какие словосочетания называются неделимыми
РУСТЬЮТОРС
Словосочетание: виды и примеры словосочетаний.
Содержание:
↑ Словосочетание. Отличие словосочетания от предложения
Словосочетанием является не любое сочетание слов, а только такое, в котором можно выделить главное, опорное слово и зависимое (подчиненное). От опорного слова к зависимому можно задать вопрос, который устанавливает смысловые подчинительные отношения и подтверждает их наличие, например: поздняя осень, купить шубу, писать быстро.
Словосочетание отличается от предложения:
↑ Типы словосочетаний
Словосочетания подразделяются: по составу, по опорному слову, по типу связи, по смысловым отношениям.
↑ Простые и сложные словосочетания (примеры)
Например, во фрагменте «Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста» можно найти как простые, так и сложные словосочетания:
Простые словосочетания: рослый профессор; опровергавших тезис; тезис о вырождении; о вырождении аристократии; неуступчиво торговался; грозно торговался; торговался за «Историю»; историю живописи; итальянской живописи; «Историю» с вклейками; красочными вклейками; фотографий среди текста; проложенными бумагой, папиросной бумагой.
Сложные словосочетания: рослый профессор исторического факультета; всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии; неуступчиво и грозно торговался; торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками и множеством фотографий среди текста; проложенными папиросной бумагой.
↑ Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания
В зависимости от степени спаянности слов внутри словосочетания они делятся на свободные и несвободные или «делимые и неделимые». В свободном словосочетании лексические значения слов, входящих в него, сохраняются.
Рассмотрим пример: «Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста»
Свободными являются такие словосочетания, как рослый профессор, тезис о вырождении, грозно торговался и др. В свободном словосочетании компоненты легко замещаются: известный профессор, любимый профессор, штатный профессор; тезис о гуманности, тезис об ответственности, тезис о зависимости; легко торговался, долго торговался, успешно торговался.
Несвободные словосочетания отличаются от свободных тем, что в них опорное слово не может быть отдельным членом предложения, то есть оно синтаксически несвободно. Несвободные словосочетания называют цельными словосочетаниями.
Несвободными (неделимыми, цельными) словосочетаниями являются:
1) Словосочетания с главным словами, обозначающими определенное или неопределенное количество
Примеры: два орла, много карасей, несколько товарищей, множество бумаг, сотни дел, меньшинство посетителей, две тетради, три грузовика, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир; несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов; два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина; бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки; куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.
2) Словосочетания, в составе которого есть предлог ИЗ со значением «избирательность». (сочетания числительного (местоимения) + предлога ИЗ+существительного (местоимения))
Примеры: один из учеников, любой из нас, двое из класса, кто-нибудь из присутствующих.
3) Словосочетания с предлогом С со значением «совместности»сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест)
Примеры: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой
4) Существительные (глаза, рот, лицо, рост…) с прилагательными.
Примеры: небольшого роста, с голубыми глазами, с острым носом.
5) Составные сказуемые.
Примеры: начать петь, продолжать играть, готов поверить, нужно думать, хотеть уехать, пытаться понять, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, необходимо послать, можно построить, нельзя купаться, начать посещать, перестать писать, оказаться недолговечной, стать седым, притвориться спящим, стоять первым, родиться счастливой, вернуться
расстроенным, работать токарем.
6) Неопределенно-признаковые словосочетания.
Примеры: что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову
7) Словосочетания, главное слово которых обозначает какой- либо неотъемлемый признак конкретизируемого предмета или действия: Примеры: девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом;плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причин
8) Метафоры с опорным словом существительным,
Примеры: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.
9) Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Эти существительные не могут самостоятельно (без распространителя) выполнять в предложении синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения, так как в их содержании (весьма отвлеченном) отсутствует характеризующая предмет или действие информация.
Примеры: Иван Петрович — человек серьезный, Актеры — люди интересные: Ему, человеку опытному, все стало понятно’, У Анны Сергеевны, женщины доброй, врагов не было; Скрипка — вещь дели- катная: Сторожить колхозную свеклу — дело нехитрое: Торговать укропом и петрушкой — занятие не для Маши; Наш сад — место особое.
10) Фразеологизмы.
