какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

Какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

Патриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru»
20 ноября этого года исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Далее будут рассмотрены основные разновидности монизма, а также их подвиды, чтобы показать его различные аспекты и многообразие форм. Понимание идей монизма крайне важно для понимания базовых онтологических установок в различных философских концепциях, в которых он присутствует во всем своем многообразии. Кроме того, понимание идей монизма важно и для анализа противоположной точки зрения – плюрализма, т. е. совокупности всех воззрений, которые приписывают какой-либо онтологической категории свойство множественности. Следует заметить, что подавляющее большинство различных онтологических воззрений относятся к той или иной разновидности монизма, что станет понятно исходя из дальнейшего изложения. При этом отнесение какой-либо концепции к монизму по одному критерию не исключает возможности отнесения ее к плюрализму по некоторым другим критериям.

Д. Шафтер выделяет пять базовых разновидностей монизмов, наиболее заслуживающих внимания, которые объединены общей идеей единичности, однако отличаются по тому, чему именно они приписывают единственность и каким образом происходит подсчет.

Во-первых, это родовой монизм (genus monism), согласно которому существует одна высшая категория, от которой происходят остальные. Родовой монизм противопоставляется плюрализму в отношении базовых категорий. Например, Б. Спиноза является плюралистом в отношении категорий вообще, однако указывает на существование одной-единственной высшей категории Бытия. С другой стороны, например, Аристотель, является плюралистом как в отношении категорий вообще, так и в отношении базовых категорий.

Во-вторых, это наиболее известная разновидность монизма – субстанциальный монизм (substance monism), согласно которому все существующие конкретные объекты относятся к одному общему типу. Иными словами, это утверждение, что существует только один тип субстанции. Субстанциальный монизм противопоставляется субстанциальному плюрализму (к которому также относится и дуализм, например, Р. Декарта). Можно выделить три базовых разновидности субстанциального монизма: это материализм, идеализм и нейтральный монизм. Во всех случаях утверждается одна разновидность субстанции, однако в случае материализма – это материя, в случае идеализма – это некая духовная (ментальная, психическая) субстанция, а в случае нейтрального монизма – это не материальная, не духовная, а нейтральная по отношению к этим свойствам субстанция, которая порождает и материальные и духовные (ментальные, психические) свойства.

В-третьих, это монизм свойств (property monism), согласно которому все существующие свойства – это свойства одного общего типа. Монизм свойств предполагает, что существует одна субстанция, которая обладает только одним типом свойств (хотя сама концепция монизма свойств может и не предполагать конкретный ответ на вопрос о субстанции, однако она исключает субстанциальный плюрализм). Примером такого подхода является физикализм, т. е. утверждение, что все существующие свойства являются физическими. Альтернативой монизму свойств является плюрализм свойств, или наиболее популярная в настоящее время его разновидность – дуализм свойств. Дуализм свойств предполагает, что существует одна субстанция, однако она может порождать два типа свойств, обычно имеются в виду материальные (или физические) и ментальные (или психические). Таким образом, дуализм свойств хорошо совместим с нейтральным монизмом.

В-четвертых, это экзистенциальный монизм (existence monism), согласно которому существует только один конкретный объект. Это наиболее сильная форма из всех возможных монизмов, которая влечет за собой приоритетный и субстанциальный монизм. Одной из наиболее явных форм монизма является философия Парменида, с большими оговорками – Б. Спинозы и Ф. Брэдли (ввиду тонкой грани между экзистенциальным монизмом и приоритетным монизмом). Следует отличать экзистенциальный монизм от утверждения, что существует только один объект, поскольку экзистенциальный монизм допускает существование множества абстрактных объектов, а также, в определенных случаях, множества пространственных точек. В качестве такого конкретного объекта может быть взята Вселенная, Космос или использована более отвлеченная философская категория, например Единое.

И наконец, в-пятых, можно выделить приоритетный монизм (priority monism), согласно которому существует только один фундаментальный конкретный объект. В отличие от экзистенциального монизма, он признает существование и других конкретных объектов, но они являются производными от фундаментального. В качестве фундаментального конкретного объекта может рассматриваться также Космос, Вселенная, Единое. Таким образом, множественность существует, однако она производна от единого. Воззрения, близкие к данному подходу, можно найти, например, в воззрениях Платона и неоплатоников (Плотина, Прокла), а также у Ф.В. Гегеля и некоторых его последователей. Поэтому не удивительно, что эта форма монизма достаточно хорошо сочетается как с пантеизмом так и с панентеизмом. Близкие к этой позиции воззрения можно обнаружить также у некоторых христианских последователей неоплатонизма и в том числе в русской религиозной философии Всеединства.

Поскольку две последних разновидности являются довольно радикальными, необходимо рассмотреть некоторые аргументы в их пользу. Начнем с экзистенциального монизма, поскольку это более сильная разновидность монизма. Основная задача сторонника экзистенциального монизма в ходе аргументации – это объяснить противоречие между обыденным опытом и основным тезисом этой разновидности монизма. Кажется, что мы воспринимаем множество вещей в обыденном опыте, поэтому нужен какой-то сильный аргумент, чтобы опровергнуть это очевидное ощущение. В ответ на это экзистенциальный монизм может предложить следующие аргументы. Во-первых, можно перефразировать любое высказывание об отдельном объекте иными словами, не вступая в противоречие с очевидностью. Вместо фразы «Я вижу перед собой два стула» можно сказать примерно следующее: «Мир, как единый объект, обладает свойством “стульности” в двух множествах точек». Несмотря на то что первое утверждение становится ложным при принятии второго утверждения, мы все еще можем объяснить наш обыденный опыт, адекватно переформулировав все высказывания о мире аналогичным образом. Во-вторых, мы можем предложить такую теорию истинности, которая называется «теория непрямого соответствия» (indirect correspondence, о корреспондентной теории истины см. статью по Проблеме истины) и рассматривает все явления обыденного опыта, которым должны соответствовать слова, как части единого объекта. В-третьих, стоит заметить, что экзистенциальный монизм предлагает наиболее простую онтологию и наиболее простое описание мира с точки зрения научного познания. Можно попытаться обосновать, что задача познания мира, например, не требует его разделения на отдельные объекты, поэтому экзистенциальный монизм в большей степени соответствует принципу «бритвы Оккама». Наконец, в-четвертых, экзистенциальный монизм помогает решить проблему онтологической неопределенности, которая возникает из-за соотнесения микрообъектов (таких как частицы) с объектами повседневного опыта. Монизм в данном случае является альтернативой попыткам объяснить соотношение этих групп объектов путем разработки идей композиции и тождества. Монизм устраняет эти проблемы (однако, стоит заметить, порождая при этом ряд других проблем).

Если данные аргументы кажутся неубедительными (а в настоящее время у экзистенциального монизма очень мало сторонников), то мы можем рассмотреть некоторые аргументы в пользу приоритетного монизма. Во-первых, восприятие множества вещей еще не означает, что это множество является первичным по отношению к целому. Несмотря на то что в настоящее время именно множественность является интуитивно первичной для многих (а возможно – даже для большинства), это происходит, вероятно, потому что мир рассматривается как совокупность элементарных частиц. С другой стороны, если обратиться к биологии и рассмотреть пример организма, то становится очевидно, что его части вторичны по отношению к организму в целом. Поэтому возможно, что базовая интуиция во многом зависит от того, какой научный взгляд преобладает в обществе в данный момент. Во-вторых, приоритетный монизм хорошо сочетается с некоторыми теориями, требующими объяснения. Следует обратить внимание на свойства, возникающие между отдельными элементарными частицами (которые именуются квантовая запутанность). Если такого рода свойства не могут быть сведены к способу организации и взаимодействия частиц, которые их порождают, однако могут быть описаны как свойство целого, это является хорошим аргументом в пользу того, что целое первично по отношению к многому. К схожим идеям приводит мысль о рассмотрении событий на этапе зарождения вселенной, когда материя известной нам вселенной была объединена в одном общем взаимодействии. В-третьих, аргументом в пользу приоритета единого может служить отсутствие какого-либо надлежащего множества частей, которые мы можем установить в качестве базовых. Если каждая часть вселенной состоит из частей, а эта часть – из частей и так далее, то ввиду отсутствия конкретного множества частей, из которых состоит вселенная, мы можем, как считают некоторые исследователи, принять в качестве базовой вселенную в целом. В-четвертых, можно указать на то, что вселенная руководствуется общими законами как целое, а не как совокупность частей, при этом для отдельных объектов не существует собственных законов. В этом случае ее лучше рассматривать как один объект, а не как множество объектов. Существует множество других способов аргументации, построенных в том числе и на опровержении аргументов против монизма.

Основные источники

Ниже указаны представители экзистенциального и приоритетного монизма. Следует учитывать, что классическими примерами субстанциального монизма могут служить материализм и нейтральный монизм, однако отдельное рассмотрение этих концепций в данной статье не вполне целесообразно ввиду их распространенности и разнообразия.

Экзистенциальный монизм

Horgan T. & Potrč M. Austere Realism: Contextual Semantics Meets Minimal Ontology. MIT Press, 2008.

Аргументация в пользу подходов, близких к экзистенциальному монизму:

Benovsky J. Eliminativism, objects, and persons – The virtues of non-existence. Routledge, 2018.

Cornell D. Taking monism seriously // Philosophical Studies. 2016. 173 (9), р. 2397-2415.

Приоритетный монизм

Schaffer J. Monism: The Priority of the Whole // Philosophical Review 2010. 119 (1), р. 31-76.

Trogdon K. Priority monism // Philosophy Compass. 2017. 12 (11), р. 1-10.

Brzozowski J. Monism and Gunk // Mark Jago (ed.), Reality Making. Oxford University Press, 2016, pp. 57-74.

Calosi C. Quantum mechanics and Priority Monism // Synthese. 2014. 191 (5), р. 1-14.

Calosi C. Quantum monism: an assessment // Philosophical Studies. 2018. 175 (12), р. 3217-3236.

Другие работы см. в указанном ниже сборнике.

Обзор, анализ и критика

За последние годы вышло два больших сборника, посвященных теме монизма, содержания которых достаточно для того, чтобы ознакомиться с данной темой. Исследование данной темы в более полном объеме требует погружения во множество других дискуссий, что невозможно в рамках краткого обзора. Это связано с тем, что выбор между монизмом и плюрализмом – это один их базовых вопросов метафизики. Большая часть известных авторов, которые занимаются проблемами монизма в настоящее время, приняли участие в создании обоих сборников.

какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть картинку какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Картинка про какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

Bächli A., and Petrus К. Monism. Frankfurt: Ontos, 2003.

Сборник посвящен рассмотрению проблемы монизма и его альтернатив как в исторической перспективе, так и с точки зрения современной аналитики. Часть статей в этом сборнике написаны на английском языке, вот их список:

Leonardo Taran – Monism and Presocratic Philosophy;

Alexander P.D. Mourelatos – Democritus on the Distinction Between Universals and Particulars;

Scott Austin – From Parmenidean to Hegelian Monism;

Mark A. Kulstad – What Spinoza, in company with Leibniz and Descartes, can bring to Light about Important Varieties of Substance Monism;

E.J. Lowe – Metaphysical Realism and the Unity of Truth 109;

Matjaz Potrc – Blobjectivist Monism. Repulsive monism: One dynamic BLOB and no principles;

Alex Burri – Symmetries and Solipsism;

Herbert Hochberg – Mindless Monism;

Ralf Stoecker – First Person Authority and the Merits of Minimal Monism;

Karsten R. Stueber – Intentional Explanation, Psychological Laws, and the Irreducibility of the First Person Perspective;

Eduard Marbach – Why It Is Hard to Be a Monist – If You Want to Be a Phenomenologist.

какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть картинку какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Картинка про какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

Goff, Philip (ed.) Spinoza on Monism. Palgrave-Macmillan, 2012.

Спиноза является одним из наиболее известных сторонников монизма. Его философия базируется на идее монизма и его работы содержат достаточно материала для изучения этого направления. Данная работа будет интересна не только тем, кто интересуется философией Спинозы, но и тем, кто занимается исследованием монизма как такового, поскольку большая часть рассуждений достаточно универсальны. В работе рассмотрено положение монизма в современной метафизике (1 часть), а также уделено особое внимание реализации монизма в философии Спинозы (2 часть).

Список вошедших статей:

Monism: The Priority of the Whole / Jonathan Schaffer;

Existence Monism Trumps Priority Monism /Matjaz Potrc;

Why the World Has Parts: Reply to Horgan and Potre / Jonathan Schaffer;

Against Monism / E.J. Lowe;

There Is More Than One Thing / Philip Goff;

World as We Know It / Richard Healey;

On the Common Sense Argument for Monism / Tuomas E. Tahko;

Substances Stressed / John Heil;

Spinoza on Composition and Priority / Ghislain Guigon;

Why Spinoza is not an Eleatic Monist (Or Why Diversity Exists) / Yitzhak Y. Melamed;

Spinoza’s Monism and the Reality of the Finite / Steve Nadler;

Spinoza’s Monism? What Monism? / Mogens Loerke;

Spinoza’s Demonstration of Monism: A New Line of Defense / Mark Kulstad;

Explanatory Completeness and Spinoza’s Monism / Rebecca Newberger Goldstein.

Энциклопедические и словарные статьи

Источник

Монизм

Содержание

Философский монизм

В философии существует три вида монизма:

Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.

Монизм в религиозных и духовных системах

какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть картинку какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Картинка про какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

Другие разновидности монизма

Функционализм, который подобно материализму утверждает, что мышление может быть сведено к материальной природе, но не в субстратном (вещественном) ее понимании, а как функциональная сущность. Мышление это не конкретные физические процессы, взаимодействие клеток нервной системы — нейронов, но функциональные их отношения. Вместо нейронов мыслительные процессы могут быть продуцированы и в другом субстрате. Эта концепция особенно популярна в когнитивных науках и искусственном интеллекте (AI).

Элиминативизм утверждает, что рассуждать о мышлении, в силу неопределенной его природы, ненаучно. [2] Подобно тому как мы отказались от древнегреческих представлений о земле, огне, воде и воздухе как первоначалах универсума, также мы должны отказаться и от понятия мышление. Приверженцами элиминативизма являются радикальные бихевиористы (Скиннер Б. Ф.)

Аномальный монизм, предложен впервые Дональдом Дэвидсоном в 1970. Теория исходит из того что, во-первых, мыслительные процессы связаны с физическими событиями и, во-вторых, мыслительные процессы являются аномальными (отклоняющимися от нормы), то есть для этих процессов не могут быть выявлены физические детерминанты, соответственно они не могут быть описаны в определенных физических закономерностях.

Сингуляризм выводит все особенности мира, всё его многообразие из принципа монизма.

какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть картинку какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Картинка про какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть картинку какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Картинка про какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

Полезное

Смотреть что такое «Монизм» в других словарях:

МОНИЗМ — (от греч. monos один, единственный) рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин «М.» впервые использован X. Вольфом, называвшим монистами тех, кто признает только одну,… … Философская энциклопедия

МОНИЗМ — (греч., от monos один). Учение о единстве в философии, в противоположность дуализму и плурализму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

Монизм — Монизм ♦ Monisme Всякое учение, признающее существование всего одной субстанции или одного типа субстанций. Монизм бывает материалистическим, если утверждает, что всякая субстанция материальна (стоики, Дидро, Маркс); спиритуалистическим,… … Философский словарь Спонвиля

МОНИЗМ — МОНИЗМ, монизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один) (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоп. дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

Монизм — (от греческого monoV единый) обозначает собой философскоенаправление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М.противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципабытия, так и плурализму, допускающему бесконечное… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

монизм — а, м. monisme m. <гр. monos один. филос. Философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либоматерию (материалистический м.) либо дух (идеалистический м.); противоп. плюрализм. Крысин 1998. Наиболее последовательные и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Монизм — (гр. monos біреу, жалғыз) барлық бардың негізінде бір бастаманы қабылдайтын философиялық ілім. Материалистер әлемнің бастамасы, негізі деп материяны санайды. Идеалистер барлық құбылыстардың бір бастамасына рухты, идеяны жатқызады және т.с.с.… … Философиялық терминдердің сөздігі

МОНИЗМ — (от греческого monos один, единственный), философский способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположности монизма дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм… … Современная энциклопедия

МОНИЗМ — (от греч. monos один единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из… … Большой Энциклопедический словарь

МОНИЗМ — (греч. monos один) 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и… … История Философии: Энциклопедия

МОНИЗМ — (греч. monos один) 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и… … Новейший философский словарь

Источник

Какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

МОНИЗМ

какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Смотреть картинку какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Картинка про какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода. Фото какие философские направления выделяют в рамках монистического подхода

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности – дуализму.

Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм. Задача первого – найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго – найти ее только для конкретного класса явлений – математических, физических, химических, социальных и т.д. По характеру решения основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию – различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание – единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность – мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т.д.: множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т.д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из атомов и т.д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э.Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц – первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции – эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг – СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически – через отношение к сознанию.

Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира – континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный – элементов и структуры. Представители первого – Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго – Демокрит и Лейбниц и др.

Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира – не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь – сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами – синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой – его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия – из точки и т.д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т.д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *