какие скульптуры петербурга самые древние
Сфинксы — самые древние памятники Санкт-Петербурга, возраст которых насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 годах до нашей эры.
Прежде чем украсить Университетскую набережную Санкт-Петербурга, сфинксы проделали долгий путь. В ходе археологических раскопок 1820 года они были найдены египтологом Янисом Атоназисом, который проводил свои научные экспедиции на деньги, выделенные английским консулом в Египте Сольтом. За это Янис вынужден был отдавать консулу большинство своих находок. Сфинксы, найденные в Фивах, также пополнили коллекцию Сольта. Он отправил древние статуи в город Александрия, в устье реки Нил, надеясь выгодно продать. Именно там сфинксов увидел русский офицер Андрей Муравьев, который путешествовал по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев в срочном порядке написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором Николаем I. Несмотря на то, что император дал свое согласие, приобрести сфинксов оказалось не так просто: египтолог Шампольон хотел заполучить статуи для Франции, и предлагал владельцу древних скульптур большие деньги.
В конце концов, российской стороне удалось перекупить сфинксов, они встали казне в 62000 рублей. Сфинксы, весом в 62 тонны, были доставлены в столицу России на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 году сфинксы были привезены в Петербург и временно помещены во дворе Академии художеств.
Самые первые памятники Санкт-Петербурга
Самый первый памятник в Санкт-Петербурге, а если точнее, то самый первый памятник человеку, был, конечно же установлен в честь Петра I — основателя города.
Памятник Петру I перед Инженерным замком. Надпись на постаменте: Прадеду Правнук, тем самым Павел I подчеркнул своё родство с Петром. Единственная в городе (да, пожалуй, и в России) конная статуя в стиле барокко. По сторонам постамента две самые значимые петровские победы — Гангут и Полтава (скульпторы И. И. Теребенёв, В. И. Демут-Малиновский, И. Е. Моисеев под руководством М. И. Козловского). Тонущему матросу постоянно натирают пятку, а коню Петра на другом барельефе — копыто.
Пётр I умер в 53 года, памятник установлен спустя 53 года после отливки, вот такое совпадение.
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
Модель памятника была изготовлена скульптором Б. К. Растрелли ещё при жизни Петра I, однако его отливка выполнена только в 1745–1747 годах. Установлен памятник был лишь спустя пол века — в 1800 году, отчего и такая надпись на постаменте.
Второй — тоже в честь Петра I и его знают все. Это «Медный Всадник» (поэтическое название, придуманное Пушкиным прижилось).
Памятник Петру I на Сенатской площади установлен по указу Екатерины II. Скульпторы Э.-М. Фальконе, М.-А. Колло, Ф. Г. Гордеев; архитектор Ю. М. Фельтен. 1768–1782 годы. В Отечественную войну 1812 года рассматривалась идея эвакуации памятника из-за опасений захвата города. Есть легенда, что этот всадник пришёл во сне к императору Александру I и спросил: «До чего ты довёл мою Россию?» Александр от идеи эвакуации памятника и ценностей из Санкт-Петербурга отказался.
Третий — памятник Суворову между Марсовым полем и Невой.
Прославленный полководец выглядит как древнеримский воин в пику модным направлениям в скульптуре того времени. На высоком пьедестале из розового гранита укреплен бронзовый позолоченный щит, поддерживаемый фигурами Славы (скульптор Ф. Г. Гордеев).
(с/с. М. И. Козловский, архитектор А. Н. Воронихин).
Проект монумента был одобрен в декабре 1799 года и торжественно открыт 5 мая 1801 года, в годовщину смерти Суворова.
На этой гравюре Петерсона памятник Суворову и Румянцевский обелиск ещё на своих первоначальных местах на Марсовом поле.
Карл Росси предложил Румянцевский обелиск перенести на Васильевский остров, а Суворова — ближе к Неве. Злые языки тут же придумали гениальное:
«Не хвастай, государь, своим ты вахтпарадом,
Суворов не глядит, поворотившись задом».
Марсово поле до революции называли Сахарой, из-за того, что оно регулярно использовалось для смотров войск.
Во время Великой Отечественной войны генералиссимус, как и полководцы перед Казанским собором (Кутузов и Барклай-де-Толли), всю Блокаду простоял не закрытым и ленинградцы верили, что пока эти памятники целы — город сдан не будет.
35 главных памятников Санкт-Петербурга
Монументальное искусство Санкт-Петербурга – тема для самостоятельной экскурсии по городу, и не одной. Город предлагает гостям познакомиться с произведениями разных веков и окунуться в историю. Памятники по большей части связаны с событиями прошлого и отражают городские легенды. Например, благодаря им можно узнать, почему Заячий остров так назван, или, какая рыбка спасла блокадников от голодной смерти.
Императоры и императрицы стремились оставить после себя упоминания о выигранных войнах, почивших предках и выдающихся современниках. Екатерина II часто заказывала скульптуры у лучших мастеров, в том числе и иностранцев. Есть среди памятников и диковинные объекты, вроде древних сфинксов, которые были привезены из Египта, или памятника «Стерегущий» в стиле модерн.
Исторические и современные памятники Санкт-Петербурга
Список самых известных и популярных памятников города.
Александровская колонна
Название дано в честь Александра I, правившего в годы Отечественной войны 1812 года. В честь победы в 1834 году на главной площади города и появилась триумфальная колонна. Высота памятника вместе с венчающим его ангелом – 47,5 метра, что делает проект О. Монферрана самой высокой свободностоящей колонной в мире. Выполнена из гранитного монолита и сохраняет природную красоты камня.
«Медный всадник»
Памятник Петру I, отлитый из бронзы, стоит на каменном монолите внушительных размеров. Его заказала Екатерина II у скульптора Э. Фальконе, который работал вместе с ученицей А. М. Колло. Открытие состоялось в 1782 году, но уже без присутствия мастера, покинувшего город из-за интриг во дворце. Императрица приказала написать на памятнике «Петру I Екатерина II», подчёркивая, что «вторая» она именно после основателя Петербурга.
Памятник Екатерине II
Открыт в 1873 году на площади Островского. Императрица по задумке скульптора М. Микешина стоит в формально-торжественной позе с атрибутами власти в руках и короной у ног. Памятник полон символизма. Например, пьедестал напоминает колокол, а бронзовая скульптура Екатерины II значительно выше её подданных – видных деятелей того времени, чьи фигуры располагаются у основания композиции.
Монумент героическим защитникам Ленинграда
Его созданием занимались С. Сперанский, М. Аникушин, В. Каменский. Открытие приурочили к 30-ому Дню победы в 1975 году. Рядом в годы войны пролегала фронтовая дорога. Центральная часть мемориала – обелиск высотой в 48 метров. Перед ним две фигуры – солдат и рабочий, что показывает, насколько подвиг обоих был важен в деле борьбы с захватчиками и оценён современника. С 1978 года работает подземный памятный зал.
Памятник А. С. Пушкину
Центральный объект площади Искусств. Напротив – Государственный Русский музей. Год установки – 1957. Высота вместе с постаментом – около 8 метров. Автору проекта М. Аникушина поставили задачу – вписать своё произведение в сложившийся архитектурный стиль площади. Справиться с этим скульптору удалось: он даже удостоился Ленинской премии за эту работу. Его Пушкин как будто замер в моменте чтения своих стихов.
Ростральные колонны
Построены на Васильевском острове в начале XIX века и были портовыми фонарями. Их использовали по ночам, а также во время тумана. По прямому назначению конструкции прослужили до 1885 года. Автор проекта – Жан-Франсуа Тома де Томон. Каждая колонна имеет высоту 32 метра, а внутри – винтовую лестницу. В наши дни Ростральные колонны работают на газу и зажигаются только по особым случаям.
Памятник А. В. Суворову
Первый памятник страны, установленный некоронованной особе. Заказал его Павел I, и в 1801 году монумент появился на одноименной площади. Скульптор М. Козловский допустил сильное отступление от реальности, изобразив полководца древнеримским богом Марсом. Ассоциация с войной и победами оказалась важнее внешнего сходства. «Суворов» стоит на высоком постаменте, готовый вести за собой армию в бой.
«Чижик-Пыжик»
Бронзовую птичку можно найти на парапете моста вблизи Михайловского замка. Здесь она стоит с 1994 года. Автор проекта – Р. Габриадзе. Высота – всего 11 см. Памятник сделан по мотивам текста шуточной песенки. «Чижика» воровали 7 раз, но каждый раз он возвращался на законное место. Есть примета, что удача улыбнётся тому, кто бросит птичке монетку, и она не упадёт в воду с небольшого по площади постамента.
Памятный знак «Блокадной колюшке»
Когда во время блокады в Петербурге и окрестностях было совсем плохо с едой, многих людей от голодной смерти спасла маленькая рыбака колюшка. Она в обычное время не является промысловой и не употребляется в пищу. Ловили колюшку, чем придётся, так как сквозь сети она проскальзывала. В 2005 году на острове Котлин появилась композиция по проекту Н. Чепурного, напоминающая о тех событиях.
Памятник Александру Невскому
Открыт в 2002 году на одноименной площади. Творение скульптора В. Козенюка – пятый конный памятник города. Работу благословил патриарх Алексий II. В связи с болезнью мастера его проект заканчивали А. Чартин и А. Тальмин. Памятник нередко сравнивают с Медным всадником из-за внешнего сходства и так как и Пётр I, и Невский защищали родную землю от шведов. Среди жителей монумент получил название «регулировщик».
Московские Триумфальные ворота
Располагаются на месте, где в прошлом была застава, с 1838 года. От них начинается Московский тракт. Некое подобие арки – посвящение победам в русско-персидской и русско-турецкой войнах. Конструкцию украшают барельефы и военные трофеи. В своё время сборный портик из 12 колон был самым массивным сооружением из чугуна. В 1936 году ворота разобрали, в 1960 восстановили в прежнем виде и на том же участке.
Нарвские триумфальные ворота
Сооружены в память о победе в войне с Наполеоном. Ворота стали последним проектом Дж. Кваренги. Первоначальная конструкция 1814 года состояла из дерева и алебастра, поэтому быстро пришла в негодность. Уже к концу 20-х годов XIX века на том же месте появилась каменная арка. Высота – 23 метра, ширина прохода – 15 метров. В пилонах имеются помещения, где среди прочего организована музейная экспозиция.
Памятник «Конке»
Установлен недалеко от станции «Василеостровская» в 2007 году. Памятник представляет собой вагон конно-железной дороги. Такие существовали в 70-х годах позапрошлого века. Копия создана по чертежам, сохранившимся на Путиловском заводе. Лошади и ямщик выполнены из искусственного мрамора в натуральную величину. Первый вариант – из бетона и пластика – заменили на нынешний в 2007 году. За проект отвечал А. Зиякаев.
Обелиск «Городу-Герою Ленинграду»
Появился в 1985 году по случаю 40-летия со дня победы в Великой Отечественной. Для установки памятника выбрали площадь Восстания. У проекта по созданию обелиска несколько авторов, где каждый занимался своей частью работ. Например, за архитектурную составляющую 240-тонного гранитного монолита отвечали А. Алымов и В. Лукьянов. Увенчан памятник звездой, а нижнюю часть украшают барельефы на тему войны.
Памятник Николаю I
Год установки – 1859. Для памятника отвели место на Исаакиевской площади. Проектом занимался П. Клодт, но пьедестал с множеством деталей разрабатывал О. Монферран. В барельефах нашли отражение основные вехи царствования Николая I, есть конкретные отсылки и абстрактные. Этот монумент разделён с памятником Петру I Исаакиевским собором, и находят они на одной оси, как бы один догоняет другого.
Памятник Александру III
С 1994 года украшает вход в Мраморный дворец. Свою историю ведёт с 1909 года, когда появился на Знаменской площади. Скульптор Б. Трубецкой сделал около 14 вариантов, включая 2 в полный рост. Хотя памятник критиковали, Николаю II он понравился. По приказу императора на пьедестале даже появилась надпись, свидетельствующая об этом. По причине войн и волнений памятник несколько раз менял адрес прописки.
«Царь-плотник»
Проект памятника утвердил сам Николай II. С его подачи композиция, изображающая молодого Петра I за работой, заняла своё место напротив Адмиралтейства в 1910 году. Спустя год копию памятника скульптора Л. Бернштама отправили в Нидерланды. Поскольку оригинал уничтожили после революции, к 300-летию Санкт-Петербурга голландцы подарили дубликат городу, и он теперь стоит на Адмиралтейской набережной.
Сфинксы на Университетской набережной
Древние скульптуры, привезённые в страну из Египта. Они были обнаружены во время раскопок в Фивах. Куплены сфинксы в начале 30-х годов XIX века. На торгах их чуть не перехватил конкурент из Франции. После изучения памятники установили на Университетской набережной, хотя многие исследователи были против: климат мог оказаться губительным для сфинксов. В 2002 году памятник отреставрировали.
Памятник Анне Ахматовой
Выбор места для скульптуры поэтессы обусловлен её же словами. По заверению Ахматовой, она провела около знаменитой тюрьмы не менее 300 часов. О желании видеть свой памятник именно здесь поэтесса открыто говорит в «Реквием». Хотя саму Анну не арестовывали, её муж и сын, а также близкие друзья в разное время прошли через «Кресты». Открытие памятника состоялось в 2006 году. Скульптор – Г. Додонова, архитектор – В. Реппо.
Памятник Н. В. Гоголю
Изначально планировалось установить его к 100-летию писателя. Однако власти никак не могли утвердить проект. В итоге, скульптура появилась только в 1997 году на Малой Конюшенной улице. Общая высота памятника – около 5 метров. Разработка велась под руководством скульптора М. Белова. Отходить от классического образа он не стал: бронзовый Гоголь стоит в задумчивости, немного склонив голову.
Памятник И. А. Крылову
Открытие состоялось в 1855 году в Летнем саду. Среди памятников литераторам в городе этот стал первым. Скульптор П. Клодт изобразил баснописца сидящим с книгой в руках и немного усталым. По всей ширине пьедестал, высота которого около 3,5 метра, украшен барельефами. В них без проблем читаются знакомые образы – герои произведений Крылова, например, «Квартета» и «Вороны и лисицы».
«Зайчику, спасшемуся от наводнения»
Памятник создан, чтобы увековечь легенды, связанные с названием Заячьего острова. Он установлен на свае около Иоанновского моста в 2003 году. Первоначально проект был сложнее, и расположение было заявлено в ином месте, но ради экономии его переосмыслили. Заяц имеет высоту 58 см и покрыт нитридом титана для прочности. По приданию он прыгнул то ли в руки, то ли на сапог Петра I, когда тот только ступил на остров.
Памятник Павлу I в Михайловском замке
Располагается во дворе Михайловского замка с 2003 года. Авторы – В. Горев и В. Наливайко. Именно Павел I принял решение о строительстве здесь дворца. Император стремился сменить местожительства, опасаясь дворцовых переворотов в Зимнем. Однако осторожность и мнительность его не спасли: не прошло и полутора месяца после переезда в Михайловский замок в 1801 году, как Павла убили в его спальне.
Памятник И. Ф. Крузенштерну
Открыт 1873 году на набережной Лейтенанта Шмидта. Напротив – кадетское морское училище, где получал образование адмирал. Автор скульптуры – И. Монигетти. Высота вместе с постаментом – более 5,5 метра. Вокруг – невысокая кованная ограда. Особая деталь памятника – герб Крузенштерна с девизом, которому он был всегда верен: «spe fretus» — «живущий надеждой». В 70-х похищен бронзовый кортик, который нашли в 1999 году.
Памятник А. С. Грибоедову
Совет народных комиссаров постановил создать изваяние писателя ещё в 1936 году. Бюрократические проволочки и война замедлили работы по проекту В. Лишева. Памятник отлили в 1949, а установили семью годами позже напротив будущего здания ТЮЗа. Хотя площадь была связана с различными историческими событиями, к жизни и творчеству Грибоедова она не имела никого отношения. Это не нравилось многим исследователям.
Памятник М. В. Ломоносову
Находится около Санкт-Петербургского государственного университета с 1986 года. Ломоносов здесь учился, а потом работал ректором. Идея создать памятник учёному возникла гораздо раньше, но её переносили от одной знаковой даты к другой. Реализовать проект удалось лишь к 275-летию Ломоносова. Рядом с монументом, выполненном в классическом стиле, каждый год проходит церемония приветствия первокурсников.
«Стерегущий»
Создан в стиле модерн в начале прошлого века, больше в городе таких нет. Установлен в Александровском парке. Авторы проекта – А. фон Гоген и К. Изенберг. Памятник посвящён гибели экипажа миноносца «Стерегущий» во время русско-японской войны. Сюжет композиции связан с легендой, что двое матросов затопили корабль. Они находились в патовой ситуации и не хотели отдавать судно врагу.
Памятник Ф. М. Достоевскому
Установлен на Владимирской площади. Автор – Л. Холина. Первые наработки по проекту появились ещё в середине 50-х годов прошлого века. Открытие же состоялось только в 1997 году. Доделывали памятник уже потомки Холиной. Место выбирали по совету представителей музея писателя: недалеко отсюда Достоевский умер. Литератор изображён задумчивым и хмурым, каким его и представляют читатели.
«Румянцева победам»
Обелиск возвели в 1799 году, чтобы увековечить память героев русско-турецкой войны. Местом установки выбрали Марсово поле. В связи с периодическими перестройками площадей и появлением новых памятников, творение архитектора В. Бренна дважды переносили. Сейчас обелиск находится на Васильевском острове, куда его определил лично Александр I. Вокруг в 60-х годах позапрошлого века разбили сад.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
Автор памятника М. Шемякин рассказывает, что идею для создания монумента ему предложил Владимир Высоцкий. Автор прибегнул к необычной технике, увеличив пропорции тела императора в полтора раза, не меняя размеров головы. При этом для создания лица использовалась посмертная маска Петра I. Установили памятник в 1991 году на территории Петропавловской крепости. Он неоднозначно воспринимается общественностью.
Памятник Н. А. Римскому-Корсакову
Установлен у Ленинградской консерватории в 1952 году. Здесь композитор профессорствовал почти 40 лет. Над изваянием работали: архитектор М. Шепилевский, скульпторы В. Боголюбов и В. Ингал. Памятник производит впечатление своими габаритами. Хоть Римский-Корсаков и изображён сидя, общая высота – более 7 метров. Для постамента были использованы некоторые блоки от памятника Александру III.
Памятник М. И. Кутузову
Одно из первых произведений монументальной скульптуры в городе, передающих реальный портрет исторической личности. Установлен в 1837 году на Казанской площади в честь 25-летия победы в войне с Наполеоном. Проект базируется на наработках Б. Орловского. Входит в единую группу с памятником Барклаю де Толли. Однако Кутузов показан куда более решительным, так как именно он ассоциируется с успехом русской армии.
Памятник Барклаю де Толли
Гармонично вписан в архитектуру Казанской площади вместе с памятником Кутузову. Монумент открыли также в 1837 году в связи с 25-летием со дня победы в Отечественной войне. Поскольку де Толли командовал отступлением, его образ скульптором Орловским передан не слишком уверенным. Во время Великой Отечественной памятник не прятали и не закрывали, в отличие от большинства скульптур Санкт-Петербурга.
Памятник С. О. Макарову
В 1913 году по проекту Л. Шервуда в Кронштадте создан памятник флотоводцу и полярному исследователю Степану Макарову. Установлен на Якорной площади в присутствии Николая II. Отливали скульптуру из бронзы в Петербурге, а постамент изготовили из гранита. Композиция, имеющая высоту около 8,5 метра, получилась экспрессивной. Якорные цепи, окружившие памятник – реальные и были доставлены со склада.
Львы Санкт-Петербурга
Существует туристический маршрут, позволяющий увидеть самые популярные скульптуры львов, расставленные по городу в разные века. Например, львов, установленных в 1832 году напротив Адмиралтейства. Также следует пройти по Львиному мостику на набережной канала Грибоедова. А на Петровской набережной туристов встречают китайские львы Ши-Цза, подаренные городу Маньчжурией в 1907 году.