какие философы разрабатывали цивилизационную концепцию развития общества
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Различные системно-структурные образования в обществе в их единстве и взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного общества, придают ему определенный исторически-типический облик. Эта характеристика общества фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанная в марксистской философии.
Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.
Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам.
В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.
В структуру формации включаются также и социальные явления:
а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы);
б) тип и форма семьи;
в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.
Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.
Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.
Термин «цивилизация» в социальной философии не имеет однозначного определения.
В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.
Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.
В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная.
Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.
Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Понятие о гражданском обществе
Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: социальных, экономических, нравственных, национальных, религиозных и т.п.
Данное общество обладает развитыми культурными, экономическими, политическими и правовыми отношениями между его членами, является независимым от государства, однако взаимодействует с ним. В основном говорится о самопроявлении свободных граждан и ассоциаций, которые сформировались добровольно. Они способны обезопасить себя от произвольного вмешательства государственной власти.
Эта концепция полноценно оформилась к концу второй половины XVIII века и началу XIX века. В философии эпохи Просвещения и в немецкой классической философии проводилось четкое различие между государством и сферой гражданского общества в качестве области, которая охватывает большую совокупность социальных связей между государством и индивидом.
В гражданское общество включаются:
Цивилизационная и формационная концепции развития общества
Выделяют следующие подходы к общественному развитию:
В соответствии с ними выделяют марксистскую и постиндустриальную теории.
Концепция марксизма связана с тем, что способ производства признается в качестве основного определяющего параметра общественного развития и на данной основе выделяются определенные стадии или формации, отсюда идет и название «формационная» теория. По концепции постиндустриального общества в качестве основного определяющего фактора называют технический, и, соответственно, выделяют 3 типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).
По цивилизационному подходу можно выделить множество концепций, которые будут построены на различных основаниях, и именно поэтому второе его название – плюралистический. В случае первого подхода основная идея заключалась в единстве человеческой истории и ее прогрессе в рамках стадиального развития. По основной идее второго подхода единство человеческой истории и ее прогрессирующего развития отрицается. В соответствии с логикой данного подхода говорится о существовании множества исторических образований (цивилизаций), которые почти не связаны друг с другом или связаны, но слабо. Каждое из них обладает уникальной историей и само по себе является уникальным.
Цивилизация и культура
Один из важнейших представителей школы «Анналы» Люсьен Февр отмечает, что под воссозданием истории французского слова «цивилизация» обычно понимают реконструирование этапов серьезной революции, сквозь которую прошла французская мысль, начиная со второй половины XVIII века до настоящего времени. Слово «цивилизация» появилось в языке совсем недавно и было придумано специально. Однако, неизвестно доподлинно, кто был первым употребившим это понятие.
Л. Февр говорит, что мы можем обнаружить данный термин в напечатанном вид только в 1766 году. Затем он получил право гражданства, а с приближением революции оно становится свободным. Однако, еще до того, как появилось существительное «цивилизация», в литературе употреблялось причастие «цивилизованный» и глагол «цивилизовать». Французский автор «Опытов», Монтень был знаком с этим словом еще в конце XVI века. Спустя полвека, Декарт будет противопоставлять понятия «дикий» и «цивилизованный» в своем «Рассуждении о методе».
Само понятие «цивилизации», введенное еще энциклопедистами, изначально несло в себе оттенок мышления эпохи Просвещения. Его было принято ассоциировать с прогрессом, эволюционным развитием народов на началах разума, с торжеством универсализма. «Опыт о нравах», который заполонил в 1757 году всю образованную Европу своим первым тиражом в 7000 экземпляров впервые показал слово «цивилизация» и попытался установить взаимосвязи между основными направлениями деятельности человека – религиозной, политической, социальной, художественной и литературной. Все они стали неотъемлемой частью истории.
Поначалу цивилизацию воспринимали как процесс. К примеру, П. Гольбах отмечал, что «нация цивилизуется под воздействием опыта». Ученый говорил о том, что «полная цивилизация народов и руководителей, позитивные изменения в управлении, искоренение недостатков могут быть только результатом вековой работы, а также постоянных усилий ума человека и многократного опыта общества».
В противовес этому обширному, однако неопределенному взгляду выступили экономические теории. Своей теории придерживались физиократы. Адам Смит упоминал о тесной взаимосвязи богатства и цивилизации. Для большинства исследователей цивилизация была неким идеалом. К концу XVI века критическое рассмотрение самого термина «цивилизация» отсутствовало, т.к. ни у одного из исследователей не было стремления конкретизировать данное понятие и ограничить возможность его универсального применения.
В дальнейшем «цивилизация» стала многозначным понятием. В первую очередь ее отождествляли с цивилизованным поведением – с навыками самоконтроля, хорошим поведением, знанием этикета. Часто упоминают такое словосочетание как «цивилизованный человек». Вольтер впервые ввел термин в данном значении во Франции в своих трудах в XVIII веке. Во вторую очередь, существительное «цивилизация» начинают употреблять во множественном числе. Выше уже упоминалось то, что революционный оптимизм позитивно относился к данному слову. В то же время революция постепенно развивалась и проявились ее последствия. Исследователи говорили в первую очередь о том, что цивилизация может умереть, из чего следовало, что пессимистический концепт Руссо внезапно вернулся к жизни.
В эпоху Реставрации создавались разнообразные теории цивилизации. В 1827 году свет увидели «Мысли о философии человечества» под авторством Иоганна Гердера (1744-1803). В этом же году были изданы «Принципы философии истории» Дж.-Б. Вико. Однако, один исследователь сумел «завладеть» самим понятием цивилизации и его исторической интерпретацией. Им стал Франсуа Гизо, писавший о том, что человеческую историю можно рассматривать исключительно как собрание материалов, которые были подобраны для великой истории цивилизации человеческого рода.
Ф. Гизо считал, что человечество наделено общей судьбой, а передача накопленного им опыта может создать всеобщую человеческую историю. Следовательно, можно сделать вывод о существовании цивилизаций, которые нужно изучать, анатомировать, анализировать. Однако, над ними существует еще одна цивилизации и ее прогресс. По Ф. Гизо цивилизация включает в себя два компонента – уровень социального и интеллектуального развития.
В XIX веке расширилось значение слова и его стали употреблять не только в рамках обладания должным уровнем воспитанности и навыками, которые помогают достичь «цивилизованного поведения». Оно также стало употребляться в контексте характеристики стадий развития человечества. Эта идея хорошо прослеживается в названии книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», написанной в 1877 году.
Говоря о сопоставлении понятий «цивилизация» и «культура», необходимо обозначить само определение слова «культура». В словаре Аделунга (1793 г.) слово Kultur означало «утончение, облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека». И. Гердер упоминал о многозначности данного слова. Так, это слово употребляется для описания способности одомашнивать животных, осваивать новые земли, сводя леса, развитие искусства, науки, торговли и ремесел, а также – политика. Представления ученого совпадали с мыслями И. Канта, связывавшего успешные достижения культуры с успешными достижениями разума. Кант считал, что окончательная цель их – в установлении всеобщего мира.
Слова «цивилизация» и «культура» во многом выступали в качестве синонимов и противопоставлять их не предполагали. А. фон Гумбольдт употребляет данные слова в тождественном смысле, он не пытается разводить данные понятия в своих сочинениях, используя слово «культура» наряду со словом «цивилизация». В то же время, он ссылается на своего брата В. Гумбольдта, который все же имел более точные представления в данной сфере. Гумбольдт сумел показать, что прогресс по кривой поднимался по шкале градаций все выше и выше, шаг за шагом, и кривая эта была построена искусно, однако и искусственно. Она идет от человека с гуманизированными, смягченными навыками (цивилизованного человека) к ученому или художнику, культивированному человеку, чтобы затем подойти к последнему, самому высшему этапу – человеку олимпийскому. Права некоторых дикарей будут достойны уважения, однако, им чужда какая бы то ни было интеллектуальная культура. И наоборот. Все это значит, что обе эти сферы независимы и, соответственно, можно различить данные понятия.
Третий смысл термина «цивилизация» был позаимствован из немецкого языка английской литературой. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения постепенно заменялось понятием цивилизации. К примеру, Р. Редфильд под цивилизацией понимал воспитание навыков в поведении людей, которые живут в проблемных и изменчивых обществах. Культура, в соответствии с его толкованием, является качеством людей, которые живут в более устойчивых и простых «народных» обществах.
10. Цивилизационные подходы к объяснению общественного развития
В современные дни большой интерес вызывают цивилизационные концепции. Представителями данного подхода является целый ряд имен: наш отечественный исследователь XIX в. Н. Я. Данилевский, английский социолог А. Тойнби, немецкий мыслитель О. Шпенглер. Главная особенность этого подхода заключается в том, что он предлагает представление об истории как о многовариантном процессе. Главное отличие цивилизационных подходов от формационного заключается в том, что цивилизационные подходы трактуют историю как историю локальных сообществ. Цивилизационные подходы не содержат представления о том, что все страны проходят единый исторический путь. Согласно цивилизационному подходу одновременно в мире существует целый ряд цивилизаций. Под цивилизацией в самом упрощенном виде можно понимать некую общественную систему со своими индивидуальными особенностями, и эта общественная система может быть представлена отдельной страной, или отдельным народом, или же совокупностью стран или народов. У каждой цивилизации свой исторический путь развития. Последователи этого подхода выделяют несколько общих стадий для развития цивилизации:
1) рождение цивилизации;
2) расцвет цивилизации;
3) кризис цивилизации;
4) гибель цивилизации.
Наиболее сложным является третий этап, когда цивилизация испытывает кризис. Встает вопрос: что делать? Надо сказать, что выбор в этой ситуации бывает не всегда богатым. Самое желанное – это, конечно, коренное обновление цивилизации. Однако для этого нужен ряд условий. Во-первых, в самой цивилизации должны найтись силы, которые поймут, осознают, что это необходимо. Может, это будет конкретный вождь, может, это будет политическая элита, а может, вождь, поддерживаемый этой элитой. Во-вторых, должны найтись ресурсы. Такое обновление порой бывает дорогим для государства в буквальном смысле этого слова. Петр Великий обновил Россию, но за счет народа. Положение всех слоев общества, особенно крестьянства, ухудшилось. Страна заплатила за петровскую модернизацию усилением крепостного права. Поэтому такой выход не всегда бывает возможным. Иногда кризис бывает таким затянувшимся, что реформы не спасают. И тогда цивилизации пытаются провести частичные реформы. Это менее болезненно, общество переживает это более легко. Но, как правило, это дает только отсрочку. Потом опять встает вопрос: что делать дальше? Поэтому кризис переходит порой в четвертую стадию – гибель цивилизации. В реальной жизни для людей это отображается такими не очень приятными процессами, как революции, войны, кризисы. Как правило, на месте одной цивилизации начинает зарождаться другая. Жить в смену такого цивилизационного перелома, конечно, не очень приятно, хотя интересно. Одновременно в обществе может какая-то цивилизация только зарождаться, а другая зародилась давно и к этому моменту уже приближается к своему пику, а какая-то еще цивилизация уже пережила свой подъем и как раз опустилась к точке выбора, когда или надо переживать процесс обновления, или цивилизация погибнет.
Сложным является вопрос о цикле жизни цивилизации. Данилевский говорил определенные сроки, приблизительно 1500 лет. Но история знает случаи, когда необязательно соблюдался этот интервал. Бывают цивилизации, которые существуют долго, бывают цивилизации, которые вспыхивают, как звездочки, и тут же умирают. Данная концепция, безусловно, имеет свои плюсы. Многовариантность позволяет объяснить многообразие любого общества в любой момент истории достаточно ярко. Однако и здесь есть сложности, главная из которых – это типология цивилизаций. По какому признаку выделять цивилизации? Второй существенной отличительной чертой цивилизационных подходов по сравнению с формационной теорией является стремление учесть многообразие факторов, влияющих на исторический процесс. Сторонники цивилизационного подхода, по крайней мере в современные дни, не выделяют какой-либо один фактор как единственный. Если обратиться к публикациям профессора МГУ Л. И. Семенниковой, то она выделяет целый ряд факторов, определяющих своеобразие цивилизации: географическую среду, ментальность людей, экономическое развитие, геополитическую обстановку. Каждый фактор может проявляться многопланово. В результате получается, что многообразие цивилизаций может быть очень большим, потому что сочетание этих факторов между собой дает возможность большого числа комбинаций.
Классики цивилизационного подхода решали эту задачу по-разному. Одни в основу брали культурный тип, и здесь понятия «цивилизация» и «культура» совпадали. Так подходил к классификации цивилизаций Данилевский. Он выделял следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Шпенглер, наоборот, противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация». По его мнению, цивилизация уничтожает культуру. Им выделялось восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя, при этом он отметил, что формируется русско-сибирская культура. А. Тойнби за основу брал религиозный фактор. Соответственно, у него получалось пять основных цивилизаций и присущих им основных религий: китайская (с синтоизмом), индийская (с индуизмом), исламская (с мусульманством; он же ислам), русская (с православием), западная (с католицизмом). У каждого автора какие-то страны выпадали. В частности, куда-то у всех авторов исчезают африканские страны, страны Латинской Америки.
В современные дни чаще всего выделяют три типа цивилизаций: природное сообщество, цивилизации восточного типа и цивилизации западного типа. При этом подразумевается, что внутри каждого типа могут быть виды и подвиды.
Первый тип цивилизации – природное сообщество.
Итак, природное сообщество – это сообщество, которое живет в рамках годового природного цикла. Абсолютно все: хозяйственная деятельность, быт, духовная жизнь – связано с явлениями природы. Здесь покорение человеком природы просто минимально. Очень часто для таких сообществ не характерна власть государства, хотя такая цивилизация и может быть в рамках государственных отношений. Здесь очень простая общественная организация. Большое значение имеет коллективизм, присутствует коллективистская психология. Люди живут вместе, человек неотрывен от коллектива. Такие сообщества существуют и в наши дни. Это некоторые племена Африки, индейцы в Северной Америке. Вот они живут как раз в рамках государства, но стараются сохранять определенную автономию. Также примером такой цивилизации могут послужить наши северные народы. В далекой тундре по сей день существуют цивилизации именно этого типа. Жизнь людей в этих цивилизациях подчинена природе.
В тундре не строят современные дома. Почему? Потому что основное занятие северных народов – оленеводство. Оленеводство предполагает кочевой образ жизни. Можно ли современный дом быстренько разобрать по кирпичику, поставить на сани и за стадом оленей перевести его на новое место? Естественно, что это затруднительно. Поэтому они так же, как и много лет назад их предки, живут в домах из шкур. В природном сообществе не только хозяйственная деятельность связана с природой, но и быт связан с природой.
Духовная жизнь также связана с природой. Праздники связаны с явлениями природы. Одно из самых главных праздничных событий на Дальнем Севере – Начало Дня, т. е. день там длится полгода и полгода длится ночь. Также духовная жизнь связана с другими явлениями природы: верят в духов и многие ритуальные праздники опять же посвящены оленям. Многие ментальные установки связаны с явлениями природы, с занятием оленеводством. Одна журналистка пишет, что как только она приехала на Крайний Север делать репортаж для своей газеты, ей сразу предложили выйти замуж (там нехватка женского пола). Аргумент потенциального жениха был прост: «Я богатый человек». Обратите внимание, чем он иллюстрировал свое состоятельное положение: «у меня 25 оленей». Как мы с вами будем говорить, если мы достигнем этого богатства, что мы с вами состоятельные люди? Укажем, например, на недвижимость, еще какую-либо собственность: машину, квартиру, а также на счета в банке, уровень зарплаты и т. д. Здесь все просто – 25 оленей. Возможно, что по местным меркам это олигарх. Вот эта цивилизация не отвергает только то, что не разрушает основное занятие ее населения, все остальное отвергается. В тундре не строят современных домов, богатство отмеряют оленями. Однако может ли быть в тундре такой атрибут современности, как Интернет? Он вполне может быть через сотовую связь, т. к. Интернет не помеха главному занятию в тундре.
Такая цивилизация очень статична, и изменения здесь не происходит веками. Потому что, если изменения будут активно внедряться, такая цивилизация неминуемо погибнет. И от внешнего мира такая цивилизация берет только то, что ей не угрожает. Поэтому такие цивилизации очень мозаичны. Современность и первобытное общество могут просто соседствовать.
Второй тип цивилизации – цивилизация восточного типа.
Конечно, наиболее ярко признаки восточной цивилизации выражены в странах Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия). Во многих современных восточных странах влияние именно этих традиций, особенно на ментальном уровне, сохраняется, хотя многие внешние формы поменялись. Если говорить о цивилизации восточного типа, то здесь также характерна достаточно большая связь с природой. Природные условия в древних восточных странах обусловили медленное формирование частной собственности на средства производства. В России, например, частная собственность на землю начинает активно устанавливаться только после того, как Столыпин насильственным образом разрушает общину. До этого земля даже после освобождения крестьян была в руках общины. Это обусловило проявление еще одной черты – коллективизма. В той или иной степени человек связан с коллективом, и это очень существенно отображается и на формах хозяйствования, и на ментальном уровне. Человек не отрывает себя от коллектива, и для человека важно не проявить свою индивидуальность, а быть таким, как все. Жизнь человека часто на виду, и быть не таким, как все, выделяться по каким-то даже небольшим параметрам было не принято. Это выражается даже в мелочах. Например, даже в современной российской деревне каждый человек находится под бдительным вниманием общественного мнения, как говорится, «все знают не только, где у вас стоит сундучок, но и что там в нем лежит». Член этого небольшого социального сообщества боится выделиться даже по незначительному признаку. Так, мотивом приобретения какой-либо вещи может быть не действительная потребность в ней, а сам факт обладания такой же вещью всеми остальными жителями деревни: «Ну, у нас же у всех есть». Не имеет значения: идет – не идет, дорого – недорого. Это неважно. У всех есть. В советское время коллективизм не исчез на практическом и ментальном уровне. Его проявление было поддержано новыми формами совместной деятельности и жизнью людей: коммунальные квартиры, общественные собрания. Даже в элементарные вопросы личной жизни вмешивались коллективом.
Надо сказать, что эта черта общественного сознания может проявляется как негативно, так и позитивно. Конечно, бесспорно, не очень хорошим проявлением вот этого наследия коллективизма порой является элементарная стадность. Так, студент, не сдавший вовремя сессию, может оправдываться перед деканом в таком ключе: «Не только я не сдал, нас несколько человек не сдало».
В то же время коллективизм имеет и позитивное значение. Уровень взаимопомощи, взаимовыручки в восточных обществах может быть очень высоким. В России в экстремальных ситуациях: пожарах, наводнениях, террористических актах – люди остро чествуют чужую беду, объединяются на общие действия (сбор средств в пользу пострадавших, строительство плотин). Также примером взаимовыручки стало поведение японских граждан после сильнейшего землетрясения весной 2011 г.
В западном обществе действует несколько иной стереотип поведения. В многосерийном западном фильме «Остаться в живых» показана история людей, которые после крушения самолета оказались на необитаемом острове. Все персонажи, выжившие после катастрофы на необитаемом острове, не объединяются в единую общину, а живут отдельно друг от друга, даже питаются самостоятельно.
Также характерной чертой восточной цивилизации является корпоративность. Общество состоит из достаточно изолированных групп, называемых корпорациями. Их названия в различных странах могут быть разными. В Индии это были касты, в России – сословия. У каждой корпорации свой правовой статус, свой образ жизни и занятий, своя культура, и самое главное, этот образ жизни не пересекается с жизнью других корпораций, других сословий. Браки заключаются внутри сословия, и дети наследуют род занятий своих родителей. Если в семье священника рождался мальчик, то он также был обречен поступить в духовную семинарию и стать священником. Если рождалась девочка, то ей была уготована участь матушки: она должна была выйти замуж за священника, и приход ее отца был ее приданным. Поэтому когда ученик духовной семинарии выпускался, то он получал распределение, получал определенный приход, и к этому приходу прилагалась невеста. И взять он этот приход мог только в том случае, если он на этой невесте женится.
Даже люди из разных сословий могли элементарно не понимать друг друга. И если говорить, например, о начале XIX в., представитель дворянского сословия порой элементарно буквально не мог понять, что говорит его крепостной. Почему? Достаточно вспомнить с чего начинается роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Он начинается с французского текста, и мы читаем подстрочник. Герои «Войны и мира» между собой общались на французском языке и были дворянами, которые русского вообще не знали. Только после войны 1812 года эта мода ослабла.
При этом в системе жизненных ценностей имеет значение именно принадлежность к этому сословию, а не богатство. Понятие «богатый – бедный» уходит на второй план. На первом месте в определении статуса человека не финансы, а принадлежность к корпорации. Лучше быть бедным дворянином, чем богатым купцом. По крайней мере, в середине XIX в. Вспомните, как главный герой «Мертвых душ» Н. В. Гоголя Чичиков приезжает к Коробочке. Коробочка – мелкопоместная дворянка, и у нее не так уж много крепостных, хотя она хорошая хозяйка. И вот обратите внимание: она гордится не тем, что она хорошая хозяйка и может накормить гостя любыми блюдами. Она гордится тем, что она дворянка. Это для нее главное. Более того, этой спесью заражается от нее даже ее прислуга. Когда Чичиков стучится в дождливую ночь в окна помещичьего дома Коробочки, он слышит от дворовой девки: «Куда стучишь? Здесь помещица живет!» Вот он, предмет гордости – помещица, и им заражается даже дворня, которая сама из себя ничего не представляет.
И естественно, в таком обществе невозможно общегражданское управление. Внутри этих корпораций может быть своя демократия, может быть богатая культура, даже органы самоуправления. Но создать общегосударственный парламент, способный воздействовать на власть, здесь невозможно. Поэтому отношения между обществом и властью всегда очень суровые. Если происходит конфликт, с обеих сторон проявляется жестокость. Революция, бунт, восстание будут жестоки как со стороны народа, так и со стороны тех, кто их подавляет. Пушкин не зря сказал: «Не дай Вам Бог увидеть русский бунт – ужасный и кровавый!» Потому что действительно, в восточном государстве конфликты между властью и обществом всегда имеют кровавый характер, и соответственно, демократические механизмы формируются медленно.
В восточном обществе власть имеет харизматический характер. Глава государства нередко обожествляется. Классический пример – в Древнем Египте фараон считался сыном бога Ра, т. е. сыном бога Солнца. И при этом полномочия главы государства ничем не ограничены. Власть не опирается на закон, ее произвол ничем не ограничен. Государственные ритуалы всячески подчеркивают величие монарха, даже в ущерб чести и достоинству других стран и людей. Интересный исторический факт: когда только зарождались дипломатические отношения между Россией и Китаем, российскому послу при отправке в Китай было дано четкое указание избежать обряда вручения верительных грамот. Почему? Потому что обряд возвеличивал главу государства, но унижал каждого, кто там присутствовал. Дипломат должен был ползти на четвереньках по красной ковровой дорожке, держа на спине подушечку с этой самой верительной грамотой.
Также если говорить об особенности восточной цивилизации, то здесь особое значение придается духовной жизни. Такая форма духовной жизни, как религия, играет большую роль в развитии философии, искусства. И эта особенность очень четко прослеживается даже в повседневной жизни восточных цивилизаций. Даже самые простые вещи приобретают порой сакральный характер, имеют связь с мифологическими персонажами. Например, в китайской кухне есть очень известное блюдо, название которого вытекает из мифологии: «Битва Дракона, Феникса и Тигра». В наших традициях это блюдо назвали бы рагу из трех видов мяса. Здесь будет битва трех персонажей китайской мифологии: Феникс – мясо курицы, Дракон – мясо змеи, а Тигр – кошка.
И в менталитете человека с Востока искусство, духовная жизнь значат больше, чем в жизни европейца. Восхищение искусством, восхищение явлениями природы, получение эстетического удовольствия от явлений природы – это все очень характерно именно для восточного менталитета. Японская школа достаточно строгая. Однако в прекрасный день, например, когда выпал первый снег, учитель имеет право прекратить занятия и повести детей любоваться явлением природы. Эстетическое воспитание – это важнейший момент воспитания в японской школе. Японский школьник работает с набором красок в 40 цветов. При этом знает названия этих красок. И нам трудно представить, чтобы европеец отбросил свои дела, чтобы полюбоваться цветением сакуры или рассветом. Европеец может посмотреть – конечно, почему бы и нет, но когда будет подписан договор. А вот на востоке есть сама цель получить наслаждение от заката или восхода.
Третий тип цивилизации – западная цивилизация.
Западная цивилизация – это как раз антипод Востока. В качестве примера могут быть названы Древний Рим, Древняя Греция, современная Европа, современная Америка. В цивилизациях западного типа частная собственность на средства производства оформляется очень быстро и достаточно быстро начинает осознаваться ценность частной собственности. Соответственно, основой ментальности является идеология индивидуализма. У нас в советской традиции слово «индивидуализм» подавалось всегда в негативном смысле, и он стал синонимом эгоизма. Человеку могли сказать с осуждением: «Ну ты индивидуалист!» На самом деле под этим не подразумевается что-то негативное. Индивидуализм – это позиция, по которой главной ценностью является автономия личности. Каждый имеет право реализовать себя так, как хочет, не оглядываясь на коллектив, на соседей, на товарищей по классу, по группе. При этом, конечно, подразумевается, что это не ущемляет интересы других людей. В западном обществе никому в голову не придет отчитывать: «Ну как же так?! Все купили такую вещь, а ты нет!», «Как же так?! Все посвятили куличи, а ты нет!» И в западном обществе считается, что каждый может сделать себя сам, и надо сказать, что во многих западных обществах такая возможность есть. Есть очень широкие возможности для социальной мобильности. Золотая американская мечта, то есть из низов вырасти в миллионера, в принципе может реализоваться. Билл Гейтц начинал с мытья машин. Действительно, это человек, который сделал себя сам. В детях стараются воспитать умение быть независимыми, самостоятельно решать свои проблемы, в том числе и зарабатывать. Работать в Америке начинают рано, и нормой является ситуация, когда даже сын или дочь миллионера самостоятельно зарабатывают на карманные расходы или хотя бы частично оплачивают свой отдых или даже учебу.
Власть в западных государствах носит легитимный характер, т. е. опирается на закон, и вот здесь закон действительно существует не только для низов, но и для верхов. Быстрее сформировались демократические механизмы, представления о правах и свободах людей. Правда, в современных западных государствах порой защита прав и свобод превращается в самоцель. По крайней мере, борьба за равноправие полов уже имеет извращенный вид. Самые элементарные проявления вежливости по отношению к женщине (подать пальто, пропустить вперед) могут стать поводом для обвинения в сексуальном домогательстве. То же самое касается и борьбы за расовое равноправие. Работодатель при сокращении штатов боится уволить плохо работающего негра, т. к. может стать объектом обвинения в расизме. Доказывай потом в суде, что он уволил негра из-за того, что он плохо работает.
Сознание в западном обществе носит рационалистический характер. В западном обществе тоже богатая духовная жизнь, хорошо развиты все виды искусств, но все это занимает несколько иное место в жизни человека по сравнению с восточным обществом, все это отходит на второй план, когда речь идет о достижениях, выгодах, росте карьеры и т. д. Изменения на Западе происходят достаточно быстро, на Востоке – наоборот, медленно, но ни в коем случае никогда не говорите про восточные страны, что они отсталые. В экономическом плане они могут быть очень развиты. Кто из вас откажется от японского пылесоса, который пылесосит без вашего участия?
Если говорить о Европе, там изменения происходят очень быстро. Восток не зря привлекает людей своей загадочностью и стабильностью.
Цивилизационные подходы позволяют более гибко анализировать исторический процесс. Однако он также имеет и свои недостатки. Одним из слабых мест цивилизационного подхода является невозможность выбора единого критерия для создания универсальной классификации цивилизаций. Как уже отмечалось, существует не один вариант классификаций различных обществ, и каждый из них не является безупречным. Также можно выделить второй недостаток: с помощью цивилизационного подхода труднее выработать представление о глобальных закономерностях исторического процесса, найти общие критерии оценки различных исторических событий, имевших место в разное время и в различных уголках земного шара. Как попытку преодоления второго недостатка можно назвать стремление ряда философов и историков сочетать цивилизационный подход с теорией модернизаций.