какие роли человек может играть в группе обществознание 6 класс
ГДЗ Вопросы для итогового повторения к глава 2 Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Межличностные отношения — особенная связь человека с окружающими людьми. Главное особенность — эти отношения носят обоюдный характер.
Общество составляют разнообразные группы. Количество и разнообразие этих групп, просто не поддается описанию. Можно выделять различные группы, объединяя их по тому, или иному признаку, до бесконечности. Например, можно выделить две огромных группы, разделив общество по половому признаку. Можно выделить группы по возрастному признаку. При этом таких групп может быть разное количество, е зависимости, от разницы в возрасте. Можно выделить профессиональные группы, группы по интересам, по политическим убеждениям, и даже при желании по отношению к неопознанным летающим объектам. При всем этом, один человек проживая в обществе, является участником огромного количества групп. Это и семья, и школьный класс, и компания во дворе, группа в институте, рабочий коллектив, и множество других. При этом об участии во многих группах большинство людей даже не задумывается. Мало кто, например, задумывается, что входит в группу семейных мужчин или женщин с высшим образованием. Отсюда и аморфность, если не сказать условность большинства групп, существующих в обществе. Поэтому стоит выделять группы, в которых человек участвует осознанно. Семья, рабочий коллектив, и так далее.
Человек может выполнять в группах роли ученика (класс), ребенка (семья), рабочий (бригада), начальник (офис), гражданин (государство).
Групповые нормы — правила, по которым живет группа. С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелепое прозвище, отказаться подавать руку и т.д. А могут и исключить из группы.
Общение нужно для того, чтобы делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания.
Общению помогают речь, мимика, взгляд, жесты. Общению мешает завистливость, высокомерие, самовлюбленность, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость.
Сначала появляются какие-то разногласия у 2-ух сторон, происходит конфликт. Потом идёт спор и если одна из сторон не нашла компромисс или дипломатическое решение, то спор не разрешим, так как не одна сторона не хочет уступать. В итоге всё может закончиться в лучшем случае — каждый остался при своём мнении, а в худшем — драка.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 14. Человек в группе
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Группа – это объединение людей общей деятельностью, увлечением, признаком, статусом.
Групповые нормы – это определённые правила, которые складываются в каждой группе при её достаточно долгом существовании, и отличают данную группу от других.
Санкции – это различные способы порицания и поощрения человека, который нарушает общие групповые нормы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?
Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.
Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.
Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициями. Таким образом, по числу участников группы делятся на большие и малые.
Другой распространённой классификацией социальных групп является деление на формальные и неформальные. Формальные группы формируются целенаправленно, обладают официальным статусом и регулируются системой норм, правил, законов. Например, ваш класс.
Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное. Неформальная группа возникает стихийно, не имеет официального статуса, регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы. Круг друзей будет является примером такой социальной группы.
Для чего люди объединяются в группы?
Например, для разговоров по душам, обсуждения личных вопросов, совместного отдыха. А есть группы, где участники объединены полезной, общественно значимой деятельностью. Вместе они могут выходить на «субботники», быть волонтёрами, навещать и поздравлять ветеранов. Участие в таких группах развивает трудолюбие, милосердие, умение дарить радость другим.
В разных группах человек выполняет разные роли и занимает разное положение. В футбольной команде вы можете быть капитаном, в хоре солистом. Но не стоит расстраиваться, если в классе вас не выбрали старостой. Каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны. А быть лидером не так просто. Социологи считают, что лидер должен обладать чувством юмора, тактом, способностью привлекать к себе внимание и умением нравиться людям. Но главное быть готовым взять на себя ответственность за принятые решения, даже если в последствии они оказались неверными.
Что же отличает одну группу от другой? Это могут быть эмблемы, причёска, манера одеваться, особое приветствие при встрече и т. д.
Ещё одно различие может заключаться в требованиях, которые предъявляются ко всем участникам группы и выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже сложились свои правила, и их необходимо соблюдать даже в том случае, если они не совсем вам нравятся. Такое поведение в науке называется конформизмом, т.е. изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.
Без групповых норм трудно было бы достичь цели, выполнить дело, за которое взялась группа.
Во все времена человека, который нарушал групповые нормы, подвергали наказанию. Например, в Древней Греции самым страшным было подвергнуться остракизму, т.е. быть изгнанным.
Конечно, всё зависит от вида нарушения. Можно просто поругать, а можно объявить бойкот и прекратить общение.
Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки можно похвалить, объявить благодарность, наградить грамотой или медалью.
Различные способы наказания и поощрения называются санкциями. Санкции защищают групповые нормы.
Любая группа как бы впитывает в себя силу всех своих членов. И эту силу можно обратить как на хорошие дела, так и на плохие.
Необходимо понимать: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.
Светлана и Максим зарегистрировали брак.
Семилетнего Костю записали в 1-й класс.
Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.
Маша пригласила подруг на день рождения.
Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.
Пояснение: Неформальная группа обладает двумя основными признаками. Во-первых, у неё отсутствует юридически фиксированный статус. Во-вторых, люди в такой группе объединены на основе интересов, дружбы и симпатий. Поэтому правильным ответом в данном задании будет последний: Маша пригласила подруг на день рождения.
Задание 2. Выполните задания, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1 для каждого предложения, выражающего мнение, и 1 для каждого предложения, отражающего факт.
В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила.
Особая манера одеваться, прически определённого вида, условные знаки обозначают принадлежность к группе.
К сожалению, не каждая группа уделяет достаточное внимание разработке собственных требований.
Пояснение: Для начала разберёмся, чем факт отличается от мнения. Понятие «факт» является синонимом понятиям «истина», «событие», «результат». Мнения должны содержать отношение автора. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «считалось», «скорее всего», «плохо», «хорошо», «очевидно», «к сожалению» и т.д. Поэтому в тексте, приведённом в данном задании, только последнее предложение отражает мнение, остальные – факты.
Конспект урока на тему»Человек в группе» (6 класс)
Тема: Человек в группе.
Цель у рока: формирование представления обучающихся о видах группе и значимости роли группы в жизни подростка
Образовательная : определить значение понятий группа, лидер, нормы и роль группы в формировании личности обучающегося
Развивающая: развивать умения: выделять информацию из текста, преобразовывать информацию в другую знаковую систему, классифицировать объекты, создавать схему, работать в группе;
Воспитательная: воспитывать умение самостоятельно организовывать свою деятельность, культуру общения.
Тип урока : изучение новой темы. Открытие новых знаний
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Познавательные — поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков
Личностные : Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Регулятивные : целеполагание, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Предметные: учащиеся узнают, почему в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции; научатся называть и характеризовать законы межличностных отношений, выявлять признаки группы; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся ведению дискуссии, а также применять навыки работы в группе.
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, учебник.
Беседа по теме « Межличностные отношения» Повторение в виде игры « Пинг-понг». Учитель задает вопрос ученику, тот отвечая, спрашивает другого и т.д. не менее 5-6 вопросов по теме.
Учитель обобщает ответы. Ребята, трудно ли человеку прожить в одиночку?
Внимание на экран. Прочитайте высказывания и прокомментируйте. О чем идет речь
Без многого может обходиться человек, но только не без человека».
Карл Людовиг Берне , немецкий критик конца 18в.
Иван Шамякин , белорусский писатель первая половина 20в
Обобщая сказанное, подводит к теме урока:
— И так, тема нашего урока «Человек в группе»
Ребята посмотрите на план урока и сформулируйте цель.
2.Какие бывают группы.
3. Группы, которые мы выбираем.
— Цель урока: выяснить, что такое группа, какие бывают группы, почему люди вступают в группы, а также познакомимся с групповыми нормами
Актуализация: Из курса истории вспомним,
В какие группы объединялись в древности люди? Примерные ответы : род, племя, семья, стадо.
— Так что же такое группа, используя материалы параграфа 7 стр. 58-59 дайте определение данному понятию.
Группа – это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность.
Любое ли объединение можно назвать группой. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить признаки группы.
В этом нам поможет фрагмент из кинофильма «Тимур и его команда», снятый по произведению А.Гайдара « Тимур и его Команда».
У вас на партах лежат задания, которые вы должны выполнить посмотрев фрагмент данного фильма.
Видео. Тимур и его команда.
Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой) у ребят есть общая цель, дело, интерес они помогают пожилым людям. Есть лидер.
Работаем в микро-группах
1 группы . Задание. Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы» и раздаточный материал, составьте схему «Виды групп и выделите по каким признакам можно разделить людей на группы групп.
Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. К большим группам относятся народы, племена.
Среди групп можно выделить те, которые выбираешь сам. Например, спортивный кружок, приятелей. И бывают группы в которых можно оказаться не по своему выбору ( семья, класс)
Таким образом, групп, объединяющих людей очень много и разделить на группы можно по различным признакам.
Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям.
Ребята, по каким признакам можно разделить наш класс?
Каждый из вас является участником группы.
-В какие группы сейчас входите вы?
группы Задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы.
(ответ: для общения; общие интересы; приносить пользу людям; найти взаимопонимание, для совместной деятельности)
Можно ли самому подобрать для себя группу?
А может ли группа выбрать вас?
Что даёт человеку группа, какие качества в нём развивает?
(Развивает отзывчивость, милосердие, сопереживание, умение дарить радость).
Вывод: Группы, составляющие общества очень многообразны и многочисленны: Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей.
задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 60-61, пункт кто может стать лидером. Составьте словесный портрет лидера.
Лидер- человек, который ведет за собой группу и отвечает за неё.
Для этого сначала объясните понятие: лидер
Затем, назовите, каким должен быть лидер, перечислите качества
Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получить только пятерки. Он не тратил время на помощь по дому, общественные поручения, не помогал товарищам в трудную минуту.
Как вы считаете, являются ли лидерами парни, упомянутые в представленных ситуациях?
Почему ты так считаешь?
Вывод. Групп множество. У каждой группы есть общая цель и дело.
4. Что можно и чего нельзя и что за это бывает.
— Каждая группа живёт по своим правилам, и эти правила отличают данную группу от других. Правила, по которым живет группа, называются групповые нормы.
Как вы думаете, для чего нужны групповые нормы. Если вы затрудняетесь ответить, то откройте страницу 62 снизу второй абзац.
Выберите верные утверждения
Человек с рождения является членом той или иной группы.
Один и тот же человек одновременно может входит в разные группы
Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга
Только отличники могут быть лидерами в школьном классе
Общество – совокупность самых разных групп.
Лидеру не обязательно брать на себя руководство группой
Человеку чтобы развиваться, необходимо быть частью какой-либо группы.
Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Предлагаю, продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я один из учащихся нашей школы потому, что …», «Я гражданин России, потому что …».
Спасибо вам ребята за урок. А теперь оценим вашу работу. Кому сегодня поставим паять, …..
Прочитать параграф 7, рисунок на тему Человек в группе или стр.66 проверим себя задание 3.
Человек в группе (продолжение)
Кто может быть лидером
В разных группах у человека может быть разное положение. Например, в спортивной команде ты можешь быть капитаном, т. е. лидером, брать на себя руководство группой. А в твоём классе лидером можешь быть не ты, а кто-то другой. В хоре или театральном коллективе в одних выступлениях ты можешь быть солистом и играть главную роль, в других нет. А в туристическом объединении ты можешь быть и ответственным за палатку, и дежурным у костра, и главным поваром, и санитаром, и походным мастером, и штурманом группы, и фотографом и т. д. Человек в группе — а в разных группах тем более! — может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны.
В одном классе был незаметный, тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в походе: этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой всех ребят. С этого дня в каждом походе он был настоящим лидером группы.
В другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось.
И ещё пример. Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Он не тратил времени на помощь по дому, общественные поручения, помощь заболевшему товарищу.
Выскажи своё мнение, являются ли лидерами парни, упомянутые в двух последних примерах. Почему ты так считаешь?
Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает ребят за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.
Что можно, чего нельзя и что за это бывает
В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила. Они отличают данную группу от других. У членов группы может быть особая манера одеваться, делать причёски определённого вида, носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).
Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования.
Требования группы выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Ты можешь войти в группу, где уже существуют свои правила, и их надо выполнять даже в том случае, если они не совсем тебе по душе. А ещё ты можешь попасть в такую группу, где все, кто в неё входит, участвуют в разработке общих правил. Ребята одного класса, например, договорились сочинить правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали их написать в стихах. Вот что у них получилось:
Мы на сборе не молчим,
Не шумим и не кричим,
Слушаем друг друга,
Говорим по кругу,
Коллективно обсуждаем
И решенья принимаем.
А у учеников твоего класса есть общие правила? Если есть, в чём они заключаются?
Те ребята, которым приходилось в своей жизни переходить из одной школы в другую, на собственном опыте знают, насколько бывает тяжело привыкать к новому классу, новой группе.
Почему так происходит? Отвечая на вопрос, прежде всего вспомним об этих правилах. В старом и новом классах они могут быть разные. Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть и слушать учителя. Но новенький пока не знает, что от него тоже этого ждут, и по привычке вступает в рассуждения и высказывает своё мнение. Как это воспримет новый класс?
Правила, по которым живёт группа, называют словом «нормы».
Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться дели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берётся. Тот, кто не выполняет групповые нормы, кто не дорожит мнением окружающих, кто ставит себя выше других, противопоставляет себя группе.
О поощрениях и наказаниях
С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелестное прозвище, отказаться подавать руку и т. п. А могут и исключить из группы. А тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки она использует благодарности, премии, медали, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др.
Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки) называют словом санкции. Санкции являются охранниками групповых норм.
Есть группы, которые полностью подчиняют человека, заставляют действовать несмотря на его личные желания и интересы.
Выскажи своё мнение, всегда ли это хорошо. Поясни свой ответ.
Используя различные источники, собери материал о Степане Разине и исторических событиях XVII в., связанных с ним.
Человек в малой группе
Урок 23. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек в малой группе»
Давайте с вами вспомним, что принято понимать под термином «малая социальная группа».
Малая социальная группа – это объединение людей, которые вступают в непосредственные отношения друг с другом, знают о своей принадлежности к одному сообществу и зависят друг от друга при достижении общих целей.
Для малой социальной группы свойственны следующие признаки:
· небольшое количество участников группы. Как правило, от двух-трёх до двадцати-тридцати человек;
· прямые контакты между участниками группы и их взаимодействие;
· распределение функций и социальных ролей среди членов группы;
· общие цели деятельности;
· общие интересы, ценности, установки, обычаи и традиции, стереотипы поведения;
· устойчивость во времени.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества разных малых групп: семья, близкие друзья, одноклассники, спортивная команда, студенческая группа, коллектив на работе и так далее.
С уверенность можно говорить о том, что самой важной малой социальной группой в жизни человека является семья. Именно в этой малой социальной группе человек появляется на свет и начинает свой нелёгкий жизненный путь.
Семья выполняет целый ряд очень важных общественных функций. Во-первых, семья обеспечивает продолжение человеческого рода.
Во-вторых, семья берет на себя ответственность за воспитание детей. Именно в семье родители передают своим детям жизненный опыт, а также закреплённые в обществе правила и традиции.
В-третьих, семья удовлетворяет основные потребности человека в любви, духовном общении, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха.
В-четвёртых, семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи.
Выполняя эти функции, семья как малая социальная группа, придаёт стабильность и устойчивость обществу в целом.
Немаловажную роль в жизни человека играют не только близкие родственники, но и друзья, которые также, как и близкие вам люди(убрать?), готовы прийти на помощь в трудной жизненной ситуации или оказать поддержку в ваших первых шагах в каком-либо деле.(на начальном этапе вашей деятельности).
По мнению учёных, данная малая социальная группа оказывает очень большое влияние на человека и, как правило, нормы, установки и ценности, которые человек постигает в кругу своих друзей, имеют для него более важное значение, чем те, которые получены в семье.
Учёные считают, что оптимальное количество участников малой группы должно составлять от пяти до двенадцати человек.
Именно в этом случае человек не только может удерживать в памяти всех членов социальной группы, но и более тесно взаимодействовать с ними.
Например, американские психологи, проанализировав состав кабинета министров европейских стран в течение последних столетий, пришли к выводу о том, что, чем меньше был состав кабинета министров, тем более успешно развивалась страна, и наоборот, в случае, когда число министров было более двадцати человек, страны постоянно боролись с возникающими политическими и экономическими трудностями.
Но, вне зависимости от того, в какую малую социальную группу входит человек и сколько в ней участников, его положение в ней, прежде всего, зависит от его статуса.
Статус – это положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Один и тот же человек в различных малых группах может иметь разный статус: директора, отца, мужа, сына, брата, друга и так далее. Всё это социальные статусы одного человека.
Чем выше статус человека в группе, тем больше у него прав и привилегий.
Человек, обладающий высоким статусом, как правило, является примером или авторитетом для других членов малой группы.
Авторитет – это признание, высокая оценка участниками группы человека и его качеств.
Например, в семье для вас такими авторитетами являются родители, а в вашем классе, в школе, им может быть классный руководитель.
Авторитет человека в каждой группе разный.
Например, вы хорошо играете в шахматы, чем заслужили признание ребят, с которыми вы вместе занимаетесь в шахматном кружке. Но при этом вы не умеете хорошо играть в футбол, и поэтому, когда ребята во дворе делятся на команды, вас выбирают самым последним. Как видите, ваш авторитет среди шахматистов и футболистов совершенно разный.
Кроме статуса, за каждым человеком, входящим в состав малой социальной группы, закрепляется так называемая социальная роль, то есть образец поведения человека, который группа признаёт целесообразным для обладателя статуса.
Некоторые социальные роли человек играет постоянно, а другие исполняет в какой-то определённой жизненной ситуации.
Как говорил английский драматург Уильям Шекспир:
В нём женщины, мужчины – все актёры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Кстати, подумайте о том, какие же социальные роли исполняете вы?
Можно говорить о том, что влияние малой социальной группы на формирование личности человека проявляется в следующем.
Прежде всего, в малой социальной группе человек усваивает принятые
нормы поведения, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.
Например, в семье человек получает первое представление о морали, как форме регулирования поведения человека в обществе, основанной на соблюдении определённых норм и правил, нарушать которые нежелательно.
В малой социальной группе человек учится нормально взаимодействовать с другими людьми.
Давайте с вами вспомним о том, что взаимодействие – это совместные действия участников отношений, направленные друг на друга или на достижение общей цели.
Например, большой круизный лайнер совершает кругосветное путешествие. От успешности взаимодействия капитана корабля с членами его экипажа, которые вместе являются малой социальной группой, зависит успешность путешествия и настроение каждого из них.
В различных малых социальных группах человек совместно с другими участниками группы, приобретает определённые знания, овладевает различными умениями и навыками, которые необходимы ему для жизни в современном мире.
Например, в школе вместе со своим классом вы каждый день узнаёте что-то новое и учитесь тому, что вам непременно пригодится, когда вы станете взрослыми.
Благодаря участникам малой социальной группы человек может посмотреть на себя со стороны. Узнать о том, как его воспринимают и оценивают окружающие. В результате этого у человека складывается представление о самом себе, о его месте и статусе в обществе.
Человек может не только рассчитывать, но и получить моральную, материальную и иную поддержку от других участников группы в трудных жизненных ситуациях, например, от членов своей семьи или близких друзей. Более того, в любой трудной ситуации человек всегда может обратиться за помощью к участникам такой группы и получить защиту.
Поддержка участников малой группы в любом начинании способна повысить самооценку человека и мотивировать его на определённые действия, которые первоначально кажутся ему непосильными.
Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться и чему возразить.
Именно в малой группе человек с помощью других людей и благодаря общению с ними удовлетворяет свои основные, жизненно важные социальные интересы и потребности, и может достичь определённых целей, которых в одиночку достичь невозможно.
Малая социальная группа может оказывать на человека не только позитивное, но и негативное воздействие.
Так общие цели группы могут достигаться за счёт ущемления интересов отдельных её участников.
Например, тренер футбольной команды определяет её состав на игру. Он выбирает одиннадцать футболистов, которые выйдут на поле, остальным игрокам, в лучшем случае, отведена роль запасных. Команда должна добиться общей цели – выиграть, поэтому личное желание футболистов играть именно в стартовом составе отодвигается на второй план, так как их участие в матче может помешать команде добиться победы.
Группа также иногда может оказывать негативное воздействие на одарённых творческих личностей. В этом случае талант человека сдерживается, подавляется и преследуется другими участниками группы.
Например, многие родители видят вас будущими врачами, юристами, финансистами или топ-менеджерами крупных компаний. Хотя вы обладаете неплохими актёрскими данными, неплохо поёте и не мыслите своей жизни без большой сцены. Но тем не менее, даже зная о вашем таланте, родители зачастую говорят, что это всё несерьёзно и вы должны получить настоящую профессию, ну или продолжить семейную трудовую династию.
Также к отрицательным моментам участия человека в малой группе можно отнести явление, которое учёные называют конформность – это изменение в поведении или мнении человека под влиянием давления со стороны участников группы.
«Как же так? – скажете вы, – ведь большую часть норм, которые мы выполняем, мы усваиваем под влиянием группы». Это разве плохо, что люди действуют в соответствии с нормами? Конечно же нет, только вот эти правила и нормы бывают разными. Приемлемые и неприемлемые для общества. Поэтому в
некоторых группах такое явление может носить негативный характер.
Проявление комформности хорошо заметно у представителей различных молодёжных субкультур: панков, готов, эмо и других. Став участником подобного молодёжного движения, человек под давлением других участников группы может изменить не только свой внешний вид, но и манеру поведения. Принять для себя новые жизненные ценности, новые мнения и убеждения.
Наиболее опасными проявлением конформности является участие человека в деятельности различных религиозных сект и организаций, в которых такое давление носит весьма агрессивный характер и приводит к печальным последствиям; для их преодоления может понадобиться помощь профессионального психолога.
В конце нашего урока давайте попытаемся ответить на вопрос: «Что же даёт человеку членство в малой группе?»