какие русские поэты в своих стихотворениях упоминали мифологических или исторических персонажей
16. Какие русские поэты в своих стихотворениях упоминали мифологических или исторических персонажей, как они перекликаются со стихотворением Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»? (ЕГЭ по литературе)
Использовать мифологических или исторических персонажей в своих произведениях — эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое мировой литературы. Многие поэты помимо Тютчева очень любили прибегать к образам античных богов. В пример могу привести Пушкина с романом в стихах «Евгений Онегин».
Венера — в греческой мифологии богиня любви и красоты. Своего главного героя автор сравнивает именно с ней, посмеиваясь над щегольством и зацикленностью на внешнем виде у Евгения.
Помимо главного героя Пушкин сравнивал и некоторых других персонажей с греческими богами. Например, свою любимицу Татьяну он противопоставляет Диане, богине луны.
Таким образом, Пушкин придает еще большую образность своим героям и, отчасти, показывает своё к ним отношение.
Помимо Пушкина очень любил образы из мифологии и Батюшков, но для него античность — это не просто один из периодов существования мира. Эпоха античности в глазах поэта является прекрасным детством человечества. Персонажами, предметами культуры и быта он наполняет свою лирику. Не исключением стало и стихотворением «Пафоса бог, Эрот прекрасный…». В нём Батюшков умело использовал образ бога Эрота для большего раскрытия темы недолговечности и хрупкости красоты. Кто еще может действительно «давать красавицам уроки» так же убедительно, как сын богини красоты, бог любви и всеоживляющей силы? Навряд ли образ человека смог бы стать таким же убедительным в этом стихотворении, как образ божества.
Перечисленные поэты вместе с Тютчевым обращались к мифологическим персонажам не просто для «красивого слога». Использование античных богов создавало для их героев особую притягательность, делая их возвышенными и романтичными. Благодаря мифологии авторы сумели передать всю тонкость личности героев, передать настроение своего произведения и собственную позицию.
Поэзия античности — это и есть пример, идеал для поэтов, ведь именно в античной литературе родилось понятие о единствен внешней и внутренней красоты. Неудивительно, что Тютчев и другие талантливые люди обращались к этой далекой, полной загадок, красноречивой эпохе и использовали образы мифологии того времени для создания неповторимой картины своих стихотворений.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какие русские поэты в своих стихотворениях упоминали мифологических или исторических персонажей и как они перекликаются с творчеством Тютчева? (ЕГЭ по литературе)
Во многих своих произведениях русские поэты упоминают мифологических или исторических персонажей, к примеру, Ф. И. Тютчев в стихотворении «Полдень» и Н. Гнедич в стихотворении «Гомеров гимн Венере. ».
Так Тютчев в обоих своих стихотворениях отражает божественное начало природных явлений, как чего-то необычного, неземного. В «Весенней грозе» — это гроза. Мифологические образы помогают нам это понять, например, образ Гебы, богини, выполнявшей роль виночерпия на Олимпе, кормящей «Зевесова орла». Вино, которое она «смеясь, на землю пролила», людям является в виде дождя. Боги, находясь на Олимпе и живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на человеческий мир грозу и дождь. В стихотворении «Полдень» — это полдень. Божественное начало этого природного явления нам помогает понять образ Пана, бога долин, лесов, стад пастухов.
Пока «…великий Пан/ В пещере нимф покойно дремлет», природа отдыхает, погружается в дремоту: «И всю природу, как туман,/Дремота жаркая объемлет».
Стихотворение Н. Гнедича «Гомеров гимн Венере. » схоже со стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» тем, что в обоих произведениях авторы восхищаются богами, их могучим даром.
Н. Гнедич же в своем произведении изображает рождение богини Афродиты, как рождение гармонии из лона природы, в первую очередь — из моря, и, следовательно, как рождение самой гармонии: «На нежной пене моря чрез волны принесло./ Там радостные оры владычицу, встречая,/ В небесные одежды спешили облачить;/ Власы благоуханны златым венцом покрыли». Он просит её покровительства, так как Афродита дарит счастье тому, кто ей верно служит: «О мать сладкоречива веселий и любви!/Услышь мои ты песни и возлюби меня».
Таким образом, поэты нередко упоминают мифологических персонажей в своих произведениях, тем самым подчеркивая, существование божественного начала в мире окружающим нас.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какие русские поэты в своих стихотворениях упоминали мифологических или исторических персонажей, как их произведения перекликаются с творчеством Ф. И. Тютчева? (ЕГЭ по литературе)
Мифологических персонажей упоминали Осип Мандельштам и Анна Андреевна Ахматова в своих стихотворениях «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» и «Я пришла тебя сменить, сестра» соответственно. В этих произведениях, так же как и в творчестве Тютчева, прослеживается сакральность момента, тема любви к природе, взаимосвязи божества и природы, их влияния на человеческую личность.
В своём стихотворении Мандельштам обращается к античным мифологическим образам.
Он упоминает Элладу, над которой поднялся «сей выводок, сей поезд журавлиный», представляющий собой корабли, полные «ахейскими мужами». Автор сравнивает их с «журавлиным клином», который стремится в чужые рубежи, влияя на судьбы людей («на головах царей божественная пена»). Осип Мандельштам связывает образ Гомера с морем («и море, и Гомер — всё движется любовью»). Это чувство многогранное, имеющее разную природу. Поэт чувствует свою связь с чёрным морем, которое, «витийствуя», «шумит и тяжким грохотом подходит к изголовью».
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что стихотворения Ахматовой и Мандельштама созвучны с творчеством Ф. И. Тютчева благодаря схожей тематике и обращению к одинаковым проблемам. Идейно-художественное своеобразие данных произведений также перекликается с тютчевским.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
15. С какой целью Ф. И. Тютчев упоминает в стихотворении древнегреческих мифологических персонажей? 16. Какие русские поэты упоминали мифологических или исторических персонажей и как они перекликаются с творчеством Тютчева? (ЕГЭ по литературе)
В приведённом стихотворении Ф. И. Тютчева упоминаются древнегреческие персонажи.
Используя олицетворение («гром резвяся и играя») и эпитеты («проворный поток», «раскаты молодые»), Тютчев детально описывает весеннюю природу, которая находится в постоянном движении. Более полно передают авторское видение природы, её гармонии древнегреческие мифологические персонажи.
Стихотворение Тютчева имеет философское начало, так как он воспевает природу как божество, отсюда в его пейзажной лирике появляются мифологические герои, которые подчеркивают торжество природы, ее яркость и выразительность. Автор подчеркивает стихийность природы, она не подвластна человеку. Боги словно обрушивают на землю гром и дождь («Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила»).
Таким образом, Ф. И. Тютчев упоминает в стихотворении древнегреческих мифологических персонажей с целью изображения могущества, загадочности и всевластности природной стихии.
Многие русские поэты в своих стихотворениях упоминали мифологических или исторических персонажей.
Так, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…» А. А. Фета природа сравнивается с мифологическим существом. Лирический герой видит в ней живое мифическое существо «сфинкса», которое хранит в себе множество тайн и загадок. Благодаря образу «сфинкса» образ природы предстает перед читателем как облик всесильного существа, рождающего в человеческой душе страх: «своим искусом губит человека». Автор указывает на загадочность и непредсказуемость природы. Она, подобно «сфинксу», мудрее и «вернее» человека. Метафора «природа — сфинкс» является ключевой деталью в произведении. В обоих стихотворениях мифологические существа показаны с целью изображения могущества высших сил, влияющие на природу и всех живых существ.
В стихотворении А. А. Ахматовой «Был блаженной моей колыбелью» рассматривается образ Музы — греческой богини поэзии, вдохновения, искусств и наук. Лирическая героиня ассоциирует Музу как помощницу не только в творчестве, но и в самой жизни: «указавши мой путь осиянный» («И печальная Муза моя/ Как слепую водила меня»). Для поэтессы Муза была главной опорой в творчестве. Как и лирический герой Тютчева, Ахматова использует образы мифологических существ. Однако оба автора используют их в разной цели — Тютчев в изображении природа, а Ахматова в изображении главного жизненного помощника.
Таким образом, поэты нередко упоминают мифологических персонажей в своих произведениях, тем самым подчёркивая, существование божественного начала в мире окружающим нас.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Славянские мифы. Образы славянской мифологии в русской поэзии
После введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства под запретом находились традиции и обычаи древней культуры, связанной с язычеством, поклонением многим богам.
Общеславянские боги
Перун – громовержец, главный бог пантеона.
Мать – Сыра Земля – женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Ср. такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли.
Боги восточных славян
Даждьбог – солнечное божество, замыкает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца.
Стрибог – божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром).
Другие боги Древней Руси
Белбог (Белобог) – хранитель и податель добра, справедливости, удачи и счастья.
Волос и Велес ) часто отождествляются, однако, по источникам, у них разные функции:
Велес – бог-покровитель сказителей и поэзии.
Лада – богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
Лель – божество любви и/или брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А.Н. Островского и др.).
Мара – в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскрешения природы.
Чернобог –злой бог, приносящий несчастье.
Ритуальные персонажи-символы плодородия
Персонажи, олицетворяющие народные праздники
Персонажи низшей мифологии
Вий – персонаж из преисподней, взгляд которого убивает.
Заложные покойники – люди, умершие не своей смертью.
Русалка – душа «заложного» покойника.
Упырь – «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь.
Бес – злой, враждебный людям дух.
Волколак – колдун-оборотень, способный принимать облик волка.
Берегиня – персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами).
Лихорадка – женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни.
Огненный змей – демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям.
Кикимора – отрицательный женский персонаж, тип домового.
Водяной – дух-хозяин рек и водоёмов.
В русской литературе мы почти не встретим славянских богов, а вот представители низшей мифологии встречаются там гораздо чаще.
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Домовому» называет это мифологическое существо «незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем».
Стихотворение Пушкина «Бесы» отличается многоплановостью, которая раскрывается в загадочных и мрачных образах этого произведения. Сначала поэт изображает довольно обыденную картину: путника остановила метель, и это вызвало у него тревогу и грустные мысли.
Первая часть стихотворения носит более спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть показывает возникшие препятствия, приобретающие символический смысл. Постепенно движение кибитки осложняется и становится понятно, что дальше двигаться будет очень тяжело. Третья часть стихотворения – это яркая кульминация сюжета: человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед метелью.
«Бесы» сильны мистическим подтекстом, в котором рок сравнивается с мощной природной стихией.
«Куртак курбатый», то есть бес (лукавый, нечистый) малорослый, – называет
Бог славянского пантеона, враждебный человеку, – это
В славянской мифологии Белбог (Белобог) – это
В славянской мифологии Лель – это
«Незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем» называет
Бог плодородия в славянской мифологии – это
Солнечное божество славянской мифологии, которое замыкало зиму и отмыкало весну, покровительствовало свадьбам и считалось предком русских людей (от князя до земледельца), – это
В славянской мифологии Волос (Велес) – это
Очень древним положительным божеством славянского пантеона, прародительницей, хранительницей рода и традиции, детей и околодомашнего пространства является
Совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов – это
Главным славянским богом, Громовержцем, покровителем князя и дружины, был
Олицетворённым солнцем в славянской мифологии является
Безысходность и страх («… надрывая сердце мне…») лирического героя перед мифической силой природного явления показаны А.С. Пушкиным в произведении