какие самолеты были в афганистане
Самолеты сил западной коалиции в Афганистане
Военная операция, направленная против террористов, проводилась США и их союзниками во многих точках земного шара и получила название «Несокрушимая свобода». Война в Афганистане стала основной частью это операции (англ. Operation Enduring Freedom — Afghanistan; OEF-A). Вскоре к войскам США присоединились и силы НАТО, действующие в рамках резолюции ООН. Этот конфликт продолжается до сегодняшнего дня, лишь в 2011 году начался постепенный вывод контингента западных войск из Афганистана.
С первых дней операции «Несокрушимая свобода» важной ее составляющей являются действия самолетов западной коалиции. Авиация выполняла и выполняет множество различных задач. Это и непосредственная поддержка наземных войск, нанесение точечных ударов по скоплениям террористов и их базам, разведка, десантные операции, доставка гуманитарной помощи. В статье будут рассмотрены основные типы летательных аппаратов, когда-либо участвовавших в борьбе с терроризмом в Афганистане.
Большую роль в операции в Афганистане играет транспортная авиация, занимающаяся доставкой грузов военного и гражданского назначения в столь отдаленную точку земного шара. Тяжелый транспортный самолет С-5 «Гэлакси», разработанный фирмой «Локхид», является одним из основных типов военно-транспортных самолетов США. С-5 доставляют в Афганистан боевую технику, в том числе танки и боевые самолеты.
Используются для доставки грузов в Афганистан и транспортные самолеты С-17 «Глоубмастер» разработки компании «Боинг». Этими самолетами перебрасываются как живая сила, так и гуманитарные грузы. В Афганистане побывали С-17 ВВС Великобритании, Австралии и Канады. «Глоубмастеры» перевозили и военную технику, в том числе танки. С этими самолетами связаны два летных происшествия в 2005 и 2009 годах, однако С-17 получили легкие повреждения и впоследствии были восстановлены.
Еще одним типом военно-транспортного самолета, участвующего в операции «Несокрушимая свобода», является С-130 «Геркулес», созданный компанией «Локхид». Этот летательный аппарат используется для перевозки солдат, грузов, легкой бронетехники. «Геркулесы» используются в Афганистане с самого начала вооруженного конфликта. Многие страны коалиции также применяют С-130 для доставки грузов. Используются и модификации этого самолета: МС-130 (для специальных операций) и АС-130 (самолет огневой поддержки). Всего с начала конфликта было потеряно восемь С-130 разных типов.
Один из наиболее известных самолетов современности, F-16 «Файтинг Фалкон», также принимает участие в войне в Афганистане. Самолеты данного типа, принадлежавшие ВВС США, участвовали в операции с первых дней, нанося бомбовые удары по позициям противника. Вскоре к ним присоединились F-16 других стран, в том числе Дании, Норвегии и Нидерландов, совершавших вылеты с киргизской базы Манас. В ходе войны были потеряны два самолета F-16: голландский (2006) и американский (2013). В обоих случаях пилотам выжить не удалось.
Большое количество вылетов в ходе операции в Афганистане совершают самолеты ВВС Франции. Одним из типов применяемых летательных аппаратов являлся истребитель «Мираж» F1, разработанный авиастроительной корпорацией «Дассо» в 1960-х годах. В 2007 году три таких самолета были развернуты на аэродроме Кандагар. Использовались они в основном для ведения разведки и непосредственной поддержки наземных войск. Потерь «Миражи» данной модификации не понесли.
Во время операции «Несокрушимая свобода» произошло боевое крещение нового французского многоцелевого истребителя «Рафаль». Три таких летательных аппарата были развернуты на авиабазе в Душанбе, Таджикистан. Самолеты модификаций В и С начали боевые вылеты в марте 2007 года, в том же месяце они нанесли удары с применением высокоточных боеприпасов. С 2009 по 2011 годы еще несколько «Рафалей» базировались на аэродроме Кандагар.
Истребители «Рафаль» палубной версии также применялись в ходе вооруженного конфликта в Афганистане. Впервые они прибыли на театр военных действий в 2002 году в составе авиагруппы авианосца «Шарль де Голль». Однако тогда им не удалось поучаствовать в боевых операциях. После 2007 года самолеты «Рафаль М» неоднократно совершали боевые вылеты над территорией Афганистана. Один самолет был потерян в 2010 году в результате неисправности, пилот был спасен.
Самолеты палубной авиации США также принимают активное участие в боевых вылетах над Афганистаном. С начала войны на боевом дежурстве находились истребители F-14 «Томкэт», разработанные фирмой «Грумман». Их задачи состояли в нанесении бомбовых ударов по боевикам Талибана. Летательные аппараты данного типа применялись в Афганистане вплоть до 2006 года, когда «Томкэт» был снят с вооружения в США. Один F-14 был потерян в 2002 году в результате неудачной ночной посадки на авианосец, экипажу удалось катапультироваться.
Самое активное участие в воздушных операциях над территорией Афганистана принимают палубные истребители F/A-18C/D «Хорнет», созданные компанией «Макдонелл-Дуглас». Самолеты этого типа применяются для нанесения ударов как свободнопадающими, так и высокоточными бомбами. Кроме американских F/A-18 в операции «Несокрушимая свобода» принимают участие CF-18 канадских ВВС. Один из «Хорнетов» ВМС США был потерян в 2007 году, пилоту удалось спастись.
Наследник «Хорнета», палубный истребитель F/A-18E/F «Супер Хорнет», также принимает участие в операции по борьбе с терроризмом в Афганистане. Задачами «Супер Хорнетов», кроме точечных ударов и непосредственной поддержки войск, являются также разведка и эскортирование транспортных самолетов и бомбардировщиков в зоне боевых действий. В 2013 году был потерян один «Супер Хорнет», пилотам которого удалось катапультироваться.
Королевские ВВС Великобритании с самого начала операции «Несокрушимая свобода» являются участниками боевых операций. Множество боевых вылетов совершили пилоты штурмовиков вертикального взлета и посадки «Харриер» последних модификаций. С сентября 2004 года несколько таких машин развернуты в Кандагаре. Они применялись вплоть до 2009 года. В ходе боевых действий были потеряны два британских «Харриера», один из которых был уничтожен во время ракетного обстрела в 2005 году.
В 2009 году Королевские ВВС Великобритании произвели ротацию летного состава в Афганистане: «Харриеры» отправились домой, на боевом посту их сменили истребители-бомбардировщики «Торнадо». Эти самолеты принимают участие в боевых действиях, наносят точечные удары по позициям противника. В 2010 году в Афганистане побывали несколько «Торнадо» итальянских ВВС. Один британский самолет данного типа разбился в 2009 году, летчики остались в живых.
Помимо британских «Харриеров» в операции «Несокрушимая свобода» активное участие принимают штурмовики AV-8B, принадлежащие Корпусу морской пехоты США. Их первые боевые вылеты состоялись в ноябре 2001 года. Самолеты данного типа базируются на аэродромах Баграм и Кандагар. Их основной задачей является непосредственная поддержка наземных сил. В сентябре 2012 года шесть «Харриеров» КМП США были уничтожены во время нападения талибов на военную базу.
Для координации действий групп самолетов во время боевых вылетов и патрулирования, а также слежения за театром военных действий, ВВС США и НАТО используют в Афганистане самолеты ДРЛО Е-3А «Сентри». Кроме того, эти самолеты координируют действия спасательных групп в ходе поисков экипажей пропавших летательных аппаратов. Кроме Е-3А используются и палубные самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай», один из которых разбился в 2010 году.
Ни одну боевую операцию авиации сил западной коалиции в Афганистане невозможно представить без самолетов-топливозаправщиков КС-135 и КС-10, разработанных компаниями «Боинг» и «Макдонелл-Дуглас» соответственно. В ходе боевых вылетов совершается множество дозаправок в воздухе, являющихся одним из самых сложных элементов пилотирования. Используются в ходе операции «Несокрушимая свобода» и заправщики КС-130 на базе транспортного самолета «Геркулес». Один из таких летательных аппаратов был потерян в 2002 году.
Авиация в Афганской войне 1979-1989 гг.
Схема расположения аэродромов в Афганистане
ПОДГОТОВКА К ВТОРЖЕНИЮ
В этот момент в Афганистане находилось свыше тысячи советников из СССР. Не желая и далее рисковать их жизнями, в Советском Союзе приступили к планированию операции по вводу своих войск в эту страну, что должно было по замыслу советских стратегов привести к стабилизации внутреннего политического положения в Афганистане. Однако судьба советников была не единственным фактором, беспокоившим СССР. Советское руководство было также серьезно встревожено очевидным возрождением мусульманского фундаментализма и хотело посредством предстоящего вторжения послать недвусмысленные предупреждения в адрес Ирана и Пакистана. Генерал армии Епишев, кроме того, подписал соглашение с тогдашним афганским правительством, по которому Афганистану были поставлены 100 танков Т-62 и 18 вертолетов огневой поддержки Ми-24.
Ми-24Д с опознавательными знаками ВВС Афганистана
УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ
В условиях, когда передвижение военных колонн по дорогам было сопряжено со значительным риском и требовало очень сильного охранения, советские и афганские войска вынуждены были использовать в основном транспортную авиацию как для доставки живой силы и техники из СССР в Афганистан, так и для передислокации войск внутри страны. Что интересно, многие советские транспортные самолеты, летавшие в Афганистан, несли опознавательные знаки Аэрофлота, хотя их пилотировали экипажи ВТА. Основными типами военно-транспортных самолетов, применявшихся для перевозок войск и грузов в Афганистане, были Ан-22 «Антей», Ил-76 и Ан-26. Ан-22 был самым большим транспортным самолетом из всех, что совершали регулярные полеты в Афганистан. Однако основную часть перевозок как из СССР в Афганистан, так и внутри Афганистана вынес на себе реактивный Ил-76. К моменту ввода войск в Афганистан советская ВТА уже, в основном, успела перевооружиться данными машинами вместо турбовинтовых Ан-12.
Впрочем, от Ан-12 тоже полностью не отказались.
За время войны потеряно от зенитного огня душманов и в результате несчастных случаев 2 Ил-76, 5 Ан-26, 8 АН-12 и 1 Ан-30. Излюбленной тактикой моджахедов было размещать зенитные средства около советских авиабаз, и «подлавливать» самолеты на взлете или посадке. Так, в феврале 1983 г. над аэродромом Джелалабад при заходе на посадку из ПЗРК сбит Ан-12, все члены экипажа погибли. А уже в июле того же года над тем же аэродромом на взлете из ДШК сбит еще один Ан-12. На борту находилось 8 человек, все они погибли.
ФРОНТОВАЯ АВИАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ
Истребительная и истребительно-бомбардировочная авиация в Афганистане решали следующие задачи:
авиационная поддержка войск, прикрытие транспортных колонн и сопровождение сухопутных войск в рейдовых операциях; авиационные удары по выявленным объектам противника;
прикрытие вертолетных подразделений;
уничтожение огневых точек, опорных пунктов моджахедов;
воздушная разведка;
прикрытие территории ДРА в общей системе ПВО.
Основными местами базирования авиации были аэродромы Кабул, Кандагар и Баграм. Аэродромы имели оснащение из СССР, что упрощало задачу ремонта и обслуживания на них советских самолетов. По воспоминания авиаторов, бытовые условия там в первую зиму были настоящим кошмаром. Жили в палатках и землянках, кое-как спасаясь от снега и холодного дождя. Одежду не снимали по две недели – стирать ее было все равно негде. Но со временем вокруг авиабаз выросли настоящие городки, с электростанциями, котельными и водопроводом. Надо сказать, что в первое время после ввода ОКСВ советское руководство не исключало вторжения в Афганистан войск дружественных США стран Ближнего Востока, и даже самих США. Исходя из такого варианта развития событий нужна была истребительная авиация. В дальнейшем все истребители выполняли чисто штурмовые задачи – авиации у моджахедов не было. Для поражения живой силы, незащищенных и легкобронированных целей использовались разовые бомбовые кассеты (РБК), пушки, НУРС С-5 и С-24 с неконтактными радиовзрывателями для подрыва на высоте 15-30 м. Для поражения защищенных, а также площадных целей, использовались фугасные и осколочно-фугасные авиабомбы калибром 250-500 кг и НУРС С-24 с контактным взрывателем.
• целеуказания (2 Ми-8 или пара самолетов) – обозначала цель НУРСами;
• ударная группа (4-8 истребителей-бомбардировщиков) – для нанесения основного удара по цели;
• группа контроля результатов удара (2 самолета-разведчика).
Удар с пикирования парой
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ
ВЕРТОЛЁТНАЯ ВОЙНА
По оценкам авианаводчиков, работавших в боевых порядках наземных подразделений, именно вертолеты обладали наивысшей эффективностью при огневой поддержке. Применение вертолетов позволило советскому командованию оперативно реагировать на партизанскую тактику моджахедов. Вертолеты использовались для огневой поддержки наземных подразделений, преследования отходящего противника, воздушного патрулирования местности и сопровождения автоколонн, высадки десантов на ключевых позициях, снабжения войск, спасения сбитых летчиков и эвакуации тяжелораненых. (Правда, в районах с превышением над уровнем моря свыше 2500-3000 м вертолеты уже работали на пределе своих возможностей, и здесь огневую поддержку войскам оказывали Су-25).
Моджахеды позируют на сбитом Ми-8
Вертолеты стали настоящими летающими танками и бронетранспортерами, которым не страшна была самая пересеченная местность. Именно поэтому вертолеты были приоритетными целями для огня моджахедов. Излюбленной тактикой моджахедов было дать пролететь вертолету над их замаскированными позициями, а затем открыть огонь вдогонку.
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОДЖАХЕДОВ
Дальнейшее увеличение противовоздушных возможностей моджахедов связано с насыщением их ПВО ПЗРК разных типов, которые окольными путями попадали в Афганистан. Сначала это были несложные в применении «Стрелы» и «Ред Ай». Они не требовали специально оборудованных позиций, могли применяться с машин и крыш зданий, и даже скрытно доставляться непосредственно к аэродромам. Первые случаи применения ПЗРК зафиксированы в 1983 г., а с 1986 г. это явление приобрело массовый характер. Достоинством ПЗРК было еще и то, что подрыв мощной БЧ ракеты выводил самолет или вертолет из строя даже без прямого попадания. Следствием полученных повреждений, как правило, являлась потеря машины. Осенью 1986 г. у моджахедов появились ПЗРК «Стингер», расширив дальность действия их ПВО до 3500 м. С этого момента развернулась настоящая жестокая борьба за воздух. Советским летчикам пришлось забыть о полетах «на бреющем». Работа с безопасных высот стала условием выживания. И все равно самолеты все чаще получали серьезные боевые повреждения, гибли. Нищие горцы оказались на удивление грозным противником для советской авиации, не говоря уже ВВС афганского правительства.
ИНЦИДЕНТЫ С ВВС ПАКИСТАНА
МиГ-23МЛД в районе границы с Пакистаном
ВЫВОД ОКСВ И ПОДЪЁМ ТАЛИБАНА
К августу 1988 г. в СССР вернулось 50% советского военного контингента. Полностью вывод всех советских войск был завершен в феврале 1989 г. Однако уход Советской Армии из Афганистана не привел к окончанию боевых действий. Различные повстанческие группировки стали воевать не только с кабульским режимом, но и между собой, в результате чего правительство Наджибулы продержалось у власти еще три года, что удивило многих. Это частично объясняется тем, что бывшие коммунисты разделили власть с самой сильной из всех группировок моджахедов. В апреле 1992 г. президент Наджибула был, наконец, свергнут, и в стране установился исламский режим во главе с президентом Раббани. Министром обороны в его правительстве был назначен Масуд, который начал боевые действия против сил движения «Патан Хезб-э-Ислами», возглавляемого бывшим премьер-министром Гульбеддином Хекматияром. Чтобы помешать Хекматияру захватить власть, Масуд заключил союз с генералом Абдулом Рашидом Дустумом. Последний контролировал провинцию на севере страны с центром в городе Мазари-Шариф, а ранее служил в армии коммунистического кабульского правительства. ВВС Демократической Республики Афганистан подверглись исламизации и чистке. Авиабазы попали под контроль различных группировок. Кабульская и баграмская базы стали костяком ВВС Масуда, Шинданд и Джелалабад отошли к Хекматияру, а Мазари-Шариф к Дустуму. Ситуация осложнилась племенными распрями, зачастую принимавшими форму вооруженного конфликта.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Авиация в Афганской войне 1979-1989 гг.
Схема расположения аэродромов в Афганистане
В апреле 1978 г. произошел военный переворот. Дауд погиб, а у власти оказалась Народно-Демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Мухаммедом Hyp Тараки. Вскоре его сменил Хафизулла Амин, получивший образование в Америке и по этой причине не пользовавшийся доверием в СССР. В стране поспешно начала проводиться земельная реформа, что вызвало недовольство широких слоев населения. Вспыхнуло восстание. На сторону повстанцев перешло несколько армейских частей. В марте 1979 г. силы мятежников выросли настолько, что они даже смогли захватить Герат, крупный город на западе страны, где казнили сотни правительственных военнослужащих, а также около полусотни советских советников и членов их семей.
ПОДГОТОВКА К ВТОРЖЕНИЮ
В этот момент в Афганистане находилось свыше тысячи советников из СССР. Не желая и далее рисковать их жизнями, в Советском Союзе приступили к планированию операции по вводу своих войск в эту страну, что должно было по замыслу советских стратегов привести к стабилизации внутреннего политического положения в Афганистане. Однако судьба советников была не единственным фактором, беспокоившим СССР. Советское руководство было также серьезно встревожено очевидным возрождением мусульманского фундаментализма и хотело посредством предстоящего вторжения послать недвусмысленные предупреждения в адрес Ирана и Пакистана. Генерал армии Епишев, кроме того, подписал соглашение с тогдашним афганским правительством, по которому Афганистану были поставлены 100 танков Т-62 и 18 вертолетов огневой поддержки Ми-24.
Ми-24Д с опознавательными знаками ВВС Афганистана
Дальнейшие нападения повстанцев привели к тому, что СССР поставил кабульскому режиму еще 18 вертолетов Ми-24, в числе которых было несколько машин огневой поддержки модификации Д. В декабре 1978 г. был подписан советско-афганский договор о дружбе. В ООН его зарегистрировали в сентябре 1989 г. Согласно этому пакту в случае угрозы безопасности какой-либо из сторон другая сторона получала право на интервенцию для ликвидации такой угрозы. За несколько недель до начала вторжения советское командование сосредоточило на авиабазах в Баграме и Шинданде. предоставленных в его распоряжение, ударные части численностью до 6000 солдат. В период с 24 по 26 декабря 1979 года, когда все западные страны в политическом и военном отношении были бессильны что-либо предпринять, резко возросла интенсивность советских воздушных перевозок. Всего было отмечено около 300 рейсов военно-транспортной авиации.
27 декабря советский спецназ атаковал президентский дворец в Кабуле, и после свержения Амина у власти был поставлен бывший заместитель премьер-министра Бабрак Кармаль, который до начала вторжения находился в ссылке. Одновременно 15-тысячная советская группировка войск начала свое продвижение от советской границы в глубь Афганистана. Ее прикрывали с воздуха истребители-бомбардировщики МиГ-21 и вертолеты огневой поддержки Ми-24.
Как когда-то англичане, и советские военные обнаружили, что территорию Афганистана просто невозможно контролировать. Моджахеды, действовавшие мелкими группами, без труда находили убежище в гористой местности и далеких долинах. Советские базы и аэродромы, разбросанные по всей стране, были островками во враждебном мире.
Вскоре боевые действия зашли в тупик. Советские войска регулярно проводили операции по очистке той или иной местности от повстанцев, однако, как только они уходили обратно, моджахеды возвращались опять. В качестве средств огневой поддержки советское командование широко использовало вертолеты. В операциях также принимали участие как истребители-бомбардировщики, базировавшиеся в самом Афганистане, так и дальние бомбардировщики, действовавшие с баз в Советском Союзе. Была выработана специальная тактика, которая заключалась в том, что мобильные наземные силы выгоняли повстанцев на открытую местность, где их с воздуха уничтожали вертолеты.
УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА
70% территории Афганистана занимают горы с бедной растительностью. Высота горного хребта Гиндукуш – до 6-7 тыс. м. Глубина ущелий достигает 3000 м, причем ширина некоторых из них такова, что там не может развернуться даже вертолет. На севере страны – равнина, на юге и юго-западе – большая пустыня.
Нагромождения скал и камней крайне затрудняют обнаружение наземных целей.
8 месяцев в году над Афганистаном стоит солнечная, жаркая погода. Температура до +50 градусов. Но в это время возможно ограничение по летной погоде из-за пылевых бурь и слишком высокой температуры воздуха.
Горы затрудняют использование наземных РТС. Основным способом самолетовождения считается полет по курсу и времени с постоянным ведением контроля пути по визуальным ориентирам. Однако однообразие горного рельефа затрудняет ориентирование.
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ
В условиях, когда передвижение военных колонн по дорогам было сопряжено со значительным риском и требовало очень сильного охранения, советские и афганские войска вынуждены были использовать в основном транспортную авиацию как для доставки живой силы и техники из СССР в Афганистан, так и для передислокации войск внутри страны. Что интересно, многие советские транспортные самолеты, летавшие в Афганистан, несли опознавательные знаки Аэрофлота, хотя их пилотировали экипажи ВТА.
Основными типами военно-транспортных самолетов, применявшихся для перевозок войск и грузов в Афганистане, были Ан-22 «Антей», Ил-76 и Ан-26.
Ан-22 был самым большим транспортным самолетом из всех, что совершали регулярные полеты в Афганистан. Однако основную часть перевозок как из СССР в Афганистан, так и внутри Афганистана вынес на себе реактивный Ил-76. К моменту ввода войск в Афганистан советская ВТА уже, в основном, успела перевооружиться данными машинами вместо турбовинтовых Ан-12. Впрочем, от Ан-12 тоже полностью не отказались.
ВВС Афганистана обладали небольшой транспортной авиацией, имевшей на вооружении различные типы самолетов. Самым современным из них был Ан-26. Оборудованный вспомогательной силовой установкой, расположенной в мотогондоле, Ан-26 отлично зарекомендовал себя в условиях жары и высокогорья и оказался незаменим для перевозок небольших грузов.
Военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС СССР начала применяться для переброски грузов на военные аэродромы Афганистана еще в предвоенный период. На аэродроме Баграм уже в это время базировались вертолетная эскадрилья 280 овп и военно-транспортная эскадрилья (отряд) из 10 самолетов Ан-12.
25 декабря 1979 года в 18.00 по местному времени началась переброска по воздуху десанта в составе 103-й ВДД и отдельного ПДП. В этой операции было задействовано 55 самолетов ВТА. Протяженность маршрута составляла более 2 тыс. км, и несколько раз самолетам приходилось идти в режиме полного радиомолчания. Посадка самолетов производилась на аэродромах Кабул и Баграм. На разгрузку отводилось 10-15 минут.
В последующих боевых действиях именно повседневная работа военно-транспортной авиации в значительной мере обеспечивала действия всего Ограниченного контингента. Ежемесячно выполнялось от 150 до 200 рейсов как внутри Афганистана, так и в Советский Союз и обратно. При подготовке и во время проведения крупномасштабных операций количество вылетов ВТА доходило до 400-500 в месяц. Экипажи непрерывно выполняли задачи по снабжению контингента советских войск всем необходимым не только для боевых действий, но и для жизни. Части ВТА обеспечивали маневр фронтовой и армейской авиации. Немалую долю в общем объеме перевозок составляли и гуманитарные грузы, предназначенные для афганцев. Регулярно облетали гарнизоны и забирали тяжело раненых и больных санитарные самолеты, под которые по мобилизационному плану были переоборудованы пассажирские самолеты Ил-18.
В связи с разговором о транспортной авиации нельзя не упомянуть зловещий символ афганской войны – «Чёрный тюльпан». Так назывался военно-транспортный самолет Ан-12, применявшийся для перевозки гробов с погибшими. Вообще-то это название пошло от названия похоронного предприятия в Ташкенте, производящего гробы, обитые цинком, специально для ОКСВ. В самолёт загружали обычно от восьми до пятнадцати гробов, сопровождал этот груз офицер из подразделения откуда были погибшие или близкий друг, который был в бою вместе с погибшем товарищем. Доставив груз в Союз, их передавали в райвоенкоматы, откуда призывались погибшие.
Всего экипажи только военно-транспортной авиации выполнили в Афганистане 27 тысяч самолёто-рейсов (из них 14700 – в условиях противодействия ПВО противника), перевезли более 880 тысяч человек личного состава и около 430 тысяч тонн различных грузов. Более 1700 военнослужащих ВТА награждены орденами и медалями. За время войны потеряно от зенитного огня душманов и в результате несчастных случаев 2 Ил-76, 5 Ан-26, 8 АН-12 и 1 Ан-30. Излюбленной тактикой моджахедов было размещать зенитные средства около советских авиабаз, и «подлавливать» самолеты на взлете или посадке. Так, в феврале 1983 г. над аэродромом Джелалабад при заходе на посадку из ПЗРК сбит Ан-12, все члены экипажа погибли. А уже в июле того же года над тем же аэродромом на взлете из ДШК сбит еще один Ан-12. На борту находилось 8 человек, все они погибли.
ФРОНТОВАЯ АВИАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ
Истребительная и истребительно-бомбардировочная авиация в Афганистане решали следующие задачи:
Штаб ВВС 40-й армии находился в Кабуле. Основными местами базирования авиации были аэродромы Кабул, Кандагар и Баграм. Аэродромы имели оснащение из СССР, что упрощало задачу ремонта и обслуживания на них советских самолетов. По воспоминания авиаторов, бытовые условия там в первую зиму были настоящим кошмаром. Жили в палатках и землянках, кое-как спасаясь от снега и холодного дождя. Одежду не снимали по две недели – стирать ее было все равно негде. Но со временем вокруг авиабаз выросли настоящие городки, с электростанциями, котельными и водопроводом.
Надо сказать, что в первое время после ввода ОКСВ советское руководство не исключало вторжения в Афганистан войск дружественных США стран Ближнего Востока, и даже самих США. Исходя из такого варианта развития событий нужна была истребительная авиация. В дальнейшем все истребители выполняли чисто штурмовые задачи – авиации у моджахедов не было.
Для поражения живой силы, незащищенных и легкобронированных целей использовались разовые бомбовые кассеты (РБК), пушки, НУРС С-5 и С-24 с неконтактными радиовзрывателями для подрыва на высоте 15-30 м. Для поражения защищенных, а также площадных целей, использовались фугасные и осколочно-фугасные авиабомбы калибром 250-500 кг и НУРС С-24 с контактным взрывателем.
Уже в феврале-марте 1980 г. авиация применялась «вовсю»: истребители-бомбардировщики поддерживали продвижение мотострелковых частей, ликвидировавших очаги сопротивления моджахедов. Первая крупная операция такого рода была проведена в марте в провинции Кунар. Усиленный мотострелковый полк должен был пройти к населенному пункту Асабад, чтобы деблокировать гарнизон правительственных войск. К городу вела единственная дорога, шедшая, в основном, по горным карнизам. Истребители-бомбардировщики поддерживали продвижение наземных войск, однако малоразмерные огневые точки было трудно обнаружить в скалах, тем более, на большой скорости, и удары приходилось наносить, в основном, по площадям. Находившиеся в боевых порядках наземных войск авианаводчики сами часто не могли определить, откуда ведется огонь. Не обошлось и без ударов по своим подразделениям, но к счастью, погибших не было.
Впоследствии в Афганистан были направлены более современные советские фронтовые истребители МиГ-23МЛ/МЛД. Они, также как и МиГ-21 выполняли, в основном, наземные удары (за исключением редких столкновений с ВВС Пакистана) и зарекомендовали себя очень хорошо.
А вот истребитель-бомбардировщик МиГ-27Д не нашел широкого применения в Афганистане. Этот самолет создавался для воздушных операций в Западной Европе, в ходе которых предусматривалось нанесение ударов с малых высот. Он был оборудован современной авионикой, но оказался ненужным в условиях Афганистана, где преимуществом пользовалась эффективная, простая и надежная авиатехника.
Удар с пикирования парой
Применялись следующие приемы нанесения ударов:
Су-24 зарекомендовал себя надежной машиной, но его возможности для противопартизанской войны были избыточными. Тем не менее, там, где требовалось тотальное уничтожение всего живого, они справлялись лучше всего. Предпочтение отдавалось мощным авиабомбам ФАБ-1500 в связке с РБК-500. Первыми земли достигали ФАБ-1500, разрушая стены дувалов, а за ними прилетали уже РБК-500. Последние при взрыве давали разлет сотен тысяч стальных 5,5-мм шариков, иссекая все в труху на площади 400 на 600 м. Если моджахеды прятались в «зеленке», их выкашивало вместе с ней.
Постепенно усиление ПВО моджахедов привело к тому, что в конце войны Су-24 вынуждены были работать уже с 7500-8000 м, соответственно, точность бомбометания стала очень приблизительной.
Су-24 работали в Афганистане до самого вывода ОКСВ. В дни вывода советских войск бомбардировщики «рубили хвосты», нанося удары по Салангу, Чарикарской долине, районам от Кабула и до Пянджа. Более того, уже после ухода советского контингента Су-24 некоторое время находились в готовности оказать поддержку войскам Наджибуллы в случае непосредственной угрозы Кабулу со стороны оппозиции. Впрочем, штурма города так и не последовало, и 6 марта бомбардировщикам был дан «отбой».
За время Афганской войны потери советских ударных самолетов оказались довольно существенными: 21 МиГ-21, 11 МиГ-23, 34 Су-17 и СУ-22 (экспортный вариант Су-17), 1 Су-24 (в результате несчастного случая), 36 Су-25, 2 Як-28 и 1 Як-38.
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ
Дальняя авиация в Афганистане была представлена самолетами Ту-16, Ту-22М2, а позже – новейшими на то время Ту-22М3. Самолеты Дальней авиации были перебазированы из других регионов Советского Союза поближе к Афганистану – на аэродромы Хайдабад, Семипалатинск, Мары и Мары-2.
Впрочем, если фронтовые бомбардировщики Су-24 плохо подходили для противопартизанской войны, то самолеты Дальней авиации создавались вообще не для этих целей. Они предназначены в первую очередь для сокрушения стратегических объектов и тыла противника, а партизаны, как правило, все свое имущество носили с собой и не имели развитой инфраструктуры.
Единственный случай боевого применения Дальней авиации более-менее по назначению – бомбардировка лазуритовых копей в уезде Джарма, представлявших собой экономическую основу мощи Ахмад Шаха Масуда. Бомбометание велось с высоты 10-12 тыс.м, при этом сами копи находились на высоте 6729 м над уровнем моря. Результативность бомбардировки установить не удалось.
Следующей операцией с участием Дальней авиации стало уже упоминавшееся выше наступление на Панджшер в 1984 г. Ту-16 и Ту-22М2, как и бомбардировщики Су-24, не смогли реализовать здесь свой потенциал. Их бомбы калибров 3000, 5000 и 9000 кг вообще не соответствовали задачам борьбы с живой силой – они появились в 1940-х гг., как средство борьбы с крупными кораблями. Между тем радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м и даже для ФАБ-9000 оставался в пределах 57 м.
Самолеты Дальней авиации работали под прикрытием истребителей. Опасались, прежде всего, пакистанской авиации. Использование Ту-22М3 тепловых ловушек для отвлечения ракет моджахедов с инфракрасными ГСН было обычной практикой. В боевых порядках Ту-22М3 также шли три самолета РЭБ Ту-22ПД, задачей которых был срыв возможного пуска пакистанских ракет ЗРК «Кроталь» и, особенно, атак F-16.
ВЕРТОЛЁТНАЯ ВОЙНА
По оценкам авианаводчиков, работавших в боевых порядках наземных подразделений, именно вертолеты обладали наивысшей эффективностью при огневой поддержке. Применение вертолетов позволило советскому командованию оперативно реагировать на партизанскую тактику моджахедов. Вертолеты использовались для огневой поддержки наземных подразделений, преследования отходящего противника, воздушного патрулирования местности и сопровождения автоколонн, высадки десантов на ключевых позициях, снабжения войск, спасения сбитых летчиков и эвакуации тяжелораненых. (Правда, в районах с превышением над уровнем моря свыше 2500-3000 м вертолеты уже работали на пределе своих возможностей, и здесь огневую поддержку войскам оказывали Су-25).
Моджахеды позируют на сбитом Ми-8
Вертолеты стали настоящими летающими танками и бронетранспортерами, которым не страшна была самая пересеченная местность. Именно поэтому вертолеты были приоритетными целями для огня моджахедов. Излюбленной тактикой моджахедов было дать пролететь вертолету над их замаскированными позициями, а затем открыть огонь вдогонку. В мае 1980 года впервые появились в воздухе Ми-24, вооруженные пулеметами для стрельбы назад.
Ми-24 сыграли ведущую роль в Афганской войне. К концу 1980-г количество Ми-24 в 40-й армии было доведено до 251 единицы. В бою Ми-24, как правило, выпускал ракеты с 1200-1500 м, а на дистанции 800-1000 м открывал огонь из пулемета. Вертолетное вооружение было достаточно эффективным против живой силы противника: каждая боеголовка НАР С-8 обеспечивала сплошное поражение в радиусе 10-12 м, а четырехствольный пулемет давал особенно мощный и точный огонь и пробивал дувал толщиной до полуметра. Для разрушения укрепленных объектов, устойчивых к НАР, использовались авиабомбы калибром 250 и 500 кг или зажигательные баки калибром 500 кг.
Отсюда и ужасающее, по сравнению с другими типами авиатехники, количество потерь – 333 машины, из них 28 тяжелых транспортных вертолета Ми-6, 174 транспортно-боевых Ми-8 и 127 боевых Ми-24, 4 Ми-9 и Ми-10. К этому количеству следует добавить еще 338 Ми-8/17 и Ми-25/35 афганской армии.
Многие из этих машин не были сбиты непосредственно огнем моджахедов, и внешне их гибель выглядела как несчастный случай. Однако аварии вертолетов, происходили, в основном, вследствие выхода на рискованные режимы полета в экстремальных условиях боя. Например, попытка уйти от обстрела ракетами на «бреющем» полете, в результате – столкновение с землей.
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОДЖАХЕДОВ
В ответ советской авиацией на боевых операциях стали выделяться специальные группы подавления ПВО из истребителей с НАР или РБК с шариковым либо осколочным снаряжением. При этом следовало добиваться прямых попаданий. Уничтожение расчета ничего не решало – на место убитых тут же вставали другие моджахеды. Только выведение из строя самого огневого средства могло заставить «замолчать» огневую точку.
Дальнейшее увеличение противовоздушных возможностей моджахедов связано с насыщением их ПВО ПЗРК разных типов, которые окольными путями попадали в Афганистан. Сначала это были несложные в применении «Стрелы» и «Ред Ай». Они не требовали специально оборудованных позиций, могли применяться с машин и крыш зданий, и даже скрытно доставляться непосредственно к аэродромам. Первые случаи применения ПЗРК зафиксированы в 1983 г., а с 1986 г. это явление приобрело массовый характер. Достоинством ПЗРК было еще и то, что подрыв мощной БЧ ракеты выводил самолет или вертолет из строя даже без прямого попадания. Следствием полученных повреждений, как правило, являлась потеря машины.
Осенью 1986 г. у моджахедов появились ПЗРК «Стингер», расширив дальность действия их ПВО до 3500 м. С этого момента развернулась настоящая жестокая борьба за воздух. Советским летчикам пришлось забыть о полетах «на бреющем». Работа с безопасных высот стала условием выживания. И все равно самолеты все чаще получали серьезные боевые повреждения, гибли. Нищие горцы оказались на удивление грозным противником для советской авиации, не говоря уже ВВС афганского правительства.
ИНЦИДЕНТЫ С ВВС ПАКИСТАНА
Изначально ВВС Пакистана проявляли сдержанность, тем более, что отношения между СССР и Пакистаном не были совсем уж плохими, и обе стороны действовали по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Еще одной причиной «миролюбия» Пакистана являлся устаревший парк истребительной авиации: «Миражи-III» и китайские МиГ-19 с ракетами малой дальности не имели больших шансов перехватить советские самолеты.
Тем не менее, ситуация постепенно накалялась, особенно после нескольких трагических происшествий. Так, в июле 1981 г. вертолетчики доставили группу саперов для минирования шедшей от Пешавара на Джелалабад дороги. В итоге те по ошибке заминировали пакистанский участок дороги, что привело к жертвам.
16 апреля 1987 г. майор Бадар из 14-й эскадрильи сбил еще один Су-22.
Однако 29 апреля того же года фортуна повернулась спиной к пакистанцам, которые потеряли один F-16 в бою с шестью афганскими самолетами. Не исключено, что этот F-16 был сбит своим собственным ведущим, который затем утверждал, что уничтожил машину противника. Афганцы же вернулись домой, не потеряв ни одного самолета.
МиГ-23МЛД в районе границы с Пакистаном
Советские летчики знали о постоянной опасности, исходящей с пакистанской стороны. При действиях ударных групп в приграничных районах в сопровождение обязательно посылалась пара или звено МиГ-23МЛД, вооруженных ракетами и несших ПТБ-800. Истребители несли по две ракеты Р-24Р и две Р-60, сочетая вооружение для дальнего и ближнего маневренного боя. Помимо ракет, в обязательном порядке снаряжался полный боекомплект к пушке. Прикрытие осуществлялось методом заслона в воздухе с дежурством в зонах на наиболее вероятных направлениях атаки противника.
По некоторым данным, советским самолетам удалось сбить несколько пакистанских истребителей, в частности приводится случай, когда МиГ-23МЛД сбил один F-16.
ВЫВОД ОКСВ И ПОДЪЁМ ТАЛИБАНА
К августу 1988 г. в СССР вернулось 50% советского военного контингента. Полностью вывод всех советских войск был завершен в феврале 1989 г.
Однако уход Советской Армии из Афганистана не привел к окончанию боевых действий. Различные повстанческие группировки стали воевать не только с кабульским режимом, но и между собой, в результате чего правительство Наджибулы продержалось у власти еще три года, что удивило многих. Это частично объясняется тем, что бывшие коммунисты разделили власть с самой сильной из всех группировок моджахедов.
В апреле 1992 г. президент Наджибула был, наконец, свергнут, и в стране установился исламский режим во главе с президентом Раббани. Министром обороны в его правительстве был назначен Масуд, который начал боевые действия против сил движения «Патан Хезб-э-Ислами», возглавляемого бывшим премьер-министром Гульбеддином Хекматияром.
Чтобы помешать Хекматияру захватить власть, Масуд заключил союз с генералом Абдулом Рашидом Дустумом. Последний контролировал провинцию на севере страны с центром в городе Мазари-Шариф, а ранее служил в армии коммунистического кабульского правительства.
ВВС Демократической Республики Афганистан подверглись исламизации и чистке. Авиабазы попали под контроль различных группировок. Кабульская и баграмская базы стали костяком ВВС Масуда, Шинданд и Джелалабад отошли к Хекматияру, а Мазари-Шариф к Дустуму. Ситуация осложнилась племенными распрями, зачастую принимавшими форму вооруженного конфликта.
Основой мощи Хекматияра были лагеря афганских беженцев в Пакистане, и именно оттуда в 1994 г. появилась новая, гораздо более сильная угроза.
Исламская милиция Талибана состояла в основном из религиозных студентов — последователей фундаменталистского учения муллы Мухаммеда Омара. Спекулируя на враждебности различных воюющих группировок, Талибан быстро заручился поддержкой широких масс населения и взял под свой контроль обширные районы на юге страны.
Боеготовность частей ВВС, попавших под контроль различных враждующих между собой группировок, упала до очень низкого уровня. В воздух изредка поднимались лишь транспортные самолеты и вертолеты. В 1995 г. было сбито несколько истребителей афганских ВВС и как минимум три истребителя-бомбардировщика Су-20, принадлежавших моджахедам, один из которых был уничтожен «МиГом» афганских ВВС. Также «Талибан» потерял несколько вертолетов.
С уходом Советской Армии война не закончилась, она перешла в новую стадию…
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил.
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!