какие реки соединяют канал имени москвы
История
Предпосылки развития
В начале 1930-х годов проблема обеспечения Москвы водой стояла очень остро. Город стремительно рос, благоустраивался, развивалась его промышленность. Нужен был новый источник, который обеспечивал бы столицу питьевой водой, давал воду для судоходства и улучшения санитарного состояния Москвы-реки и ее притоков. Таким источником воды стала Волга.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «. коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Для определения оптимального пути соединения двух рек были проведены значительные изыскательские работы. В результате были разработаны несколько вариантов: Старицкий, Шошинский и Дмитровский.
Старицкий вариант предусматривал подачу воды в Москву по самотечному каналу длиной 230 км. В этом случае не требовались ни насосные станции, ни шлюзы. Но этот, на первый взгляд, заманчивый вариант не решал полностью задач обводнения столицы, был колоссальным по объему земляных работ. Кроме того, вода могла прорваться в карстовые пустоты, которых много в районе Старицы, уйти под землю, а песчаные грунты на трассе будущего канала грозили большими оползнями.
В Шошинском варианте канал брал свое начало у впадения реки Шоши в Волгу. Для обеспечения нужного профиля требовался механический подъем воды на 71 м, а для судоходства – устройство шлюзов.
В Дмитровском варианте трасса канала начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны. Отсюда канал, преодолевая на своем пути довольно значительный подъем пятью ступенями, направлялся на юг через Дмитров и Икшу. Каждая ступень представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. Далее, дойдя до селения Пестово, расположенного при впадении реки Черной в реку Вязь, канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал Клязьминско-Химкинский водораздел и, пройдя далее долиной реки Химки, спускался по крутому склону к Москва-реке в районе селения Щукино.
Водохранилище в восточной части водораздельного участка канала было предусмотрено специальными плотинами разделить на два самостоятельных водохранилища: западное – судоходное, и восточное – отстойное, предназначенное для водоснабжения. От последнего прокладывался водопроводный канал для подачи питьевой воды в городскую водопроводную сеть через городские очистительные станции. От западной же части водохранилища судоходный канал шел на юг и спускался к реке Москве двумя двухкамерными шлюзами.
Благодаря устройству Иваньковского водохранилища с подъемом воды на 16 м уменьшилась высота накачки воды в канал, был обеспечен равномерный забор воды в необходимом количестве.
Геологические условия Дмитровского варианта, хотя и оказались весьма разнообразными, значительно усложнявшими как выбор отдельных участков канала, так и мест расположения его основных сооружений, в целом были более благоприятными, нежели условия других вариантов. Общая протяженность канала составляла 128 км.
1932. Инженер Семёнов чертит трассу Канала
3 сентября 1932. Начальник Химкинского участка Марченко вынимает первый грунт из русла будущего канала
Строительство
3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва. У деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ – Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло «Канала» и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту десятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке.
К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов «Канала» было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения «Канала» потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе «Канала» было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.
Ранней весной 1937 года «Канал» был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек «Канал имени Москвы» был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.
Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.
23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого «Канала». Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы – будущее ложе «Канала». Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!». Волга покорена, ее вода взята на строгий учет.
К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км «Канала Москва-Волга». Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев.
2 мая 1937 года флотилия белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
15 июля 1937 года «Канал Москва-Волга» был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.
Строительство «Канала», соединившего Волгу с рекой Москвой, комплексно разрешило все водохозяйственные проблемы Москвы на несколько десятилетий вперед. Опыт эксплуатации «Канала» полностью подтвердил правильность выбранного решения.
Военные годы
В 1941 году «Канал Москва-Волга» сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков. Группой специалистов «Канала» (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу, используя гидротехнические сооружения. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин–Рогачево–Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из «Канала» в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон.
«Канал» выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников «Канала» превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего «Канала» были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.
В годы Великой Отечественной войны «Канал» ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции «Канала» составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По «Каналу» перевозились военные грузы.
В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении «Канала» и его пуске к навигации 1942 года.
19 мая 1942 года было открыто сквозное движение по «Каналу».
В 1943 году было полностью завершено восстановление «Канала».
В 1947 году в честь 800-летия столицы «Канал Москва-Волга» был переименован в «Канал имени Москвы».
28 ноября 1941. Немцы на левом берегу Канала
Канал имени Москвы
15 июля 1937 года был торжественно открыт канал Москва — Волга, в 1947 году переименованный в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.
Он соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы.
Общая длина канала 128 километров, из них 19,5 километров пути проходит по водохранилищам. Он берет начало на правом берегу Волги у города Дубны, в восьми километрах выше устья реки Дубна. В этом месте на Волге сооружена плотина, образовавшая Волжское водохранилище (Иваньковское), называемое иногда Московским морем. Трасса канала идет от Волги на юг, к Москве, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду. На ней сооружены девять шлюзов. На Иваньковском водохранилище находится шлюз № 1.
Уровень воды в верховьях Волги выше, чем в Москве-реке. Поэтому первые 74 километра канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположены пять гидроузлов (№ 2-6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции. Суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъем в 38 метров. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (расположенный на водоразделе, т.е. его наиболее высоко лежащая часть), длиной 51 километр, который включает пять водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединенных судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище.
На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние три километра канала являются лестницей южного склона, состоящей из двух двухкамерных шлюзов № 7 и № 8. По ним суда, спустившись на 36 метров, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.
Ширина канала (по зеркалу воды) составляет 85 метров, она рассчитана на свободное расхождение встречных судов и караванов барж. Глубина его позволяет проходить по каналу речным судам грузоподъемностью до пяти тысяч тонн.
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.), в том числе восемь гидроэлектростанций (самая крупная из них Иваньковская ГЭС), 19 мостов, три главные пристани, а также многочисленные пристани местных линий.
Вся система сооружений канала проектировалась с расчетом на минимальный расход энергии. Было установлено самое современное оборудование, управление механизмами и затворами централизовано на одном пульте. Классический архитектурный стиль был выдержан у всех сооружений канала, отделка велась ценными природными материалами. Каждый шлюз и прилегающая к нему территория получили свое оформление.
В комплексе сооружений каждого шлюза господствуют массивные объемы башен управления, завершающихся легкими декоративными надстройками или скульптурой. Стены башен украшены мемориальными досками, барельефами, изображающими эпизоды строительства канала.
Особенно изящным получилось здание Северного речного вокзала. Оно построено в стиле «сталинского классицизма», своим видом напоминает корабль, украшенный сверху мачтой-шпилем. Вдоль здания расположены аркады и галереи, в торцах находились два фонтана. Украшением башни является пятиконечная звезда из самоцветов, которая до 1930-х годов находилась на Спасской Башне Московского Кремля. На колоннах при входе в здание вокзала расположены круглые мозаичные панно с изображением достижений советской промышленности 1930-х годов.
Канал был построен согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июня 1932 года № 859 «О строительстве канала Москва — Волга» в целях обеспечения судоходства между реками Москва и Волга, водоснабжения города Москвы и санитарного обводнения рек Москвы и ее притоков.
Его строительство началось 3 сентября 1932 года. Стройка длилась четыре года и восемь месяцев. За это время строители вынули 151,4 миллиона кубометров земли, уложили 3,11 миллиона кубометров бетона и железобетона, укрепили, почти 6,5 миллиона квадратных метров откосов канала камнем. Строительство велось круглосуточно. На канал работали самые крупные заводы страны.
Впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника, материалы и специалисты.
На стройке работали экскаваторы, автомобили, тракторы и другая техника, но ее не хватало. Поэтому преобладал ручной труд. Наряду с вольнонаемными инженерами, проектировщиками и гидротехниками на строительстве канала трудились десятки тысяч заключенных, репрессированных в конце 1920-х годов и в 1930-е годы. Для этой стройки специально был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитрлаг), управляющий центр которого занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.
Строительство канала находилась под неусыпным наблюдением сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), в том числе личного состава Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГа) и Дмитрлага. Тяжесть земляных работ, плохое питание и жесткий лагерный режим приводили к высокой смертности среди строителей канала. По официальным данным, за время его прокладки погибли почти 23000 человек, по неофициальным — в разы больше.
Ранней весной 1937 года канал был почти готов. 23 марта 1937 года на самом высоком уровне было принято решение приступить к его наполнению водой из Волги. К 17 апреля эта работа была завершена. 2 мая по каналу с верхней Волги до Москвы впервые прошла флотилия специально построенных для плавания по нему теплоходов.
В течение 2,5 месяцев осуществлялась пробная эксплуатация канала. Официальной датой его открытия для пассажирского и грузового движения считается 15 июля 1937 года.
При строительстве канала особое внимание было уделено природоохранным вопросам. Часть рек и ручьев, пересекающих трассу, была пропущена под каналом в дюкерах и трубах. Проходящие по нему суда оборудовали специальными системами для сбора технических вод. Для озеленения канала со вкусом подбирали породы деревьев и кустарников. Сама трасса и прилегающие к ней территории были объявлены зонами санитарной охраны.
В 1941 году канал сыграл важную роль в защите Москвы от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны (1941-1945). Подавая тогда около 80% питьевой воды для Москвы, канал имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности столицы. Гидроэлектростанции канала составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По нему перевозились военные грузы.
Понимая значение канала, немецкие войска рвались к нему, чтобы перерезать эту жизненно необходимую для Москвы транспортную и водноэнергетическую артерию. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина (ныне Тверь) в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин — Рогачево — Дмитров. По распоряжению командующего Западным фронтом Георгия Жукова к 1 декабря 1941 года вода из канала была сброшена в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате разлива рек Сестры и Яхромы образовался мощный водяной заслон, который преградил путь немецкой армии.
Канал выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году был сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление советских войск в начале декабря 1941 года.
В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали. Сквозное движение по нему было открыто 19 мая 1942 года. Полностью восстановление канала было завершено в 1943 году.
В настоящее время Канал имени Москвы перекачивает более 1,5 миллиарда кубических метров воды, из которых 700 миллионов кубов воды идет на водоснабжение населения и предприятий, обеспечивая более 60% всего водопотребления города Москвы; более 500 миллионов кубов — на санитарное обводнение рек Москвы и Яузы; около 150 миллионов кубов используется для целей судоходства.
Инженеры и рабочие обслуживающие эту транспортную артерию, постоянно совершенствуют оборудование трассы. Канал стал своеобразной лабораторией, где испытываются и внедряются новейшие достижения гидротехники и электроники.
В административном здании Яхромского района гидротехнических сооружений, расположенном в поселке Деденево, 5 июля 2007 года бы открыт музей истории и современности Канала имени Москвы.
В память о строителях канала, на его берегу при подходе к шлюзу №4 (в районе поселка Деденево Московской области) возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, а под городом Дмитровом на западном берегу трассы установлен мемориальный крест.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
uritsk
Страница путешественника
Практически все речные маршруты из столицы (за исключением некоторых круизов по Оке и Москве-реке) начинаются от причалов Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище канала имени Москвы. Канал имени Москвы (до 1947 года канал «Москва – Волга») был построен в 1932 – 1937 годах и соединяет Москву реку с Волгой. Канал играет очень важную роль в жизни столицы – он снабжает Москву водой, обеспечивая около 60% всей потребляемой городом воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС), образует глубоководный путь, соединяющий столицу с Волгой, крупными городами Поволжья, а через другие межбассейновые соединения – с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Название «Москва – порт пяти морей» известно, думаю, каждому. Кроме того, нельзя не отметить, что канал имени Москвы и его водохранилища давно стали излюбленными местами отдыха москвичей и жителей Подмосковья.
Канал начинается от Иваньковского водохранилища на Волге, откуда волжская вода по северному склону с помощью пяти насосных станций подается на водораздел, на котором находятся несколько крупных водохранилищ (Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Химкинское, Учинское). Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города. Судоходная трасса канала состоит из двух склонов и протяженного водораздела между ними. По Северному склону суда поднимаются от Волги до водораздельного участка по шести ступеням-шлюзам. Южный склон канала находится в черте города Москвы в районе Тушино – здесь расположены два двухкамерных шлюза, по которым судоходная трасса канала спускается от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.
В конце вводной части нельзя не упомянуть, что это уникальное, масштабное и жизненно важное для города сооружение было возведено всего за пять лет силами сотен тысяч политзаключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли на строительстве…
Итак, путешествие начинается от Химкинского водохранилища и Северного речного вокзала. Теплоход пройдёт водораздельную часть канала, пересечёт несколько водохранилищ, после чего пройдёт шесть шлюзов, в которых опустится суммарно на 49 метров, и выйдет в Волгу.
1. У причалов Московского Северного всегда оживленно.
2. Северный речной вокзал был построен в 1937 году по проекту архитектора А.М. Рухлядева одновременно со строительством канала имени Москвы. Здание выполнено в форме огромного корабля со шпилем и широкой центральной лестницей с барельефами и является памятником архитектуры. К сожалению, оно давно находится в аварийном состоянии, несколько лет назад было закрыто для посещения и его перспективы пока туманны.
4. На фоне этого паровоза с надписью «И.Сталин» я несколько раз фотографировался в детстве. 🙂
5. «Как провожают пароходы…» Проводить круизный теплоход в рейс приходит, как правило, довольно много народа.
6. До свидания, столица! До свидания, любимый Московский Северный! 🙂
7. Вскоре после отправления теплоход проходит под мостами Ленинградского шоссе и МКАД (на дальнем плане)…
8. За ними высится знаменитая арка моста Октябрьской железной дороги.
9. А ещё чуть дальше идёт строительства моста новой скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург.
10. Теплоход оставляет за кормой Химкинское водохранилище и следует соединительным участком канала.
12. Раньше «Ракеты» на подводных крыльях выполняли пригородные рейсы, останавливаясь на многочисленных пристанях вдоль канала. Сейчас они работают как прогулочные без промежуточных остановок, доставляя москвичей в зоны отдыха на Клязьминском водохранилище.
13. Заградительные ворота N121 разделяют соединительный участок канала и расположенное далее Клязьминское водохранилище. Всего на Канале имени Москвы 7 заградворот, с помощью которых при необходимости ремонта или для иных эксплуатационных нужд можно изолировать ту или иную часть канала. Надо сказать, все гидросооружения канала оформлены очень ярко и монументально, в «сталинском» стиле.
14. Продолжаем движение. Впереди показался мост Савеловской железной дороги. Расходимся с 5000-тонным сухогрузом типа «Волго-Дон». Видимо, везет щебень из Карелии.
17. Теплоход выходит на просторы Клязьминского водохранилища и направляется под пролёты моста Дмитровского шоссе. В небе оживлённо – совсем рядом расположен московский аэропорт Шереметьево, самолёты здесь всегда проходят низко над головой.
18. За Клязьминским водохранилищем протянулась цепь других водохранилищ – Пяловское, Пестовское, Икшинское, связанных короткими соединительными каналами.
21. На берегу Пяловского водохранилища возле пристани Витенёво стоит очень красивая церковь. Стоявший здесь прежде храм был разобран во время строительства канала в 30-х годах. А нынешний был воссоздан относительно недавно, в 1998-2001 годах.
22. Канал имени Москвы – любимое место отдыха москвичей и жителей Подмосковья. Как классно тут летом!
23. Теплоход выходит на просторы Пестовского водохранилища. Вечереет… Тишина, спокойствие, фантастически красивый закат над гладью воды.
26. Ещё один короткий канал соединяет Пестовское водохранилище с Икшинским.
27. Минуем заградворота N108
28. Солнце ушло за горизонт, небо и вода играют мягкими сиреневыми оттенками.
29. А это плавучая баня пансионата Солонцово. Очень классная штука! Весной, летом и осенью баня выходит на середину водохранилища, и после парной можно нырять прямо в воду. А зимой она стоит у причала возле берега, и из парилки ныряешь в прорубь.
30. Оставив позади Икшинское водохранилище, теплоход приближается к шлюзу N6. Шлюз N6 – первая ступень водной лестницы, по которой нам предстоит спуститься к Волге (до неё отсюда ещё 71 км).
33. Пока теплоход стоял в шлюзе, успело окончательно стемнеть…
35. В шестом шлюзе судно опускается на 8 метров.
36. Покидая шлюз N6, мы уже видим следом за ним шлюз N5, расположенный буквально в нескольких километрах. Пятнадцать минут хода – и мы входим в следующую ступеньку водной лестницы.
За ночь теплоход проходит шлюзы N4 и N3 (один из самых красивых на канале – на его башнях установлены медные модели каравелл Колумба), затем минует Яхрому, Дмитров и Перемиловские высоты, являвшиеся ожесточённым рубежом обороны советских войск во время войны. А далее начинается длинный и прямой как стрела участок соединительного канала, в конце которого находится следующий шлюз N2.
38. Пройдя шлюз N2, теплоход оказывается на уровне Иваньковского водохранилища Волги. Впереди свободный участок канала. До выхода в Волгу остаётся менее 15 километров.
39. Раннее утро, тишина, прохлада, лёгкий туман над водой. При вечернем отправлении из Москвы я люблю встать пораньше, чтобы посмотреть последние километры канала и выход на Волгу. Я очень люблю эти места!
40. Вдоль трассы канала проходят шоссе и железная дорога. На берегу установлен постамент города-наукограда Дубны.
41. Минуем последние на нашем пути заградворота N104. Впереди – Иваньковское водохранилище и Волга.
43. Паромная переправа N1 является одной из достопримечательностей Дубны. Раньше на канале было много переправ, но в настоящее время функционируют две – в Мельдино и здесь. Интересно, что левый по ходу движения берег канала здесь принадлежит Тверской области, а правый – Московской.
44. Справа по ходу минуем старинный монументальный маяк.
45. Последний километр канала…
46. Далее судовой ход разделяется. Далеко влево уходит Иваньковское водохранилище («Московское море»), образованное плотиной одноимённой ГЭС и протянувшееся вверх по Волге на 120 километров до города Твери.
47. Мы же поворачиваем направо и идём в шлюз Иваньковского гидроузла. Навстречу из Волги в Москву идёт крупное судно река-море типа «Нефтерудовоз».
48. У входа в Иваньковский шлюз, в том месте, где Канал имени Москвы берёт своё начало из Волги, установлен монументальный памятник Ленину.
49. Раньше напротив него стоял аналогичный памятник Сталину, но в конце 1950-х он был уничтожен, и до наших дней сохранился лишь масштабный постамент.
50. Иваньковский гидроузел – первый на Волге. Его шлюз также считается шлюзом N1 Канала имени Москвы.
51. Закончив шлюзование, теплоход выходит на Волгу.
Путешествие по Каналу имени Москвы закончено.