какие художественные средства изобразительного искусства использует декоратор
Какие художественные средства изобразительного искусства использует декоратор
Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.
Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.
Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.
Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.
Конструкция (строение) предметов – основа форы, каркас строения предметов. Конструкция каждого предмета является то или иное геометрическое тело. Геометрические тела – цилиндр, шар, конус, параллелепипед, куб, пирамида. Очень часто рассматривая предмет, мы видим, что он имеет несколько геометрических тел. В рисовании имеет место метода прорисовки, или его чаще называют «сквозняк», когда рисуешь его строение, конструкцию, которые не видны нашему глазу.
Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.
Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.
Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.
Урок ИЗО во 2 классе «Выразительные средства изобразительного искусства. Создаем панно на тему «Декоративный натюрморт»
Елена Лях
Урок ИЗО во 2 классе «Выразительные средства изобразительного искусства. Создаем панно на тему «Декоративный натюрморт»
«Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».
Изобразительное искусство во 2 классе
Тема. Обобщить знание учащихся о выразительных средствах изобразительного
искусства; используя выразительные средства, создать панно на тему «Декоративный натюрморт»
Цели и задачи: развивать творческие способности учащихся, знакомство с декоративным натюрмортом Задачи: дать представление о композиции; учить работе по памяти; овладение умением творчески преобразовывать реальные формы в декоративные, создавать коллективную композицию.
Планируемые результаты
Предметные. Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм, передавать расположение (ритма) пятен и линий на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в техники декоративного рисования.
УУД. Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Регулятивные УУД: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные УУД: владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Личностные результаты. Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека.
Тема нашей композиции «Декоративный натюрморт».
Зрительный ряд: методическая таблица «Ритм», мультимедийная презентация репродукций с картин художников: А. Рылов «В голубом просторе», Е. Чарушин «Воробьи», И. Левитан «Над вечным покоем», П. Синьяк «Желтый парусник», К. Богоевский «Последние лучи».
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
— Дети мы с вами на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, что оно может говорить. Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство?
-Искусство может говорить цветом, линией, силуэтом, украшением.
РИТМ – это повторение или чередование, каких – ни будь элементов.
А сейчас подумайте и скажите, где в своей жизни вы встречались с этим понятием.
— В музыке, поэзии, танцах.
— Если в музыке ритм – это повторение или чередование музыкальных звуков, то в поэзии чередование или повторение ударных слогов.
Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.)
А сейчас мы будем знакомиться с ритмом в изобразительном искусстве.
В изобразительном искусстве слово ритм обозначает повторение пятен или элементов.
Ритм всегда подразумевает движение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный замедленный. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводиться ритму в произведениях народного и декоративно- прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. Ритм является одной из “волшебных палочек”, с помощью которых можно передать движение на плоскости. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связанно с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения. Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передачи движения, на плоскости, то подразумеваем его иллюзию. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов, на картине, подчеркнуть его характер. Именно цвет, ритм пятен и линий являются выразительными средствами изобразительного искусства.
— Как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?
III. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке при помощи этих выразительных средств вам нужно создать панно на тему «Декоративный натюрморт». (6 слайд).
А кто из вас знает, что такое панно?
IV. Творческая работа.
Во время творческой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, оказывает необходимую помощь.
Звучит музыка дети работают.
V. Выставка и любование панно.
Все творческие работы вывешиваются на доске. Дети любуются ими. Представители от каждой группы защищают свои проекты. Работы оцениваются.
VI. Рефлексия и итоги урока.
— Ребята, какие замечательные панно у вас получились!
— Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке.
— Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире в натюрморте?
— Какие выразительные средства вы использовали в своем натюрморте?
-Каких больше выразительных средств используется в вашем натюрморте?
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе «Ноябрь — зиме родной брат» Интегрированный урок окружающего мира и музыки, проведенного в 1 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой Составители:.
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Удивительный транспорт» План – конспект по изобразительному искусству в 3 классе Тема урока: Удивительный транспорт Цель урока: учить использовать различные художественные.
Консультация для воспитателей детского сада «Выразительные средства детского рисунка» Консультация для воспитателей детского сада ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕТСКОГО РИСУНКА 1) линия Первые средства, которые открывает для себя.
Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных» Данный урок проводился в ГОУ ЛНР «Артемовская школа № 9» в 3 классе. Учащиеся были позитивно настроены на урок. Актуализация опорных знаний.
Урок ИЗО в 7 классе «Автопортрет» Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность, глазомер, аналитическое.
Урок изобразительного искусства «Из чего состоит книга» Тема: «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ КНИГА» Цель: • Цель: познакомить учащихся с составными частями книги, историческим истоками создания книг, главными.
Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе «Морозные узоры» Тема: «Морозные узоры» Цель урока: выполнение росписи на зимнем «окне» Планируемые результаты: Предметные: знать холодные цвета, уметь выполнять.
Урок по ИЗО деятельности в 1 классе с детьми с глубокой умственной отсталостью (Тмнр) Тема урока: «В преддверии Нового года» Цель урока: расширять представления детей об изобразительных возможностях. Закреплять знание детей.
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия» Внеклассный урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»Участники данного урока.
Итоговый тест по технологии для обучающихся 3 класса
Предмет: Технология 3 класс
Темы: Информационная мастерская, мастерская скульптора, мастерская рукодельниц, мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора, мастерская кукольника
Инструкция: Номер правильного ответа обведите в круг. В заданиях № 6, 7 впишите слова в нужный столбец таблицы, прямоугольник.
2. Обведи номер рисунка, на котором изображён барельеф
3. Какими приемами пользуется скульптор? Номер правильного ответа обведи в круг.
4. Какие художественные средства изобразительного искусства использует декоратор? Номер правильного ответа обведи в круг.
5. Найди крепежные детали. Обведи в круг номер правильного ответа/
6. Распредели приведенные ниже слова по колонкам.
Лекало, гофрокартон, цветная бумага, картон, линейка, винт с гайкой, угольник, кружево, шаблон, бархатная бумага, ножницы, иголка, циркуль, хлопчатобумажная ткань, карандаш, кисть.
7. Впиши названия частей компьютера в прямоугольники.
8.Выбери виды театральных кукол. Номер правильного ответа обведи в круг.
9.Выбери строчки, которые лучше использовать для соединения деталей изделия.
10.Определи по описанию вид декоративно – прикладное искусства. Номер правильного ответа обведи в круг.
Описание: Этот вид декоративно – прикладного искусства традиционно выполняется из крученных нитей драгоценных металлов. Это ювелирная техника художественной обработки металла известна с древности. Ею украшали ювелирные изделия: кольца, серьги, браслеты. Использовалась в Древней Греции, Египте, на Кавказе, в России.
Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК)
Описание разработки
К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…
Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.
Всё в природе имеет определённый цвет, который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.
Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.
Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.
Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.
Содержимое разработки
Средства художественной выразительности
Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»
К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…
Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.
Закат в степи на берегу моря
Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.
Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.
В изобразительном искусстве
воздействует на зрителя
Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;
горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;
Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.
На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.
Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.
На картине Ивана Шишкина «На севере диком. » линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.
Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.
Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.
Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.
Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща».
На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.
Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.
А. Куинджи «Берёзовая роща».
В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия
декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи
особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.
Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары
Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.
Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?
Создание живописной картины – сложная творческая работа. Процесс, часто длительный, требует от художника приложения всех его физических и духовных возможностей.
Точной инструкции по написанию картин не существует. Не поддается искусство регулированию. Мастер выражает индивидуальность, мироощущение, эмоции художественными средствами живописи. Каждое произведение – сочетание творческого подхода и особых приемов.
Окружающий мир красками
Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:
Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.
Цвет и колорит
Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.
Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.
Мазок
Мазок – технический прием, «кирпичик» для построения целой работы. С его помощью автор на плоской поверхности «лепит» объемную фигуру. Это маленькая часть произведения, их последовательность определяет конечный результат.
Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:
Пятно и линия
Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.
Световой и цветовой контраст
Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.
Фактура
Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.
Композиция
Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.
Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.
Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).
Композиция подчиняется законам:
Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.