какие российские приложения должны быть предустановлены
Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов
Cathal_Shtadler / Depositphotos.com |
Одним из наиболее обсуждаемых событий текущего года стало введение обязательной предустановки российского ПО на некоторые виды технически сложных устройств. 1 апреля 2021 года Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) будет дополнен положением об обязательной предварительной установке российских программ для ЭВМ при продаже отдельных видов технически сложных товаров. Перечень товаров, при реализации которых необходимо будет соблюдать данное требование, перечень российских программ, которые должны быть предварительно установлены, а также порядок их предустановки будет определять Правительство Российской Федерации. Программные продукты включаются в список на основе рейтинга Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и рассматриваются президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию. Срок включения в реестр для предварительной установки составляет один год.
Рассматриваемые требования об обязательной предустановке российского ПО будет распространяться на следующие виды технически сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1867; далее – Постановление Правительства РФ № 1867):
Постановление Правительства РФ № 1867 также регламентирует обязанности изготовителей технически сложных товаров:
Предлагаются следующие способы осуществления установки программ на технически сложные товары:
Таким образом, производители имеют выбор как именно изменить свою продукцию для целей обеспечения соответствия законодательству, отмечает Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia. При этом реализовать нормы об обязательной предустановке можно как путем непосредственной установки определенного ПО, так и размещением на экране ярлыка, чтобы пользователь непосредственно принимал решение о его установке, отмечает управляющий партнер ЮК «Зарцын и партнеры», председатель Наблюдательного совета Ассоциации юристов цифровой экономики Людмила Харитонова. Размещение «иконки» должно быть осуществлено таким образом, чтобы диалоговое окно нельзя было пропустить. Эксперт считает, что данный метод дает выбор пользователю и является наиболее оптимальным.
Соответствующее нововведение спровоцировало ряд дискуссий среди экспертов ИТ-индустрии и юридического сообщества. Основные спорные вопросы касаются целесообразности включения нового положения в Закон о защите прав потребителей, проблемы реализации данной нормы на практике, а также влияние нововведения на производителей и пользователей.
Как отмечает Алексей Рыбаков, генеральный директор ИТ-компании Omega, правила содержат список классов программ, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров. На их основании будет формироваться окончательный перечень программ для предустановки изготовителями. При этом эксперт считает, что соответствие ПО классу программ недостаточно для включения его в перечень. Правительством РФ установлены конкретные требования, которым должны соответствовать программа. Главным требованием является то, что исключительное право на программу, включая право на ее изменение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права, принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей): Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, российскому юридическому лицу либо физическому лицу, являющемуся гражданином Российской Федерации.
Обязательство о предварительной установке отечественного программного обеспечения будет иметь влияние на три группы субъектов внутри страны: российские компании, государство и потребителей, отмечает управляющий партнер компании «Закошанский и партнеры», председатель Ассоциации юристов цифровой экономики Михаил Закошанский. Эксперт считает, что в связи с этим целесообразно оценивать положительные или отрицательные стороны закона применительно к каждой озвученной категории.
Влияние на российские компании
В качестве заявленных целей закона законодатели указывали повышение удобства для российских пользователей, которые будут иметь доступ к приложениям, ориентированным на российских пользователей, а также поддержку российских разработчиков в конкуренции с крупными иностранными компаниями, отмечает Владислав Елтовский.
Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia :
В целом меры, предложенные законом, действительно могут помочь в продвижении российского софта, особенно среди пользователей, не имеющих определенных предпочтений по отдельным категориям приложений (к примеру, поисковые системы), которым российское приложение будет предложено среди программ «по умолчанию». Таким образом, действительно, популярность российских приложений в сравнении с иностранным может повыситься за счет таких пользователей.
Однако обратной стороной таких мер является потенциальное негативное влияние на конкуренцию среди российских разработчиков. Так, предустанавливаться будут наиболее популярные российские приложения, что может негативно сказаться на возможности некрупных российских разработчиков продвигать свои продукты в России.
Для поставщиков программных продуктов эта возможность означает кратное увеличение количества пользователей, пусть и необязательно лояльных, утверждает Михаил Закошанский. Алексей Рыбаков отметил тенденцию расширения простора для российских IT-гигантов: теперь их попытки предустанавливать свои приложения получили реальную законодательную реализацию. При этом эксперт обращает внимание, что новое ограничение сможет позволить крупному российскому бизнесу добиться определенного роста, при этом следует понимать, что ИТ-компаниям среднего и малого бизнеса придется сложнее. Технический директор финтех-компании RBK.money Антон Куранда считает, что при реализации закона важно поддержать не только крупных и известных производителей, но и дать возможность найти свою аудиторию небольшим технологическим компаниям, которые делают хороший продукт.
Одним из основных спорных вопросов относительно положений об обязательной предустановке российских программ является их включение в Закон о защите прав потребителей, отмечает юрист O2 Consulting Иван Галкин. Формальный ответ на данный вопрос дан в пояснительной записке к законопроекту, который довольно безапелляционно утверждает, что российское ПО является более привлекательным для российских потребителей и влияет на качество использования устройств. Учитывая специфику рынка производства таких устройств, эксперт усматривает в данном заявлении элемент противоречия: если российское ПО повышает качество технически сложных устройств, то производители таких устройств должны быть заинтересованы в его предустановке в первую очередь; дополнительного законодательного стимулирования к этому не требуется. Производство технически сложных товаров является высококонкурентным рынком с малым количеством игроков, каждый из которых заинтересован в предустановке наилучшего программного обеспечения для того, чтобы взаимодействие пользователя с устройством было максимально комфортным– это позволяет производителю добиться лояльности пользователей и сделать больше продаж устройств.
Вмешательство регулятора в рыночную экономику может быть созвучно целям защиты прав потребителей в тех пределах, в которых такое вмешательство направлено на защиту интереса потребителя как слабой стороны, утверждает Иван Галкин. Однако, по мнению эксперта, в случае с новыми правилами о предустановке российского ПО основной, если не сказать исключительный, эффект – это защита не потребителей, а интересов российских компаний-разработчиков ПО. Не оценивая необходимость такой защиты отечественных разработчиков ПО, с юридической точки зрения эксперт делится сомнениями в отношении того, что для установления таких протекционистских мер выбран именно Закон о защите прав потребителей: такой выбор искажает предназначение данного закона и систематику российского законодательства в целом.
Российские разработчики долгое время находились в неконкурентных условиях по отношению к зарубежным, считает Антон Куранда. По мнению эксперта, в соответствующей ситуации поддержка российского ПО оправдана: созданием занимаются российские разработчики, внедряют российские компании, и чем интереснее будут технологии и чем больше будет у них пользователей, тем лучше это отразится на экономики. Поддержка отечественных компаний на внутреннем рынке является общепринятой практикой: США, например, активно призывают покупать американские товары, добиваются локализации производств внутри страны, в том числе высокотехнологичных, потому что это дает рабочие места, приносит деньги в бюджет и в целом способствует развитию индустрии. Китай в течение нескольких лет намерен перевести всех чиновников на национальное ПО и устройства.
Влияние на иностранные компании
Для некоторых иностранных компаний соблюдение соответствующей нормы в большей степени может быть осложнено внутренней политикой компании. Родион Железнов, к. ю. н., управляющий партнер юридической компании МПЦ «Защита», внешний эксперт экспертного совета Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», считает, что для соблюдения нормы иностранными компаниями необходимо изменять свою внутреннюю политику. Эксперт приводит в пример компанию Microsoft, в соответствии с политикой которой не подлежит предустановка программ иных разработчиков.
Безусловно, закон также потребует дополнительных вложений от производителей соответствующих девайсов, которые будут вынуждены вносить изменения в технику, предназначенную для российского рынка, отмечает Владислав Елтовский.
Еще одной сложностью для иностранных компаний выступает увеличение сроков поставки товаров, отмечает главный редактор ИТ-компании The MASCC Илья Харченко. Эксперт считает, что российский рынок будет получать флагманы одним из последних. Это связано с необходимостью времени для того, чтобы встроить зарубежное ПО в экосистему смартфона и изменить заводские конфигурации. Количество приложений может также повлиять на стартовый запас памяти устройства и характеристики в целом.
Наряду с корпорациями, государство является очевидным выгодоприобретателем нововведений по ряду экономических и политических соображений, отмечает Михаил Закошанский. Во-первых, увеличенные доходы российских компаний будут пополнять бюджет. Во-вторых, компании будут собирать еще больше пользовательских данных от геолокации до предпочтений по просмотру аудиовизуальных произведений. В обезличенном виде эти данные бесценны и могут быть впоследствии переданы компаниями, например, для улучшения сервисов государственных услуг.
Прежде всего положительный эффект от реализации данного закона получит государство и крупнейшие ИТ-компании с государственной поддержкой, считает Родион Железнов. Так, например, в формируемый перечень вносятся такие приложения как «Госуслуги», «Мой налог» и пр., что в части использования, например, приложения «Мойналог» освобождает ФНС России от предоставления исчисления налогов на бумажном носителе, а также предполагается увеличение числа выплат от налогоплательщиков, так как использование данных приложений позволяет получать уведомления о недоимке и иных необходимых платежах.
Соблюдение интересов пользователей
Как отмечает Алексей Рыбаков, у пользователя должна быть возможность удалить предустановленные программы, чтобы не нагружать устройство программами, в которых у пользователя нет персональной необходимости. Соответствующего мнения придерживается и Антон Куранда, утверждая, что при поддержке российских разработчиков следует учитывать интересы пользователей. Эксперт приводит в пример историю с известным браузером, который автоматически при загрузке ставил свой тулбар с сервисами. Такое решение аудитория не приняла, в связи с чем повторять данный опыт с предустановкой российского ПО точно не стоит, считает эксперт: окончательный выбор программ для просмотра фильмов, браузеров, соцсетей пользователь всегда будет делать самостоятельно, и это нужно учитывать. Родион Железнов обращает внимание, что норма Закона о защите прав потребителей носит достаточно обтекаемую формулировку и не предполагает ограничений на наличие иных встроенных программ, а также не ограничивает возможность пользователей самостоятельно удалять предустановленные приложения, если такие программы не несут для пользователя интереса.
Михаил Закошанский объяснил, что удалить приложение возможно после покупки, но при возвращении к заводским настройкам приложения появятся снова. Правила предварительной установки российских программ предусматривают, что версия установленного продукта должна быть бесплатной на момент запуска, однако, допускается распространение платных версий в процессе обслуживания. Эксперт отмечает, что не все программы будут распространяться за плату, и приводит в пример одобрение Правительством РФ десяти видеосервисов для обязательной установки на Smart TV. В список вошли проекты как независимых компаний, которые работают по подписке, так и сервисы федеральных телекомпаний, финансовая модель которых построена на сотрудничестве с рекламодателями. В случае с последними, пользователь будет платит за просмотр, но не деньгами, а своим вниманием.
***
Возможность реализации на практике положений нормы об обязательной предустановке российского ПО на некоторые виды технически сложных товаров вызывает ряд вопросов как у представителей ИТ-индустрии, так и у юристов. Алексей Рыбаков выразил мнение, согласно которому отсутствие возможности предустановки российского ПО может привести к монополизации круга предустановленного ПО. При этом эксперт выразил мнение, согласно которому возможные изменения в закон будут направлены на минимизацию негативных последствий для рынка, а также на конкретизацию требований к программам и изготовителям. В ходе практического применения закона также может возникнуть необходимость в установлении более четких критериев для отбора предустанавливаемых программ, более конкретных обязанностей изготовителей технически сложных товаров.
Власти обязали устанавливать 16 видов российских приложений на смартфоны
Правительство утвердило правила обязательной предустановки отечественного софта на электронные устройства, следует из постановления кабинета министров.
Закон об обязательной предустановке российских приложений на ввозимые в страну устройства должен был вступить в силу с 1 июля, но весной сроки перенесли на 1 января 2021 года из-за вызванного пандемией кризиса. Согласно закону, детали его реализации должно было утвердить правительство.
Что и как должно предустанавливаться на ввозимые в страну устройства — в материале РБК.
Какие требования утвердили для производителей устройств
В опубликованном документе говорится, что с 1 января 2021 года предустанавливать российское ПО будут обязаны производители смартфонов, планшетов, другого беспроводного оборудования с сенсорным экраном и «двумя и более функциями», стационарных компьютеров, ноутбуков, системных блоков и телевизоров с функцией Smart TV.
Больше всего классов программ должно предустанавливаться на смартфоны и планшеты:
Для компьютеров обязательной будет предустановка российского браузера, офисного ПО и антивируса, для Smart TV — браузера, поисковой системы, социальной сети и аудиовизуального сервиса.
Список оказался шире, чем предполагал проект постановления, опубликованный весной этого года. В то же время в него не попали недавние предложения участников рынка — например, предложение ИТ-компаний предустанавливать на все продаваемые в России персональные компьютеры отечественные операционные системы.
При этом предустанавливать необходимо софт из специального перечня, который должно создать Минцифры. В него попадет одно приложение в каждой категории, за исключением социальных сетей (два приложения), аудиовизуальных сервисов (не более десяти) и программ для доступа к социально значимым ресурсам (их количество будет установлено отдельно). Конкретные приложения для предустановки правительство определит на основании рейтинга отечественного софта, который до 15 декабря должно подготовить Минцифры с учетом количества пользователей сервисов за предыдущий год. Впоследствии перечень будет обновляться ежегодно.
Заниматься предустановкой могут как сами производители техники, так и уполномоченные ими лица — поставщики или продавцы техники. Вместо полной предустановки софта они могут разместить на экране устройства «иконку» программы для загрузки или при первом включении устройства показать пользователю список доступных к установке программ, «при этом должна отсутствовать возможность пропустить такое диалоговое окно».
Какие риски в требованиях видели производители
С момента появления инициативы против нее активно выступала Ассоциация торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; в нее входят Apple, Intel, Canon, Panasonic, Ariston, «М.Видео» и др.). Так, согласно политике Apple, компания предустанавливает на свои устройства только ограниченный список приложений, и эксперты указывали, что она не будет делать исключение для продуктов, поставляемых в Россию.
«На наш взгляд, опубликованный документ с требованиями предустановки отечественного ПО в указанные сроки — это неуважение со стороны правительства к индустрии высоких технологий», — категоричен представитель РАТЭК Антон Гуськов. Он рассказал, что ассоциация неоднократно встречалась с регуляторами и сообщала, что компаниям необходимо от 6 до 18 месяцев в зависимости от категории продукта в качестве переходного периода для исполнения требования. Причем срок нужно отсчитывать с момента выхода всех подзаконных актов, в том числе создания реестра программных продуктов, из которых производители могут выбрать, поскольку нужно успеть подписать договоры, провести тестирования и произвести технику. По мнению Гуськова, за оставшиеся до 1 января недели к исполнению требований невозможно подготовиться.
Однако замглавы Минцифры Максим Паршин сообщил РБК, что они услышали общую озабоченность сроками и прорабатывают варианты, «которые позволят сбалансировать интересы всех участников». По данным Паршина, ряд депутатов Госдумы подготовили законопроект о переносе сроков предустановки на 1 апреля 2021 года. «Мы рассчитываем, что в ближайшее время он будет принят», — указал Максим Паршин (но пока законопроект даже не внесен в Госдуму).
При этом эксперты сомневаются, что предустановкой смогут заниматься партнеры производителей. По словам представителя сети DNS, предустановка ретейлером отечественного ПО на устройства в магазинах «вряд ли понравится нашим клиентам». Компания рассчитывает «работать с производителями» техники, чтобы «реформы не сказались на возможности покупать современную технику».
Впрочем, внесенный летом прошлого года в Госдуму законопроект о штрафах за продажу устройств без предустановленного российского ПО (для юрлиц — от 50 тыс. до 200 тыс. руб., для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.) до сих пор не принят.
Представитель ASUS Кирилл Погорелов сказал, что компания будет выполнять требование и отгрузит первую партию устройств с предустановленным ПО после 1 января. Представители Apple и Samsung отказались от комментариев. РБК направил запрос в Huawei и Xiaomi. Ранее Samsung и Huawei заявляли, что готовы выполнять требование.
ФАС определилась с правилами предустановки российского ПО на смартфоны
Закон об обязательной предустановке отечественного ПО на устройства будет реализован в несколько этапов, а ответственность по установке софта ляжет на производителей устройств, которые смогут передать эту функцию другому участнику цепи поставки, например продавцу. Такую концепцию реализации закона представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) озвучил на совещании с участниками телеком-рынка в рамках совещания, которое прошло в среду, 22 января. Об этом РБК рассказал участник совещания. Содержание встречи также подтвердил представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов, который присутствовал на ней.
Согласно концепции, которую предлагает ФАС:
Для каждого вида товара будут установлены разные перечни видов софта. Предварительно для смартфонов это: поиск, антивирус, навигатор (карты), мессенджер, социальные сети, госуслуги, персональная платежная система МИР. Для планшетов, компьютеров и Smart ТВ этот перечень будет дополнен аудиовизуальными сервисами и приложениями, обеспечивающими трансляцию 20 обязательных общедоступных каналов.
«Перечня конкретных приложений (от конкретных разработчиков) не будет, так как это нарушает закон о конкуренции. Будет указан тип ПО и требования к разработчику. Какое именно приложение выбрать, производитель будет решать самостоятельно», — уточнил собеседник РБК.
При выборе приложения производитель гаджета должен будет руководствоваться следующими критериями:
Участник совещания также пояснил, что предложения ФАС лягут в основу трех подзаконных актов: правила установки приложений, требования к ПО и к устройствам.
В пресс-службе ФАС не ответили на запрос РБК на момент публикации.
Поправки в закон «О защите прав потребителей» (об обеспечении потребителям возможности использования предварительно установленных российских программ для электронных вычислительных машин при продаже отдельных видов технически сложных товаров) был подписан в декабря 2019 года. Перечень устройств и приложений, а также порядок установки софта должны быть определены правительством отдельно.
По мнению Антона Гуськова, предложенная ФАС концепция вызывает у производителей гаджетов и продавцов много вопросов, так как не предполагает наличие реестра конкретных производителей и их программных продуктов, из которых можно выбирать. «Значит, производитель должен будет либо сам проверять, соответствует ли ПО конкретного разработчика требованиям закона, либо поверить разработчику на слово. Такой подход создает почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка и недобросовестных потребителей», — уверен Гуськов.
Он также считает, что производители не успеют подготовиться к вступлению закона в силу. «С 1 июля предустановка станет обязательной для смартфонов. Но производители должны найти разработчиков, заключить с ними договоры, провести тестирование, чтобы обеспечить предустановку на все устройства. Только для тестирования требуется не менее полугода, однако все подзаконные акты до сих пор находятся в разработке и будут утверждены в лучшем случае в апреле», — отметил Антон Гуськов.
Он уверен, что в закон о защите прав потребителей необходимо добавить еще одну ответственную сторону, отдельный субъект регулирования — производителя ПО. «В текущей версии вся ответственность ложится на производителя и продавца. Если нам навязывают установку какого-то ПО, то ответственность за бесперебойность работы должна лежать в том числе и на его разработчике», — уверен Гуськов.
Предустановку российского ПО на смартфоны критикует не только бизнес-сообщество, но и другие члены Евразийского союза — Белоруссия, Казахстан и Киргизия. В декабре представители этих стран заявили, что принятые Россией поправки во внутреннее законодательство противоречат договору о ЕАЭС, генеральному соглашению ВТО по торговле услугами и техническому регламенту Таможенного союза. По их мнению, закон может ограничить в России оборот технических товаров из других стран ЕАЭС и препятствовать работе внутреннего рынка.
Утверждён список приложений, обязательных для предустановки на смартфоны, компьютеры и телевизоры в России
Российским правительством был утверждён перечень российских программ, которые должны быть предустановлены на продаваемые в России смартфоны, компьютеры, а также умные телевизоры с 1 апреля 2021 года. Распоряжение с полным списком программ опубликовано на интернет-портале правовой информации.
«Утвердить прилагаемый перечень российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров», — говорится в опубликованном распоряжении российского правительства.
В итоговый перечень ПО вошли 28 российских приложений, относящихся к различным категориям. Так, на смартфоны и планшеты с Android и iOS необходимо предустановить:
На компьютеры и ноутбуки с Windows:
На телевизоры с функций Smart TV необходимо предустановить:
Закон, запрещавший с 1 июня 2020 года продавать отдельные виды технически сложных товаров без предустановки предписанного правительством российского ПО был принят в 2019 году. В марте 2020-го было принято решение о переносе этого запрета на 1 января 2021 года, а в минувшем декабре законодатели приняли решение о переносе срока на 1 апреля 2021 года.