку в швах и с учетом необходимого захода занавеса за верхний и боковые края портала. К низу занавеса прибавляется припуск 15—20 см на загиб лицевого материала в сторону подкладки. Перед сшивкой полосы ткани наметываются вручную, а затем прострачиваются на машине.
Подкладочная ткань (сатин, бязь) также сначала наметывается, а потом прошивается на машине. Для соединения лицевой ткани с подкладкой последняя расстилается на полу и при равномерном натяжении прибивается гвоздями, начиная от середины каждой кромки. После этого на подкладку настилается лицевая ткань и пришивается вручную по фабричным кромкам. Верхние и боковые кромки занавеса прострачиваются на машине. Нижний припуск заворачивается на подкладку, наметывается и после предварительной монтировки занавеса на подвешенной дороге закрепляется окончательно машинным швом. Для изготовления занавеса с постоянно закрепленными складками количество ткани берется в двойном размере. Иначе говоря, ширина скроенного, но не задрапированного занавеса должна в два раза превышать заданный размер. Верх занавеса драпируется складками, идущими либо в одном направлении, либо в противоположном — от центра портала к краям и окантовывается полосой полубрезента шириной не менее 20 см. К верхнему поясу пристрачиваются вязки или в брезенте прорезаются отверстия, усиленные кожаными накладками для крепления занавеса к кольцам и кареткам. Кулисы шьются гладкими и в складку. Материал раскраивается по высоте кулисы и сшивается на машине. Верх кулисы обшивается холщовым поясом, к которому через каждые 25 см пришиваются вязки. Они изготавливаются из простроченных ленточек холста или кусков шторного шнура. Ленты или шнуры длиной в 50 см пришиваются за середину прочными суровыми нитками. Внизу пришивается карман шириной 10—15 см для оттяжного бруска.
Для драпирования кулис количество материала должно не менее чем в два раза превышать требуемый размер кулисы по ширине. Ткань драпируется равномерными складками на холщовой ленте, проходящей по верху кулисы. При укладке каждая складка закрепляется нитками, а после окончания драпировки сверху накладывается вторая холщовая лента и все слои прострачиваются на машине. Для получения особенно глубоких складок верх и низ кулисы прибивается к деревянным лекалам с крутым волнообразным профилем. Верхнее лекало привязывается к подъему, а нижнее с сильной натяжкой прибивается к планшету сцены. Кулисы с косой наружной кромкой сшиваются из полос ткани швами, идущими параллельно косому срезу. Концы полос обрезаются под углом, и продольные кромки сшиваются между собой так, что при подвеске срезанные концы становятся горизонтальными, а швы идут по косой. По наружной кромке, с обратной стороны, подшивается тонкая тесьма. При применении легких прозрачных тканей необходима плотная подкладка из суровой бязи, окрашенной в цвет основного материала.
Внизу пристрачивается карман для бруска. Своей тяжестью брусок равномерно натягивает все полосы ткани. Особое внимание обращается на закрепление швов по боковым кромкам.
Если один из швов случайно надорвется, то остальная масса задника силой своей тяжести может мгновенно оторваться и рухнуть на сцену. Поэтому окончания каждого шва рекомендуется усиливать холщовыми накладками, прошивая их по линиям конверта — по периметру и крест-накрест. Конкретный выбор материала и отчасти конструкция зависят от технологии живописи и характера самого задника.
Театральный тюль, его особенности и способы использования в декорационном оформлении.
Театральный тюль имеет ширину от 5 до 7 м. Таким образом, на сценах средних размеров сшитый из него задник не имеет швов. Если ширина тюля недостаточна для изготовления задника нужной высоты,- он сшивается из двух кусков. Стыкуемые кромки подрезаются ровной линией и подбираются так, чтобы ячейки как можно точнее совпадали друг с другом. Тюль сшивают вручную, начиная от середины в стороны, отступая от кромки на две-три ячейки. Раскрой тюля должен предусматривать горизонтальное направление шва. В большинстве случаев линия шва располагается в верхней части задника, где она наименее заметна. Сшивка тюля на машине дает более грубый и заметный шов. Театральный тюль обладает удивительным свойством, которое часто используется для различных сценических эффектов. Освещенная передним светом, тюлевая завеса становится плотной и непрозрачной, а при освещении предметов или фона, находящихся за ней, теряет свою материальность, «растворяясь» в воздухе. Чем сильнее заднее освещение, тем прозрачней и невидимей становится тюль. Если даже на тюль будет нанесено красками какое-то изображение, то оно становится невидимым при соответствующей перемене света. Это свойство используется не только для эффекта «исчезновения» декорации, но и для создания на сцене определенной цветовой атмосферы, общей цветовой гаммы. В зависимости от поставленной художником задачи тюлевые занавесы окрашиваются в различные цвета: розовый, желтый, голубой, черный и др.
Предварительно окрашенный и пропитанный огнезащитным составом готовый тюль, лучше во влажном состоянии, растягивается на полу для окончательной обрезки и окантовки. Правильная натяжка завесы и ее обшивка имеет чрезвычайно важное значение. Малейшая неточность приводит к провисанию завесы, появлению складок и т. п. Собранный в жгут, тюль сначала растягивают по длине, а затем и по ширине. Закрепление и натяжку тюля на полу начинают с верхней кромки, после чего прибивается нижняя часть. Последними натягиваются и закрепляются боковые стороны. Выравненный по правильному прямоугольнику натянутый тюль обшивается со всех сторон холщовой рамкой шириной 15 см. К верхнему поясу пришиваются вязки. Основой для ажурных, прорезных декораций служит тюль и сетка. Выбор прозрачной основы зависит от площади аппликации, рисунка декорации и количества необходимых планов. Завесы с легкими аппликациями изготавливаются на тюлевой основе. Если аппликация занимает большую часть задника, то тюль может не выдержать ее тяжести. В этих случаях под тюль подводится сетка или сзади пропускаются капроновые лески. Две тюлевые завесы, подвешенные друг за другом, создают впечатление муара, поэтому в случае необходимости подвески многоплановых декораций одна из них (главным образом передняя) делается на тюле, остальные на сетке.
Аппликация на тюле и сетке.
Нашивные аппликации могут быть плоскими и рельефными. Методом аппликации добиваются не только эффекта пространственной глубины и объема деталей, но и большей игры отдельных элементов, достигаемой применением разнофактурных тканей. Так, например, бархат, окрашенный в темные тона, особенно в черный цвет, создает иллюзию глубоких впадин и теней, а блестящие шелка, такие, как атлас, производят обратное впечатление. Рельефные детали выполняются из поролона, оклеенного пропитанной огнезащитным составом тканью. Однако надо иметь в виду, что поролон является горючим и токсичным материалом, поэтому его применение на сцене весьма ограничено. Орнаменты исполняются нашивкой шнуров, веревок и пр. Все аппликационные части нашиваются или наклеиваются поверх основной ткани задника. Нашивка производится наметочным швом или обметкой контура. Во многих случаях транспарантный способ исполнения задника сочетается с аппликационным. Наиболее светлые и прозрачные места заполняются тонкими хлопчатобумажными тканями или тюлем. Самые темные—аппликацией черного бархата. Промежуточные градации достигаются наложением различных тканей в один или несколько слоев.
Ткань, идущая на аппликации, окрашивается заранее, так как в нашитом виде она прокрашивается очень плохо. Для того чтобы при вырезке контуров ткань не тянулась, ее крахмалят или пропитывают легким раствором желатина. Окрашенная и подкрахмаленная ткань растягивается на гвоздях для сушки. Для создания на сцене воздушной перспективы, смягчения контуров фоновых декораций применяются задники, сшитые из гладкого тюля. Текстильная промышленность производит специальный сорт тюля, предназначенного для театра.
В театральной практике применяются два вида сетки — рыболовная и театральная. Рыболовные сетки могут быть связаны из капроновых и кордовых ниток. Размер ячейки от 1,5 до Зсм. Театральная сетка с «жуками» не выпускается промышленностью, поэтому театры вяжут ее сами. Для вязки сетки изготавливается деревянная рама, длина которой соответствует длине задника, а высота (для удобства работы) не более 2 м. По всем четырем сторонам вертикально стоящей рамы, на расстоянии 4—б см набиваются гвозди. Вся рама затягивается сеткой из суровой нитки. Нитка привязывается к крайнему верхнему гвоздю, пропускается вниз, обматывается за нижний гвоздь, затем за соседний, натягивается на второй верхний гвоздь, и так до тех пор, пока вся рама не покроется вертикально натянутыми нитями. В том же порядке натягиваются поперечные нитки, а затем и диагональные. В результате получается сеть с квадратными ячейками, пересеченными одной диагональю. Скрепление сетки производится второй диагональю, которая завязывается узелками на каждом пересечении нитей. Связка производится при помощи сетевязального рыбацкого челнока. Окончательное закрепление узелков происходит при нанесении на сетку тонкого слоя клеевой краски, разведенной на крепком клеевом растворе. Для того чтобы сетка была незаметна из зрительного зала, обычно ее красят в черный цвет. После полного высыхания сетка снимается с рамы и связывается с ранее изготовленными кусками. Прикрепление аппликаций к основе производится двумя способами. Тюль или сетку при помощи гвоздей равномерно натягивают на полу мастерской по форме и размерам требуемой декорации. Натяжка тюля осуществляется по методу, указанному выше, сетка расстилается так, чтобы ее нити шли строго параллельно верху и низу задника, а ячейки сохраняли правильную форму. Иначе говоря, сетка должна лежать по прямой клетке. Рыболовные сети обычно вяжутся по косой клетке, и поэтому при раскрое получается большой процент отходов. Поверх тюля или сетки натягивают расписанный холст с отмеченными местами, подлежащими вырезке. Рисунок, нанесенный на холст, вырезается ножницами и пришивается к основе по контуру крупным петельным швом. Лишние куски сетки или тюля в арках, падугах и других подобных декорациях срезаются почти вровень с контуром, так, чтобы вся аппликация висела ровно, без перекосов и морщин. С появлением эластичных клеев нашивка аппликаций постепенно вытесняется наклейкой. Для наклейки декораций применяется главным образом поливинилацетатная эмульсия ПВА. Наклейка требует иного процесса наложения аппликации на основу, который в некоторых случаях значительно сложнее обычного. Нашивка аппликации, как уже было сказано выше, производится с лицевой стороны, а ее наклейка — с обратной. Написанная и вырезанная по рисунку ткань расстилается на полу «лицом» вниз. Поверх ее накладывается и закрепляется гвоздями прозрачная основа. Края вырезанного контура вместе с основой покрываются эмульсионным клеем и сверху закрепляются полосками тонкой ткани, также смоченными в эмульсии. После высыхания клея аппликационная декорация обшивается холщовой рамкой.
Наклейка с лицевой стороны декорации производится только в случае очень сложного и тонкого ажура со свободными, не соединенными друг с другом элементами. Такой ажур после вырезки и снятия с пола невозможно растянуть повторно, и поэтому он приклеивается поверх основы. Для наклейки этим способом требуется особая подкладка, изготовленная из материалов, не склеивающихся с ПВА — эмульсией. К числу таких материалов относится полихлорвиниловая пленка, перфоль, парафинированная плотная бумага типа «крафт». Процесс подготовки декораций аналогичен такому же процессу при нашивке аппликаций: на подкладку стелется тюль или сетка, после чего растягивается еще не вырезанная, но живописно обработанная ткань. После вырезки контура отгибаются отдельные части аппликации и производится наклейка.
Половиками в театре называют холсты, настилаемые на планшет сцены, для того, чтобы замаскировать доски настила, придать полу сцены определенный цвет или фактуру. Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др. Для различных имитаций используется холст, ворсовые баечные ткани, тонкие брезенты, полубархат и др.
Раскрой ткани ведется таким образом, чтобы швы половика располагались параллельно порталу. Сшивка производится плоским, парусным швом. Поскольку половики закрепляются на планшете гвоздями, их кромки усиливают киперной тесьмой, подшитой по контуру с обратной стороны. Ткань для половиков окрашивается или расписывается только анилиновыми красителями. Клеевая краска делает половики жесткими и моментально осыпается, создавая вредную запыленность воздуха. В имитациях используются как особенности фактуры самих тканей, так и различного рода аппликации. Так, например, фактура холста близка к фактуре сухой земли и песка. Окрашенные в коричневый цвет и прописанные кистью ворсовые ткани — байка, футор, молескин — создают впечатление тяжелой, влажной земли. Эти же ткани голубоватого цвета неплохо имитируют снежный покров. Эффект земляного или снежного покрытия достигается и при помощи нашивки мягких рельефов. Полосы собранной в жгуты или мелкую складку марли или холста, так называемая «же-ванка», пришитые параллельными рядами, могут изображать пахоту или разрыхленную землю. Неправильной формы подушки, обшитые неровными слоями марли и тюля, — рыхлый снег. Каменные плиты — такими же простеганными подушками прямоугольной формы, а булыжная мостовая — мягкими матерчатыми полушариями.
На растительные, «травяные» половики нашиваются или наклеиваются нарубленные волокна расплетенного хлопчатобумажного или сизальского каната, расчесанные пучки мочала. Подготовленные к нашивке волокна сначала вывариваются в кипятке, для обезжиривания, а затем окрашиваются в ванне. Окраска производится в несколько тонов, которые затем смешиваются между собой, образуя более естественную и живописную фактуру. Собранные в пучки волокна длиной от 5 до 8 см складываются пополам и пристрачиваются на машине к кускам холста. Чем плотнее пришиты волокна и чем чаще расположены их ряды, тем пышнее и гуще травяной ковер, тем незаметнее становится основа. Наклейка волокон эмульсией ПВА дает менее прочное закрепление волокон. Половики, покрывающие станки, чаще всего шьются в виде чехлов. Раскрой ткани производится по месту, так как здесь требуется большая точность — ткань должна плотно охватывать горизонтальную и вертикальную плоскости станка без морщин и мягких контуров. Чехлы полностью скрывают конструкцию станка, маскируя стыковочные щели, и выглядят гораздо чище и приятнее, чем Половики оклеенные щиты или половики, прибитые только к горизонтальной поверхности.
Изучив выбранную мною тему, подведя итог можно понять, что одежда сцены это неотъемлемая часть спектакля, театрализованного представления и д.т. Одеждой сцены называют мягкие декорации — драпировки, перекрывающие закулисные пространства сцены и формирующие игровую площадку. В комплект одежды входят кулисы, падуги, занавесы. И это все необходимо для полного образа спектакля, для введения зрителя в предлагаемые обстоятельства, для возможности возбудить в зрителях фантазию и мышление.
Разбирая данную тему можно понять, что над одеждой сцены кропотливо работают множество людей, которые продумывают идею, образ одежды сцены и которые воплощают эти идеи в жизнь. Ведь создание одежды сцены это безусловный труд.