какие сначала ставят звуки
Какие сначала ставят звуки
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Статья:
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Какие сначала ставят звуки
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: При формировании правильного звукопроизношения необходимо соблюдать ряд общих требований к этапам логопедической работы. А также последовательность введения звуков в речь.
Статья:
При формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам логопедической работы. Существует определённая последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается
работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук Р (Рь). Данная последовательность обусловлена готовностью
артикуляционного аппарата к определённому звуку.
Например, звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Если язычок Вашего ребёнка ещё не окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановки звука, а с укрепления язычка, посредством специального логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.
В индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может
меняться. Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить
сначала их, а затем вернуться к свистящим. Так же бывают случаи, когда ребёнку, в
силу возраста, не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются. Это позволит избежать возникновения негативизма к занятиям. Однако, нарушение последовательности постановки звуков – это
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.
Существует ещё спорные ситуации, которые стоит отметить особо. Иногда доводится слышать от родителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук Р». Но не стоит ставить свои интересы, выше интересов ребёнка. Может быть, Вас
он и не интересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся несладко… К тому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли
ребёнку удастся овладеть звуком Р. Кроме того, в процессе логопедических занятий с детьми предусмотрена
определенная последовательность работы с каждым звуком:
1. Подготовка артикуляционного аппарата
2. Первичная постановка звука
3. Закрепление его в устной речи
Для каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений
– артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок должен активно и
сознательно работать, при этом ему должно быть интересно.
Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, пока не появится правильная артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной.
Для ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому выбираются разные игровые упражнения, которые чередуются и меняются.
Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от
слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе
речевого материала во время автоматизации определённых звуков. Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного их произнесения, затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка. Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка…
После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).
Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ,
НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим.
Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например: полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой
чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и
затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным
видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации
звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).
Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч»,
«Т», «Д») рекомендуется автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так
же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем эти звуки проговариваются в обратных слогах: на первом месте находится
гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.
· Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.
Последовательность постановки звуков в логопедии у детей. Таблица, схема
Ребенок, который идет в 1 класс, должен уметь читать, писать. Если есть какие-то отклонения в развитии, то ему будет сложно усваивать материал на уроках, его успеваемость будет падать. Чтобы этого избежать, с малышом необходимо заниматься с самого рождения.
Существует определенная последовательность постановки звуков. Если этим пренебречь, то возникнут разные нарушения в произношении звуков, которые рассматриваются в логопедии с точки зрения заболевания (иногда они поддаются корректировке).
Виды нарушений произносительной стороны речи в логопедии
Даже временная задержка речевого развития может неблагоприятно сказаться на всем развитии ребенка. Усвоение правильной речи является необходимым условием для овладения грамотой и учебы в школе. В логопедии выделяют определенные виды нарушений, к которым относится алалия, дислалия и дазартрия.
Алалия
Алалия – сложное нарушение речевого развития. Оно обозначает несформированность всех отделов речи в результате того, что были поражены речевые зоны в коре головного мозга до рождения и от 0 до 3-х лет.
В свою очередь, алалию подразделяют на:
Бывает, что у ребенка встречается смешанная форма заболевания, но какой-то вид является преобладающим. Моторную (эскпрессивную) алалию можно скорректировать, в то время как ребенок с сенсорной (импрессивной) алалией имеет физический слух, но не понимает то, что говорят другие.
Дислалия
Под дислалией понимают нарушения произношение звуков, но ребенок имеет хороших слух и нормально развитый артикуляционный аппарат. Ребенок с таким диагнозом пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки, когда их произносит. В логопедии дислалия считается распространенным заболеванием.
Примерно у 25-30 % (иногда и 50%) дети дошкольного возраста и у 18-20 % детей младшего школьного возраста диагностируют данное нарушение речи. Если его вовремя не скорректировать, в дальнейшем ребенок не сможет в полной мере овладеть письмом, возможно развитие таких нарушений как дисграфия и дислексия.
Дизартрия
При дизартрии поражается центральный отдел анализатора (речедвигательного) и нарушается работа мышц речевого аппарата. У ребенка страдает речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, поэтому речь нечленораздельна, невнятна. Если диагностирована дизартрия, то с малышом работает логопед, невролог, психиатр.
Причины речевых расстройств у детей
Речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития по самым разным причинам. У таких детей очень часто наблюдается бедный словарный запас, не соответствующий их возрастной группе. Развитие фразовой речи несколько запаздывает, и долго сохраняются дефекты произношения звуков.
Одной из причин такой временной задержки речевого развития могут стать различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние желудочно-кишечные болезни, в результате которых нарушается питание всего организма и коры головного мозга.
Причиной речевых расстройств может быть также:
Среди этиологических факторов можно выделить и социальные причины. Если взрослые говорят торопливо, косноязычно, диалектно, то ребенок будет им подражать.
Когда с малышом не занимаются, тогда дошкольник предоставлен сам себе: он не слышит правильную речь, с ним не общаются, в результате чего он замыкается в себе, мало и плохо говорит. Если в семье поочередно разговаривают на 2-х языках, то это может привести к нарушению речи (дислалии).
Негативное влияние на развитие ребенка
Отрицательное воздействие на развитие дошкольника оказывают:
Предупреждающим фактором нормального развития ребенка является планирование беременности.
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.
Характеристика уровней ОНР
Общее недоразвитие речи в логопедии обозначается аббревиатурой ОНР. Под этим термином понимают разного рода речевые нарушения, когда нарушены компоненты речи (грамматика, лексика, слого- и звукопроизношение).
Уровни общего недоразвития речи | Виды | Симптоматика |
I уровень | Моторная алалия | Неречевые проявления: недоразвитость и слабое развитее крупной и мелкой моторики, отсутствие навыков самообслуживания. Психологические проявления: недостаточно развиты память и внимание, особенность поведения – гиперактивность, расторможенность, малоподвижность или заторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Речевые проявления: речевые навыки формируются с опозданием, одни звуки заменяются другими, ребенок не может повторить правильно слог или слово, артикуляционные движения выполняются с трудом, скудный словарный запас, ребенок говорит короткими фразами, в основном, употребляет имена существительные в начальной форме, речь несвязная, события излагаются не последовательно. |
Сенсорная алалия | Повышенная восприимчивость к звукам разного характера. Ребенок произносит бессмысленные звукосочетания, обрывки слов, неосознанно повторяет чужие слова, одни звуки заменяет другими или пропускает их, части разных слов между собой объединяет в одно слово, не различает слова-паронимы, не может соотнести слово с предметом или явлением. Внимание, слуховое восприятие, память – со всем этим возникают трудности. Ребенок ведет себя импульсивно, хаотично или инертно, замкнуто. Во время речи активно жестикулируют и работают мимическими мышцами. Речь несвязна, в ней нет смысла, ее не понимают окружающие. Ребенок для понимания речи других использует технику «чтение по губам». | |
Афазия | Ребенок переставляет звуки и слоги, повторяет фразы, деятельность, эмоцию, заменяет звуков, объединяет элементы двух выражений в одно, не может выполнить звукобуквенный анализ слова, все это сопровождается проблемами с чтением и письмом. В речи, преимущественно, присутствуют имена существительные, инфинитивная форма глагола, продолжительные паузы, снижена сила и звучность голоса, нарушена ритмическая и мелодическая стороны речи. | |
Дизартрия | Невнятность, нечеткость, малая понятность речи. Слабая артикуляционная моторика, в том числе и дыхательной мускулатуры (дыхание учащенное и прерывистое во время речевой деятельности). Ребенок искажает, заменяет или пропускает звуки, речь невнятная, медленная, невыразительная. Нарушена артикуляция большинства звуков, в том числе и гласных. Снижена сила, изменен тембр речи. Преимущественно шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или боком, отдельные звуки смягчаются, где это не требуется. При тяжелой форме речедвигательные мышцы могут быть полностью обездвижены (паралич). Ребенок не может дифференцировать звуки на слух, также не в состоянии выполнить анализ и синтез звуковой структуры слова. Трудности в общении и его недостаточности приводят к низкому словарному запасу, несогласованности слов. | |
Ринолалия | Нарушена функция дыхания, врожденный неправильный прикус. Развитость интеллекта может быть разной (в норме, с задержкой психического развития или умственная отсталость разной степени). Малыш до 1 года не лепечет. Для артикуляции звуков характерны тихость или беззвучность. Развитие речи происходит с опозданием – первые слова ребенок произносит только в возрасте 2-3лет. Невнятность, невыразительность, непонятность речи. Для отдельных звуков характерно заднеязычное или назальное произношение. Ребенок не в состоянии дифференцировать звуки. Голос глухой и тихий. Для того, чтобы звукопроизношение было более внятным, дошкольник напрягает артикуляционный аппарат, в результате чего появляется гримаса, снижается общее впечатление от сказанного. Помимо неточной артикуляции и искаженного звукопроизношения нарушается слуховое различие звуков, наблюдается невозможность выполнить фонематический анализ, в результате чего возникают расстройства письма (дисграфия и дислексия). Словарный запас недостаточно сформирован, слова между собой не согласованы. | |
II уровень | Задержка речевого развития (ребенок произносит фразы только в 3-4-х летнем возрасте или позже), предложения преимущественно короткие, состоящие из 2-3 слов. В речи мало используются служебные части речи и имя прилагательное. Речь сопровождается жестикуляцией, слова без морфологических характеристик. Словарный запас достаточно разнообразен, но значительно ниже для нормы согласно возрасту. Дети не могут назвать части тела, цветы, предметы и их детали, обобщающие понятия. Ребенок не в состоянии изменить слово, образовать новое, употребить слово в необходимой падежной форме, не различает слова по числам. Члены предложения не согласованы между собой. Дошкольник переставляет или сокращает слоги, не произносит один согласный, если они находятся рядом («стол-тол»). Ребенок не в стоянии выделить какой-то звук и назвать его позицию в слове, назвать примеры на заданный звук. Во время произношения звуки смешиваются, искажаются. Мягкие согласные заменяются твердыми, глухие – звонкими, шипящие – свистящими. Движения не скоординированы, неуклюжи, пальцевый праксис не сформирован. Снижена слухоречевая память, слабое внимание, недостаточное развитие словесно-логического мышления, поэтому наблюдается быстрая утомляемость, ребенок часто отвлекается, делает множество ошибок. | |
III уровень | Фразы развернутые, состоящие из 3-4 слов, сложных предложений практически нет в речи. Встречается, что структура фраз нарушена, в речи доминируют главные члены предложения, возникают трудности при восприятии и строении предложений. Ребенок не может правильно образовать множественное число, просклонять слово по родам, лицам и падежам, не согласует имя существительные с именем прилагательным и числительным. Когда дошкольник пересказывает текст, то пропускает важные моменты или излагает их не в той последовательности. Ребенок практически близко к норме по возрасту понимает речь. Проблемы с восприятием логических и грамматических конструкций с дополнительными членами предложения, с пониманием значений сложносоставных предлогов, приставок или суффиксов. Словарный запас вроде в норме, но при построении фразы ребенок не знает, как называется та или иная часть предмета, не различает лексическое значение слов, возникают трудности с образованием новых слов. Фонетические дефекты: сложные звуки заменяются простыми, звонкие – глухими, твердые смягчаются, неправильно произносятся свистящие, шипящие, звуки Л и ЛЬ, Р и РЬ, слова, состоящие из нескольких слогов (ребенок их переставляет или пропускает). Дошкольник не может определить 1 и последний звук в слове, не может подобрать слова на заданный звук. | |
IV уровень | Речь немного смазана, невыразительна, так как артикуляция нечеткая. Ребенок не может дифференцировать шипящие, аффрикаты. Грубых нарушений в звукопроизношении не наблюдается. Возникают сложности с выговором слов, состоящих из нескольких слогов (дошкольник пропускает, переставляет, сокращает количество звуков и слогов). Наблюдается проблемы с пониманием лексического значения слова, часто смешиваются отдельные понятия («рисунок» – «разукрашка»), ребенок не может объяснить значение пословиц, фразеологизмов, подобрать синоним и антоним, образовать новое слово. Дошкольник неправильно согласует имена существительные, числительные, прилагательные, с ошибками образует множественную форму слова, предлоги употребляет не точно. При выборе верного и неверного слова, ребенок выбирает правильный вариант. Во время рассказа или пересказа заданного текста малыш нарушает последовательность действий и событий, испытывает трудности с выделением тог, что было главное, а что второстепенным, может повторять некоторые моменты несколько раз. |
С каких звуков начинает работу логопед?
Последовательность постановки звуков в логопедии начинается с тех звуков, которые ребенок уже произносит в возрасте 3-х лет. Звуки преимущественно простые для артикуляционного аппарата, они также являются опорными (на их основе ставятся более сложные звуки). К таким звукам относят гласные и согласные звуки: Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й.
Последовательность постановки звуков выполняется постепенно. В логопедии рекомендуется начинать работать над звуками, которые знакомы малышу и он их хорошо выговаривает.
Опорные звуки в речи
На основании опорных звуков будет легче научить дошкольника правильно выговаривать или ставить сложные звуки (шипящие, свистящие и сонорные). Опорными звуками для С являются И, Ф, для Ж – В, З, для Ц – Т, С.
Этапы и последовательность постановки звуков
Последовательность постановки звуков в логопедии, в основном, определяется в течение продолжительного времени. Во время работы участвуют родители, логопеды и кончено же сам ребенок. Существует определенная система, согласно которой процесс постановки звуков проходит более результативно.
Последовательность постановки звуков в логопедии разделяется на такие этапы:
Переходить к очередному этапу можно в том случае, если у дошкольника отсутствуют трудности на данном этапе. Если пренебречь даже мелкими ошибками, то в будущем их будет гораздо тяжелее откорректировать.
Поставить звук можно по-разному:
Условия закрепления звуков в речи
Успешность постановки звуков зависит от многих факторов: от частоты занятий, степени проблемы со звукопроизношением.
Результативность можно разделить на следующие условия, которые должны быть обязательно соблюдены:
Каждый из этих условий взаимодополняющий.
Звуковая разминка
Самые простые звуковые разминки: как звенит комар, как жужжит жук, какой звук издает труба, как шипит змея, как звенит колокольчик, как квакает лягушка, как блеет овечка, как млеет коза, как гудит пароход/паровоз, как воет волк, как стучит молоток, как фырчит еж, как лепечет малыш, как гогочет гусь, как мычит корова, как тикают часы, как говорит утенок/цыпленок/котенок/жеребенок/тигренок.
Логопедические приемы коррекции при трудностях произношения
Нарушения произношения бывают разной степени. Рассматриваем самые распространенные, которые не касаются ОНР.
Звуки [Л], [Л’]
Упражнения на артикуляцию:
Упражнения на дыхание:
Зуки [Р], [Р’]
Эти звуки считаются сложными, а постановка их длительная. Упражнения на артикуляцию заключаются в развитии подвижности и вибрации: поднимание языка (его кончика) к верхним губам или зубам и опускание его к нижним, «прикрепить» язык к верхнему небу, на кончик языка ложится небольшой кусок тонкой бумаги или ваты, которые необходимо сдуть.
Также используются упражнения «гармошка» («балалайка») и «комарик» («моторчик»).
Гармошка
Когда произносится звук Д или Ж пальцем, предварительно вымытым, или соской (натягивается шпатель или палец) делаются движения в горизонтальных направлениях под краем языка. В результате такого механического воздействия язык вибрирует.
Комарик
Звуки Т, Д или З произносятся часто.
Звук [Ш]
Упражнения:
Звук [Ж]
Используются те же упражнения, что и для коррекции звука Ш. В начале звук отрабатывают в слогах, затем в начале слова, середине и конце. Самыми сложными считаются упражнения со словами с этим звуком в каждом слове фразы, предложения.
Звук [Ч]
Звук Ч корректируется по тому же принципу, что и предыдущие шипящие.
Звук [К]
Малыш говорит «ТА» несколько раз, после логопед нажимает приспособлением на спинку языка (передняя часть) и удерживает ее в таком положении за нижними передними зубами. Ребенок произносит «ТА», но слышится «ТЯ». Далее нажим усиливается и получается «КЯ», после чего приспособление двигается немного дальше и получается звук «К».
Звук [Г]
Когда дошкольник верно произносит звук К, то его просят положить руку немного выше гортани и произносить К и Г. При этом логопед объясняет в чем заключается отличие глухого звука от звонкого. Затем ребенок повторяет слоги с парными звуками. Если исправить звук не удалось, то ставят звук Г от Д при помощи шпателя.
Звук [Х]
Звук Х получается, если произносить К с придыханием, в итоге получается «КХ». Затем произносится только звук «Х».
Если исправить звук не удалось, то ставят звук Х от С при помощи шпателя.
Звук [Й]
В начале произносятся слова, на месте которых должен быть звук Й, но осознанно говорится И (еж – иож, играю – играу, шью – шиу). Затем продолжительность гласного звука И уменьшается, слоговый звук становится неслоговым.
Если скорректировать звук не получилось, то ставят звук Й от З при помощи шпателя.
Звук [Ц]
Работа над коррекцией звука Ц начинается после того, как ребенок будет верно произносить звук С. Малышу даются задания, на произношение ТС, при этом не должно быть никаких перерывов и посторонних звуков (если они есть, то нужно это сразу откорректировать).
Затем ребенок повторят слова, в которых звук находится в конце слова. После этого упражнения усложняются – подбираются слова, в которых Ц стоит в начале слова. Самые сложные задания: фразы и предложения, во всех словах которых звук Ц присутствует.
Звук [С]
Артикуляционные упражнения те же, что и при коррекции шипящих звуков. Звук С отрабатывается в начале самостоятельно. Затем его доводят до автоматизма, проговаривая слова (в начале, середине и в конце), фразы, предложения, стихи.
Звук [З]
Работа над исправлением звука З должна быть только после того, как ребенок научился правильно произносить С (автоматически). Для понимания различия парных звуков С и З, необходимо приложить тыльную сторону ладони гортани. Длительно и поочередно произносятся данные звуки. Когда звук З будет произнесен верно, даются упражнения на автоматизацию.
Общие рекомендации
Последовательность постановки звуков в логопедии регламентируется определенными этапами.
При постановке и коррекции важное значение звуков имеет:
Примеры заданий для детей по автоматизации произношения проблемных звуков
Возможные задания для автоматизации проблемных звуков:
Последовательность постановки звуков можно проводить самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к профессионалу. В логопедии существуют несколько методик по коррекции звукопроизношению, которые должен осуществлять педагог-логопед, а в домашних условиях родители могут продолжить занятие.
Автор: Инна Крылова
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о постановки звуков у детей
Постановка звуков Т и Д: