какие функции выполняет музей

Понятие и функции музея

Нестеров А.К. Понятие и функции музея // Энциклопедия Нестеровых

Сущность музея, как особого вида культурного учреждения

Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.

В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.

Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.

Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.

Понятие «музей»

Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.

Понятие «музей» происходит из древнегреческой культуры – «museion», что переводится как «храм муз». Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.

В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея:

Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.

В своем исследовании [1] Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:

Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.

В словаре «Музейные термины» дано такое определение: «музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов». В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон [2].

Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:

Музей – источник информации и социальный институт.

С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.

В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.

Функции музея

какие функции выполняет музей. Смотреть фото какие функции выполняет музей. Смотреть картинку какие функции выполняет музей. Картинка про какие функции выполняет музей. Фото какие функции выполняет музей

Выделяют 2 основные функции музея:

Документирование, как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.

Образование и воспитание, как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

В качестве дополнительных функций музея выступают:

В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.

Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.

Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.

Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.

Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.

Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.

Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.

Выводы

Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.

Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.

Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто «дополнительная информация» – это одна из главных задач музея при работе с публикой.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

какие функции выполняет музей. Смотреть фото какие функции выполняет музей. Смотреть картинку какие функции выполняет музей. Картинка про какие функции выполняет музей. Фото какие функции выполняет музей

Сущность феномена музея и его функций. Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению

Феномен музея и его функции

Феномен музея

Общая теория музееведения (метамузеология) объясняет место музееведения в системе других наук, ее структурные элементы, основные понятия, определяет феномен музейного предмета и музея.

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера. В вариативности существования музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти характеристики в процессе своего развития.

Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».

К феномену музея и связанным с ним проблемам философская мысль обращалась крайне редко. Одним из первых отечественных философов, размышлявшим по этому вопросу и выразившим собственное отношение музею и музейному делу, был Николай Федорович Федоров (1829 – 1903).

Стремительный рост знаний, развитие информационного общества и информационных технологий, новые потребности человека необратимо меняют мир культуры и, соответственно, музеи. Сегодня исследователи вновь обращаются к философии музея. В трудах культурологов, музееведов, социологов наметился отход от институциональной трактовки музея как учреждения с определенными функциями, происходит переосмысление его феноменологии в рамках толкования музея как формы существования культуры или как способа отношения человека к окружающему миру.

В статье «Музей в системе культуры», помещённой в журнале «Вопросы искусствознания» за 1994 год, М.С. Каган рассматривает музей с позиций системного подхода, а именно не изолированно, но в системе высшего порядка, в которую музей «вписан» и в условиях которой он функционирует 1. Это позволило теоретическому музееведению сформировать представление о музее как о специфической социально-культурной информационной системе, органично включённой в структуру культуры.

Для того, чтобы оценить музей как современный культурный феномен, следует обращаться к ключевым функциям культуры. Образовательно-воспитательная, интегративная (дезинтегративная), гносеологическая, регулирующая, семиотическая, информационная функции остаются равнозначимыми, отражающими способность культуры аккумулировать, сохранять и транслировать культурный опыт, но особого внимания сегодня заслуживают аксиологическая и социальная функции.

Культура обеспечивает единство той или иной человеческой общности на основе общих мировоззренческих ориентиров, опираясь на мифологию, религию, философию, политико-правовые и моральные нормы, обычаи, идеологические доминанты и т.д. Именно они выступают основанием для формирования ценностной системы социума и отдельного индивидуума.

Сами по себе новейшие достижения ИКТ например, в формах виртуальных экскурсий по музею с точным воспроизведением расположения залов и экспонатов, реконструкций исторических битв и проч., хотя и оптимизируют процесс трансляции культурного наследия, не могут обеспечить передачу культурных смыслов, запечатленных в нем. С этим связана возрастающая актуальность вопросов интерпретации культурных смыслов, без которых невозможна деятельность современного музея как феномена культуры.

Расширение и углубление комплексной деятельности современного музея дает основания не только считать его феноменом культуры, но и отметить его возрастающую роль в сохранении и трансляции материального и нематериального культурного наследия.

В общем, товарищи, феномен музея — комплексное понятие, сочетающее в себе синтез функций музея (социокультурных) и видов деятельности музея. Как-то так.

Функции музея

Зарубежное и российское музееведение традици­онно выделяют две основные социальные функции му­зея — документирования и образовательно-воспитательную.

А. М. Разгон выделил четыре основные функции:

Многие исследователи дополняют эти функ­ции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологиче­скую функцию (ценностную, т. е. нацеленную на формирова­ние в обществе ценностных критериев и установок), эстети­ческую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией му­зеев на организацию досуга населения, Д. А. Равикович пред­ложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспониро­вание, воспитание, обучение и наслаждение.

Однако весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций — документирования и образовательно-воспита­тельной. Так, документирование предполагает хранение и ис­следование источников, а формирование ценностных устано­вок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности и т. д. Таким образом, многообразие взглядов отра­жает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователя к большей детализации в ходе их описания.

Функция документирования реализуется через отра­жение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов — музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т. е. с охранной функцией, и с их изучением, т. е. с исследовательской функцией.

Образова­тельно-воспитательная функция реализуется через использо­вание информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.

В связи с утверждением коммуникационного подхода в музееведении наметилась тенденция определить третью из основных функций музея — коммуникационную. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным на­следием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодоле­нии прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколе­ниями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества. Производной от коммуни­кативной можно считать репрезентативную функцию музея, представляющего историю и культуру данного человеческого сообщества другим сообществам.

Социокультурные функции музея

К основным исторически сложившимся социокультурным функциям музея, выражающим его общественное назначение, можно отнести:

Необходимо иметь в виду, что в реальном пространственно-временном процессе (действительности), понятие «функция» объясняет процесс взаимодействия музея с обществом, т. е. его функционирование. Данный процесс взаимодействия происходит как в рамках самого музея, так и в отношениях музея с социокультурной средой.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социальных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.

Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, динамизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теряется смысл существования самого явления, т. е. функции музея стабильны, поскольку документирующие и образовательно-воспитательные значения музея остаются неизменными на протяжении значительных исторических эпох. Вместе с тем социокультурные функции находятся в постоянном развитии, так как общественные запросы к музею меняются в конкретной политической, экономической или культурной ситуациях. Музей по своей природе —идеологическое учреждение. Поэтому его концепция, лежащая в основе документирования и образования, определяется прежде всего социальными условиями и идеологией, господствующими в данном обществе на том или ином этапе его исторического развития.

Другой фактор, от которого зависит развитие социальных функций, связан с определенным уровнем развития науки и культуры, в частности как профильной, так и музееведения. Общественные потребности обусловливают соотношение социокультурных функций музея. В зависимости от конкретной ситуации в обществе и профиля музея может доминировать та или иная функция и соответственно по-разному могут быть расставлены акценты на различных аспектах его деятельности. Например, активное развитие образовательной деятельности отечественных музеев в 1920-е годы было связано с господствовавшей тогда государственной доктриной, направленной на «широкое просвещение трудящихся масс».

При этом чем острее возникающая социокультурная ситуация, тем резче меняется соотношение функций. Напротив, чем многообразнее требования, предъявляемые к музею обществом, тем гармоничнее это соотношение. В экстремальных ситуациях (война, революция и т. д.) превалирует задача сохранения музейных ценностей.

Современные подходы к определению социокультурных функций музея

Несмотря на то, что проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания.

Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

Динамика и особенности развития социальных функций ярко проявляются и в современных условиях. Это выражается как в формировании новых задач, так и в изменении направлений деятельности музеев во всем мире. Так, музей, выполняя по отношению к обществу и культуре функцию документирования, испытывает на себе влияние экономического, культурного и научного характера, что проявляется в комплектовании, изучении и хранении музейных собраний.