Такие словосочетания воспроизводятся в речи как готовые речевые единицы: как зеницу ока, вешать нос, откуда ни возьмись. Как правило, эти словосочетания адекватны одному слову. Фразеологически несвободные словосочетания изучает фразеология.
↑ Именные, глагольные, наречные словосочетания
1. Именные словосочетания, которые, в свою очередь, делятся на:
а) субстантивные словосочетания — с именем существительным в роли главного слова.
Примеры: водяной смерч, вторая глава, потерянное время, звук выстрела, акт вандализма, депутат от региона, события в Манеже, встреча наедине, яйцо всмятку, стремление оправдать, намерение исчезнуть.
Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых на первом месте прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прилагательное + существительное»;
б) адъективные словосочетания — с именем прилагательным в роли главного слова:
Примеры: доступный гражданам, доступный для понимания, далекий от реальности, гордый победой, способный разместить, похожий на нас, крайне неаккуратный, давно известный.
Адъективные словосочетания являются продуктивными конструкциями в современном русском языке. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний: седеть от времени — седой от времени, зеленеть по весне — зеленый по весне;
в) словосочетания с именем числительным в роли главного слова.
Примеры: шесть часов, третий с края, двое с портфелями, один из нас.
Такие словосочетания в составе предложения обычно выполняют функцию одного члена предложения;
г) словосочетания с местоимением в роли главного слова.
Примеры: каждый из присутствующих, нечто главное, что-то случайное.
В качестве главного слова, как правило, выступают неопределенные и определительные местоимения типа: кто-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто, каждый, любой, иной и др. Остальные местоимения в роли главного слова встречаются редко, так как местоимения достаточно абстрактны.
2. Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как глагол в большей степени, чем другие части речи, обладает способностью к распространению. Различаются следующие глагольные словосочетания:
а) с зависимым именем существительным или местоимением.
Примеры: указывать путь, указывать на недостатки, пресекать игру, броситься к стене, беречь себя, говорить о нас, говорить нам, устроить для других;
б) с зависимым инфинитивом.
Примеры: попросить спеть, зайти попрощаться, отказаться говорить, заставить молчать;
в) с зависимым деепричастием:
Примеры: идти пританцовывая, слушать улыбаясь, сидеть откинувшись;
г) с зависимым наречием.
Примеры: наблюдать повсеместно, кинуться сразмаху, увеличиться вдвое, действовать самостоятельно, привозить чаще.
К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с глагольными формами — причастиями и деепричастиями — в роли главных слов. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: ходить по улицам — ходивший по улицам, построить дом — построенный дом; рассматривать картины — рассматривая картины, опустить удочку — опустив удочку.
3. Наречные (адвербиальные) словосочетания:
а) с наречием в роли главного слова.
Примеры: очень далеко,откуда-то сверху, откуда-то из темноты, весьма непросто (объяснялся), недалеко от города;
б) с категорией состояния в роли главного слова.
Примеры: холодно на улице, трудно с детьми, хорошо в лесу, мне жаль, слишком больно.
↑ Не является словосочетанием
Рассмотрим предложение из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого:
Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак.
В этом предложении не являются словосочетаниями:
1) однородные члены: и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку; стол и кресла; вынести и накрыть;вернувшись и пригласив; (так как связаны сочинительной связью)
2)грамматическая основа: князь велел (эти слова связаны предикативной связью)
3) обособленные второстепенные члены: велел вернувшись; велел пригласив; вынести под каштан (слова связаны полупредикативной связью)
Являются словосочетаниями: вернувшись (с кем?) с Кити; вернувшись (откуда?) с вод; пригласив (куда? к кому?) к себе; пригласив (с какой целью?) к кофе; пригласив (кого?) полковника; пригласив (кого?) Марью Евгеньевну; пригласив (кого?) Вареньку; велел (что?) вынести; велел (что?) накрыть; вынести (что?) стол; вынести (что?) кресла; вынести (куда?) в садик; накрыть (что?) завтрак; накрыть (где?) там (поскольку эти слова связаны подчинительной связью между собой).
↑ Типы подчинительной связи в словосочетании
По типу подчинительной связи выделяют словосочетания со связью:
Виды связей в словосочетаниях
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Обучение русскому языку в 8 классе (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово. Сравнивая словосочетания книгу и
ответ, замечаем, что первое называет действие и предмет, второе этого значения не имеет (дать ответ — ответить). Значение действия во втором примере названо грамматически зависимым словом, которое, таким образом, является главным по смыслу. Следовательно, словосочетание дать ответ — неделимое. Ср. такие же примеры:
в школу —
в ярость,
в дом —
в пляс,
деньги —
память.
Грамматическое значение в неделимых словосочетаниях не устанавливается, в составе предложения они являются одним членом предложения. Например, в предложении Моим окном стал сад осенний. (Т. Кузовлева) три словосочетания: сад осенний, моим окном, окном стал. Последнее словосочетание — неделимое: 1) главным по смыслу выступает в нем грамматически зависимое слово окном; 2) грамматическое значение в словосочетании не устанавливается; 3) словосочетание в составе предложения является одним его членом — составным именным сказуемым.
Умение вычленять неделимые словосочетания помогает ученику в дальнейшем определять члены предложения, выраженные такими словосочетаниями (составные сказуемые, неоднословные подлежащие, дополнения, определения и обстоятельства): Я это задание
. Пастушья сумка — лечебная трава.
купили куртки
.
Условия возникновения неделимых сочетаний различны, и пока не установлены единые основания их классификации и единое определение. В учебнике приводятся разные группы неделимых словосочетаний, например при выражении членов предложения. Среди неделимых сочетаний можно выделить следующие группы.
1) Фразеологические: а) тришкин кафтан, бабье лето, тертый калач; б) глагольно-именные обороты, эквивалентные слову: ответ (ответить),
вопрос (спросить),
глаза (потупиться),
значение (значить),
в пляс (заплясать).
2) Сочетания синтаксически служебных слов с инфинитивом: уехать,
учиться,
вернуться,
видеть,
решиться. Эти сочетания изучаются в школе как способ выражения составного глагольного сказуемого. Грамматически главным словом в приведенных сочетаниях является вспомогательный глагол или краткое прилагательное, о чем свидетельствует парадигма (
,
,
уехать), по смыслу же главным выступает инфинитив, который является грамматически зависимым словом, следовательно, перед нами неделимое словосочетание:
К синтаксически служебным словам, выступающим в роли главного компонента неделимых словосочетаний, относятся фазисные глаголы (начать, продолжать, кончить, перестать), глаголы-связки (казаться, считаться, являться, делаться, становиться, оказаться, стать), слова с модальным значением (мочь, хотеть, намереваться, собираться; нужно, надо, можно, должно; намерен, обязан, готов). Слова с модальным значением принадлежат к разным частям речи, объединяются в одну группу общностью значения: они обозначают возможность-невозможность, необходимость, долженствование, намерение, т. е. выражают модальное отношение, а словосочетания с этими словами изучаются как способ выражения составного сказуемого.
3) Количественно-именные словосочетания: стола (т. е. столы),
людей (т. е. люди),
книг,
присутствующих. Среди количественно-именных словосочетаний выделяются метафорические:
улыбок,
вкуса,
слез и под. Во всех количественно-именных сочетаниях грамматически зависимое слово является главным по смыслу.
4) Тавтологические сочетания: крепким сном (
крепко; крепким сном в данном случае — неделимое словосочетание),
грустной улыбкой (
грустно),
веселой жизнью,
широким шагом. Зависимое прилагательное в неделимых словосочетаниях крепким сном, грустной улыбкой и под. — главное по смыслу слово.
5) Местоименные словосочетания. Местоимения в роли главного слова образуют неделимые словосочетания, грамматическое значение в них не устанавливается. Например, словосочетания: с вами,
с сыном,
из вас,
из учеников,
из присутствующих,
необычное,
странное,
в берете. См. в предложениях: Нас с вами заметили. Соберемся у кого-нибудь из нас. Произошло нечто неожиданное. Вошел некто в белом.
6) Все составные наименования: Черное море, Дальний Восток, Северная Корея, «Комсомольская правда», «Дом с мезонином», «Ваши шесть соток» и др.
Неделимость словосочетания может обнаруживаться:
а) в двухсловном словосочетании, например: ответ,
дыма,
уехать,
стола,
с вами;
б) в трехсловном сочетании, например: крепким сном,
грустной улыбкой,
в раннем возрасте,
некоторое время,
с голубыми глазами,
высокого роста,
большого размера,
темного цвета,
с крашеными полами,
с мягким сиденьем;
в) в составе предложения, например: Вы человек удивительный, Отец с матерью ушли в театр.
Подобные словосочетания устанавливаются опытным путем, при анализе предложения и словосочетания.
9. По количеству компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.
Простым называется словосочетание из двух компонентов: золотая ,
у дома,
в поезде,
в магазин,
по краям, по-юношески
, по-мальчишески и др. К простым можно отнести и трехсловные словосочетания, в которых зависимый компонент — неделимое словосочетание любого типа:
какая? с длинными волосами, что? море цветов, что? несколько книг, какой? двухметровой высоты, как? хитрыми глазами.
Сложным называется словосочетание из трех и более компонентов, например: у нашего дома,
в поезде на юг,
в магазин за книгой (3 компонента); по-юношески стройный пожилой (4 компонента); по-мальчишески звонко
нам что-то (5 компонентов).
Сложные словосочетания образуются четырьмя основными способами: 1) распространением слова словосочетанием: трава у нашего дома; 2) распространением слова двумя зависимыми словами: ехать в поезде на юг, зайти в магазин за книгой; 3) распространением словосочетания словом: наш старый дом, 4) распространением словосочетания другим словосочетанием: по-юношески стройный пожилой человек, по-мальчишески звонко крикнул нам.
Эти четыре способа — возможные пути образования сложных словосочетаний. В конкретном словосочетании можно увидеть не один возможный способ его образования. Например, словосочетание золотая восьмидесятого года может быть образовано четвертым способом (золотая осень + восьмидесятого года) или третьим (золотая + осень восьмидесятого года).
В процессе изучения и повторения словосочетаний ученик 8 класса должен хорошо представлять себе строение словосочетаний, знать основные грамматические значения и уметь выделять словосочетание в составе предложения.
Основными упражнениями на строение словосочетания являются упр. 60—62, позволяющие закрепить навыки выделения главного и зависимого слов. В случае затруднений при выделении главного слова следует использовать парадигму словосочетания, то есть изменять форму главного слова. Можно опираться и на номинативную функцию словосочетания. Упр. 72 и 74 содержат задания по орфографии (правописание о — е после шипящих в разных частях слова, и — е в окончаниях существительных в родительном, дательном и предложном падежах).
Упр. 64 и 73 учат правильно выбирать форму зависимого слова. Ошибки в выборе форм чаще встречаются в случаях, когда однокорневые части речи имеют разное управление (искал истину; поиск истины).
При изучении связей слов в словосочетании целесообразнее опираться на особенности слова как части речи. Этот материал представлен в упр. 67, 68, 69; упр. 70 является обобщающим. Упр. 71, 73 содержат однокорневые части речи, допускающие разные виды связи (смотрел с испугом — испуганно). Они более трудны для ученика, поэтому целесообразно одно из них разобрать в классе.
Наиболее трудной для ученика представляется тема «Грамматическое значение словосочетаний», поскольку эти значения создаются разными значениями компонентов словосочетания (значениями частей речи, категориально-семантическими значениями, значениями предложно-падежных форм существительных). Ученик устанавливает грамматическое значение словосочетаний по вопросам. Так как значение словосочетания может создаваться разными значениями его компонентов, то при неморфологизованном способе выражения значения к зависимому слову можно задавать два вопроса и определять в нем два значения. Например, думы о прошлом (думы какие?, думы о чем?) — два значения: определительное (« + предлог + сущ. в тв. п.») и дополнительное; поездка в горы (поездка какая?, поездка куда?) — два значения: определительное и обстоятельственное.
Учителю нужно иметь в виду, что не возникает затруднений в определении грамматического значения словосочетания при морфологизованном способе его выражения, когда в определении части речи содержится и ее сочетаемость (прилагательное называет признак предмета, наречие — признак действия, другого признака, реже — предмета). При неморфологизованном способе выражения грамматического значения используется синонимия словосочетаний (самоцветы с Урала — уральские самоцветы, учусь танцевать — учусь танцам). Этот материал представлен в упр. 77 (бассейн для плавания, костюм для тренировки, парк при море, гостиница при вокзале — грамматическое значение определительное (предмет и его признак). Ученик доказывает это, используя синонимичные словосочетания с прилагательным. Следует при этом учесть, что главное слово называет предмет и обстоятельственные отношения в подобных словосочетаниях невозможны. Ср. словосочетания типа поездка на Урал, отдых в Крыму, где, кроме определительного, выражено и обстоятельственное значение. В сочетаниях верность традициям, преданность делу наряду с дополнительным значением (признак и предмет его приложения) выражено и определительное (« + сущ.»).
В упр. 78 ученик должен выделить словосочетания в тексте. Это важно для понимания смысловых связей внутри предложения и ставит перед учеником задачу — отличать словосочетания от других сочетаний словоформ (от грамматической основы, однородных членов, обособленных групп и др.). Делать это следует, опираясь на определение словосочетания и на его парадигму (систему форм).
В результате повторения словосочетаний и изучения их строения и грамматического значения учащиеся должны научиться делать синтаксический анализ словосочетаний. Анализ словосочетаний производится в следующем порядке: 1) определяем, сколько словосочетаний в данном предложении, выписываем их; 2) устанавливаем главное слово; 3) устанавливаем зависимое слово, задавая к нему вопрос от главного; 4) составляем схему; 5) определяем вид связи слов; 6) определяем грамматическое значение. Можно предложить ученику записать синонимичное словосочетание, если оно есть.
ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема « + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема « + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоим.-прил. + », связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Заканчивая изучение словосочетаний, рекомендуется в качестве контроля провести проверочную работу, в которой ученик выделяет словосочетания из предложения и производит их анализ. Целесообразнее эту работу выполнять дома, так как в программе на изучение словосочетаний отводится мало времени.
К 8 классу учащиеся знают, что предложения бывают простые и сложные, что в зависимости от цели высказывания они делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные, что в простых предложениях обязательно присутствуют главные члены, которые образуют грамматическую основу. Таким образом, ученики располагают основными сведениями о строении предложения и его грамматическом значении.
Таким образом, понятие грамматической основы (ГО) становится центральным при изучении и описании простого предложения. Учащиеся знают, что ГО включает главные члены предложения, то есть, чтобы ее выделить, нужно представлять себе, что такое подлежащее и сказуемое. Однако выделить ГО можно и не используя понятия о подлежащем и сказуемом. Это особенно важно для тех учеников, которые интересуются лингвистикой, а также для тех, кто затрудняется в выделении подлежащего и сказуемого и в определении их состава.
Учебник не содержит сведений о возможности выделения ГО без использования термина «главные члены предложения». Однако учителю полезно познакомиться с правилами выделения ГО, которые помогают выявить: 1) роль форм наклонения и времени глагола в составе предложения, 2) необходимость выделения синтаксически служебных слов, 3) способность члена предложения занимать независимую позицию.
Как известно, большинство предложений русского языка содержит в своем составе глагол. Формы наклонения и времени глагола являются средством выражения предикативности, которая признается основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания.
Однако существуют и безглагольные предложения (Москва — столица России. Родное место — мать родная, а чужбина — мачеха. Мы рады вашему приходу. Скоро зима. На улице прохладно). В подобных предложениях глагол-связка не употребляется и отсутствие глагола выражает значение настоящего времени. Такая связка называется нулевой. Ср.: На улице прохладно. На улице было прохладно. На улице будет прохладно.
Учитывая эти общие положения, мы выделяем ГО по следующим признакам:
1) в ГО обязательно входит глагол в форме наклонения;
2) один из членов ГО не зависит по своим формам от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию;
3) если форму наклонения имеет вспомогательный глагол или глагол-связка, то они соединяются с самостоятельным словом в один член предложения.
Например: Машина медленно двигалась по дороге. Она была тяжело нагружена.
В первом предложении есть глагол в форме наклонения, он входит в ГО. Глагол двигалась по формам рода и числа (ж. р., ед. ч.) зависит от существительного машина. Существительное машина по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому оно входит в ГО. Следовательно, в первом предложении ГО — машина двигалась. В ГО один член предложения занимает независимую позицию (машина), другой — имеет форму наклонения (двигалась) и зависит от первого по формам рода и числа.
Во втором предложении глагол в форме наклонения была, поэтому он входит в ГО. Глагол была по формам рода и числа (ж. р., ед. ч.) зависит от местоимения она. Местоимение она по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому входит в ГО. Была — это глагол-связка, то есть синтаксически служебное слово. Оно соединяется с самостоятельным словом нагружена в один член предложения. ГО второго предложения — она была нагружена. В ГО один член предложения занимает независимую позицию (она), другой — имеет форму наклонения (была нагружена) и зависит от первого по формам числа и рода.
Если в предложении нет глагола, то поиск ГО начинаем со второго пункта, то есть устанавливаем член предложения, который занимает независимую позицию — по своим формам не зависит от других членов предложения. Например, в предложении На улице сегодня не по-летнему прохладно нет глагола. Категория состояния прохладно не зависит от других членов предложения, следовательно, входит в ГО. ГО — прохладно. Глагол-связка нулевая — показатель настоящего времени. Для выражения прошедшего и будущего времени связка обязательна (было прохладно, будет прохладно). Таким образом, в ГО рассматриваемого предложения входит слово категории состояния и нулевая связка при нем.
Если в предложении употребляется нулевая связка, то есть ученик, выделяя ГО, не находит глагола, целесообразно изменить предложение, употребив глагол-связку (Мой брат — программист, был, будет программистом. Москва — столица России, является, была, стала столицей. Нам сегодня весело — было, будет весело). Это упрощает поиск ГО и одновременно практически знакомит ученика с парадигмой предложения.
Если глагол в форме наклонения занимает независимую позицию, ГО односоставная (Скоро стемнеет. В домах закрывают ставни). Глаголы в форме изъявительного наклонения занимают независимую позицию, то есть формы лица и числа в них не продиктованы формами других слов. Ср.: Небо темнеет. Небеса темнеют, где формы числа в глаголах продиктованы соответствующей формой существительных небо, небеса. Если глагол в форме наклонения зависит по роду, числу или лицу от другой словоформы, то ГО двусоставная: одна словоформа в независимой позиции, другая — в зависимой от нее. Поэтому в учебнике говорится, что в двусоставном предложении в ГО два члена предложения, а в односоставном — один.
Если в предложении нет глагола в форме наклонения, то в нем обязательно есть словоформа в независимой позиции (Ночь. На улице темно). В назывном предложении, как сказано в учебнике, глагола-сказуемого не бывает, в безличном глагол-связка имеет нулевую форму для выражения настоящего времени. Ср.: было темно, будет темно, где связка обязательна для выражения времени.
Если ученик не умеет находить подлежащее и сказуемое или, наоборот, легко их выделяет, можно для обнаружения ГО использовать перечисленные признаки. В этом случае задание на выделение ГО выполняется следующим образом: 1) найти глагол в форме наклонения, который обязательно войдет в грамматическую основу; 2) установить, зависит ли этот глагол по формам рода, числа или лица от другого слова. Если зависит, то это другое слово войдет в грамматическую основу как независимый член; 3) определить, является ли глагол в форме наклонения синтаксически самостоятельным, то есть образующим отдельный член предложения. Если это слово синтаксически служебное, то следует найти самостоятельное слово, с которым связано служебное. В этом случае компонент основы состоит из двух или более словоформ. Например: Всходит солнце, За окном светлеет, Скоро нужно будет вставать. В первом предложении: 1) глагол в форме наклонения всходит, он войдет в ГО; 2) глагол получил форму числа и лица от словоформы солнце, эта словоформа не зависит от других членов предложения и тоже войдет в ГО; 3) словоформа всходит синтаксически самостоятельная. ГО предложения — солнце всходит. Во втором предложении: 1) глагол в форме наклонения светлеет, он войдет в ГО; 2) по форме числа и лица глагол не зависит от других членов предложения (у него независимая позиция); 3) это слово синтаксически самостоятельное. ГО предложения — светлеет. В третьем предложении: 1) глагол в форме наклонения будет, он войдет в ГО; 2) по форме числа и лица глагол не зависит от других членов; 3) это слово синтаксически служебное, оно соединяется по смыслу со словом нужно (нужно будет). Но слово нужно тоже синтаксически служебное (оно выражает значение необходимости, т. е. модальное) и по смыслу соединяется со словом вставать — синтаксически самостоятельным. В ГО входят три словоформы, но они образуют один член ГО. Этот член предложения имеет форму наклонения и не зависит от других членов предложения. ГО предложения — нужно будет вставать.
В простом предложении выделяются члены предложения, а строится оно из словоформ. Словоформа — это самостоятельная часть речи в одной из своих форм. Например, в предложении Скоро нужно будет вставать — четыре словоформы, то есть четыре самостоятельных части речи, но два члена предложения: обстоятельство скоро и сказуемое нужно будет вставать.
Учителю важно помнить, что самостоятельные части речи по-разному функционируют в предложении: одни выступают как отдельные члены предложения, другие такой способностью не обладают. Поэтому среди словоформ выделяют синтаксически самостоятельные и синтаксически служебные. Синтаксически служебными являются знаменательные части речи, которые по своему значению не могут стать отдельным членом предложения. К синтаксически служебным относятся глаголы со значением начала, конца и продолжения действия (фазисные), глаголы-связки и связочные слова с модальным значением возможности, желательности, долженствования и др.
Члены предложения, как известно, могут выражаться одной словоформой и могут состоять из нескольких словоформ. В последнем случае они называются составными (составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое). Член предложения — это синтаксически самостоятельное слово, одно или в сочетании со служебным.
Таким образом, в предложении столько членов предложения, сколько в нем синтаксически самостоятельных словоформ. Так, в предложении Мы начали писать и перестали разговаривать употреблено шесть слов, из них три — синтаксически самостоятельные, поэтому в предложении три члена предложения. Один член предложения простой (мы), два члена предложения составные (начали писать, перестали разговаривать).
Предложение, как и словосочетание, имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Грамматическая форма представлена в грамматической основе, поэтому грамматическая основа — это центр предложения. Грамматическая основа предложения служит для выражения грамматического значения. В учебнике названы три грамматических значения, которые выражаются формой наклонения глагола и интонацией: 1) сообщение о действии или признаке в настоящем, прошедшем или будущем времени; 2) вопрос о действии или признаке в определенном времени; 3) побуждение к действию.
Предложение, как и словосочетание, можно представить в виде схемы, включая в нее только ГО, чтобы определить тип предложения, или представляя строение предложения графически. Например: Каждый охотно набрал бы брусники побольше. Первая схема — «мест.-сущ. в им. п. + глаг. в сослаг. накл.» (двусост. предл.); вторая — . Схему и предложение обычно совмещают, подчеркивая члены предложения: Каждый
.
После повторения сведений о грамматической основе, роли глагола в ее построении и классификации предложений по грамматической основе учащиеся приступают к выполнению упражнений. Упражнения в § 8 начинаются с повторения (упр. 82, где нужно определить предложения по цели высказывания). Затем в упражнениях выясняется роль глагола в предложении, поэтому предлагается найти сказуемое и указать форму наклонения в нем (упр. 85, 86, 87). Можно изменить задание к упражнениям, предложив ученикам найти глаголы, определить в них форму наклонения и установить, какими членами предложения они являются. В упр. 85(II), 86, 87 ученики повторяют типы предложений по цели высказывания.
Важными в этой теме являются упр. 83, 84, 85 и 88, 89, в которых нужно найти ГО. При выполнении этих упражнений можно использовать некоторые признаки ГО.
Трудным для учащихся представляется упр. 90, в котором нужно установить синтаксическую функцию именительного падежа существительных (подлежащее или обращение) и совпадающего с ним по форме винительного падежа (Агроном осмотрел ржаное Колосится ржаное
. Колосись, ржаное
). Ученик не всегда выделяет обращение и ошибочно принимает его за подлежащее, поскольку и подлежащее, и обращение совпадают по форме (им. п.) и по значению (обозначают реального (подлежащее) или потенциального (обращение) деятеля). При выполнении подобных упражнений рекомендуется обратить внимание на согласование сказуемого с подлежащим (ср.: Лыжники
. Вы
, лыжники. Ребята
. Ребята, вы
в музей).
В § 9 раздела «Простое предложение» учащимся предлагаются некоторые сведения об интонации разных по цели высказывания предложений. Как известно, интонация — явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.
1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное (об уточнении смысла фразы с помощью логического ударения см. упр. 99).