какие характерные черты военного конфликта курс го и чс

Какие характерные черты военного конфликта ГО ЧС?

Характерными чертами вооруженных конфликтов являются: применение регулярных войск (сил) и иррегулярных вооруженных формирований; активизация диверсионных и террористических действий; опасность трансформации в локальную войну; вовлечение в вооруженный конфликт большей части местного населения и его уязвимость; ведение …

Что характерно для современных военных действий?

Какие виды вооруженного противоборства?

Понятие В. к. охватывает все виды вооруженного противоборства в социально-политических целях, включая мировые, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.

Какая разница между войной и военным конфликтом?

Отличие вооружённого конфликта от войны

Вооружённый конфликт отличается от войны ограниченностью поставленных противоборствующими сторонами конечных целей. В вооружённом конфликте не ставится целью создание угрозы существованию политической и экономической системы, угрозы суверенитету противника.

Что понимается под военным конфликтом?

Военный конфликт — собирательное название любых форм разрешения межгосударственных и внутригосударственных противоречий с помощью военного насилия, объединяющее собой все виды вооружённого противостояния, которые преследуют социально-политические цели.

Что подходит под характерные черты и особенности современных военных конфликтов?

Характерными чертами вооруженных конфликтов являются: применение регулярных войск (сил) и иррегулярных вооруженных формирований; активизация диверсионных и террористических действий; опасность трансформации в локальную войну; вовлечение в вооруженный конфликт большей части местного населения и его уязвимость; ведение …

Каковы основные причины возникновения войн на земле?

Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей. По своему масштабу войны делятся на мировые (конфликты планетарного характера) и локальные (конфликты местного значения).

Какие виды вооруженного противоборства охватывает понятие вооруженный конфликт?

Понятие «военный конфликт» охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.

Чем определяется характер современных войн и конфликтов?

Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

Какие виды конфликтов вы знаете?

В связи с этим выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные конфликты, межличностные конфликты, межгрупповые конфликты.

Как классифицируются военные конфликты?

Современные военные конфликты (войны) классифицируются в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий.

Что понимается под Интернационализированными вооруженными конфликтами?

П. Бритс определяет интернационализированные вооруженные конфликты как конфликты, которые могли начаться как внутренние, но по причине вмешательства третьего государства или масштабности и распространенности самих конфликтов, стали конфликтами, выходящими за рамки внутренних вооруженных конфликтов.

Какие виды вооружённых конфликтов различают учёные?

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера. Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.

Что относится к внешним военным опасностям?

Основные внешние военные опасности:

Как называется форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы понятие охватывает все виды вооруженного противоборства включая крупномасштабные региональные локальные войны и вооруженные конфликты?

В соответствии с современными взглядами, под военным конфликтом понимается «форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)».

Какие войны были в 21 веке?

Категория:Войны XXI века

Источник

Масштаб военной опасности. х-ые черты современных военных конфликтов. особенности современных конфликтов

Характерные черты современных военных конфликтов

1.Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.

2.Массированное применение систем вооружения и военной технике, основанных на новых военных принципах и сопоставимых по эффективности с ядерными оружием;

3.Расширения масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

4.Усиление роли информационного противоборства;

5.Сокращение временных параметров к введению военных действий.

6.Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами и оружием);

7.Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов

1.Непредсказуемость их возникновения

2.Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.

4.Заблаговременные проведений мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятных реакций мирового сообщества на применения военной силы.

5.Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками и огнем, применением различных мобильных группировок войск.

6.Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечения превосходства на земле, море и воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

14 основные понятия военной доктрины РФ

Военная безопасность РФ-состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;

Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определённых условиях привести к возникновению военной угрозы;

Военная угроза состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, которое характеризуется реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства(группы государств), сепаратитских(террористических) организаций к применению военной силы(вооружённому насилию);

Военный конфликт форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы(понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);

Вооружённый конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт);

Локальная война война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и др.);

Крупномасштабная война война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.

Военные опасности и военные угрозы РФ. основные внешние военные опасности. основные внутренние военные опасности. основные военные угрозы. региональная военная опасность. локальная военная опасность

Основные внешние военные опасности:

1. стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушении норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам РФ, в том числе путём расширения блока;

2. попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

3. развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях граничащих с РФ и её союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

4. создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившиеся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

5. территориальные претензии к РФ и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

7. нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

8. применение военной силы на территориях сопределённых с РФ государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

9. наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях сопределённых с РФ и её союзниками государств;

10. распространение международного терроризма;

Основные внутренние военные опасности:

1. попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;

2. подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;

3. дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ;

Основные военные угрозы:

1. резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

2. воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

3. создание и подготовка незаконных вооружённых формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях её союзников;

4. демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопределённых с РФ и её союзниками государств с провокационными целями;

5. активация деятельности вооружённых сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Региональная военная опасность опасность, источником которой является для России и других стран СНГ государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей.Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, и имеет менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной угрозе или к вооружённому конфликту.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 3747 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Какие характерные черты военного конфликта курс го и чс

Акимбаев Е.Ж., Мерекеев А.А.

Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Казахстан

Военные действия в современных условиях неизбежно приводят к гуманитарным катастрофам, каскадным чрезвычайным ситуациям. Характер вооруженных конфликтов в ряде стран мира показывает что значительное количество современных средств поражения используется для нанесения ударов по объектам тыла. Прежде всего избирательно поражаются жизненно важные объекты экономики и инфраструктуры. Характерно также то, что агрессор абсолютно пренебрегает нормами международного гуманитарного права о защите жертв войны. Боевые действия начинаются внезапно, вероломно, зачастую, без объявления войны.

Применение в Югославии графитовых авиабомб, создающих объемное облако ультратонких углеводородных волокон, вызвало многочисленные короткие замыкания в электросетях. Это на 70 процентов снизило поставки электроэнергии в крупные города и населенные пункты и создало условия для возникновения гуманитарной катастрофы.

В 2003 году в Ираке впервые было применено СВЧ-оружие, способное создавать направленный электромагнитный импульс. Удары с его использованием парализовали работу информационно-управляющих систем страны, включая иракское телевидение. Потенциально уязвимы от такого воздействия все компьютеры, используемые в системах обработки данных и отображения информации, системах промышленного контроля, включая управление авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом, а также электроснабжением.

Чтобы оказать помощь мирному населению в зоне вооруженного конфликта, нужны силы быстрого реагирования, готовые к оперативному выполнению задач. Возникла необходимость в создании новой системы Гражданской обороны, отличной от той, которая многие десятилетия строилась применительно к ядерной мировой войне.

Прежде всего, организация и ведение Гражданской обороны будут и впредь являться одними из важнейших функций государства. Роль и значение этой функции в обеспечении национальной безопасности страны возрастут.

Гражданская оборона будет строиться в общем комплексе государственных мероприятий, направленных на повышение обороноспособности страны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В обязательном порядке должно предусматриваться инновационное развитие методов и способов защиты населения и критически важных объектов. Это относится и к созданию новых типов защитных сооружений, средств индивидуальной защиты.

И еще одно крайне важное обстоятельство. Основные элементы ГО, как и Вооруженные Силы Республики Казахстан, должны находиться в постоянной готовности к немедленным действиям в случае возникновения реальных угроз. Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, на Гражданскую оборону в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V «О гражданской защите» возложены обязанности по защите населения и территории Республики Казахстан не только в военное, но и в мирное время (на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) [1].

Во-вторых, вооруженные конфликты, как правило, возникают внезапно, ведутся без объявления войны. Следовательно, органы управления Гражданской обороны должны быть готовы оперативно действовать в любой обстановке, нужно иметь достаточный фонд заблаговременно подготовленных средств защиты и первоочередного жизнеобеспечения, создать научно обоснованную группировку сил постоянной готовности и т д.

Если говорить об оповещении населения, то следует отметить два обстоятельства. Первое: сегодня значительно возрастает роль организации и бесперебойной работы региональных и местных систем оповещения. Они должны быть способны, исходя из сложившихся условий, в кратчайшие сроки не только оповестить людей, но и проинформировать о порядке их действий. Однако в настоящее время не все местные системы прошли модернизацию и реконструкцию. Особенно беспокоит вопрос оповещения в сельских населенных пунктах.

Актуальной стала задача создания и внедрения в практику строительства новых типов защитных сооружений. Как известно, существующие убежища и укрытия возводились исходя из особенностей ракетно-ядерной войны и с учетом проведения массовых эвакуационных мероприятий из крупных городов. Однако опыт последних войн показал, что населению во время воздушных налетов приходится укрываться по месту жительства и работы. Поэтому требуется укрывать значительно большее количество городских жителей и, следовательно, создавать для этого соответствующие возможности. Один из путей решения задачи – рационально использовать подземное пространство городов и других населенных пунктов. Речь идет не только о фундаментальных сооружениях типа метрополитена, но и о таких объектах, как подвалы, подземные переходы, гаражи и т. п.

Надо внимательнее присматриваться и к опыту зарубежных стран в этой области. Например, в Швеции укрытие людей в жилых домах предполагается в специальных отсеках первого этажа с более прочными конструкциями. В мирное время в этих отсеках хранятся велосипеды, коляски, оборудуются вечерние клубы отдыха и др.

Отличительные особенности эвакуации в таких условиях – это ее многовариантность (общая, частичная, выборочная, плановая, экстренная). Это ужесточение временных параметров проведения, использование личного автотранспорта граждан, а также дачного фонда для размещения эвакуированных. Следует учитывать реальные изменения, которые произошли в жизни государства и граждан.

Необходимо учитывать и случаи внезапного нападения, когда события не позволят организованно осуществить эвакомероприятия. Тогда-то и могут возникнуть стихийные потоки беженцев.

На все возможные ситуации при вооруженных конфликтах следует заранее разрабатывать планы действий органов управления Гражданской обороны.

В целом исходя из анализа существующей военно-политической обстановки, перспектив развития средств вооруженной борьбы, состояния Гражданской обороны в республике, она должна развиваться по следующим основным направлениям [2]:

1. Совершенствование пунктов управления Гражданской обороны.

2. Поиск новых путей и способов накопления фонда защитных сооружений Гражданской обороны.

3. Более рациональное использование для укрытия населения подземного пространства городов и других населенных пунктов

4. Создание в Казахстане отечественного производства средств индивидуальной защиты населения нового поколения.

5. Совершенствование системы обучения органов государственного управления, населения.

6. Разработка технических регламентов;

7. Уточнение зон поражения и опасностей;

8. Разработка и внедрение способов и средств комплексной маскировки.

Литература:

Источник

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

Основные черты и особенности военных конфликтов до 2020– 2024 годов и далее

какие характерные черты военного конфликта курс го и чс. Смотреть фото какие характерные черты военного конфликта курс го и чс. Смотреть картинку какие характерные черты военного конфликта курс го и чс. Картинка про какие характерные черты военного конфликта курс го и чс. Фото какие характерные черты военного конфликта курс го и чс

Война — сложное социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами[1]. Война может осуществляться в виде военных конфликтов разного уровня.

Военный конфликт представляет собой форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы. Данное понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты. При этом вооруженный конфликт рассматривается как вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или силами противостоящими в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт). По существующим положениям руководящих документов МО РФ, а также ряда федеральных законов, вооруженные конфликты могут быть внутренними (ВВК), а также международными, как правило, приграничными (то есть военные действия ведутся в приграничных районах для разрешения раз- личных противоречий между государствами).

Характерными чертами вооруженных конфликтов являются: применение регулярных войск (сил) и иррегулярных вооруженных формирований; активизация диверсионных и террористических действий; опасность трансформации в локальную войну; вовлечение в вооруженный конфликт большей части местного населения и его уязвимость; ведение очаговых боевых действий; ограничения в масштабах и способах применения средств вооруженной борьбы; привлечение значительных сил и средств для защиты важных объектов жизнеобеспечения, объектов инфраструктуры и государственного управления, транспорта и районов расположения войск (сил); сложность морально-психологической обстановки, в которой действуют войска (силы).

На масштабы и характер вооруженных конфликтов значительное влияние будут оказывать военно-политические цели непосредственно участвующих в конфликте государств (сторон), количественный и качественный состав вооруженных сил, других воинских и иррегулярных вооруженных формирований, принимающих участие в военных действиях, а также степень вовлечения в него государств, оказывающих противоборствующим сторонам политическую, экономическую и военную помощь в различных формах.

Локальная война — война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и, которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные; экономические; политические и другие).

Локальная война, как правило, потребует ведения военных действий в форме операций группировки войск (сил) на стратегическом направлении, с привлечением в её состав всех войск и сил, развёрнутых на территории военного округа, а также соединений и частей Центра. Для этой цели потребуется оперативная переброска войск (сил) из состава других военных округов, флотов, Воздушно-десантных войск, Дальней авиации и Военно-транспортной авиации от ВВС, Командования Специальных операций. Группировка войск (сил) по своему составу будет межвидовой, межведомственной, а на ряде стратегических направлений и коалиционной (где имеются союзные государства) и должна быть способной в короткие сроки локализовать военный конфликт и не допустить его эскалации, обеспечить разгром вторгшихся группировок войск (сил) противника и принудить его к прекращению военных действий и заключению мира на выгодных для России условиях.

Крупномасштабная война — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с привлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных и духовных сил государств-участников.

В ранее опубликованной статье было показано, что в настоящее время и в перспективе, следует различать по особенностям стратегического характера три основных вида военных конфликтов, где основным содержанием будут:

А) военные действия против обычного противника;

Б) военные действия против высокотехнологичного противника;

В) военные действия против высокотехнологичного противника, обладающего средствами вооружённой борьбы, использующими прорывные технологии, способными нивелировать фактор стратегического ядерного сдерживания.

Во всех этих военных конфликтах главным содержанием военных действий, которые, как правило, велись на отдельных направлениях, являлись огневые артиллерийские удары обычно с ограниченным применением авиации, вслед за которыми под прикрытием бронетехники тактические группы в составе от 1–2 батальонов до бригады переходили в наступление для захвата населенного пункта или его ключевой в тактическом отношении части, господствующей высоты или важного объекта инфраструктуры. Военные действия оперативного и, тем более стратегического масштаба не проводились.

Однако в отличие от войны против обычного противника, военные действия против высокотехнологичного противника будут характеризоваться следующим:

а) комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;

в) воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий;

з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;

и) применение непрямых и асимметричных способов действий;

к) использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.

Подобная перспектива исторической судьбы человечества не является секретом ни для кого. Поэтому появляются, так называемые «нетрадиционные войны (вооруженные конфликты)», ставящие в качестве приоритетных задач духовное, идеологическое, национальное, религиозное, экономическое, политическое и другие виды подавления противостоящей стороны. В этом контексте, собственно вооруженная борьба отходит на второй план, так как другие виды противоборства приобретают самостоятельный и все более значимый характер для достижения военно-политических целей войны (вооруженного конфликта).

Война, как это было уже отмечено в трудах Сунь-Цзы (IV век до н. э.), довольно дорогое удовольствие, если она не позволяет получить реальные дивиденды от ее результатов. Так, десятилетнее присутствие 40-й армии ВС СССР в Афганистане и средства на поддержку режима потребовали от Советского Союза около 100 млрд долларов (не в нынешних ценах). А реальный экономически-финансовый эффект от этого, да и политический, довольно туманный.

Военные кампании США в Афганистане и Ираке обошлись значительно дороже. На Ирак государство затратило 1,7 трлн долларов и 490 млрд ушли на выплату льгот ветеранам. В целом же на военные действия США в Афганистане и Ираке затрачено в пределах от 3-х до 4-х трлн долларов, а в ближайшей перспективе (в течение 40 лет) эта сумма может возрасти до 6 трлн долларов. В связи с этим администрация США пришла к выводу, что необходимо изменить отношение к способам достижения военно-политических целей. Следует, учитывая уже имеющийся опыт, а также с учетом новых средств вооруженной борьбы, несколько по иному подойти к содержанию военных действий в войнах и вооруженных конфликтах. В большей степени следует базироваться на таких способах как информационная война, идеологические и ин- формационно-психологические операции, внедрение агентов влияния в высшее военно-политическое руководство, использование «пятой колонны», деструктивной оппозиции, исламского фактора, экономических и финансовых рычагов, а также угрозы применения военной силы.

Соответствующие приемы и методики были выработаны еще в годы «холодной войны». Это, прежде всего, активная идеологическая борьба, ведение информационных войн и проведение активных психологических операций, создание управляемой оп- позиции («пятой колонны»), активное использование скрытых предателей среди политического истеблишмента стран, то есть внедрения так называемых «агентов влияния» (в СССР приме- ром могут служить Горбачев, Шеварднадзе и ряд других бывших высших руководителей страны). Помимо этого, широко стала использоваться идея национальных революций, вносимых извне, организация внутри стран управляемого хаоса, то есть применение «мягкой силы», способной решать очень серьезные задачи в интересах достижения США и их ближайшими союзниками мирового доминирования.

США за последние два-три десятилетия без каких-либо санкций СБ ООН провели несколько вооруженных агрессий по отношению к ряду стран (дважды против Ирака — государство практически исчезло с геополитического пространства; Югославии — государство распалось на отдельные образования; Афганистана — перспектива для государства печальна). Издержки этих военных действий огромны, однако результаты не удовлетворяют администрацию США. Поэтому вполне закономерным является инициирование формирования в исламском мире, целом ряде других государств, организаций, чьи действия направлены против их независимости, территориальной целостности и экономической самостоятельности.

Таким образом, спланирован и организован так называемый управляемый хаос в этих странах за счет применения «мягкой» силы». Это позволяет США и их союзникам гораздо дешевле до- биваться своих целей по установлению нового мирового порядка, реализации идеи однополярного мира во главе с США. В рамках этих же планов под эгидой США и ряда государств Европейского союза, с одобрения ОБСЕ, с широким привлечением террористических организаций исламистского толка, были организованы две попытки нарушить территориальную целостность РФ на Северном Кавказе. А в августе 2008 года Грузия, переоценив решимость США в её силовой поддержке, предприняла акцию по захвату Южной Осетии. Под эту же «мягкую силу» попали и государства Средней Азии.

Очередной жертвой в этих устремлениях Запада стала Украина. Её территория стала ареной межцивилизационного столкновения западной локальной цивилизации и российской локальной цивилизации, приведшего к многомерному кризису украинской государственности. В ходе его развития вспыхнула гражданская война, и в результате всенародного волеизъявления Крым и Севастополь перешли в состав РФ. Ключевое для РФ геостратегическое пространство в непосредственной близости от её западных и юго-западных границ стало средоточием серьезных внешнеполитических, экономических и социальных проблем для нашей страны.

Все это вполне объективно требует несколько по иному подойти к оценке сущности и содержания современных войн и вооруженных конфликтов, и к их квалификации. Следует исходить из того, что помимо вооруженной борьбы в войне осуществляются и другие виды борьбы в различных сферах: идеологической, дипломатической, политической, экономической, а также информационной (на информационно-техническом и информационно-психологическом уровнях). При этом в современной военно-политической обстановке можно наблюдать все более существенную тенденцию в содержании военных конфликтов — достижение военно-политических целей посредством применения невоенных средств и способов действий.

В связи с этим в существующую классификацию военных конфликтов — войн и вооруженных конфликтов, необходимо вносить изменения. В частности, что в современных условиях, в ходе информационной революции, на политической арене появляются новые средства, инструментарии для достижения военно-политических целей, с применением которых существен- но сокращается роль применения средств вооруженной борьбы и военного насилия в достижении военно-политических целей военных конфликтов.

Важнейшим актуальным выводом из анализа современных тенденций в развитии военно-политического и стратегического характера военных конфликтов является положение о том, что для достижения цели военных действий необходимо завоевание господства не только в воздушно-космическом пространстве и на море, но и в радиоэлектронном, киберпространстве, а также до- биться преимущества в информационно-психологической борьбе. Разумеется, при этом опасно увлекаться новыми сферами противоборства, позабыв о традиционных задачах огневого превосходства, различных формах и способах маневра, как в стратегическом, так и в оперативном и тактическом масштабах. Искусство опережающего создания и действия ударных группировок на главных направлениях в решающий момент операции в современных условиях и в перспективе будет играть столь же важную роль, как и прежде. В настоящее время в рамках информационных войн (информационного противоборства по терминологии нашей военной теории) важнейшим средством достижения военно-политических средств по взглядам целого ряда потенциальных противников РФ и ее союзников является кибервойна. То есть информационно-техническое воздействие, в том числе и программное, направленное на информационно-техническую сферу противника для использования его информационного пространства и ресурса, срыва или значительного затруднения функционирования различных систем управления противостоящей стороны и достижения превосходства в управлении.

— информационно-разведывательные, в том числе в системе государственного и военного управления, контролировать информационный ресурс государства и его союзников;

— нарушать системы управления критически опасными объектами промышленности (энергетическим комплексом, транс- портной системой государства, объектами оборонно-промышленного комплекса (ОПК), ядерными и химическими объектами и т. д.);

— нарушать систему государственного и военного управления;

— нарушать системы управления стратегическими ядерными и военно-космическими силами.

Также, в рамках информационных войн, в настоящее время все большую значимость приобретают психологические операции, которые могут вестись и в формально мирное время. В ходе таких войн на население и вооруженные силы противостоящей стороны, а в военное время на население и войска (силы), оказывается информационно-психологическое воздействие для достижения, прежде всего, информационно-психологического превосходства, превосходства в управлении, за счет подрыва морального духа населения и личного состава вооруженных сил.

Разновидностью психологических операций в настоящее время становятся интеллектуальные (когнитивные), то есть целенаправленное внедрение в общественное сознание, в сознание индивидуума (социума) ложных представлений об окружающем мире, общественных отношениях и ценностях. Примером может служить обучение в США ряда руководителей государств — Грузии, Украины и ряда других. Или кампании «разоблачений» якобы имеющихся в руководстве той или иной страны коррупционных проявлений. Неслучайно, поэтому, в новой ВД РФ отмечается, что одной из важнейших военных опасностей является «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества».

Сейчас против РФ ведется активная информационная война на всех уровнях, с использованием всех возможностей СМИ, дискредитируются все попытки РФ и ее союзников и партнеров миролюбиво решать возникающие проблемы во всех сферах международных отношений. Опасно, что в этих условиях в результате проведения необдуманных реформ в системе государственного образования, ослаблено морально-психологическое состояние населения страны, особенно молодого поколения. В связи с этим возникают сомнения в отношении целесообразности наличия в основном законе страны, Конституции РФ, запрета на государственную идеологию.

Одним из важных элементов современной сетецентричной войны являются экономические войны. Экономические санкции и ограничения в использовании современных технологий — представляют собой реальный инструмент влияния на другие страны. Особенно возрастает их эффективность при согласованном применении санкций со стороны коалиции государств, военно-политических союзов (блоков). Примеров тому можно привести много. В современной военно-политической обстановке по отношению к РФ применено множество средств и способов экономического, технологического и финансового давления со стороны США и их союзников. При этом мировым сообществом остаются незамеченными нарушения международного законодательства, заключенных прежде договоров и соглашений, принятых тем же мировым сообществом требований положений ООН, а также ряда других международных организаций.

Политические войны представляют собою форму разрешения противоречий между политическим руководством стран (коалиций стран) при борьбе за политическое господство в международных отношениях, установления зависимости, подчиненности стран. Политические войны на определенных стадиях могут перерастать в вооруженное противостояние, так как война (в классическом понимании) — это продолжение политики насильственными средствами, как писал Клаузевиц.

К сожалению, в современной военно-политической обстановке в США и ряде стран Европы, в том числе в бывших республиках Советского Союза, реально возрождаются и проявляются элементы фашизма: русофобия, проблемы использования языков национальных меньшинств, шовинизм, нарушение прав русскоязычного населения, тенденциозный пересмотр истории и итогов Второй мировой войны, оказание содействия всем деструктивным внутренним и внешним силам, способствующим ослаблению России и устранению её с арены геополитического взаимодействия.

В настоящее время трудно не заметить, что развитие военно-политической обстановки практически адекватно этому процессу накануне Первой и Второй мировых войн. В этой ситуации необходимо осознавать, что политические угрозы в мгновение ока могут перерасти в военные угрозы, что уже подтверждается, как заявлениями политиков, так и военной активизацией НАТО. Есть все признаки возникновения военной угрозы для РФ и ее союзников: переброска войск (сил) в приграничные с Россией районы, происходят реальные поставки вооружения, военной и специальной техники Украине. Демонстрируется явная готовность военно-политического руководства Украины предоставить «коридор» и плацдарм для развертывания передовых мобильных группировок НАТО.

Ведутся активные работы по развертыванию позиционных районов противоракетных комплексов в Польше, Румынии и Южной Корее. Проводятся многочисленные учения и маневры вблизи границ РФ и ее союзников. Усиливается активность НАТО вблизи морских акваторий страны, продолжается барражирование стратегических бомбардировщиков ВВС США вдоль наших арктических воздушных границ.

Весьма существенным фактором является и то, что в настоящее время боеготовность ВС НАТО не позволяет им начать полномасштабные военные действия. Реально же полнокровные группировки войск (сил) первоочередного задействования могут быть развернуты только через три месяца, а в целом ВС НАТО — через год. Сам процесс отмобилизования, оперативного развертывания группировок войск (сил) (в том числе перегруппировка ВС США с американского континента на Европейский ТВД) и подготовки к ведению военных действий, является довольно дорогостоящим. В период экономического кризиса в мире, это никому не надо. По- этому в этих условиях более целесообразно для них является, ограниченными силами оказывать содействие ВС Украины.

Разновидностью политических войн могут быть и дипломатические, ведущиеся между дипломатическими представительствами и дипломатами разных уровней, для разрешения противоречий в дипломатических отношениях, которые могут оказывать самое существенное влияние на идеологические, политические, экономические и военные отношениями между странами, на их внутриполитическую обстановку. По своей направленности политические войны могут быть внешнеполитическими и внутриполитическими.

Внутриполитические войны — это когда противостояние ведется между политическими силами внутри государства, то есть между политическими течениями, партиями, общественными организациями, религиозными конфессиями, этническими образованиями, за захват власти в стране. Применяемые средства весьма разнообразны, вплоть до вооруженного насилия, насильственного свержения власти, доведения конфликта до гражданской войны. Большую роль в этом играют внешнеполитические силы, которые за счет угрозы применения военной силы, политического давления, организации так называемого управляемого хаоса внутри страны могут устанавливать марионеточные правительства, необходимый им режим, политическую и экономическую зависимость, добиваясь своих военно-политических целей и, прежде всего, получая новое геополитическое пространство, рынки сбыта, дешевую рабочую силу и источники сырья.

Одним из важнейших средств достижения военно-политических целей и форм разрешения противоречий является идеологическая война. В ходе таких войн стороны стремятся добиться, достижения превосходства в информационной сфере, оказания существенного информационно-психологического влияния, как на элиту государства, так и на его население. Идеология, как известно, — это система идей и взглядов, политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих коренные интересы классов, социальных групп[2].

Таким образом, война в идеологической сфере является од- ной из основных форм разрешения противоречий между страна- ми, этническими образованиями, различными конфессиями, если при этом преследуется цель достижения победы на мировоззренческом (идеологическом) уровнях для создания благоприятных условий, в последующем, для достижения своих военно-политических целей. Это давно уже было понято руководством США, которое широко использовало методы идеологической войны при ведении «холодной войны» против СССР и всей мировой системы социализма.

В рамках идеологических войн ведутся другие виды противоборства: информационно-психологическое и интеллектуальное (как разновидности информационных войн), а также религиозные войны (противоборство, борьба). В частности, религиозные войны имеют глубокие исторические корни и даже на современном этапе эволюции человечества играют важную роль. Так, в нынешней военно-политической обстановке можно реально наблюдать проявления исламского фактора как во внутриполитических, так и внешнеполитических процессах. Крайние проявления его (ваххабизм), а также других конфессий (сектантство, мормонство, а также другие крайне агрессивные течения) приводят как к внутренним противостояниям, в том числе и вооруженным, так и внешним.

В связи с этим следует признать, что религиозный фактор является в современной военно-политической обстановке причиной внутренних и внешнеполитических конфликтов, в том числе вооруженных противостояний. США и их союзники в полной мере используют данное обстоятельство в качестве важнейшего средства в своих информационных войнах и психологических операциях, для достижения своих военно-политических целей. Придавая ему крайние формы, они переводят религиозные противоречия в вооруженную сферу. Примерами могут служить такие события, как внутри РФ (две чеченские кампании, продолжающиеся попытки расшатать внутриполитическую обстановку на Северном Кавказе, в Крыму), так и в Афганистане, Ираке и других арабских странах.

События в современной Европе, «исламизация» общественной жизни в ряде европейских стран (Франции, Великобритании, ФРГ и др.), так называемая европейская «толерантность» реально приводит к дестабилизации внутриполитической обстановки. К сожалению, этот процесс подпитывается со стороны международного исламизма, а также их главного апологета США, если возникающие проблемы соответствуют национальным интересам этой страны (многие террористические исламистские организации, в том числе и международные, созданы и финансируются США, а также крупнейшими исламскими государствами).

Масштабность религиозных противоречий, возрастание возможностей исламских движений в финансово-экономическом и военном отношении, в любой момент позволяет США и их союзникам превратить религиозный фактор в причину возникновения внутренних, а также международных вооруженных конфликтов. США за последнее время организовали и провели ряд «революций» в арабских странах, создав своеобразный «пояс управляемого хаоса», тем самым обезопасив себя и своих союзников от возрастания влияния исламской цивилизации. В результате этого: Афганистан продолжает раздираться внутриполитическими конфликтами. Ливия превратилась в территорию перманентной войны всех против всех. Йемен оказался втянут не только во внутригосударственный военный конфликт, но и стал объектом внешней военной интервенции со стороны Саудовской Аравии и ее союзников. Ирак, как государство, фактически исчез из геополитического пространства. Идет гражданская и религиозная война в Сирии (опять же подпитываемая США и их ближайшими союзниками).

Этнические (межнациональные) войны — это довольно распространенный вид противоборства, имеющий свою продолжительную историю. Причиной их являются противоречия между нациями, народами и народностями (этносами). В современной военно-политической обстановке такие противоречия, а в последующем вооруженные конфликты и войны вполне реальны. Это может быть подтверждено на примерах ряда стран мирового сообщества (Канады, Великобритании, Испании). Субъекты этих государств, на вполне объективной основе, в соответствии с международным правом, делают вполне законные попытки выйти из под их юрисдикции и существовать самостоятельно.

Национальные противоречия в настоящее время в целом ряде государств, в том числе и в странах бывшего СССР, реально существуют. Они представляют реальные угрозы для внутриполитических и внешнеполитических отношений. Эти противоречия можно наглядно наблюдать в Средне-Азиатских республиках бывшего Советского Союза, в Грузии, Прибалтике, а также на примере Украины. Поэтому США и их ближайшие союзники, данные противоречия активно используют, чтобы создавать внутриполитические проблемы, стравливают народы различных национальностей на международном уровне и это, к сожалению, приносит им ожидаемые плоды в достижении своих военно-политических целей.

[1] Военно-энциклопедический словарь. — Москва, 2009. С. 205.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *