какие характеристики сознания выделяет в джемс выберите несколько правильных ответов
Анатомия нервной системы раздел анатомии человека, в котором рассматриваются
Первые, кто выделил человеческую психику или «душу» из материальных явлений. Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Где по мнению Авиценны локализовались психические процессы?
Выберите один ответ:
Какие признаки характеризующие ощущения выделял Авиценна? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Какой вид восприятия подробно изучил Альгазен?
Выберите один ответ:
b. зрительное восприятие
Какой вклад Плотин внёс в современную психологию?
Выберите один ответ:
a. ознаменовал начало метода интроспекции
Какой известный принцип восприятия сущностей открыл Оккам?
Выберите один ответ:
Кто из философов выделил волю, как принцип, организующий деятельность души?
Выберите один ответ:
Что Оккам выделил в составе души? Выделите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Какие функции речи выделил Гоббс в своем учении? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Какими душами наделен человек по мнению Ф. Бэкона? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Кого считают основателем экспериментальной психофизиологии?
Выберите один ответ:
Кто из философов одним из первых предложил ввести эксперимент?
Выберите один ответ:
Что Декарт относит к психическому?
Выберите один ответ:
Что нового внес в развитие психологической науки Г.Лейбниц? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. открыл изменчивость сознания
b. показал активную природу сознания
Что основатели эмпиризма считали источником возникновения знаний?
Выберите один ответ:
В чем закон «кривой забывания»?
Выберите один ответ:
a. быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается
В чем заслуга Гельмгольц в развитии экспериментальной психологии?
Выберите один ответ:
b. провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса
Какие важные методы в психологии открыл Фехнер? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. метод установления порога
c. метод средней ошибки
Какой прорыв в науки сделал Фехнер?
Выберите один ответ:
c. выявил связь между телом и мозгом
Кем была основана наука психофизика?
Выберите один ответ:
Кто из ученых создал первую психологическую лабораторию?
Выберите один ответ:
Кто открыл закон «кривой забывания»?
Выберите один ответ:
Что такое абсолютный порог чувствительности?
Выберите один ответ:
a. наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение
Что такое волюнтаризм?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
c. выделил связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям
Какие характеристики сознания выделяет В. Джемс? Выберите несколько правильных ответов?
Выберите один или несколько ответов:
Какой метод изучения предмета использовал Титченер?
Выберите один ответ:
Какой предмет психологии выделял последователь функционализма К. Штумпф?
Выберите один ответ:
c. функции сознания
Какую главную цель перед психологией ставил Титченер?
Выберите один ответ:
c. выявление структуры сознания
Кто был первым создателем американской психологической лаборатории?
Выберите один ответ:
С какой наукой важно связывать психологию по мнению В. Джемса?
Выберите один ответ:
Что в структурализме Титченер выделял предметом психологии?
Выберите один ответ:
c. сознательный опыт
Что измерят формула, введенная в психологию В. Джемсом?
Выберите один ответ:
В чем заключается теория рекапитуляции С. Холла?
Выберите один ответ:
a. онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека
Какая возрастная категория измерялась тестами А.Бине.
Выберите один ответ:
Какие методы для изучения умственных качеств использовал Ф. Гальтон? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. биографические метод
Какие новые методы в своем исследовании стал использовать А. Гезелл? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. лонгитюдный метод
b. метод наблюдения
c. близнецовый метод
Какой возраст изучался в Иельской клинике, созданной А. Гезеллом?
Выберите один ответ:
Какой вывод сделал Ф. Гальтон после проведения своего исследования?
Выберите один ответ:
b. выявил, что способности являются наследственным фактором
Кто был основателем сравнительной психологии?
Выберите один ответ:
Что изучает сравнительная психология?
Выберите один ответ:
b. различие между психикой человека и животного
Что означает понятие синкретизм?
Выберите один ответ:
c. слитность детских представлений о мире
Что определяли тесты А. Бине?
Выберите один ответ:
c. уровень интеллекта
Как называются обобщенные представления людей относительно того, в какой степени они могут контролировать результаты собственной деятельности?
Выберите один ответ:
Как происходит изучение поведения личности в бихевиористической психологии?
Выберите один ответ:
Какие методы использовались в бихевиоральной психологии? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. ведение дословной записи
c. формирование условных рефлексов
Каким термином можно охарактеризовать следующие описание: организм активно воздействует на свое окружение, с целью добиться желаемого положения вещей.
Выберите один ответ:
c. оперантное поведение
Какой новый метод ввел в психологию Э.Л. Торндайк?
Выберите один ответ:
c. метод проб и ошибок
Кто из последователей бихевиоризма трансформировал формулу S-R, в S-O-R?
Выберите один ответ:
Кто из ученых открыли условный и безусловные рефлексы? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Что является предметом психологии в бихевиористическом направлении?
Выберите один ответ:
Выберите несколько правильных ответов, означающих понятие гештальт.
Выберите один или несколько ответов:
b. целостность объекта
Выберите определение, подходящее к описанию принципа простоты в гештальт-психологии.
Выберите один ответ:
b. мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно
Как формируется годологическое пространство?
Выберите один ответ:
a. формируется личностными потребностями человека
Каким понятием можно назвать: внезапное осознания или постижение неизвестных ранее взаимосвязей?
Выберите один ответ:
Кто из последователей гештальт-психологии открыл теорию поля?
Выберите один ответ:
Чем характеризуется принцип фигура-фон гештальт-психологии?
Выберите один ответ:
d. мы стремимся организовывать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект и задний план, на котором она представлена
Чем характеризуется феномен константности восприятия?
Выберите один ответ:
a. восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются
Чем является фи-феномен?
Выберите один ответ:
a. архаические образы
З. Фрейд выделил, что психические процессы и структуры обладают особой формой психической энергии. Как называется данная энергия?
Выберите один ответ:
Какой механизм психологической защиты описан далее: в поиске удовлетворения инстинкта, личность сталкивается с препятствиями, если их нельзя избежать, то субъект вынужден “отодвинуть” их на задний план или убрать его из области сознательного.
Выберите один ответ:
Кто первый из научных деятелей ввёл в психологию метод гипноза?
Выберите один ответ:
О чем говорил З. Фрейд используя, следующее высказывание: королевская дорога к бессознательному?
Выберите один ответ:
С каким психическим состоянием связано недостижение инстинктом своей цели? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
b. возрастает активность в поисках разрядки
c. активизируются механизмы защиты
d. чувство напряжения или энергия либидо
Сколько способов психической деятельности известно, исходя из психоаналитической теории?
Выберите один ответ:
Чем характеризуется архетип тени?
Выберите один ответ:
b. человек боится, презирает и не может принять в себе отрицательные качества
Что помогает личности добиться успеха, по теории Адлера?
Выберите один ответ:
c. комплекс неполноценности
Что согласно Юнгу является конечной жизненной целью человека?
Выберите один ответ:
Выберите, что изучает гуманистическая психология?
Выберите один ответ:
c. здоровый творческий индивид
Какие наиболее распространенные препятствия личностному росту выделял К. Роджерс? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. потребность в любви и позитивном признании
b. переживания, находящиеся в несоответствии с “Я” концепцией
c. поведение или отношение, которое отрицает некоторую часть самости
Какие потенциалы личности выделяет гуманистическая психология? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. творческий потенциал человека
c. способность к аутентичному существованию
Какие потребности находится на самой высокой ступени иерархической пирамиды потребностей Маслоу?
Выберите один ответ:
a. потребность в самоактуализации личности
Какие потребности находится на самой низкой ступени иерархической пирамиды потребностей Маслоу?
Выберите один ответ:
b. физиологические потребности
Маслоу утверждает, что удовлетворить потребность полностью сложно, но это может сделать сильная личность.
Выберите один ответ:
Сколько личностных мотивов выделяет К. Роджерс?
Выберите один ответ:
Чем является следующее описание: процесс реализации человеком своих возможностей?
Выберите один ответ:
Что важно при недирективной психотерапии? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
b. безусловное принятие клиента
c. эмпатия со стороны психотерапевта
Что значит понятие: экзистенциальный образ жизни?
Выберите один ответ:
c. тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования
Что по Маслоу характерно для самоактуализирующийся личности?
Выберите один или несколько ответов:
b. выраженная индивидуальность
d. демократическая структура характера
Как можно выйти из когнитивного диссонанса? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. расширить свои знания
b. изменить свое поведение
d. изменить когнитивные элементы, относящихся к среде
Какая цель ставилась перед когнитивной психологией?
Выберите один ответ:
c. объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов
Какой возрастной период входил в репрезентативную выборку исследований Ж. Пиаже?
Выберите один ответ:
Какой метод является основным в когнитивной психологии?
Выберите один ответ:
a. лабораторный эксперимент
Какой основной метод в генетической психологии использовал Ж. Пиаже?
Выберите один ответ:
Что означает понятие когнитивного диссонанса? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
b. возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает
c. субъективное переживание дискомфорта
Что такое аккомодация?
Выберите один ответ:
c. приспособление организма к особенностям элементов внешней среды
Выберите один ответ:
c. ведущая деятельность
Кто в России создал первую психофизиологическую лабораторию?
Выберите один ответ:
Кто из отечественных психологов относился к ленинградской научной школе?
Выберите один ответ:
Кто из отечественных психологов относился к московской научной школе? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
Кто из отечественных ученых провёл сравнительное исследование специфических психологических особенностей людей, живущих в различных социально-экономических и культурных условиях?
Выберите один ответ:
Что главное в психическом развитии человека выделял А.Н. Леонтьев?
Выберите один ответ:
b. решающую роль в развитии человека играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей
Выберите один ответ:
b. чувствительность организма к определенной деятельности
Свойства «потока сознания», по В.Джемсу (Психология)
Вильям Джемс — представитель функционалистического направления интроспективной психологии. Джемс представлял сознание как непрерывный процесс, в котором его отдельные состояния постоянно сменяют друг друга. Исследование сознания должно быть аналитическим. Вместо выискивания составляющих элементов сознания(по положениям сторонников структурализма) предлагается анализ процесса сознания. Вильям Джемс вводит термин «поток сознания», указывающий на функциональность сознания.
Вильям Джемс выделил четыре основных свойства потока сознания:
Любая мысль или состояние сознания, наблюдаемое в какой-либо момент времени, наблюдается у одного отдельного субъекта, принадлежит какому-либо конкретному уму и личности. Сознания разных людей не смешиваются ни при каких условиях — мысли разным людей остаются раздельными несмотря ни на что: ни близкое расположение и взаимодействие субъектов, ни качественная схожесть самих мыслей не способны их объединить.
Второе — В сознании постоянно происходят перемены
Состояния сознания обладают некоторой продолжительностью, однако каждое состояние сознания является уникальным и не может быть повторено вновь.
Указывается, что одни и те же предметы и ситуации редко вызывают у нас одни и те же чувства, для повторения ощущения в точности необходимым условием является точное сохранение того состояния мозга, в котором он находился на момент первого ощущения, вероятность чего крайне мала.
Третье — В каждом отдельном сознании процесс мышления является непрерывным
Джемс приводит два основных тезиса:
1 — после отрезков времени, в которые можно условно сказать об отсутствии сознания(сон, обморок и т.п.), предшествующие и последующие состояния сознания принадлежат одному и тому же личностному сознанию, осознаются как части одной личности. К примеру, если два человека лягут спать на одной кровати, при пробуждении их «прошлые» и «настоящие» не перемешаются. Каждый будет осознавать лишь своё «прошлое» и «настоящие», а о принадлежащих соседу будет иметь представление лишь как наблюдатель.
2 — Качественные перемены в сознании не происходят резко. Даже при восприятии резкой смены между противоположными явлениями (к примеру, резким громким шумом, громом взрывом и предшествовавшей тишиной) ощущение от первого явления не исчезает бесследно а создает связь с ощущением от последующего, вызывая ощущения контраста, которого не возникает, когда подобное сменяется подобным (к примеру, в череде шумов).
Четвёртое — Сознание избирательно, оно воспринимает разные объекты по-разному
Наглядное доказательство этого — легко замечаемая избирательность внимания, направленное внимание и обдумывание. Можно заметить, что человек замечает только те объекты и ощущения, которые важны для человека в с практической или эстетической стороны. При рассмотрении объектов сознание характеризует их не по всем возможным признакам, а лишь по тем, что имеют значение для субъекта на данный момент.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Основные свойства потока сознания (У.Джеймс).
Американский философ и психолог Уильям Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека.
В.Джемс считал невозможным выделение в сознании четко отграниченных друг от друга элементов, из которых потом синтезируются более сложные процессы. Он считал сознание замкнутым в самом себе и доступным только носителю сознания. Обращаясь к данным фактам, В.Джемс выделил четыре свойства сознания как потока:
— любой психический процесс всегда принадлежит кому-то другому («я мыслю»)
— каждый процесс в сознании непрерывен (каждый из нас ощущает себя «непрерывным» — в сознании нет «связок», оно течет, как река, поэтому весьма сомнительным представляется стремление выделить в сознании «элементы» — это похоже на то, как если бы кто-то воспринимал реку как совокупность каких-то отграниченных друг от друга объемов воды)
-в сознании происходят постоянные изменения
-сознание отличается избирательностью (по интересам).
Идеи В.Джемса о потоке сознания были развиты в американском функционализме, представители которого говорили о необходимости смещения акцентов в психологии — с «академического» изучения сознания как такового на изучение «полезности» тех или иных психических функций в различных практических ситуациях.
Согласно функцианолизму, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию, однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии.
Уильям Джеймс: психология сознания
Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии.
Биографический очерк
Учился медицине, в 1869 году получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 года — ассистент, с 1885 года — профессор философии, а в 1889—1907 годах — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом.
Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.
Член Королевской Прусской академии наук.
Психология сознания
Среди наиболее продуктивных идей науки психологии идея «потока сознания«, выдвинутая американским психологом Джеймсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.
С точки зрения Джеймса, «сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное сознание составляет основу личности как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».
Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеймс выделяет три структурных части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка ); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент – это наше эмпирическое «Я», которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент – это наше чистое «Я». В структуре «Я» можно выделить: физическую часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллектуальные, моральные, религиозные стремления и др.). В свою очередь, социальное «Я» имеет «столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых дорожит человек».
Для понимания различных душевных состояний человека большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структурные компоненты личности. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личности. Для определения уровня самоуважения Джеймс предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т.е. оценка личности себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джеймс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Различные виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной – наверху и различными видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и различные виды самоуважения, присущие им.
Трактуя личность как духовную тотальность, созидающую себя, Джеймс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологических исследований.
Переводы на русский язык:
Концепция потока сознания Уильяма Джеймса
Биография и творчество Уильяма Джеймса. Термин «поток сознания» в литературе и в психологии. Все возможные состояния человеческой психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями. Четыре свойства сознания человека.
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «Концепция потока сознания Уильяма Джеймса»
Студент: Панферов С.И.
Именно поэтому работы Уильяма Джеймс, представляют огромный интерес для современной психологии. В данном реферате я хотел бы рассмотреть его основную идею «потока сознания».
Целью реферата является доказать значимость работ Уильяма Джеймса в психологии, а также доказать актуальность его работы и по сей день.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи реферата: проанализировать творчество Уильяма Джеймса, рассмотреть понятие «пото сознания» в широком понимании, а именно в литературе и в более узком, а именно в психологии.
Объектом реферата является непосредственно сама концепция потока сознания Уильяма Джеймса.
Биография и творчество Уильям а Джеймс а
В 1872-1876 Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете. От физиологии он перешел к психологии, а потом к философии, тем самым реализовав сильно скрытые наклонности, о которых и сам не подозревал. В 1885 был назначен профессором психологии, а следом профессором философии Гарвардского университета.
Получил всеобщую известность благодаря развитию концепции «Потока сознания» / «Stream of consciousness», которую он сформулировал в «Принципах психологии» / «Principles of Psychology» в 1890 году.
Самый известный его труд это «Принципы психологии». Там Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора.
Взгляды Джемса получили наименование «радикального эмпиризма».
«Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия. Если он не обнаруживает различия в практических последствиях» двух альтернатив, то они «означают на практике одно и то же, и любая дискуссия теряет смысл».
Хочется выделить главные идеи Уильяма Джеймса, согласно его учениям и научным трудам:
· Человеческое сознание избирательно; оно сосредоточивается на одном и игнорирует другое.
· Идеи и верования являются по своей сути планами организации и структурирования нашего опыта и мира.
· Психологический склад личности влияет на ее религиозный опыт, и этот опыт лучше всего оценивается с точки зрения его нравственного качества.
· Прагматизм состоит из двух частей: это метод установления значения и теория о природе истины.
· Истинность или ложность суждения, его согласованность или несогласованность с действительностью зависят от того, достигнуто или не достигнуто подтверждение ожиданий, вытекающих из данного суждения.
Термин «поток сознания» в литературе
Если искать термин «потом сознания» в стандартных словарях, то определение звучит следующим образом…
Повествовательный способ передачи «потока сознания» по большей части состоит из различного типа предложений, включающих «психологическую наррацию», повествовательно описывающую эмоционально-психологическое состояние того или иного действующего лица. Внутренний монолог же является прямым цитированием молчаливой устной речи героя, совсем не обязательно взятой в кавычки. Термин «внутренний монолог» часто ошибочно принимается за синоним термина «поток сознания». Однако полное понимание данной литературной формы возможно только при достижении состояния «чтения между строк», то есть «невербального инсайта» в данную поэзию или прозу, что роднит этот жанр с прочими высокоинтеллектуальными формами искусства.
Примером одной из ранних попыток применения подобного приёма может служить прерывающийся и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних частях романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейся в измененном состоянии сознания под влиянием постоянного употребления морфия, представляет собой несомненный поток сознания:
«Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязного мороженого. »
Термин «поток сознания» в психологии
Психофизика, интроспективная психология сознания и психология народов составили первую ступень научно-психологического познания.
В целом в психологии сознания выделились и определились пять основных направлений:
· теория элементов сознания (В. Вундт, Э. Титченер)
· теория актов сознания (Ф. Брентано)
· теория потока сознания (У. Джемс)
· описательная психология (В. Дильтей) и, на более позднем этапе:
· гештальтпсихология (теория феноменальных полей)
Этот кризис был вызван пониманием ограниченности интроспективного метода, не способного обеспечить психологическую науку объективными данными о природе человеческой психики, и неудовлетворительности теории В. Вундта, в которой душевная жизнь всецело замыкается в сфере осознанного опыта и, утрачивая целостность, распадается на отдельные содержания и элементы сознания. Одновременно ученые Франции и Австрии предпринимают попытку выйти за пределы осознанного и открыть научному миру доступ к бессознательным процессам и образованиям психики.
На данном этапе появляются разные типы «психологии», каждый со своими принципами и языком. Происходит кардинальная трансформация предмета психологии и зарождается современная психологическая наука, как теоретическая, так и практическая.
Сам У. Джеймс понимал под «потоком сознания» последовательность непрерывно сменяющих друг друга целостных психических состояний.
«В каждом из нас, когда мы бодрствуем, и часто, когда спим, происходит процесс сознания. Это означает, что имеется поток, ряд состояний знания, чувств, желаний, намерений, в котором заключается наша внутренняя жизнь. Существование этого потока составляет главный факт, а его природа и происхождение составляют главную проблему нашей науки».
Согласно Джемсу, кроме вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос, какую ценность она представляет для человека, чему служит. Из попыток найти ответ на этот вопрос рождается особое направление психологии, получившее название «функционализм». По Джемсу, предназначение души раскрывается в том, что она позволяет индивиду более гибко и совершенно приспосабливаться к миру.
Определяя границы психологии, Джеймс утверждал, что эта дисциплина должна основательно и документально изучать все возможные состояния человеческой психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине, религии и любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума. Он исследовал широкий спектр состояний сознания и при этом не проводил четкую границу между нормальным и аномальным в сознании. Часто его работы, касающиеся измененных и религиозных состояний сознания, гипноза и паранормальных состояний, оставались непонятными и просто игнорировались. Однако по мере того как психология стала использовать новые методы исследований, эти области вновь стали активно изучаться. Он считает, что:
«Сознание. становится полем для активных исследований из-за огромного интереса, который люди проявляют к различным областям психологии в ее широком понимании».
Стали регулярно появляться научные статьи, касающиеся исследований сознания. Однако растущий интерес к проблемам сознания, проходящий через множество дисциплин, пока не принес значительных плодов и многие вопросы все еще остаются без ответа. По мнению нобелевского лауреата Роджера Сперри, это происходит отчасти потому, что по мере того, как меняется научное мировоззрение, изменяется и взгляд на загадку сознания.
Измененные состояния сознания можно получить через гипноз, медитацию, психоделики, глубокую молитву, а также сенсорную депривацию, острый психоз. Бессонница или посты могут способствовать появлению таких состояний. Эпилептики или люди, страдающие мигренью, часто переживают измененные сознания, находясь в ауре, предшествующей приступу. Изменение сознания может произойти и в результате какой-то гипнотической монотонности, как в одиночном полете на большой высоте в реактивном самолете. Электронная стимуляция мозга, воздействие на мозг посредством управления альфа- или бета-ритмами мозга, проявление ясновидения или телепатии, тренировка релаксации, изолированное существование (как, например, где-нибудь в Антарктиде), а также светостимуляция (свет, мигающий на определенных скоростях) могут способствовать острым изменениям сознания.
В настоящее время внимание исследователей переключилось с проблемы индуцирования тех или других состояний сознания на лучшее понимание того, чему можно научиться благодаря экспериментам.
Джеймс выделяет четыре свойства сознания:
1). каждое «состояние сознания» стремится быть частью личного сознания
Мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого: между ними нет никакого непосредственного обмена, никакая мысль одного личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли другого сознания. Ни одновременность, ни близость в пространстве, ни качественное сходство содержания не могут слить воедино мыслей, которые разъединены между собой барьером личности. Разрыв между такими мыслями представляет одну из самых абсолютных граней в природе.
2). в границах личного сознания его состояния изменчивы
Ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Мы то смотрим, то слушаем, то рассуждаем, то желаем, то припоминаем, то ожидаем, то любим, то ненавидим, наш ум попеременно занят тысячами различных объектов мысли. Джеймс приводит пример:
Вообще говоря, мы не обращаем особого внимания на то, как различно те же предметы выглядят, звучат и пахнут на различных расстояниях и при различной окружающей обстановке. Мы стараемся убедиться лишь в тождественности вещей, и любые ощущения, удостоверяющие нас в этом при грубом способе оценки, будут сами казаться нам тождественными.
Наши ощущения в зависимости от изменчивости нашей чувствительности постоянно изменяются.
3). всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений
Непрерывным рядом можно назвать только такой, в котором нет перерывов и делений. Мы можем представить себе только два рода перерывов в сознании: или временные пробелы, в течение которых сознание отсутствует, или столь резкую перемену в содержании познаваемого, что последующее не имеет в сознании никакого отношения к предшествующему. Положение «сознание непрерывно» заключает в себе две мысли:
А) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним, как части одной и той же личности;
Сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь» или «ряд» психических явлений, не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно: в сознании нет связок, оно течет непрерывно. Всего естественнее к нему применить метафору «река» или «поток».
Б). перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко.
Даже в границах того же самого сознания и между мыслями, принадлежащими тому же субъекту, есть род связности и бессвязности, к которому предшествующее замечание не имеет никакого отношения.
4). одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.
Если мы бросим общий взгляд на удивительный поток нашего сознания, то прежде всего нас поразит различная скорость течения в отдельных частях. Сознание подобно жизни птицы, которая то сидит на месте, то летает. Ритм языка отметил эту черту сознания тем, что каждую мысль облек в форму предложения, а предложение развил в форму периода. Остановочные пункты в сознании обыкновенно бывают заняты чувственными впечатлениями, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время; переходные промежутки заняты мыслями об отношениях статических и динамических, которые мы по большей части устанавливаем между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя.
Назовем остановочные пункты «устойчивыми частями», а переходные промежутки «изменчивыми частями» потока сознания. Тогда мы заметим, что наше мышление постоянно стремится от одной устойчивой части, только что покинутой, к другой, и можно сказать, что главное назначение переходных частей сознания в том, чтобы направлять нас от одного прочного, устойчивого вывода к другому.
С нашей точки зрения, и интеллектуалисты и сенсуалисты не правы. Если вообще существуют такие явления, как ощущения, то, поскольку несомненно, что существуют реальные отношения между объектами, постольку же и даже более несомненно, что существуют ощущения, с помощью которых познаются эти отношения. Нет союза, предлога, наречия, приставочной формы или перемены интонации в человеческой речи, которые не выражали бы того или другого оттенка или перемены отношения, ощущаемой нами действительно в данный момент. С объективной точки зрения перед нами раскрываются реальные отношения; с субъективной точки зрения их устанавливает наш поток сознания, сообщая каждому из них свою особую внутреннюю окраску. В обоих случаях отношений бесконечно много, и ни один язык в мире не передает всех возможных оттенков в этих отношениях.
сознание человек психика
В заключении хочу обобщить информацию о концепции потока сознания, и сделать это посредством цитаты Уильяма Джеймса: «…сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь (или ряд) психических явлений», не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно. В сознании нет связок, оно течёт непрерывно. Всего естественнее к нему применить метафору «река» или «поток». Говоря о нём ниже, будем придерживаться термина «поток сознания» (мысли или субъективной жизни)».
Философские и психологические труды Уильяма Джеймса оказали огромное влияние на американскую мысль 20 в. Джеймс задал прагматический и во многом предвосхитила антропологический вектор в ее развитии. А также сыграли большую роль в развитии психологии.
Модель сознания, предложенная самим Джеймсом, вероятно, до сих пор является более всеобъемлющей, чем большинство моделей, разрабатываемых в наши дни.
1) Джемс У. «Научные основы психологии», СПб, 2003
2) Джемс У. «Прагматизм», СПб, 1910
3) Джемс У. «Многообразие религиозного опыта», М., 1993
4) Джеймс У. « Психология», М., 1991
5) Мещеряков Б.Г. «Современный психологический словарь», М., 2007
6) Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах М., 2005
Уильям Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее первым преподавателем и организовал первую научную лабораторию.
Именно поэтому работы Уильяма Джеймс, представляют огромный интерес для современной психологии. В данном реферате я хотел бы рассмотреть его основную идею «концепции потока сознания».
Данный термин широко используется и в литературе и в психологии.
Если говорить о литературе, то «поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей.
Этот термин появляется во второй половине 19ого века, когда возрастает интерес к проблемам человеческого познания. Развивается такое направление психологии, как психофизика, в рамках которой как раз Уильям Джеймс и рассматривает свою концепцию потока сознания.
Он понимал под «потоком сознания» последовательность непрерывно сменяющих друг друга целостных психических состояний.
Согласно Джемсу, кроме вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос, какую ценность она представляет для человека, чему служит. По Джемсу, предназначение души раскрывается в том, что она позволяет индивиду более гибко и совершенно приспосабливаться к миру.
Джеймс выделяет четыре свойства сознания:
1) каждое «состояние сознания» стремится быть частью личного сознания (т.е Мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого)
2) в границах личного сознания его состояния изменчивы (т.е Наши ощущения в зависимости от изменчивости нашей чувствительности постоянно изменяются.)
3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений
4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.
Итак, можно сделать вывод, что сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь (или ряд) психических явлений», не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно. В сознании нет связок, оно течёт непрерывно. Всего естественнее к нему применить метафору «река» или «поток». Говоря о нём ниже, будем придерживаться термина «поток сознания» (мысли или субъективной жизни)
Философские и психологические труды Уильяма Джеймса оказали огромное влияние на американскую мысль 20 в. Джеймс задал прагматический вектор в ее развитии. А также сыграли большую роль в развитии психологии.
Модель сознания, предложенная самим Джеймсом, вероятно, до сих пор является более всеобъемлющей, чем большинство моделей, разрабатываемых в наши дни.
Подобные документы
Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.
контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010
Характеристика сознания как явления человеческой психики. Особенности структуры сознания, его специфические свойства. Понятие бессознательного, его разграничение с сознательными процессами. Основные психологические характеристики бессознательного.
реферат [36,4 K], добавлен 08.06.2013
Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.
презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014
реферат [23,1 K], добавлен 21.02.2005
Марксистское понимание сознания. Свойства сознания, классификация форм общественного сознания. Специализация полушарий мозга и ее влияние на деятельность человека. Сущность и недостатки психологии конституционных различий, типы телосжения и темперамента.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 21.02.2010
Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.
реферат [26,3 K], добавлен 22.04.2010
Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.
курсовая работа [59,8 K], добавлен 28.11.2010
Локализация функций в коре головного мозга. Эволюционно-морфологические предпосылки сознания. Определение сознания с точки зрения психологии и физиологии мозга. Внутренний мир и состояния сознания. Отделы нервной системы животных, отвечающие за сознание.
курсовая работа [2,4 M], добавлен 16.08.2010
История возникновения сознания человека. Сравнение периодов развития сознания в онтогенезе с его историческими этапами. Основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека. Взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.
курсовая работа [45,2 K], добавлен 07.06.2014
Особенности человеческого сознания. Переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Возникновение и развитие сознания человека. Психология как наука и ее кризис. Творческая деятельность сознания. Переход от восприятий и представлений к понятиям.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 24.06.2009