лицу твоему помолятся богатии людстии что означает

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования Пс. 44:13

Свт. Афанасий Великий

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

И дщи Тирова с дары. Призванием одного народа (разумею тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития. Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Говорит это, благовествуя самим царям и сильным: покланяйся Церкви, или Господу ее.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Кажется, что в Хананейской стране идолопоклонству предавались с особенным усердием. А главный город Хананеи – Тир. Посему пророческое слово, склоняя Церковь к повиновению, говорит, что и «дщи Тирова» придет некогда с дарами. «И лицу твоему богатии людстии» поклонятся «с дары». Не сказал: тебе поклонятся «с дары», но – «лицу твоему». Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви – Христос, Которого Писание наименовало Лицем.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Прп. Нил Синайский

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Письма на разные темы. Монаху Евгению.

Блж. Иероним Стридонский

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

К Принципии. Объяснение 44-го псалма.

Блж. Феодорит Кирский

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

«И дщи Тирова с дары». Другие три переводчика повелевали самой царице сотворить поклонение. Акила и Феодотион перевели: «и да поклонишися Ему», а Симмах: «ибо Он есть Господь твой, и поклонися Ему». Но семьдесят научают царицу, что жених есть не ея только Господь, но и тех, которые осмеливаются еще прекословить, так что и дщери тирския принесут дары и изъявят готовность служить. А в сих дщерях Пророк дает видеть всеобщее нечестие. Ибо Писанию обычно целое означать частию. Так в другом месте падением Ливана предвещается совершенное прекращение суеверия. Ибо сказано: «Ливан же с высокими падется» (Ис.10:24). В последующих же словах Пророк упоминает не о тирской только дщери, но о многих.

«Лицу Твоему помолятся богатии людстии». Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка; потому что Он глава телу. Сказано: «и Того даде главу выше всех Церкви» (Еф.1:22). Можно видеть, что пророчество сие получило уже исполнение, потому что изобилующие богатством и знаменитые высотою сана чествуют именуемое здесь лице Церкви. А поелику Пророк сказал, что царица «в ризах позлащенных одеяна», подвижников же добродетели украшает малоценность одежд, почему и проводят они жизнь в таких одеждах; то объясняет, в чем именно состоит сия многоценность убранства.

Евфимий Зигабен

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

И дщи Тирова с дары

Тир был полон идолов, и более нежели все другие города был нечестив. Но Давид пророчествует здесь, что и он принесет дары Христу, то есть, строения храмов, различные приношения и всякое другое служение: придет, говорит, с дарами, иначе, дщерь Тира принесет дары. Еврейскому языку обычно называть дщерью всякий город, потому что всякий город есть часть и как бы дочь во всякой стране и епархии. Так назвал город Вавилон дщерью Вавилона, иначе всей епархии Вавилона: дщерь Вавилона несчастная! (Пс. 136,8). О таковом обыкновении смотри в конце стиха 28-го 72-го псалма: Во вратах дщери Сиона.

Слова Златоуста: Оставя речь о вселенной, пророк говорит о соседственном городе, которым тогда владело нечестие, о краеградии (акрополе) диавола, означая частью целое, то есть, одним народом Тирским выражая призывание всех народов, потому что, как кажется, в стране Ханаанской, глава которой был Тир, упражнялись в идолопоклонстве с особенным прилежанием. В высшем смысле Тир означает стеснение, или скорбь. Итак, после скорби, причиняемой злыми духами, когда перенесем ее мужественно, мы увидим у себя порождение лучшего состояния, которое успокоить нас от прежнего злострадания (у Никиты).

Лицу твоему помолятся богатии людстии

Лицем Давид здесь называет главу; а как глава христианской церкви Христос: то будут молиться Ему, то есть, будут просить или чтить Его, как сказал Феодотион, цари и правители и владельцы, так как они-то богатые из народа. А если и они будут почитать Христа, то не гораздо ли более будут почитать Его подвластные им народы? По изъяснении Феодорита, под лицем церкви разумеются и святые патриархи, apxиереи и священники, которых также почитают цари, как служителей и посредников пред Богом.

Того ж Златоуста: Живущим добродетельно приносят честь и угождают все, даже изобилующие богатством, и достоинствами (ибо добродетель выше всякого изобилия); мы видим также, что и церковь почитается всеми. И хорошо сказал: лицу твоему, то есть, твоей славе, твоей доброте, твоей красоте.

Еп. Ириней (Орда)

и дщи тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии

Когда она сделает это и вследствие своей преданности станет в близком отношении к Царю, тогда и сам богатый и гордый Тир поклонится пред царицей, посредством даров будет искать ее благосклонности, чтобы чрез ее посредство быть принятым от Царя в Его царство.

Дщи Тирова, т.е. город Тир; он всегда держался независимо от Израиля, гордясь своим богатством и силою, не хотел иметь дело с теократическим народом; поэтому он употреблен здесь как представитель гордых языческих народов. Богатии людстии может значить: все богатые из народа, т.е. из народов: богатейшие, могущественнейшие народы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Прот. Григорий Разумовский

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Источник

Лицу твоему помолятся богатии людстии что означает

Это говорит Отец о Сыне. Ибо рождается Бог от Бога.

Как, будучи Царем, потому что Бог, сказуется вступающим на царство по воплощению Своему, так, что знает, как Бог по естеству, о том по человечеству домостроительно сказуется опять, что слышит сие.

Сравнение благого Духа можно видеть в сказанном у Иоанна, «яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» ( Ин. 1, 17 ). Прекрасна и трость Моисеева, которою написан пестун наш Закон, но не такова, чтобы написать ей имена наши на небесах.

Сладковещателен Господь наш, когда говорит: «Аз, приидох, да живот и́мут, и лишше и́мут» ( Ин. 10, 10 ), и: «Аз есмь хлеб сшедый с небесе» ( Ин. 6, 41 ), «и даяй живот миру» ( Ин. 6, 33 ).

Красота и доброта ополчившегося есть Божество Его и превосходство над всеми.

Наляцы, говорит, лук Твой, успевай в оправданных Тобою, над которыми царствуешь, освободив их от мучителя. Показывает же, что победа сия духовна. Ибо, упомянув об оружиях, упоминает и о кротости, а кроткому свойственно прощать обидевшим сделанное против него самого.

Поелику упомянул о мече, то, как и следовало, упоминает и о деснице. Десница же Его – правые советы, водясь которыми не допустил до себя приражений греха.

«Стрелами» называет святых Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам Царя царствующих. Эти-то стрелы, в сердце поражавшие мысленных врагов, возмогли поднебесную повергнуть к ногам Христовым и подклонить под иго царства Христова. В переносном же смысле ( εν υπερβατω ) стихи эти означают следующее: стрелы Твои изощрены, Сильне, в сердцах врагов царя.

Призванные Апостолами, исповедуя Божество Единородного, говорят:

Правость в божественном Писании означает правду. Посему говорит, что принадлежащие к царству Христову должны учиться ходить путем правды.

Тяжести (громады) суть дорогостоящие и великолепные дома или храмы. Слоновыми же называет их, потому что они как бы выточены и весьма красивы.

«Царями» именует святых Апостолов, которые соцарствуют со Христом, а «дщерями царей» – души, возрожденные ими для боговедения, которые сердца свои в честь Богу соделывают веселящими Его преукрашенными храмами. Посему, Псалмопевец как бы так говорит: увеселяйся, Владыко, слоновыми громадами, какие в честь Тебя уготовали дщери царей.

Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных.

Опять и это слово обращено к Церкви.

Ибо никто не может приступить чистым к вере Христовой, если не предаст совершенному забвению прежних злых дел. Люди Церкви – бывшие некогда идолослужители, дом же отца ее – мудрецы века, в которых, как в домах, обитает сатана.

Призванием одного народа (разумею тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития.

Говорит это, благовествуя самим царям и сильным: покланяйся Церкви, или Господу ее.

Словом «внутрь» означает благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное. «Ряснами» же именует многие виды добродетелей.

Это подобно сказанному: «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе» ( 1Сол. 4, 17 ). Именем же девы означает опять Церковь. «Обручих бо вас. деву чисту представити Богу» ( 2Кор. 11, 2 ).

потому что к девству близко воздержание, а посему и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены, и когда поведут их, обретут вечное веселие и радование.

именно же, посредством божественных Писаний, потому что в Священных Писаниях воспоминается Божие имя.

посредством проповеди. Речь же эта обращена ко Христу; потому что проповедники Писания напоминают чудеса Божии, какие творил Господь от родов древних, и учат роды грядущие.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 44

3. Красен добротою паче сынов человеческих. «Псалом возвещает, – говорит бл. Феод., – лепоту Христову, и лепоту не телесную, но лепоту добродетели и всякой правды, лепоту не приявшую греховной нечистоты, изъятую от всякой скверны». Св. Василий В. разумеет красоту Божества. «Пророк, – говорит он, – созерцая светозарность Господа, и объятый ея сиянием, душевно уязвленный сею добротою, подвигся Божественною любовию к мысленной красоте». Но Господь Иисус Христос был и есть истинно прекрасен и по Божеству и по человечеству, да и согласнее с последующими словами разуметь последнее. «Должно знать, – гов. бл. Феод., – что пророческое слово изобразило не Божество, а человечество Владыки Христа; потому что Бога Слова не стало бы сравнивать с человеками, и не сказало бы, что от Бога приял Он благословение; так как Он Сам – бездна благ, источающая благословения верующим». В самых страданиях Спасителя, когда не было ни вида, ни доброты, Господь Иисус Христос оставался прекраснейшим из сынов человеческих; ибо только на время прикрыл славу Свою, Сам смирил и уничижил Себя для спасения людей. Да и вообще лепота человека состоит не во внешнем только благообразии, а в красоте души – т.е. в ее качествах и совершенствах, а такие совершенства всегда оставались в Господе; ибо далее говорит пророк: излияся благодать во устах Твоих, – благодать слова, учения, которая просветила мир, победила вселенную, та «благодать, которой удивлялись Иудеи ( Лк. 4:22, 32 ) – благодать, которою Он учил и творил чудеса» (Злат.), а «словом: излияся означается множество благодати в словах нашего Господа» (Вас. В.). Сего ради благослови Тя Бог во век. «Здесь, – говорит Злат., – идет речь о плоти (человечестве) Христовой, которая имеет уста, принимает благодать, принимает благословение». Сего ради, т.е. потому Тебя и благословил Бог по человечеству, что Ты прекраснее всех сынов человеческих, и что благодать изливается из уст Твоих. «Слова: благослови Тя Бог, – говорит св. Васил. В., – значат: члены Твои и тело Твое (т.е. верующих и Церковь) исполнил Бог Своими благами, во век, т.е. до бесконечности». Благословение, дарованное человечеству Христову, по св. Злат., проявляется в слове и величании воплотившегося Бога. С Евр.: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки».

6. Стрелы Твоя изощрены, Сильне. «Изощренные или острые стрелы Сильного – это, – говорит св. Вас. В., – меткие слова, которые, достигая до сердца слушателей, поражают и уязвляют чувствительные души; или можем разуметь посланных (т.е. св. Апостолов) сеять Евангелие по целой вселенной; они-то по своей изощренности сияли делами правды, и неощутительно проникали в души поучаемых». То же почти и св. Афанасий: «Стрелами называет св. Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам Царя царствующих». После слов: стрелы Твоя изощрены – св. Златоуст, Василий В. и другие ставят слова: в сердцы враг царевых, и дают такой смысл: Твои острые стрелы (слова евангельской проповеди) изощренны, попадают в самые сердца врагов Царя царей. «Острыми стрелами, действуя противу врагов, будешь Ты метать их прямо и уязвлять сердца вражеские; народы же, над которыми властвовали враги, научишь покланяться Тебе, потому что стрелы Твои, Сильный, изощрены, оне в сердце врагов царевых, а по уязвлении врагов, людие падут пред Тобою, воздавая Тебе должное поклонение» (Бл. Феод.). По св. Златоусту, то же значат слова: людие под Тобою падут, т.е. уверуют, подпадут под Твое владычество. В Русск. переводе с Еврейского: «Остры стрелы Твои, (Сильный); – народы падут пред Тобою, – они в сердце врагов Царя».

7. Престол Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. С Евр.: «Престол Твой, Боже, во век; жезл правоты – жезл царства Твоего». «Престолом здесь называется, – говорит св. Злат., – не просто престол, но царство. Как престол есть знак царства: так жезл – знак царства и судебной власти. Посему пророк и говорит: жезл правости, жезл царствия Твоего. Там (т.е. в царстве Христове) чистая справедливость, там чистая праведность, там нет ничего прикровенного» (Злат.).

8. Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник 290 Твоих. С Евр.: «Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Симмах: «на сие помазал Тебя. паче друзей Твоих. Сего ради. «Чего же именно ради»? – вопрошает св. Афанасий и отвечает: «чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие». Помаза. Помазание означало сообщение даров Св. Духа помазуемому. Св. Ап. Петр говорит, что Иисус Христос помазан был (разумеется, по человечеству) Духом Святым и силою ( Деян. 20:38 ; Ис. 61:1 ), т.е. Его человечеству сообщены были, по Злат., во время крещения на Иордане, особенные дары Св. Духа несравненно в большей мере, нежели в какой сообщались другим причастникам даров Божиих, как-то: царям, пророкам, первосвященникам. «Прежде Христа, – говорит св. Злат., – много было помазанников, но ни одного такого, никто не был помазан так, как Он. Когда помазан Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. Хорошо сказано: елеем радости, дабы показать, что дело это радостное», потому что один из плодов Духа есть – радость (Вас. В.).

11. Слыши дщи и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. С Евр.: «Слыши, дщерь, и смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего». – Говорит Господь Церкви из язычников, а не из Иудеев, потому что последние имели благочестивых отцов, Евреям заповедовалось не забывать их, а следовать их благочестию. Церковь же из язычников имела отцов и предков, служивших идолам; их и заповедывается здесь забыть, т.е. их дела и учение; называется эта Церковь дщерию, как приявшая уже духовное возрождение (Бл. Феод.). Слыши дщи и виждь. Св. Златоуст: «Послушай, говорит Господь, слов Моих, посмотри на чудеса и дела Мои и внимай увещаниям. Какую же заповедь Он дает ей прежде всего? Забуди люди твоя и дом отца твоего. Так как Господь избрал Церковь из язычников, то прежде всего заповедует отвергнуть это родство, забыть о нем, исторгнуть его из души, не только бежать от него, но и не воспоминать о нем. Словами: люди и дом пророк выражает все, там у них (т.е. у язычников) происходящее, и жизнь и учение» (Св. Злат.). В таком смысле объясняют и другие Отцы – св. Василий В., Афанасий В.

12. И возжелает царь доброты твоея. С Евр.: «И возжелает царь красоты твоей; ибо Господь Он Твой, и ты поклонись Ему». Т.е. духовной красоты, которая состоит в послушании, говорит св. Златоуст. «Если забвением (всего языческого, нечистого) сгладишь с себя пятна лукавых учений: то возвратишь себе собственную свою красоту, окажешься вожделенною для Жениха и Царя. Зане Той есть Господь твой. Т.е. потому-то ты и должна забыть, оставить все языческое, нечистое, и обратиться к Царю-Жениху, что Он Господь твой, – не к чужому кому-нибудь идешь, а к Тому, Кто создал тебя, Кто всех ближе к тебе, Кто печется и заботится о тебе, Он – Господь и Отец твой, Он все даровал тебе» (Св. Злат.). «Словами: Той есть Господь твой пророк показывает необходимость повиновения, – говорит св. Вас. В. – Потому ты и поклонишися 295 Ему, своему Жениху – Царю, что Он Господь и Бог твой; или, по другому чтению: потому и должна забыть все языческое, что Тот, Кто имеет возлюбить доброту твою, есть Бог, и все народы поклонятся Ему. «Приди, говорит (т.е. пророк или чрез него Дух Божий), приди ко Господу, потому что велика сила Его, и все будут повиноваться Ему» (Св. Злат.).

13. И дщи Тирова 296 с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии. С Евр.: «И дочь Тира (предстанет) с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое». Бл. Иероним переводит с Евр.: «О, дочь сильнейшего! Богатые из народа помолятся лицу Твоему». – Симмах: «дочь же державная дары принесет». У Злат. Дщи Тирова. «Призванием одного народа Тирян, – говорит св. Афанасий, – означает призвание всех язычников. Тирян же наименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития». Св. Златоуст под Тиром разумеет как самый Хананейский город, cлавившийся своим нечестием и богатством, бывший, по его выражению, «твердынею диавола», так и всех, живущих нечестиво и развратно. Т.е. «повинуйся Мне (говорит Господь Церкви), потому что и этих Я преодолею и покорю Себе, и покорю так, что они поклонятся, и не просто поклонятся, но и принесут дары и начатки, что, составляя высший вид служения, есть знак совершенной покорности; и эти богатые мира помолятся лицу Твоему, т.е. почтут Твою славу, красоту Твою, великолепие Твое» (Злат.). Св. Афанасий, Василий В., бл. Феодорит под лицом разумеют Самого Господа. «Не сказал, – говорит св. Вас. В., – Тебе поклонятся с дары; но – лицу Твоему. Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви Христос, Которого Писание называет лицом». «Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка, потому что Он глава телу» (Бл. Феод.).

14. Вся слава дщере Цареви внутрь 297 : рясны 298 златыми одеяна и преиспещрена. С Евр.: «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом». Под дщерию Царевою Отцы разумеют св. Церковь, или душу христианскую. – «Словом внутрь, – говорит св. Афан., – означает благочестие; ибо украшение Церкви есть духовное; ряснами же именует многие виды, добродетелей; бл. Феод. – многоразличные дарования Св. Духа в Церкви Христовой.

15. Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе. С Евр.: «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее». «За невестою Господнею (или Церковию) следуют некоторые души, не приявшие в себе семян чужого учения; и оне-то приведутся к Царю, сопровождая невесту» (Св. Вас. В.). Искренния ея приведутся Тебе – «т.е. близкие не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею» (Церковию) (Св. Злат.). «Так как к девству близко воздержание, то и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены» (т.е. к Царю Небесному) (Св. Афан.). Св. Златоуст разумеет под девами по преимуществу девственников. Св. Церковь украсилась девством, как наилучшим украшением, как драгоценною одеждою. По бл. Феодориту, здесь пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. «Впрочем, говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев».

16. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. С Евр.: «Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя». «Не те, которые по принуждению соблюдали девство, не те, которые по скорби или по нужде вступили в честную жизнь, но которые в веселии и радовании услаждаются таким преспеянием (т.е. девственной, чистой жизни), те приведутся Царю, не в какое-либо обыкновенное место, но в храм Царя» (Вас. Вел.).

18. Помяну 299 имя Твое во всяком роде и роде. «Эта речь предлагается, – говорит св. Вас. Вел., – от лица самой Церкви. Какое же это поминовение? – Это исповедание народов». Св. Златоуст видит в сих словах предсказание псалмопевца о продолжительности этого пророчества. Помяну и проч. Т.е. «хотя я и умру, но и по смерти буду воспевать Тебя; тело мое разрушится, а писания останутся и закон вечен». С Евр.: «Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки». Сего ради людие исповедятся Тебе в век. «Сего ради. Чего? Того, что совершил Ты столь великие дела, поставил таких властителей, обуздал зло, насадил добродетель и проч.; – сего ради вся вселенная будет возносить Тебе хвалебную песнь – во все века, воссылая благодарность за дарованные блага» (Злат.).

Симмах: «победная песнь о цветах, сынов Кореевых». Акила: «победителю о лилиях, сынов Кореевых». Феодотион: «разума песнь к возлюбленному». Калмет переводит: carmen erudiens (inscriрtum) magistro cantorum filiorum Соrе, canendum аd hexachordum. (В Евр: Шошаним. Шошан значит – лилия, или роза. Так назывался музыкальный шестиструнный инструмент). Саnticum dilectarum (vel рuerlarum nuptialium т. е. брачных подруг невесты). Т. е. поучительная песнь начальнику певцов – сынов Корея для пения на шестиструнном орудии. Песнь подруг.