Меняется сегодня и функция документирования. Это связано как с комплектованием, так и с сохранением и изучением имеющегося фонда музейных предметов. Данные изменения проявляются по-разному. Рассмотрим их более детально. Так, в комплектовании Источниковой базы музея существуют три тенденции:

К данной тенденции можно отнести увеличение количества музеев-заповедников, а также их концептуальное разнообразие. Это и историко-этнографический и средовой подход, положенный в основу формирования музеев деревянного зодчества в Костроме, Архангельске, Вологде и Перми, и сценарная концепция Ивангородского музея-заповедника, связанная с образно-сюжетным методом проектирования1. В последнее время активно развивается тенденция «мягкой» музеефикации, т. е. включение в музейный ансамбль прилегающих к музею архитектурных памятников и исторической территории. Так, в Санкт-Петербурге в конце 1990-х годов принята программа развития Государственного Эрмитажа и Дворцовой площади. Она призвана сохранить и использовать для различных целей музейной деятельности уникальный архитектурный комплекс зданий исторического центра Санкт-Петербурга и непосредственно примыкающих к ансамблю Дворцовой площади.

Помимо этого, функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в двух основных направлениях:

Информационные и экспрессивные возможности воздействия музейных предметов на посетителей, а также познавательные и культурные запросы общества к музею обусловливают существование и развитие его образовательной функции, специфика которой заключается в том, что, аккумулировав историко-культурный опыт, музей его передает. Особенностью музейной формы передачи информации является то, что музейная модель действительности (экспозиция) через конкретные музейные предметы передает не просто факты, но суждения, представления и отношение к ним. Основные направления динамики образовательно-воспитательной функции связаны с новыми подходами к экспозиции, которые проявляются:

Образовательно-воспитательная функция музея реализуется не только через экспозицию (музейную модель действительности), но и через различные формы взаимодействия с посетителем. В современных условиях можно выделить следующие направления:

Важным фактором в реализации образовательной функции современного музея является выделение такой отрасли педагогической науки, как музейная педагогика. Это позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и «педагогически» воздействовать на посетителей.
Музейно-педагогические исследования организуют образовательную деятельность в процесс, что позволяет разработать специальные «Программы», связанные с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев, которые являются стержнем взаимодействия музея и школы. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» для детей дошкольного возраста, разработанная Государственным Русским музеем.

Кроме исторически обусловленных социокультурных функций, современный музей все более активно включается в реализацию функции организации свободного времени. Социальные условия диктуют необходимость определения своих уникальных возможностей для того, чтобы занять место в системе досуговых учреждений. Поэтому для реализации функции организации свободного времени (рекреации) и развития в связи с этим специальной инфраструктуры в музейном пространстве организуются такие мероприятия, как спектакли, концерты, праздники, балы и т. д. Интересен опыт Музея А. П. Чехова в Мелехове по организации спектаклей в музее силами лучших театральных коллективов страны, или ставшие классическим примером Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, концерты в Эрмитажном театре, Меншиковском дворце, престижные балы «Бокал шампанского» в Музее-заповеднике «Царское Село» и т. д. Рекреационные возможности музея открывают перспективу решения и коммерческих проблем современных музеев.

Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.

Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п. Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).

Таким образом, понимание социокультурных функций музея связано с осмыслением его как саморазвивающейся социальной системы, меняющейся под воздействием определенных факторов политического, экономического и культурного характера.

Существование различных взглядов на определение функций музея позволяет нам сделать вывод о том, что исторически обусловленными и имманентно (внутренне) присущими музею являются: функция документирования подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; образовательно-воспитательная функция, обусловленная информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов; функция организации свободного времени, отвечающая общественным потребностям в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Социокультурные функции музея, как мы видим, обусловлены государственной политикой в области музейного дела, социальным заказом, «встроенностью» в общество, а также возможностью музея стать основным мостом между современностью и прошлым, между человеком и культурным и природным наследием.

Превью: Вид на закате на музей принца Филиппа, Город искусств и наук, Валенсия, Испания. Площадь музея 40’000м², открыт 13 ноября 2000г., спроектирован Сантьяго Калатрава.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *