какие функции выполняет музей
Понятие и функции музея
Нестеров А.К. Понятие и функции музея // Энциклопедия Нестеровых
Сущность музея, как особого вида культурного учреждения
Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.
В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.
Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.
Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.
Понятие «музей»
Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.
Понятие «музей» происходит из древнегреческой культуры – «museion», что переводится как «храм муз». Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.
В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея:
Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.
В своем исследовании [1] Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:
Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.
В словаре «Музейные термины» дано такое определение: «музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов». В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон [2].
Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:
Музей – источник информации и социальный институт.
С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.
В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.
Функции музея
Выделяют 2 основные функции музея:
Документирование, как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.
Образование и воспитание, как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
В качестве дополнительных функций музея выступают:
В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.
Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.
Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.
Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.
Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.
Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.
Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.
Выводы
Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.
Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.
Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто «дополнительная информация» – это одна из главных задач музея при работе с публикой.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Сущность феномена музея и его функций. Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению
Феномен музея и его функции
Феномен музея
Общая теория музееведения (метамузеология) объясняет место музееведения в системе других наук, ее структурные элементы, основные понятия, определяет феномен музейного предмета и музея.
Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера. В вариативности существования музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти характеристики в процессе своего развития.
Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».
К феномену музея и связанным с ним проблемам философская мысль обращалась крайне редко. Одним из первых отечественных философов, размышлявшим по этому вопросу и выразившим собственное отношение музею и музейному делу, был Николай Федорович Федоров (1829 – 1903).
Стремительный рост знаний, развитие информационного общества и информационных технологий, новые потребности человека необратимо меняют мир культуры и, соответственно, музеи. Сегодня исследователи вновь обращаются к философии музея. В трудах культурологов, музееведов, социологов наметился отход от институциональной трактовки музея как учреждения с определенными функциями, происходит переосмысление его феноменологии в рамках толкования музея как формы существования культуры или как способа отношения человека к окружающему миру.
В статье «Музей в системе культуры», помещённой в журнале «Вопросы искусствознания» за 1994 год, М.С. Каган рассматривает музей с позиций системного подхода, а именно не изолированно, но в системе высшего порядка, в которую музей «вписан» и в условиях которой он функционирует 1. Это позволило теоретическому музееведению сформировать представление о музее как о специфической социально-культурной информационной системе, органично включённой в структуру культуры.
Для того, чтобы оценить музей как современный культурный феномен, следует обращаться к ключевым функциям культуры. Образовательно-воспитательная, интегративная (дезинтегративная), гносеологическая, регулирующая, семиотическая, информационная функции остаются равнозначимыми, отражающими способность культуры аккумулировать, сохранять и транслировать культурный опыт, но особого внимания сегодня заслуживают аксиологическая и социальная функции.
Культура обеспечивает единство той или иной человеческой общности на основе общих мировоззренческих ориентиров, опираясь на мифологию, религию, философию, политико-правовые и моральные нормы, обычаи, идеологические доминанты и т.д. Именно они выступают основанием для формирования ценностной системы социума и отдельного индивидуума.
Сами по себе новейшие достижения ИКТ например, в формах виртуальных экскурсий по музею с точным воспроизведением расположения залов и экспонатов, реконструкций исторических битв и проч., хотя и оптимизируют процесс трансляции культурного наследия, не могут обеспечить передачу культурных смыслов, запечатленных в нем. С этим связана возрастающая актуальность вопросов интерпретации культурных смыслов, без которых невозможна деятельность современного музея как феномена культуры.
Расширение и углубление комплексной деятельности современного музея дает основания не только считать его феноменом культуры, но и отметить его возрастающую роль в сохранении и трансляции материального и нематериального культурного наследия.
В общем, товарищи, феномен музея — комплексное понятие, сочетающее в себе синтез функций музея (социокультурных) и видов деятельности музея. Как-то так.
Функции музея
Зарубежное и российское музееведение традиционно выделяют две основные социальные функции музея — документирования и образовательно-воспитательную.
А. М. Разгон выделил четыре основные функции:
Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологическую функцию (ценностную, т. е. нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), эстетическую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией музеев на организацию досуга населения, Д. А. Равикович предложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение.
Однако весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций — документирования и образовательно-воспитательной. Так, документирование предполагает хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности и т. д. Таким образом, многообразие взглядов отражает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователя к большей детализации в ходе их описания.
Функция документирования реализуется через отражение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов — музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т. е. с охранной функцией, и с их изучением, т. е. с исследовательской функцией.
Образовательно-воспитательная функция реализуется через использование информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.
В связи с утверждением коммуникационного подхода в музееведении наметилась тенденция определить третью из основных функций музея — коммуникационную. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодолении прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколениями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества. Производной от коммуникативной можно считать репрезентативную функцию музея, представляющего историю и культуру данного человеческого сообщества другим сообществам.
Социокультурные функции музея
К основным исторически сложившимся социокультурным функциям музея, выражающим его общественное назначение, можно отнести:
Необходимо иметь в виду, что в реальном пространственно-временном процессе (действительности), понятие «функция» объясняет процесс взаимодействия музея с обществом, т. е. его функционирование. Данный процесс взаимодействия происходит как в рамках самого музея, так и в отношениях музея с социокультурной средой.
Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
Функция организации свободного времени обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социальных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.
Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, динамизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теряется смысл существования самого явления, т. е. функции музея стабильны, поскольку документирующие и образовательно-воспитательные значения музея остаются неизменными на протяжении значительных исторических эпох. Вместе с тем социокультурные функции находятся в постоянном развитии, так как общественные запросы к музею меняются в конкретной политической, экономической или культурной ситуациях. Музей по своей природе —идеологическое учреждение. Поэтому его концепция, лежащая в основе документирования и образования, определяется прежде всего социальными условиями и идеологией, господствующими в данном обществе на том или ином этапе его исторического развития.
Другой фактор, от которого зависит развитие социальных функций, связан с определенным уровнем развития науки и культуры, в частности как профильной, так и музееведения. Общественные потребности обусловливают соотношение социокультурных функций музея. В зависимости от конкретной ситуации в обществе и профиля музея может доминировать та или иная функция и соответственно по-разному могут быть расставлены акценты на различных аспектах его деятельности. Например, активное развитие образовательной деятельности отечественных музеев в 1920-е годы было связано с господствовавшей тогда государственной доктриной, направленной на «широкое просвещение трудящихся масс».
При этом чем острее возникающая социокультурная ситуация, тем резче меняется соотношение функций. Напротив, чем многообразнее требования, предъявляемые к музею обществом, тем гармоничнее это соотношение. В экстремальных ситуациях (война, революция и т. д.) превалирует задача сохранения музейных ценностей.
Современные подходы к определению социокультурных функций музея
Несмотря на то, что проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания.
Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.
Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.
Динамика и особенности развития социальных функций ярко проявляются и в современных условиях. Это выражается как в формировании новых задач, так и в изменении направлений деятельности музеев во всем мире. Так, музей, выполняя по отношению к обществу и культуре функцию документирования, испытывает на себе влияние экономического, культурного и научного характера, что проявляется в комплектовании, изучении и хранении музейных собраний.
Меняется сегодня и функция документирования. Это связано как с комплектованием, так и с сохранением и изучением имеющегося фонда музейных предметов. Данные изменения проявляются по-разному. Рассмотрим их более детально. Так, в комплектовании Источниковой базы музея существуют три тенденции:
К данной тенденции можно отнести увеличение количества музеев-заповедников, а также их концептуальное разнообразие. Это и историко-этнографический и средовой подход, положенный в основу формирования музеев деревянного зодчества в Костроме, Архангельске, Вологде и Перми, и сценарная концепция Ивангородского музея-заповедника, связанная с образно-сюжетным методом проектирования1. В последнее время активно развивается тенденция «мягкой» музеефикации, т. е. включение в музейный ансамбль прилегающих к музею архитектурных памятников и исторической территории. Так, в Санкт-Петербурге в конце 1990-х годов принята программа развития Государственного Эрмитажа и Дворцовой площади. Она призвана сохранить и использовать для различных целей музейной деятельности уникальный архитектурный комплекс зданий исторического центра Санкт-Петербурга и непосредственно примыкающих к ансамблю Дворцовой площади.
Помимо этого, функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в двух основных направлениях:
Информационные и экспрессивные возможности воздействия музейных предметов на посетителей, а также познавательные и культурные запросы общества к музею обусловливают существование и развитие его образовательной функции, специфика которой заключается в том, что, аккумулировав историко-культурный опыт, музей его передает. Особенностью музейной формы передачи информации является то, что музейная модель действительности (экспозиция) через конкретные музейные предметы передает не просто факты, но суждения, представления и отношение к ним. Основные направления динамики образовательно-воспитательной функции связаны с новыми подходами к экспозиции, которые проявляются:
Образовательно-воспитательная функция музея реализуется не только через экспозицию (музейную модель действительности), но и через различные формы взаимодействия с посетителем. В современных условиях можно выделить следующие направления:
Важным фактором в реализации образовательной функции современного музея является выделение такой отрасли педагогической науки, как музейная педагогика. Это позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и «педагогически» воздействовать на посетителей.
Музейно-педагогические исследования организуют образовательную деятельность в процесс, что позволяет разработать специальные «Программы», связанные с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев, которые являются стержнем взаимодействия музея и школы. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» для детей дошкольного возраста, разработанная Государственным Русским музеем.
Кроме исторически обусловленных социокультурных функций, современный музей все более активно включается в реализацию функции организации свободного времени. Социальные условия диктуют необходимость определения своих уникальных возможностей для того, чтобы занять место в системе досуговых учреждений. Поэтому для реализации функции организации свободного времени (рекреации) и развития в связи с этим специальной инфраструктуры в музейном пространстве организуются такие мероприятия, как спектакли, концерты, праздники, балы и т. д. Интересен опыт Музея А. П. Чехова в Мелехове по организации спектаклей в музее силами лучших театральных коллективов страны, или ставшие классическим примером Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, концерты в Эрмитажном театре, Меншиковском дворце, престижные балы «Бокал шампанского» в Музее-заповеднике «Царское Село» и т. д. Рекреационные возможности музея открывают перспективу решения и коммерческих проблем современных музеев.
Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.
Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п. Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).
Таким образом, понимание социокультурных функций музея связано с осмыслением его как саморазвивающейся социальной системы, меняющейся под воздействием определенных факторов политического, экономического и культурного характера.
Существование различных взглядов на определение функций музея позволяет нам сделать вывод о том, что исторически обусловленными и имманентно (внутренне) присущими музею являются: функция документирования подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; образовательно-воспитательная функция, обусловленная информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов; функция организации свободного времени, отвечающая общественным потребностям в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Социокультурные функции музея, как мы видим, обусловлены государственной политикой в области музейного дела, социальным заказом, «встроенностью» в общество, а также возможностью музея стать основным мостом между современностью и прошлым, между человеком и культурным и природным наследием.
Превью: Вид на закате на музей принца Филиппа, Город искусств и наук, Валенсия, Испания. Площадь музея 40’000м², открыт 13 ноября 2000г., спроектирован Сантьяго Калатрава.