какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Физиологические (переходные) состояния новорожденных

Автор: врач-педиатр ДМЦ «Тигренок» Жарков П. А.

В вашей семье появился малыш и это действительно грандиозное событие в Вашей жизни. Все то время пока ваше чадо находилось у мамы в животе вы предвкушали его появление на свет, думали о том какого цвета у него будут глазки, волосики, как Ваша девочка или мальчик первый раз прижмется к Вам, обнимет своими ручками. Наверное, те чувства которые Вы испытываете сейчас можно назвать счастьем. И поэтому вы особенно внимательны к Вашему ребенку и волнуетесь как бы с ним не было чего-нибудь не так.

Во время внутриутробного развития малыш относительно ограничен от воздействий окружающего его маму мира. Ему тепло, постоянно поступают питательные вещества, откуда-то издали доносятся приглушенные звуки и т.п., однако с моментом рождения этот комфорт исчезает: до ребенка доносятся миллионы резких звуков, резкий свет, чьи то руки не дают спокойно полежать, кругом различные запахи, перепады температуры окружающей среды и постоянное тактильное раздражение, а малышу еще приходится самому дышать, сосать и как то приспосабливаться к новому и не очень приятному для него окружающему миру. В педиатрии есть такое понятие — физиологические то есть «правильные, не относящиеся к болезни» или переходные состояния новорожденного которые как раз и показывают как Ваш малыш адаптируется к своей новой жизни.

Что же мама может заметить?

1. Физиологическая желтуха новорожденных. Где-то на 2-3 день после рождения кожа, а иногда и слизистые (особенно глаз) Вашего малыша может приобретать желтоватый оттенок. Это состояние наблюдается приблизительно у 70% новорожденных и связано с тем что некоторые ферменты (важнейшие химические соединения приводящие к расщеплению тех или иных веществ) в организме ребенка пока не работают в полную силу и накапливается билирубин (специфический продукт обмена веществ) который и прокрашивает кожу и слизистые Вашей малютки. Стул и моча при этом сохраняют обычную окраску. Как правило желтуха угасает к 10-14 дню жизни и если самочувствие ребенка остается удовлетворительным, лечения не требуется. При заметном похудании, вялости, пассивности ребенка, а также если желтуха появилась в первые сутки жизни следует немедленно обратиться к педиатру, т.к. данное состояние не характерно для физиологической желтухи.

4. Затрудненное дыхание. В первые дни жизни маме может показаться что малыш «тяжело дышит». Периодически Ваш ребенок делает глубокий вдох и как будто «задерживает» дыхание, а потом делает медленный выдох. Дело в том что даже после рождения легкие функционируют неполностью и таким дыханием малыш подсознательно повышает давление в нижних дыхательных путях и «расправляет» легкие. Этот процесс, как правило, протекает не более 5 дней. Однако маме следует обратить внимание на то как ребенок дышит — если Вы слышите свист, хрипы или затруднение дыхания, а также если ребенок дышит слишком часто или слишком редко (в среднем новорожденный делает 30-50 дыхательных движений в минуту) или его дыхание «сбивается» и некоторое время малыш не дышит — необходимо немедленно обратиться к врачу.

5. Физиологическая потеря массы тела. В течение первых десяти дней жизни здоровый новорожденный может потерять до 10% от массы тела при рождении. Это связано, в первую очередь, с повышенным испарением жидкости при дыхании и недостаточным ее поступлением извне. Не забывайте что ранее начало грудного вскармливания способствует меньшим потерям массы.

В настоящей статье перечислены далеко не все переходные состояния новорожденных, однако наиболее наглядные и распространенные особенности представлены. Так или иначе, врачи медицинского центра «Тигренок» рекомендуют родителям обязательно обратиться к педиатру как можно скорее после выписки из родильного дома. Особенно это касается тех случаев когда имелась какая-либо патология во время беременности или родов или если у Вас есть какие-либо сомнения в здоровье Вашего малыша.

Источник

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Типы темперамента

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Эмоции, мышление и память

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Заболевания

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Смотреть картинку какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Картинка про какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении. Фото какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Какие формы внд отсутствуют у новорожденного ребенка но приобретаются в жизни в общении

Сегодня нет принципиальных препятствий для ВИЧ-позитивной женщины забеременеть и родить ребенка, минимизировав риски вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку практически до ноля. Однако у родителей и у системы здравоохранения будет возникать вопрос о том, произошла передача ВИЧ-инфекции или нет.

Задача исключения наличия ВИЧ-инфекции чисто техническая, нельзя сказать, что она сложна. В Российской Федерации данная задача решается в рамках так называемого диспансерного наблюдения. Но вокруг решения этой задачи есть довольно много неопределенности и даже мифологии, а различия в подходах, что существуют в разных странах, только множат число вопросов.

Вводные данные таковы: передача ВИЧ может произойти во время беременности, в родах и при грудном вскармливании. От грудного вскармливания сегодня отказываются, остается два пути передачи, и основной – в родах. Суммарные средние риски вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов – менее 1%, при условии принятия всех необходимых мер, конечно. Можно ли точнее? Не совсем. Дело в том, что есть много переменных: инфицирование во время беременности или до того, время начала терапии, исходная вирусная нагрузка, сопутствующие инфекции и заболевания, эффективность терапии и так далее. В ситуации близкой к идеальной: здоровая женщина, зачавшая уже с подавленной вирусной нагрузкой, не имеющая проблем с антиретровирусной терапией по переносимости и приверженности к терапии, без разного рода факторов риска в виде другой патологии, хорошо протекающая беременность – такая ситуация практически полностью исключает передачу ВИЧ.

К сожалению, жизнь часто вносит коррективы, и они могут быть против нас, и в среднем мы стремимся к значению менее 1%, и это значение вполне достижимо. Большое французское исследование 2015 года не зафиксировало ни одного факта передачи ВИЧ в 2600 родах, где вирусная нагрузка у женщины была подавлена ниже 50 копий РНК ВИЧ, а общий риск передачи для 8075 беременностей составил 0,7% (56 случаев) – это те значения, которые достижимы, к которым нужно стремиться, и которые можно улучшить.

– метод ПЦР определяет непосредственно вирусную РНК или ДНК;

– серологические тесты обнаруживают антитела – иммуноглобулины, белки, которые выработаны организмом матери в ответ на ВИЧ и переданы ребенку или же образовались в организме ребенка в ответ на присутствие ВИЧ.

Как исключают ВИЧ инфекцию сегодня у новорожденного в США?

Данный вопрос рассматривается в одном единственном документе, а именно в текущем руководстве аналога нашего министерства здравоохранения – в профильном руководстве DHHS. Это простой и очень конкретный документ. Вирусологическое тестирование рекомендовано проводить трижды: от 14 до 21 дня после родов, от 1 до 2 месяцев, и в период от 4 до 6 месяцев. Для детей, где риски передачи оцениваются как очень высокие, предусмотрено еще два дополнительных тестирования: при рождении и через 2-6 недель после прекращения профилактики.

ВИЧ-инфекция у ребенка в США исключается, если хотя бы два теста отрицательные, один из которых получен через месяц и более от родов, а второй – через 4 месяца от рождения или более. Также ребенок будет считаться здоровым, если два любых теста в возрасте от полугода были отрицательными.

Заметим, что в данном вопросе используются только методы молекулярной диагностики, то есть ПЦР РНК или ДНК ВИЧ. Антитела от матери проникают через плаценту (IgG), поэтому серологические методы, в том числе исследование на антигенный белок p24 не рассматривается до возраста 2 лет вовсе.

Как исключают ВИЧ у новорожденного и прекращают диспансерное наблюдение в России?

У нас для решения данной задачи используется концепт диспансерного наблюдения – комплекс условно универсальных действий, который должен решать сразу массу вопросов, в том числе и вопрос исключения и подтверждения диагноза у новорожденного. К сожалению, диспансерное наблюдение регламентируется не одним документом, документальная база не всегда находится в актуализированном состоянии, а все предписанные действия врачей не ограничиваются мероприятиями диспансерного наблюдения.

Возьмем следующий документ: Клинические рекомендации «ВИЧ-инфекция: Профилактика перинатальной передачи вируса иммунодефицита человека». Цитируем по тексту: «При наличии лабораторных критериев отсутствия ВИЧ-инфекции методом исследования НК [нуклеиновых кислот] ВИЧ ребенок подлежит дальнейшему диспансерному наблюдению до прекращения циркуляции материнских антител в его крови по результатам исследования на антитела к ВИЧ методом ИФА/ИХЛА»

То есть мы знаем, что антитела к ВИЧ ребенок получит от матери, и, несмотря на то, что методом ПЦР ВИЧ не обнаруживается, мы принимаем решение, не закрывать вопрос, а наблюдать ребенка до того, как с течением времени антитела исчезнут. Учитывая то, что чувствительность тестов на антитела постоянно повышается, сегодня это может происходить в возрасте два года, а иногда и более. Вряд ли такой подход оправдан.

Еще цитата из того же документа: «при одновременном наличии следующих условий: получены два или больше отрицательных результата исследования ДНК ВИЧ (и/или РНК ВИЧ), одно из которых выполнено в 4-6 недель жизни ребенка и второе – в возрасте 4 месяца и старше; получены два и больше отрицательных результата исследования на антитела к ВИЧ методом ИФА/ИХЛА (при этом отсутствует выраженная гипогаммаглобулинемия на момент исследования крови на антитела к ВИЧ); отсутствуют клинические проявления ВИЧ-инфекции; ребенок не прикладывался к груди ВИЧ-инфицированной женщины. Рекомендуется снятие с диспансерного учета по ВИЧ-инфекции детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, не обследованных методом ПЦР, по решению врачебной комиссии в возрасте 18 месяцев и старше».

Вот такой запутанный, неоправданно затянутый и не вполне логичный подход, надеемся, что он когда-то будет приведен в более стройное и актуальное состояние, а пока нам нужно определиться, на что ориентироваться самим. Оставим за скобками процедурные вопросы диспансеризации, и даже не будем с ними спорить, чтобы не тратить нервы и время.

Мы предлагаем ориентироваться на критерии DHHS. Они понятны, в меру консервативны, а также вполне применимы в России с учетом нашей лабораторно-инструментальной базы. Потому, самый важный ответ для себя мы получим куда раньше, чем врач в Центре СПИД, вынужденный руководствоваться довольно архаичными регуляциями по диспансерному наблюдению

Mandelbrot L, Tubiana R, Le Chenadec J, и др. No perinatal HIV-1 transmission from women with effective antiretroviral therapy starting before conception. Clin Infect Dis. 2015;61(11):1715-1725. doi:10.1093/cid/civ578

МЗ РФ. Клинические рекомендации ВИЧ-инфекция: Профилактика перинатальной передачи вируса иммунодефицита человека. 2017. КР411.

HHS Panel on Antiretroviral Therapy and Medical Management of Children Living with HIV—A Working Group of the Office of AIDS Research Advisory Council (OARAC). Guidelines for the Use of Antiretroviral Agents in Pediatric HIV Infection. April 14, 2020.

Источник

Потребность в общении: врожденная или приобретенная?

Хотя в 70-е годы ХХ века об этой потребности было известно еще очень мало, некоторые главные ее характеристики свидетельствовали об уникальности, особой значимости для психического развития. Так, было показано, что наиболее ярко потребность в новых впечатлениях проявляется в зрительном сосредоточении при переходе детей от периода новорожденности к младенческому возрасту и изменяет все их поведение и характер эмоциональных переживаний (Н.Л. Фигурин, Р.Я Лехтман-Абрамович и др.). Рассмотрим этот переход, связанный с возникновением потребности в новых впечатлениях, более подробно.

Общепринятой была точка зрения, что в период новорожденности у ребенка нет даже самых элементарных образов и представлений об окружающем мире, а его психическая жизнь может быть определена как сплав недифференцированных эмоционально окрашенных ощущений, вызываемых органическими потребностями и их удовлетворением. При этом невозможность воспринимать предметы внешнего мира лишает новорожденных целенаправленной активности (В. Штерн, К. Бюллер, К. Коффка).

К концу первого месяца жизни, когда период новорожденности заканчивается, ребенок отделяется от матери уже не только физически, но и психически, считается, что в этот период у него появляется «индивидуальная психическая жизнь» (Л.С. Выготский). Переход к индивидуальной психической жизни физиологически связан с определенным уровнем развития зрительного анализатора, а психологически – с развитием новой потребности во впечатлениях внешнего мира.

При переходе к периоду младенчества в поведении ребенка появляется активное бодрствование, которое заполнено восприятием раздражителей внешнего мира и сопровождается радостным эмоциональным состоянием. Главным же является то, что вместе с потребностью в новых впечатлениях рождается целенаправленная познавательная активность, поиск новых впечатлений от объектов внешнего мира.

В чем же качественные отличия потребности в новых впечатлениях от других биологических потребностей?

Ребенок не может без помощи взрослых развивать новые формы познавательной деятельности и удовлетворять свою потребность в новой, более сложной информации об окружающем мире. Поэтому и для удовлетворения познавательной потребности ребенок нуждается в других людях, а, следовательно, происходит развитие социальных форм общения между ребенком и взрослым. При этом Л.И. Божович отмечает, что потребность в общении, возникающая на основе потребности в новых впечатлениях и первоначально неотделимая от нее, в дальнейшем приобретает самостоятельное значение для ребенка и проделывает свой собственный путь развития.

Однако, по мнению М.И. Лисиной, решающее значение для возникновения собственно потребности в общении имеет отношение к ребенку взрослого, его позиция относительно ребенка. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к ребенку как к субъекту, личности и ведет себя с ним как с партнером по общению, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют. Такое поведение взрослого, задавая как бы «зону ближайшего развития» (по выражению Л.С. Выготского), актуализирует у ребенка восприятие взрослого не только пассивным объектом внешнего мира, но и активно действующим субъектом, а также предоставляет возможность ребенку открыть субъектные, личностные качества и в себе самом.

В условиях семьи дети уже на 2-м месяце жизни не ограничиваются только ответным проявлением любви ко взрослому, но проявляют и собственную инициативу. Так, входящие в состав «комплекса оживления» компоненты, обеспечивают успешное выделение ребенком из окружающей среды взрослого человека (замирание), осуществление с ним мимического (улыбка) и специфического голосового (гуление) общения, а также активное привлечение взрослого к общению (движения конечностей и тела).

Основным содержанием потребности в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого, которого ребенок воспринимает как субъекта, партнера по общению.

Итак, мы рассмотрели три различные точки зрения на источники возникновения потребности в общении в рамках культурно-исторического подхода в психологии. Л.С. Выготский предполагал, что общение складывается на основе удовлетворения взрослым биологических потребностей ребенка. Л.И. Божович выдвигала гипотезу о потребности в новых впечатлениях как базовой для развития социального общения. М.И Лисина объединяла указанные точки зрения и рассматривала два источника развития потребности в общении – органические потребности и потребность в новых впечатлениях.

В зарубежной психологии господствует представление о том, что ребенок с рождения является социальным существом. Поэтому основным содержанием развития ребенка в раннем детстве считается становление и закономерное изменение его социальных и эмоциональных отношений с другими людьми, в первую очередь, с матерью. При этом подчеркивается неразрывность когнитивного, социального и эмоционального развития ребенка.

В настоящее время существует множество фактов, свидетельствующих о социальной компетентности младенца уже начиная с периода новорожденности. Это данные о наличии важных для коммуникации особых возможностей зрительного и слухового восприятии, мимики, интермодального синтеза и имитации, а также о социальных сигналах, посылаемых ребенком, и его способности участвовать в социальном взаимодействии.

Особенности слухового восприятия младенца. Младенцы обнаруживают не только зрительные, но и слуховые предпочтения. По-видимому, существует врожденная способность различать речевые и неречевые звуки. Дети явно предпочитают человеческий голос звукам той же высоты и громкости, причем они отличают связную речь от набора бессмысленных слогов.

Новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин. Это может основываться на запоминании ребенком голоса матери еще в период внутриутробного развития. Декаспер и Файфер в своем исследовании 1980 года подвергли проверке данное предположение. В течение последней трети беременности матери читали вслух один и тот же рассказ. В первый день жизни новорожденному давали прослушивать через наушники запись того же рассказа в исполнении матери и незнакомого человека. Во время прослушивания младенцы сосали соску, и оказалось, что ритм сосания синхронизировался с речью матери быстрее, чем с речью незнакомого человека, что свидетельствует о пренатальном формировании предпочтения материнского голоса.

Особенности зрительно-слуховой координации у младенца. У младенца существует врожденная координация между зрением и слухом, помогающая распознавать разных людей и, прежде всего, узнавать мать.

В экспериментах Э. Спелке было показано, что через несколько месяцев после рождения младенцы могут распознавать голоса матери и отца. Младенцам давали прослушивать магнитофонную запись голоса одного из родителей через громкоговоритель, который был расположен точно между отцом и матерью. Родители сидели, не разговаривая, и не двигали губами. Уже 3-месячные младенцы смотрели на мать, когда слышали материнский голос и на отца, если звучал его голос. Это позволяет сделать вывод о том, что младенцы трехмесячного возраста способны сформировать определенные представления о голосе и облике тех, кто за ними ухаживает.

Способность к подражанию. Жан Пиаже считал, что младенцы не могут подражать действиям другого человека, пока не достигнут возраста 6 месяцев. Однако в широко известных экспериментах Э. Мелтзоффа и М. Мура в 1977 году было обнаружено, что новорожденные в возрасте двух-трех недель способны подражать множеству мимических движений взрослых, таких как высовывание языка, открывание и закрывание рта, выпячивание губ. Исследования Э. Винера, проведенные в 1986 году, подтвердили эти данные и показали, что новорожденные способны имитировать мимические движения уже в семидневном возрасте. Кроме того, они могут также подражать движениям пальцев при условии, что они могли наблюдать, как выполняют подобные движения взрослые.

Подражание у новорожденных рассматривается как еще один пример интермодального взаимодействия, когда младенцы находят соответствие между мимическими движениями или движениями руки, наблюдаемыми у взрослого, и своими собственными. Подражание у младенца служит для установления контакта с родителями.

Способность к социальному взаимодействию. В 70-е годы ХХ века использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать вывод о наличии у ребенка врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью.

Кэтрин Гарви в 1977 году изучала синхронизацию действий матери и 4-х месячного младенца в ходе стереотипной игры и обнаружила, что ребенок участвует в игре с помощью взгляда, адресованного матери. Он то смотрит на взрослого, показывающего ему «козу» или делающего «ладушки», то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его на лицо взрослого, тем самым помогая установить темп и ритм взаимодействия. После 4 месяцев младенцы регулируют взаимодействие не только взглядом, но и жестом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *