какие сбавки при судействе соревнований по гимнастике соответствуют средним ошибкам

Методика судейства упражнений в гимнастике, градация ошибок и основные сбавки за них.

Выбранный для просмотра документ Градация ошибок в гимнастике..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Султанов Андрей Иванович

Методика судейства упражнений в гимнастике, градация

ошибок и основные сбавки за них.

Одним из компонентов, составляющих профессиональную подготовку специалиста в области физической культуры и спорта, является его судейская подготовка, в том числе и по гимнастике. Характерными особенностями соревнований по гимнастике является методика судейства и система оценки исполнения комбинации. В отличие от других видов спорта, где оценка выступления может основываться на объективных критериях, в гимнастике процесс оценки усложняется тем, что он носит субъективный характер. Судья должен дать оценку качеству выполнения упражнения, красоте, элегантности и сложности комбинации. Все это накладывает на судей особую ответственность в знании правил и групп трудности.

Данное учебно-методическое пособие содержит достаточный объем знаний, информации, необходимых для проведения судейства соревнований по гимнастике. В нем представлены градация ошибок и основные сбавки за них, раскрыта техника судейства гимнастических упражнений.

Данное учебное пособие поможет учителям в приобретении соответствующих знаний по кругу вопросов, затронутых и раскрытых в данной работе, что, несомненно, улучшит их теоретическую и методическую подготовку.

Методика судейства гимнастических упражнений

Система оценки. Спортивное достижение зависит от содержания и качества выполнения. При определении уровня спортивного достижения в соревнованиях судья, оценивая выступление, должен определить качество исполнения упражнения и соответствие его содержания программе и правилам соревнований.

Правилами соревнований предусматриваются различные способы оценки содержания обязательной и произвольной программ. При судействе обязательных упражнений судья следит за тем, чтобы гимнаст не отклонялся от их описания, выполнял отдельные части в требуемую сторону, отдельные элементы и соединения исполнял в соответствии с требованиями, изложенными в указаниях к данной программе. В произвольных упражнениях судья определяет, достаточна ли их трудность и соответствуют ли они общим и специальным требованиям, предъявляемым к композиции.
При оценке исполнительского мастерства судья учитывает, насколько технически правильно исполнен каждый элемент, какие были допущены отклонения от правильной выполнения, безупречной осанки и т. д.

Вместе с тем оценка содержания упражнения полностью зависит от того, как выполнены отдельные элементы и вся комбинация в целом, а не что предусмотрено обязательной программой или задумано гимнастом. Например, участник включил в произвольное упражнение на брусьях стойку на руках силой прогнувшись с прямыми руками, а, исполняя стойку, согнул руки, не допустив при этом ошибок выполнения. Следовательно, неудачное исполнение не отразилось на том, как спортсмен выполнял упражнение (оно было безупречно с точки зрения техники выполнения), а только на содержании комбинации (что выполнялось) – гимнаст заменил группу «С» группой «В», чем уменьшил трудность произвольного упражнения.

После выполнения упражнения судья суммирует сбавки за допущенные ошибки, вычитает сумму сбавок из 10 баллов и выводит окончательный результат.

Высшая оценка и рекорд. Баллами фиксируют спортивное достижение гимнастов. Но можно ли сказать, что получение 120 баллов из 120 возможных или 80 баллов из 80 у женщин и есть предельное достижение? Конечно, этот своеобразный рекорд пока еще не установлен, и трудно сказать, возможно ли это, И все же одни только баллы не могут определить в полной мере предела достижений гимнаста.

На одних соревнованиях, при одинаковых правилах, когда судит одна и та же бригада, результат выступления спортсменов достаточно точно определяется суммой баллов, полученных гимнастом.

Эталон – представление об идеальном выполнении. Упражнение оценивается путем сопоставления движений гимнаста с представлением судьи о безукоризненном содержании и выполнении комбинации. Комбинация должна быть безукоризненна и выполняться технически правильно, четко, уверенно, легко, красиво, с хорошей осанкой, большой амплитудой, выразительно.
Какое же выступление спортсмена можно считать безукоризненным, идеальным? Поскольку оценивается содержание упражнения и его выполнение, рассмотрим эти части оценки раздельно.

В обязательной программе содержание регламентировано его описанием и указаниями к особенностям выполнения отдельных элементов. В отдельных случаях предусматривается определенная амплитуда движения и способ выполнения, указывается величина сбавки за те или иные ошибки. Это позволяет составить полное представление об идеальном выполнении данной комбинации.
Оценивая содержание произвольной программы, судья принимает во внимание:

— трудность отдельных элементов и частей комбинации;

— учитывает, насколько интересен подбор элементов, как они расположены в комбинации, каковы их оригинальность и рискованность;

— насколько разнообразно упражнение, нет ли повторений, однотипных или одинаковых элементов;

— соблюдены ли специальные требования к данному виду;

— не похожа ли произвольная комбинация на обязательную и т. д. Упражнение должно быть составлено безукоризненно.

При безукоризненном исполнении, прежде всего должен быть безупречный гимнастический стиль (предельно оттянутые носки, выпрямленные колени, соединенные вместе ноги, выпрямленное или согнутое тело, в зависимости от того, что в данном упражнении требуется, и т. д.).

Представление о технически правильном выполнении того или иного элемента зависит от того, в каком соединении находится данный элемент со следующим за ним, какая амплитуда достаточна для того, чтобы признать выполнение идеальным. Понятие о предельной амплитуде и близкой к предельной с течением времени не изменилось.

Очевидно, безукоризненным выполнением элемента группы «А» будет предельное для данной группы положение тела на высоте 30° от горизонтального, для группы «В» – близкое к стойке на руках, для группы «С» – точно в стойку. Все отклонения от этих положений надо считать ошибкой.

При минимальном отклонении от амплитуды, близкой к предельной, за каждую ошибку отдельно не снимают, так как сбавка, очевидно, должна быть очень мала. Однако за совокупность таких ошибок в нескольких элементах или в частях комбинации производится одна общая сбавка – как за мелкую или среднюю ошибку.

Какая же амплитуда может быть признана идеальной при выполнении, например, замаха на опорных прыжках или сальто в вольных упражнениях, когда правилами предусматривается, чтобы замах или сальто были не ниже определенной высоты? Но ведь можно сделать и значительно выше. В подобных элементах безупречной следует считать такую амплитуду, с которой выполняют упражнения лучшие гимнасты.

Таким образом, эталоном считается наилучшее известное выполнение элемента сильнейшими гимнастами. Представление о безошибочном выполнении меняется с ростом мастерства, с улучшением техники движений, в связи с чем непрерывно повышаются требования к выполнению элементов, в которых нет предельной амплитуды.

Риск, оригинальность и виртуозность.

В последнее время особое внимание уделяется виртуозному выполнению упражнений, а также наличию в них оригинальных и рискованных элементов или соединений. Гимнасты, включающие в свои упражнения такие элементы, получают значительное преимущество перед теми, кто выполняет малоинтересные, стандартные элементы и комбинации.

В командных соревнованиях предусмотрено уменьшение сбавок за ошибки в рискованных и оригинальных элементах, а в финальных – оценка значительно снижается, если в комбинации нет рискованных, оригинальных элементов, если исполнение не виртуозно.

Попробуем разобрать эти три понятия.

Рискованными считаются элементы, при выполнении которых трудно удержаться на снаряде, дотянуться руками при перемене хвата, легко потерять равновесие, «недокрутить» или «перекрутить» и т. д. При неудачном выполнении сложных по координации движений гимнаст рискует потерять баллы. Именно такой риск следует иметь в виду, а не риск, связанный с возможностью получить травму. Элементы опасные и неперспективные не должны поощряться.

Задача судьи состоит в том, чтобы правильно оценить, в какой мере рискованно выполнение того или иного элемента, и определить величину поощрения в допустимых пределах.

Оригинальным считается упражнение, выделяющееся из числа подобных, созданное самостоятельно. Это выполнение неизвестных еще элементов, а также известных, но в непривычных соединениях.

Оригинальным считается упражнение, вызывающее чувство восхищения, хотя в нем и имеются известные элементы. Оригинальным считается то, что выходит за рамки привычного. Не следует смешивать понятия «оригинальность» и «трудность». При решении вопроса о поощрении следует принимать во внимание только оригинальность данного элемента, а не его трудность.
Оригинальность возможна и не в очень трудных элементах, если их выполнение не приведет к ошибке включения в упражнение чрезмерно легких элементов, не соответствующих трудности данного упражнения.

Виртуозность – способность в совершенстве владеть движениями. Не только трудные, рискованные элементы, но и простые в данной комбинации должны выполняться виртуозно-элегантно, легко, непринужденно.

Ошибки исполнения. Признаки отклонение от безупречного выполнения как отдельной части упражнения, так и всего в целом снижает оценку. В зависимости от величины отклонения от идеального исполнения судья определяет ошибки и производит соответствующую сбавку.

К ошибкам относятся:

— отклонения от описания обязательного упражнения, выполнение частей комбинации в непредусмотренную сторону;

— невыполнение требований к трудности и композиции произвольного упражнения;

— технически неправильное выполнение отдельных элементов или частей упражнения;

— отсутствие точности в проходящих и конечных положениях, недостаточная остановка в статических положениях, потеря равновесия;

— неверное направление движения, недостаточный или чрезмерный поворот;

— отсутствие гимнастического стиля;

— выполнение махового элемента силой или силового махом, нарушение ритма или темпа;

— недостаточная четкость и выразительность, малая амплитуда и другие недостатки, снижающие впечатление, как от выполнения отдельных элементов, так и всего упражнения в целом и т. д.

Выделяя главное в элементе – технически правильное выполнение наиболее сложного движения, судья оказывает предпочтение спортсмену, овладевшему перспективной техникой и артистичностью исполнения.

При определении ошибки судья должен помнить, что сбавка производится именно за ошибку, а не за причину, которая ее вызвала. Величина ошибки зависит от того, насколько неправильно выполнен элемент, а не от того, почему он выполнен неправильно. Судья должен понимать причину ошибки, но фиксировать свое внимание он обязан только на видимой ошибке и определять ее величину только в зависимости от того, насколько неправильно выполнен элемент, а не от того, почему он выполнен неверно.

Определяя ошибку при выполнении упражнений, судья должен знать, что в разных разрядах к выполнению одних и тех же элементов предъявляются одинаковые требования.

Недостаточные легкость, четкость, выразительность, небезукоризненная осанка снижают впечатление от выполнения упражнения. Судья не может снизить оценку за каждую из этих ошибок, так как они очень незначительны (в отдельности), но он обязан произвести сбавку за совокупность подобных ошибок в отдельной части элемента или в упражнении в целом.

При плохом выполнении элемента в сбавки за явно выраженные ошибки, обычно входят и сбавки за едва заметные ошибки, поэтому в дополнительной сбавке нет необходимости.

Сбавки за ошибки. В зависимости от степени отклонения от безукоризненного выполнения ошибки могут быть мелкими, средними, грубыми и ошибками невыполнения.

Мелкая ошибка – это почти безукоризненное выполнение с небольшой погрешностью, небольшое отклонение от требуемого выполнения. За эту ошибку производят минимальную сбавку – до 0,I балла.

Средняя ошибка – это значительное отклонение от безукоризненного выполнения. За такие ошибки сбавляют 0,2 или 0,3 балла: если ошибка ближе к мелкой – 0,2 балла, а если ближе к грубой – то 0,3 балла.

Грубая ошибка – это большое отклонение от требуемого положения, граничащее с ошибкой невыполнения элемента (явное искажение). Сбавка за грубую ошибку – 0,4–0,5 балла, а в опорных прыжках мужчин, в упражнениях на брусьях разной высоты и на бревне – до 1 балла; в женских опорных прыжках за ошибки в замахе – до 3,5 балла.

Ошибка невыполнения – искажение элемента, при котором утрачены все его основные признаки. При ошибке невыполнения либо невозможно определить, что выполнено, либо в обязательном упражнении исполнен явно другой элемент (вместо прыжка согнувшись – прыжок согнув ноги), дополнительная опора при выполнении элемента чаще всего приводит к тому, что судьи его не засчитывают.

Когда гимнаст допускает ошибку, граничащую с невыполнением элемента, а основные признаки требуемого движения все же сохраняются, следует ограничиться сбавкой за грубую ошибку.

За каждую ошибку, допущенную последовательно в отдельных частях элемента, сбавки производятся отдельно. За ряд ошибок, совершенных одновременно, сбавка может быть сделана за каждую ошибку в отдельности и по совокупности за все недостатки – за мелкую, среднюю или грубую ошибки. Каким бы приемом судья ни пользовался, величина сбавки должна быть одинаковой.
В некоторых случаях за каждую ошибку сбавляют только отдельно. Так обычно поступают при судействе статических положений: отдельно сбавляют за недостаточную остановку и отдельно за остальные ошибки выполнения статического положения.

Также отдельно производятся сбавки за ошибки в соскоке или в опорном прыжке и отдельно за ошибки в приземлении.

Одна и та же ошибка, продолжающаяся при выполнении всей комбинации, приводит к сбавке в каждом элементе. Недостаточно хорошо подготовленные гимнасты иногда на протяжении всего упражнения не оттягивают носки, держат опущенной голову, недостаточно выпрямляют колени и т. п. В подобных случаях судья должен производить сбавку за повторяющуюся ошибку в каждом элементе, где она будет обнаружена. В данном случае нельзя ограничиться одной сбавкой за все упражнение. В то же время, если подобная ошибка продолжается на протяжении одного элемента, не следует за нее сбавлять несколько раз.

Правила предусматривают уменьшение сбавок за мелкие ошибки в оригинальных элементах и комбинациях в целом, а также в рискованных элементах, соединениях и опорных прыжках. Если подобное упражнение или опорный прыжок выполнены виртуозно, то поощрение увеличивается.

Классификация ошибок выполнения

Ошибки, общие для нескольких видов упражнений

1. Сгибание рук, ног, тела, разведение ног, неправильное положение кистей, головы, носков.

Мелкие ошибки – слегка согнутые руки, слегка согнутые ноги, слегка согнутое тело, немного разведены ноги, неправильное положение головы, неправильное положение кистей, неправильное положение носков.

Средние ошибки – значительно согнутые руки, значительно согнутые ноги, значительно согнутое тело, значительно разведены ноги.

2. Недостаточный мах при выполнении движений, выполнение элементов недостаточно высоко, широко и т. д.

Мелкие ошибки – небольшое отклонение от отличного выполнения.

Средние ошибки – большое отклонение от отличного выполнения.

3. Потеря равновесия:

А. При приземлениях в соскоках, в опорных прыжках, а также в прыжках, включенных в вольные упражнения и заканчивающихся приземлением на две ноги.

Мелкие ошибки – небольшой прыжок или шаг в любом направлении, наклон при приземлении, недостаточная мягкость приземления, небольшое схождение с места.

Средние ошибки – схождение с места выпадом, большим прыжком или несколькими прыжками, значительные колебательные движения без схождения с места, касания пола руками.

Грубые ошибки – опора о пол руками, падение после приземления, пробежка.

Невыполнение – приземление на любую часть тела, кроме ступней, дополнительная опора во время выполнения элемента.

Б. В остальных случаях – в поворотах и прыжках, заканчивающихся стойкой на одной ноге, в равновесии на одной ноге, в стойках на руках и т.д.

Мелкие ошибки – мелкие колебательные движения без схождения с места, небольшое переступание, перехват одной руки, схождения с места небольшим прыжком.

Средние ошибки – значительные колебательные движения без схождения с места, схождения с места одним значительным прыжком или несколькими небольшими, два или три небольших перехвата рук или один большой перехват руки, значительные переступания, потеря равновесия с касанием пола или снаряда без значительного нарушения требуемого положения.

Грубые ошибки – колебательные движения с большим нарушением требуемого положения, более трех перехватов рук в стойке на руках, дополнительная опора после выполнения элемента.

Невыполнение – дополнительная опора во время выполнения элемента.

4. Применение силы в маховых элементах.

Мелкие ошибки – небольшое замедление в маховом элементе.

Средние ошибки – значительное замедление и рывки, выполнение махового элемента с остановкой или значительным дожимом.

5. Ошибки в силовых элементах.

Мелкие ошибки – недостаточно медленное или недостаточно равномерное выполнение силового элемента, незначительное дрожание ног или рук.

Средние ошибки – дрожание, вызванное предельным напряжением, значительная неравномерность или кратковременная остановка при выполнении элемента, выполнение силового элемента рывком.

Мелкие ошибки – недодержка в статических положениях «держать» до 1 сек.

Грубые ошибки – остановка в положении «держать» менее 1 сек.

Невыполнение – отсутствие остановки.

7. Неоправданные и непредусмотренные остановки в упражнении.

Мелкие ошибки – остановка, незначительно нарушающая слитность упражнения.

Средние ошибки – остановка между элементами, требующими слитного выполнения.

8. Касание снаряда или пола.

Мелкие ошибки – легкое касание.

Средние ошибки – значительное касание без заметной потери темпа.

Грубые ошибки – сильное касание со значительной потерей темпа или остановкой.

9. Непредусмотренные повороты в элементах, выполняемых без поворотов. Недостаточные или чрезмерные повороты.

Мелкие ошибки – небольшое отклонение.

Средние ошибки – значительное отклонение.

Грубые ошибки – большое отклонение.

10. Поздний толчок руками, недостаточное или кратковременное разгибание в прыжках и соскоках.

Мелкие ошибки – недостаточное или кратковременное разгибание.

Средние ошибки – неполный разгиб, толчок руками после прохождения ногами линии опоры.

Ошибки, типичные для отдельных видов многоборья

Специфические сбавки за исполнение

различных фаз прыжка

Фаза отталкивания о мостик

поочередность толчка ногами

толчок одной ногой (вместо толчка двумя ногами) или наоборот

Первая фаза полета

поворот вокруг продольной оси не завершен

ноги согнуты в коленях

угол в тазобедренном суставе

Фаза отталкивания от снаряда

поворот в полете на опоре начат очень рано

толчок выполнен одной рукой

чрезмерно согнутое тело

Вторая фаза полета

вращение вокруг продольной оси начато слишком поздно

поворот вокруг продольной оси не закончен в полете

недостаточное группирование, сгибание или выпрямление

недостаточная высота полета

недостаточная длина полета

приземление в однометровую зону

недостаточное выпрямление тела перед приземлением при выполнении сальто прогнувшись

недостаточное выпрямление тела после сальто в группировке

разведение ног при приземлении

неуверенное приземление, легкий подскок или маленький шаг

дополнительные движения телом для сохранения равновесия

шаги при приземлении

0,1 за каждый шаг, но не больше 0,4 балла

большой шаг или прыжок

опора одной или двумя руками

падение на колени или сед

падение со снаряда

отклонение от прямого направления

недостаточная амплитуда полета

Разновысокие и параллельные брусья

Специфические сбавки за исполнение

отсутствие разнообразия в подборе элементов

отсутствие прогрессивного распределения элементов

недостаточная амплитуда движений

Специфические сбавки за исполнение

чрезмерное использование однотипных гимнастических элементов

одностороннее использование акробатических элементов

отсутствие прогрессивного распределения элементов

недостаточное использование всей площади бревна

более одного подготовительного элемента перед наскоком на бревне

опора ногой о боковую сторону бревна

паузы для концентрации (более 2 сек.)

каждый раз по 0,1 балла

отсутствие смены ритма и темпа

хват за бревно во избежание падения

недостаточная амплитуда движений

недостаточный артистизм исполнения

Специфические сбавки за исполнение

приход в статические положения должен выполняться без дополнительных движений

отклонения плеч от вертикального положения

отсутствие разнообразия в подборе элементов

Упражнения на коне

Специфические сбавки за исполнение

отсутствие разнообразия в подборе элементов

остановка при выполнении элемента

недостаточная амплитуда движений

отсутствие перехода на все части коня

Специфические сбавки за исполнение

использование в композиции однотипных гимнастических элементов

более одного прыжка с приземлением в упор лежа

недостаточное использование площади ковра

Отсутствие музыкального сопровождения или музыкальное сопровождение с музыкой

несогласованность музыки и движения

отсутствие смены ритма и темпа

паузы для концентрации (более 2 сек.)

каждый раз по 0,1 балла

недостаточный артистизм исполнения

Специфические сбавки за исполнение

недостаточная амплитуда движений

отсутствие прогрессивного распределения элементов

отсутствие разнообразия в подборе элементов

Абрамова В.В., Батуева Л.А. Гимнастика и методика преподавания. Курс лекций: Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры высших учебных заведений. В трех частях: Часть вторая: Программный материал второго курса. – Тирасполь, 2007. – 175 с.

Брыкин А., Ипполитов Ю., Калогномос В. Подготовка судей по гимнастике. – М.: ФиС, 1972.

Гимнастика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Гимнастика и методика преподавания: Учебник для студ. институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. – М.: «Физическая культура и спорт», 1987.

Ипполитов Ю, Калогномос В. Судейство соревнований по гимнастике. – М., 1986.

Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

Смолевский В.М., Гавердовский Ю.А. Спортивная гимнастика. – Киев: «Олимпийская литература», 1999.

Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. – М.: Советский спорт, 2005.

Спортивная гимнастика (правила соревнований для мужчин и женщин).– М.: ФиС, 1978, 1982.

Спортивная гимнастика /Правила соревнований для женщин.– М.: ФиС, 1982.

Спортивная гимнастика. Правила судейства соревнований среди женщин. – М.: ФСГР, 2001.

Источник

Правила соревнований по спортивной гимнастике: проведение и судейство

В данной статье рассматриваются основные правила по спортивной гимнастике, принятые в 2018 году с внесенными дополнениями в 2019 году. Правилами утверждается характер, способы проведения соревнований по гимнастике. В них освещаются наиболее важные вопросы судейства и работы судейских коллегий.

Правила вида спорта «спортивная гимнастика»

Правила по спортивной гимнастике утверждены приказом Министерства спорта РФ от 13.02.2018 № 130, с изменениями, внесенными приказами Министерства спорта РФ в 2019 году.

Сокращения

Соревнования по спортивной гимнастике

Официальные спортивные соревнования проводятся по спортивным дисциплинам в соответствии с ВРВС.

Программа командных соревнований и многоборье в квалификационных и финальных спортивных соревнованиях включает:

Эти же виды повторяются в финальных соревнованиях по отдельным дисциплинам, в которых определяются победители и призеры в каждой из дисциплин.

Программа спортивных соревнований может состоять из обязательных и произвольных упражнений:

Характер соревнований

По характеру соревнования делятся на:

Соревнования по спортивной гимнастике подразделяются на:

Характер соревнований определяется положением о соревнования.

Четыре фазы официальных соревнований

Костюм участников

Экипировка для спортсменов мужского пола:

Экипировка для спортсменов женского пола:

В командных соревнованиях спортсмены одной организации должны иметь одинаковую по виду и цвету форму: спортсмены женского пола — гимнастические купальники, спортсмены мужского пола — майку и гимнастическое трико или гимнастические трусы.

Гимнастические снаряды, площадка для вольных упражнений и инвентарь

Классификационные соревнования должны проводиться на снарядах, отвечающих требованиям настоящих правил.

Площадка для вольных упражнений

Кольца

Прыжковый стол

Место для выполнения опорных прыжков должно иметь зоны:

Размеры мостик для прыжков:

Перекладина

Размеры матов для приземления:

Брусья

Бревно

Возрастные группы

Возрастные группы в спортивной гимнастике у мужчин

Возрастная группаВозраст
Мужчины18 лет и старше
Юниоры16-17 лет
Юниоры14-17 лет
Юниоры14-15 лет
Юноши12-13 лет
Юноши11 лет
Мальчики10 лет
Мальчики9 лет
Мальчики8 лет
Мальчики7 лет

Возрастные группы в спортивной гимнастике у женщин

Возрастная группаВозраст
Женщины16 лет и старше
Юниорки14-15 лет
Юниорки13-15 лет
Юниорки13 лет
Девушки11-12 лет
Девушки10 лет
Девочки9 лет
Девочки8 лет
Девочки7 лет
Девочки6 лет

Всероссийская Спартакиада между субъектами Российской Федерации проводится в возрастных группах:

Всероссийские соревнования среди студентов проводятся в возрастных группах:

Допуск участников к соревнованиям

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены по именным заявкам. Спортсмены имеют право выступать по присвоенному им спортивному разряду, либо на один или два разряда выше, или на один разряд ниже.

Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований.

Для участия во всероссийских спортивных соревнованиях среди студентов, включенных в ЕКП, указанное минимальное количество лет спортсмен должен достичь до дня начала спортивного соревнования, а указанное максимальное количество лет спортсмен должен достичь в календарный год проведения спортивных соревнований.

Дополнительно к участию в Кубке России года предшествующего году проведения Олимпийских игр, к числу спортсменов, прошедших отбор на чемпионате России, могут быть допущены спортсмены при условии:

Минимальный возраст допуска спортсменов к спортивным соревнованиям по соответствующей классификационной программе.

Классификационная программаСпортсмены женского полаСпортсмены мужского пола
III юношеский спортивный разряд (обязательная)с 6 летс 7 лет
II юношеский спортивный разряд (обязательная)с 6 летс 7 лет
I юношеский спортивный разряд (обязательная)с 6 летс 7 лет
III спортивный разряд (обязательная)с 6 летс 7 лет
II спортивный разряд
(обязательная + произвольная)
с 9 летс 11 лет
I спортивный разряд
(обязательная + произвольная)
с 10 летс 12 лет
Кандидат в мастера спорта (произвольная)с 12 летс 14 лет
Мастер спорта (произвольная)с 14 летс 16 лет

Полезно прочитать

Положение о соревнованиях

Положение о соревнованиях составляется организацией, проводящей соревнования, в строгом соответствии с настоящими Правилами.

Положение рассылается не позднее трех месяцев до начала соревнований.

Порядок выступления команд и спортсменов

Продолжительность соревнований и разминки

Соревнования среди спортсменов должны заканчиваться:

Между проведением соревнований по обязательной и произвольной программам рекомендуется однодневный перерыв.

Время разминки

Участникам перед выполнением упражнения отводится равное время для разминки на каждого участника из расчета:

Аудиосигнал обозначает окончание времени разминки.

Порядок при опробовании снаряда соответствует стартовому порядку на соревновании.

Если спортсмен настроен на прыжок или все еще находится на снаряде в это время, он может закончить элемент или связку.

Судья D1 подает видимый сигнал за 30 секунд до предполагаемого начала упражнения.

Участники должны быть готовы к соревнованиям за 15 мин до начала их смены.

Подведение итогов соревнований

Подведение итогов при равенстве результатов

Личные соревнования

В случае равенства результатов, вне зависимости от занятого спортсменом места, в квалификационных соревнованиях

Для выхода в финальные соревнования в многоборье, преимущество отдается спортсмену:

Для выхода в финальные соревнования в отдельной спортивной дисциплине, кроме опорного прыжка, преимущество отдается спортсмену, выступавшему по программе МС или КМС в соответствующей спортивной дисциплине:

Для выхода в финальные соревнования в отдельной спортивной дисциплине, кроме опорного прыжка, преимущество отдается спортсмену, выступавшему по программе I или II спортивного разряда в соответствующей спортивной дисциплине:

Для выхода в финальные соревнования в спортивной дисциплине «опорный прыжок», преимущество отдается спортсмену, выступавшему по программе МС или КМС:

Для выхода в финальные соревнования в спортивной дисциплине «опорный прыжок», преимущество отдается спортсмену, выступавшему по программе I или II спортивного разряда:

В случае равенства результатов, вне зависимости от занятого спортсменом места в финальных соревнованиях

В многоборье, преимущество отдается спортсмену, выступавшему по программе МС или КМС и набравшему:

В многоборье, преимущество отдается спортсмену, выступавшему по программе I или II спортивного разряда и набравшему:

В отдельных спортивных дисциплинах, кроме опорного прыжка, преимущество отдается:

В отдельных дисциплинах на опорном прыжке, преимущество отдается:

Если равенство сохраняется, спортсмены делят место.

Командные соревнования

В случае равенства результатов в квалификационных соревнованиях для выхода в финальные соревнования в спортивной дисциплине «командные соревнования» преимущество отдается команде с наибольшей суммой оценок, идущих в командный зачет (т. е. сумма 5, 4, 3, 2, 1 высших оценок команды на снарядах у спортсменов мужского пола и сумма 3, 2, 1 высших оценок команды на снарядах у спортсменов женского пола).

В случае равенства результатов, вне зависимости от занятого спортсменом места в командных соревнованиях, преимущество отдается команде с наибольшей суммой оценок, идущих в командный зачет (т. е. сумма 5, 4, 3, 2, 1 высших оценок команды на снарядах у спортсменов мужского пола; сумма 3, 2, 1 высших оценок команды на снарядах у спортсменов женского пола).

Если равенство сохраняется, команды делят место.

Состав судейской коллегии

В состав судейской коллегии входят:

Главная судейская коллегия

Соревнованиями руководит ГСК, которая формируется организаторами соревнований. Состав ГСК соревнований, входящих в ЕКП, утверждает Президиум ФСГР.

Бригады судей на снарядах

Судьи бригады D

Оценивают содержание и стоимость (трудность) упражнения.

Оценка D (содержание упражнения) включает:

Судьи бригады D принимают решение о нейтральной сбавке^

Судьи бригады E

Оценивают ошибки и артистизм выполнения упражнения и работают со сбавками в десятых (например: 0.40 балла).

Записывают следующие сбавки:

Выведение окончательной оценки бригады Е:

Пример

Месторасположение судей

Оценка упражнений

Сбавки за ошибки

ОшибкиОписание ошибкиСбавка
Мелкие ошибкинебольшое, несущественное отклонение от безукоризненного выполнения0,1 балл
Средние ошибкизначительное отклонение от безукоризненного выполнения, сбавка0,3 балла
Грубые ошибкибольшое искажение, в том числе, граничащее с невыполнением0,5-1,0 балла
Ошибки невыполненияизменение элемента, в результате которого получился другой элемент, или очень большое искажение. Элемент считается невыполненным.

Попытки

Страховка и помощь при выполнении упражнений

Спортсмену разрешается пользоваться помощью для прихода в вис:

Пользоваться скамейкой, стулом и т. п. не разрешается.

При определении трудности упражнения элемент, выполненный с помощью, не будет оценен.

Судейство обязательных упражнений

Невыполнение элементов

Судейство произвольных упражнений

Требования к произвольным упражнения:

Сбавки в произвольных упражнениях производятся за:

Правила судейства соревнований среди гимнастов

Спортсмены имеют право:

Нарушения и сбавки для гимнастов

Дисциплинарные нарушения и сбавки

НарушенияСбавки
Все нарушения по спортивной форме0.30 балла с окончательной оценки (один раз в течение соревнования)
Спортсмен не представился судье D1 до или после выполнения упражнения0.30 балла каждый раз с окончательной оценки судьей D1
Упражнение начато позже 30 сек. после сигнала0.30 балла с окончательной оценки судьей D1
Упражнение начато позже 60 сек. после сигналаУпражнение считается законченным
Превышение 30 секундной паузы после падения со снарядаУпражнение считается законченным в момент падения
Превышение 60 секундной паузы после падения со снарядаУпражнение считается законченным в момент падения
Повторный выход на помост после выполнения упражненияПовторный выход на помост после выполнения упражнения
Тренер разговаривает со спортсменом во время выполнения упражнения0.30 балла с окончательной оценки судьей D1
Другие случаи недисциплинированного поведения0.30 балла с окончательной оценки судьей D1

Нарушения на снарядах и сбавки

Виды нарушений на снарядах:

За нарушения, касающиеся снаряда, спортсмен получает сбавку 0.50 баллов с окончательной оценки судьей D1.

Индивидуальные нарушения и сбавки

Командные нарушения и сбавки

НарушенияСбавка
Один или несколько спортсменов одной команды выступают в неправильном порядке1.00 балл с командной оценки на соответствующем снаряде (главным судьей соревнований)
Несоблюдение официального времени разминки1.00 балл с командной оценки каждый раз (главным судьей соревнований)
Нарушение в соревновательной форме во время командных соревнований1.00 балл с командной оценки каждый раз (главным судьей соревнований)

Правила для тренера в мужской гимнастике

Разрешенное количество тренеров на соревновательной арене:

Сбавки

На соревнованиях по спортивной гимнастике любого уровня РФ сбавки производятся Главным судьей соревнований (после консультации с членами апелляционного Жюри).

Сбавки за поведение тренера, не имеющее непосредственного влияния на результат или выступление спортсмена или команды:

Поведение тренера, имеющее непосредственное влияние на результат или выступление спортсмена или команды. К неспортивному поведению тренера относятся действия тренера:

Судейские бригады на мужских соревнованиях

На всех официальных соревнованиях судейская бригада на снаряде состоит из:

Судьи на линии и судьи-хронометристы:

Оценивание соревновательного упражнения

На каждом снаряде существуют две отдельные оценки — D и Е. Окончательная оценка за упражнение на снаряде — сумма оценок D и Е:

Правила судейства и выведения окончательной оценки одинаковы для всех видов соревнований (квалификация, командный финал, финал многоборья, финалы в отдельных дисциплинах), кроме опорного прыжка.

Результат спортсмена в многоборье представляет собой сумму окончательных оценок, полученных им на шести видах программы.

Виды программы для гимнастов

Вольные упражнения у мужчин

Основной частью вольных упражнений являются акробатические элементы, комбинированные с другими гимнастическими элементами, такими как силовые элементы, равновесия, повороты, стойки и хореографические части, которые, соединяясь в гармоничное и ритмичное целое, составляют упражнение с использованием всей поверхности ковра (12×12 м).

Современное упражнение на коне характеризуется самыми различными видами кругов, махов ноги вместе и ноги врозь, одноножных махов и скрещений в различных видах опоры на всех частях коня с или без поворотов. Разрешается выполнять элементы через стойку на руках с поворотами или без поворотов. Все элементы должны выполняться махом и без остановок. Силовые и статические элементы не разрешаются.

Кольца

Упражнение на кольцах состоит их маховых, силовых и статических элементов в приблизительно равной пропорции. Они выполняются через вис, через или в упор, через или в стойку на руках. При этом преобладает выполнение прямыми руками. Современную гимнастику отличают переходы маховых в силовые элементы и наоборот. Раскачивание и скрещение тросов запрещено.

Опорный прыжок

Спортсмен должен выполнить один прыжок. В квалификации и в финале на опорном прыжке он выполняет два прыжка из разных групп и с разными вторыми фазами полета. Это означает, например, разные направления — вперед или назад, разные положения тела — в группировке или согнувшись — для простых сальто или минимум с разницей в 1/2 поворота для сальто с поворотом.

Прыжок выполняется после разбега, толчком обеих ступней (с или без рондата) о мостик, ноги вместе, с кратковременной опорой одной или двумя руками о прыжковый стол. Прыжок может содержать одно или несколько вращений вдоль обеих осей тела. После выполнения первого прыжка спортсмен незамедлительно возвращается к началу дорожки для разбега и после сигнала судьи D1 выполняет второй прыжок.

Параллельные брусья

Современное упражнение на брусьях состоит преимущественно из маховых элементов и элементов с фазой полета, выбранных из различных групп и выполненных с многообразными переходами из различных положений упора и виса для того, чтобы показать большие возможности данного снаряда.

Перекладина

Современное упражнение на перекладине должно представлять собой динамичное представление, которое состоит из элементов с вращениями, маховых элементов и элементов с фазой полета, которые исполняются попеременно близко и с удалением от перекладины в различных хватах для того, чтобы продемонстрировать полный потенциал снаряда.

Правила судейства соревнований среди гимнасток

Права гимнасток при выполнении упражнений на снарядах:

Нарушения и сбавки для гимнасток

Дисциплинарные, командные, индивидуальные нарушения и сбавки

Сбавка производится Апелляционным жюри соревнований или судьей D1.

НарушениеСбавка
Неправильные или неэстетичные прокладки0.30 из оценки Гимнастки/Снаряде (один раз в потоке Апелляционным жюри Соревнований)
Нет стартового номера0.30 из оценки Гимнастки/Снаряде (один раз в потоке Апелляционным жюри Соревнований)
Неправильная форма — купальник, бижутерия, цвет бинтов0.30 из оценки Гимнастки/Снаряде (один раз в потоке Апелляционным жюри Соревнований)
Сбавки за форму в командных соревнованиях — неодинаковые купальники (гимнастки в одной команде)1.00 в квалификационных, финале командных соревнований из суммы командных баллов (один раз на снаряде где замечено)
Гимнастка вернулась на помост после окончания упражнения0.30 из окончательной оценки
Другое не дисциплинированное или оскорбительное поведение0.30 из окончательной оценки
Неправильная рекламa0.30 из окончательной оценки на снаряде — когда требуется ответственными представителями: команда; гимнастка (без команды),
Отсутствие на церемонии награжденияоценка/место команды/гимнастки аннулируются Апелляционным жюри
Гимнастки выступили в неправильном порядке на снаряде1.00 из общей оценки на снаряде Апелляционным жюри

Сбавки за нарушения на снарядах

НарушениеСбавка
Неразрешенное присутствие тренера для страховки0.50 из окончательной оценки
Неиспользование дополнительного мата для приземления0.50 из окончательной оценки
Использование неразрешенных дополнительных матов0.50 из окончательной оценки
Постановка мостика на неразрешенную поверхность0.50 из окончательной оценки
Тренер передвигает дополнительные маты во время упражнения или постановка мата на неразрешаемую сторону бревна0.50 из окончательной оценки
Неправильное использование магнезии или повреждение снаряда0.50 из окончательной оценки Апелляционным жюри
Перестановка или удаление пружин0.50 из окончательной оценки Апелляционным жюри
Поднятие снаряда без разрешения0.50 из окончательной оценки Апелляционным жюри
Неиспользование мата безопасности для прыжка с рондатаОкончательная оценка =0

Правила для тренера в женской гимнастике

Допустимое количество тренеров у помоста:

Сбавки

На соревнованиях по спортивной гимнастике любого уровня РФ сбавки производятся Главным судьей соревнований (после консультации с членами апелляционного жюри).

Сбавки за поведение тренера, не имеющее непосредственного влияния на результат или выступление спортсмена или команды:

Поведение тренера, имеющее непосредственное влияние на результат или выступление спортсмена или команды. К неспортивному поведению тренера относятся действия тренера:

Если у делегации один тренер, то он/она может остаться на помосте, но этот тренер не получит аккредитацию на следующие соревнования.

Если удаляется один из двух тренеров с помоста, то его можно заменить один раз во время всех соревнований (например, в квалификационных соревнованиях).

Судейские бригады на женских соревнованиях

На официальных соревнованиях, бригады на снарядах состоят из:

Оценка упражнений у гимнасток

На каждом снаряде существуют две отдельные оценки — D и Е. Окончательная оценка за упражнение на снаряде — сумма оценок D и Е. Оценка включает нейтральные сбавки.

Правила оценки упражнений и вывод окончательной оценки одинаковы для всех соревнований (квалификация, финал командных соревнований, финал многоборья, финал в отдельных дисциплинах) кроме опорного прыжка.

Баллы, набранные в многоборье — это сумма окончательных оценок на каждом виде.

Короткое упражнение

Гимнастка может получить максимальную оценку 10.00 б. за исполнение и артистичность.

Сбавки при выполнении, определенного количества элементов:

Оценка за содержание упражнения (D)

Оценка D на опорном прыжке, это трудность элемента в таблице прыжков ФИЖ.

Трудность (ДВ) — это элементы из таблицы элементов в правилах соревнований ФИЖ, за элемент в упражнении дается только один раз.

Если элемент выполнен в упражнении второй раз, то трудность за него не дается.

Оценка D на разновысоких брусьях, бревне и вольных упражнениях состоит из суммы 8 наиболее трудных элементов, включая соскок, требованиям к композиции и надбавок за соединения.

Надбавки достигаются путем выполнения разнообразных уникальных и сложных комбинаций различных элементов, на разновысоких брусьях, бревне и вольных упражнениях и даются только при исполнении соединения без падения.

Прямые и непрямые соединения

Прямые соединения это такие, в которых элементы выполняются:

Непрямые акробатические соединения могут быть только на вольных упражнениях, и представляют собой соединения, в которых прямо соединенные акробатические элементы с фазой полета и с опорой руками, выполняются между сальто.

Оценка за исполнение (Е)

Максимальную оценку 10.0. гимнастка может получить за исполнение, композицию и артистичность упражнения. Оценка Е включает сбавки за исполнение и артистичность.

Виды программ для гимнасток

Опорный прыжок

В зависимости от специальных требований ко дню соревнований, гимнастка должна выполнить один или два прыжка из таблицы прыжков.

П рыжок выполняется:

Максимальная длина разбега составляет 25 метров. Измеряется от передней стороны стола до внутренней стороны палки, прикрепленной к концу дорожки.

Для выполнения опорного прыжка гимнастке предоставляется «мат безопасности». Для выполнения прыжков «Юрченко» разрешается использовать мать для рук.

Перед выполнением прыжка гимнастка показывает номер планируемого прыжка вручную или на электронном табло.

После включения зеленого света или сигнала судьи D1 на опорном прыжке, гимнастка должна выполнить первый прыжок и затем вернуться к концу дорожки для разбега и показать номер второго прыжка.

В квалификационных соревнованиях, в командных финальных соревнованиях и в соревнованиях многоборья: требуется выполнить один прыжок.

В квалификационных соревнованиях оценка 1-го прыжка идет в зачет командного результата и/или в результат многоборья.

Финальные соревнования на опорном прыжке

Запрещены прыжки с отталкиванием от моста и/или с приземлением боком.

Попытки

Если гимнастка во время выполнения опорного прыжка не коснулась мостика или снаряда, разрешаются следующие попытки:

За повторную попытку гимнастка получает сбавку 1.00 из окончательной оценки выполненного прыжка.

Группы прыжков

Прыжки классифицированы в следующие группы:

Оцениваются следующие фазы прыжка, начиная с отталкивания от мостика:

Разновысокие брусья

Судейство упражнения начинается с отталкивания от мостика или мата. Дополнительная подставка под мостик не разрешается.

Наскок

Если гимнастка при первой попытке коснулась мостика, снаряда или пробежала под снарядом, то:

Если гимнастка в первой попытке не коснулась мостика, снаряда или не пробежала под снарядом, то разрешается второй разбег для наскока со сбавкой −1.00.

Третья попытка гимнастке не дается.

Время падения

При падении со снаряда разрешается пауза 30 секунд, после чего гимнастка должна продолжить упражнение.

1. Время засекается с того момента, как гимнастка встала на ноги после падения.
2. Время падения будет показано в секундах на электронном табло.
3. Предупредительный сигнал (гонг) подается через: 10 секунд; 20 секунд; 30 секунд — окончание времени падения.
4. Если гимнастка не продолжит упражнение через 30 секунд, то сбавка 0.30 балла.
5. Если гимнастка не продолжит упражнение через 60 секунд — упражнение считается законченным.

Содержание и построение упражнения

Упражнение должно включать элементы из различных групп: обороты и махи; элементы с полетом.

Элементы с полетом:

Для определения трудности упражнения засчитываются максимум 8 элементов, включая соскок.

Бревно

Композиция упражнения на бревне состоит из комплекса элементов выполняемых гимнасткой, а также хореографией этих элементов, то есть, распределением гимнастических и акробатических элементов по бревну с хорошим ритмом и вариацией темпа. Композиция должна балансировать сложные элементы с артистичностью, чтобы создать связанное упражнение.

Структура и композиция упражнения включают:

Ритм и темп должны меняться, иногда быть быстрыми, иногда медленными, но в основном динамичными и без остановок.

Наскоки

Если гимнастка при первой попытке касается мостика или снаряда:

Если гимнастка при первой попытке не коснулась мостика или снаряда разрешается второй разбег для наскока со сбавкой — −1.00.

Третья попытка гимнастке не дается.

Хронометраж

Пауза при падении

Судейство упражнения начинается с момента отталкивания от мостика или матов. Судьи бригады D делают сбавку из окончательной оценки.

Для определения трудности упражнения засчитываются максимум 8 элементов, включая соскок.

Состав 8 элементов должен быть минимальным:

Вольные упражнения

При выполнении вольных упражнений гимнастка показывает качественную хореографию, артистичность, выразительность, музыкальность и правильную технику.

Перед гимнасткой стоит задача создать и показать уникальное и уравновешенное упражнение, которое гармонично соединяет движения и выразительность гимнастки с темой и характером музыки.

Структура и композиция упражнения включают:

Основные понятия

Выразительность — это диапазон эмоций, показываемый лицом и движениями гимнастки во время упражнения. В это входит представление гимнастки судьям и зрителям, а также ее способность контролировать выражение лица во время исполнения сложных элементов. Гимнастка должна «создать образ» во время упражнения, и показать не только технику исполнения, но и гармонию и женскую грацию.

Музыкальность — это способность гимнастки интерпретировать музыку и показать не только ритм и скорость, но также и переходы, форму, интенсивность и азарт. Музыка соединяет композицию и исполнение упражнения.

Хронометраж

Границы ковра

Гимнастка получает сбавку за выход за пределы ковра во время выполнения вольных упражнений, включая касание ковра любой частью тела за пределами маркировки:

Для определения трудности упражнения засчитываются максимум 8 сложных элементов, включая соскок.

Состав 8 элементов должен быть минимальным:

Максимальное количество акробатических линий с сальто — четыре (4). Любой элемент в последующих акробатических линиях не будет засчитываться в ДВ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *