какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа >?

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» [2]. По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя [3],

«
Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил её своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.
»
Дочь Толстого рассказывает о данном случае следующим образом [4]:

«
Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шел медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и еще четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем, горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утесов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое — Толстой и Садо — по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам, вместе с Садо, во весь дух помчался вперед к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер, убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под неё высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях.
»
Во время активного составления «Азбуки» Толстой написал рассказ о кавказском пленнике. Посылая рассказ Н. Н. Страхову в марте 1872 года, Толстой отметил [5]:

«
Все время и силы мои заняты «Азбукой». Для «Зари» я написал совсем новую статью в «Азбуку» — «Кавказский пленник» и пришлю не позже как через неделю. Пожалуйста, напишите, что вы думаете об этой статье. Это образец тех приёмов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.
»
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в журнале «Заря» (1872, № 2). Он вошёл в «Четвёртую русскую книгу для чтения», вышедшую 1 ноября 1872 года. [6]

Сам Толстой высоко оценивал свой рассказ и упоминал его в трактате «Что такое искусство?» в следующем контексте [7]:

«
…свои художественные произведения я причисляю к области дурного искусства, за исключением рассказа «Бог правду видит», желающего принадлежать к первому роду, и «Кавказского пленника», принадлежащего ко второму.
»
При этом «второй род» хорошего искусства определяется им там же как «искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусство всемирное».

Комментируя данный трактат, философ Лев Шестов замечает, что «…он на самом деле превосходно понимает, что никогда его „Кавказский пленник“ или „Бог правду знает, да не скоро скажет“ (только эти два рассказа из всего, что им написано, относит он к хорошему искусству) — не будут иметь для читателей того значения, которое имеют не только его большие романы — но даже „Смерть Ивана Ильича“.»[

Источник

Какие события подсказали Толстому идею создания рассказ Кавказский пленник?

Задания по литературе для 5 класса 1. Какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» (иногда его называют повестью) был напечатан в 1872 году.

Как часто бывает, идею создания подсказали сразу несколько событий.

Толстой легко мог ускакать от погони, но друга не оставил. Им удалось почти добраться до отряда, и тогда по тревоге им выслали помощь, что и заставило чеченцев отказаться от преследования.

Эта история в чем-то перекликается с историей Дины и Жилина в «Кавказском пленнике».

Кстати, произведения с тем же названием есть и у Пушкина, и у Лермонтова.

Возможно, и Толстой хотел и решил назвать свой рассказ так же. Конечно, пленников было двое.

Но, хотя в повествовании невозможно было не упоминать Костылина, главный герой во всех смыслах этого слова именно Жилин и только Жилин. Он вел себя мужественно, отважно, не опозорил чести русского офицера в отличие

от Костылина, который по сути никаких поступков-то и не совершал, только мешал Жилину.

Кроме того, Толстой учит уважать людей независимо от их национальности, и люди это чувствуют, вот и помогают. Горская девушка Дина помогла Жилину несравнимо больше, чем русский Костылин.

Жилин не возненавидел окружающих его в плену людей только за то, что они одной национальности с пленившими его врагами. И простые люди относились к нему с добром и уважением, что помогало вынести тяготы неволи.

Источник

Размышляем над прочитанным. Итоговый урок в 5 кл. по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературы в 5а классе. 16 января 2019 г. Размышляем над прочитанным… Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Рассказ написан в 1872 году.

Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?

«А́збука» — книга особенная, школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике. Состоит из 4-х книг внушительного объема. Включает короткие истории, былины, басни, загадки, но и рекомендации педагогам, методические советы и общие замечания. Первая включает азбуку, тексты для начального чтения, задания по обучению счету. В 3-й и 4-й книгах «Азбуки» и размещен рассказ «Кавказский пленник». Толстой считал этот труд самым важным делом в своей жизни. Свою книгу писатель воспринимал как исполнение долга перед народом.

1. Какие события подсказали Льву Николаевичу Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»?

Почему называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Почему в единственном числе, ведь пленников было два?

Автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой – Жилин.

Деталь, которая не должна пройти мимо пытливого читателя: определение жанра произведения. 1. Жанр произведения обозначен так, как это сделал Л.Н.Толстой: повесть-быль. 2. Быль – события вполне могли произойти или происходили. 3. Повесть – произведение, в котором действуют много героев, где изображается целый ряд событий из жизни главного героя. Если героя 2, то остальные – действующие лица.

Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Найдём главное слово в словосочетании. В толковом словаре С.И.Ожегова мы прочитали значение слов «плен», «пленник», «пленять». Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) подчинить. Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский! пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

Учитель географии: КАВКАЗ – территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области свыше 500 тыс.кв.км. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье.

Адыгейцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки, таты, лакцы)

Учитель ОДК: Важно – как ведут себя во время военных действий люди, какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации. Но неизменным в жизни остаётся одно: нравственные ориентиры. Поэтому так сильна всегда тяга у людей к религии. Можно верить – можно не верить в Бога, в Аллаха, но их нравственные заповеди никогда и никем не подвергаются сомнению, хотя часто нарушаются (или по злому умыслу, или по стечению обстоятельств). Именно нарушение этих заповедей и приводит к конфликтам, к войнам. Главное у Толстого: одинаковые нравственные нормы у христианства и ислама: доброта, порядочность, не бери чужого, не лги, помогай другим, люби родителей… Жилина мусульмане полюбили, поверили в него, и он в них видит людей.

Лев Толстой написал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». Именно эта тема и звучит в названии повести.

Живописная природа Кавказа

Учитель ОБЖ: Зачем Толстой рассказывает детям о войне, ведь война – тема не детская?

1. Поступок Дины – пример и урок взрослым, какими должны быть отношения между людьми разных национальностей, урок нравственности. 2. Именно ребенок показывает противоестественность вражды людей, живущих на одной земле. 3. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. 4. Идея Толстого о бесчеловечности войны связана с образом Дины. 5. Именно Дина оценивает Жилина не как врага, а как доброго, интересного, мужественного человека.

Дети могут спасти мир, но им нужно соответствующее воспитание.

В чем смысл названия рассказа?

1. В названии рассказа заложено противопоставление? двух героев Жилина и Костылина. 2. В плен попадают два офицера. Только один пленён. 3. А Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, решал свои проблемы сам, был сильным, сумел расположить к себе своих врагов. 4. Жилин – герой. О нём речь в рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда, Жилин остаётся на Кавказе. 5. Герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Изречённые мысли Толстого Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война. Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщенность. Не бросай друга в несчастье. Где смелость, там и победа.

— Я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Добра вам и справедливости.

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Номер материала: ДБ-1240949

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Смотреть картинку какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Картинка про какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник. Фото какие события подсказали толстому идею создания рассказа кавказский пленник

С 1859 года Толстой организовал более 20 школ для крестьянских детей, а позднее сам разработал для них учебники. «Кавказский пленник» был написан для школьного пособия «Азбука».

Краткий и полный варианты анализа рассказа помогут составить целостную картину о произведении.

Рассказ написан в 1872 году по реальным событиям: автор чуть не попал в плен во время службы на Кавказе в 1853 г.

Жанр – рассказ;
Направление – реализм;
Основная идея – нельзя сдаваться в трудных ситуациях;
Тема – выбор человека определяет его судьбу в целом;
Проблема – бессмысленность войны между народами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема – то, о чем говорится в произведении; она не имеет выраженной оценки.

Проблема – вопрос, который появляется у автора и читателя при описании темы.

Тема: Нужно стремиться быть автором своей жизни, не позволяя себе просто плыть по течению обстоятельств.

Жилин выбирает сценарий, в котором он решает, как ему жить, Костылин пассивно ждет, что решат за него другие люди.

Проблема: Каждодневный выбор человека влияет на его жизнь в целом, даже мелочи важны.

Тема: И в русском, и в кавказском народе есть хорошие люди, готовые по-человечески помочь.

Жилин, живя в ауле, делает много полезных добрых дел, с интересом и уважением наблюдает за чужой культурой. В ответ на доброту Ивана Дина помогает солдату устроить побег и избежать гибели.

Проблема: Бессмысленность войны, которая подчеркивает, что люди разных народов очень похожи. При близком контакте люди перестают видеть друг в друге врагов.

п.2. Идея и пафос рассказа

Идея – это вывод, который сделал автор, анализируя проблему.

Любая война уродует нормальные отношения между людьми. А Кавказская война стала одним из самых затяжных конфликтов длиной в 47 лет (1817-1864 гг.), это имело негативные последствия для обоих народов.

Поскольку писатель сам служил на Кавказе, он видел это воочию.

Милосердие и человечность – то, что помогает людям в сложных ситуациях.

Жилин при всей силе и твердости характера показывает себя как добрый сострадательный человек.

В момент побега ему было бы проще бросить Костылина, но он не мог так поступить. Жилин нес ответственность за товарища, ведь он сам уговорил его бежать.

Доброта Ивана видна и в желании разобраться, почему его так возненавидел старик-горец. Узнав, что тот потерял семью от рук русских солдат, Жилин проявляет понимание.

Дина – это чистая душа, ребенок, который способен видеть истинную натуру людей. В Жилине она видит просто человека, а не врага, потому что оценивает его по поступкам и словам. Именно поэтому возникает такая трогательная привязанность между Иваном и Диной – в этом они похожи.

п.3. Место героев в образной системе

Взаимодействие между героями строится так, что читателям становится понятно: не каждый свой окажется помощником, не каждый враг окажется негодяем.

Жилин и Костылин являются боевыми товарищами, но противопоставляются (прием антитезы). Костылин в критической ситуации бросает Жилина, спасая лишь себя. Позднее, в момент побега, он выдает их местоположение. Это можно было бы назвать предательством, но это, скорее, обычные слабость и трусость. Жилин же до последнего переживает за судьбу соратника, несет на себе ослабшего Костылина, помогает ему.

Антитезу подчеркивают и говорящие фамилии героев: «Костылин» показывает, что не обойдется без «костыля» в виде помощи со стороны. «Жилин» перекликается со словом «двужильный», что раньше означало «сильный, выносливый».

Финальная сцена спасения Ивана казаками дает надежду, что не все такие, как Костылин, есть и настоящие товарищи.

Изначально татары хотят получить только выгоду (выкуп), им вовсе не хочется убивать пленников. Это сразу перечеркивает их однозначную кровожадность.

Дина идет наперекор устоям своего общества – она помогает Ивану сбежать, и читатель даже не знает, как потом эта ситуация закончилась для нее. Девочка рискует быть жестко наказанной, если узнают о ее участии.

Также автор показывает, что Иван успел завоевать доверие многих сельчан, которые приносили ему в починку свои вещи и даже звали лечить больного.

Автор подчеркивает, как важно оставаться человеком, особенно там, где невольно включается звериный страх за свою жизнь – на войне и в плену.

Образ Жилина воплощает в себе лучшие черты и может быть примером стойкости, мужества, веры в себя и стремления к цели.

п.4. Цитаты из рассказа

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже».
Вскочил на ноги и говорит:
— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…

Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
— Братцы! Братцы!
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *