какие факторы на ваш взгляд тормозят процессы инклюзии в образовании
Инклюзивное образование: основные проблемы внедрения
Татьяна Вдовенко
Инклюзивное образование: основные проблемы внедрения
Аннотация: В данной статье рассматриваются значимые проблемы реализации интегрированного обучения и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, раскрываются возможные варианты их разрешения.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интегрированное обучение, дети с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья, тьютор, доступная среда.
29 декабря 2012 года был принят новый Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в котором инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4].
Инклюзивное образование – процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах и детских садах, поэтому его называют «включением» в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую попытку дискриминации детей. В самом сердце инклюзивного образования лежит право каждого ребенка на получение равного образования.
К процессу «включения» активно присоединяются образовательные организации по всей России. Но качество интеграции, в данный период её реализации, является не совсем квалитативным. Для качественного проведения интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями требуется тщательная подготовка образовательных организаций, педагогического коллектива и других субъектов образовательного процесса.Обозначим важнейшие из них:
квалифицированная подготовка педагогического состава;
обеспечение доступной (безбарьерной) среды;
оснащение учебных помещений требуемым оборудованием и обеспечение доступности образовательного процесса;
подготовка обучаемых категории «норма» к факту общего обучения со сверстниками, относящимися к группе лиц с ОВЗ;
подготовка родительского состава, чьи дети находятся в категории «норма», к факту совместного образования их детей с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
подготовка тьюторского сопровождения детей, имеющих особые образовательные потребности;
разработка адаптированных основных образовательных программ для детей, имеющих особые образовательные потребности;
обеспечение осознанного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
Квалифицированная подготовка педагогического состава образовательной организации инклюзивного характера. Первое, что должно характеризовать педагога, любовь к детям. Главное проявление этого будет являться демократичность педагога к любому ребёнку. Не должно быть разграничений между «особенными» детьми и детьми «нормы», равное отношение – важный показатель. Знания, которым должен обучить педагог, должны быть досягаемы для любой категории детей. Здесь проявляется второе качество учителя – профессионализм как умение педагога донести программный материал посредством различных методов, приёмов, средств и адаптации образовательной программы.
Основой успеха учителя, считал В. А. Сухомлинский, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны [цит. по 2, с. 1].
С данным высказыванием нельзя не согласиться. В настоящее время образовательные организации не готовы в полной мере и степени реализовывать подход инклюзивного образования. В работе C. В. Алёхиной, М. А. Алексеевой, Е. Л. Агафоновой «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании» говорится о том, что, только каждый четвёртый педагог имеет ясное понятие об инклюзивном образовании, а остальные педагоги не осведомлены о специфике инклюзивного образования или ссылаются на недостаточность информационных материалов. Так же при работе с группой детей, имеющих особые образовательные потребности, присутствует страх того, что знания педагога будет недостаточно, и в связи с этим, он не сможет достаточно квалифицированно донести знания до детей данной категории [1, с. 86].
Данная проблема вытекает из отсутствия знаний и практических умений в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. С целью решения данной проблемы организуется множество семинаров, курсов повышения квалификации на базах ВУЗов. Данная подготовка является обязательной, в силу новых предписаний в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». Данная переквалификация будет достаточной и вполне качественной для последующей организации работы в инклюзивных классах. Но парадоксом здесь является то, что педагоги считают, что их это не коснётся, ведь пока образовательная организация, в которой они осуществляют свою деятельность, не является инклюзивной. Однако слово «пока» несёт временный характер, так как родители (законные представители) могут обратиться в общеобразовательную организацию по месту проживания и потребовать зачисления своего ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, именно в эту образовательную организацию, где педагоги не готовы к реализации данной работы.
Обеспечение доступной (безбарьерной) среды для лиц с ОВЗ. Доступная среда – одна из составляющих инклюзивного образования. Обеспечение права на получение образования и полноценное участие детей с ОВЗ в общественной жизни требует качественной реализации. Она предусматривает создание условий для совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей,не имеющих нарушений в развитии: в образовательных организациях должны быть предусмотрены широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды, пути движения внутри здания, оборудована сенсорная комната;так же для детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть оборудованы спортивные залы специализированной техникой: беговыми дорожками, велотренажёрами, специально созданными для них;соответствующее оснащение санитарно-гигиенической комнаты: туалет, сенсорный кран, отсутствие порогов, кнопка вызова помощи для лиц с ОВЗ; оснащение классов специальными партами, стульями, наличие свободных проходов по классу; обеспечение сопровождения педагогом некоторых групп детей; наличие психолога и дефектолога в штате образовательной организации; в случае необходимости, должна быть оказана квалифицированная медицинская помощь.
Оснащение учебных помещений требуемым оборудованием для обеспечения доступности образовательного процесса. Оснащение учебных классов специализированным оборудованием для создания комфортной среды обучения является достаточно затратным в финансовом и архитектурном вопросе. В связи с недостаточностью классных помещений и нехватки финансовой поддержки, множество образовательных организаций пока что временят с включением в процесс внедрения подхода интегрированного обучения. Разрешить эти вопросы может позволить систематизация и «профилизация» инклюзивных образовательных организаций с целью оптимизации расходования финансовых средств, выделяемых на нужды образования детей с ОВЗ определенных категорий, и решения адекватного использования классовых помещений. Такой подход к решению данной проблемы является выгодным для образовательных организаций, так как подготовить школу к принятию детей, одинаковой категории нарушений, проще и целесообразнее, чем бессмысленно оборудовать классы, возможно не нужной, вспомогательной техникой.
В данном решении возникает вторая проблема – проблема удаленности подобных образовательных организаций от места жительства ребенка и возникновения неудобств для родителей по доставке детей в образовательные организации, находящиеся не в шаговой доступности. Ведь одна из основных идей инклюзивного образования заключается в возможности обучения в любой близлежащей школе.Может быть следующее решение: обеспечить транспортировку детей на школьном автобусе, курсирующем по микрорайонам города или населенного пункта.
Подготовка обучаемых категории «норма» к факту общего обучения со сверстниками, относящимися к группе лиц с ОВЗ. Жестокость нынешнего поколения детей не может оставаться без внимания. Многие дети, в силу своего воспитания, не способны воспринимать ровесников с «особенностями» как полноценных людей. Чаще этому повергаются дети с нарушением психического развития (задержка психического развития, недоразвитие и др.). Изолированность детей «нормы» от общества детей с ОВЗ имеет отрицательный эффект. Но при правильной организации работы в данном направлении (проведение ознакомительных уроков, классных часов с обсуждением вопросов совместного обучения детей разных категорий, взаимодействие с «особыми» сверстниками и др.) учащиеся будут ознакомлены с типом и спецификой таких детей, станут уважительнее и терпимее в отношении друг к другу. Все участники образовательного процесса будут готовы к совместному обучению. Как показывает опыт западных стран, дети, которые с раннего возраста росли вместе с «особенными» детьми, не похожими на них, через какое-то время перестают относиться к ним как к чему-то необычному, по сравнению с теми детьми, которым не приходилось раньше сталкиваться с группой детей с особенностями в развитии. Дети в инклюзивных школах заметно отличаются добротой, отзывчивостью, заботой о друге, толерантностью к «особенным» детям. В свою очередь дети с ОВЗ чувствуют себя такими же, как и здоровые, помогают друг другу, вместе развиваются.
Подготовка родительского состава, чьи дети находятся в категории «норма», к факту совместного образования их детей с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Большой проблемой данного направления является неосведомлённость родителей о том, что их ребёнок обучается в образовательной организации инклюзивного характера и о специфике такого варианта обучения. Некоторые из них считают, что дети с ОВЗ мешают обучению их детей, они против их взаимодействия во внеурочное время и общественной деятельности.
Общество необходимо готовить к социальной инклюзии. Нужно создать систему пропаганды ценностного отношения к гражданам Российской Федерации, имеющим психофизические нарушения, вообще, и к детям с ОВЗ, обучающимся в образовательной организации, в частности.
Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности. В Италии, где 94 % школ являются инклюзивными, большинство учителей, принимая инклюзию, имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с нарушениями в развитии на плечи учителей поддержки. В наших инклюзивных школах нет учителей поддержки, нет ассистентов у учителя, редко встречаются тьюторы у ребёнка. Всё это увеличивает нагрузку на самого учителя, накладывает на него серьёзные требования по изменению содержательной и организационной стороны учебного процесса [1, с. 91].
Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути.
В настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.
Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Разработка адаптированных образовательных программ для детей, имеющих особые образовательные потребности. Большинство педагогов не готовы к работе в инклюзивных классах. Одновременно преподавать материал детям группы «нормы» и тут же адаптировать программу урока для детей с особыми образовательными потребностями трудно. Данная проблема тяжело решается педагогом в одиночку.Подготовка урока по двум планам: образовательной программы и адаптированной образовательной программы, выявляет потребность индивидуального подхода к ученикам с ОВЗ. Они будут работать над заданием, не включаясь в общий образовательный процесс урока, и смысл инклюзивного образования детей, с особыми образовательными потребностями, теряется. Становиться ясным важность присутствия тьютора, как вспомогательного элемента педагогического процесса учителя.
Обеспечение осознанного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями. В работе с такими детьми необходимо учитывать не только академические результаты, но иные образовательные и, социо-культурные достижения. Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социо-культурной адаптации в обществе.
Таким образом, можно констатировать, что российское государство, общество, образовательная система только начинают формировать первый опыт реализации идеи инклюзивного образования, находятся на стадии осмысления, создания и апробации концепций и моделей инклюзивного образования, его нормативно-правового и ресурсного обеспечения. Данный процесс находятся в самом начале своего пути, когда существует больше вопросов, чем ответов. Но главное достижение этого движения – признание факта, что лица с ограниченными возможностями здоровья являются полноценными членами общества и имеют равные права на получение качественного образования.
Список использованных источников
1. Алёхина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.
2. Волкова, Т. А. Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т. А. Волкова // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 55228. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55228.htm (дата обращения: 27.11.2015).
3. Гудонис, В.Дефектологический словарь: Том №2 (в 2-х томах) / В. Гудонис, Б. П. Пузанов. – М. : Издательство Московского психолого-социальногo института, 2007. – Т. 2. – 736 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.11.2015).
Инклюзивное образование в современном детском саду В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.
Инклюзивное дошкольное образование Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися.
Инклюзивное образование: что стоит за этими словами Инна Александровна Кравцова Воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ №21 г. Новосибирск Инклюзивное образование: что стоит за этими.
Инклюзивное образование. Занятие по улучшению адаптационных возможностей детей посредством активизации творческого потенциала Автор: педагог-психолог Принцева О. И. Тема: «В гостях у Дюймовочки». Цель: повышение адаптационных возможностей воспитанников за счет активизации.
Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы» Инклюзивное образование подразумевает обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями. Какие законодательные акты регулируют инклюзивное.
Инклюзивное обучение в детском саду В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования Проблема внедрения новых ФГОС Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно.
Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: «Инклюзивное образование». Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.
Эссе «Инклюзивное образование: за и против» Сегодня модно говорить о гуманности, толерантности, искоренении того или иного вида дискриминации. Одной из популярных тем в этом ряду является.
Инклюзивное образование: проблемы и решение
Ольга Козориз
Инклюзивное образование: проблемы и решение
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов,в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг(mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия, т. е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.
Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования,разработали следующие способы включения:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе», 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.
Мнения родителей и учителей сошлись в том,какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу: более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.
В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Помимо инклюзивного образования,в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы:
— Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
— Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании,
или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.
Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
Основной принцип инклюзивного образования:
«Дети должны учиться вместе»
Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся,относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Ценности инклюзии:
— Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.
— Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.
— Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.
— Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.
— Каждый имеет право на полноценную жизнь.
Инклюзивное образование:
— признает, что все дети могут учиться;
— работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;
— является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества;
— является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Что дает инклюзивное образование:
— предлагает новый социальный подход к инвалидности;
— приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;
— рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;
— личностное развитие и социальные навыки;
— развитие самостоятельности и самоопределения;
— развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования.
В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.
1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Фотоотчет о неделе инклюзивного образования «Мы — вместе» В нашем детском саду прошла неделя инклюзивного образования в ДОУ «Мы вместе». Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,.
Инклюзивное образование УДК 373.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе ГБУ.
Инклюзивное образование и детки с ОВЗ. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Хотелось бы побеседовать с вами об инклюзивном образовании дошкольников и о детках с ОВЗ. Как вы считаете,правильно.
Инклюзивное образование в России Инклюзивное образование в России «Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Решение экологической проблемы» для детей подготовительной группы Конспект занятия по ознакомлению с миром природы (для детей подготовительной группы) Тема: Решение экологической проблемы Цель: Актуализировать.
Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС до» Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных,.
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования 1 слайд «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО» Выполнила: старший воспитатель МКДОУ д/с №9 «Солнышко» Ведева Наталья Валентиновна.
Эссе на тему «Инклюзивное образование сегодня» Наталья Александровна Маринина, Учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МОАУ «Гимназия № 3» г. Орск, Оренбургской области,.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.