какие фрукты нельзя есть до яблочного спаса
Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?
О вреде и пользе существующих традиций
– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Грех ли есть яблоки до Преображения?
В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.
Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).
Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.
Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.
«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».
Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.
Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.
К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.
Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.
Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.
Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.
Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.
Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.
Какие фрукты нельзя есть до Преображения Господня
Какие фрукты нельзя есть до Преображения Господня, должен знать каждый человек. Ведь все православные люди знают о запрете на употребления яблок до Преображения Господня. Все же, не каждый знает, что существует запрет и на другие фрукты.
На какие именно фрукты существует запрет, могут рассказать церковнослужители. Более того, они поведают, почему возник данный запрет, и чем он может грозить.
На какие фрукты существует запрет на употребление до Преображения Господня
Каждый из трех Спасов, посвященный сбору определенного урожая. Так, на Маковея принято освещать собранные травы и мед, на Преображение Господне – собранные фрукты, и, соответственно на Ореховый Спас – орехи.
Если же с первым и последним Спасом все понятно и вопросов о том, что святить в эти праздники не возникает, то с Преображением Господним, возникают некоторые трудности. Ведь в основном известно о запрете на употребление яблок, так как второе названия праздника, Яблочный Спас.
По словам церковнослужителей, Яблочный Спас – это время начала сбора урожая фруктов. Именно поэтому, существует запрет на употребление всех фруктов. Суть данной традиции заключается в том, чтобы православные стремились освящать все свои действие.
Именно поэтому, воздержание от употребления фруктов до Яблочного Спаса, может поспособствовать духовному развитию человека и укреплению их веры. Более того после такого воздержания, вкушение фруктов, станет настоящим радостным праздником.
Несмотря на такие заявления, нигде не описывается наличие поста на яблоки или другие фрукты. Все же, в Церковном Уставе, который имеет название Типикон, записана традиция, по которой употребление яблок и винограда запрещается. Так, те, кто ели данные фрукты до Яблочного Спаса, лишены права их кушать на весь август.
Почему кушать яблоки до Преображения Господня считается грехом
Для того, чтобы понять, является ли грехом употребление яблок до Второго Спаса, грехом, стоит обратиться к тому же Церковному Уставу. И действительно, в нем указано, что есть яблоки до Яблочного Спаса – это большой грех. Все же, распространяется он только на монахов. Несмотря на это, церковнослужители начали приписывать эту традицию и на своих прихожан.
Традиция освящать фрукты появилась еще за времен Ветхого Завета, как благодарность посланный Богом урожай. Именно поэтому такой запрет указывал на то, кто главный во Вселенной, по принципу «сначала Богу, а потом людям».
Все же, в те времена существовал запрет только на употребление винограда, так как в Палестине начинают сбор именно винограда. Традиция освящать яблоки, появилась лишь в 10-11 веке, когда христианство распространилось на славянские государства. Поскольку в этих странах, виноград не рос, то его заменили на яблоки. Именно поэтому, сегодня существует запрет на употребления, как яблок, так и винограда.
Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса
Существует традиция, люди, которые придерживаются поста, не употребляют яблоки, виноград, груши до Преображения Господне. Считается, что употреблять фрукты стоит после их созревания и освящения в церкви. Тогда люди обретут настоящее счастье и удачу во всём. Существуют и другие приметы связанные с данным праздником.
Что будет, если сьесть яблоки до Преображения Господне
Яблочный Спас часто называют Преображение Господне и ежегодно его отмечают 19 августа. До этого числа не употребляют яблока, виноград и груши. Считается, что можно привлечь беды и плохое самочувствие. Употреблять данный фрукты нужно уже 19 августа. Яблочный Спас часто называют Спасом на горе. Именно в этот день начинаются активные проводы лета и встреча осени. Данный праздник имеет много примет, традиций и обычаев.
До наших дней дошло то, что до Яблочного Спаса нельзя употреблять яблоки, виноград, груши. Ещё в давние времена, предки строго соблюдали различные традиции, поверья и обряды. До Преображения Господне запрещалось употребление различных фруктов, включая виноград, груши и яблока.
Считалось это большим грехом отведать данные лакомства пока их не посвятят в церкви. В стары времена данный запрет касался именно монахов и не употребляли до Спаса виноград.
В церкви запрещалось употреблять данный фрукт, пока крестьяне не освятят его в церкви. В тех городах где не рос виноград запрет касался яблок и груш. Есть ещё одно поверье, что яблока не советовали употреблять до Яблочного Спаса, так как именно в этот день данный фрукт наделялся волшебной силой.
Чтобы люди были крепкими и здоровыми, стоит начинать есть яблока после того, как их освятят в церкви. Именно первое съеденное в данный день яблоко, придавало уверенности в себе и избавляло от всех болезней. Поэтому христиане не трогали данные фрукт о 19 августа.
Поверье и традиции связанные с Яблочным Спасом
Существует ещё одно поверье. Яблочный Спас являлся важным днём для тех родителей, которые потеряли детей. Если родители, чей ребёнок рано умер не будут есть фрукты до 19 августа, то сын или дочка на небе получат вкусные лакомства. Они обретут счастье и попадут в рай. Ангелы будут помогать им в трудную минуту.
Принято в этот день на могилах раскладывать яблока, чтобы они попали на небо. Употреблять в этот день фрукты или же нет, каждый человек решает самостоятельно. Но если не верить приметам, и начать употреблять яблока, то ничего плохого с ним не случиться. Просто некоторые сорта так же как и виноград, груши созревают 19 августа или уже после.
Если есть зелёные лакомства, у человека могут быть проблемы с желудком, расстройство, сильные боли. Поэтому и придумали данную примету. Ко Второму Спас активно готовили собирать урожай.
Существует много разных традиций и обрядов связанных с данным днём. Самым главным на столе являлось яблоко. Им советовали угостить многих людей. Готовили с ними компоты, пирожки, торты.
Считалось, чем больше человек угостит яблоками нищих, тем богаче у него будет жизнь. В церковь носили святить яблока, мёд, виноград, орех и груши. После того, как их освятили, советуют скушать яблоко и загадать желание, оно должно исполниться.
Почему до Яблочного Спаса не едят яблоки и можно ли есть их женщинам?
С яблочным спасом связано довольно много интересных народных традиций, церковных обрядов и даже суеверий. И поэтому многие интересуются, можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса. Или, например, почему женщинам нельзя есть яблоки до яблочного спаса или кому можно, а кому нельзя этого делать.
Ответ на этот вопрос с комментариями священника можно найти в статье.
Почему женщинам нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса: народное поверье
Бывает так, что в некоторых семьях, увы, умирают маленькие дети. Народное поверье гласит, что матери, потерявшей ребенка, до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки.
Согласно легенде, малыши в лучшем мире тоже отмечают Яблочный спас, едят яблоки, и дарят им там разные подарки. А если мама съест фрукты до Спаса, то ребенок не получит свое яблочко в подарок и опечалится этому.
На самом деле это не более, чем красивая и в то же время очень грустная история. В Библии или в церковных традициях мы не найдем ничего подобного.
Поэтому молодые мамы, замужние и незамужние девушки могут пробовать яблоки без ограничений. Более того – в этот день можно загадать заветное желание и отведать самый сочный плод, который привлечет внимание. И даже погадать на любовь и на суженого – главное, чтобы все это было от души и пошло на пользу.
Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса: ответ священника
Церковь не запрещает есть яблоки до или после праздника Преображения. Однако иногда можно встретить и другие мнения насчет того, почему не едят яблоки до Яблочного Спаса.
В большинстве случаев священники едины в том, что никакого греха в этом нет. Однако иногда верующие могут и воздержаться от того, чтобы кушать фрукты до их освящения в церкви.
Считается, что таким способом можно выразить свою благодарность Богу за собранный урожай. И сначала необходимо принести жертву Господу, а уже затем – садиться за трапезу.
Это представление идет из старинных богослужебных уставов (типиконов), поэтому прямым руководством к действию оно не является. Соответственно вкушать плоды яблонь можно как до праздника, так и после него.
Например, вот ответ представителя православной церкви протоиерея Андрея Ефанова: