какие факторы относятся к характеристикам негативного воздействия на качество обучения
Выступление «Факторы, влияющие на качество образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Факторы, влияющие на качество образования
Одним из условий повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Профессиональная компетентность учителя носит интегрированный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Восточная мудрость гласит:
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший – выращивает рис,
Умный – культивирует почву,
Дальновидный – воспитывает работников.
Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации.
Посещение курсов учителями, к сожалению, не всегда предусматривает использование в практике полученных знаний и умений. Так, например, посещение курсов по освоению работы на компьютерах не означает, что все слушатели этих курсов сразу же начнут печатать всю документацию, поурочные планы, участвовать в работе интернетовских сайтов, создавать свои презентации и т.д.
Необходимо организовывать работу не только по предметным направлениям, но и по решению проблемных вопросов психологии и педагогики, создавая творческие группы, включая в них опытных инициативных педагогов .
Следует не упускать из виду вопросы преемственности в образовании. Для этого целесообразно включать в предметные МО учителей начальных классов для выработки единых требований к учащимся при переходе из начальной школы в среднюю.
Коллективный характер деятельности при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск, в экспериментальную работу на различных уровнях, участие в новых проектах. А это и есть один из факторов, влияющих на повышение качества образования.
Для создания комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя необходимо оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, организация автоматизированного рабочего места учителя администратора, тщательный подбор учебных программ и качественных учебников, соответствующих не только современным требованиям, но и учитывающие индивидуальные особенности обучающихся.
Стоит отметить те преобразования, которые связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», преобразования, проводимые Администрацией города. Это современное оборудованные учебные кабинеты, обновление программного обеспечения компьютерной техники, спортивные сооружения на территории школ города, комфортные условия, созданные в зданиях школы, капитальные ремонты зданий. Школы активнее включились в экспериментальную работу, действует Интернет в каждой школе, расширилась сеть дополнительного образования и т.д. И это еще далеко на все параметры, влияющие на качество образования.
Об этом можно много говорить. Конечно, образование формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Поэтому принципиально должен измениться взгляд на образование, цель которого – не только овладение знаниями, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности. И это может быть обеспечено школой, если главным в ее деятельности станет качество образования.
«Факторы, влияющие на качество знаний учащихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГУ «Гастелловская средняя школа»
на педагогический совет
«Факторы, влияющие на качество знаний учащихся»
Учитель: Маркова Н. С.
Факторы, влияющие на качество знаний учащихся
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами:
Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Сухомлинский Василий Александрович: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Качество знаний – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить
Показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека.
При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности
Генетические факторы . Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
Психолого-педагогические факторы , которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
Личностно-деятельностные факторы , которые влияют на личность школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Контроль за качеством знаний – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.
Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей :
— слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
— отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
— слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
— отсутствие мотивации к учению у ребят и большая опека их со стороны учителей;
— невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
— потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока, разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что—либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся.
Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.
Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что на сегодняшний день интересно, полезно и актуально, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина учащихся на уроках.
Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д.
Как же правильнее воспитывать учащихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей, в которой напрямую прослеживается наставительный характер.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности?
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может иметь авторитет у учащихся. Дети, как правило, сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.
В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
Хочу обратиться ко всем учителям с прекрасными словами Шалва.Амонашвили.
Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!
Факторы влияющие на качество знаний учащихся:
Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)
Уровень профессионального мастерства учителя
Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения).
Уровень подготовленности к обучению
Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)
Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)
Система оценивания знаний учащихся
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений
О факторах риска снижения результатов обучения. Пути решения проблем
Качество образовательной системы – это многокомпонентная характеристика, одним из показателей которой являются образовательные результаты обучающихся. Высокое качество образования проявляется не только в высоких достижениях отдельных образовательных организаций, но и в отсутствии большого разброса в результатах между «слабыми» и «сильными» школами. Чем меньше такой разброс, тем в большей степени можно говорить о преодолении факторов неравенства в предоставлении образовательных возможностей.
Образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать высоких результатов, несмотря на условия, в которых его школа реализует образовательную программу. Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания.
Данные национальных и международных исследований качества образования и образовательного процесса, проводимых в России под эгидой Рособрнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации, позволяют выявить факторы риска низких результатов. Данные исследований позволяют также оценить степень взаимосвязи образовательных результатов с отдельными характеристиками учебного процесса.
Рассмотрим основные факторы риска снижения результатов обучения и возможные пути решения проблем, связанных с этими факторами.
Более подробно с материалами можно ознакомиться на сайте:
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зам.директора по УВР
из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
— организации образовательного процесса;
— квалификации педагогических работников .
Качество образования можно представить в виде трех составляющих:
— качество нормативно – правовой базы;
— качество кадрового потенциала;
— качество научно – методической работы;
— качество материально – технической базы;
— стимулирование педагогического труда;
— психологический климат в общеобразовательном учреждении;
2. Качество учебно – воспитательного процесса.
— качество содержания образования;
3. Качество результата.
— уровень владения творческой деятельностью;
— уровень психического, интеллектуального и социального развития;
— уровень социальной адаптации и социальной защищенности;
— сформированность ключевых компетенций.
Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:
хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
в будущем достигнуть успехов в карьере;
дополнительные знания, понимание предмета ;
возможность получения разносторонних знаний для поступления.
Родители под качеством знаний понимают:
высокую квалификацию учителя;
взаимопонимание между учителем и учеником;
доступная школьная программа, хорошие учебники;
интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;
корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно ;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Сформированность учебной деятельности.
Качество предметных знаний учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Факторы влияющие на повышение качества образования:
повышение уровня подготовки учителей;
— стратегическое планирование качества;
-нормативно-правовое обеспечение образования;
— владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;
— отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
— эффективное управление качеством образования.
Какими же должны быть условия для качества образования?
Условия достижения нового современного качества образования:
введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
введение профильного обучения в старшей школе;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
развитие дистанционного образования;
преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;
еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.
Современному обществу нужен новый учитель:
глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
обладающий профессиональными качествами;
четко управляющий учебным процессом;
умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.
Какими могут быть новые образовательные результаты?
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.
Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .
Каковы причины снижения качества знаний?
Некачественная работа учителя-предметника.-
Недостаточный уровень интеллектуального развития.
Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.
Потеря связи с родительской общественностью.
Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
Неблагоприятная социальная среда.
Слабое здоровье ребенка.
«Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»
Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.
Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.
Семинар- развёрнутая беседа «Причины снижения качества образования и пути их преодоления»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Зеленокумска Ставропольского края»
Семинар- развёрнутая беседа
« Причины снижения качества образования и пути их преодоления »
Вопросы для обсуждения
1. Повышение качества образования как непрерывный процесс. (Коваленко О.С.
2. Что такое качество образования и как его оценивать? (Лиховайда Т.Ю.)
3. Причины снижения качества образования. (Румянцева С.Н.)
4. Пути повышения качества образования. (Соболева Л.И.)
1. Повышение качества образования как непрерывный процесс
Педагоги школы тем более не могут оставаться в стороне. Выйдя на рынок образовательных услуг, учителя максимально ориентируются на образовательные потребности и запросы населения, то есть с самого начала использовали маркетинговый подход. А одним из важнейших доводов к его применению наряду с ограниченностью финансовых ресурсов и сокращением родившихся детей как раз и является повышение качества образования, создание системы управления в школе. Сейчас провозглашается подход, понимаемый как постоянный процесс совершенствования. А важнейшим параметром качества работы школы становится степень участия родителей и общественности в ее управлении. Родители учащихся, ученые, деятели культуры, представители бизнеса не просто помогают решать какие-то отдельные школьные проблемы, они вместе с педагогами соуправляют школой, принимая и согласуя все вопросы жизнедеятельности учебного заведения. Эта открытость рождает доверие – один из факторов повышения качества. Все хорошо знают, что доверие родителей – это признательность ребенка, который при этом условии быстрее адаптируется и раскрывается в школе. Такие родители всегда встанут на защиту школы в критических ситуациях взаимоотношений с внешним миром.
Маркетинг школы обязан не только обслуживать, но и создавать образовательный рынок сегодня и завтра. Родители учащихся пока еще не всегда готовы к диалогу в рыночном мире образовательных услуг. Педагоги должны помочь родителям научиться формулировать реальный заказ – это будет еще одним шагом к решению вопроса повышения качества. Активное участие в этом семьи важно, ибо повышение качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителями.
Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом. Кроме того, работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы школы.
Учителя часто задаются вопросом: в чем специфика качества в сфере образования? Необходимо выделение четких показателей качества в образовании и не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Таких однозначных сегодня нет. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. В этой ситуации пытаются идти по единственно верному пути: сформировать свой неповторимый профиль. Изучение качества того, что делаем самим коллективом, позволяет нам четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании. Путь «обеспечения качества путем школьной программы» признается наиболее адекватным и перспективным в ряде европейских систем образования.
Педагоги школы определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое. При этом, соотнося цену и качество, получаем: низкое – недорогое, удовлетворительное – приемлемое, высокое – дорогое. Соответственно и школу, и педагога можно тоже отнести к тем или другим по уровню качества.
Высокое качество образования это:
1) отличная материально-техническая база;
2) высококвалифицированные кадры;
3) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;
4) многообразные дополнительные образовательные и другие услуги;
5) успешность выпускников в жизни;
6) образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Необходимо отметить, что качество образования есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Причем качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Незавершенность процесса – фактор, постоянно тревожащий педагога, который является и производителем «товара» и его «маркетологом».
Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему: кадрового обеспечения образования; содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения; организации обучения; недостаточную объективность оценок.
Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить? Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса. Так, в традиционном подходе основным показателем качества будет уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у учащихся знаний, сформированность умений и навыков. Именно этот показатель является определяющим при аттестации школ. А с позиций личностно ориентированного подхода показатели качества будут совершенно иные: в центре окажется личностное развитие. К сожалению, на сегодняшний день четких показателей оценки личностного развития в педагогической литературе нет. Закономерен вопрос: что же рассматривать как показатели качества образования? Проблема решается достаточно просто, если школа работает полностью в знаниевой модели. Иное положение возникает в школах, где педагогический коллектив использует элементы личностно ориентированного образования. В этом случае школа как бы «сидит на двух стульях»: определяются и качество усвоения содержания образования и элементы личностного развития (что пытаемся делать и мы с вами).
Поскольку чисто знаниевый подход противоречит концептуальным основам школы, ее основным педагогическим ценностям, поэтому необходимо четко обозначить показатели, отвечающие развивающей гуманистической ориентации школы: высокий уровень образования; развитая дифференциация и индивидуализация обучения; медико-психолого-логопедическое сопровождение учащихся; наличие разнообразных образовательных услуг; широкая сфера жизнедеятельности учащихся, причем эти показатели характеризуют образовательный процесс, а не его результат, то есть условия, которые создаются в школе.
В связи с этим возникает следующий вопрос: как оценить тот или иной показатель, что взять в качестве меры? Например, высокий уровень образования. Если представить из чего он складывается, то необходимо рассмотреть качество содержания образования, характер используемых в процессе обучения методов, форм и технологий, качество уроков, оборудование учебных кабинетов, профессиональное мастерство учителей. Но, анализируя в практической деятельности эти составляющие, педагоги не смогут дать однозначный ответ, насколько уровень образования в нашей школе приближается к нормативу, так как такой норматив не описан. Они лишь интуитивно смогут определить, что в одной школе он выше, а в другой – ниже. Но, анализируя уровень образования, они все-таки могут определить те звенья и этапы учебного процесса, которые необходимо совершенствовать: использование групповых, парных, игровых форм работы, современных компьютерных технологий.
Если попробовать оценить уровень образования в нашей школе через результат, то с каким эталоном его сравнить? Отличная успеваемость всех учеников по всем предметам невозможна по психофизическим показателям. Но главное, это и не нужно. Если идеал в школе – отличная успеваемость по всем предметам, то в школе не признается ценность одаренности школьников в отдельной области. Если рассматривать высокий уровень образования как оптимальность созданных для учащихся условий, предоставление возможностей развивать свои познавательные способности и склонности, тогда необходимо также иметь четкое описание этих условий, представив их идеальный вариант. Аналогичные вопросы могут возникнуть при рассмотрении и других показателей качества. Например, что такое развитая система дифференциации, насколько она должна быть развита? Для ответа на эти вопросы необходимо учесть следующие позиции: теоретическая обоснованность; целостность и преемственность; удовлетворенность практико-ориентированной потребности; профилизация; переход к индивидуальным учебным планам и срокам обучения. Первые две позиции выполняются, по остальным еще работать и работать. Значит, нельзя говорить о высоком уровне дифференциации обучения в школе. Следующий показатель качества – наличие разнообразных образовательных услуг. В школе имеется большой спектр услуг дополнительного образования, но в нем не представлена возможность для расширения образовательных запросов: не работают НОУ, курсы интенсивной подготовки (так как нет старшеклассников); проектная деятельность, элективные курсы пока только для 9 класса. Порой педагоги сознательно уходят от учебных дисциплин, чтобы разгрузить детей, а может это было бы востребовано. А может разгружать надо не отказом от этих услуг, а думая над разгрузкой домашних заданий?
Идеальный объем образовательных услуг стремится к бесконечности: можно создать кабинет психологической разгрузки для детей и их родителей; летние образовательные лагеря; расширить информационное пространство для учащихся (медиатека) и т. д. Следующий показатель – широкая сфера жизнедеятельности, удовлетворяющая потребностям детей – эта сфера также может расти безгранично. Но названные показатели характеризуют в большей степени сам образовательный процесс, чем его результат.
Соответственно, показателями качества образования в школе можно считать:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;
2) сформированность общеучебных умении и навыков;
3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;
4) психологическое состояние учащихся в школе;
5) воспитанность учеников.
Показатель воспитанности учащихся по значимости должен быть вообще на первом месте.
Итак, попытка изучения качества образования приводит к определенным выводам:
1) необходимо выделить показатели, значимые для данной школы, а также искать способы их диагностики (в условиях
существования вариативности образования единых показателей качества не может быть);
2) изучение качества образования в конкретном учебном заведении не дает однозначного ответа низкое оно или высокое;
3) изучение качества образования самим педагогическим коллективом позволяет четко увидеть те элементы и направления образовательного процесса, которые необходимо совершенствовать.
На сегодняшний день существуют 3 формы или системы обеспечения качества:
1) инструкции, предписания и проверки;
2) исследования сравнительных достижений учащихся ТИММС и ПИЗА;
3) обеспечение развития качества через школьную программу. Последняя модель наиболее прогрессивная, ведь работая над качеством, мы двигаемся от фиксации наличного состояния к школьной программе, определяем конкретные шаги по ее реализации и поиску конкретных инструментов для данной работы. Ядро работы над качеством – работа над программой школы.
3. Причины снижения качества образования
Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость:
наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
родители плохо помогают детям в учебе;
программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
недоступность программы, ее сложность;
высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Все дети разные и попытки школьных учителей подвести их под общий знаменатель довольно часто оканчиваются неудачей. Именно поэтому то, что ребенок плохо учится, еще не является свидетельством отсутствия у него способностей и талантов, а говорит всего лишь о том, что ему трудно справляться со школьной программой. Причем, довольно часто сложности заключаются не только в неспособности ребенка учиться, как все, но и в качестве преподавания, умении педагога заинтересовать школьника, вызвать интерес к преподаваемому предмету.
Многие родители начинают переживать, когда ребенок, поступив на обучение в первый класс, не показывает явных успехов, в то время как дома все были уверены, что растят гения. Не стоит придавать серьезное значение успеваемости первоклассника, так как на протяжении первого года обучения ребенок только начинает адаптироваться в новой среде, привыкает к жесткому расписанию, дисциплине и не всегда может показать все свои способности.
Серьезным сигналом для родителей должно стать резкое ухудшение оценок ребенка в школе – как правило, снижение уровня успеваемости говорит о серьезных проблемах. Если ухудшились оценки по одному из предметов, то ничего страшного здесь нет – скорее всего, ребенку просто трудно усвоить материал, возможно, он не может найти общего языка с преподавателем или есть другие причины. Достаточно найти хорошего репетитора, почитать форум по математике или иностранному языку, естественным наукам (в зависимости от того, с каким предметом у ребенка появились проблемы) и сложности можно устранить.
Но вот если одновременно ухудшились оценки по всем предметам, этому должна быть серьезная причина. В первую очередь необходимо встретиться с преподавателями, обсудить с ними проблему – ведь ребенок большую часть дня проводит в стенах школы, поэтому именно педагоги могут заметить изменения в его поведении. Узнав об особенностях поведения ребенка, необходимо с ним поговорить – скорее всего, появились какие-либо внутренние или внешние проблемы, мешающие сосредоточиться на учебе и не дающие ребенку спокойно жить.
Лучше всего начать разговор вечером, в спокойной обстановке. Не стоит предварять его рассказами о том, как ребенок разочаровал родителей своими плохими оценками – он не должен чувствовать угрозы и негативных эмоций. Можно вместе пойти в парк, на аттракционы, в зоопарк – расслабившись, ребенок перестанет чувствовать отчуждение и его будет легче вызвать на откровенный разговор.
Узнав о причине сложностей в обучении, родители должны быть очень чуткими и внимательными. Если проблема серьезная, ее нужно срочно решать, если нет – нельзя смеяться над детскими страхами. В любом случае ребенку нужно дать понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку родителей, независимо от ситуации.
Если выяснить причину резкого ухудшения успеваемости в школе ребенка не получается, забывать о данной проблеме нельзя – можно отвести ребенка к психологу. Возможно, профессионалу удастся наладить контакт со школьником и помочь решить его проблемы.
4. Пути повышения качества образования
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:
• мотивацией их деятельности;
• формированием умений учащихся;
• созданием обратных связей «учитель – ученик»;
• созданием проблемных ситуаций;
• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Методическая работа в школе:
следование традициям и внедрение новации;
повышение компетентности учителя;
освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;
определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;
выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;
накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;
организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
совершенствование материально-технической базы школы.
обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
организация взаимодействия учителей, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Технологии и методики, применяемые в школе:
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
Резолюция по итогам работы семинара
Участники семинара считают, что:
— поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом;
— необходимо выделение четких показателей качества в образовании и не только в обучении, но и в воспитании учащихся;
— современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка;
— показателями качества образования в школе можно считать:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;
2) сформированность общеучебных умении и навыков;
3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;
4) психологическое состояние учащихся в школе;
5) воспитанность учеников;
— узнав о причине сложностей в обучении, учителям, родителям, психологу скоординировать действия в целях устранения снижения качества знаний учащихся.
На основании актуальности обсуждаемых вопросов участники педагогического семинара выработали следующие рекомендации:
— каждому п едагогу необходимо выбрать для себя такие средства деятельности, которые обеспечат ему комфортность и эффективность в организации образовательного процесса;
— для повышения качества образования каждому педагогу необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.