Отрыгну – εξηρευξατο (εξερευγω – извергаю, отрыгаю, изливаюсь) – отрыгнуло, излило. Симмах: «подвигнуто сердце мое к слову благому»; или: «подвигнулось сердце мое словом благим». У св. Злат.

Источник

Псалтирь 44:13

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Блж. Феодорит Кирский

«И дщи Тирова с дары». Другие три переводчика повелевали самой царице сотворить поклонение. Акила и Феодотион перевели: «и да поклонишися Ему», а Симмах: «ибо Он есть Господь твой, и поклонися Ему». Но семьдесят научают царицу, что жених есть не ея только Господь, но и тех, которые осмеливаются еще прекословить, так что и дщери тирския принесут дары и изъявят готовность служить. А в сих дщерях Пророк дает видеть всеобщее нечестие. Ибо Писанию обычно целое означать частию. Так в другом месте падением Ливана предвещается совершенное прекращение суеверия. Ибо сказано: «Ливан же с высокими падется» ( Ис.10:24 ). В последующих же словах Пророк упоминает не о тирской только дщери, но о многих.

«Лицу Твоему помолятся богатии людстии». Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка; потому что Он глава телу. Сказано: «и Того даде главу выше всех Церкви» ( Еф.1:22 ). Можно видеть, что пророчество сие получило уже исполнение, потому что изобилующие богатством и знаменитые высотою сана чествуют именуемое здесь лице Церкви. А поелику Пророк сказал, что царица «в ризах позлащенных одеяна», подвижников же добродетели украшает малоценность одежд, почему и проводят они жизнь в таких одеждах; то объясняет, в чем именно состоит сия многоценность убранства.

Евфимий Зигабен

И дщи Тирова с дары

Слова Златоуста: Оставя речь о вселенной, пророк говорит о соседственном городе, которым тогда владело нечестие, о краеградии (акрополе) диавола, означая частью целое, то есть, одним народом Тирским выражая призывание всех народов, потому что, как кажется, в стране Ханаанской, глава которой был Тир, упражнялись в идолопоклонстве с особенным прилежанием. В высшем смысле Тир означает стеснение, или скорбь. Итак, после скорби, причиняемой злыми духами, когда перенесем ее мужественно, мы увидим у себя порождение лучшего состояния, которое успокоить нас от прежнего злострадания (у Никиты).

Лицу твоему помолятся богатии людстии

Лицем Давид здесь называет главу; а как глава христианской церкви Христос: то будут молиться Ему, то есть, будут просить или чтить Его, как сказал Феодотион, цари и правители и владельцы, так как они-то богатые из народа. А если и они будут почитать Христа, то не гораздо ли более будут почитать Его подвластные им народы? По изъяснении Феодорита, под лицем церкви разумеются и святые патриархи, apxиереи и священники, которых также почитают цари, как служителей и посредников пред Богом.

Того ж Златоуста: Живущим добродетельно приносят честь и угождают все, даже изобилующие богатством, и достоинствами (ибо добродетель выше всякого изобилия); мы видим также, что и церковь почитается всеми. И хорошо сказал: лицу твоему, то есть, твоей славе, твоей доброте, твоей красоте.

Лопухин А.П.

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Прп. Нил Синайский

и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Свт. Афанасий Великий

И дщи Тирова с дары. Призванием одного народа (разумею тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития. Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Говорит это, благовествуя самим царям и сильным: покланяйся Церкви, или Господу ее.

Свт. Василий Великий

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Кажется, что в Хананейской стране идолопоклонству предавались с особенным усердием. А главный город Хананеи – Тир. Посему пророческое слово, склоняя Церковь к повиновению, говорит, что и «дщи Тирова» придет некогда с дарами. «И лицу твоему богатии людстии» поклонятся «с дары». Не сказал: тебе поклонятся «с дары», но – «лицу твоему». Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви – Христос, Которого Писание наименовало Лицем.

Свт. Иоанн Златоуст

И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *