какие факультеты в гитисе
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Актерский факультет
г. Москва, Малый Кисловский пер., д. 6
Театральное искусство (52.04.03 – очно, магистратура, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Режиссерский факультет
г. Москва, Малый Кисловский пер., д. 6
Актерское искусство (52.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Актерское искусство (52.05.01 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Режиссура театра (52.05.02 – очно, специалитет, аккредитовано)
Режиссура театра (52.05.02 – очно, специалитет, аккредитовано)
Режиссура театра (52.05.02 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Режиссура театра (52.05.02 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Режиссура театра (52.05.02 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Режиссура театра (52.05.02 – заочно, специалитет, аккредитовано)
Факультет музыкального театра
г. Москва, ул. Земляной вал, д. 66/20
Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ (51.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ (51.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Факультеты, направления подготовки и проходные баллы в ГИТИС
Университет ГИТИС в цифрах
Формат обучения
Внеучебная деятельность ГИТИС
Известные выпускники
Задай вопрос о поступлении в ГИТИС
Что нужно для поступления? Скажите пожалуйста!
До какого возраста можно поступать?
Ася, добрый день! Ограничений по возрасту нет
Здравствуйте. Есть ли в вашем учебном заведении какие-то подготовительные курсы для поступления на «Актёра драматического театра и кино»?
Софья, добрый день. Да, в ГИТИС есть подготовительные курсы актерского мастерства. Дополнительную информацию можно получить по тел.: +7(915)374-88-23, +7(996)079-07-10.
Здравствуйте, есть такой вопрос. Я после 9 класса пошла учиться в театральный колледж, соответственно не сдавая экзамены ЕГЭ, возможно ли моё поступление в ваше высшее заведение не сдавая их?
Василина Васильевна, добрый день! После окончания колледжа, вы можете сдать вступительные экзамены при вузе для поступления
Анатолий, добрый день! Более востребовано «актёр драматического театра и кино»
Могу ли я поступить к вам если у меня только аттестат 9 класса?
Подскажите пожалуйста, можно ли поступить после 9 класса?
Арина, добрый день. Нет, в ГИТИС возможно поступить только после 11 класса или колледжа
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли поступить на бюджет?
Екатерина, добрый день! К сожалению, бюджетных мест нет
Факультеты, направления подготовки и проходные баллы ГИТИС
В данном разделе вы можете ознакомиться с проходными баллами ГИТИС и стоимостью обучения на различные факультеты.
Актёрский факультет
Факультет осуществляет подготовку артистов драматического театра и кино
года, очно специалитет
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
года, заочно специалитет
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
+7 (495) 137-69-31 (доб. 143)
Кафедры факультета
Кафедра мастерства актёра
Мастерские факультета
Мастерская Натальи Назаровой и Геннадия Назарова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Михаила Скандарова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Нины Чусовой
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Владимира Андреева
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Николая Лазарева
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Михаила Скандарова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Бориса Морозова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Валентина Клементьева
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Ольги Якушкиной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Сергея Яшина
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Олега Меньшикова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Алексея Блохина
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Мастерская Алексея Шейнина
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист драматического театра и кино»
Правила поступления: ГИТИС
Тернистый путь к театру
Впервые за кулисы театра я попала случайно. Дочка подруги моей мамы работала костюмером в Театре юного зрителя. Однажды она взяла меня с собой. Меня поразила сцена: она была такой большой. На ней стояли декорации. В зале было очень темно и таинственно, он был пуст. Потом я услышала, как в отдельной гримерной очень высокий и красивый актер делает разминку. Мне это показалось очень интересным. Сейчас я думаю, что это был Дмитрий Дюжев.
Потом я увидела по телевизору рекламу театральной школы Крачковской. Мы с мамой позвонили туда, а затем я прошла там прослушивание. Занятия стоили баснословных денег — 200 долларов. Маме пришлось занять эти деньги. Мы жили очень бедно: у меня не было даже спортивной обуви, чтобы ходить на занятия по танцам, и нам с мамой приходилось клеить мои старые кроссовки. Школа оказалась абсолютным обманом — «разводом», по-другому не скажешь. Мне обещали съемки, говорили, что меня уже отобрали на множество проектов, но в итоге (я сейчас это понимаю) даже кастингов не было. Я отучилась там два месяца или чуть больше. Потом один преподаватель посоветовал мне пойти учиться в молодежную студию Спесивцева.
Затем я стала ходить на подготовительные курсы в ГИТИС, а потом — в МХАТ. В последнем были самые лучшие курсы, наверное, благодаря им я и смогла поступить. Кстати, многие с моего потока тогда поступили. У нас преподавали замечательные педагоги МХАТа — Сажин и Земцов. После наших курсов в МХАТ поступили актриса Настя Сорокина и певица Полина Гагарина — мы с ними занимались в одной группе.
Что важнее: талант или внешность?
Как и везде, на подготовительных курсах МХАТа мы изучали актерское мастерство и сценическую речь. Занятий по сценическому движению на курсах МХАТа не было. Изучая актерское мастерство, мы много читали, искали отрывки из прозы, стихотворения, басни, приносили их на занятия. Педагог смотрел, выбирал, говорил, что подходит, а что — нет. Затем мы учили все это наизусть и выходили читать перед всеми. Преподаватель разбирал с нами, что является главным в этом произведении.
В самом конце курсов у нас ставились разные этюды: например, мы должны были показать жизнь кусочка мыла или зубной щетки — любого предмета. Мы изображали животных, «существовали» под музыку.
Занятия по сценической речи я помню хорошо, но их было мало. На них мы произносили разные скороговорки, сложные сочетания букв — например, «бдги-бдгэ-бдгэ». Занятия по этому предмету вел замечательный преподаватель Морхасев.
Подготовительные курсы ГИТИСа — другие: на них изучается и актерское мастерство, и сценическое движение, и сценическая речь.
Мне кажется, самыми эффективными для меня были занятия по актерскому мастерству в МХАТе. Однако самую главную «каплю» мне дала Наталья Павловна: она помогла мне почувствовать материал.
Помочь поступить не может ничто, кроме таланта и умения передавать материал. Ты должен чувствовать его и хотеть донести до зрителей. Кроме того, нужно обязательно обладать подходящими внешними данными и типажом. Меня, например, никуда не брали и говорили, что я не подхожу по внешним данным. Я проходила туры, но слетала именно из-за внешних данных, не подходящих данному мастеру или учебному заведению. Я не знаю, почему именно мои данные не подходили. В «Щепку», например, нужны русские лица — славянские, классические — для Малого театра. У каждого мастера свое собственное видение. Существуют определенные типажи и определенные схемы набора на курс. Например, может быть нужен один герой, одна героиня, семь мальчиков и три девочки. Я глубоко не вникала в эту систему: о ней лучше спрашивать мастеров курса.
Экзистенциализм и Станиславский
Главное, на что смотрят при поступлении, — твое актерское мастерство, твой талант и ты сам (причем оценивают как внутренние качества, так и внешние). Процедура поступления стандартна: сначала — прослушивание, затем — первый, второй и третий туры, и только потом — конкурс и коллоквиум. Иногда бывает предконкурс — например, отдельные конкурсы для мальчиков и девочек.
После конкурса могут быть этюды, на которых дают разные коллективные задания — все зависит от мастера. Могут быть еще и пластические этюды, на которых проверяют, насколько ты пластичен. Иногда проверяют вокал (это обычно делают во МХАТе). Бывает, что после прослушивания отправляют сразу же на конкурс. Когда мастер видит, что ты ему точно подходишь, ему нет смысла прослушивать тебя на каждом туре.
На турах не всегда присутствует мастер: часто их просто проводят педагоги с его курса. Эти люди не всегда знают, чего хочет мастер. Конечно, он дает им определенную установку, но они могут просто принимать тех, кто им самим больше нравится.На конкурс же он приходит всегда. Туры существуют для того, чтобы отсеивать людей.
После конкурса остается последнее испытание — коллоквиум.
На втором этаже в ГИТИСе висят фотографии Вахтангова, Мейерхольда, Станиславского — 5 или 6 портретов театральных деятелей. О них как раз могут спросить на коллоквиуме. Поэтому многие ребята часто друг друга предупреждают об этом, проходя мимо этих портретов. Меня мастер на коллоквиуме спросил: «Что такое экзистенциализм?». Дело было в том, что передо мной он беседовал с девушкой, которая год отучилась на философском факультете МГУ, и она рассказывала ему про экзистенциализм. А я даже понятия не имела о том, что это. Однако, по сути, коллоквиум не имел большого значения при поступлении.
Поступающих приходит очень много: бывает и по 300 человек на место (это не официальные данные, которые я слышала 8 лет назад). Вы можете летом прийти к любому театральному институту и увидеть, что вокруг него просто кишат абитуриенты. Прослушивают десятками, а оставляют одного или двоих, причем могут не оставить ни одного.
Пять кругов поступления
Такие учебные заведения, как Ярославский государственный театральный институт и «Славянка» (Международный славянский институт), я не брала в расчет. Я не говорю, что эти институты — плохие. Однако я всегда понимала, что в театральном образовании есть только пять основных вузов: ГИТИС, «Щука», «Щепка», МХАТ и ВГИК. И я пыталась поступить в каждый из них.
В «Щуку», «Щепку» и во ВГИК я не прошла. Во МХАТе, в который я ходила на подготовительные курсы, меня сначала не взяли, но потом я пришла туда еще раз. На самом деле на прослушивание можно приходить несколько раз, если тебя не взяли. Тебя могут вызвать, ты можешь попасть к другому педагогу на прослушивание и поступить. Поэтому люди ходят поступать несколько раз к одному и тому же мастеру. Я пришла во МХАТ еще раз (уже не от подготовительных курсов, а сама). Прослушивание проводила Марина Брусникина (жена известного режиссера Дмитрия Брусникина), педагог во МХАТе. Она оставила меня и сказала: «Я бы вас взяла, поэтому отправляю вас на перетур к мастеру курса» (перетур — это такое же прослушивание, просто у другого педагога). И меня отправили на перетур к мастеру Сергею Земцову. Я не прошла. Земцов преподавал на моих подготовительных курсах и уже видел меня. Я подождала его после прослушивания и спросила, почему он меня не взял. Он ответил, что я не подошла по типажу.
Однако, возможно, дело было не в самом типаже. Я поступала вместе с Полиной Гагариной, а у нас с ней похожий типаж — есть нечто общее. Естественно, если выбирать между нами двумя, выбор падет на нее: у Полины и голос, и пластика сильнее. Она уже тогда была «Полиной Гагариной». Такое бывает: одновременно поступают два человека одного типажа, но один из них объективно обладает большими навыками.
На экзамене в ГИТИСе я, как и все, читала басню, прозу и стихотворение. Из прозы я любила читать произведения Чингиза Айтматова, из стихотворений — Есенина (у него есть пара таких, которые написаны от лица женщины), из басен — «Пушки и Паруса» Крылова. Они меня привлекали внутренней энергией материала. Когда что-то нравится, трудно объяснить. Эти произведения меня волновали внутренне. Всегда нужно выбирать материал, который ты понимаешь, осознаешь, чувствуешь. Важно понимать, о чем рассказываешь, что там происходит. То, о чем ты говоришь, должно обязательно внутренне затрагивать тебя.
Последний шанс
В ГИТИСе меня отправили на второй тур, а потом я попала к мастеру Сергею Голомазову. У него был платный курс. Кстати, когда студенты этого курса уже заканчивали обучение, Голомазов стал руководителем театра на Малой Бронной. Около половины студентов своего курса он взял к себе в театр.
У меня в тот момент сложилась непростая ситуация.
Этот курс был для меня последним шансом, а я поступала уже второй год подряд. Сначала я отучилась год в техническом вузе, а на следующий пошла поступать в театральные. Меня никуда не брали, я дико расстраивалась. Если бы Голомазов меня не взял, возможностей бы больше просто не осталось. И вот, после прослушивания он отправил меня не на первый тур, а сразу на второй. Я не верила, что произнесли именно мою фамилию, думала, что произошла ошибка. Я была уверена, что он меня не возьмет, так как он спросил, кто из нас играет на пианино, и я вызвалась. Но, когда он попросил сыграть, не решилась, так как не подходила к инструменту много лет. Однако получилось так, что он сразу отправил меня на второй тур, а после него — сразу на конкурс. После конкурса были этюды, а после них — коллоквиум. На коллоквиуме мне задавали вопросы из серии «Как дела? Кто твои мама и папа?». В общем, просто спрашивали обо мне. После коллоквиума они долго совещались — с 12 дня до часу ночи. У меня от страха горели уши: я очень волновалась. Нас завели в аудиторию, и я узнала, что не прошла.
Хэппи-энд
У народного артиста России Анатолия Васильева есть свои ученики в Москве. Они создали свой эвритмический театр и эвритмическую школу-студию. Эвритмия — это направление в театральном искусстве, развитое актером и режиссером Михаилом Чеховым. В основном, все театральные вузы обучают студентов по системе Станиславского. А я после неудавшегося поступления в ГИТИС поступила в эту школу эвритмии. У них была студия на Поварской, 20, где Игорь Лысов набирал бесплатный курс. Я прошла там прослушивание. Я плохо помню, но, кажется, диплома они не выдавали. Учиться там было очень тяжело. Только окончив ГИТИС, я поняла, что сначала нужно учиться классике — по Станиславскому — а потом уже изучать такие вещи. Впоследствии эта студия распалась.
Я проучилась в ней месяц и однажды, проходя мимо ГИТИСа, увидела объявление, в котором было написано, что Евгений Юрьевич Стеблов, народный артист России, проводит добор на свой курс. Основной набор происходит летом, а осенью иногда проводится добор: одних выгнали, другие не пришли, или просто мастер «недонабрал» нужное количество студентов. Я пришла к Стеблову на прослушивание и меня также сразу перебросили на конкурс. Поступить к нему было не очень сложно: я быстро прошла и конкурс, и коллоквиум.
И поступила не на первый курс, а сразу на второй. Курс был платным. Среди студентов были и люди, ездившие на Рендж Ровере и спонсируемые родителями. Однако я хочу подчеркнуть, что далеко не все люди, поступающие на платные курсы, не обладают талантом. Платный курс — не клеймо. Отношение к нему бывает не самым доверительным, и это несправедливо. Например, курс Голомазова тоже являлся платным, но при этом он стал лучшим не только среди платных курсов, но и среди всех театральных институтов вообще. На бюджетные курсы также не всегда берут за талант, поэтому не стоит судить о них поверхностно.
На мой курс набрали 35 человек, и компания была довольно разношерстной: одни были с Рублевки, другие получали второе высшее образование, третьим просто было ничего не нужно, а четвертые действительно учились. А вообще все у нас были талантливыми: просто одним нужно было учиться, а другим — нет.
Если хочешь пробиться, то неважно, где ты учишься, — на платном курсе или бюджетном, в ГИТИСе или «Славянке». Главное — стремиться к своей цели, и тогда все получится. Главным является не вуз, не мастер и не курс, а сам актер и его талант. Если он есть, то его не зароешь. Но помимо таланта в нашей профессии нужны дикое стремление, удача и внешность (типаж). Если нет подходящей внешности и связей, то нужна удача. Актерская профессия — это лотерея.
«Молодёжка» и Рублёвка
Лекции у нас не были главными: основными считались занятия по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи. На остальные предметы мы могли закрыть глаза. Однако за последние пять лет ситуация изменилась. За год до того, как я закончила ГИТИС, по таким предметам, как история зарубежного и русского театра и русская литература, ввели государственные экзамены. До того, как ввели эти экзамены, все студенты спокойно могли вообще не ходить на лекции по этим предметам. То же самое касалось и сочинения: даже если ты напишешь его на двойку, тебя вызовут и с тобой же его перепишут. Главным было сдать актерское мастерство.
У меня были потрясающие педагоги. Одной из них была преподаватель из МГУ по зарубежному театру, потрясающая женщина. Она практически ничего не давала нам по программе: не было никаких сухих лекций, но она научила нас верить в чудо. Она просто могла сказать: «Сейчас из этого стола вырастет роза». Это звучит смешно, но она рассказывала так, что все 35 человек с нашего курса в это верили, и ни о каком смехе даже речи не шло. На ее лекции ходили все 35 человек, даже те, кто пропускал занятия по актерскому мастерству. На последней лекции произошел интересный случай: один мальчик залез под стол и достал оттуда розу. Этого преподавателя обожали все, хотя она могла любить не всех, и открыто это показывала.
Стеблов для нас, скорее, был наставником. Он не учил нас играть: он растил личность в каждом из нас. Он много говорил с нами. Создавал атмосферу. Наполнял нас внутренне. Я и сейчас стараюсь ему звонить и говорить с ним. Он — удивительный человек: невероятно честный и чистый, мудрый. После разговора с ним кажется, будто ты прочитал огромную энциклопедию.
В ГИТИСе каждый человек — личность: не только педагоги, но и студенты. Многих из тех, с кем я училась, я вижу по телевизору и твердо знаю, что через несколько лет они будут так же знамениты, как, например, Алла Пугачева. Я уверена, что они не просто стали «звездульками» на один-два дня. Например, Саша Соколовский, который играет главную роль в сериале «Молодежка», — мой бывший однокурсник.
За и против «логова»
Кому стоит поступать в театральный вуз? Не мне судить об этом. Но я считаю, что это стоит делать только в том случае, если человек не может жить без театра. Но нужно понимать, что эта профессия не делает человека счастливым, а чаще всего делает глубоко несчастным. Актеры очень ранимы, эгоистичны, сконцентрированы на себе. У них практически нет выходных, график ненормирован. А, когда нет работы, актер начинает просто сходить с ума и переживать. Кроме того, сейчас почти невозможно попасть в хороший театр: актеров выпускают слишком много. А на телевидении снимают много разной ерунды. Денег в этой профессии тоже особенно не заработаешь. Нет стабильности. Актеры на съемочной площадке нещадно должны тратить себя, проживать свою роль. Они не имеют права болеть. В общем, разных нюансов много. До своего поступления я их не знала. Да и мне тогда на все было наплевать: я просто хотела в театральный вуз, хотела быть актрисой и все. Больше меня ничего не интересовало. Сейчас я знаю много плохого и о профессии, и об актерах. Театр — тоже то еще «логово». Но я по-прежнему хочу в хороший театр и в хорошее кино.
Вступительные испытания
Перечень вступительных испытаний в 2022 году по программам бакалавриата и специалитета
Программы вступительных испытаний
Артист драматического театра и кино
Для поступающих на актёрский и режиссёрский факультеты.
Мастерство актёра (профессиональное практическое испытание)
Включает в себя исполнение нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога. Желательно, чтобы в программу были включены образцы и классической, и современной русской и зарубежной литературы. Исполняемые наизусть произведения должны отличаться друг от друга по содержанию и жанру, что даёт возможность полнее выявить способности поступающего и широту творческого диапазона.
Выбранные для экзамена произведения и отрывки должны быть небольшими по объёму. На экзамене оценивается прежде всего глубина понимания исполняемого произведения и способность заинтересовать им слушателей.
Одновременно выявляется способность к образному мышлению, устойчивость понимания поступающего, богатство его воображения, вкус, степень эмоциональной возбудимости, своеобразие темперамента, умение передать характерность, почувствовать юмор или драматизм ситуации, а также стиль автора.
Экзаменующимся может быть предложено импровизационное исполнение сценического этюда на простейшее действие в заданных предлагаемых обстоятельствах.
На экзаменах по специальности проверяется музыкальность абитуриента, чувство ритма, пластичность и другие качества, необходимые для профессии актёра. Поступающим могут предложить спеть по собственному выбору песню, исполнить какой-либо танец.
Учитывается выразительность внешних данных поступающего и её соответствие внутренним данным.
Обязательное требование – отсутствие органических недостатков речи и голоса.
Собеседование (устно)
Проводится для ознакомления с культурным уровнем абитуриента, его эстетическими взглядами.
Собеседование выявляет знание абитуриентом современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения), знакомство с театральным процессом.
Обязательным при подготовке к собеседованию является знание литературы
Пьесы
Фонвизин Д. Недоросль.
Грибоедов А. Горе от ума.
Пушкин А. Маленькие трагедии.
Гоголь Н. Ревизор.
Лермонтов М. Маскарад.
Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.
Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
Чехов. А. Вишнёвый сад. Чайка. Три сестры.
Горький М. Мещане. Враги. Дачники.
Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.
Маяковский В. Клоп. Баня.
Арбузов А. Таня.
Розов В. Вечно живые.
Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
Володин А. Пять вечеров. Две стрелы.
Петрушевская Л. Любые пьесы.
Лопе де Вега. Овечий источник.
Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.
Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.
Шиллер Ф. Коварство и любовь.
Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети.
Артист музыкального театра
Мастерство артиста (практическое испытание)
На вступительном испытании по мастерству артиста поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров – стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии. Испытание по мастерству артиста ставит своей целью выявление актёрского дарования. На вступительном испытании проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
Сольное пение (практическое испытание)
На вступительном испытании по сольному пению поступающий должен исполнить несколько музыкальных произведений разных жанров: арию из оперы, оперетты или мюзикла, романс, народную песню. На экзамене проверяются музыкальный слух, музыкальная грамотность и голосовые данные поступающего.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с историей музыкального театра, с крупнейшими произведениями русской, советской и зарубежной музыки. На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в списке для поступающих.
Список литературы:
Основная литература
Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. – М.: 1998.
Станиславский К.С. и Немирович-Данченко В.И. Об искусстве актёра-певца. – М.: Искусство., 1973.
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: ГИТИС., 2005.
Покровский Б.А. Что, для чего и как? – М.: 2003.
Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. – М.: Искусство., 1997.
Чехов М. Уроки профессионального актера. – М.: 2011
Дополнительная литература
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М.: ГИТИС., 2009.
Создание актерского образа. Учебное пособие. – М. ГИТИС., 2008.
Фильштинский В.М. Открытая педагогика. – СПб.: «Балтийские сезоны»., 2006.
Ливнев Д.Г. Сценическое перевоплощение. – М.: 2012.
Немировский А.Б. Пластическая выразительность актёра. – М.: 2010.
Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов». – М.: ГИТИС., 2007.
Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. – СПб.: «Прайм-евро-знак»., 2008.
Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. – М.: Артист. Режиссер. Театр., 2003.
Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля. – М.: 1985.
Покровский Б.А. Ступени профессии. – М.: 1984.
Колокол мастера: О Борисе Александровиче Покровском». – М.: ГИТИС, 2011.
Буткевич М.М. К игровому театру. – М.: ГИТИС, 2002.
Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. – М.: ГИТИС, 2001.
Буров А.Г. Труд актёра и педагога. – М.: 2007.
Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. – М.: ВТО., 1978.
Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Предисловие Б.А. Покровского. – М.: ВАГРИУС, 1997.
Вишневская Г.П. Галина. – М., 1991.
Бармак А.А. Художественная атмосфера. Этюды. – М.: 2004.
Бармак А.А. Достоевский TODAY. – М.: 2009.
Фельзенштейн В. О музыкальном театре. – М.: Радуга., 1984.
Мастерство артиста (профессиональное практическое испытание)
Вступительное испытание по мастерству артиста ставит своей целью выявить у поступающего актёрское дарование в различных жанрах эстрады, проверку таких качеств, как интеллект, наблюдательность, юмор, чувство стиля. К экзамену по мастерству артиста эстрады поступающий должен подготовить для исполнения несколько литературных произведений различных жанров, в том числе басню, стихотворение, отрывок из прозаического произведения, а также обнаружить способность мыслить эстрадными образами. Поступающий должен быть готов по заданию экзаменационной комиссии исполнить сценические этюды.
Сольное пение (творческое практическое испытание)
Экзамен по сольному пению включает в себя исполнение не менее двух вокальных произведений (на русском и иностранном языках) с использованием минусовой фонограммы (флешка) и микрофона. Приветствуется владение одним из музыкальных инструментов. Поступающий должен быть готов к исполнению по заданию экзаменационной комиссии музыкально-сценических этюдов.
Собеседование (устно)
Собеседование выявляет профессиональные качества поступающего, его культурный уровень, эстетические взгляды, эрудицию, общественные интересы, умение ориентироваться в основных вопросах современной художественной жизни. На собеседовании поступающий должен обнаружить знакомство с крупнейшими произведениями отечественной и зарубежной литературы, драматургии, эстрадного искусства, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание рекомендуемой литературы.
Список рекомендуемой литературы
Алексеев А. Серьезное и смешное. – М., 1984.
Ардов А. Разговорные жанры эстрады и цирка. – М., 1968.
Вертинский А. Дорогой длинною. – М., 1991.
Закушняк А. Вечера рассказа. – М., 1983.
Кугель А. Театральные портреты. – М.,1967.
Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. – М., 1958.
Нестьев И. Звезды русской эстрады. – М., 1974.
Савченко Б. Эстрада. Ретро. – М., 1996.
Смирнов-Сокольский Н. «45 лет на эстраде». – М., 1976.
Станиславский К. Моя жизнь в искусстве (любое издание).
Станиславский К. Работа актера над собой. – М., 1954.
Уварова Е. Аркадий Райкин. – М., 1986.
Уварова Е. Эстрадный театр. 1945-1990. – М.: Топ Юнион, 2011.
Уварова Е. Истоки российской эстрады. – М., 2013.
Утёсов Л. Спасибо, сердце! – М., 1976.
Энтелис Л. Разговор о лёгкой музыке. – М., 1985.
Энциклопедия эстрады. Лексикон. – М., 2000.
«Эстрада без парада» сб. статей. – М., 1991.
Звукорежиссура (профессиональное практическое испытание)
Испытание «Звукорежиссура» состоит из двух частей, письменной и устной.
Письменная часть заключается в проверке музыкальной подготовки и звукорежиссёрского слуха. Она включает слуховой анализ музыкальной фонограммы, аналитический тест по оценке качества фонограммы и сравнительные слуховые тесты.
Устная часть состоит из ответов на вопросы по акустике, электроакустике и звукотехнике, а также из проверки музыкального слуха (распознавание интервалов, звукорядов, аккордов). По желанию абитуриенты могут продемонстрировать владение музыкальными инструментами.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется интеллектуальное развитие поступающих, их общекультурный уровень, эрудиция, эстетические вкусы и общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с основными произведениями русского и зарубежного драматического и музыкального театров, классической и современной музыки разных жанров, а также с основными этапами развития искусства и литературы.
На собеседовании поступающий должен продемонстрировать знания в области истории, современного состояния и перспектив развития звуковых технологий.
Список литературы для подготовки к вступительным испытаниям
Продюсер исполнительских искусств
Приёмные испытания состоят из двух частей (устной и письменной).
Профессиональное испытание (устное собеседование)
В процессе профессионального испытания экзаменационная комиссия оценивает общий культурный уровень абитуриента, его представление о специфике избираемой профессии, знание истории искусств, в частности истории театра, драматургии, современных театральных тенденций (их освещения в периодической печати), экономики и менеджмента театрального и концертного дела.
Комиссия также оценивает наличие у абитуриента интереса к театру и всей сфере исполнительских искусств, творческих способностей, соответствующих психологических и деловых качеств.
Вопросы, задаваемые экзаменационной комиссией, состоят из двух разделов:
Список обязательной литературы для подготовки к первому разделу вопросов по драматургии, истории искусств и истории театра
Драматургия
Литература по истории театра
Указанные выше драматургические и литературные произведения, а также работы по истории театра обязательны для прочтения поступающими в полном объеме. Экзаменационная комиссия задает вопросы по любому из указанных произведений.
Примерный список вопросов по социально-экономическим и организационным проблемам развития современного общества, организации театрального и концертного дела для подготовки ко второму разделу устного испытания (продюсирование и менеджмент исполнительских искусств)
Список обязательной литературы для подготовки
Литература по организационным и экономическим вопросам театра также обязательна для прочтения.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Творческое испытание (письменно)
Письменный экзамен в форме сочинения на одну из предложенных тем. Темы сочинения связаны с творческой деятельностью, театром и экономикой театра, будущей профессией, искусством.
Режиссёр драмы и режиссёр цирка
Специальность «Режиссура театра» (квалификации «Режиссер драмы» и «Режиссёр цирка»).
В процессе вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности оцениваются общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.
Режиссура и мастерство актёра (творческое практическое испытание)
Экзамен состоит из двух частей.
1. Поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего.
Вступительное испытание ставит своей целью выявление актёрского дарования. На испытании проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
2. Испытание, на котором поступающие показывают режиссёрские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии.
Получив тему для сценического этюда, поступающий должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актёров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в этюде.
На экзамене проверяются режиссёрская инициатива и изобретательность, творческая фантазия и вкус. На экзамене по практической режиссуре в качестве исполнителей принимают участие поступающие-актёры.
Режиссура (профессиональное испытание письменно)
Темой данного испытания может быть постановочный план пьесы, отдельной сцены, режиссёрские задания актёрам, художнику и композитору в работе над замыслом.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы.
Поступающий должен быть знаком с основами теории и истории режиссуры, истории драматического театра, с театральной критикой, крупнейшими произведениями русской, советской и зарубежной драматургии.
На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы.
Обязательным для подготовки к собеседованию является знакомство с рекомендованной литературой.
Список литературы к вступительному испытанию
Пьесы
Фонвизин Д. Недоросль.
Грибоедов А. Горе от ума.
Пушкин А. Маленькие трагедии. Борис Годунов.
Гоголь Н. Женитьба. Ревизор.
Лермонтов М. Маскарад.
Тургенев И. Нахлебник. Месяц в деревне.
Островский А. Волки и овцы. Гроза. Бесприданница. Лес.
Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского.
Толстой Л. Живой труп.
Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад.
Горький М. На дне. Мещане.
Булгаков М. Дни Турбиных.
Арбузов А. Таня. Иркутская история.
Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта.
Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф.
Бомарше П. Женитьба Фигаро.
Шиллер Ф. Коварство и любовь.
Ибсен Г. Кукольный дом.
Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети.
Розов В. Вечно живые.
Вампилов А. Утиная охота.
Петрушевская Л. Три девушки в голубом.
Лопе де Вега. Овечий источник.
Список литературы к вступительным испытаниям (режиссура цирка)
Режиссёр музыкального театра
В процессе вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности оценивается общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.
Режиссура и мастерство артиста (творческое практическое испытание)
1. На вступительном испытании по мастерству артиста поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров – стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения. Помимо этого, в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего. На экзамене проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.
2. В разделе режиссура поступающие показывают режиссёрские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии. Получив тему для сценического этюда, поступающий должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актёров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в своем этюде. На экзамене проверяются режиссёрская инициатива и изобретательность, творческая фантазия и вкус, организационные способности поступающих. На вступительном испытании по практической режиссуре в качестве исполнителей принимают участие поступающие-актёры.
Режиссура (профессиональное испытание письменно)
Темой данного экзамена может быть замысел и постановочный план оперы, оперетты, мюзикла, или отдельной сцены заданного произведения, а также режиссёрские задания сценографу, художнику по костюмам и актёрам в работе над реализацией замысла.
Собеседование (устно)
На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы. Поступающий должен быть знаком с основами теории и истории режиссуры, истории музыкального театра, с театральной критикой, крупнейшими произведениями русской и зарубежной музыки. На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в списке для поступающих.
Список литературы к вступительным испытаниям
Основная литература
Дополнительная литература
Режиссура (профессиональное испытание письменно)
Важнейшим этапом экзамена по специальности для режиссёров является письменная работа на тему, определяемую экзаменационной комиссией. Темой письменной работы по режиссуре может быть сценарий эстрадного спектакля, массового представления или праздника, сценарий или постановочный план номера оригинального, речевого, музыкального или другого жанра.
Помимо знания основных законов построения эстрадного спектакля, массового представления или эстрадного номера в данной работе должна проявляться конкретность режиссёрского видения, фантазия, художественный вкус.
Режиссура и мастерство артиста (творческое практическое испытание)
1. Показ режиссёрских этюдов на тему, определяемую экзаменационной комиссией. В этих этюдах поступающему следует обнаружить творческую фантазию, эстрадное мышление, умение организовать сценическое пространство в жанре эстрадного номера, представления кабаре или шоу. Этюд может быть показан самостоятельно или с привлечением в качестве исполнителей других поступающих.
2. Чтение заранее подготовленных басни, стихотворения и прозаического отрывка, исполнение одного вокального произведения с использованием минусовой фонограммы (флешка) и микрофона, а также исполнение музыкальных, музыкально-пластических и других импровизаций на заданные темы.
Собеседование (устно)
Список литературы к вступительным испытаниям
Собеседование (устно)
Поступающие на театроведческий факультет должны проявить знания по истории российского и зарубежного театра в рамках представленного программой списка обязательной литературы; умение ориентироваться в основных вопросах текущего театрального процесса, современного искусства и культуры. Необходимо продемонстрировать знакомство с театральной периодической печатью (журналы «Театр», «Петербургский театральный журнал», газета «Экран и сцена»); творчеством крупнейших драматургов, режиссёров, актёров, критиков русского и зарубежного театров. Кроме того, поступающие должны обнаружить знание театральной жизни своей республики, города, уметь грамотно и заинтересованно рассказать о просмотренных спектаклях, кинофильмах, художественных выставках.
На собеседовании выявляется общий культурный уровень поступающего, его способность к критическому анализу произведений театрального искусства. Обращается внимание на речь поступающего, умение чётко формулировать свои мысли.
Вопросы к собеседованию
1. История создания государственного театра в России
2. Драматургия Д.И. Фонвизина
3. Драматургия А.С. Грибоедова
4. Драматургия А.С. Пушкина
5. А.С. Пушкин: статьи о театре
6. Драматургия М.Ю. Лермонтова
7. Драматургия Н.В. Гоголя
8. Творчество П.С. Мочалова
9. Творчество актёра В.А. Каратыгина
10. Творчество актёра М.С. Щепкина
11. Театральная критика В.Г. Белинского
12. Театральная критика А.А. Григорьева
13. Драматургия А.Н. Островского
14. Драматургия А.В. Сухово-Кобылина
15. Драматургия А.К. Толстого
16. Драматургия Л.Н. Толстого
17. Актёры Малого театра второй половины ХIХ века
18. Актёры Александринского театра второй половины ХIХ века
19. Творчество М.Н. Ермоловой
20. Драматургия А.П. Чехова
21. Драматургия М. Горького
22. История МХТ
23. Студии МХТ
24. Творчество К.С. Станиславского
25. Творчество В.И. Немировича-Данченко
26. Актёры МХТ
27. Творчество В.Ф. Комиссаржевской
28. Творчество В.Э. Мейерхольда
29. Творчество Е.Б. Вахтангова
30. Творчество А.Я. Таирова
31. Творчество А.Г. Коонен
32. Творчество М.А. Чехова
33. Драматургия М.А. Булгакова
34. Драматургия В.В. Маяковского
35. Театральная критика П.А. Маркова
36. Драматургия А.Н. Арбузова
37. Драматургия А.М. Володина
38. Драматургия В.С. Розова
39. Драматургия А.В. Вампилова
40. Российский театр второй половины ХХ века: Г.А. Товстоногов, О.Н. Ефремов, А.В. Эфрос, Ю.П. Любимов
41. Крупнейшие сценографы ХХ века
42. Драматургия Софокла
43. Драматургия Лопе де Вега
44. Драматургия В. Шекспира
45. Драматургия Ж.-Б. Мольера
46. Драматургия П. Бомарше
47. Драматургия Ф. Шиллера
48. Драматургия Г. Ибсена
49. Драматургия Б. Шоу
50. Драматургия М. Метерлинка
51. Драматургия Б. Брехта
52. Драматургия Т. Уильямса
53. Драматургия Э. Ионеско
54. Драматургия С. Беккета
55. Европейская режиссура первой половины ХХ века
56. Творчество Д. Стрелера
57. Творчество П. Брука
58. Современный европейский театр
59. Современные театральные фестивали
60. Проблемы современного театрального процесса
61. Современная драматургия
62. Современные режиссёры
63. Современные театральные художники
64. Современная театральная критика
65. Важнейшие события последних театральных сезонов: организация новых театров; лучшие премьеры; новые имена в режиссуре, актёрском искусстве.
Список литературы к вступительному испытанию
Пьесы
Дополнительная литература
Театральная пресса
Журналы «Вопросы театра»; «Петербургский театральный журнал»; «Театр».
Рецензия (профессиональное испытание письменно)
Пишется в присутствии экзаменационной комиссии. Поступающим предлагается на выбор несколько тем, которые должны быть раскрыты на материале современного театрального процесса (спектакли, пьесы, творчество режиссёров, актёров, театральных художников).
В рецензии поступающий должен раскрыть идейное содержание произведения, особенности его художественной формы, выявить авторский замысел, проанализировать средства художественной выразительности спектакля, пьесы, роли и т.д.; выяснить, насколько театральное явление отражает проблемы современной жизни.
Технология художественного оформления спектакля
Рисунок (творческое испытание)
Абитуриенту предлагают выполнить карандашный рисунок натюрморта из нескольких геометрических тел. Целью испытания является проверка изобразительных способностей поступающего, понимание и применение начальных знаний перспективы, композиции и техники выполнения рисунка в карандаше.
Продолжительность испытания 135 минут.
Макетирование и расчет геометрических тел (профессиональное испытание)
Абитуриенту предлагается выполнить следующие задания:
Целью испытания является проверка способностей поступающего произвести необходимые расчёты и изготовить объёмную модель (макет) геометрического тела.
Продолжительность испытания 135 минут.
Собеседование (устно)
Экзамен в форме беседы ставит своей целью выявление общекультурного уровня, интеллекта, интереса к театральному искусству, изобразительному искусству, архитектуре.
В процессе собеседования выявляются способности поступающего к изучению технических дисциплин.
Поступающему разрешается представить на экзамен собственные творческие работы: рисунок, живопись, компьютерную графику, изделия из дерева, металла и других материалов, макеты и модели.
Габаритные размеры творческой работы не должны превышать 100 см x 100 см.
Список примерных вопросов на собеседовании:
По профилям «Педагогика балета» и «Искусство балетмейстера»
Искусство хореографии (творческое практическое испытание)
Цель вступительного испытания состоит в выявлении знаний и навыков в области техники хореографического искусства, пластической выразительности, актёрского мастерства, музыкальности, методической точности выполнения каждого движения и других профессионально-исполнительских качеств.
Испытание включает в себя:
практическое проведение самостоятельно разработанного урока, во время показа которого выявляются способности к педагогической профессии, знания методического построения урока, умение чётко объяснять учебное задание, осуществлять профессиональный показ комбинаций;
либо показ двух оригинальных танцевальных номеров (или фрагментов балета), постановку этюда на заданную музыку (импровизация) и предоставление либретто, что помогает выявить способность поступающих мыслить музыкально-хореографическими образами, находить хореографические характеристики образов и композиционное решение.
Вступительное испытание состоит из двух частей
Исполнительское мастерство
Классический танец (экзерсис у станка; экзерсис на середине; allegro); народно-сценический танец (экзерсис у станка; элементы и комбинации различных народно-сценических танцев на середине); историко-бытовой танец (композиции исторических танцев различных эпох).
Поступающий должен продемонстрировать профессиональную технику исполнения.
Методический или постановочный показ
Методический показ включает:
Постановочный показ включает:
Собеседование (устно)
Собеседование ставит своей целью дальнейшее выявление профессиональных качеств поступающих, их интеллектуального уровня и культурного кругозора, художественного вкуса, знаний в области истории хореографического искусства, литературы, музыки, живописи, теории и методики преподавания хореографических дисциплин. Собеседование также включает в себя проверку знаний по музыкальной грамоте (элементарной теории музыки).
Примерный список вопросов на собеседовании
Предлагаемый список литературы
Литература по музыке
Долматов Н. Музыкальная грамота и сольфеджио, М., Музыка. 1965
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2013.
Кандинский А., Аверьянова О. Орлова Е. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып.3 — М.: Музыка, 2004.
Художник-постановщик театра. Художник по сценическому костюму
Академический рисунок и живопись (профессиональное практическое испытание)
В рисунке выявляется умение поступающего скомпоновать изображение на листе, точно отразить основные пропорции, построить фигуру человека, сохранив характерные пропорции натуры, добиться цельности изображения на завершающем этапе.
Задание по живописи — натюрморт в свободной технике (акварель, темпера, гуашь, масло). Необходимо построить натюрморт в пространстве, передать основной колорит и цветовые соотношения в композиционном решении.
Композиция (творческое практическое испытание)
Задание по композиции позволяет оценить умение поступающего чётко определить основную идею драматургического произведения (задания) и умение отразить эту идею в образах персонажей на бумаге любыми средствами (гуашь, темпера, акварель, карандаш, аппликация). Это может быть один общий эскиз или раскадровка по сценам. Особое внимание уделяется композиционному построению эскиза.
Для экзамена по композиции необходимо прочитать пьесы:
Островский А.Н. Лес.
Шекспир У. Гамлет.
Чехов А.П. Чайка.
Булгаков М.А. Кабала святош.
Собеседование (устно)
Собеседование выявляет профессиональные качества поступающего, его общекультурный уровень, интеллект, умение ориентироваться в основных вопросах театральной жизни, художественных стилях.