какие функции осуществлял сенат при петре 1
Правительствующий Сенат
при Петре I Великом
Правительствующий Сенат — высший орган центрального управления, созданный Петром I в 2 марта 1711 года для исполнения законодательной, административной и судебной функций во время отсутствия царя на Северной войне со Швецией. Все члены Сената назначались лично Петром I и ему лично отчитывались о положении дел в стране, а также о выполнении его приказов
Функции Правительствущего Сената
Кратко перечислим основные функции Сената, ради исполнения которых этот высший орган государственного управления и был создан Петром I:
История создания Правительствующего Сената при Петре I
Учреждение Сената прежде всего связано со стремлением Петра I управлять государством единолично (форма абсолютистской монархии) при содействии лично преданных людей на ключевых постах. Подготовка к созданию Сената началась еще с 1701 года, когда функции Боярской думы, как правительственного органа высшей инстанции, стала выполнять «Консилия министров» — собрание из глав наиболее значимых правительственных ведомств (многие из которых не были боярами). Именно на основе этой «Консилии» Петр I отобрал людей для заседаний в Сенате, который был учрежден 5 марта 1711
Состав сената при Петре I
Первоначальный состав Сената состоял из девяти человек: боярин Т. Н. Стрешнев, князь П. А. Голицын, граф И. А. Мусин-Пушкин, князь М. В. Долгоруков, князь Г. И. Волконский, генерал-кригсцальмейстер М. М. Самарин, князь Г. А. Племянников, генерал-квартирмейстер В. А. Апухтин и Н. П. Мельницкий. Роль обер-секретаря исполнял А. Щукин.
12 января 1722 года в качестве системы надзора над всеми местными и центральными органами управления и суда (в т.ч. Сенатом) учреждается прокуратура. Стоящий во главе прокуратуры генерал-прокурор выполнял функции начальника сенатской канцелярии и осуществлял надзор за сенатом. В качестве помощника генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор.
Учреждение сената и его функции
Вы будете перенаправлены на Автор24
В эпоху правления Петра Великого были проведены основополагающие реформы в различных областях и сферах политического и общественного устройства государства. Настала возможность внедрения в систему активно преображающейся страны новых институтов, которые исполняли новые или модернизированные функции. Так появился Правительствующий сенат в России.
Рисунок 1. Сенат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Появление Сената
Он создавался как запасной вариант исполнения власти в стране на случай отъезда правителя из столицы страны. Петр I был известен своим вольнодумием и любил наслаждаться свободой и многочисленными поездками. Государственные управленческие службы при его долгом отсутствии не могли принимать насущно необходимых законов и предпринимать каких-либо важных действий. Таким образом проявлялись издержки абсолютной монархии, так как Петр был единственным воплощением государственной власти на просторах всей империи.
Так было до 1711 году, когда на законодательном уровне была обеспечена работа нового органа государственной власти. Он получил название Правительствующего сената. В первоначальный состав органа вошли ближайшие соратники правителя. Эти помощники на протяжении нескольких веков представляли знатные кланы аристократии в российском государстве. Туда вошли Михаил Долгоруков, Григорий Волконский, Петр Голицын, а также некоторые иные высокопоставленные представители общества того времени. Всего изначально Сенат состоял из девяти человек, которым Петр I абсолютно доверял в принятии решений.
Функции Сената при Петре I
В начале 18 века в России еще не сложилось четкого различия между тремя основные ветвями власти, поэтому в зависимости от поставленных в конкретный отрезок времени задач, видоизменялись функции этого органа государственной власти. Сенаторы должны были строго следить за состоянием государственной казны, а также решать возникающие проблемы и вопросы в сфере торговли и судебных решений. Подобное учреждение не должно было никаким образом вступать в любые противоречия с царем и выстраивать оппозицию. Считается, что российский Сенат того времени имел мало общего с подобными органами, что присутствовали в европейских странах, поэтому он нуждался в реформировании и развитии.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными функциями Сената, учрежденного Петром Великим стали:
Все решения в указанном органе принимались на единогласной основе. При этом сенаторы вплотную с самого начала работали на уровне чиновников местного уровня. Так как Россия обладала огромной территорией, ей постоянно требовалась поддержка из центра для эффективного исполнения своих непосредственных полномочий в регионах. Изначально функционировала огромная система из приказов, однако через какое-то время стало понятно, что такая система не является в полной мере эффективной и не отвечает поставленным задачам и целям. Учрежденный аппарат управления требовал дальнейшего развития и реорганизации на основе оптимизации.
В ходе административно-территориальной реформы, когда на территории страны появились границы губерний, в каждом регионе стали работать по два комиссара, которые непосредственно взаимодействовали с центральным органом власти, что находился в столице государства. Чиновники работали напрямую с членами Сената и решали поставленные вопросы местного управления более эффективно. Через некоторое время список чиновников от Сената расширился. Теперь принимали участие в работе прокуроры и фискалы. Подобные чиновники выполняли функции надсмотрщиков от царя. В их обязанности входило:
Вскоре стало понятно, что такие чиновники могли использовать свою власть в корыстных убеждениях и злоупотреблять своими полномочиями. В связи с неоднозначной службой фискалов в обиходе появился негативный окрас этого слова, смысл которого сводился к доносительству. Однако подобные должности в то время были необходимым явлением и от них не собирались отказываться, несмотря на многочисленные признаки недовольства их деятельностью.
Главный фискал имел полномочия требовать объяснений от любого чиновника в Сенате. Поэтому чиновники всех рангов всегда знали, что за их прегрешения и нарушения по службе могут наступить негативные последствия. Также высшие должности фискалов действовали на региональном уровне, поэтому выстроилась определенная система взаимоотношений.
Реформы Екатерины II
Создание Правительствующего сената обнажило резкие перекосы в системе управления. Нередко по поводу уровня занимаемых должностей между чиновниками возникали различные конфликтные явления. Государственный орган серьезно страдал от распрей чиновников внутри Сената.
В 1722 году к работе приступил генерал-прокурор. Он становился главным лицом в учрежденном органе власти и был своеобразным соединительным звеном между главой государства и остальными чиновниками Сената. Однако после правления Петра I в стране настала очередная череда правительственных переворотов, которую удалось смягчить лишь через несколько десятилетий. Тогда на трон российского государства заступила Екатерина Великая. Она вдохнула новую жизнь в задыхающийся и устаревший орган власти.
В годы неопределенности был создан Верховный тайный совет, который на время смог отодвинуть с лидирующих государственных позиций Сенат, однако вскоре это учреждение было разделено на 6 департаментов. Каждый из них отвечал за конкретную сферу жизнедеятельности государства. Эти мероприятия помогли точнее очертить полномочия Сената.
Первый департамент занимался только внутренними политическими делами. На второй из них были возложены функции судебного порядка. Еще один департамент при Сенате активно занимался губерниями, которые имели особый статус в Российской империи.
Существовал также департамент, целью которого было решение вопросов военного и морского дела. Еще два департамента располагались в Москве и заведовали судом и административными делами. Остальные отделения Сената находились в Санкт-Петербурге.
Императрица смогла усилить влияние генерал-прокурора на работу всех департаментов. Екатерина II смогла восстановить уровень самодержавия петровских времен и предпочитала самостоятельно держат все управление страной в своих руках. Однако после ее смерти Сената вновь потерял былые функции. Орган был упразднен после революции большевиков в 1917 году.
Современный период действия
В настоящее время сенаторами называют членом Совета Федерации Федерального собрания РФ. Совета Федерации является верхней палатой российского парламента и начал действовать после развала СССР и образования современной России, которая переняла часть традиции политического устройства дореволюционного периода. Совета Федерации состоит из представителей от регионов России. Эти представители назначаются президентом страны для исполнения законодательных, исполнительных функций власти. От каждого субъекта Российской Федерации в политическом процессе участвует два человека.
Доверенный орган Петра I
Петр I, придя к власти, желал полностью отойти от старой Руси. Поэтому он упразднил бесполезную к тому времени Боярскую Думу и создал новый государственный орган — Сенат.
Учреждение Сената
В XIV веке в России был создан высший совет государства- Боярская Дума. Она вместе с царем рассматривала вопросы общегосударственной важности и участвовала в процессе принятия законов.
В конце XVII века значение этого органа стало падать, заседания бояр проходили все реже. Окончательно Дума прекратила свою работу при Петре I. При этом царь не издавал соответствующего указа. В связи с переносом столицы России из Москвы в Санкт-Петербург заседания совета прекратились. А Петр I перестал назначать новых членов Думы, поэтому постепенно она исчезла.
Царь во время военных походов и разъездов, не дающих ему заниматься государственными делами, передавал свои полномочия избранным лицам («консилия министров»). Петр I полностью им доверял, поэтому они принимали решения без его предварительного согласования. Сначала «консилия» была временной, но спустя несколько лет царь задумал сделать на ее основе постоянный высший орган власти.
В марте 1711 года Петр I создал Правительствующий сенат. Он подчинялся непосредственно царю и назначался им.
Состав и функции
В 1711 году в состав Сената вошли 9 приближенных к царю лиц:
Заведующим канцелярией (обер-секретарем) Петр I назначил Анисима Яковлевича Щукина.
Кроме того, для дополнительного контроля над чиновниками была введена должность фискала. При Правительствующем Сенате числился обер-фискал. В каждой губернии действовали провинциал-фискалы, у которых в подчинении находились «низшие» фискалы.
В тот период дела не разделялись на законодательные, судебные и административные, поэтому Сенат, заменяющий царя, рассматривал все вопросы текущего управления.
Основными функциями Сената являлись:
Сенат Российской империи: история создания и функции
5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената – высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.
5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.
После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.
В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.
С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.
В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.
После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц.
В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).
К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.
В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.
Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
История создания государственного органа
Создание Сената при Петре I было обусловлено частыми отлучками государя, вынужденного решать дела государственной важности не только в российской глубинке, но и за рубежом. И если поначалу он поручал выполнение ключевых обязательств своим доверенным лицам, занимавшим высшие посты, то со временем желание держать все под контролем из любой точки земного шара привело к обретению законной формы для временного поручительства и переводу его работы на постоянную основу.
Не стоит думать, будто такое решение было продиктовано желанием царя переложить свои обязанности на бояр, ведь, несмотря на то, что Петр предоставлял им практически неограниченную свободу действий в период временного поручительства, учреждение единого органа управления изначально планировалось как создание дополнительного инструмента для обеспечения абсолютной монархии. Проще говоря, император стремился только к единоличному управлению с расстановкой самых приближенных особ по ключевым государственным постам.
Структура Сената
Примечательно, что подготовка к созданию высшего правительственного учреждения при Петре I, которое пришло на смену Боярской думе, стартовала еще в 1701 году, ведь тогда государь был вынужден часто отсутствовать на своем посту из-за разгоравшейся Северной войны, развязанной в борьбе за выход к Балтийскому морю. На тот момент предшествующий орган власти практически изжил себя, передав все свои функции во временное учреждение, именуемое Консилией министров.
Сама по себе министерская Консилия представляла собрание лиц, возглавлявших главные ведомства Царской России, явно нуждаясь в упорядочивании, что, собственно, и произошло 2 марта 1711 года, когда был официально утвержден Сенат. Спустя 75 лет, уже во времена правления Екатерины Великой на территории Московского Кремля было возведено здание Сената, названное Сенатским дворцом и сохранившееся до настоящего времени.
Большинство сенаторов для нового органа управления перешло из Консилии, и каждую кандидатуру утверждал лично Петр. В первый состав Сената, утвержденный лично императором, вошли следующие государственные деятели, приближенные к царю:
Возглавил Сенат Анисим Яковлевич Щукин, ставший его обер-секретарем. Он запомнился тем, что не получал жалованья за первые два года этой службы, в результате чего ему пришлось обратиться с ходатайством к самому государю. То есть все руководящие должности (9+1) занимали исключительно люди, максимально приближенные к Петру, хотя многие из них во время своего правления неоднократно впадали в цареву немилость.
В свою очередь, в подчинение сенаторов входили специально созданные фискальные службы, осуществлявшие дополнительный контроль за коллегиями и наместниками с их помощниками.
При Петре в каждом крупном городе работало несколько таких фискалов, количество которых напрямую зависело от плотности населения. Кроме того, со временем была введена должность генерал-прокурора, контролирующего весь Сенат в целом.
Основные функции
Примечательно, что созданный при Петре I правительствующий Сенат не имел ничего общего с государственными органами, которым довелось появиться в то время за рубежом, представляя собой учреждение, полностью адаптированное под российские особенности и реалии тех лет. Степень власти этого образования соответствовала царской, и сам Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения принятым органом решениям.
В свою очередь, на государственное учреждение возлагались не менее серьезные обязательства. Так, в перечень функций Сената при Петре I входили следующие:
Кроме того, Сенат оставлял за собой право назначать работников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять тотальный контроль на местах.
Стоит отметить, что в первые годы орган управления не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные, так как любой, пусть даже и самый мелкий запрос, приходил на имя императора, фактически не давая четко обозначенных полномочий сенаторам. Становилось очевидно, что новое формирование нуждалось в преобразовании, которое не заставило себя долго ждать.
Деятельность и интересные факты
Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.
После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:
После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.
Несмотря на то что в 1718 году государем была предпринята попытка создания учреждения коллегий по шведскому образцу, значимость основанного ранее органа, в рамках которого решались самые важные управленческие, судебные и законодательные дела, не вызывало ни малейших сомнений в высших чиновничьих кругах.
Послевоенные события и упразднение
Ликвидация коллегий, которая произошла в 1720 году, только усилила позиции Сената. И особое положение в этом органе практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный государственными деятелями в 1722 году, после чего и обозначилось его структурирование. В этот же период между представителями высших чинов обострились распри, которые заставили Петра искать человека, способного контролировать сенатские заседания и обеспечивать должный порядок во время их проведения.
Как показала практика, главенствующий над сенаторами обер-секретарь Анисим Щукин не справлялся с поставленной задачей, поэтому сразу после его кончины эта роль была отведена сменным штабным офицерам гвардии. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно в вопросах его законодательства, в связи с чем значимость Сената сильно упала.
Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни единого решения без его личной подписи, чему предшествовало детальное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться государю на Сенат, притом что неповиновение в этом вопросе каралось смертной казнью.
Постоянные изменения происходили и с местоположением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Петербург и обратно, несмотря на то, что с 1714 года он был закреплен на постоянной основе именно за Северной Пальмирой. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.